Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СЕМИОТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В СОЗДАНИИ ИНТЕРЬЕРА ДЕТСКОЙ КОМНАТЫ

Работа №92772

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы52
Год сдачи2017
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
186
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
ДЕТСКОЙ ИГРОВОЙ КОМНАТЫ 9
1.1. Интерьер как знаковая система 9
1.2. Психофизические особенности детей дошкольного возраста 13
1.3 Значение интерьера в развитии ребенка дошкольного возраста 20
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕРЬЕРА ДЕТСКОЙ ИГРОВОЙ КОМНАТЫ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26
2.1. Разработка общих принципов дизайн - проектирования интерьера детской
игровой комнаты 26
2.2. Эргономические требования к проектированию детской игровой комнаты и
характеристика аналогов 29
2.3. Дизайн концепция детской игровой комнаты 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 45

Актуальность исследования. В настоящее время деятельность дизайнера рассматривается как сложный творческий процесс, учитывающий достижения науки и использующий новейшие технологии и материалы на основе опыта предшествующих поколений. Для успешной работы в области гармонического формирования среды дизайнер должен не только обладать необходимыми знаниями, умениями и способностями, но и профессиональным уровнем визуальной культуры.
В наш век грандиозных достижений науки и техники, когда перед человеком открываются широкие просторы вселенной, особенно остро встает вопрос о развитии у него творческого воображения, и в частности умения ориентироваться в пространстве. Развитие у детей эмоциональной памяти, эстетического чувства, формирование пространственных представлений и творческого воображения является одним из актуальных вопросов современности.
Дошкольный возраст - это время, когда в ребенка закладываются все основные знания и умения, формируются модели поведения, развиваются способности.
Воображение ребенка начинает развиваться в конце второго - начале третьего года жизни. О наличии образов как результате воображения можно судить по тому, что дети с удовольствием слушают рассказы, сказки, сопереживая героям. Развитию воображения дошкольников способствуют различные виды деятельности, такие как игра, конструирование, лепка, рисование.
Но одних занятий недостаточно для полноценного развития ребенка, да и, ни один ребенок в силу своего возраста не выдержит такой большой информационной нагрузки. Поэтому сама предметно-пространственная среда должна располагать к активному развитию, и без грамотно спроектированного интерьера добиться этого практически невозможно, ведь человек подавляющее большинство информации воспринимает визуально.
Человек живет в мире знаков, пользуется знаками и в определенных ситуациях сам как бы является знаком. Походка человека, особенности фигуры, тембр голоса, прическа — вот неполный набор признаков, по которым мы сразу определяем знакомого, хорошо известного нам человека среди множества других людей. Одежда человека, его манера поведения многое могут рассказать о самом человеке тому, кто умеет не только смотреть, но и наблюдать. Наука, занимающаяся изучением знаков, знаковых систем и языков, созданных на их основе, называется семиотикой. Одной из важнейших знаковых систем, созданных человеком, являются естественные, или разговорные, языки (по некоторым данным, языков народов мира существует от 2,5 до 5 тысяч). Однако семиотика, как общая наука о знаках, занимается изучением не только естественных языков. В ее орбиту попали такие явления культуры, как кино, театр, живопись, архитектура и т.д. Более того, как было сказано выше, и сам человек является объектом изучения семиотики.
Интерьер представляет собой организованное культурное пространство, законченную модель бытия, освоенного человеком / дизайнером и являющегося его объективацией на определённом этапе исторического развития. При этом исследование дизайна с необходимостью становится изучением действительности, частично преобразованной в определённый язык системой образов и коннотаций, которые дизайн проецирует на систему реальных вещей, то есть семиотическим анализом. С семиотической точки зрения, дизайн является своеобразным метаязыком по отношению к реальным вещам, и одновременно языком-объектом для представлений человека о мире, преобразованном дизайном.
Другими словами, исследование дизайна интерьера как семиотической структуры позволяет увидеть не столько интерьер и те или иные подходы к его проектированию и оформлению, сколько представления, которые имплицитно присутствуют в отношении современного человека к предметному миру, к дизайну, и которые дизайнер не всегда сознательно контролирует.
