Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Специфика социально-педагогической деятельности с детьми девиантного поведения (Нижегородский Государственный Педагогический Университет)

Работа №118568

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы33
Год сдачи2021
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
47
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКИ О ТЕОРИИ ДЕТСКОЙ ИГРЫ 5
1.1. Понятие о детской игре и ее функциях, классификация детских игр 5
1.2. Характеристика ролевой детской игры и ее потенциальных развивающих возможностей 9
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 17
ГЛАВА II. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ РОЛЕВЫХ ИГР В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ 18
2.1. Типология ролевых игр в дошкольных образовательных организациях 18
2.2. Педагогические требования к организации ролевых игр в дошкольных образовательных организациях, реализующие их возможности как средства социализации детей 20
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

Актуальность исследования. В обществе в современных условиях наблюдаются очень важные и существенные изменения, отсюда становится весьма острой и насущной проблема социализации, ведь уже буквально с раннего детства приходится усваивать общественные нормы, ценности, представления о мире, которые затем переносятся во взрослую жизнь.
Развитие человека будет успешным, в зависимости от того, как именно ребенок приспосабливается к окружающему миру, найдет ли впоследствии достойное место в жизни, сможет ли он развить свой собственный потенциал и каков будет его ранний социальный опыт. Игра в детстве необходима и является нормой. Актуальность темы особенно подтверждается тем, что значимое и весомое место занимают ролевые игры, в которых дети будут воспроизводить все, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Ролевая игра на протяжении дошкольного детства - наиболее характерный вид их деятельности, способствующий познанию социальной реальности. К сожалению, в последние годы воспитатели детских садов отмечали, что из-за дефицита времени или отсутствия разработок ролевым играм внимания не уделялось, однако ролевые игры должны быть в планах воспитателей и воплощаться в жизнь на практике.
В настоящее время существует противоречие между высоким потенциалом ролевых игр в процессе социализации дошкольников и недостаточным использованием этого потенциала в некоторых дошкольных образовательных учреждениях.
Цель исследования: выяснить возможности ролевых игр детей в дошкольной образовательной организации как средство их социализации.
Объект исследования – организация игровой деятельности в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования – организация ролевых игр детей в дошкольной образовательной организации как средство их социализации.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что эффективность процесса социализации детей старшего дошкольного возраста в процессе ролевой игры определяют следующие педагогические условия:
– создание социализирующей воспитательно-образовательной среды, в рамках которой социализация личности будет рассматриваться как двусторонний процесс, при котором, с одной стороны, ребёнок усваивает социальный опыт, ценности, нормы, установки, присущие обществу и социальным группам, а с другой, в процессе социализации активно воспроизводит систему социальных связей и социальный опыт в процессе сюжетно-ролевой игры.
– разработка и систематическая практическая реализация комплекса игр, предусматривающего развитие социальных качеств дошкольников в ролевой игре.
Исходя из поставленной цели исследования, определения его объекта, предмета, гипотезы, были сформулированы следующие задачи:
1. Охарактеризовать современные представления психологической педагогической наук о детской игре как средство полноценного развития детей.
2. Выяснить потенциальные возможности ролевой игры как средство социализации детей в условиях дошкольной образовательной организации.
3. Определить условия определяющие эффективность применения ролевых игр в дошкольной образовательной организации как средство социализации детей.
4. Обобщить опыт организации ролевых игр детей в педагогической практике в современных дошкольных образовательных учреждениях.
Методы исследования: изучение и анализ научной и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение: изучение и обобщение педагогического опыта.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка литературы


