Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ ЮНОШЕЙ С РАЗНЫМ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМ СТАТУСОМ

Работа №92676

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы93
Год сдачи2017
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
98
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретический анализ коммуникативной толерантности
юношей с разным социометрическим статусом 8
1.1. Понятие коммуникативная толерантность в психологии 8
1.2. Уровни коммуникативной толерантности в юношеском
возрасте 13
1.3. Социометрический статус юношей 26
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование коммуникативной толерантности юношей с разным социометрическим статусом 38
2.1. Организация и методы исследования 38
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 41
2.3. Рекомендации для психолога и учителей по повышению уровня
коммуникативной толерантности юношей 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
Список использованных источников 66
Приложения 73

Коммуникативная толерантность - это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию. Термин введен в психологию Бойко В. В. [12, с. 26]
Коммуникативная толерантность очень важная и очень информативная черта человека. Это собирательное понятие, поскольку в нем отражаются факторы его жизни и воспитания, опыт общения, культура, жизненные ценности, нужды, увлечения, характер, нрав, привычки, особенности мышления и, конечно, эмоциональный стереотип действий.
Актуальность данного исследования остро стоит в современном обществе. Коммуникативная толерантность, является очень важным принципом коммуникации в разных сферах человеческого взаимодействия, она является возможностью для того что бы достигнуть взаимопонимания и установить связи между индивидами, учитывая их социальные, психологические и другие особенности. Недостаток толерантности ведет к разногласиям различного уровня - от бытовых до междунациональных. Это приводит к враждебности, разногласиям в обществе; способствует возникновению нетерпимости к различным социальным событиям и группам. Поэтому толерантность рассматривается как одна из значимых ценностей нынешнего общества, а ее формирование признается первостепенной задачей на государственном уровне. Поэтому, формирование коммуникативной толерантности должно быть одним из приоритетных направлений воспитательной работы в школе. Развитие коммуникативной толерантности населения Российской Федерации имеет особенное значение в связи с увеличением количества конфликтных столкновений в области рабочих, семейных, личных отношений. В нашей стране этот вопрос является
актуальным исходя из разнородности населения, а также из-за
многонациональное™. Согласно статье 12 Федерального закона РФ «Об
образовании в Российской Федерации» образовательные учреждения
обязаны содействовать развитию взаимопонимания и сотрудничества между людьми независимо от их этнической культуры, национальной и социальной принадлежности [1], что означает образование межличностных взаимоотношений в системе образования, построенных на понимание и уважении. Трудность современной системы образования в России, с точки зрения Т.Т. Щелиной, является отсутствие навыков общения и гуманистических установок у школьников во взаимодействии с окружающими [70, с. 24].
В психолого-педагогической литературе вопросом развития коммуникативной толерантности в юношеском возрасте занимались А.Г. Асмолов [8], В.В. Бойко [12], П.Ф. Комогоров [27], А.В. Мудрик [38], О.В. Скрябина [53] и другие. С точки зрения В. В. Бойко, коммуникативная толерантность определяется как «характеристика отношений индивида к конкретному человеку или группе людей» [12. с. 58], сформированных на личном опыте, индивидуальности характера, нравственных и этических взглядах личности. В соответствии позиции Г.С. Кожухарь, коммуникативная толерантность - «это стремление личности достичь взаимного понимания и сотрудничества» [25, с. 13]. Т.Е. Виноградова определяет данное понятие как «основное качество личности, проявляющееся в способности спокойно принимать других людей, такими, какие они есть» [17. с. 44]. З.А. Агеева дает свое определение, «коммуникативная толерантность - степень принятия человеком различий между собой и другой личностью» [4, с. 23].
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам сделать вывод о том, что коммуникативной толерантностью является устойчивая черта личности индивида, характеризующаяся переносимостью приемлемых или неприемлемых, по его мнению, особенностей, принципов, поведения и взглядов партнера по взаимодействию.
В повседневном общении проявляются различные виды проявления коммуникативной толерантности: некоторые люди эффективно взаимодействуют с окружающими его людьми, другие же хорошо скрывают неприязнь к личности партнера, третьи стараются не обращать внимание на неприемлемые для него качества собеседника, избегая конфликтов. У каждого индивида, осознанно или неосознанно, проявляется реакция на качества партнера по общению, чем более ярко проявляются отрицательные переживания человека по поводу индивидуальности другого, тем меньше у него развита толерантность, тем сложнее ему сдержать недовольство партнером по общению. Человеку с низким уровнем толерантности сложно взаимодействовать с окружающими, вследствие чего ему сложнее социализироваться в современном обществе.
Особенно необходимо обратить внимание на уровень развития коммуникативной толерантности в юношеском возрасте, ведь именно в этот период происходит становление идентичности и сознания, а также формирование и развитие коммуникативных навыков формирующейся личности. Активное включение во взрослую жизнь, значимое общение со сверстниками определяет направление развития юноши, которое будет зависеть от того, как он относиться к себе и окружающим его людям. Именно в данном возрасте одной из приоритетных задач является формирование социальной толерантности и способности к эмпатии.
Проблема исследования: какова коммуникативная толерантность юношей с разным социометрическим статусом?
Целью нашего исследования является - выявить коммуникативную толерантность юношей с разным социометрическим статусом.
Объектом нашего исследования является коммуникативная толерантность юношей.
Предметом исследования является коммуникативная толерантность юношей с разным социометрическим статусом.
Гипотеза: юноши с разным социометрическим статусом отличаются уровнем коммуникативной толерантности, а именно: высокостатусным юношам присущ высокий уровень коммуникативной толерантности; а низкостатусным юношам - низкий уровень коммуникативной толерантности.
