Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ 6-Х КЛАССОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа №42482

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы122
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
417
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования нравственной культуры учащихся при изучении древнерусской литературы в школе 12
1.1. Теоретические основы формирования нравственной культуры учащихся 12
1.2. Специфика древнерусской литературы в школьном изучении 27
1.3. Потенциал древнерусской литературы в формировании нравственной культуры школьников 36
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование формирования нравственной культуры личности при изучении древнерусской литературы в 6-х классах 49
2.1. Методика проведения исследования формирования нравственной
культуры учащихся 6 класса на констатирующем этапе эксперимента 50
2.2. Разработка и апробация мероприятий по формированию
нравственной культуры школьников 62
2.3. Анализ и обобщение результатов исследования 72
Заключение 84
Список литературы 87
Приложение 1. Элективный курс «По страницам литературы Древней Руси» 94
Приложение 2. Методики для диагностики нравственной культуры учащихся 106


Вопросы духовно-нравственного воспитания человека волновали общество во все времена, и в наше время речь всё чаще заходит о сохранении традиционной культуры и повышении уровня нравственной культуры личности. Одним из приоритетных направлений духовно-нравственного воспитания обучающихся, определенным «Концепцией духовно-нравственного развития личности гражданина России» (2009г.) и программой духовно-нравственного воспитания обучающихся, является развитие нравственной культуры. Современное состояние упадка нравственной культуры молодого поколения и необходимость повышения нравственности в рамках программы духовно-нравственного воспитания обосновывают актуальность нашего исследования. Актуальность рассматриваемой проблемы, недостаточная её разработанность и необходимость всестороннего теоретического осмысления и практического решения обусловили выбор темы исследования: «Формирование нравственной культуры учащихся 7-х классов при изучении древнерусской литературы».
Словарь по этике под ред. Кона дает такое определение: «Нравственная культура личности - степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества; показатель того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря формирующему влиянию на него общества» [59, с. 356]. В данном аспекте формирование нравственной культуры личности тесно связано с гуманистическим мировоззрением и его устойчивостью. Особенно это актуально при формировании гармонично развитого поколения, что особенно значимо в современном школьном образовании. В понятие нравственная культура в первую очередь входят такие понятия как: нравственное сознание, нравственные чувства и нравственное поведение. Эти понятия глубоко пронизывают древнерусскую литературу, берущую за основу идеальные нравственные характеристики человека.
Литература занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, мышления, эмоций, речи, творческого начала. Душа, духовность, нравственность, смысл жизни, совесть, любовь - основные концепты урока литературы. Они же являются и общечеловеческими ценностями. Уроки литературы побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, о роли семьи в воспитании человека. Особенно актуальны эти темы в произведениях древнерусской литературы.
В условиях изучения древнерусской литературы происходит развитие нравственной культуры личности благодаря собственному творчеству и самоанализу. Особенно важно формировать нравственное сознание школьника в подростковый период, во время активного формирования личности, преломления социального опыта через собственную активную деятельность по преобразованию своей личности, становление своего «Я». Так как в современном мире понятия добра и зла для детей стали относительным, падает уважение к традициям, к семейным ценностям, происходит деградация семьи как важнейшего социального института. Поэтому особое место в нравственном воспитании принадлежит эффективному использованию возможностей древнерусской литературы, источнику высших нравственных ориентиров.