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Огромный вклад в научную разработку теории детской игры внесли В. И. Авдонина, Е. К. Горецкая, А. Н. Малышева, Н.В. Нищева, И. В. Сотникова, Я. Е. Фуник, О. Э. Шмакова, Н. Б. Щепихина. Значительным, по мнению специалистов, является присутствие маркеров роли - детали, позволяющие ребёнку принять и удержать игровую роль, это важное условие для игровой деятельности детей. Из первостепенных аспектов также хотелось бы отметить, что недостаток в группе уголков уединения делает пребывание ребёнка в детском саду психологически напряжённым, сокращает его эмоциональный настрой, нарушает право на отдых.
Огромное значение имеют так называемые предметы-заместители (например, природный материал), содействуют развитию мышления у дошкольников. В ролевой игре приобретаются и оттачиваются основы социального поведения, каждый ребенок, на самом деле, свободен в выборе способов воплощения необходимого образа. Развивается фантазия, воображение, умение включиться и вжиться в роль, в реальной жизни еще долго будут недоступны некоторые роли и функции, а игра дает шанс уже испытать на себе какие-то действия и опции.
При правильной организации игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении и при создании всех необходимых педагогических условий сюжетно-ролевая игра будет в действительности содействовать формированию необходимых социальных навыков у детей, что очень поможет и во взрослом возрасте, в дальнейшей жизни.
В дошкольном возрасте перед ребенком открывается мир человеческих отношений. Дети знакомятся с всевозможными видами деятельности людей, их общественными функциями. Этому содействует сюжетно-ролевая игра, в которой заложен социальный мотив. Игра – действенное средство социализации детей. Личный практический опыт показывает, что важно учить детей находить новые и интересные темы для игр, учить их строить социальные отношения.
Ролевая игра также способствует развитию у детей стремления к самореализации, к самовыражению. Воспитывающий потенциал ролевых игр можно реализовать в полной мере лишь при реализации определенных требований к их организации. Специалисты выделяют в качестве ведущих следующие:
1. Перед проведением игры необходимо подготовить детей: создать представления о профессии, а также использовать необходимые атрибуты (создают игровую ситуацию), разнообразные игровые предметы, которые способствуют развертыванию и сохранении сюжета игры.
2. Памятки, описания игр, инструкции используются для обучения детей навыкам и способностям независимых от игр организаций. Должны внедряться творческие и интересные задания (подбор игровых материалов, создание самоделок и др.).
3. При игре рекомендуется каждому ученику использовать уникальный подход, чтобы помочь ребенку самостоятельно преодолеть возникающие трудности. Следует определить и подчеркнуть положительные качества застенчивых детей, создать ситуации, которые помогут повысить самооценку и улучшить процесс коммуникации.
В процессе исследования были решены следующие задачи:
1. В работе охарактеризованы современные представления психологической педагогической наук о детской игре как средстве полноценного развития детей. С этой целью изучены работы Авдониной В.И., Галкиной Т.Э, Горецкой Е.К., Ермаковой П.А, Солнцевой О.В. и других исследователей.
2. На основе изучения работ Каримовой С.Ф, Тарасовой Е.А. и Шевчук И.В. выяснены потенциальные возможности ролевой игры как средства социализации детей в условиях ДОО.
3. Определены условия определяющие эффективность применения ролевых игр в ДОО как средства социализации детей. К наиболее важным можно отнести: влияние на содержание ролевых игр в выборе темы, в развитии сюжета, в распределении ролей и воплощении игровых образов и формирование игры как деятельности.
4. Обобщён опыт организации ролевых игр детей в педагогической практике в современных дошкольных образовательных учреждениях.



