ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ФИРМЕННОГО СТИЛЯ 7
1.1 История возникновения фирменного стиля 7
1.2 Понятие фирменного стиля, его задачи, функции и элементы 12
1.3 Психофизиологические основы восприятия элементов фирменного
стиля 21
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОЦЕССУ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ 32
2.1 Разработка учебной программы по этапам создания фирменного стиля для
детско-юношеского центра 32
2.2 Анализ аналогов других фирменных стилей детских центров 61
2.3 Разработка учебной программы и создание фирменного стиля 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88
ИЛЛЮСТРАЦИИ 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Особенность современного образования характеризуется большим выбором образовательных услуг, а также высоким уровнем конкуренции как со стороны государственных, так и негосударственных образовательных учреждений. При этом сегодня все более и более актуальным становится вопрос конкуренции на уровне фирменного стиля (бренда) и имиджа конкретных учреждений. Любое образовательное учреждение ежедневно подвергается формальной и неформальной оценке людей, что прямо и непосредственно влияет на формирование его имиджа. Работа над имиджем, фирменным стилем начинается с создания таких визуальных сообщений, как логотип, шрифт, фирменный знак, слоган. В сфере образовательных услуг сильное влияние госсектора, а значит, и эту особенность необходимо учитывать в процессе создания бренда. Любое учебное заведение должно ориентироваться не только на свою основную аудиторию (первая группа: дети и их родители; вторая группа: партнеры, спонсоры), но и заботиться о положительном имидже в глазах третьей группы - органов госрегулирования. Другими словами, элементы фирменного стиля должны быть одинаково понятными и узнаваемыми для разных сегментов аудитории.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современных условиях, в соответствии с развитием науки, техники, производства, социально-экономических процессов, возникла потребность в специалистах, способных творчески подходить к решению нестандартных производственных задач. В проектную деятельность учащихся включаются элементы художественного проектирования, а эффективность проектной деятельности учащихся зависит от уровня развития творческого потенциала педагога.
Анализ источников показал наличие теоретических и методических разработок, касающихся фирменного стиля предприятий в работах таких авторов, как, Годин А.М. - в его учебнике рассмотрены вопросы теории маркетинга. Кроме того, рассмотрены вопросы, связанные с брендингом, бенчмаркингом, их сущностью и развитием. Впервые рассмотрены основные положения, связанные с маркетингом новой продукции. Гундарин М. - в его книге представлено полное руководство по созданию и управлению отделом PR. Весь материал расположен в той логической последовательности, в которой строится работа службы по связям с общественностью. Большое внимание уделено антикризисным коммуникациям, работе со СМИ, использованию интернет-инструментов. Эллвуд А. отвечает на вопросы что такое мощный брэнд и хороший брэнд. Как умело управлять брэндом и почему это жизненно необходимо предпринимателю, и благотворительной организации, и крупной корпорации.
Можно отметить также ряд учебников и публикаций в специализированных отраслевых журналах. В них рассматриваются вопросы создания фирменного стиля предприятия в тесной «увязке» с маркетинговыми технологиями - в частности, исследования таких авторов, как Акулич М.В., Багиев Г.Л. и Тарасевич В.М. в своем учебнике описывают теоретические и методические основы организации маркетинга как философии и инструментария предпринимательства. Приводятся принципы и методы маркетинговых исследований и бенчмаркинга. Беляев В.И. - в его учебнике излагаются основные идеи, рассматриваются проблемы, а также методы маркетинга и практика их применения в специфической среде российских предприятий. Берд Д. - это простое и понятное руководство по веб-дизайну. В книге описывается весь процесс создания дизайнерских шедевров, от задумки до ее реализации.
Изучением развития творческих способностей занимались Выготский Л.С. - его книга является одной из фундаментальных работ, характеризующих развитие советской теории и искусства. Пономарев Я.А. в своей книге рассматривает предмет и методы психологии творчества, центральное звено психологического механизма творческой деятельности, способности и качества творческой личности.
Большой вклад в изучение развития творческих способностей также внёс Теплов Б.М. В его работах дано определение способностей, как индивидуально-психологических особенностей, отличающих одного человека от другого. А также он считал, что лучше всего творческие способности развиваются во внеклассной работе.
Фирменный стиль компании представляет собой систематизированный набор графических, цветовых, словесных и дизайнерских элементов, позволяющий выделить компанию среди конкурентов, сделать ее уникальной и легко узнаваемой для потребителя. Это достигается путем использования единых принципов оформления, использования цветового сочетания и образов [26]:
• во всех инструментах рекламы, применяемых компанией;
• в ее деловых бумагах;
• в оформлении офиса;
• в оформлении одежды сотрудников;
• в оформлении упаковки товаров;
Фирменный стиль организации - это лицо компании. Он является важным элементом создаваемого имиджа, необходимого для увеличения престижа компании в глазах потребителя.
