Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОСТРЕАБИЛИТАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

Работа №92848

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы80
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
102
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПОСТРЕАБИЛИТАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ 9
1.1. Постреабилитационное сопровождение детей из неблагополучных
семей: сущность, функции и принципы 9
1.2. Социально-реабилитационный центр как субъект постреабилитационного сопровождения детей из неблагополучных семей 21
2. ОСОБЕННОСТИ ПОСТРЕАБИЛИТАЦИОННОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ОСГБУСОССЗН «ОБЛАСТНОЙ СОЦИАЛЬНО¬
РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ») 33
2.1. Опыт постреабилитационного сопровождения
детей из неблагополучных семей 33
2.2. Проблемы детей из неблагополучных семей в постреабилитационный
период (на материалах социологического исследования) 44
2.3. Программа постреабилитационного сопровождения детей из
неблагополучных семей 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 75


Актуальность темы исследования. Семья является главным институтом социализации, через который усваиваются и транслируются основные социальные знания, приобретаются нравственные умения и навыки, воспринимается ценности и идеалы, необходимые для жизни в обществе.
Неблагополучная семья - это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями. Адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и малорезультативно.
В неблагополучной семье ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов. Именно семья призвана обеспечивать основные, базовые потребности ребенка. Согласно семейному законодательству России, воспитание детей в семье и забота о них - это не только нравственный и моральный долг родителей, но их приоритетное право и главная обязанность. Такое право дает им возможность воспитывать своих детей, основываясь на личных убеждениях, с помощью любых средств и методов, выбранных по своему усмотрению. Эти средства и методы с точки зрения морали и закона должны быть приемлемыми и отвечать интереса ребенка.
В неблагополучной семье нарушены внутрисемейные отношения, вследствие чего неудовлетворительно выполняются семейные функции, нарушается конструктивность супружеских отношений, родительства, родства, отношений семьи с социумом.
В настоящее время в России функционирует развернутая сеть профильных и непрофильных учреждений социальной реабилитации
4 несовершеннолетних, однако, как показывает статистика, эта сеть функционирует пока недостаточно эффективно.
Таким образом, актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена: значительным и возрастающим числом детей и подростков, находящихся в опасном социальном положении и нуждающихся в социальной реабилитации; недостаточной эффективностью действующей системы социальной реабилитации, а также необходимостью осуществления постреабилитационного сопровождения.
Степень научной разработанности проблемы. Проблемы социальной реабилитации детей из неблагополучных семей привлекают внимание специалистов разного профиля - социологов, психологов, педагогов, правоведов.
Семья как социальный институт и ее функции в обществе рассматриваются в трудах А.И. Антонова, Ю.Г. Волкова, С.И. Голода, И.В. Гребенникова, С.В. Ковалева, Т.А. Куликовой, В.М. Медкова, С.Л. Рубинштейна, А.Г. Харчева.
Изучением неблагополучной семьи занимаются: Г.Г. Бочкарева, И.Ф. Дементьева, Г.Г. Зайдуллина. А.И. Захаров, Г.А. Карпова,
Ю.В. Корчагина, П.Д. Павленок, Т.И Шульга.
Также, в последние годы возросло число исследований, в которых рассматриваются: профилактика социального сиротства (Э.К. Бекова,
О.А. Дорожкина, И.И. Осипова и др.); особенности формирования личности ребенка (Л.В. Байбородова, В.В. Баранова, В.И. Брутман, И.В. Дубровина, Н.П. Иванова, М.И. Лисина, B.C. Мухина, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых и др.); методология, теория и практика социальной защиты детства в современной России (Л.И. Антонова, В.Г. Бочарова, М.А. Галагузова, А.А. Журавлева, Л.В. Косава, Т.В. Лодкина, В.А. Никитин, Т.Н. Поддубная,
Е.Н. Рыбинский, Е.Е. Чепурных и др.).
Психолого-педагогические аспекты социальной реабилитации освещены в публикациях Л.И. Акатова, Б.Н. Алмазова, Ю.А. Блинкова и
Л.Н. Мордач, Л.Н. Виноградовой, А.Е. Личко, правовые аспекты - в публикациях А.В. Апариной, Ю.Ф. Беспалова, М.Д. Горячева, В. Догляд, Л.Ю. Михалевой, С.А. Щегловой; социальные аспекты - в публикациях B. П. Зинченко, Т.И. Черняевой. Комплексная характеристика социальной реабилитации дана в трудах Е.И. Холостовой, И.Ф. Дементьевой и др.