Семиотика образования в нашем видении представляет собой такое рассмотрение проблем педагогики, которое во главу угла ставит связь содержания, целей, средств, методов образования со структурой и функционированием знаковых систем, соотносит семиозис с образовательным процессом. Семиотические системы в педагогике предстают перед нами не как средство кодирования и декодирования информации (хотя и эти функции они выполняют), а как системы ориентиров, необходимые не только для деятельности человека в окружающем мире, но и как средство подготовки человека к деятельности в вещном и социальном мире, как средство социализации, воспитания, образования. Предметом семиотики образования является взаимосвязь педагогической деятельности со знаковыми системами любой природы. Семиотический подход к образованию рассматривается в работе не только как реализация информационного процесса, а в основном, как условие саморегуляции социума, осуществляемое посредством коммуникации, в диа- и полилогах.
Концепт «дизайн» формулируется как «принцип оптимальной организации знаков. Под «оптимальной» организацией понимается такое положение знаков, при котором они могут быть наиболее адекватно прочитаны.
Исследование дизайна интерьера как семиотической структуры позволяет увидеть не столько интерьер и те или иные подходы к его проектированию и оформлению, сколько представления, которые имплицитно присутствуют в отношении современного человека к предметному миру, к дизайну, и которые дизайнер не всегда сознательно контролирует.
Дизайн может быть определен через деятельность или результат деятельности, но содержанием понятия «дизайн» в любом случае является способность «организовывать знаки». К знакам могут относиться любые культурные объекты вещи, символы, тексты, жесты и т д. По отношению к данным объектам дизайн является организующим принципом, неким законом, позволяющим выстраивать «оптимальные» отношения, то есть такие, при которых знаки могут быть наиболее адекватно прочитаны.
Однако дизайн с точки зрения его семиотической структуры до сих пор не был всесторонне исследован, так как теория дизайна отстает по скорости развития от практики. Дизайн как объект осмысления рассматривается, как правило, в рамках описания его практических проявлений, при этом механизмы смыслообразования в дизайне остаются не до конца изученными. Потенциал семиотики используется недостаточно и, как правило, на уровне общих рассуждений.
Знание механизмов смыслообразования может оказаться полезным в практике дизайна. Социокультурная значимость дизайна связана с тем, что дизайнер не только выражает, но и формирует общественное сознание. Четкое представление о семиотических механизмах дизайна позволит дизайнерам корректировать собственную практику таким образом, чтобы предметный мир способствовал совершенствованию человека и общества.
В контексте стремительно развивающейся практики дизайна, который становится универсальным средством коммуникации человека с окружающей его реальностью, при недостаточном теоретическом осмыслении данного культурного феномена попытка реконструкции конкретной семиотической структуры дизайна (дизайна современного интерьера) может быть представлена как актуальная.
Степень изученности проблемы.
Для исследования семиотической структуры дизайна необходимой базой являются работы по семиотике В. В. Иванова, Ю М Лотмана, Ч Морриса, Ч Пирса, Ф. де Соссюра, Е Фарино При этом особую важность и интерес представляют работы, связанные с применением семиотического метода именно в дизайне, так как исследование направлено не на семиотику как таковую, и предполагается, что основные идеи данной дисциплины уже стали общим местом.
Использованию идей семиотики в образовательной сфере посвящены работы Н.Г. Салминой с сотрудниками, В.М. Розина, А.С. Лобанова, С.А. Смирнова, П. Андерсона, П. Бранта, Д. Каннингхема, Г. Шанка и других.
Значительный вклад в исследования психологии зрительного восприятия внесли российские исследователи Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Е.И. Игнатьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.
Визуальная культура личности рассматривается исследователями М.С. Каганом, В.М. Розиным, В.П. Зинченко и др. Они рассматривали ее в тесной взаимосвязи с искусством, которое включает в себя разнообразные визуальные тексты, выстроенные с помощью знаков, символов и образов.
Проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры разработана достаточно полно в трудах отечественных педагогов и психологов. Среди них Т.С. Комарова, В.Н. Шацкая, Д.Б. Лихачев, Н.И. Киященко, Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.
Для изучения механизмов образования смысла в дизайне существует методологическая основа, представленная трудами Р. Барта и Ж. Бодрийара.
Разработка общей теории дизайна, включающая выведение методологии и средств анализа дизайна как системы, представлена в работах В Я Дубровского, О И Генисаретского, В Л Глазычева, К М Кантора, Г П Щедровицкого Отправной точкой данных исследований служит метод восхождения от абстрактного к конкретному, а методологическим основанием - базовое представление о дизайне как о деятельности.
