Введение 3
Глава I. Разработка фирменного стиля в теории
1.1. Сущность и структура процесса обучения дисциплине фирменный стиль...7
1.2. Формируемые компетенции при изучении дисциплины фирменный стиль..8
1.3. Элементы и этапы создания фирменного стиля 12
Глава II. Разработка фирменного стиля центра дошкольного образования «Крымские орлята»
2.1. Общая характеристика предприятия и актуальность проекта 23
2.2. Анализ аналогов и прототипов 25
2.3. Концепция и этапы разработки фирменного стиля центра дошкольного
образования «Крымские орлята» 32
Заключение 39
Список использованных источников 41
Приложения 43
Дисциплина «Фирменный стиль» учит будущих дизайнеров теории и методологии проектирования, основам эргономики, психологии восприятия цвета, понятиям о композиции и компоновке объектов, принципам анализа фирменного стиля существующих объектов дизайна, основам проектной графики и шрифтов, принципам создания логотипа. Дисциплина расширяет знания и практические навыки студентов в области визуализации деятельности фирм и организаций и в архитектурной городской среде, и в проектировании интерьера, и во всех внешних и внутренних проявлениях практического функционирования фирмы.
Фирменный стиль сегодня — это основа всей коммуникационной политики фирмы. Он является одним из главных средств борьбы за покупателя, а также важной составляющей брендинга. Его использование предполагает единый подход к оформлению, цветовым сочетаниям, образам в рекламе, деловых бумагах, технической и деловой документации, упаковке продукции и пр. Фирменный стиль — это один из наиболее современных и актуальных видов рекламы. Под фирменным стилем понимают набор цветовых, графических, словесных и прочих постоянных элементов, обеспечивающих визуальное и смысловое единство товаров (услуг), всей исходящей от фирмы информации, ее внутреннего и внешнего оформления.
Использование фирменного стиля предполагает единый подход к оформлению, цветовым сочетаниям, образам в рекламе, деловых бумагах, технической и деловой документации, упаковке продукции и пр. Когда целевая аудитория знает ваш фирменный стиль, она с большей долей вероятности обратит внимание на знакомый логотип, цвета, шрифты, выделит конкретное рекламное сообщение из общего рекламного шума, который становится с каждым днем все более интенсивным.
Использование единого фирменного стиля во всех формах рекламной кампании делает рекламу более целостной. Кроме того, значение фирменного стиля состоит в том, что он позволяет фирме с меньшими затратами выводить на рынок свои новые товары, повышает эффективность рекламы и улучшает ее запоминаемость.
Таким образом, фирменный стиль в настоящее время является основой всей коммуникационной политики фирмы, одним из главных средств борьбы за покупателя и важной составляющей брендинга( наука и искусство создания и продвижения торговых марок с целью формирования долгосрочного предпочтения к ним).
Объект исследования - учебная дисциплина фирменный стиль.
Предмет исследования - основные элементы формирования фирменного стиля.
Цель - разработать фирменный стиль центра дошкольного образования.
Исходя из цели, вытекает следующие поставленные задачи:
- изучить сущность и структуру процесса обучения дисциплине фирменный стиль;
- ознакомиться с получением профессиональных компетенций дисциплины фирменный стиль;- рассмотреть элементы и этапы создания фирменного стиля;
- охарактеризовать предприятие и актуальность проекта;
- проанализировать аналоги и прототипы;
- разработать концепции и наглядные пособия для фирменного стиля.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно содержит разработки и рекомендации по созданию фирменного стиля предприятия. В качестве предприятия мы взяли центр дошкольного образования, находящийся в Республике Крым в городе Севастополь, который не имеет собственного логотипа и названия, поскольку открылся в начале 2017 года. Центр уже сейчас функционирует и ведет набор детей, но все же не может быть особенно популярным, не имея рекламы, которая подразумевает под собой наличие индивидуального, запоминающегося и приятного для восприятия фирменного стиля.
Существует пласт литературы, где изучается проблема фирменного стиля. Широкое распространение фирменные стили получили в послевоенные годы в условиях динамичного развития экономики и возрастающей рыночной конкуренции. Вот как об этом пишут В. Рунге и В. Сеньковский: «подлинно широкомасштабное внедрение методов дизайна в создание фирменных стилей началось в 50-е годы, а в начале 60-х годов по всему миру прошла волна изменений, ознаменовавших начало новой эпохи в корпоративном дизайне. Главенствующим стал постулат формальной композиции, абстрактные решения вытеснили изобразительные. Знак перестал рассказывать, он начал намекать, подчас весьма тонко, оставляя свободу домысливанию» [16].