Широко освещаются вопросы, связанные с характеристикой отдельных категорий несовершеннолетних, находящихся в опасном социальном положении и нуждающихся в реабилитации, а именно: безнадзорных и беспризорных детей (работы А.Л. Арефьева, Л. Беляевой, А.В. Гоголевой, Л.А. Грищенко и Б.Н. Алмазова, Э.Ш. Камалдиновой, А.М. Нечаевой, C. А. Стивенсона, В.С. Устинова и др.); детей-сирот (работы М.С. Астонянц, Е.Б. Бреевой, О.А. Дорожкиной, С.Н. Кабанова, И.Б. Назаровой, Е.Е. Чепурных и др.); несовершеннолетних правонарушителей (А.И. Антонов, А.Б. Борбат, А.Ю. Дроздов, А.Н. Ильяшенко, В.В. Ковалев, О.Л. Лебедев и др.); несовершеннолетних алкоголиков и наркоманов (А.А. Габиани, А.Я. Гришко, Д.Д. Еникеев, Ц.П. Короленко и В.Ю. Завьялов и др.); подростков, занимающихся проституцией (А.В. Меренков, М.Н. Никитина, Ф. Шереги и др.); детей и подростков, испытывающих жестокое обращение взрослых (Л.С. Алексеева, С.В. Ильина, A.Н. Ильяшенко, Н.Б. Морозова, И.Н. Новичихина и др.).
Постреабилитационное сопровождение детей из неблагополучных семей связано непосредственно с процессами социальной адаптации, дезадаптации и реадаптации (Ю.А. Александровский, Л.Ю. Данилова, И.Ф. Дементьева и др.), социализации, десоциализации и ресоциализации (С.А. Беличева, А.В. Гоголева, А.Н. Голик, И.Ф. Дементьева, А.И. Ковалева, B.А. Луков, Д.В. Ярцев и др.), социальной интеграции, дезинтеграции и реинтеграции (Л.Н. Галигузова, О.А. Герасименко, Р.П. Дименштейн, А.М. Пригожин и И.Н. Толстых, А.А. Цыганок).
Объект исследования - постреабилитационное сопровождение детей из неблагополучных семей.
Предмет исследования - особенности постреабилитационного сопровождения детей из неблагополучных семей в деятельности социально-реабилитационного центра.
Цель исследования - раскрыть сущность и специфику постреабилитационного сопровождения детей из неблагополучных семей в деятельности социально-реабилитационного центра и разработать программу постреабилитационного сопровождения детей из неблагополучных семей.
Основными задачами исследования являются:
1. Рассмотреть теоретические основы изучения постреабилитационного сопровождения детей из неблагополучных семей в деятельности социально-реабилитационного центра;
2. Проанализировать опыт постреабилитационного сопровождения детей из неблагополучных семей в ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»;
3. Разработать программу постреабилитационного сопровождения детей из неблагополучных семей.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы исследователей, в которых современная неблагополучная семья изучается с позиций социально-психологического, социально¬педагогического подходов, что позволяет рассмотреть проблему более целостно, всесторонне. Особое значение для нашего исследования имеют труды, затрагивающие теоретические и организационно-методические аспекты социальной работы с семьей в современных условиях (З. Марова, А.Г. Харчев, Л.Я. Олиференко, Е.И. Холостова); идеи социально¬педагогической помощи, поддержки, сопровождения ребенка и семьи в трудной жизненной ситуации (Л.И. Аксенова, Е.А. Александрова, Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман. И.Ф. Дементьева, Е.Н. Дронова, И.В. Дубровина, Ф.И. Кевля, Н.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова, Г.В. Сабитова, С.М. Юсфин, и др.); теоретические подходы к исследованию социальной реабилитации несовершеннолетних, реализованные в научных трудах С.А. Беличевой, А.В. Гоголевой, Е.И. Холостовой, Т.И. Черняевой и др.
Методы исследования: Для решения поставленных задач использован комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов исследования: теоретический анализ специальной социологической,
педагогической, психологической литературы и нормативно-правовых источников по проблеме исследования; анализ документов ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»; прикладные методы исследования: анкетирование, экспертный опрос, наблюдение.
Эмпирическую базу исследования составили: Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 № 256-ФЗ (действующая редакция);
периодические источники, отчетные документы ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», результаты прикладного социологического исследования «Проблемы постреабилитационного сопровождения детей из неблагополучных семей в условиях социально-реабилитационного центра», проведенного автором в феврале-апреле 2017 года на базе ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»; анкетный опрос детей из неблагополучных семей (N = 32); экспертный опрос специалистов социально-реабилитационного центра (N = 20); результаты наблюдения; вторичный анализ результатов исследований, проведенных другими авторами по исследуемой проблеме.
