ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
1.1. Возрастные психологические особенности детей старшего
дошкольного возраста 6
1.2. Развивающие функции книжки-игрушки 18
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕТСКОЙ КНИЖКИ-ИГРУШКИ
2.1. Методические требования к проектированию детских книжный
изданий 21
2.2. Концепция и графическое решение детской книжки-игрушки 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 43
Актуальность исследования определяется задачами познавательного, эстетического и творческого воспитания подрастающего поколения посредством книжной продукции.
Книга играет важную роль в развитии ребенка. Она развивает мечты, творческую фантазию, эмоционально-познавательную деятельность, активное отношение к жизни, любовь к искусству, вводит в мир образов, отражающих жизнь, обогащает знаниями, расширяет жизненный опыт детей, выводя его за грани личных наблюдений, представление о мире, о родном языке, его красоте, выразительности, многообразии. Книга подает ребенку пример творчества, пример творческого отношения к реальному миру.
Для детей дошкольного возраста игра является ведущей психической деятельностью, это установлено и разработано в трудах психологов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец). В психологии игра научно объяснена как своеобразная детская деятельность, она представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей среды. Как отметил А. Потебня, «ребенок еще не двоит своей деятельности на труд и забаву, еще не знает другого труда, кроме игры; игра - приготовление к работе, игра для него исчерпывает лучшую часть его жизни, и поэтому он ее высоко ценит» [25, с. 171]. Игра рассматривается и как проявление творческих сил, способностей ребенка.
Книжка-игрушка представляет собой своеобразное синтетическое явление, совмещая в себе и книгу, и игру. В следствии этого вбирает в себя всё лучшее, что несёт детская книга, дополняя чтение увлекательной умной игрой. Поэтому эффективность использования такой книги неоспорима.
С быстрым ростом технологий дизайнеру необходимо создавать книги, которые смогут привлечь внимание детей и через игру привить любовь к чтению, развить креативность, сформировать эстетический вкус.
Объектом исследования является современная печатная графика для детей.
Предмет исследования: книжка-игрушка как средство социализации и развития познавательных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования:
1. обосновать значение и роль книжки-игрушки как средства развития старших дошкольников,
2. создание макета книжки-игрушки и ее частичная апробация.
Цель работы будет достигнута если: исследовать теоретико-методологический подход к психологическим особенностям детей старшего дошкольного возраста; создать макет детской книжки-игрушки.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи исследования: проанализировать историю детской литературы; рассмотреть психологические особенности детей старшего дошкольного возраста; и исследовать методические требования к проектированию детских изданий; разработать макет книжки-игрушки.
Теоретическое значение исследования состоит в анализе литературы по теме исследования, методе синтеза, сравнении уже существующих книжек- игрушек, изучении трудов крупных ученых по психологии, таких как А. Н. Леонтьев, Л.С Выготский, Д. Б. Эльконин и других.
Информационно-правовая база исследования: в качестве источников использовались фундаментальные научные труды отечественных и зарубежных ученых, литература по исследуемой проблеме, данные интернет ресурсов, а также нормативные документы.
Научная новизна исследования состоит с том что, в систематизированном виде обобщен и оценен опыт использования книжки- игрушки детьми дошкольного возраста, выявлена и раскрыта специфика книжки-игрушки как развивающего игрового издания
Практическая значимость исследования: Выявленные особенности могут быть в дальнейшем использованы для самостоятельного изучения при работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Проведенное исследование было частично апробировано.
Объем и структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, 4 параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Дети старшего дошкольного возраста имеют представление об окружающем мире — работает память, воображение, все больше усложняются эмоциональные реакции. Книга и ее иллюстрации играют в этот период чрезвычайно важную роль. Часто человек на всю жизнь сохраняет в памяти картинку из детской книжки — страшную, смешную, грустную. Впечатление ребенка от иллюстрации зависит напрямую и от техники ее исполнения, и от степени эмоционального воздействия текста, к которому она относится. Но насколько дети неодинаковы в одном и том, же возрасте, настолько неодинаково и их восприятие одних и тех, же явлений окружающего мира.
Детская книга предлагает не только чтение, но и другие аспекты общения с ней: рассматривание картинок, обучение, всевозможные игры, раскрашивание, поделки, иллюстрирование и т.д.
Для детей старшего дошкольного возраста весьма интересны книги, которые совмещают две функции — учебу и игру. У этих изданий есть своя специализация: соединение по точкам развивает руку и учит писать, поиск выходов из разнообразных лабиринтов прививает азы пространственного мышления и ориентировки, детские кроссворды — расширяют словарный запас и дают основы правописания.
Детская книга отличается богатством типологической палитры изданий, затейливостью дизайна, особым решением полиграфического языка книги, преобладающим над текстом значением иллюстративного ряда.
Работа с детскими книгами всегда отличалась своей спецификой и тонкостью. Оформление книжек для детей - очень трудоемкий и требующий определенных навыков процесс.
