Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности образа «Я» у детей из неблагополучных семей (Томский государственный педагогический университет)

Работа №48098

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы48
Год сдачи2018
Стоимость350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
295
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Базой для эмпирического исследования стали ОГБУ «СРНЦ «Друг» г. Томска» (основная группа) и МОУ СОШ № 19 г. Томска (контрольная группа). Общее количество детей и подростков, принимавших участие в исследовании, составило 65 человек. Численность испытуемых в основной группе – 29 детей и подростков из неблагополучных семей в возрасте от 7 до 17 лет, из них 13 мальчиков и 16 девочек. Контрольная группа – 36 детей и подростков из благополучных семей в возрасте от 9 до 16 лет, из них 19 мальчиков и 17 девочек.
Есть много приложений.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗА Я ЛИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ 5
1.1 Формирование образа Я у детей и подростков 5
1.2 Психологические особенности детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях 13
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБРАЗА «Я» У ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ 21
2.1 Методология исследования 21
2.2 Результаты исследования 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
Список использованных источников 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 44

Актуальность исследования. Современные исследования отечественных и зарубежных психологов и педагогов показали, что дети из неблагополучных семей имеют особенности психического и личностного развития, сложно адаптируются к условиям социума. В связи с этим актуальными становятся исследования, в которых изучаются личностные образования, позволяющие детям, проживающим в таких семьях, самостоятельно определять пути своего развития, адаптироваться к жизни в обществе.
Одним из таких личностных образований является представление о себе детей и подростков, состоящее из знаний индивида о себе (о своих способностях, чертах характера, о том, что отличает индивида от других, и, что делает его похожим на других) и отношений индивида к этим знаниям, то есть к себе. «Образ Я» позволяет ребенку отвечать на вопросы «Кто Я?» и «Куда мне идти дальше?». Отвечая на эти вопросы, он получает возможность глубже осмысливать свое настоящее и строить более реалистические планы на будущее.
Проблеме формирования образа «Я» посвящено немало исследований в отечественной и зарубежной психологии. Это работы Бернса Р., Маслоу А., Эриксона Э., Роджерса К., Леонтьева Д. А., Ананьева Б. Г., Рубинштейна С. Л., Божович Л. И., Ефимкиной Р. П., Корепановой М. В., Чесноковой И. И., Столина В. В., Кона И. С. и др.
Данная курсовая работа представляет собой анализ психолого-педагогического материала по проблеме психологических особенностей образа «Я» у детей из неблагополучных семей; практическое исследование, направленное на выявление этих особенностей.
Цель исследования: проанализировать особенности образа «Я» у детей из неблагополучных семей.
Гипотеза исследования – семейное неблагополучие отрицательно влияет на становление образа Я у детей и подростков.
Объект исследования: образ «Я».
Предмет исследования: психологические особенности образа «Я» у детей из неблагополучных семей.
Задачи исследования:
 рассмотреть процесс формирования образа Я у детей и подростков;
 проанализировать психологические особенности детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях;
 провести экспериментальное исследование особенностей образа «я» у детей из неблагополучных семей.
В исследовании использовались следующие методы: теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме, тестирование, анкетирование, беседа, статистическая обработка данных.
Практическая значимость исследования. Теоретические данные и полученные эмпирические результаты исследования могут быть использованы в курсах лекций по педагогической психологии, социальной педагогике, социальной работе, в спецкурсах по психологии детей из неблагополучных семей.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итак, сделаем основные выводы.
Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение и формируется в процессе взаимодействия индивида с окружающей средой и с момента своего зарождения становится активным началом, фактором, определяющим развитие личности.
Я-концепция – это относительно устойчивая, в большей или меньшей мере осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе
Выделяют два основных типа семей: благополучные семьи и неблагополучные семьи, которые, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно.
Основой семейного микроклимата являются межличностные отношения, которые и определяют его климат. Именно по отношению родителей к своему ребёнку можно предположить, каким он станет в будущем.
Все теории развития Я-концепции сосредоточены на особенностях, свойственных тому или иному возрастному периоду, однако две темы, несомненно, проходят через весь процесс развития Я-концепции независимо от возраста. Это – роль семейных отношений и роль значимых других.