Изначально программы фирменных стилей разрабатывались для крупных компаний. О сложности работы над фирменным стилем пишет известный американский дизайнер Дж. Нельсон в своей книге «Проблемы дизайна» (1957): «В настоящее время разработка фирменного стиля — крупная проблема, и дизайнер, при правильном подходе, должен учитывать все аспекты и все последствия своей деятельности». При этом он отмечает, что «разработка фирменного стиля не является больше изолированной задачей. Теперь она решается как одна из проблем системного проектирования» .[12, с. 28] Тем самым автор заявляет об уже сложившимся проектном инструментарии, методологии в дизайне для решения задач, связанных с разработкой фирменного стиля.
Книга Е. Бейкера и Ф. Брика последовательно представляют торговые марки различных периодов, начиная с 20-х годов. Солидная, хотя уже слегка устаревшая по содержанию книга - подборка Д. Картера «Руководства по фирменному стилю» представляет известные американские программы в виде листов-выдержек из руководства для служб компаний по использованию результатов разработок.
В книге «Имиджмейкер» под редакцией Марселло Минели подробно описывается работа бюро «Минели Таттерсфильд и партнеры», выполнившего много интересных и разнонаправленных разработок. Среди них - фирменный стиль «British Gas», стиль Бирмингамского музея, и многое другое. Все работы каждый раз исходят из насущных задач и особенностей культурной среды заказчика и не имеют наперед заданных шаблонов.
Книгу Дэвида Эйри «Логотип и фирменный стиль» можно назвать кратким учебником по дизайну логотипов. Она, безусловно, полезна дизайнерам, занятым в этой сфере. Дэвид рассказывает о том, как надо презентовать дизайн заказчику и о том, как выстраивать с ним взаимоотношения. Они вполне применимы в наших отечественных реалиях.
Среди публикаций в России в период 70 - начала 90 годов особенно значимым является фундаментальный труд «Библиотека дизайнера», в создании которого приняли участия выдающиеся теоретики и практики ВНИИТ.
Структурно дипломная работа состоит из двух глав, введения и заключения. В первой главе работы особое место отведено изучению теоретических вопросов процесса обучения дисциплине «Фирменный стиль», во второй главе ведется работа непосредственно над концепцией и этапами разработки фирменного стиля предприятия.
В процессе работы над дипломной работой использованы исторические, хронологические методы, сравнительный анализ, стилистический и аналитический метод.
По результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что в современных условиях развития рынка и рыночных отношений значение фирменного стиля для любой компании очень велико. В независимости от сферы деятельности(производство, торговля, либо сфера услуг), любая компания стремится к завоеванию лидирующих позиций на рынке, стремится к известности и престижности, созданию благоприятного имиджа для себя и своей продукции, что во многом зависит от грамотности и системности в подходах к разработке и реализации концепции фирменного стиля. В настоящее время вопросы фирменного стиля и товарного знака как основного его элемента получают все большее освещение в различных источниках информации, что обусловлено современностью и важностью этих вопросов.
Фирменный стиль - это совокупность приемов (графических, цветовых, пластических, акустических, видео), которые обеспечивают единство по всем изделиям компании и мероприятиям; делают лучше запоминаемость и восприятие покупателями, партнерами, независящими наблюдателями не только продуктов компании, но и всей её деятельности; также разрешают противопоставлять свои продукты и деятельность товарам и деятельности соперников.
Фирменный стиль - это характерный для данной компании язык, типичное удостоверение личности компании, его опознавательный символ, визитная карточка. Все функции фирменного стиля, так или иначе, соединены с созданием вида компании, который должен запоминаться и быть симпатичным для основного типа его потребителей.
Посреди главных функций фирменного стиля - функции доверия, идентификации и эффективности рекламы. Неизменные элементы фирменного стиля экономят время потребителя, упрощают для него процесс совершения покупки либо употребления услуг и вызывают положительные эмоции, ассоциирующиеся с именованием и образом компании.
В первой главе дипломной работы мы занимаемся изучением теоретических вопросов процесса обучения дисциплине «Фирменный стиль», Вторая глава посвящена разработке фирменного стиля центра дошкольного образования «Крымские орлята». В процессе работы были сначала рассмотрены теоретические аспекты разработки фирменного стиля, особенности и порядок выполнения, анализ рынка, выявление конкурентов, затем был разработан логотип, после чего были разработаны остальные элементы: фирменные визитка, бейдж, папка, бланк, карманный календарь, календарь-домик, тетрадь, диплом, ручка, футболка, кружка, часы и билборд. Профессионально спроектированная корпоративная символика формирует доверие и узнаваемость, выделяет из многочисленной массы и способствует росту и положительной репутации.