Приобщение ребёнка к духовно-нравственной культуре должно вылиться в педагогически инструментированный процесс активного познания и усвоения ребёнком общечеловеческих ценностей, обусловленным возрастом, построенный на тесной взаимосвязи знания, чувства, поведения, приоритетности подхода к ребёнку как к субъекту воспитания. В соответствии со стандартом при получении основного общего образования осуществляется духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся,
предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. При этом существенное влияние оказывают принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка, которые требуют учета при формировании подходов к организации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Исследуемая проблема нашла отражение в фундаментальных работах Я. А. Коменского [32], А.В. Каменец [27], И.С. Марьенко [45, 46] и других, в которых выявляется сущность основных понятий теории духовно-нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов духовно-нравственного воспитания. Б.Ф. Райский [29] рассматривал различные аспекты системы формирования духовно-нравственных качеств. С.Л. Рубинштейн [57] утверждал, что этот вопрос составляет основу поведения. Ряд исследователей освещает в своих работах проблемы подготовки будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников ( А.А. Калюжный [26] и другие). Такие педагоги как Н.М. Болдырев [14], И.С. Марьенко [45, 46], Л.И. Божович [13] и многие другие, исследуя духовно-нравственное воспитание, рассматривают его в разных аспектах. А.В. Каменец , Е.В. Ковалева [30] , С.Г. Махмадалиев [47] и др. рассматривают русскую литературу как проект совершенствования духовно-нравственной культуры личности. Однако решение задач формирования нравственной культуры в процессе учебно-воспитательной деятельности требует дальнейшего исследования. Однако решение задач формирования духовно-нравственной культуры в процессе обучения требует дальнейшего исследования. Проблема формирования нравственной культуры при изучении древнерусской литературы не нашла достаточного освещения в педагогической науке и образовательной практике. Анализ теоретических источников и научной литературы позволил выделить следующие недостатки:
- в практике работы преобладают традиционные формы и методы воспитания духовно-нравственных качеств;
- образовательные программы предполагают минимальное количество часов на изучение древнерусской литературы;
- не все образовательные учреждения вводят в учебный план внеурочную деятельность, значимую для развития духовно-нравственной культуры.
Перечисленные недостатки помогли сформулировать ряд противоречий:
- между потребностью общества во всесторонне развитой личности со сформированными духовно-нравственными качествами и реальным уровнем развития личности;
- необходимостью формирования духовно-нравственных качеств у школьников, и недостаточной разработанностью педагогических условий для обеспечения этого процесса;
- существующими традиционными подходами в формировании нравственной культуры и необходимостью разработки, активного внедрения инновационных форм и методов;
- необходимостью внедрения элективных курсов по древнерусской литературе и отсутствием внимания к этому вопросу.
Выявленные противоречия способствовали постановке педагогической проблемы: каковы педагогические условия формирования нравственной культуры учащихся 6-х классов при изучении древнерусской литературы.
Целью работы является определение педагогических условий формирования нравственной культуры учащихся 6 классов в процессе изучения древнерусской литературы и проверка их результативности в опытно-экспериментальной работе.
Объект исследования - процесс формирования нравственной культуры.
Предмет исследования - педагогические условия формирования духовно-нравственной культуры учащихся 6 классов при изучении древнерусской литературы.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что формирование нравственной культуры школьников будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
1) реализация уроков литературы с элементами элективного курса «По страницам
литературы Древней Руси»;
2) совмещение программных и внепрограммных произведений курса литературы с
целью эффективного формирования нравственной культуры учащихся;
3) интродукция в учебный процесс элементов интерактивных технологий.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования нами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать и обобщить педагогическую и научно-исследовательскую литературу по теме исследования.
3. Выявить педагогические условия формирования нравственной культуры учащихся, в соответствии с которыми разработать элективный курс по формированию нравственной культуры учеников 6 классов при изучении древнерусской литературы.
4. Выявить динамику формирования духовно-нравственной культуры школьников в процессе опытно-экспериментальной работы.
Теоретико-методологической основой исследования являются следующие подходы к проблеме нравственной культуры: социальный (О.С.Богданов, И.С.Марьенко, Н.Е.Щуркова и др.) и личностно-ориентированный (Н.И.Болдырев, З.И.Васильева, Б.Т.Лихачев и др-)-
В работе были использованы следующие методы исследования: анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования; анкетирование, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
В выпускной квалификационной работе использовались следующие методики исследования: «Диагностика нравственной самооценки» (Л.Н. Колмогорцева), «Аукцион ценностей» (Н.Е. Щуркова), «Диагностика нравственной мотивации» (С.Ф. Сироткина), составляющие диагностику нравственной культуры, разработанную Гос НИИ Семьи и воспитания РАО.
