Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОВЫШЕНИЕ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

Работа №92811

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы58
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
169
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 РАБОТОСПОСОБНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 9
1.1 Умственная работоспособность школьников 9
1.2 Факторы, влияющие на умственную работоспособность школьников 14
1.3 Особенности умственной работоспособности старшеклассников 25
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ УМСТВЕННОЙ
РАБОТОСПОСОБНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 30
2.1 Организация и методы исследования умственной работоспособности
школьников 30
2.2 Упражнения, способствующие повышению умственной
работоспособности школьников 35
2.3 Динамика работоспособности школьников, ее влияние на учебный
процесс по биологии 36
Заключение 49
Список использованных источников 53

В современных условиях усложнился процесс получения образования. Увеличился объем информации, повысились эмоциональные нагрузки, резко снизился уровень двигательной активности детей и подростков. Всё это предъявляет иные, более повышенные требования к умственной работоспособности школьников. Здоровье школьников - одна из приоритетных проблем страны. В России лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми. Особенно быстрыми темпами ухудшается здоровье школьниц. Обследования показали, что в последние годы число здоровых девушек - выпускниц составляет не более 6,3%. Почти треть юношей по медицинским показаниями не годятся для службы в Вооруженных Силах. Увеличивается процент детей, не способных освоить программу дневного среднего образования.
Известно, что одним из ведущих негативных состояний учащихся является синдром хронической усталости, который проявляется чрезмерной раздражительностью, нарушением аппетита и сна, повышенной заболеваемостью, низкой работоспособностью и постоянным ощущением недомогания. Решающим фактором возникновения переутомления, прежде всего, считается неправильно организованное образование. По мнению Бойко Е.И. обучение неинтересное и малополезное может оказать разрушительное действие на умственные способности детей [4].
Умственная работоспособность зависит от напряженности функционирования сенсорных систем, воспринимающих информацию, от состояния памяти, мышления, выраженности эмоций. Показатели умственной работоспособности служат интегральной характеристикой функционального состояния организма, от которого зависит умственная работоспособность.
В повседневной жизни все эти факторы действуют в совокупности. А знание динамики работоспособности организма детей и подростков даёт возможность правильно организовать их деятельность. Чем старше ребёнок, тем он более работоспособен, успешнее сопротивляется утомлению. Специальные исследования умственной работоспособности школьников показали, что 13-14-летний подросток сделает работу в два раза большую, чем ребёнок 7-8 лет. С возрастом повышается мышечная работоспособность, возрастает и сила, и выносливость. Ребёнок менее утомляется при равномерной нагрузке. Всё это - следствие развития и совершенствования сердечнососудистой и дыхательной систем, обеспечивающих потребности организма в кислороде [5].
Охрана здоровья детей требует строгого нормирования различных видов их деятельности и правильной организации режима суток. Это не значит, однако, что школьники вообще не должны утомляться. Наоборот, до определённого предела напряжение функциональных систем, временное снижение полноценности функции - необходимо. Без этого не будет совершенствования функциональных систем, становления нового уровня регулирования, долговременной адаптации учащихся к умственной и физическим нагрузкам.
Цель данной работы заключается в изучение эффективности упражнений, способствующих повышению умственной работоспособности школьников.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать упражнения, способствующие повышению умственной работоспособности школьников в учебном процессе по биологии.
3. Изучить показатели умственной работоспособности школьников
4. Изучить возможное влияние различных факторов на умственную работоспособность испытуемых.
5. Организовать экспериментальное исследование, направленное на
изучение эффективности упражнений, способствующих повышению работоспособности школьников, в том числе в учебном процессе по биологии.
Объектом настоящего исследования является умственная работоспособность школьников.
Предметом исследования является повышение умственной работоспособности школьников в учебном процессе по биологии.
Теоретико-методологическая основа исследования.
В психолого-педагогической литературе выделяются основные направления во взглядах на умственную работоспособность (умственный труд):
• работе с отдельными источниками информации, например, работа с книгой (Т.И. Акатова, В.С. Безрукова, Г.Г. Гецов, Г.Г. Граник, Л.П. Доблаев, С.И. Поварнин, И.В. Усачева и др.);
• формирование умственной работоспособности через выделение отдельных ее компонентов (Д.Н. Богоявленский, Е.Н. Кабанова -Меллер, А.А. Кирсанов, Н.А. Менчинская и др.);
• умственная работоспособность как синтетическое качество готовности личности к профессиональному обучению (Т. Бьюзен, А.Г. Войтов, А.С. Границкая, М.А. Данилов, Н.П. Ерастов, Л.И. Рувинский и др.);
• рациональный способ умственного труда, для которого необходим достаточно высокий уровень развития восприятия, внимания, памяти, мышления (Н.Ш. Валеева, Н.П. Гончарук);
• формирование умственного труда, объединяющего все указанные направления (Ю.К, Бабанский, К.В. Бардин, А. Буйлис, Н.Ф. Головатый, В.О. Пунский, Д.Я. Тригер и др.) [16].
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические методы (метод корректурной пробы по таблицам Анфимова и колец Ландольта).
