Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СПОСОБНОСТИ К ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №95827

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2020
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
100
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Анализ литературы по проблеме развития способности к
эстетической оценке современного искусства у младших школьников... 6
1.2 Особенности психолого-педагогического развития способности к
эстетической оценке современного искусства у детей младшего школьного возраста 11
1.3 Возможности внеурочной деятельности в развитии способности к
эстетической оценке современного искусства у детей младшего школьного возраста 15
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 25
2.1 Диагностическое исследование исходного уровня развития
способности к эстетической оценке произведений современного искусства у младших школьников 25
2.2 Содержание работы по развитию способности к эстетической оценке произведений современного искусства у младших школьников
во внеурочной деятельности 36
Заключение 49
Список источников и литературы 52
Приложения 57


Младший школьный возраст - это базовый этап эстетического воспитания личности, пробелы в эстетическом воспитании, допущенные в этот период трудно восполнять в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Целостная картина мира складывается из всего комплекса взаимоотношений человека и действительности на основе художественно-эстетического мышления, вершиной которого является эмоционально-осознанное восприятие искусства. Восприимчивость младшего школьного возраста в формировании эстетической оценки обусловлена особенностями эмоциональной и мыслительной сфер личности ребёнка: высокой эмоциональной отзывчивостью, гибкостью и свободой воображения, преобладанием наглядно-образного мышления, избирательностью восприятия.
Особенностями развития у детей эстетической оценки искусства занимались педагоги (Е.И. Тихеева, Р.А. Орлова, А.В. Суровцева и др.) и деятели общей психологии, педагогики, физиологии (С.Т. Шацкий, П.П. Блонский и др.). Проблема развития эстетического воспитания не только в теоретическом, но и в практическом плане активно разрабатывалась учеными-практиками (В.Н. Шацкая, Н.Н. Долманова, Л.П. Печко, Б.Т. Лихачёв, Е.М. Торшилова и др.).
Особенность искусства заключается в том, что в нём сконцентрирован творческий опыт человечества, его духовное богатство. Произведения искусства, обладая специфическими возможностями передачи художественных образов, раскрывают богатство человеческих чувств и их оттенков, отражают многогранность эмоционально-психологических состояний, вводят в духовный мир автора, создавая тем самым многоликий образ внешнего мира, видение прекрасного. Опираясь на позиции ученых, можно сказать, что они определяют искусство как духовно-ценностное явление (Г.А. Брандт, Е.В. Волкова, А.Ф. Еремеев, Р.П. Шульга), а эстетическую оценку как результат активного взаимодействия произведения искусства и воспринимающего (М.С. Каган, Л.Н. Столович). Однако, несмотря на значимость эстетической оценки в процессе ценностно-смыслового восприятия искусства, ее развитие осуществляется не в полной мере. Недостаточно разработано содержание педагогической работы по развитию эстетической оценки у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс развития способности к эстетической оценке произведений искусства.
Предмет исследования: комплекс мероприятий, направленных на развитие у младших школьников способности к эстетической оценке произведений современного искусства.
Цель работы: теоретически обосновать и представить комплекс мероприятий, направленных на развитие у младших школьников способности к эстетической оценке произведений современного искусства.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи исследования:
1. Провести анализ литературы по проблеме развития способности к эстетической оценке современного искусства у младших школьников.
2. Изучить особенности психолого-педагогического развития способности к эстетической оценке современного искусства у детей младшего школьного возраста.
3. Охарактеризовать возможности внеурочной деятельности в развитии способности к эстетической оценке современного искусства у детей младшего школьного возраста
4. Провести диагностическое исследование исходного уровня развития способности к эстетической оценке произведений современного искусства у младших школьников.
5. Предложить комплекс мероприятий по развитию способности к эстетической оценке произведений современного искусства у младших школьников во внеурочной деятельности.
Методы исследования: методы теоретического анализа (философской, психологической, педагогической и методической литературы); методы научно-педагогического исследования, наблюдение.
Практическая значимость исследования: разработанный комплекс мероприятий может быть использован у младших школьников в развитии способности к эстетической оценке произведений современного искусства.