Разработка фирменного стиля компании основывается на определенных правилах:
• фирменный стиль должен быть запоминающимся;
• фирменный стиль должен легко узнаваться;
• фирменный стиль должен быть масштабируемым.
Разработка и использование фирменного стиля
компании дает предпринимателю следующие выгоды:
• позволяет потребителю быстро находить продукт компании и выделять его среди конкурентных товаров;
• при выводе новых товаров на рынок, компания затрачивает меньше средств и достигает запланированных результатов за более короткий промежуток времени;
• увеличивает эффективность рекламных мероприятий фирмы;
• позволяет достичь единства рекламы и прочих средств маркетинговых коммуникаций компании;
• оказывает положительное влияние на визуальную среду и эстетический уровень компании.
Фирменный стиль компании используется как отправная точка многих маркетинговых мероприятий и рекламных инструментов. В состав фирменного стиля включаются: логотип компании, фирменные цвета, стилизованное оформление деловых документов, визитных карточек, фирменных папок, конвертов и бланков. Все эти инструменты используются в рекламных мероприятиях компании. Таким образом, фирменный стиль компании позволяет представить единый и узнаваемый образ фирмы.
Объект исследования - фирменный стиль.
Предмет исследования - педагогические условия формирования нравственных представлений учащихся посредством создания элементов фирменного стиля.
Цель исследования - разработка фирменного стиля, как развивающего элемента в творческом мышлении учащихся. Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
• проанализировать источники по теме;
• проследить историю становления фирменного стиля , его задачи, функции и основные элементы;
• раскрыть сущность и содержание нравственных представлений у учащихся.
• определить педагогические возможности создания фирменного стиля в формировании нравственных представлений учащихся.
• разработать элементы фирменного стиля для Барнаульского
городского детско-юношеского центра.
Методы исследования:
Теоретические - анализ и обобщение, абстракция и синтез.
Практические - эскизирование, наблюдение, сравнение.
Теоретическая значимость данного исследования состоит в обобщение и пополнений знаний, которые в дальнейшем будут использованы в практической деятельности.
Практическая деятельность данной работы состоит в том чтобы, применить полученные теоретические знания для создания дизайнерского проекта.
Структура выпускной квалификационной работы - введение, содержание: 2 главы, заключение, список литературы, иллюстрации, приложения.
Все обучающие, развивающие, воспитательные, социальные технологии, используемые в дополнительном образовании детей, направлены на то, чтобы:
• разбудить активность детей;
• вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;
• подвести эту деятельность к процессу творчества;
• опираться на самостоятельность, активность и общение детей.
Новые педагогические технологии могут радикально перестроить процесс обучения. В условиях дополнительного образования ребенок развивается, участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности, поэтому цель внедрения инновационных технологий - дать детям почувствовать радость труда в учении, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему развития способностей каждого ученика, включив его в активную деятельность, доведя представления по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий и умений.
Изучив и проанализировав существующие в педагогической науке и практике подходы к организации обучения и воспитания, можно утверждать, что научно-педагогической основой организации деятельности учреждения начального образования детей являются личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания: с их помощью более активно осуществляется процесс создания для обучающегося возможности самореализоваться, развить индивидуально-творческие способности. Здесь образование и развитие ближе всего подошли к понятиям «самообразование» и «саморазвитие».
Современная организация образовательно-воспитательного процесса в учреждении начального образования студентов имеет личностно-ориентированную направленность, способствует полноценному развитию тех способностей, которые нужны личности и обществу, которые включают личность в социально-ценностную активность, способствуют ее самоопределению, обеспечивают возможности эффективного самообразования на протяжении всей последующей жизни.
Каждое образовательное учреждение неповторимо, у каждого свои традиции, опыт, ценности, свои педагоги. Поэтому к вопросу проектирования педагогических технологий стоит подходить с позиций признания своего своеобразия.
Успешность применения новой технологии зависит не от способности педагога реализовать определенный метод обучения на практике, а от эффективности и правильности применения выбранного метода на определенном этапе занятия, при решении данной задачи и в работе с конкретным контингентом детей.
Но главное - педагог должен уметь самостоятельно проанализировать свою работу, выявить недостатки, определить их причины и выработать пути исправления, то есть основными профессиональными умениями для этой работы педагога являются аналитические.