3. Методы обработки данных: количественный и качественный анализ полученных результатов.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:
• изучены и проанализированы возрастные и индивидуальные особенности развития умственной работоспособности школьников 14 -16 лет, обучающихся в старших классах;
• выявлены причины ухудшения работоспособности школьников в условиях современной школы;
• определены эффективные средства и методы развития умственной работоспособности учащихся старших классов;
• выявлены благоприятные психолого -педагогические условия, позволяющие повысить умственную работоспособность школьников.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в подборке упражнений, повышающих уровень умственной работоспособности школьников в учебном процессе. Данные упражнения могут использоваться учителями в учебно-воспитательном процессе.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что умственная работоспособность школьников в условиях общеобразовательного учреждения зависит от:
• физиологических факторов;
• состояния памяти, мышления, выраженности эмоций обучающихся;
• самочувствия школьника, его настроения.
Этапы исследования.
Основные этапы исследования:
На первом этапе (2015-2016 гг.) проводился анализ научно­исследовательской и учебно-методической литературы по проблеме исследования, определена цель исследования; конкретизирован предмет и сформирована гипотеза исследования; обозначены задачи исследования, выстроены этапы исследования и их содержание.
На втором этапе (2016-2017 гг.) выполнялась опытно­
экспериментальная работа по исследованию эффективности организационно - педагогических условий объединений умственной работоспособности и двигательной активности школьников в процессе их профессионального становления в школе; проанализированы промежуточные результаты; произведена корректировка педагогической модели организационно­педагогических условий и программно-методического обеспечения.
Структура выпускной квалификационной работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Работа состоит из введения, отражающего суть, актуальность, значение, научную и практическую ценность данной работы, двух глав, заключения, ссылок на использованные источники, списка использованных источников.
Первая глава носит теоретико-методологический характер. На основе изучения литературных источников рассматривается сущность формирования и определения понятия умственная работоспособность, факторы, влияющие на умственную работоспособность, особенности умственной работоспособности школьников.
На втором этапе проводилась экспериментальное изучение уровня умственной работоспособности школьников; были подобраны упражнения, способствующие повышению умственной работоспособности; проведен сопоставительный анализ по результатам первичной и повторной диагностики.
В заключении даются теоретические и практические выводы и предложения, которые были сделаны в результате исследования.
В качестве базы исследования выступает Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Илек-Кошарская средняя общеобразовательная школа» Ракитянского района Белгородской области.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы, проводимой на базе МБОУ «Илек-Кошарской средней общеобразовательной школы» Ракитянского района Белгородской области.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Работоспособность (умственная) определяется как способность человека к выполнению конкретной умственной деятельности, в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Основу работоспособности составляют уровень специальных знаний, умений, навыков, а также психофизиологических качеств (память, внимание, восприятие и др.), физиологические функции (особенности ССС, эндокринной, мышечной систем), психологические особенности (сообразительность, добросовестность и т.д.).
Факторы, влияющие на работоспособность человека.
1. Продолжительность светового дня.
2. Эмоции в течение дня.
3. Питание.
4. Нарушение двигательного режима (гиподинамия).
5. Плохой сон.
Чередование работы и отдыха является важным условием плодотворной интеллектуальной деятельности. Задача отдыха - восстановить оптимальное соотношение основных нервных процессов: возбуждения и торможения. Пассивный отдых незаменим для ночного сна, когда не только ликвидируется накопившееся за день утомление, но и происходит "текущий ремонт" интенсивно работавших органов и тканей. Отдыхом может быть не только прекращение на время целенаправленной деятельности, но и чередование занятий, например, переход от чтения специальных книг к поэзии или от вычислительных операций к чертежным работам.
Чрезвычайно важным фактором эффективности всякого труда является соблюдение человеком определенного суточного распорядка, включающего четкое распределение времени на работу, отдых, питание, сон. Регулярность чередования видов деятельности в рамках принятого режима способствует выработке необходимого ритма в деятельности организма.
В результате изучения литературных источников было выяснено, что умственная работоспособность зависит от напряженности функционирования сенсорных систем, воспринимающих информацию, от состояния памяти, мышления, выраженности эмоций. Показатели умственной
работоспособности служат интегральной характеристикой функционального состояния организма, от которого зависит умственная работоспособность.
Для решения поставленных в исследовании задач мы использовали метод корректурной пробы по таблице Анфимова и колец Ландольта.
Для определения эффективности упражнений, подобранных нами для повышения уровня работоспособности, исследование проходило в три этапа:
1. Первичная диагностика уровня работоспособности школьников во второй половине дня.
2. Выполнение упражнений для повышения уровня
работоспособности.
3. Повторная диагностика уровня работоспособности школьников во второй половине дня, после выполнения упражнений.
Для изучения умственной работоспособности мы исследовали следующие показатели: коэффициент точности выполнения задания (А), коэффициента умственной продуктивности (Р), объем зрительной
информации (Q), скорости переработки информации (S).