Опытно-экспериментальной базой исследования является МБОУ «Гимназия № 6» Приволжского района г. Казани, где автор проходил практику. Исследованиями были охвачены 50 учащихся седьмых классов.
Исследование проводилось в течение одного года в три этапа.
На первом этапе эксперимента (констатирующем, 2017 г.), осуществлялись изучение и анализ психолого-педагогической, учебно-методической литературы, выбор основного подхода к выявлению педагогических условий формирования нравственной культуры школьников, была проведена диагностика нравственной культуры в контрольном и экспериментальном классах, был осуществлен анализ и обобщение результатов диагностики, были сформулированы рабочая гипотеза, цель и задачи исследования. На втором этапе (формирующем, 2017 г.) проводился формирующий эксперимент: изучались основные показатели формирования духовно-нравственных культуры школьников, разрабатывались основные положения экспериментальной методики, разрабатывался элективный курс по литературе. Были выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность реализации форм и методов работы по формированию духовно-нравственной культуры учеников шестого класса согласно ФГОС; подобраны анкеты; разработан элективный курс по литературе «По страницам литературы Древней Руси». На третьем этапе (контрольном, 2018г.) проведен контрольный эксперимент: проведена экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы и эффективности разработанного комплекса мероприятий по созданию педагогических условий формирования духовно-нравственной культуры школьников, был осуществлен анализ и обобщение результатов контрольной диагностики уровня нравственной культуры в контрольном и экспериментальном классах, подведены итоги эксперимента. В течение всего периода опытно-экспериментальной работы происходили публикации материалов исследования, участие автора в научно-практических конференциях, завершалось оформление диссертации, определялись перспективы дальнейшего исследования проблемы.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
1) проведено обобщение научной и педагогической литературы по теме исследования, в ходе которого мы заключили следующее: в средней школе велико значение формирования духовно-нравственной культуры, так как именно в этот период закладывается основа воспитания личностных качеств учащегося; новое содержание школьного образования открыло новые возможности для формирования нравственной культуры учеников, в котором определяющее значение имеет содержание образования, методика преподавания, личность и знания учителя, который передает своё мировоззрение, культуру, духовно-нравственный опыт следующему поколению; изучение произведений древнерусской литературы оказывает влияние на развитие духовно-нравственных качеств учащихся, дадут ему истинные жизненные ориентиры.
2) выявлены следующие педагогические условия формирования нравственной культуры учащихся 6-х классов при изучении древнерусской литературы: реализация уроков литературы с элементами элективного курса «По страницам литературы Древней Руси», совмещение программных и внепрограммных произведений курса литературы с целью эффективного формирования нравственной культуры учащихся, интродукция в учебный процесс элементов интерактивных технологий; разработан элективный курс «По страница литературы Древней Руси»;
3) проведен педагогический эксперимент, результатом которого явилось положительное влияние на формирование нравственной культуры учащихся 6х классов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный и апробированный комплекс уроков, направленный на формирование нравственной культуры учащихся 6-х классов, может быть использован учителями русского языка и литературы в учебно-воспитательном процессе.
Достоверность и обоснованность результатов исследования, теоретических выводов и рекомендаций обеспечиваются согласованностью методологических оснований; адекватностью педагогических и психологических предпосылок; ведением педагогического исследования в единстве с практической деятельностью и ориентацией на нее; позитивными результатами исследования; вариативностью и возможной повторяемостью опытно-экспериментальной работы в новых условиях; результатами исследования, подтвердившими правильность выдвинутой гипотезы.
Апробация и внедрение результатов исследования проводились на протяжении всего периода практики в школе. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на XV Международной научно-практической конференции «Наука и образование: сохраняя прошлое, создаем будущее» (Пенза, 2018), а также на IV Молодежном научно-практическом фестивале им. Л.Н. Толстого (Институт филологии межкультурной коммуникации им. Льва Толстого, К(П)ФУ, Казань, 2017).