Таким образом, педагог при внедрении новой технологии в образовательный процесс должен уметь:
• применять методы и приемы обучения, используемые в данной технологии;
• проводить и анализировать учебные занятия, построенные по новой технологии;
• научить детей новым методам работы;
• оценивать результаты внедрения новой технологии в практику, используя методы педагогической диагностики.
Новые технологии требуют от педагога умения разрабатывать необходимые дидактические средства для осуществления образовательного процесса: наглядные пособия, раздаточный материал, для самостоятельной работы обучающихся, учебные задания для индивидуальной и групповой работы, дифференцированные упражнения контрольные задания, тесты и др. Следовательно, педагога нужно учить разработке недостающих дидактических средств.
Таковы общие направления разработки и внедрения современных педагогических технологий в образовании детей. Какие-то из них пригодны для работы с одними группами учащихся по конкретному направлению, другие - для других. Но общий вывод однозначен: ни одна из технологий не может являться универсальной, пока педагог не определится, что он хочет достичь сменой технологии и от чего желает отказаться. При этом каждый педагог будет являться «создателем» технологии, так как невозможна смена технологии без учета субъективного фактора и личного творчества, нельзя автоматически перенести чужой опыт в свою практику.
Так же в заключении необходимо подчеркнуть роль фирменного стиля в создании торговой марки. В свою очередь, торговая марка с устойчивой репутацией обеспечивает устойчивый объем производства и доходов. Устойчивая марка необычайно живуча, и это свойство со временем дает огромную экономию средств. Фирменный стиль важен не только для предприятий, действующих в условиях конкурентного рынка, но и для предприятий-олигополистов. Он может повышать производительность труда и ответственность работников за качество.
Хороший фирменный стиль привлекает потребителей, предоставляя фирме возможность получения прибыли и появления постоянных клиентов, на которых основано долгосрочное благополучие фирмы.
Таким образом, в результате проделанной работы была проанализирована литература по теме, прослежена история явления фирменного стиля и сделан вывод, что, несмотря на то, что само понятие фирменный стиль зародилось относительно недавно, определенные элементы фирменного стиля использовались еще в древности.
Так же было определено понятие фирменный стиль, как совокупность приемов обеспечивающих единый образ всем изделиям фирмы и мероприятиям; улучшающих восприятие и запоминаемость потребителем не только товаров фирмы, но и всей ее деятельности; а также позволяющих противопоставлять свои товары и деятельность товарам и деятельности конкурентов.
Основные функции фирменного стиля - функции доверия, идентификации и эффективности рекламы. Задача фирменного стиля - закрепить в сознании покупателей положительные эмоции, связанные с оценкой качества продукции, ее безупречности, высокого уровня обслуживания и обеспечить продукцию предприятия и само предприятие особой узнаваемостью.
Элементы фирменного стиля: товарный знак, логотип, фирменный блок, фирменный слоган, фирменные цвета, фирменный комплект шрифтов, корпоративный герой, лицо фирмы, фирменная одежда и другие фирменные константы. Современная информационная эра выдвинула к фирменному стилю новые требования, такие как: нарушение правил, стратегическая
неопределенность, обзорность и слышимость, интегрированные средства информации, арсеналы фирменного стиля, развлекательные ценности, сочувствие, лидерство.
Фирменный стиль является набором цветовых, графических, словесных, типографических, дизайнерских постоянных элементов, обеспечивающих визуальное и смысловое единство услуг, всей исходящей информации, ее внутреннего и внешнего оформления.
Фирменный стиль МБУ ДО «БГДЮЦ» позволяет потребителю без особых усилий узнать нужную услугу по некоторым внешним признакам. Кроме того, наличие фирменного стиля вызывает доверие и значительно повышает эффективность рекламы. Помимо этого, все объекты, содержащие элементы фирменного стиля фирмы, сами являются рекламой.
Исходя из поставленных задач и сопоставления их с полученными результатами, можно сказать следующее:
• исследованы аналоги фирменного стиля, отмечены достоинства и недостатки;
• изучен портрет потребителя и специфика данного образовательного учреждения;
• проанализирована проектная ситуация, выявлены проблемы;
• рассмотрены пути решения проектных проблем;
• разработан проект.
Таким образом, создан универсальный логотип, который читается в секунды и легко запоминается. Это одинаково удобно на визитной карточке и на рекламном щите, он читается и в черно-белом контексте, даже если в основном используется цветная версия.
1. Акулич, М.В., Товарная политика организации: направления и методы маркетинговых исследований. Монография / Минск.: БИП-С Плюс, 2007. - 187 с.