Теоретическая значимость исследования: данное исследование может быть использовано в занятиях в системе дополнительного образования а также в общеобразовательных школах для развития у младших школьников способности к эстетической оценке произведений современного искусства.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучив литературу по проблеме развития способности эстетической оценки современного искусства детьми младшего школьного возраста, пришли к выводу, что оценка является результатом сложного процесса восприятия реалии. Эстетическая оценка - определение степени эстетической значимости художественного произведения, которая возникает в процессе коммуникации с произведением искусства и выражается в умении чувствовать, понимать и ценить красоту в эстетических суждениях; испытывать потребность в общении с произведениями искусства. Эстетическая оценка ребенка младшего школьного возраста позволяет увидеть ему красоту объекта, его эстетическую ценность и через суждение выразить свое отношение к реальности и искусству.
Эстетическая оценка - определение степени эстетической значимости художественного произведения, которая возникает в процессе общения с произведениями искусства и выражается в умении чувствовать, понимать и ценить красоту в эстетических суждениях; чувствовать потребность в общении с произведениями искусства. В развитии эстетической оценки в начальной школе у детей можно отметить следующие основные характерные особенности: преобладание эмоциональных и чувственных форм в общении с искусством; схематичность детского восприятия; критерий правдивости, который выражается в стремлении детей к прямому сходству искусства с жизнью; ярко выраженная потребность говорить о своих художественных впечатлениях; при восприятии произведений искусства несомненной ценностью является другой человек и т.д. Эстетическая оценка детей младшего школьного возраста характеризуется осмысленностью, логичностью, комплексностью, чувственной эмоциональной глубиной.
Основные виды внеурочной деятельности с детьми по эстетическому воспитанию это: проведение факультативных занятий, сеть литературно - творческих кружков, посещение театров и музеев, а также организация лекций и натурных занятий по живописи, скульптуре, рисунку. Главное условие при организации внеурочной работы по развитию эстетической оценки современного искусства это учет возрастных особенностей младших школьников. Это обусловливает продуктивность усвоения знаний и умений в процессе деятельности, требующей этих умений; опору на эмоциональное восприятие, переживание благодаря активизации деятельности, как левого, так и правого полушария мозга. В процессе осуществления внеурочной деятельности могут достигаться различные цели в комплексе: воспитательные, познавательные, развивающие и обучающие. От выбора формы внеурочной работы, от организации данной формы и ее содержания зависит, какая цель будет превалировать в каждом отдельном случае.
Исходя из результатов проведенного исследования, пришли к выводу о том, что уровень эстетической оценки у младших школьников, которые принимали участие в данном исследовании, находится на достаточно низком уровне развития. У большого количества испытуемых младших школьников в ходе эксперимента наблюдалось неустойчивое отношение к объектам окружающей среды и произведениям современного искусства. В процессе выполнения заданий ребята допускали некоторые ошибки. Из этого следует, что необходимо провести некоторую работу по развитию способности к эстетической оценке произведений современного искусства у младших школьников во внеурочной деятельности. В данном случае целесообразно это будет сделать с использованием произведений современного искусства.
Искусство - это хороший инструмент для развития способности к эстетической оценке у учащихся начальных классов. Во время восприятия предметов искусства дети могут сформировать правильный эстетический вкус, появляются новые эмоции и ощущения, не характерные для личности младшего школьника, развиваются психические процессы и восприятие. И все это приводит к интенсификации творческой активности личности младшего школьника. С помощью проведения занятий во внеурочной деятельности с использованием произведений современного искусства учитель сможет развить истинные эстетические качества человека: вкус, умение ценить, понимать и создавать красоту. Однако на практике мы сталкиваемся с тем, что учителя недостаточно используют произведения искусства для развития способности к эстетической оценке у младшего школьника, уделяя больше времени и усилий развитию практических навыков. Это неприемлемо, потому что без акцента на истинные духовные и художественные ценности эстетическое воспитание и развитие личности будут неполными. Осуществляя полное эстетическое воспитание ребенка в младшем школьном возрасте, учитель обеспечивает его личностное развитие в будущем, которое будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал. Одним из интересных видов творческой внеурочной деятельности детей младшего школьного возраста является рисование. На основе использования некоторых современных технологий была разработана модель программы, направленной на развитие способности к с эстетической оценки произведений современного искусства у младшего школьника в процессе внеурочной деятельности, предполагающая не только обновление содержания, форм и методов работы с детьми, но и развитие профессиональной компетентности педагогов, и повышение психолого-педагогической культуры родителей.