Особо необходимо отметить подростковый возраст, который общепризнанно является временем повышенной ранимости личности, снижением адаптивности как социальной, так и физиологической и психической. У подростка, испытавшего в детстве дефицит позитивного отношения к себе со стороны значимых взрослых, пережившего горькое чувство незащищенности, возникают серьезные трудности становления эго-идентичности, то есть совокупности представлений о своей уникальности.
Исходя из теоретического анализа литературы по проблеме исследования, мы выдвинули следующую гипотезу: семейное неблагополучие отрицательно влияет на становление образа Я у детей и подростков.
Для подтверждения или опровержения данной гипотезы мы обратились к проблеме формирования образа «Я» у детей 7-17 лет, находящихся в различных социальных ситуациях: в исследовании приняли участие дети и подростки из благополучных и неблагополучных семей.
По результатам исследования самооценки по тесту «20 утверждений М. Куна и Т. Макпартленда» «Коммуникативное Я» значительно выражено у детей из неблагополучных семей, а «Рефлексивное Я» существенно выше у контрольной группы детей.
При анализе и интерпретации результатов проективного теста «Рисунок человека» мы выяснили, что незащищенность, чувство неполноценности, демонстративность, сексуализированное поведение и нарушение образа Я выше у детей из неблагополучных семей.
Статистический анализ самооценки и уровня притязаний показал достоверные различия только в уровне притязаний подростков, который выше у подростков из неблагополучных семей.
Такие качества как, невротичность, агрессивность, депрессивность, раздражительность, неактивная агрессивность также выше у детей из неблагополучных семей.
Таким образом, цель курсовой работы – анализ особенности образа «Я» у детей из неблагополучных детей – достигнута, задачи реализованы. Гипотеза семейное неблагополучие отрицательно влияет на становление образа Я у детей и подростков – подтверждена.



1. Агарагимова, М.А. Психолого-педагогическая поддержка детей дошкольного возраста из проблемных семей / науч. рук. М.В. Смагина // Научные исследования: от теории к практике : материалы XI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 12 февр. 2017 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – № 1 (11). – С. 160-164.
2. Артемов, В.А. Детская экспериментальная психология / В.А. Артемов. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 256 c.
3. Арутюнян, М.Ю. О социальной обусловленности некоторых воспитательных проблем / М.Ю. Арутюнян. – М.: Просвещение, 2016. – 160 с.
4. Берне, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Берне. - М.: 2015. - 23 с.
5. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2016. - 620 с.
6. Бубнова, И.С. Специфика современных условий семейного воспитания подростков и ее влияние на формирование их Я-концепции / И.С. Бубнова, В.И. Рерке // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2013. - № 1 (72). - С. 211-214.
7. Буравцова, Н.В. Формирование у подростков «группы риска» позитивного представления о доме с помощью реконструкции сказочных сюжетов / Н.В. Буравцова // Психология. Социология. Педагогика. - 2012. - № 4 (17). - С. 53-55.
8. Веракса, Н.Е. Детская психология. Учебник / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Юрайт, 2014. - 446
9. Габидуллина Э.И. Особенности развития я-концепции в подростковом возрасте / Э.И. Габидуллина, Н.Н. Калацкая // Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. – Чебоксары: – ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 135-138.
10. Галагузова, М.А. Социальная педагогика: курс лекций: учебное пособие для вузов / М. А. Галагузова.– М.: Владос, 2015.– 416 c.
11. Гуру в мире тестов [Электронный ресурс] // Профессиональные психологические тесты. – Режим доступа: http://www.gurutestov.ru/. – (дата обращения: 29.01.18)
12. Державина, Ю. Психологический анализ «я-концепции» девиантных подростков / Ю. Державина // Студенческая наука и XXI век. - 2011. – № 8. – С. 229-233.
13. Истратова, О.Н. Большая книга детского психолога / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. - М.: Феникс, 2016. – 576 c.
14. Караваева, Д.О. Особенности Я-концепции личности младших подростков в зависимости от конфигурации семьи (с одним и с двумя детьми) [Текст] / Д.О. Караваева // В.С. Мерлин и современная психология: наука, образование, практика: материалы Всероссийской науч.-практ. конференции; Ф.В. Дериш (отв. ред). - Пермь: Пермский гос. гуманитарно-пед. ун-т, 2015. - С. 56-58.
