Введение 3
Глава 1. Развитие системы педагогического образования в Российской Империи в конце XIX - начале XX века 20
§ 1. Система подготовки учителей в Российской Империи в конце XIX - начале XX века 20
§2. Образовательные учреждения Курской губернии по подготовке учительских кадров в конце XIX - начале XX века 33
Глава 2. Роль и место учительских институтов в педагогическом образовании Российской Империи в конце XIX -начале XX века 46
§1. Г осударственная политика в сфере регулирования деятельности учительских институтов в конце XIX -начале XX века 46
§2. Реформирование учительских институтов в Российской Империи в конце XIX - начале XX века 62
Глава 3. Белгородский учительский институт в системе педагогической подготовки учителей для городских училищ 76
§1. Становление и развитие учительского института в Белгороде 76
§ 2. Подготовка учителей для городских училищ в Белгородском учительском институте 88
Заключение 102
Источники и исследования 104
Приложения 123
Актуальность темы исследования. На процесс развития современного общества значительное влияние оказывает система образования. Успешность функционирования и реформирования данной системы может быть обеспечена изучением и использованием исторического опыта взаимодействия государства и общества в процессе создания и оптимизации работы учебных заведений, специализирующихся на подготовке педагогических кадров.
В исследовании рассматривается процесс подготовки учителей для городских училищ в Курской губернии в конце XIX - начале XX века, которую осуществлял единственный в губернии Белгородский учительский институт. Рассмотрение общероссийских процессов сквозь призму процесса подготовки педагогических кадров для городских училищ Курской губернии позволяет показать разнообразие общеисторического процесса, обогатить историческую науку новыми конкретными фактами и событиями.
Интерес к исследованию процесса подготовки педагогических кадров для городских училищ в конце XIX - начале XX века Курской губернииопределен, с одной стороны, необходимостью осмысления исторического опыта эффективного взаимодействия государства и общества в осуществлении модернизации педагогического образования в региональном контексте, с другой стороны - научным поиском знания, которое будет способствовать выявлению механизмов успешной модернизации системы современного образования, и повышения его уровня.
Объект исследования является система подготовки учительских кадров в Курской губернии в конце XIX - начале XX века.
Предмет исследования - процесс подготовки учителей городских училищ в конце XIX - начале XX века в Курской губернии.
Цель исследования - комплексное изучение процесса подготовки учителей для городских училищ в Курской губернии в конце XIX - начале XX века в системе педагогического образования Российской Империи.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих исследовательских задач:
1. Охарактеризовать систему подготовки учителей в Российской Империи в конце XIX - начале XX века.
2. Изучить образовательные учреждения Курской губернии по
подготовке учительских кадров в конце XIX - начале XX века.
3. Выявить основные направления государственной политики в сфере регулирования деятельности учительских институтов в конце XIX - начале XX века.
4. Рассмотреть процесс реформирования учительских институтов в начале XX века.
5. Проанализировать становление и развитие учительского института в Белгороде.
6. Изучить процесс подготовки учителей для городских училищ в Белгородском учительском институте.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1872 г. по 1917 г. Нижняя граница определятся 1872 г., в связи с тем, что в этом году были утверждены «Положения о городских училищах и учительских институтах» регламентирующие создание городских училищ и процесс подготовки педагогических кадров для них. Верхняя граница исследования - 1917 г. связана с масштабными социально-политическими изменениями, которые экстраполировались и на систему подготовки учителей.
Географические рамки исследования: Курская губерния в конце XIX - начале XX вв.
Источниковая база исследования. Используемые в исследовании письменные источники следует разделить на неопубликованные и опубликованные.
Неопубликованные источники представлены документами из фонда 733 Департамента Народного Просвещения Российского государственного исторического архива (г. Санкт-Петербург). Главным образом, это делопроизводственные материалы, включающие в себя деловую переписку Харьковского учебного округа с дирекцией Белгородского учительского института, отчеты о работе учебного заведения. Также высоким уровнем информативности отличаются документы из фонда А-2306 Министерства Просвещения РСФСР Государственного архива Российской Федерации (г. Москва), включающие сведения о работе учебного заведения в 1917 г. В рамках исследования были проанализированы документы изфонда 80 Белгородской мужской гимназии Государственного архива Белгородской области, в которых содержаться сведения о об аренде земельного участка и помещений для Белгородского учительского института.