Теоретико-практическая значимость исследования заключается в следующем:
- установлена необходимость реализации постреабилитационного сопровождения детей из неблагополучных семей в условиях социально-реабилитационного центра;
- разработана программа постреабилитационного сопровождения детей из неблагополучных семей.
Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечены опорой на методологический базис, междисциплинарный подход к поставленной проблеме; применением комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных целям, задачам и предмету исследования; сочетанием качественного и количественного анализа его результатов.
Результаты исследования будут полезны для работников социальной сферы, учреждения социальной защиты населения, педагогов.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были апробированы ходе производственной и преддипломной практик на базе ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Семья является главным институтом социализации, через который усваиваются и транслируются основные социальные знания, приобретаются нравственные умения и навыки, воспринимается ценности и идеалы, необходимые для жизни в обществе.
Актуальность исследования обусловлена значительным и возрастающим числом детей и подростков, находящихся в опасном социальном положении и нуждающихся в социальной реабилитации; недостаточной эффективностью действующей системы социальной реабилитации, и как следствие - необходимостью осуществления постреабилитационного сопровождения.
В ходе написания выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи. Во-первых, раскрыты теоретические основы изучения постреабилитационного сопровождения детей из неблагополучных семей в деятельности социально-реабилитационного центра. Во-вторых, изучен опыт постреабилитационного сопровождения детей из неблагополучных семей в ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних». В-третьих, диагностированы проблемы постреабилитационного сопровождения детей из неблагополучных семей и разработана программа постреабилитационного сопровождения детей из неблагополучных семей.
Постреабилитационное сопровождение включает в себя проведение таких необходимых мероприятий мониторинг, проведение различных процедур, постоянную связь со специалистами, проводившими курс реабилитации, проведение контроля специалистами в целях наблюдения и корректировки реабилитационного процесса. Постреабилитационное сопровождение позволяет ребенку быстрее вернуться к привычному образу жизни в домашней обстановке.
После возвращения ребенка в семью осуществляется постреабилитационный патронаж семьи. В то время, когда ребенок попадает в центр, появляется риск - снижение ответственности родителей, удаление от ребенка, резкое изменение социального окружения ребенка. Задача специалистов - не допустить самоустранения родителей и ослабления связей ребенка с внешним миром, а укрепить детско-родительские отношения и создать устойчивую сеть социальной поддержки для ребенка и его семьи. При постреабилитационном сопровождении семьи по месту жительства вырабатываются рекомендации для родителей по дальнейшей работе с ребенком.
Постреабилитационное сопровождение детей из неблагополучных семей специалистами социально-реабилитационного центра способствует сохранению кровной семьи, находящейся в социально-опасном положении через формирование ответственного родительства, в режиме достижения, поддержки и укрепления положительных изменений во внутрисемейной ситуации. Основные задачи, реализуемые при постреабилитационном сопровождении детей из неблагополучных семей: защита прав детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях; побуждение и включение родителей в обеспечение жизнедеятельности детей; организация просветительской работы с целью формирования и укрепления ответственного родительства. При этом постреабилитационная деятельность специалистами социально-реабилитационного центра ориентирована на: преемственность сопровождения; взаимодействие с родителями и ближайшим окружением; стимулирование родителей к ответственному родительству.
Целью постреабилитационного сопровождения детей из неблагополучных семей является формирование и дальнейшее развитие у них навыков социальной адаптации в социуме, умение строить бесконфликтные отношения, самоактуализация в обществе.
Постреабилитационное сопровождение направлено на создание условий, способствующих вовлечению детей в нормальный жизненный процесс, выводу из кризисной ситуации, восстановлению нарушенных детско-родительских отношений, решению вопроса дальнейших жизненных планов и дальнейшего жизнеустройства.
Деятельность ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» по
постреабилитационному сопровождению детей из неблагополучных семей предполагает комплексное сопровождение как самих детей, так и членов их семей. В результате проведенного социологического исследования выявлены проблемы постреабилитационного сопровождения детей из неблагополучных семей, среди которых можно выделить: материальные проблемы;
запущенность воспитания, недостаток внимания к ребенку со стороны родителей; воспитание в неполной семье; нежелание родителей идти на контакт со специалистами центра; неумение рационально использовать время; негативное влияние окружения; несоблюдение законов о защите детей и их прав; несформированность установок на создание благоприятной для развития ребенка социальной среды; отсутствие ориентации на восстановление здоровых сил семьи, способствующих ее выходу из кризиса.
Изучение теоретических основ постреабилитационного сопровождения детей из неблагополучных семей в деятельности социально- реабилитационного центра, анализ опыта постреабилитационного сопровождения детей из неблагополучных семей в ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» и результаты проведенного социологического исследования послужили основой для разработки Программы постреабилитационного сопровождения детей из неблагополучных семей.