15. Ковалев, А.Г. Психология семейного воспитания / А.Г. Ковалев. - М.: Народная асвета, 2015. - 256 c.
16. Кон, И.С. Открытие «Я» / И. С. Кон. – М.: Просвещение, 2013. – 240 с.
17. Моор Д.Г. особенности образа «Я» у детей и подростков из неблагополучных семей / Д.Г. Моор, Т.Ю. Сычева // Смальта. – 2017. – №2. – С. 38-44.
18. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учебник для вузов / А.В. Мудрик.– 7-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2014.– 224 c.
19. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 2015. - 272 c.
20. Попова, Е.М. Особенности воспитания в неблагополучных семьях [Электронный ресурс] / Е.М. Попова, А.П. Бугаева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 25. – С. 365–367. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2017/770607.htm. – (дата обращения: 29.01.18).
21. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; под ред. Е. Г. Силяевой. – М.: Академия, 2015. – 192 с.
22. Реан, А.А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. – СПб.: Питер, 2016. – 390 с.
23. Рожков, М.И. Воспитание трудного ребёнка. Дети с девиантным поведением: учебно-методическое пособие / под ред. М. И. Рожков.– М.: Владос, 2016.– 239 c.
24. Романова И.О. Особенности формирования образа Я у детей дошкольного возраста / И.О. Романова // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 162-164.
25. Руденко, А.М. Психология в схемах и таблицах / А.М. Руденко. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 379 с.
26. Смирнова, Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. - М.: "КноРус медиа", 2015. - 280 c.
27. Теоретические аспекты феномена неблагополучной семьи [Электронный ресурс] // Азбука воспитания. Сайт для родителей. – Режим доступа: https://azbyka.ru/deti/neblagopoluchnaya-semya-neblagopoluchnyjj-rebenok. – (дата обращения: 29.01.18).
28. Тест Куна. Тест «Кто Я?» (М.Кун, Т.Макпартленд; модификация Т.В.Румянцевой) / Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре – СПб., 2006. – С.82-103.
29. Типы неблагополучных семей [Электронный ресурс] // Портал психологии. – Режим доступа: http://vipezoterika.com/tipy-neblagopoluchnyh-semej/ – (дата обращения: 29.01.18).
30. Торохтий, B.C. Психология социальной работы с семьей / В. С. Торохтий. – М.: Академия, 2016. – 520 с.
31. Урунтаева, Г.А. Детская практическая психология. Учебник / Г.А. Урунтаева. - М.: Academia, 2015. - 256 c.
32. Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для академического бакалавриата / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 367 c.
33. Целуйко, В.М. Психология современной семьи: книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. – М.: Владос, 2015.– 287 c.
34. Черепкова, Н.В. Психологические проблемы профессионального самоопределения подростков, воспитывающихся в условиях социальной депривации / Н.В. Черепкова, А.В. Ермакова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - Т. 4. - С. 2066-2070.
35. Шаграева, О.А. Детская психология. Теоретический и практический курс / О.А. Шаграева. - М.: Владос, 2016. - 368 c.
36. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник и практикум для академического бакалавриата / И.В. Шаповаленко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 576 c.
37. Шалько, E.H. Изучение роли педагога-организатора в развитии самосознания подростков, участвующих в общественно-организационной деятельности / Е.Н. Шалько // Мир науки, культуры, образования. – 2016. - № 4-1. – С. 46-49.
38. Шнейдер, Л.Б. Основы семейной психологии / Л.Б. Шнейдер. - М.: МПСИ, МОДЭК, 2016. - 928 c.
39. Шорохова, Е.В. Проблемы сознания / Е.В. Шорохова // Проблема «Я» и самосознания. – М.: Инфра-М, 2014. – 229 с.
40. Шульга, Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учебное пособие для вузов по направлению и специальности «Социальная работа» / Т.И. Шульга.– М.: Дрофа, 2015.– 254 c.
41. Я-образ ребенка [Электронный ресурс] / П. Павлов // Детская психология. – Режим доступа: http://psytheater.com/ya-obraz-rebenka.html. – (дата обращения: 29.01.18).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