Таким образом, была выполнена поставленная перед нами цель: разработать фирменный стиль центра дошкольного образования. И вытекающие из нее задачи:
- изучить сущность и структуру процесса обучения дисциплине фирменный стиль;
- ознакомиться с получением профессиональных компетенций дисциплины фирменный стиль;- рассмотреть элементы и этапы создания фирменного стиля;
- охарактеризовать предприятие и актуальность проекта;
- проанализировать аналоги и прототипы;
В процессе работы применялись общенаучные методы и приемы: принципы логического и системного анализа и синтеза, методы сравнительного анализа.
1. Балашова, Е.С. Актуальные проблемы развития современного дизайна — Н.Новгород, Мининский университет, 2014. C. 14-20.
2. Блинов А. «Роль внутреннего имиджа корпорации» — М.: Маркетинг, 1999. — С. 100-104.
3. Добробабенко Н.С. «Фирменный стиль: принципы разработки»[Текст]. —М: Инфра — М., 2010. - 67с.
4. Дэвид Эйри «Логотип и фирменный стиль» — СПб.: Питер, 2011. — 216с.
5. «Знаки отличия»Marks of Excellence : Phaidon, 2011. — 320с., 600ил.
6. Кежебеков Б.Т. Сущность и структура профессиональной компетентности специалиста. - Высшая школа Казахстана 2002г. — С. 81-84.
7. Кузьминская А. В. Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся в рамках модульно-компетентностного подхода в профессиональных образовательных организациях // Молодой ученый, 2014.
8. Лернер И. Я. «Дидактические основы методов обучения» : Педагогика, 1981. — 186с.
9. Насейкина Л.И., Жарикова И.Ю. Формирование профессиональных компетенций студентов вуза при обучении по стандартам третьего поколения и методика их оценки // Инновации в науке: сб. ст. по матер. IX междунар. науч.- практ. конф. — Новосибирск: СибАК, 2012.
10. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Программа дисциплины «Фирменный стиль» для направления 072500.62 «Дизайн» подготовки бакалавра.
11. Нельсон Дж. «Проблемы дизайна» — М.: Искусство, 1971. - 286с.
12. Овчинникова РЮ. «Дизайн в рекламе. Основы графического проектирования»: Учеб. Пособие. — М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2009. — 238с.
13. Пери Чуа и Дэнн Илисик «Лого Логика»: РИП-холдинг/Rockpor, 2008. — 190с., 190ил.
14. Ромат Е.В. «Реклама». — СПб.: Питер, 2011. — 544с.
15. Роуден М. «Корпоративная идентичность. Создание успешного фирменного стиля и визуальные коммуникации в бизнесе» — М.: Добрая книга, 2007. — 296с.
16. Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. «Основы теории и методологии дизайна»: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: М3 Пресс, 2005. — 368с.
17. Структура программы фирменного стиля [Электронный ресурс] - http://studopedia.ru/15 78485 struktura-programmi-firmennogo-stilya.html
18. Туэмлоу Э. «Графический дизайн. Фирменный стиль, новейшие технологии и креативные идеи» — М.: Астрель, 2006.
19. Физиология и значение цвета [Электронный ресурс]
1.http://gopsy.ru/psihologija/znachenie-cveta-v-psixologii.html
20. Физиология цвета и значение логотипов. [Электронный ресурс] — http://rsmj.ru/blog1/psihologiya cveta v dizajne logotipov/
21. Фирменный стиль: его функции и основные элементы. [Электронный ресурс] — / http elitarium.ru/firmennyj-stil-tovarnyj-znak-marka-slogan-logotip- ehlement-tovar-upakovka-ideya-nositel-kommunikaciya-nazvanie/://www.
22. Фирменный стиль учебного заведения. [Электронный ресурс] — http://www.artwell.ru/services/institutions corporate identity/
23. Хуторской А.В., «Технология проектирования ключевых и предметных компетенций», [Электронный ресурс] — http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm
24. Шалкина, Т.Н. Электронные учебно-методические комплексы: проектирование, дизайн, инструментальные средства: монография / Т.Н. Шалкина, В.В. Запорожко, А.А. Рычкова. — Оренбург: ОГУ, 2008.
25. «1000 идей для продажи. От логотипа до бренда» : РИП— холдинг/Rotovision, 2007. — 320с.