В рамках реализации Программы социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних при осуществлении постреабилитационного сопровождения детей из неблагополучных семей выступает в качестве координационного центра, который имеет право: организовывать и координировать деятельность по постреабилитационному сопровождению детей из неблагополучных семей в рамках межведомственного взаимодействия; запрашивать в установленном порядке и получать необходимые материалы в отношении детей из неблагополучных семей от специалистов органов опеки и попечительства, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, социальной защиты населения, муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов внутренних дел в целях эффективной организации работы по постреабилитационному сопровождению детей из неблагополучных семей; вносить предложения в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также в органы и учреждения профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам социального сопровождения семей с детьми; разрабатывать проекты нормативных актов, информационных и методические материалы по вопросам постреабилитационного сопровождения детей из неблагополучных семей; по согласованию с семьей привлекать к постреабилитационному сопровождению специалистов других организаций; осуществлять иные права в соответствии с законодательством.
Показателями эффективности постреабилитационного сопровождения детей из неблагополучных семей при реализации программы являются: изменения в сфере детского и семейного неблагополучия: уменьшение количества случаев лишения родительских прав; снижение количества неблагополучных семей; снижение количества семей, где имели место насилие, жестокое обращение, нарушения прав и законных интересов детей; улучшение социально-бытовых условий жизни детей из неблагополучных семей; положительная динамика уровня комфортности ребенка во внутрисемейной среде; качественное изменение отношений детей из неблагополучных семей к базовым социальным ценностям; положительная динамика включенности детей из неблагополучных семей в различные виды социально-значимой деятельности в социуме; качественное изменение отношений детей из неблагополучных семей к базовым социальным ценностям; повышение уровня информированности детей из неблагополучных семей и членов их семей в области правовых знаний, эффективных и гуманных методов воспитания ребенка в семье; формирование эффективных поведенческих стратегий, навыков здорового образа жизни у детей из неблагополучных семей.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Текст] // Собрания законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 23.05.2016) [Текст] // Российская газета. - № 238-239. - 08.12.1994.
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015) [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 01.01.1996. - № 1. - ст. 16.
4. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 28.11.2015) // Собрание законодательства РФ. - 03.08.1998. - №31. - ст. 3802.
5. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) [Текст] // Сборник международных договоров СССР. - выпуск XLVI. - 1993.
6. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ (ред. от 28.11.2015) // Собрание законодательства РФ. - 03.08.1998. - № 31. - ст. 3802.
7. Социальный кодекс Белгородской области [Электронный ресурс]: Закон Белгородской области от 28.12.2004 № 165 (ред. от 30.12.2010, с изм. от 09.03.2011) // http://docs.cntd.ru.
8. О защите прав ребенка в Белгородской области [Электронный
ресурс]: закон Белгородской области от 13 декабря 2000 г. № 123 //
http://docs.cntd.ru.
9. Об ответственности родителей за воспитание детей (принят Белгородской областной Думой 20.01.2005) [Электронный ресурс]: закон
Белгородской области от 31.01.2005 № 167 // http://docs.cntd.ru.
10. О системе защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений в Белгородской области (принят Белгородской областной Думой 30.11.2000) [Электронный ресурс]: Закон Белгородской области от 13.12.2000 г. № 123 // http://docs.cntd.ru.
12. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] /Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 1998. - 672 с.
13. Алексеева, Л.С. Социальный патронат семьи в системе социального
обслуживания [Текст]: научно-методическое пособие /
Л.С. Алексеева, В.Ю. Меновщиков. - М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. - 112 с.
14. Багаева, Г.Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями [Текст] /Г.Н. Багаева, Н.Ф. Дементьева, Т.А. Исаева - М.: Институт социальной работы, 1996. - 397 с.
15. Буртник, С. Помощь семье и детям [Текст] /С. Буртник, Н. Богдасарова //Социальная работа. - 2003. - № 2. - С. 14.
16. Бойко, В.В. Социально защищенные и незащищенные семьи в изменяющейся России [Текст] /В.В. Бойко, К.М. Оганян, О.И. Копытенкова. - СПб.: 1999. - Гл. 3 - С. 78-99.
17. Валлерштейн, Дж. Последствия развода родителей: переживания ребенка в период поздней латентности [Текст] /Дж. Валлерштейн, Дж. Келли //Лабиринты одиночества. - 1989. - С. 36.
18. Волжина, О.И. Государственные пособия гражданам, имеющим
детей: нормативно-правовые акты [Текст] /О.И. Волжина. - М.:
Просвещение, - 2003. - 96 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