Заказать работу


Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА НЕЕ У СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №61983
Тип работыДипломные работы, ВКР
Предметбиология
Объем работы44
Год сдачи2017
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание

Сокращения, принятые в работе 3
Введение 4
Глава 1. Умственная работоспособность как показатель функционального состояния 9
1.1. Состояние проблемы работоспособности и здоровья подростков в
сельской школе 9
1.2. Адаптивные возможности детей и подростков в условиях обучения 10
1.3. Роль нервных процессов в обеспечении учебной деятельности 18
Глава 2. Материалы и методы исследования 24
Глава 3. Результаты исследования 28
Заключение 37
Выводы 38
Список использованной литературы


Ухудшение здоровья детей и подростков за последние два десятилетия отражается на психофизиологическом и эмоциональном состоянии школьников, их самочувствии и состоянии здоровья, в том числе и на качестве умственной работоспособности (Н.А. Ананьева, 1991). Повышение умственных и эмоциональных нагрузок в современной школе предъявляет растущему организму высокие требования. Развитие и проявление у школьников на фоне гиподинамии состояния хронического утомления вызывает у них нервно-эмоциональное напряжение (Р.М. Бабаевский, 1989).
В связи с этим необходимо оценивать не только уровень школьной успеваемости, но и уровень адаптации подростков по параметрам умственной продуктивности и утомляемости с учетом их вегетативного и психофизиологического статуса по показателям функциональной активности сердечно-сосудистой системы и уровня физического развития и здоровья (А.А. Псеунок, 2005).
Такие комплексные исследования дают возможность расширить представление об особенностях состояния здоровья конкретных подростковых популяций, позволяют провести раннюю диагностику функциональных нарушений различных органов и их систем, что имеет огромное профилактическое значение (И.К. Раппорт, 2003).
Современная школа с организацией её учебного процесса является не только чуждой природе детей и подростков, но и создают здоровьеразрушающую среду. Действующая формально-рассудочная школа построена на малоподвижности ребенка, что влечет за собой не только учебные перегрузки, но и механическое разрушение здоровья, так как часто игнорируется роль физического тела и системы анализаторов, определяющих восприятие информации в учебном процессе. В школе действует приоритет инструкций и программирующих методов обучения. Поэтому на практике самочувствие детей в учебном процессе, качество их физического и психического развития остаются вне критериев оценки эффективности деятельности самой школы (Л.В. Косованова, 2003).
Современные многочисленные исследования свидетельствуют, что в основе плохого самочувствия и нездоровья школьников лежат в большей степени педагогические причины, а не медицинские (Н.Н. Куинджи, 2001).
Рассмотренные итоги анализа динамики состояния здоровья школьников МБОУ «Мелиховская СОШ» за трехлетний период - с 20132016 гг. по результатам ежегодных медицинских осмотров учащихся показал, что в среднем 17,3% школьников от всех обучающихся в школе составляли подготовительную группу.
С этих позиций администрация школы считает, что важно регулярно проводить не только медицинские осмотры школьников, но и мониторинг факторов, которые негативно влияющих на продуктивность умственного труда. В последние годы педагоги школы отмечают негативную тенденцию к общему снижению интеллектуальных возможностей, особенно у подростков, на фоне роста требований к уровню и качеству образовательного процесса.
Анализ результатов ежегодно проводимых на базе поликлиники профилактических медицинских осмотров школьников и оценки их состояния здоровья показали устойчивое снижение здоровья подростков. В связи с этим дирекция школы обратилась на кафедру биологии института инженерных технологий и естественных наук НИУ «БелГУ» с практическим заданием - выполнить в условиях текущего учебного процесса во втором полугодии учебного 2016-2017 года на базе Мелиховской школы физиологическое исследование по выше указанной теме. Целью практической частью ВКР являлось получение объективных показателей о качестве и продуктивности умственной работоспособности школьников, как показателей их функционального состояния и здоровья.