1. Авдонина, В.И. Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей 2–3 лет / В. И. Авдонина // Научное и образовательное пространство: перспективы развития. - 2016. - С. 148-149.
2. Валеева, Н.А. Некоторые аспекты стимулирования социализации ребёнка дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры / Н. А. Валеева // Моделирование информационных потоков, связанных с ноосферогенезом, глобализацией, индустриальным развитием, и их влияние на здоровье населения. - 2017. - С. 58-63.
3. Галкина, Т. Э. Сюжетно-ролевая игра как эффективное средство стимулирования социализации ребенка дошкольного возраста / Т. Э. Галкина // Непрерывное профессиональное образование специалистов социономического профиля: квалиметрический и полидисциплинарный подходы. - 2016. - С. 84-86.
4. Горелова, Л. Н. Игра как метод воспитания детей в детском саду / Л. Н. Горелова. – Белгород: ООО ГИК, 2018. – 140 с.
5. Горецкая, Е. К. Влияние сюжетно-ролевой игры на успешную адаптацию и социализацию к детскому саду детей младшего дошкольного возраста / Е. К. Горецкая // Научное и образовательное пространство: перспективы развития. – 2018.– С. 40-41
6. Дедюкина, М.И. Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОО / М. И. Дедюкина // Развитие современного образования: теория, методика и практика. - 2017. - № 1 (11). - С. 88-90.
7. Ермакова, П. А. Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей дошкольного возраста / П. А. Ермакова // Человек, общество и культура в XXI веке. - 2017. - С. 55-57.
8. Иванова, Е.А. Сюжетно - ролевая игра как фактор социализации дошкольников / Е. А. Иванова // Форум молодых ученых. - 2017. - № 4 (8). - С. 274-278.
9. Каримова, С. Ф. Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте как средство развития ребенка / С. Ф. Каримова. – Чебоксары: Интерактив плюс, 2019. – 295 с.
10. Кирова, Н. В. Игра как эффективное средство адаптации ребенка к условиям детского сада / Н. В. Кирова // Технологии образования. - №3. – 2020. – С. 14-16
11. Крупская, Н. К. Роль игры в детском саду / Н. К. Крупская. – М.: Школьная пресса, 2019. – 62 с.
12. Малышева, А. Н. Сюжетно-ролевая игра как основной вид деятельности дошкольного возраста детей / А. Н. Малышева. – Люберцы: АР-Консалт, 2020. – 144 с.
13. Нищева, Н.В. Играем, развиваемся, растем. Дидактические игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 281 c.
14. Пильникова, М. К. Использование сюжетно-ролевой игры в полоролевой социализации дошкольников / М. К. Пильникова // Продуктивное обучение: опыт и перспективы. - 2017. - С. 145-147.
15. Поляшова, Н.В. Сюжетно-ролевая игра как средство гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Поляшова // Наука и образование: новое время. - 2016. - № 5 (16). - С. 161-167.
16. Савинова, А.В. Сюжетно-ролевая игра как средство социализации дошкольников / А. В. Савинова // Современные тенденции в научной деятельности. VII Международная научно-практическая конференция. Научный центр "Олимп". - 2015. - С. 1189-1195.
17. Смирнова, Е. О. Условия поддержки игры в современном детском саду / Е. О. Смирнова. – М.: Мозаика-Синтез, 2017. – 112 с.
18. Солнцева, О.В. Творческая ролевая игра как средство социализации ребенка в исследованиях кафедры дошкольной педагогики / О. В. Солнцева // Современное дошкольное образование: новые форматы модернизации. – 2015. – С. 26-38.
19. Сотникова, И. В. Игра как форма обучения воспитанников дошкольного возраста в детском саду / И. В. Сотникова // Педагогика и психология как основа развития современного общества. – 2019. – С. 174-176
20. Тарасова, Е.А. Сюжетно-ролевые игры как средство социализации личности и адаптации детей при взаимодействии с социумом / Е. А. Тарасова // Экономика и социум: современные модели развития. - 2016. № 12. - С. 100-105.
21. Толокина, А.С. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в сюжетно-ролевой игре / А. С. Толокина // Образование и наука в современных условиях. – 2015. – № 1 (2). – С. 141-143
22. Фуник, Я. Е. Особенности организации сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста / Я. Е. Фуник. – Новосибирск: НГПУ, 2019. – 310 с.
23. Шевчук, И. В. Сюжетно-ролевая игра как средство социализации личности младшего школьника / И. В. Шевчук // Инновационные технологии в образовании и науке. - 2017. - С. 191-196.
24. Шмакова, О. Э. Социализация дошкольников через сюжетно - ролевую игру в условиях проектного метода / О. Э. Шмакова // Центральный научный вестник. - 2017. - Т. 2. - № 1 (18). - С. 21.
25. Щепихина, Н.Б. Сюжетно-ролевые игры как средство воспитания и социализации детей дошкольного возраста / Н. Б. Щепихина // Научные исследования: теория, методика и практика. - 2018. - С. 169-170.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