В числе опубликованных источников в исследовании представленынормативно-правовые акты.С целью определения
организационно-правовых основ процесса подготовки учителей для городских училищ в конце XIX - начале XX века в Курской губернии в рамках исследования проанализированы законы, положения, правила, инструкции, уставы, регламентирующие данный процесс («Положение о городских училищах и учительских институтах»1, «Инструкция о порядке управления учительскими институтами»2, «Программы и учебные планы предметов преподаваемых в учительских институтах»3, «Инструкция касательно объема и метода преподавания учебных предметов в учительских институтах»4, «Правила и программы испытания для желающих поступить в число воспитанников Белгородского Учительского Института»5и другие нормативно-правовые акты, включенные в сборник документов по народному образованию составленный Г. Фальборком и В. Чарнолуским6).
В число опубликованных делопроизводственных материалов входит «Всеподданнейший отчет Министра Народного Просвещения». Данное ежегодное издание, сопровождалось статистическими сведениями об учебных заведениях Министерства Народного Просвещения Российской Империи. Также в данную группу источников входит «Обзор Курской губернии» (1872-1915 гг.), включающий ежегодные отчеты о состоянии и развитии народного образования в регионе.
К справочно-информационным источникам относятся «Списки лицам, служащим по Харьковскому учебному округу»7, «Списки чинам гражданского, военного и духовного ведомства Курской губернии»8, Календари и памятные книжки и Курской губернии9. В данных источниках содержаться сведения о дирекции и преподавателях Белгородского учительского института, с указанием информации о наградах и жаловании служащих учебного заведения, об уровне их образования, сведения о преподаваемом предмете, времени вступления в данную должность, присвоения чина, получение последней награды...
Подготовка учителей для городских училищ в России Империи, в том числе на территории Курской губернии в конце XIX - начале XX века представляла собой сложный процесс, на который оказали влияние тенденции в целом характерные для развития системы педагогического образования.
В исследовании достигнута цель и представлен комплексный анализ процесса подготовки учителей для городских училищ в Курской губернии в конце XIX - начале XX века в системе педагогического образования Российской Империи.Решение задач позволило рассмотреть систему подготовки учителей в Российской Империи в конце XIX - начале XX века, в частности в Курской губернии, выявить основные направления
государственной политики в сфере регулирования деятельности учительских институтов в конце XIX - начале XX века и рассмотретьпроцесс их
реформирования, изучить становление и развитие учительского института в Белгороде, в частности процесс подготовки учителей для городских училищ в Белгородском учительском институте.
Отметим, что в процессе подготовки учителей для городских училищ, до событий 1917 года правительство регулировало и регламентировало все сферы деятельности учительских институтов, что было зафиксировано и отражено в «Положении о учительских институтах» от 31 мая 1872 года, «Инструкции касательно метода преподавания учебных предметов в учительских институтах», «Программах и учебных планах предметов преподаваемых в учительских институтах», «Программе вступительного испытания в учительские институты экзамена», «Примерныхправилах для воспитанников учительских институтов». В совокупности указанные документы регламентировали как учебный процесс, так и воспитание, повседневную жизнь в учительских институтах в целом и не предоставляли учебным заведениям никакой автономии.
Представленный анализ структуры Белгородского учительского института позволяет, говорить о том, что она являлась характерной для учебных заведений данного вида, в неё были включены двухклассное городское училище и курсы переподготовки учителей уездных училищ. Было выявлено, что деятельность двухклассного городского училища была неотъемлемой частью работы Белгородского учительского института. Городское училище являлось учебным заведением для горожан и основой практики для усовершенствования навыков воспитанников учительского института.