Основное содержание диссертации отражено в публикациях автора. По теме исследования автором опубликованы в сборниках научных работ и материалах конференций следующие научные труды: «Духовно-нравственный потенциал древнерусской литературы в контексте педагогических воззрений Л.Н. Толстого» (11 с.), «Развитие нравственной культуры учеников 7 класса при изучении древнерусской литературы» (4 с.).
Структура магистерской диссертации обусловлена логикой и последовательностью решения задач исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 69 наименований, 2 приложения; содержит 10 таблиц. Объем диссертации - 93 страницы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Безусловно, формирование нравственной культуры учащихся - это долгий и кропотливый процесс, но вся система работы над художественным произведением способствует формированию духовных ценностей учащихся. Поэтому важно, чтобы учащиеся постепенно все больше знакомились с текстами произведений древнерусской литературы, открывали для себя новых героев, учились читать и пересказывать эти тексты, привыкали анализировать поступки героев далекой от них эпохи, учились понимать и оценивать эти характеры, соотносить события далекого времени с днем сегодняшним. Заинтересовав учеников древнерусской литературой, которая повлияет своей нравственной стороной на их сердца и умы, можно открыть им целый удивительный мир, поняв который, они нравственно преобразятся.
Нравственная культура - это многоаспектное явление, ее компоненты формируются на основе идеи гуманизма и гуманности как общечеловеческих, моральных качеств личности посредством соотношения добра и зла. Неотъемлемыми элементами культуры нравственного сознания является богатство этических знаний, наличие представлений и понятий о нравственных принципах и нормах, моральных ценностях, умение пользоваться этическими знаниями при определении гуманности и негуманности, при моральном выборе. Нравственная культура охватывает все сферы человека, как духовную, так и волевую, все его поведенческие проявления, являясь интегральной характеристикой личности. Она определяет существования и функционирования человека в соответствии с системой моральных ценностей, принципов, норм, идеалов, потребностей и способностей. Все вышесказанное дает нам основание рассматривать нравственную культуру личности как основную, сущностную характеристику человеческой культуры.
В процессе работы над проблемой формирования нравственной культуры в 6 классах нами была изучена психолого-педагогическая, учебно-методическая литература по данной проблеме, рассмотрена сущность, содержание и основные понятия нравственной культуры, а также характеристики повышения ее уровня в учебной деятельности, раскрыты особенности формирования нравственной культуры при изучении древнерусской литературы, изучены методы, формы и приемы формирования нравственной культуры учащихся в учебной деятельности, что способствовало выявлению педагогических условий формирования нравственной культуры учащихся 6-х классов при изучении древнерусской литературы. Далее был произведён анализ, а затем и обобщены различные взгляды на данную проблему в литературе и сделаны следующие выводы:
1) формирование нравственной культуры - это целенаправленный двухсторонний процесс становления морального сознания, развития духовно-нравственных чувств и выработки навыков и привычек духовно-нравственного поведения, он включает формирование духовно-нравственного сознания и развитие духовно-нравственных чувств, выработку умений и привычек духовно-нравственного поведения;
2) важнейшим средством для формирования нравственной культуры является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития духовно-нравственных идеалов, то есть образцов духовно-нравственного поведения, к которому стремится человек; в этом отношении нашим руководством к действию является углубленное изучение древнерусской литературы.
3) педагогическими условиями, при которых формирование нравственной культуры учащихся 6-х классов при изучении древнерусской литературы будет эффективным, являются реализация уроков литературы с элементами элективного курса «По страницам литературы Древней Руси», совмещение программных и внепрограммных произведений курса литературы с целью эффективного формирования нравственной культуры учащихся, а также интродукция в учебный процесс элементов интерактивных технологий.