1. Арапова, С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического [Текст] / С.В. Арапова. - СПб.: КАРО, 2004. - 144 с.
2. Бездухов, В.П. Культура и образование [Текст] / В.П. Бездухов // Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. - Самара: СГПУ, 2002. - С. 40 - 54.
3. Беляев, А.А. Эстетика. Словарь [Текст] / А.А. Беляев, Л.И. Новиков, В.И. Толстых. - М.: Политиздат, 1989. - 448 с.
4. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс. - М.: Просвещение, 1986. - 420 с.
5. Борев, Ю.Б. Эстетика [Текст] / Ю.Б. Борев. - М.: Высшая школа, 2002. - 511 с.
6. Буров, А.И. Эстетика: проблемы и споры [Текст] / А.И. Буров. - М.: Искусство, 1975. - 176 с.
7. Буткевич, В.В. Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства: монография [Текст] / В.В. Буткевич, Ю.С. Любимова. - Минск: БГПУ, 2007. - 239 с.
8. Бычков, В.В. Эстетика [Текст] / В.В. Буров. - М.: Гардарики, 2004. - 556 с.
9. Вершинина, Н.А. Методика обучения дошкольников изобразительной деятельности как научная дисциплина [Текст] / А.Н. Вершинина. - Санкт-Петербург: ЛЕМА, 2008. - 141 с.
10. Воробьева, Д.И. Гармония развития [Текст] / Д. И. Воробьева. - С.-П.: Детство-пресс, 2009. - 92 с.
11. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выгосткий. - М.: Педагогика - Пресс, 1996. - 536 с.
12. Герасимов, С.А. Система эстетического воспитания школьников [Текст] / С.А. Герасимов. - М.: Педагогика, 1983. - 264 с.
13. Гончаров, И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности [Текст] / И.Ф. Гончаров. - М.: Педагогика, 1986. - 128 с.
14. Гусленко, И.Ю. Составляющие методики эстетического воспитания студентов в вузе [Текст] / И.Ю. Гусленко // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: гуманитарные науки. - 2011. - № 6. - С. 305-310.
15. Добрынин, Н.Ф. Искусство и проблемы прекрасного [Текст] / Н.Ф. Добрынин. - М.: Просвещение, 1993. - 190 с.
16. Дремов, А.К. Эстетический идеал современной литературы [Текст] / А.К. Дремов. - М.: Знание, 2007. - 62 с.
17. Ефремова, Л.И. Эстетическая среда как фактор развития личности [Текст] / Л.И Ефремова, А.А. Соловьев // Начальная школа. - 1999. - №11. - С.52-56.
18. Жуковский, В.И. Теория изобразительного искусства [Текст] / В.И. Жуковский. - Красноярск, 2004. - 180 с.
19. Зарецкая, И.И. Эстетическое воспитание как фактор социализации младших школьников [Текст] / И.И. Зарецкая // Начальная школа. - 200. - № 1. - С.54-58.
20. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 кл.: кн. для учителя [Текст] / Б.М. Неменский, Н.Н. Фомина, Н.В. Гросул и др. - М.: Просвещение, 2001. - 192 с.
21. Ильенков, Э.В. К беседе об эстетическом воспитании [Текст] / Э.В. Ильенков // Школа должна учить мыслить. - 2002. - №3. - С. 91 - 94.
22. Кальянов, В.Т. Эстетическая подготовка учителя в школе [Текст] / В.Т. Кальянов. - М., 2004. - 128 с.
23. Киященко, Н.И. Эстетическое воспитание и целостное развитие личности: эстетическая культура и эстетическое воспитание [Текст] / Н.И. Киященко. - М, 1983. - 304 с.
24. Кузина, Е.В. Формирование эстетических чувств у младших
школьников в процессе изучения произведений искусств [Текст] : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. - Москва,
1991. - 18 с.
