ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ
СРЕДЫ В ГРУППЕ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО САДА 9
1.1Подходы к созданию развивающей предметно-пространственной
среды в группе воспитанников детского сада 9
1.2Характеристика развивающей предметно-пространственной среды в
разных возрастных группах дошкольной организации 176
1.3Особенности проектирования развивающей предметнопространственной среды в группе воспитанников детского сада 231
Вывод по главе 1 29
Глава 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО СОЗДАНИЮ В
ГРУППЕ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО САДА 32
2.1 Общая характеристика осуществления опытно-пространственной
среды в группе воспитанников детского 32
2.2. Условия создания развивающей предметно-пространственной
среды в группе воспитанников детского сада 46
2.3. Сравнительный анализ результатов деятельности 57
Вывод по главе 2 60
Заключение 62
Список литературы 66
Приложение1 72
Приложение 2 79
Приложение 3 81
Актуальность темы. Дошкольное детство - особенно важный период развития человека, который является уникальным и решающим периодом развития воспитанника. В этом возрасте у ребенка закладываются основы личности, вырабатываются воля и произвольное поведение, а также активно развивается воображение, творчество, самостоятельность, общая инициативность. Первый раз дошкольники в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) знакомятся с разнообразными видами деятельности. Именно в этом возрасте начинает формироваться у них личностное отношение к окружающему. Внешние характеристики развивающей среды играют огромную роль и в эмоциональном, и в умственном развитии дошкольника. Все, что окружает ребенка дошкольного возраста влияет на его поведение, настроение и формирует его личностное отношение к тем или иным предметам. Поэтому развивающая среда ДОУ должна представлять собой единое целое, в которой будут гармонично сочетаться все компоненты образовательного пространства. В требования ФГОС особое место в развитии дошкольника занимает развивающая предметно-пространственная среда (РППС) и она является важнейшей составляющей всего процесса. Окружающая среда должна быть организована с учетом возрастных особенностей дошкольника. Проблемой создания развивающей предметнопространственной среды занимались многие исследователи в различные периоды. В своих исследованиях В.А. Горянина, Н.А.Ветлугина, В.С. Мухина, Г.Н. Пантелеев, Н.А. Ревуцкая, Р.Б. Стеркина подчеркивают особую роль развивающей предметно-пространственной среды в становлении личности ребенка дошкольника [10]. Они отмечали, что образовательное пространство станет выступать как развивающая предметнопространственная среда, стимулируя дошкольников к различной активной деятельности, развивая у них индивидуальные способности.
Эффективная организация РППС - это важный процесс, так как все, что окружает ребенка дошкольного возраста, во многом определяет его настроение, формирует у него отношение к окружающему, способствует эмоциональному развитию. Все, что окружает дошкольников должно развивать не только их умственные способности, органы чувств, но и обеспечивать детям необходимый психологический комфорт. Все игрушки, предметы, оборудования, которые окружают воспитанника представляют собой единое целое, гармонично сочетаются материалов по стилю, по цвету из которых изготовлены.
Поэтому важнейшей задачей ДОУ становится совершенствование образовательного процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации развивающей предметно-пространственной среды, что обеспечивает творческую деятельность каждого дошкольника в любознательности, активности, познавательности, также в самореализации. Создать такую среду в ДОУ достаточно сложно, некоторым педагогам не хватает знаний или умений, иногда нет материальных средств на дидактические или игровые материалы.
Все вышеизложенное определяет необходимость разработки такой системы организации РППС, которая даст возможность развивать индивидуальность каждого воспитанника, его интересов, склонностей, уровня активности.
Таким образом, при изучении психолого-педагогической литературы были выявлены основные противоречия между:
• необходимостью организации развивающей предметнопространственной среды в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с требованиями ФГОС ДО и недостаточными знаниями и навыками педагогов дошкольных образовательных учреждений;
• несмотря на многообразие подходов к понятию и организации развивающей среды, в настоящее время существует проблема правильной ее организации в дошкольных образовательных учреждениях.
Обозначенная проблема исследования позволила определить тему диссертации: «Условия создания развивающей предметно-пространственной среды в группе воспитанников детского сада».