С конца XIX до начала XX века количество воспитанников в учительском институте было увеличено с 35 до 80, большинство из них являлись представителями городских сословий и крестьянами, что в целом свидетельствовало об актуальности и всесословном характере педагогического образования в Белгородском учительском институте.
Отметим, что жизнь воспитанников в учительском институте была посвящена исключительно приобретению новых знаний, подтверждением является, тот факт, что незначительное количество свободного времени в течение учебного дня и в каникулярный период обучающиеся в Белгородском учительском институте посвящали дополнительным урокам и образовательным поездкам. После окончания учительского института воспитанники распределялись Управляющим Харьковского учебного округа в городские и уездные училища входящие в его состав, в частности в учебные заведения Курской губернии. К началу ХХвека городские училища Курской губернии более, чем на 65 % были укомплектованы выпускниками Белгородского учительского института, многие из которых осуществляли руководство ними в должности заведующего или учителя-инспектора.
. Аннин П.А. Свод главнейших законоположений и распоряжений о начальных народных училищах и учительских семинариях: Справочная книга для земских учреждений училищных советов, г. г. предводителей дворянства, директоров и инспекторов учительских семинарий и школ, и вообще для лиц, занимающихся делом нар. образования. Законоположения и распоряжения об учительских семинариях и школах / П.А. Аннин - Санкт- Петербург: тип. М.И. Попова, - 1880. - Ч. IV.- II-XI, 366, [1] с.
2. Дренякин А.М. Белгород с уездом: Историко-статистический очерк / А.М. Дренякин - Харьков: типография Окружного штаба, 1882. - [6], 65 с.
3. Всеобщий календарь на 1917 год. - СПб: Издательство П.П. Сойкина, 1916. - XIII, 701 с. : ил.
4. Всеподданнейший отчет министра народного просвещения за 1885 год.
• СПб.: Лештуковская Паровая Скоропечатня П.О. Яблонского, 1890 - 269,
III, [2] с.
5. Всеподданнейший отчет министра народного просвещения за 1897 год.
• СПб.: Лештуковская Паровая Скоропечатня П.О. Яблонского, 1900. - [4],
IV, 582, 145 с.
6. Всеподданнейший отчет министра народного просвещения за 1899 год.
• СПб.: Лештуковская Паровая Скоропечатня П.О. Яблонского, 1901. - [4],
IV, 734, 100 с.
7. Всеподданнейший отчет министра народного просвещения за 1900 год.
• СПб.: Сенатская Типография, 1902. - [4], VI, 700, 102 с.
8. Всеподданнейший отчет министра народного просвещения за 1903 год.
• СПб.: Сенатская Типография, 1905. - [4], VI, 700, 102 с.
9. Всеподданнейший отчет министра народного просвещения за 1907 год.
• СПб.: Сенатская типография, 1909. - XIII, 66, 251 с.
10. Всеподданнейший отчет министра народного просвещения за 1913 год.
• Петроград: Сенатская типография, 1916. - [2], XIV, 143, 251 с.
11. Женские гимназии и прогимназии Министерства Народного Просвещения 1858-1905. - Санкт-Петербург: Тип. М. М. Стасюлевича, 1905. -139 с., [2] л.
12. Закон о Высших начальных училищах 25 июня 1912 г. № 37513. // Полное собр. законов Российской Империи. - Собрание III. - Том 32, ч. 1. - С. 949-958.
13. Закон «Об испытании лиц женского пола в знании курса высших учебных заведений и о порядке приобретения ими ученых степеней и звания учительниц» 19 декабря 1911 г. № 36226 // Полное собр. законов Российской Империи. - Собрание III. - Том 31, ч. 1. - С. 1297- 1300.
14. Законоположения и распоряжения о начальных народных училищах и церковно-приходских школах. - XVI, 468 с.
15. Записки о губернских педагогических курсах в Курске с 26 мая по 20 июня 1898 года для учительниц и учителей земских школ Курской губернии / сост. руководители курсов Д. И. Тихомиров, П. Г. Попов, В. И. Долженков, Е. В. Ходунов. - Курск: Тип. Курского губернского земства, 1899 - 296 с...