25. Кушаев, Н.А. Основы эстетического воспитания [Текст] / Н.А. Кушаев. - М.: Просвещение. - 1986. - 240 с.
26. Лабковская, Г.С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: кн. для учителя [Текст] / Г.С. Лабковская. - М.: Просвещение, 1983. - 304 с.
27. Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников [Текст] / Б.Т. Лихачев. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.
28. Лихачев, Б.Т. Эстетика воспитания [Текст] / Б.Т. Лихачев. - М.: Педагогика, 1972. - 160 с.
29. Любимова, Ю.С. Содержание эстетического воспитания
учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства [Текст] / Ю.С. Любимова // Воспитание младших школьников: история и
современность: сб. науч. ст. / редкол. В. В. Буткевич [и др.]; под общ. ред. В. В. Буткевич. - Минск: БГПУ, 2008. - С. 96-103.
30. Макаренко, А.С. Цель воспитания: учебное пособие [Текст] / А.С. Макаренко. - М.: Педагогика, 1984. - 380 с.
31. Наумов, С.А. Эстетический вкус, его воспитание [Текст] / С.А. Наумов. - Н. Новгород, 1997. - 226 с.
32. Неменский, Б.М. Познание искусством [Текст] / Б.М. Неменский. - М.: «Издательство УРАО», 2000. - 128 с.
33. Овчинникова, А.Ж. Теоретические основы формирования эстетического отношения к действительности у учащихся начальных классов школы: автореферат дис. ... доктора педагогических наук [Текст] : 13.00.01 / Моск. пед. гос. ун-т. - Москва, 1998. - 32 с.
34. Печко, Л.П. Творческое воображение как аппарат освоения художественной культуры [Текст] / Печко Л. П. // Обсерватория культуры: журнал-обозрение. - 2004. - №4. - С. 78 - 86.
35. Пьянкова, Н.И. Изобразительное искусство в современной школе [Текст] / Н.И. Пьянкова. - М.: Просвещение, 2006. - 287 с.
36. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет: теория и диагностика [Текст] / Е. М. Торшилова, Т. В. Морозова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Екатеринбург : Деловая книга, 2001. - 142 с.
37. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе [Текст] / Н.Н. Ростовцев. - М. : Агар, 2000. - 251 с.
38. Рукавицын, М.М. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / М.М. Руковицын. - М.: Просвещение, 2002. - 159 с.
39. Сластенин, В.А. Эстетическое воспитание [Текст] / В.А. Сластенин. - М.: Просвещение, 1988. - 576 с.
40. Сухомлинский, В.А. Родительская педагогика [Текст] / В.А. Сухомлинский. - СПб.: «Питер», 2017. - 227 с.
41. Таборидзе, М.Д. Эстетическое воспитание школьников [Текст] / М.Д. Таборидзе. - М.: Педагогика, 1988. - 104 с.
42. Цурюмова, С.В. Воспитание эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования художественно-эстетической направленности: автореферат дисс.к.п.н. [Текст] / С.В. Цурюмова. - 2006. - 168 с.
43. Цымбулов, В. Современные подходы к преподаванию изобразительного искусства в школе [Текст] / В. Цымбулов // Искусство в школе. - № 2. - 2011. - С. 19.
44. Шацкая, В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе [Текст] / В.Н. Шацкая. - М.: Советская педагогика, 1976. - 344 с.
45. Щербакова, А.И. Музыкальное слово в информационном поле современной культуры [Текст] / А.И. Щербакова // Музыка и время.
Ежемесячный научный критико-публицистический журнал. - М.:
«Научтехлитиздат», 2015. - №8. - С.26-29.
46. Юсов, Б.П. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников [Текст] / Б.П. Юсов. - Луганск, 1990. - 123 с.
47. Яковлев, Е.Г. Эстетика. Искусствознание. Религиоведение [Текст] / Е.Г. Яковлев. - М.: КДУ, 2005. - 639 с.
48. Якупов, А.Н. Принцип сочетания научного прогнозирования и перспективного планирования (к теории музыкальной коммуникации) [Текст] / А.Н. Якупов // Художественное образование и наука. Ежеквартальный научный журнал. - М.: Рос. гос. специализир. академия искусств, 2016. - №2. - С.49-54

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