2. Багиев, Г.Л., Тарасевич В.М. Маркетинг / Учебник для вузов. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2010. — 576 с.
3. Беляев, В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учебник / В.И. Беляев - М.: КНОРУС, 2005. - 672 с.
4. Берд, Д. Веб-дизайн. Руководство разработчика / СПб.: Питер, 2012. - 224 с.
5. Бун, Л. Современный маркетинг [Текст] : учебник / Л. Бун, Д. Куртц - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 1039 с.
6. Выварец, А.Д. Экономика предприятия / А.Д. Выварец. - М.: Юнити- Дана, 2007. - 544 с.
7. Выготский, Л.С. Психология искусства / Общ. ред. В.В. Иванова, коммент. Л.С. Выготского и В.В. Иванова, вступит. ст. А.Н. Леонтьева. 3¬е изд. - М.: Искусство, 1986. - 573 с.
8. Герасимов, О.Е. Основы фирменного стиля / О.Е. Герасимов. - М.: Знание, 2003. - 154 с.
9. Голубева, О.Л, Основы композиции / Издательский дом «Искусство», Москва, 2004. - 120 с.
10. Годин, А.М. Маркетинг / М.: Дашков и К, 2003. - 604 с.
11. Гундарин, М.В. Книга руководителя отдела PR / СПб.: Питер, 2006. - 368 с.
12. Добробабенко, Н.С. Фирменный стиль: принципы разработки / М.: Инфра-М., 1989. - 12 с.
13. Михайлов, С.М. Основы дизайна: учеб. для вузов / С. М. Михайлов, А. С.Михайлова - М.: Союз Дизайнеров России, 2008. - 240 с.
14. Мокшанцев, Р.И. Психология рекламы: Учебное пособие / Науч. ред. М.В. Удальцова - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2007. - 230 с.
15. Пономарев, Я.А. Психология творчества / М.: Издательство «Наука», 1976. - 304 с.
16. Пронин, С. Рекламисту о дизайне. Дизайнеру о рекламе / Издательство «Бератор», 2004. - 165 с.
17. Ромат, Е.В. Реклама / СПб. Питер, 2002. - 544 с.
18. Риверс, Ш. Максимализм: графический дизайн эпохи упадка и пресыщенности / Ш. Риверс - М.: АСТ, Астрель, 2008. - 160 с.
19. Рунге, В.Ф. Основы теории и методологии дизайна / В.Ф. Рунге, В.В. Сеньковский - М.:МЗ Пресс, 2003. - 252 с.
20. Теплов, Б. М. Психологические вопросы художественного восприятия / Советская психология, 1946.
21. Уэллс, У., Бернет Дж., Мориарти С.У. Реклама: принципы и практика / 7¬е издание. — СПб.: Питер, 2008. — 738 с.
22. Феофанов, О.А. Реклама: новые технологии в России / Издательский дом «Питер», Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2000. - 384 с.
23. Шамонов, П.А. Повышение конкурентоспособности высшего учебного заведения / Маркетинг в России и за рубежом. № 1, 2011
24.Элькин, В.М. Театр цвета и мелодии ваших страстей / СПб.: ИД «Петрополис», 2005. - 292 с.
25.Эллвуд, А. Основы брэндинга / М.: ФАИР-ПРЕСС, Гранд, 2003 - 336 с.
Электронные ресурсы удаленного доступа
26. Для чего нужен фирменный стиль комании. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.pro-biznes.com/marketing-i-reklama/dlya-chego-nuzhen-firmennyj - stil-kompanii.html
27. Возникновение фирменного стиля. [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.castcom.ru/publications/style/vozniknovenie-
firmennogo-stilya.html
28. Фирменный стиль. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dizkon.ru/blog/firmennyj -stil
29.Этапы создания фирменного стиля. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http: //www.firmennyi-stil .ru/aidentology/57/#
30. Психология восприятия цвета. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psynavigator.ru/articles.php?code=472
31. Формирование личности, психологические особенности возрастных
периодов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://mirznanii.com/a/200025/formirovanie-lichnosti-psikhologicheskie-osobennosti-vozrastnykh-periodov
32. Современные методы и приемы в дополнительном образовании детей.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru/npo-
spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2015/07/11/sovremennye-metody-i-priemy-v-dopolnitelnom
33. Памятка педагогу дополнительного образования. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http: //pandia.ru/text/78/363/871.php
34. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании
детей. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.studmed.ru/view/tehnologii-buylova-lnsovremennye-pedagogicheskie-tehnologii-v-dopolnitelnom-obrazovanii-
detey 4d43 a486614. html