Это обращение администрации школы определило практическую направленность и актуальность темы ВКР, содержание экспериментальной части исследования - влияния различных факторов на продуктивность умственной работоспособности школьников подросткового возраста в условиях образовательного пространства (А. Г. Ильин, 2003).
Многочисленные исследования и наблюдения медиков и специалистов в области охраны здоровья подрастающего поколения позволяют отметить не только ухудшение его состояния, но и выраженные сдвиги интенсивности физического развития, которые однозначно отражаются на показателях умственной работоспособности школьников. Кроме того, большинство учащихся сельской местности проживают за пределами пешеходной доступности от школы и это накладывает отпечаток на более длительные затраты времени, что негативное влияет на физиологическое состояние школьников, требуя от них больших энергозатрат и сокращает время на самоподготовку (Е.В. Крукович, 2004).
Цель работы: изучить у младших и средних подростков сельской школы зависимость уровня умственной работоспособности от уровня психоэмоционального статуса, физического развития и уровня соматического здоровья.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Определить по количественным показателям выполнения дозированных проб уровень продуктивности умственной работоспособности, коэффициент асимметрии внимания и индекс утомляемости у подростков в условиях образовательной среды школы.
2. Выявить и оценить у подростков психофизиологический статус по уровню тревоги, личностной и ситуационной тревожности, качеству и продуктивности ночного сна.
3. Установить уровень физического развития, состояние и уровень здоровья подростков по количественным показателям соматометрии и гемодинамики сердечно-сосудистой системы.
В исследовании использованы следующие экспериментальные методы психофизиологии:
1. Методика Аматуни (модифицированная с применением цифр) для выявления уровня утомления в учебной деятельности.
2. Методики Анфимова с применением дозированных нагрузок (на основе буквенных обозначений) для выявления параметров умственной работоспособности.
2. Физиометрические методы оценки функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем по параметрам гемодинамики и спирометрии, показатели которых отражают уровни соматического развития и здоровья, как объективных показателей адаптации подростков к условиям учебного процесса.
3. Определение по тесту-опроснику качества сна и его продуктивности, как важнейших факторов уровень умственной работоспособности организма.
4. Методика оценки уровня личностной и ситуативной тревожности (по шкале Спилберга) и тревоги (по шкале Тейлора), уровня вегетативного напряжения.
Теоретической и методической основой, определившей направление и ход исследования являлись научные исследования изучения механизмов общей и школьной адаптации, функционального состояния и работоспособности школьников, анализа физиологических механизмов, связанных с реализацией наследственно обусловленных процессов роста и развития, поддержания устойчивости гомеостаза и адаптации растущего организма на основе контроля вегетативной регуляции и координации функций вегетативных систем организма с учетом его возрастно-половых особенностей (А.Н. Агаджанян, 1998).
Тема дипломного исследования соответствует запросу руководства школы, как работодателя, которому необходима объективная информация о функциональном состоянии 12-14-летних младших и средних подростков для определения основных направлений организации оздоровительной работы и развития здоровьесберегающей среды в школе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