Результаты экспериментальной работы по формированию нравственной культуры учащихся 6 класса подтвердили выдвинутую нами гипотезу. По результатам опытно-экспериментального исследования на основе сравнения результатов уровня сформированности нравственной культуры высокий уровень в экспериментальной группе повысился на 8 %, средний уровень остался прежним, уровень ниже среднего сократился на 8 %, а низкий уровень отсутствует. Изменение уровня нравственной культуры в контрольном классе не претерпело столь значительного изменения. Соответственно, определенные педагогические условия оказались эффективными при формировании нравственной культуры учащихся 6-х классов при изучении древнерусской литературы.
Следовательно, цель, задачи и гипотетическое предположение исследования нашли свое подтверждение. Цель исследования достигнута, задачи исследования решены, тема является актуальной и требует дальнейшего изучения.



1. Алиева, Л.В. Воспитание как объект познания: современные научные представления о данном феномене // Наука, образование и спорт: история, современность, перспективы: материалы и статьи Международной н-п конференции / Под ред. А.Г. Мухаметшина, РШ. Маликова. - Казань: Отечество. - 2013 - С.3-5
2. Артюхова И.С. Ценности и воспитание // Педагогика. - 1999. - № 4. - С.78-80.
3. Асмолов А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания. - М.: Логос, 1986. - 99 с.
4. Бахтина О.Н. Древнерусская литература - литература «спасения души» (проблема преподавания древнерусской литературы в школе сегодня) // Культура отечества: прошлое, настоящее, будущее: сборник тезисов докладов III Духовно-исторических чтений / под ред. Л.М, Хараим, О.Т. Лойко. - Томск, 1994. - Вып.2. - С.76-79.
5. Белоусова Т.Л. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. - М.: Просвещение, 2011. - 124 с.
6. Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. - СПб.:
Наука, 1997. - Т. 1: XI-XII века. - 543 с.
7. Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. - СПб.:
Наука, 1999. - Т. 6: XIV - середина XV века. - 583 с.
8. Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. - СПб.:
Наука, 2000. - Т. 9: Конец XIV - первая половина XVI века. - 566 с.
9. Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. - СПб.: Наука, 2001. - Т. 11: XVI век. - 683 с.
10. Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д.
С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, Н. В. Понырко. - СПб.: Наука, 2006. - Т. 15: XVII век. - 530 с.
11. Блохина Н.Ю. Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое
требование ФГОС [Электронный ресурс]. URL:
https://ivant gimn3.edumsko.ru/uploads/1000/954/section/258390/pdf/Duhovnonra vstvennoe_vospita.rne_B1ohma_N . Yu. . pdf?1467037788112 (дата обращения 29.05.18) .
12. Богданова О.С. Этические беседы с школьниками. - М.:Просвещение, 2007. - 310 с.
13. Божович Л.И. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. - М., 2005, - 468 с.
14. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. - М.:
Просвещение, 1979. - 289 с.
15. Большая школьная энциклопедия «Руссика». История России. IX — XVII века / под ред. В. П. Бутромеева. - М.: Олма-Пресс, 2001. - 800 с.
16. Виниченко М.А., Герасимова Т.Н., Гужва Е.Г. Нравственная культура личности как система морали // Мир образования - образование в мире. - №4. - С. 251-257.
17. Воловикова М. И. Нравственность в современной России // Психологический журнал. - 2009. - № 4. - С. 95-97.
18. Выдренкова А.А. Формирование духовно-нравственных качеств младших школьников: магистерская диссертация. - Тольятти, 2016. - 91 с.
19. Данилюк А.Я., Кодаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитание личности гражданина России. - М: Просвещение, 2014. - 24 с.
20. Дармодехин С.В. Воспитательный компонент Федеральных государственных образовательных стандартов [Электронный ресурс]. URL: http://www.niisv.ru/ newsection2448 (дата обращения 28.05.18).
21. Ейбоженко О.В. Проектная деятельность как средство активизации читательского интереса учащихся при изучении древнерусской литературы в средней школе / Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2010. - № 6. - С. 154-159.
22. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по древнерусской литературе. 5-9 классы. - М.: Экзамен, 2004. - 158 с.