Главным результатом практической части дипломной работы стало создание иллюстрированного книжного издания для детей старшего дошкольного возраста.
В данной дипломной работе были рассмотрены и изучены методические требования к проектированию детских изданий, проанализированы требования к проектированию книжки-игрушки, разработан замысел создания книжки-игрушки, выполнена графическая часть В последствии развороты были подготовлены к печати и собраны в модель детской книжки-игрушки.
Сама модель книжки-игрушки была апробирована.
1. Базыма Б.А. Психология цвета [электронный ресурс]/ Теория и практика /— М : Речь 2005. 112с
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. [электронный ресурс]/Психологическое исследование/ — М.: «Просвещение», 1968. 464 с
3. Болотова А. К., Молчанова О. Н. Психология развития и возрастная психология. [Электронный ресурс]/Учебное пособие
4. Водчиц С.С. Эстетика пропорций в дизайне. Система книжных пропорций [Текст]/ Учебное пособие для вузов/ — М.: Техносфера, 2005. - 416 с
5. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]/ Психол. очерк: Кн. для учителя/ — М.: Просвещение, 1991. - 92 с.
6. Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги [Текст]/ Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. / — М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2000. — 320 с.
7. Глоцер, В.И. Художник и детская книга. Пахомов. Курдов: сборник статей: из истории книги. [Текст]/ В.И. Глоцер // Искусство книги / под редакцией З.А. Антипиной. / — М.: Книга, 1979.
8. ГОСТ 7.60—90 Издания. Основные виды. Термины и
определения. [Электронный ресурс] — Взамен ГОСТ 16447—78. — Утв. 1990. — (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу). — Режим доступа:
https://ohranatruda.ru/ot biblio/normativ/data normativ/42/42116/
9. ГОСТ 3489.1-71 [Электронный ресурс] — Шрифты типографские (на русской и латинской графических основах). — Режим доступа:http://docs.cntd.ru/document/1200013344
10. ГОСТ 7.32-2001. [Электронный ресурс] — Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.
11. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст]/ Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / —М.: Академия, 2000., 300с.
12. Дьяченко О. М. Воображение дошкольника[Текст]/ О. М. Дьяченко. / — М: Знание, 1986. - 94
13. Зак, А. З.. Развитие умственных способностей младших школьников. [Текст]/ А. З. Зак. / — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1994. - 320 с
14. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х [Текст]/ — М.: Педагогика, 1986. - 320 с.
15. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — 9-е изд. [Текст]/
— СПб.: Питер, 2005. — 940 с
16. Кудрявцева, Л.С. Художники детской книги: пособие для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений [Текст]/ Л.С. Кудрявцева.
— М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 208 с.
17. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. [Текст]/Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ — М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464с.
18. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка [Текст]/ Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка: учебное пособие / Г.В. Бурменская. - 2-е издание, расширенное. / —М: МПСИ, 2005. - с. 92-101.
19. Молчанова О. Н. Психология развития. [Электронный ресурс]/ Под ред. А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой. / — М: ЧеРо, 2005, 524 с
20. Мухина B. C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. [Текст]/ 4-е изд. — М.: Академия, 1999. С.163-248.
21. Немов Р. С., Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. [Электронный ресурс]/Учебное пособие
22. Никитин, Б. П. [Текст]/ Развивающие игры/ Б. П. Никитин. - 2-е изд.. / —М.: Педагогика, 1985. - 120 с
23. Николаева Е. И. Психология детского творчества. [Текст]/ — М.: Питер, 2010 г. — 940 с
24. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. [Электронный ресурс]/ — М.: Педагогическое об-во России, 2010 г. — 542с
25. ОСТ 29.127-96. [Электронный ресурс] — Издания книжные для детей. — Режим доступа:http://pechataem.ru/klientam/gostyi/ost-29.127-96.izdaniya-knizhnyie-dlya-detej.html
26. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. [Текст]/ — М.: Искусство, 1976. - 613 с
27. СанПиН 2.4.7.960-00 [Электронный ресурс] — "Гигиенические требования к изданиям книжным и журнальным для детей и подростков" — (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 4 октября 2000 г.)
28. Хеллман Б. Сказка и быль: История русской детской литературы. [Текст]/Б. Хеллман — М.: Новое литературное обозрение, 2016. — 560 с.
29. Хилько М. Е., Ткачева М.С. Возрастная психология. [Электронный ресурс]/ Конспект лекций. / — М: 2010 - 257 с
30. Шутова А. С. Использование приемов конструктивизма в современном графическом дизайне. [электронный ресурс]/ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК УРАЛНИИПРОЕКТ РААСН / — 2014
31. Эльконин Д.Б., Психическое развитие в детских возрастах [Электронный ресурс]/ Д. И. Фельдштейн/ — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 416 с.
32. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст]/ Эльконин Д. Б./ —М.: ВЛАДОС, 1999. - 359 с.