Результаты наших исследований, полученных в ходе выполнения е вышеназванного проекта школы который проведено к данной работе, составляют базовую часть, на баз в отношении изучения функционального состояния и адаптации организма подростков, обучающихся в 6-8 классах, учебному процессу и умственной деятельности, а, также, дают возможность для проведения сравнительного анализа с младшими школьниками, находящимися в новой образовательной среде. Положительным фактором является и то, что при использовании методик исследований, изучается их возможность использования для самодиагностики, самоанализа, коррекции каждого обучающегося. В сельской школе, где возможен недостаток специалистов медиков, физиологов, психологов, рассматривается необходимость их изучения и практического применения всеми участниками образовательного процесса: педагогами, родителями, обучающимися.
Положительным показателем данной исследовательской работы является презентация ее на заседании педагогического совета и утверждение педсоветом плана мероприятий, разработанных на основе результатов исследований, а также участие в работе творческой группы инновационной региональной площадки.



1. Агаджанян, А. Н. Интегративная медицина и экология человека. Монография [Текст] / А. Н. Агаджанян, Ю. В. Брушков, О. А. Бутова и др. - Москва-Астрахань : Пафюс, 1998. - 365 с.
2. Ананьева, Н. А. Состояние здоровья и адаптивные возможности школьников [Текст] / Н. А. Ананьева // Состояние здоровья детей дошкольного и школьного возраста и факторы его определяющие. - М, 1991.С.52-58.
3. Апанасенко, Г. Л. Медицинская валеология [Текст] / Г. Л. Апанасенко, Л. А. Попова. - Ростов н/Д. : Феникс, 2000. - 248 с.
4. Бабенко, Т. И. Экспресс-оценка физического здоровья школьников, условий их обучения и воспитания [Текст] / Т. И. Бабенко, Н. И. Каминская. - Ростов н/Д. : Обл ИУУ, 1995. - 32 с.
5. Баевский, Р. М. Оценка и классификация уровней здоровья с точки зрения адаптации [Текст] / Р. М. Баевский // Вестник АМН СССР. - 1989. - № 8. - С. 73-78.
6. Безруких, М. М. Возрастная физиология (физиология развития ребенка) [Текст] / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. - М. : Академия, 2003. - 416 с.
7. Берсенева, А. П. Принципы и методы массовых, донозологических обследований с использованием автоматизированных систем: Автореферат дисс докт.мед.наук [Текст] / А. П. Берсенева. - Киев, 1991. - 46 с.
8. Быков, Е. В. Адаптация к школьным нагрузкам учащихся образовательных учреждений нового типа [Текст] / Е. В. Быков, А. П. Исаев // Физиология человека, 2001. - Т. 27. - № 5. - С. 76 - 81.
9. Васильев, А. А. Функциональное развитие воспитанников домов детства [Текст] / А. А. Васильев // Гигиена и санитария, 2000. - № 5. - С. 54
56.
10. Гуминский, А. А. Практические занятия по возрастной физиологии и школьной гигиене [Текст]. / А. А. Гуминский. - М., 1992. - С.3-83.
11. Губарева, Л. И. Экология человека: Практикум для вузов [Текст] / Л.И. Губарева, О. М. Мизирева, Т. М. Чурилова. - Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 112 с.
12. Ильин, А. Г. Программа «Здоровый ребенок» федеральной целевой программы «Дети России» на 2003-2006 гг. [Текст] / А. Г. Ильин // Российский педиатрический журнал. - 2003. - № 2. - С.52.
13. Кардашенко, В. Н. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков [Текст] / В. Н. Кардашенко, Л. П. Кондакова- Варламова, М. В. Прохорова, Е. П. Стромская, З. Ф. Степанова; под ред. В. Н. Кардашенко. - М. : Медицина, 1983. - 264 с.
14. Казначеев, В. П. Донозологическая диагностика в практике массовых обследований населения [Текст] / В. П.Казначеев, Р. М. Баевский, А. П. Берсенева. - Л. : Медицина, 1986. - 206 с.
15. Косованова, Л. В. Скрининг-диагностика здоровья школьников и студентов. Организация оздоровительной работы в общеобразовательных учреждениях [Текст] / Л. В. Косованова, М. М. Мельников, Р. И. Айзман. - Новосибирск : Сиб. унив. изд-во, 2003. - 240 с.