23.Захарченко М.В. Духовно-нравственное развитие и воспитание как ключевые категории в методологии проектирования образовательных программ [Электронный ресурс]. URL: http://www.spbda.ru/news/a- 551.html
(дата обращения 2.06.18).
24. Ильинская И. П., Чумакова Н.Ю. Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музейной педагогики // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV междунар. науч. конф . — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 10-11.
25. Каиров И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. - М., 2005. - 213 с.
26. Калюжный А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников. - М., 2008. - 205 с.
27. Каменец А.В. Проблемы духовно-нравственной культуры. - М:
Квант медиа, 2016. - 360 с.
28. Клюева, Н.В. Преподавание древнерусской литературы в школе [Электронный ресурс]. URL:
http://bbar.ucoz.ru/kljueva_n.vprepodavanie_drevnerusskoj_literatury_.doc (дата обращения 29.05.18)
29. Ковалев Н.Е., Райский Б.Ф., Сорокин Н.А. Введение в педагогику: учебное пособие. - М: Просвещение, 1975. - 176 с.
30. Ковалёва Е. В. Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы // Школьная педагогика. — 2015. — №2. — С. 1-4.
31. Колодина Е.М. Духовно-нравственная культура: учебно-методическое пособие для образовательных учреждений. - Омск: ИРООО, 2009. - 115 с.
32. Коменский Ян Амос: Учитель учителей («Материнская школа», «Великая дидактика» и др. произв. с сокращ.) / под ред. Е.Н. Леоновича, Ю.А. Серебренниковой. - М.: Карапуз, 2009. - 288 с.
33. Корепанова В.Ю. Формирование нравственной устойчивости личности в
условиях обучения и воспитания в классах и школах казачьей направленности [Электронный ресурс]. URL:
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/regionalnyy-komponent/2016/10/25/statya- formirovanie-nravstvennoyustoychivosti (Дата обращения 29.05.18).
34. Коровина В.Я. Литература 7 класс. Методические советы. - М.: Просвещение, 2013. - 153 с.
35. Коровина В. Я. Литература. 7 кл.: Учебник-хрестоматия для
общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе.
В 2 ч. - М.: Просвещение, 2016. - Ч.1. - 358 с.
36. Королева Е.В. Профессиональная культура педагога как фактор нравственного обучения и воспитания учащихся / Проблемы и перспективы развития образования в России. - № 12. - 2011. - С. 287-291.
37. Кусков В.В. История древнерусской литературы: Учеб. для филол. спец. Вузов. - М.: Высшая школа, 2003. - 336 с.
38. Кустов Ю.А. Организация образовательной среды: учеб.-метод.
Пособие / Под общ.ред. Ю.А.Кустова. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2014. - 244 с.
39. Лихачёв Б.Т. Педагогика. - М., 2006. - 601с.
40. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. - М.: Наука, 1979. - 360 с.
41. Лихачев Д. С., Лихачева В.Д. Художественное наследие Древней Руси и современность. - Л.: Наука, 1971. - 120 с.
42. Лихачёв Д.С. Человек в литературе Древней Руси. - М.; Л.: Издво АН СССР, 1958. - 186 с.
43. Лукьянова В.А. Формирование побудительных мотивов к самостоятельным творческим занятиям в проектной деятельности при изучении древнерусской литературы в школе / Вестник университета Московской академии образования. -2010. № 5. - С. 68-71.
44. Мамонова И.В. Формирование представлений о жанровом своеобразии древнерусской литературы у учащихся 5-9 классов средней школы: дисс. ... канд.пед.наук. - М.,2001. - 222 с.
45. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. - М., 2005. - 219 с.
46. Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников: пособие для студентов пед.институтов. - М.: Просвещение, 1980. - 183 с.
47. Махмадалиев С.Г. Теоретические основы формирования нравственной
культуры старшеклассников в процессе изучения художественной
литературы: дисс. ... канд.пед.наук [Электронный ресурс] URL:
http://www.dissercat.com/content/teoreticheskie-osnovy - formirovaniyanravstvennoi-kultury- starsheklassnikov-v-protsesse- izuch#ixzz5Fvgibgzb (дата обращения 28.05.18).