Объект исследования - развивающая предметно-пространственная среда в группе воспитанников детского сада.
Предмет исследования - создание развивающей предметнопространственной среды в группе воспитанников детского сада.
Цель исследования - теоретически обосновать и практически проверить условия создания развивающей предметно-пространственной среды в группе воспитанников детского сада.
Гипотеза исследования заключается в предположении, о том, что эффективность создания развивающей предметно-пространственной среды в группе воспитанников детского сада будет обеспечена, если:
• в среде группы будут созданы центры по интересам, способствующие проявлению индивидуальности у детей.
• среда будет направлена на личностно-ориентированное развитие ребенка, стимулировать общение, любознательность, способствовать развитию таких качеств, как инициативность, индивидуальность.
• обеспечение обратной связи между педагогом, воспитанниками и их семьями, а также родительской поддержки при организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду и дома, что к окончанию дошкольного обучения приведет к повышению уровня индивидуальности и инициативности детей...
В данном исследовании, в соответствии с поставленными целью и задачами была проведена работа по созданию развивающей предметно- пространственной среды в группе детского сада в условиях реализации ФГОС с учетом индивидуальных особенностей дошкольников. Вопросом об организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении занимались такие исследователи, как Р.Б. Стеркина, Н.А.Ветлугина, В.А. Горянина, В.С. Мухина, Г.Н. Пантелеев, Н.А. Ревуцкая, и др. Анализ психолого-педагогических исследований предоставил установить характерные особенности создания развивающей предметно-пространственной среды в группе воспитанников детского сада.
Развивающая предметно-пространственная среда - совокупность взаимодействующих факторов и условий: естественного психофизического развития, воспитания и обучения, собственной деятельности и многообразных влияний окружающей среды, которые человек испытывает на протяжении всей своей жизни. Правильно организованная РППС дает возможность решать конкретные образовательные задачи, привлекая воспитанников к процессу познания и усвоения навыков и умений, формирует у них любознательность, творчество, коммуникативные способности [47].
Согласно суждениям ученых В.А. Петровского, А.М. Клариной, С.Л. Новоселовой и др. особенности построения развивающей предметно - пространственной среды определяются требованиями к ее созданию. Пришли к выводу, что особенности создания РППС в группе воспитанников детского сада непосредственно связаны с определением развивающей предметно- пространственной среды и требованиями к ее построению в соответствии с ФГОС ДОУ. Т.е. при создании развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада необходимо:
• включать в среду необходимые материалы, оборудования для спорта, игр, оздоровительных мероприятий;
• создавать условия для изменения развивающей предметно- пространственной среды с учетом интересов, образовательной деятельности и возможностей детей;
• предоставлять возможность использования составляющих предметноразвивающей среды в различных видах детской активности;
• предоставлять доступ детей к основным видам детской активности;
• все элементы развивающей предметно-пространственной среды подбирать в соответствии принципам, правилам безопасности жизнедеятельности, санитарно-эпидемиологическим нормативам;
• обеспечить возможность взаимоотношения, совместной деятельности и двигательной активности детей и взрослых;
• учитывать возрастную и гендерную специфику детей старшего дошкольного возраста.
Создание развивающей предметно - пространственной среды в группе воспитанников детского сада с учетом ФГОС должна строиться таким образом, чтобы предоставить возможность более результативно совершенствовать индивидуальность каждого ребенка старшего дошкольного возраст с учетом его заинтересованностей, предрасположенностей, степени активности. Развивающая предметнопространственная среда ДОУ должна содействовать оперативному и качественному развитию всех физических и психологических процессов дошкольников.
Нами была проведена опытно - экспериментальная работа, которая включала в себя следующие этапы:
1. Констатирующий (анализ развивающей предметно - пространственной среды в группе);
2. Формирующий (создание развивающей предметно-пространственной среды в группе воспитанников детского сада, с учетом результатов констатирующего эксперимента);
3. Контрольный (проверка эффективности создания развивающей предметно - пространственной среды в группе воспитанников детского сада).
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 398, г.