Объект исследования: предметно-пространственная среда комнаты детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия организации интерьера детской комнаты детей дошкольного возраста.
Цель исследования: развитие образного мышления детей дошкольного возраста в условиях предметно-пространственной среды детской комнаты.
Задачи:
- рассмотреть интерьер как знаковую систему;
- рассмотреть психофизические особенности детей дошкольного возраста;
- определить значение интерьера в развитии ребенка дошкольного возраста;
- охарактеризовать общие принципы дизайн - проектирования интерьера детской комнаты ;
- изучить эргономические требования к проектированию интерьера детской комнаты
- провести сравнительный анализ аналогов ;
- разработать дизайн интерьера детской комнаты;
Методы исследования: в исследовании применялись следующие методы: метод аналогий, исторический, методы системного и сравнительного анализа, моделирования
Источниковая база: в качестве источников использовались фундаментальные научные труды отечественных и зарубежных ученых, периодическая литература по исследуемой проблеме, данные интернет.
Объем и структура исследования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, 6 параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Дошкольный возраст - это время, когда в ребенка закладываются все основные знания и умения, формируются модели поведения, развиваются способности.
Воображение ребенка начинает развиваться в конце второго - начале третьего года жизни. Развитию воображения дошкольников способствуют различные виды деятельности, такие как игра, конструирование, лепка, рисование.
Но одних занятий недостаточно для полноценного развития ребенка, да и, ни один ребенок в силу своего возраста не выдержит такой большой информационной нагрузки. Поэтому сама предметно-пространственная среда должна располагать к активному развитию, и без грамотно спроектированного интерьера добиться этого практически невозможно, ведь человек подавляющее большинство информации воспринимает визуально.
Для достижения указанных целей, в процессе работы были выполнены следующие задачи:
- были изучены и рассмотрены такие понятия ,как знаки и символы, их роль и значение в жизни человека;
- рассмотрены психофизические особенности детей дошкольного возраста и определена роль интерьера в их развитии;
- были выявлены общие принципы дизайн - проектирования интерьера детской комнаты и изучены основные эргономические требования;
- был проведен сравнительный анализ некоторых вариантов детских комнат, рассмотрены плюсы и минусы их дизайна;
- был разработан дизайн детской комнаты;
В результате изучения теоретических аспектов, была изучена литература по данной теме, прослежена история развития семиотики, выявлены основные ее элементы.
Период дошкольного возраста можно охарактеризовать как период формирования будущей личности. Поэтому данный этап особенно важен в развитии и раскрытии потенциально заложенных природой задатков, необходимо не упустить момент для дальнейшего эффективного развития способностей ребенка. На этом этапе необходимо развивать и совершенствовать творческий потенциал детей и уделять внимание разностороннему развитию ребенка. Творческая деятельность способствует развитию индивидуальных способностей ребенка.
Таким образом, грамотно организованная предметно-пространственная среда детской игровой комнаты, выстроенная в соответствии с возрастными особенностями детей, играет важную роль в формировании мировосприятия ребенка, его мироощущения, ведь воображение и творчество ребенка могут творить чудеса. Будут ли они развиваться или наоборот угасать, зависит от многих факторов, в том числе от грамотно составленного интерьера, в котором учтены возрастные и психофизиологические особенности детей дошкольного возраста.
Проведенный анализ во второй главе показал, что создание интерьера детской комнаты - это целая наука. Соответствие возрасту - одно из значимых и в то же время сложно выполнимых условий. Связано это с тем, что материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей данного конкретного возраста и учитывать те особенности зон развития, которые характерны каждому отдельному ребенку.
Таким образом, можно сказать, что предметный мир детства - это среда развития всех специфически детских видов деятельности, и ни один из них не может полноценно развиваться на чисто наглядном и вербальном уровнях, во внедетской развивающей предметно-пространственной среде. Дизайн детской - дело непростое и требует креативного подхода. Продумывая ее оформление стоит помнить, что эта комната навсегда оставит след в развитии ребенка, поэтому не нужно гоняться за модными тенденциями, комната должна быть развивающей и максимально комфортной.
Грамотная планировка детской комнаты влияет не только на удобство ребенка, но и на его здоровье и гармоничное развитие. Достигается это за счет подробной детализации интерьера, многофункциональной модульной мебели и возможности менять пространство по своему усмотрению.