В ходе исследования было выявлено, что после применения
упражнений, коэффициент точности выполнения задания (А) повысился на 16%, коэффициент умственной продуктивности (Р) повысился на 18%, объем зрительной информации (Q) повысился на 17%, скорость переработки информации (S) повысилась на 15%.
Также можно сделать вывод, что данные результаты повлияли на изучения предмета биологии, в конце учебного года повысилась успеваемость школьников на 29 %.
Исходя из результатов исследования, мы приходим к выводу о том, что подобранные нами упражнения являются эффективным средством повышения работоспособности старшеклассников.
Для изучения умственной работоспособности мы исследовали следующие показатели: коэффициент точности выполнения задания (А), коэффициента умственной продуктивности (Р), объем зрительной информации (Q), скорости переработки информации (S).
В ходе исследования было установлено: А (коэффициент точности выполнения задания.) - среди школьников данная группа в начале учебного года составила 50%, в конце учебного года - в 5, 5 меньше (11%); Р (коэффициент умственной продуктивности) - 64% обследованных
школьников имеют низкое значение данного показателя в начале учебного года, в конце года эта группа составила 13%, то есть примерно в 5 раз меньше. Школьников с низкими значениями Q (объем зрительной информации) в 2, 4 раза больше, чем в конце года (44% и 18% соответственно). И наконец, школьников со значениями S (скорость переработки информации) ниже нормы в 2 раза больше (14%), чем подобных школьников в конце учебного года (7%).
Изучив умственную работоспособность школьников мы сделали следующие выводы:
1. Выявили среди обследованных школьников большую группу учеников с низкими значениями трех показателей: коэффициента точности выполнения задания А (50%), коэффициента умственной продуктивности Р (64%), объема зрительной информации Q (44% соответственно из общего числа обследованных).
2. Среди школьников в конце года была обнаружена большая группа с нормальными значениями всех исследованных показателей А (89%), Р (87%), Q (82%), S (93%) соответственно от общего числа обследованных.
3. Показано, что на школьников в группах с низкими показателями умственной работоспособностью неблагоприятное действие оказывают следующие факторы (школьники: не витаминизированное питание (76%), недостаточный сон (59%), низкая физическая активность (82%), у 1/3 школьников (34%) имеются хронические заболевания.
Таким образом, заявленная гипотеза нашего исследования нашла свое подтверждение.


1. Агаджанян Н.А., Баевский Р.М., Берсенева А.П. Проблема адаптации и учение о здоровье. - М.: Издательство РУДН, 2006. - 284 с.
2. Агаджанян Н.А. Состояние кардиореспираторной системы и психологического статуса подростков суворовского училища в период адаптации к новым социально-средовым условиям [Текст] / Н.А. Агаджанян, Ю.И. Федоров, В.П. Шеховцов, И.И. Макарова // Экология человека. - 2004.
• № 4. - С. 16-19.
3. Акимова М.К. Психическая коррекция умственного развития школьников: Учебное пособие для ВУЗов./ М.К. Акимова, В.Т. Козлова. - М.: Академия, 2000. - 157 с.
4. Аршавский И.А. Очерки по возрастной физиологии [Текст] / И.А. Аршавский. - М.: Медицина, 1976. - 475 с.
5. Анохин П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности, М.:1980-453с.
6. Антропова М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности [Текст]. - М.: Просвещение, 1967.
• 251с.
7. Антропова М.В. Гигиена и санитария [Электронный ресурс]. /М.В. Антропова// Наука, 1996. - №5. - С. 17
8. Антропова М.В., Бородкина Г.В., Кузнецова Л.М. и др. Умственная работоспособность и состояние здоровья младших школьников, обучающихся по различным педагогическим системам [Текст] // Физиология человека. - М.: Наука, 1998. - т. 24, 1993. - 80-84с.
9. Барсов С. Внутренние часы организма // Будь здоров, 2000. - №4. - С. 68-72.
10. Бароненко В.А., Терентьева И.С. Иерархия взаимосвязей показателей умственной работоспособности, мотивационно-эмоциональной сферы, физического развития и здоровья при адаптации к педагогическому пространству учеников 3-5-го классов общеобразовательной школы [Текст]// Тезисы докладов международного симпозиума «Вариабельность сердечного ритма» Ижевск, 2003 г, с.191-195.
11. Бекмансуров Х.А., Бильданова В.Р. Умственная работоспособность
как интегративный тест паспорта здоровья. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика [Электронный ресурс]. Региональный сборник научных трудов. 3 выпуск. - М.:
Просвещение, 1996 - 150с.
12. Безруких М. Кто живет по режиму - в школе не устает./ М. Безруких, С. Ефимова // Здоровье детей, 2000. - № 43-44. - С. 16-17.
13. Белоус П.Д. Динамика умственной работоспособности учащихся 5 - 6 классов: автореф. дис. канд. псих. наук / П.Д. Белоус. - Киев, 2000. - 21 с.
14. Бим-Бад. Педагогический энциклопедический словарь [Текст]. - М.: Просвещение, 1999. -180-190с.
15. Бойко Е.И. Механизмы умственной деятельности [Электронный ресурс].- М.:1. Педагогика, 1976. - 248 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