Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Работа №92863

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы120
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
160
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 9
1.1. Понятие «исследовательская деятельность» в психолого­педагогической литературе 9
1.2. Особенности развития исследовательской деятельности детей
старшего дошкольного возраста 15
1.3. Условия организации исследовательской деятельности старших
дошкольников 22
Вывод по главе 1 30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 36
2.1. Описание диагностических методик исследовательской
деятельности детей старшего дошкольного возраста 36
2.2. Анализ результатов диагностики исследовательской деятельности
детей дошкольного возраста на начальном этапе опытно-поисковой работы 39
2.3. Описание хода работы по созданию условий, способствующих
развитию исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста 44
2.4. Оценка эффективности опытно-поисковой работы по развитию исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста... 60
Вывод по главе 2 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 112

«Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования - наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде» (А.И. Савенков) [38]. Отталкиваясь на данное высказывания, исследовательский метод обучения в образовательном процессе является очень важным, необходимым фактором, его необходимо увеличивать в образовательном процессе.
В ходе изучения различной научной литературы, приходим к выводу, что не существует единого подхода по внедрению и развитию исследовательской деятельности, с позиции личного развития ребёнка дошкольника. Актуальность исследования заключается в том, что воспитанники испытывают трудности развития исследовательской деятельности. Федеральный государственный стандарт является одним из основных документов в работе воспитателей и педагогов. С его внедрением естественно поменялись и требование к самому воспитателю и способу, методам обучения и воспитания детей.
До момента как ребёнок должен поступать в первый класс, он обязательно должен как простейшие, так и сложные задачи:
• во-первых, необходимо научить ребёнка видеть проблему, задавать вопросы;
• во-вторых, дети должны обладать способностью отстаивать и доказывать своё мнение и точку зрения;
• в-третьих, делать умозаключения и делать вывод;
• в-четвёртых, уметь проговаривать теоретические предположения и найти способы и пути проверки своих домыслов.
Важность исследовательской деятельности старшего дошкольного возраста неоспорима, именно данный метод помогает детям решить вышеизложенные задачи.
Исследовательское обучение - направлено на развитие умений и навыков научного поиска дошкольников, на развитие настоящего творца.
Тема развития и организации исследовательской деятельности интриговала и волновала интерес педагогов и психологов различных направлений на протяжении тысячелетий. «Результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, И.Д. Зверева, В.В. Запорожец, И.П. Лернер, Н.Н. Поддъяков, А.И. Савенков и др.) указывают, что умственное развитие детей старшего дошкольного возраста значительно выше, чем это предлагалось ранее.
Таким образом, существуют противоречия:
• между необходимостью создать условия для развития исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста и сложившейся системой дошкольного образования, ориентированной в основном на овладение дошкольников предметными знаниями, умениями и навыками;
• между необходимостью развивать у дошкольников исследовательскую деятельность и недостаточной разработанностью методического обеспечения, позволяющего целенаправленно осуществлять этот процесс.
На основании выделенных противоречий, анализа философской, психолого-педагогической литературы, а также в результате изучения опыта работы дошкольного образования была сформулирована проблема исследования, заключающаяся в теоретическом осмыслении педагогических условий, обеспечивающих развитие исследовательской деятельности старших дошкольников.
Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Организация исследовательской деятельности старших
дошкольников».
Гипотеза исследования - развитие исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста будет эффективным при соблюдении следующих условий:
• в ДОУ будет организована программа «Я - исследователь», ориентированная на развитие исследовательской деятельности детей;
• в рамках реализации программы «Я - Исследователь» будет организована развивающая предметно-пространственная образовательная среда.
Объект исследования - процесс организации исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - условия, способствующие организации исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - теоретическое обоснование и проверка опытно­поисковым путем условий организации исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы развития исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста в педагогических и психологических исследованиях.
2. Провести отбор методик для выявления уровня развития исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
3. Проанализировать результаты проведенной диагностики на начальном этапе опытно-поисковой работы.
4. Разработать содержание работы по развитию исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
5. Обобщить теоретические и практические результаты исследования.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение научных исследований; изучение педагогического опыта работы; беседа; наблюдение; тестирование; количественный и качественный анализ результатов.
База исследования: исследование проводились в старшей группе на базе Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад 52 пгт. Дружинино, в котором принимали участие 20 детей в возрасте от 6 до 7 лет.
Научная новизна исследования:
1. Уточнено определение понятия «исследовательская деятельность» применительно к дошкольному возрасту.
2. Выделены условия развития исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе ДОО.