На основе проделанного исследования, был разработан дизайн интерьера детской игровой комнаты, на принципах семиотического подхода.
Таким образом, мы решили задачи в полном объеме и достигли цели исследовательской работы-развитие образного мышления детей дошкольного возраста в условиях предметно-пространственной среды детской игровой комнаты.
Мы получили грамотно составленный интерьер, который помогает ребенку научиться раскрывать «послание», заложенное в этом интерьере. Ведь окружающие ребенка вещи являются не просто предметами, а выступают в виде материала для воплощения образов в его воображении.



1. Авдеева Н.Н., Силвестру А.И., Смирнова Е.О. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет // Воспитание, обучение и психологическое развитие. - М.: Просвещение, 2007. -228 с.
2. Агеев Владимир. Семиотика. М.: Издательство «Весь Мир», 2002.
3. Бодрийар Ж. Система вещей / Пер. с фр. С.Н. Зенкина. - М.: Руцомино, 2001. - 218 с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2008. - 354 с.
5. Бурцев А.Г. Семиотика в архитектуре. - Екатеринбург: Урал ГАХА, 2007.-84с
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. 3-ие издание. - М: Просвещение, 2011. - 356 с.
7. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопр. Психол. 2012. 245 с.
8. Грашин, А.А. Дизайн комплексов оперативно-диспетчерского управления: методические материалы / А.А.Грашин, М.И.Сугако. - М.: ВНИИТЭ, 1989.
9. Дицкая Л.А. Орнамент как знаковая ориентация в мире. Учебное пособие.
- М.: Альфа-М, 2005. - 72 с
10. Иванов В. В. Чет и нечет. Асимметрия мозга и знаковых систем. М., 1978, С. 85.
11. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2010. - 416 с.
12. Крейдлин Г.Е., Кронгауз М.А. Семиотика или азбука общения. - М.: Изд- во «Флинта», изд-во «Наука», 2004.- 240 с.
13. Крейдлин Г.Е., Кронгауз М.А. Семиотика или азбука общения. - М.: Изд- во «Флинта», изд-во «Наука», 2004.- 240 с.
14. Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика. - М.: Новое литературное обозрение, 2004. - 582 с
15. Миронова Л. Н. Цветоведение. Минск, 1984.
16. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда детства / С.Л.
Новоселова // Техническая эстетика. — 1994. — № 2
17. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда. - М., 1995.
18. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 2008. - 352 c.
19. Сакулина Н.Н. Значение рисования в сенсорном воспитании ребенка- дошкольника. // Сенсорное воспитание дошкольников. - М.: Просвещение, 2013. - 333 с.
20. Серов Н. В. Хроматизм мифа. Л., 1990.
21. Серов Н. Эстетика цвета. СПб., 1997
22. Сивик Л. Цветовое значение и измерение восприятий цвета: исследование цветовых образов //Проблемы цвета в психологии. М., 1993. С. 96
23. Сорокин Ю. А., Марковина И. Ю. Типы китайской символики в языке и культуре. //Этнопсихолингвистика. М., 1988.
24. Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учеба и игра. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2008, - 205 с.
25. Устинов А. Г. Цветовая форма. Вопросы семантики// Техническая эстетика. 1988, № 12. С. 9-11.
26. Фимел Шарлотта и Питер. Энциклопедия дизайна. - М.: АСТ, Астрель, 2008. - 192 с.
27. Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе/под ред. В.Н. Шацкой. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 2011.
28. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Учпедгиз, 2010. - 280 с.
29. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 2008. - 304 с.
30. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Учпедгиз, 2010. - 280 с.
Интернет-ресурсы
31. Бибифонд-Электронная библиотека. [Электронный ресурс] http://bibliofond.ru/view.aspx?id=555492
32. Диана Кабардинцева . Эргономика детской комнаты. [Электронный ресурс]http://www.materinstvo.ru/art/3750
33. Роль развивающей среды в развитии личности дошкольника.
[Электронный ресурс]http://www.bestreferat.ru/referat-137361.html
34. Оригинальные обои для детской развивающие воображение.
[Электронный ресурс] https://interiorno.ru/originalnye-oboi-dlya-detskoj-
razvivayushhie-voobrazhenie/
35. Алиса Ревтова. Цвет детской комнаты. [Электронный ресурс] http://solnet.ee/parents/p1 89


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