48. Мухина И.А., Ерёмина Т.Я. Мастерские по литературе:
интеграция инновационного и традиционного опыта: Книга для учителя. - СПб.: СПб ГУПМ, 2002. - 118 с.
49. Никандров Н.Д. Духовно-нравственная культура и российская школа / Человек и образование. -2009. - №3. - С. 4-9.
50. Николаева М.В. Воспитание духовно-нравственной культуры младших
школьников через чтение жития святых на уроках модуля «Основы православной культуры» // Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии: сборник материалов II Международной
научнопрактической конференции / под ред. Т.В. Яковлевой. - Чебоксары:
Интерактив плюс, 2017. - С. 87-89.
51.Оленева О.К. Древнерусская литература в развитии духовнонравственных ценностей человека [Электронный ресурс]. URL:
http://yamal obr.ru/articles/drevne-russkaya-literatura/ (дата обращения 19.05.18).
52. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов / под ред. Ю.К.Бабанского. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1988. - 479 с.
53. Плоткина Е.Б. Воспитывающее обучение: учебное пособие. - М.: Академия, 2010. - 176 с.
54. Полякова Г.Б. Нравственная культура в аксиологическом пространстве современной школы: дисс. ... канд.пед.наук. - СПб, 2005. - 152 с.
55. Пошис Л.В. Система уроков по древнерусской литературе [Электронный
ресурс]. URL: !1йр://открытыйурок.рф/статьи/580493/ (дата обращения: 27.05.18) .
56. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. - СПб., 2008 - 169 с.
57. Рубинштейн С. Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. - М., 2006. - 350 с.
58. Сериков В.В. Развитие личности в образовательном процессе. - М.: Логос, 2012. - 448 с.
59. Словарь по этике / под ред. И.Кона. - М.:Политиздат,1981. - 430 с.
60. Соболева Л.С. Древнерусская литература в школе - поиски золотого века // Проблемы литературного образования школьников: материалы VI зональной научно-практической конференции
«Филологический класс: наука - ВУЗ - школа / под ред. Н.Л. Лейдерман,
Т.А. Ложковой, М.П. Брезгиной. - Екатеринбург: Изд-во УПГУ, 2000. - С.44-
46.
61. Соловьева Д.Ю. Анкеты для мониторинга достижения планируемых результатов программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся [Электронный ресурс]. URL:
http : //centrinteres . ru/resources/doc-9487-file-block_files_9487-
9502 . file/name/Соловьева+Д.Ю.+Анкеты+для+мониторинга+достижения+рез
ультатов+духовно -нравственного+развития■pdf (дата обращения 28.05.18).
62. Тетерина, Л.Н. Технология уроков-мастерских по русскому языку и литературе [Электронный ресурс]. URL: http://ext.spb.ru/2011-03-2909-03- 14/118-additional-education/4210-2013-12-14-07-54-42 (дата обращения
1.06.18) .
63. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М.: Изд-во «Омега - Л», 2012. - 134с.
64. Федеральный государственный стандарт ООО[Электронный ресурс]. URL:
http : // school20.tgl.ru/sp/pic/File/2014/iyun/prikaz_MON_Ob_utverjdenii_federaln ogo_gosudarstvennogo_obrazovatelnogo_standarta_srednego_polnogo_obshego_o brazovaniya.pdf (дата обращения 28.05.18).
65. Фельдштейн Д.И.. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Вопросы психологии. - 2010. - № 3. - С. 47-56.
66.Чекина Е.В. Теория нравственного воспитания: история развития и
современное состояние. - Гродно: Изд-во ГрГУ, 2008. - 119 с.
67.Чертов В.Ф. Древнерусская литература в школьном изучении:
сравнительно-исторический аспект / Наука и школа. - 2015. - №2. - С.139145.
68. Щукина Г.И. Педагогика школы. - М.: Просвещение, 2004. - 291 с.
69. Яновская, М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. - 2003. - № 4 - С.24-29.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