Екатеринбурга. В исследовании принимала участие старшая группа детского сада. Для исследования уровня создания развивающей предметно - пространственной среды группы были использованы шкалы ECERS-R для комплексной оценки качества образования в ДОО. На основе данных проведенной работы исследования пришли к выводу, что уровень состояния развивающей предметно-пространственной среды в группе находиться на среднем уровне.
Формирующий этап опытно-поисковой работы заключался в создании развивающей предметно - пространственной среды в группе воспитанников детского сада с учетом результатов констатирующего эксперимента и реализацией выделенных нами условий: обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства в соответствии с индивидуальными особенностями воспитанников детской группы; обеспечивать возможность взаимоотношения, совместной деятельности и двигательной активности детей и взрослых; создание развивающей предметно-пространственной среды с учетом индивидуальных особенностей детей.
Для того чтобы проконтролировать результативность нашей работы, был проведен контрольный этап. Методика контрольного этапа совпадала с методикой констатирующего этапа. Результаты анализировались с привлечением данных констатирующего обследования. Контрольный этап позволил подвести итог работе, и ставил своей целью проверку условий направленных на создание развивающей предметно - пространственной среды в группе воспитанников детского сада. Сравнительный анализ оценок на констатирующем и контрольном этапах: 39,28% на констатирующем этапе (средний уровень) и 67,85% на контрольном этапе (высокий уровень). Результаты выявили тенденцию к повышению уровня создания развивающей предметно-пространственной среды в группе воспитанников детского сада. Сравнительный анализ взаимодействия педагога с детьми в группе на констатирующем этапе составляет 57,14 % (средний уровень), а на констатирующем этапе - 81,42 % (высокий уровень). Таким образом, итоги проделанной работы выявили результативность выполненной работы по созданию развивающей предметно - пространственной среды в группе воспитанников детского сада.
Можем сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза исследования подтвердилась, задачи решены, цель достигнута.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамов. - М.: Академия, 2003. - 484 с.
2. Абдулова, Т.П. Насыщенность образовательной среды и ее психологическая безопасность / Т.П.Авдулова //Справочник старшего воспитателя.-2014.-№8.-С.45-46
3. Алямовская, В.Г. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста / В.Г. Алямовская, С.Н. Петрова. - М.: Скрипторий, 2002. - 183 с.
4. Аникина, С.В. Планирование в соответствии с ФГОС / С.В. Аникина // Образовательные области в соответствии с ФГОС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://d13102.edu35.ru/ (дата обращения 11.11.2017)
5. Башлай, Е.Ю. Организация предметно-развивающей среды в группе раннего возраста / Е.Ю. Башлай // Самые маленькие в детском саду: Из опыта работы московских педагогов / Авт.-сост. В. Сотникова. М.: Линка- Пресс, 2005. - С. 56-72.
6. Блонский, П.П. Педалогия: Учебное пособие для вузов / П.П. Блонский. - М.: Владос, 1999. - 228 с.
7. Виноградова, Н. А. Интерактивная предметно-развивающая среда детского сада: учебное пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева.- М.:Перспектива, 2011.- 189 с.
8. Волосовец, Т.В. Разработка спецификаций развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа:Бйр://доо.д1/УНр1иг (дата обращения 12.09.2017).
9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Академический проект, 2004. - 374 с.
10. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 199 с. Текст: непосредственный.
11. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский - М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. - 512 с.
12. Вербенец, А. М, Сомкова, О. Н, Солнцева, О. В, Планирование образовательного процесса дошкольной организации: современные подходы и технология. Учебно-методическое пособие / А.М. Вербенец, О.Н. Сомкова, О.В. Солнцева. - СПб. , 2015.-288с.
13. Гальперин, П.Я. Ведение в психологию: Учебное пособие для вузо / П.Я.Гальперин, А.И.Подольский. - М.: Книжный дом «Университет», 1999. - 332 с.
14. Гогоберидзе А.Г. Проектирование развивающей предметнопространственной среды современного детского сада. / А.Г.Гогоберидзе // Журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения», 2010 - № 4 с.64-70
15. Давыдов, В.В., Переверзев, Л.Б. К исследованию предметной среды для детей / В.В. Давыдов, Л.Б. Переверев // Техническая эстетика. - 1976. - № 3-4. - С. 4-6...