3. Разработано содержание занятий в игровой форме, направленное на развитие исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
4. Теоретически обоснована и опытно-поисковым путем доказана эффективность применения условий, способствующих развитию у детей дошкольного возраста исследовательской деятельности в процессе дошкольного образования.
Теоретическая значимость:
1. Уточнено определение понятия «исследовательская деятельность» применительно к дошкольному возрасту.
2. Выделены условия развития исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость: разработано содержание занятий в рамках программы «Я - исследователь» для детей старшего дошкольного возраста, которые могут быть использованы в работе педагогов ДОО.
Положения, выносимые на защиту:
1. Исследовательская деятельность - это совместная учебно­познавательная, творческая или игровая деятельность старших дошкольников, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности. Она формирует самостоятельный перенос знаний и умений в знакомую ситуацию, видение задачи в знакомой ситуации, выявление новой функции и структуры объекта, самостоятельное комбинирование из известных способов деятельности нового, альтернативный подход к поиску решения проблемы.
2. Развитие исследовательской деятельности будет успешным при соблюдении следующих условий: в ДОУ будет организована программа «Я - исследователь», ориентированная на развитие исследовательской деятельности детей; в рамках реализации программы «Я - Исследователь» будет организована развивающая предметно-пространственная
образовательная среда.
Структура магистерской диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, состоящий из 56 источников и 8 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ литературы по проблеме исследования показал, что исследовательская деятельность:
• помогает развитию изобретательной (творческой) деятельности;
• приучает к независимому поиску, открытию и усвоению новейшего материала;
• облегчает овладение методом научного изучения в ходе поисковой - исследовательской деятельности;
• создаёт благоприятные условия творческому развитию индивида, является одним из вариантов развития детской способности быть исследователем.
Исследовательская деятельность - это совместная учебно­познавательная, творческая или игровая деятельность старших дошкольников, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности. Она формирует самостоятельный перенос знаний и умений в знакомую ситуацию, видение задачи в знакомой ситуации, выявление новой функции и структуры объекта, самостоятельное комбинирование из известных способов деятельности нового, альтернативный подход к поиску решения проблемы.
Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития исследовательской деятельности, благодаря развитию воображения и наглядно-образного мышления.
Для диагностики уровня развития исследовательской деятельности у старших дошкольников мы использовали следующие методики:
• методика «Выбор деятельности» (Л.Н. Прохорова);
• методика «Маленькие исследователи» (Л.Н. Прохорова);
• методика «Радости и огорчения» (И.В. Цветкова).
Сопоставление результатов исследования уровня развития исследовательской деятельности детей по всем методикам показало, что 17 детей (85%) имеют средний уровень развития, 2 детей (10%) - уровень развития низкий и 1 ребёнок (5%)- высокий уровень развития.
В ходе диагностики было установлено, что уровень развития исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе опытно-поисковой работы оказался невысокий. Это подтвердило необходимость осуществления целенаправленной
педагогической работы по развитию исследовательской деятельности.
Проведя сравнительный анализ основных образовательных программ дошкольного образования, можно сделать вывод, что они рекомендуют внедрять в образовательный процесс исследовательские методы обучения. Конкретно прослеживается это идея в проектах общеобразовательных программ дошкольного образования «Из детства- в отрочество» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой), «Детство» (под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой).
В программе «Детство» прослеживается явное предпочтение развития исследовательской, экспериментальной деятельности с детьми.
Мы предположили, что развитие исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста будет эффективным при соблюдении следующих условий:
• в ДОУ будет организована программа «Я - исследователь», ориентированная на развитие исследовательской деятельности детей;
• в рамках реализации программы «Я - Исследователь» будет организована развивающая предметно-пространственная образовательная среда.
Исследовательская работа нами выстраивалась последовательно и поэтапно.
1 этап - естественный, его суть заключается в создание тематического планирования упражнений и заданий, именно они нацелены на развитие памяти, внимание и всех образовательных функций.
2 этап - знакомство детей старшего дошкольного возраста с методами исследований. В это время возможно деление, с его помощью настраиваем процесс на исследовательский лад.
3 этап - дети старшего дошкольного возраста совершенно самостоятельно воспроизводят исследовательские мероприятия, в исследовательской работе участвуют все дети, воспитанники самостоятельно выделяют проблему и находят пути её решения.
Сопоставление результатов исследования уровня развития исследовательской деятельности детей по всем методикам на итоговом этапе опытно-поисковой работы показало, что 12 детей (60%) имеют средний уровень развития, 8 детей (40%) - уровень высокий уровень развития. Детей с низким уровнем развития не выявлено. Дети, которые были на низком уровне, перешли на средний уровень развития. Со среднего на высокий перешли 8 детей.