16. Коркушко, О. А. Анализ вегетативной регуляции сердечного ритма на различных этапах индивидуального развития человека [Текст] / О. А. Коркушко, Б. В. Шатило и др. // Физиология человека, 1991. - Т. 17, № 2. -
С. 31-39.
17. Крукович, Е. В. Динамика физического развития детей г. Владивостока [Текст] / Е. В. Крукович, В. Н. Лучанинова, Л. Н. Нагирная, Л. В. Транковская // Педиатрия, 2004. - № 6. - С. 89-95.
18. Куинджи, Н. Н. Современная технология обучения школьников и её влияние на здоровье [Текст] / Н. Н. Куинджи, М. И. Степанова// Гигиена и санитария, 2001. - № 1. - С 45-48.
19. Куинджи, Н. Н. Гигиенические проблемы современного дошкольного воспитания [Текст] / Н. Н. Куинджи, М. И. Степанова, З. И. Сазанюк, Н. О. Березина, И. П. Лапшина, М. А. Поленова, Б. З. Воронова. // Вестник РАМН, 2003. - № 8. - С. 27-28.
20. Кузьмин, А. А. Динамика массы тела как критерий оценки процесса адаптации первоклассников к школе [Текст] / А. А. Кузьмин, Т. Е. Таранушенко // Педиатрия, 2005. - № 6. - С. 79-81.
21. Лакин, Г. Ф. Биометрия [Текст] / Г. Ф. Лакин. - М. : Высшая школа, 1990. - 351 с.
22. Леонов, А. В. Физическое развитие школьников [Текст] / А. В. Леонов, Н. А. Матвеева, Ю. Г. Кузьмичев, Е. С. Богомолова, Н. В. Котова, О. С, Киселева // Российский педиатрический журнал, 2004. - № 3. - С.10-14.
23. Лозинский, В. С. Учитесь быть здоровым [Текст] / В. С. Лозинский. - Киев, 1993. - 152 с.
24. Матюшонок, М. Т. Анатомия, физиология и гигиена младшего школьника [Текст] / М. Т. Матюшонок. - Минск : Вышэйшая школа, 1968. -
С. 450-460.
25. Методические разработки. - М. : МГПИ им. В. И. Ленина, 1983. -
24 с.
26. Псеунок, А. А. Адаптация детского организма к умственным нагрузкам [Текст] / А. А. Псеунок // Педиатрия, 2004. - № 6. - С.74-76.
27. Псеунок, А. А. Адаптивные возможности сердечно-сосудистой системы детей, обучающихся по новым образовательным программам [Текст] / А. А. Псеунок // Педиатрия, 2005. - № 6. - С. 77
28. Разумов, А. Н. Здоровье здорового человека (основы восстановительной медицины) [Текст] / А. Н. Разумов, В. А.Пономаренко, В. А. Пискунов. - М. : Медицина, 1996. - 413 с.
29. Раппорт, И. К. Состояние здоровья подростков и современные подходы к проведению врачебных и профессиональных консультаций [Текст] / И. К. Раппорт // Вестник РАМН. - 2003. - № 8. - С. 19-23.
30. Сабирьянова, А. Р. Современные особенности морфофункционального состояния сельских и городских детей младшего школьного возраста [Текст] / А. Р. Сабирьянова, Е. С. Сабирьянова, О. Э. Возницкая // Педиатрия, 2006. - № 5. - С. 105-107.
31. Санюкевич, Л. И. Лабораторные занятия по анатомии и физиологии ребёнка с основами школьной гигиены [Текст] / Л. И. Санюкевич. - Мн. : Выш.шк., 1985. - 159 с.
32. Сердюковская, Г. Н. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы [Текст] / Г. Н. Сердюковская // Методическое пособие. - М., 1993.
33. Синяков, А. Ф. Секреты бодрости и здоровья [Текст] / А. Ф. Синяков. - М. : ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. - 464 с.
34. Сушко, Е. П. Пропедевтика детских болезней [Текст] / Е. П. Сушко.
- Мн. : Высш. шк., 1996. - 448 с.
35. Усов, И. Н. Здоровый ребенок. Справочник педиатра [Текст] / И. Н. Усов. - Минск : Беларусь, 1984. - 207 с.
36. Федотова, Т. К. О специфике формирования соматического статуса детей от 7 до 16 лет [Текст] / Т. К. Федотова // Педиатрия, 2005. - № 5. -С.92-94.
37. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические клинические вопросы) [Текст] / Под ред. А. А. Баранова, Л. А. Щеплягиной.-М., 2000.
38. Образование и здоровье школьников. - М., 1988. - 133 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!


Подобные работы


© 2008-2021 Cервис помощи студентам в выполнении работ
.