Из результатов исследования уровня развития исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста, полученных на начальном и итоговом этапах по всем методикам, видно, что проведённая работа дала положительные результаты. Количество детей с низким уровнем развития отсутствует, так было и на начальном этапе работы. Но, детей со средним уровнем развития снизилось на 40%, так как эти 40% детей (это 8 человек) перешли на высокий уровень интеллектуальной деятельности.
Диагностика помогла выявить, что дети старшего дошкольного возраста наиболее ярко и динамично проявляют свою активность и заинтересованность, в них горит желания исследовать ещё больше, узнавать и открывать, что-то новое для себя. Воспитанники приобрели способность сравнивать и анализировать разные группы объектов и предметов, приобрели навыки красноречивости и правильной постановки речи. В организации исследовательской деятельности воспитанники старшей группы проявляют самостоятельность, что позволяет им планировать ход своей работы. В целом дети научились выдвигать гипотезы, делать предположения, обобщать, делать выводы и умозаключения.
Диагностическая программа «Я - исследователь» и подобранный комплекс методик благоприятно способствуют развитию исследовательской деятельности старших дошкольников, с их помощью получилось затронуть все познавательные аспекты. Данный комплекс подобран соответственно возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников. Для более активного развития организации исследовательской деятельности детей, нами были привлечены родители, которые являлись полноценными участниками образовательного процесса
После проведения занятий по программе «Я - Исследователь» по развитию исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста дети стали активнее выполнять задание, проявился интерес к экспериментированию, опытам. Повысилось количество детей, которые показали положительную динамику в развитии. Но большинство детей остались на среднем уровне развития. Это свидетельствует о том, что достижение более высоких уровней развития исследовательской деятельности обусловлено не случайными факторами, а имеет закономерный характер. Работа, проведённая с детьми, по развитию исследовательской деятельности с помощью программы «Я - исследователь», дала положительные результаты. Следовательно, гипотеза, поставленная в начале исследования, подтвердилась. Цели и задачи достигнуты.


1. Абдрахманова, А. И. Современное состояние проблемы формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.// Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2015. - № 3. - С. 38-41.
2. Баранова, Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э. А. Баранова. - СПб. : Речь, 2005. - 128 с.
3. Борисова, С. Н. Ознакомление старших дошкольников с явлениями неживой природы / С. Н. Борисова // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. - 2013. - № 5. - С. 62-67.
4. Венгер, Л. А. Психология / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. - М. : Просвещение, 2009. - 336 с.
5. Вишневская, К. Н. Поможем Пете-петушку вырастить урожай : Познавательное занятие для старших дошкольников / К. Н. Вишневская // Воспитатель ДОУ. - 2019. - № 3. - С. 28-31.
6. Выготский, Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте / Л. С. Выготский // Хрестоматия по возрастной психологии : Учеб. пособие / Сост. Л. М. Семенюк. - М. : Воронеж, 2009. - 304 с.
7. Горюнова, С. Н. Поисково-исследовательская деятельность детей, как средство интеллектуального развития дошкольников / С. Н. Горюнова // Евразийский научный журнал. - 2017. - № 1. - С. 222-223.
8. Гуружанов, В. А. Инновационная сеть развивающего обучения / сост. В. А. Гуружанов. - М. : Эврика, 2003.- 240 с.
9. Дусавицкий, А. К. Поисковая активность и адаптация / А. К. Дусавицкий. - М. : Росспэн, 2010. - 253 с
10. Зайко, В. В. Развитие познавательной активности детей на основе принципа преемственности в системе «детский сад - школа» / В. В. Зайко. - М., 1999. - 205 с.
11. Иванова, А. И. Детское экспериментирование как метод обучения / А. И. Иванова // Управление ДОУ. - № 4. - 2004.
12. Исматуллаева, М. Г. Формирование познавательной и личностной активности у дошкольников. URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 15.01.2020).
13. Карпова, Н. В. Справочное пособие по организации поисково­исследовательской деятельности учащихся образовательных учреждений / сост.: Н. В. Карпова, С. В. Кускова, Л. Е. Толкачева. - Псков : ПГПИ, 2001. - 46 с.
14. Ковалева, В. В Эксперимент как средство развития
познавательного интереса дошкольников / В. В. Куликовская // Консультация для педагогов ДОУ. - 2012. URL:
http: //elar.uspu.ru/bitstream/uspu/7530/2/10Nikiforova.pdf (дата обращения: 12.03.2010)
15. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова. - М., 2011. - 416 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