Задачами исследования являются:
1. Изучить разработанность проблемы исследования в психологической литературе.
2. Определить социометрический статус юношей.
3. Исследовать коммуникативную толерантность юношей.
4. Определить коммуникативную толерантность юношей с разным социометрическим статусом.
5. Изучить степень связи между показателями коммуникативной толерантности и социометрическим статусом юношей.
6. Разработать рекомендации психологу и учителям по повышению уровня коммуникативной толерантности юношей.
Теоретико-методологическими основами нашей работы стали результаты многочисленных исследований А.Г. Асмолова [7], В.В. Бойко [12], Б.С. Гершунского [20], П.Ф. Комогорова [27], A.B. Мудрик [38], О.В. Скрябиной [53] и другие.
При написании работы использовались следующие методы работы:
• Организационные (сравнительный метод);
• Эмпирические (психодиагностические методы);
• Обработка данных (количественный и качественный анализ);
• Интерпретационные (структурный метод);
• Методы математической статистики.
Для проведения эмпирического исследования в нашей работе мы использовали такие методики:
• Социометрия (Дж. Морено);
- Диагностика коммуникативной толерантности (В.В. Бойко);
Практическая значимость данной исследовательской работы состоит в том, что данные полученные в результате эмпирического исследования могут быть использованы в работе школьного психолога. Разработанные рекомендации могут быть использованы учителями в организации учебного и воспитательного процесса, организации досуговой и внеурочной деятельности.
База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ № 2 г. Строитель» В исследовании приняло участие 103 учащихся 10-11 классов.
Апробация работы. Результаты и разработанные рекомендации диссертационного исследования рекомендованы к использованию в работе школьного психолога и учителей МБОУ «СОШ № 2 г. Строитель».
Структура и объем работы: Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и 3 приложений. Работа содержит 6 рисунков и 2 таблицы. Список литературы включает 73 наименования. Объем основного текста 72 страницы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Коммуникативная толерантность, является важнейшим принципом коммуникации в различных сферах человеческого взаимодействия, она представляет собой возможность для достижения взаимопонимания и установления связи между индивидами, учитывая их социальные, психологические и другие особенности. Анализ психолого-педагогической литературы по данной теме показал, что существует множество исследований на данную тему. Результаты многочисленных исследований отечественных и зарубежных ученых таких как В.В. Бойко [12], А.Г. Асмолов [8], П.Ф. Комогоров [27], А.В. Мудрик [38], О.В Скрябина [53], К. Фопель [66] и другие показали, что толерантность является главным условием эффективного взаимодействия между людьми. Толерантность в общении способствует познанию позиции другого, стабилизирует сам процесс коммуникации. Это ведет к современному пониманию коммуникативной толерантности как социально- и личностно-значимой ценности. Формирование коммуникативной толерантности как личностного качества является предметом изучения исследователей, педагогов-практиков, широких кругов общественности, что обусловлено ростом социальных ожиданий по отношению к образовательным учреждениям. Особенно актуальной на сегодняшний день представляется проблема толерантной коммуникации в молодежной среде. Системой общественных наук и масштабными исследованиями, проводимыми в рамках специальной Федеральной целевой программы «Развитие установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе» выявлены наиболее актуальные аспекты исследований и практики формирования толерантности, в том числе коммуникативной толерантности у старших школьников [2]. Толерантность, проявляющуюся индивидом в процессе общения с окружающими людьми, исследователи называют коммуникативной толерантностью.
В ходе нашего исследования были выполнены поставленные задачи, проведено диагностическое обследование учащихся с помощью выбранных методик, проведен сравнительный анализ полученных данных и разработаны рекомендации для психолога и учителей по повышению уровня социометрического статуса юношей.
В ходе исследования нами были обнаружены статистические различия на предельно низком уровне значимости (уровне статистической тенденции р<0,1), что не позволило нам подтвердить выдвинутую гипотезу о том, что юноши с разным социометрическим статусом отличаются уровнем коммуникативной толерантности, а именно: высокостатусным юношам присущ высокий уровень коммуникативной толерантности; низкостатусным юношам - низкий уровень коммуникативной толерантности.
Это говорит о том, что данный результат требует дополнительного исследования и статистической обработки данных с подключением большей по объему выборки и большей однородности (например, только 10 или 11 классы), дополнения в исследование таких показателей как эмпатия, социальный интеллект, особенности межличностных отношений и др.
Практические результаты проведенного исследования переданы для дальнейшей работы школьному психологу. Разработанные материалы позволяют оптимизировать процесс развития толерантного взаимодействия юношей, и были рекомендованы учителям для использования в учебном и воспитательном процессе, организации досуговой и внеурочной деятельности.
Таким образом, мы полагаем, что поставленная цель исследования достигнута, задачи исследования выполнены.


1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Кодексы и законы РФ. - Режим доступа: http ://www. zakonrf. info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/
2. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (2001-2005 г.г.) // Официальные документы в образовании. 2001. - № 30. - с 66-90
3. Абдуллина, М.А. Формирование культуры общения у старшеклассников в образовательном процессе : автореферат дис. . канд. пед. наук / Башкирский гос. пед. университет Уфа. 2001. - 17с.
4. Агеева, З. А. Коммуникативная толерантность как элемент коммуникативной компетентности личности // Вестник Ивановского университета. - 2012. - №1. - С. 49-53
5. Асмолов, А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Издательство МГУ, 1984. - 104 с.
6. Асмолов, А.Г. Психология личности: принципы
общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001. - 416с.
7. Асмолов, А.Г. Формирование установок толерантного сознания: что могут СМИ? // Век толерантности: научно-публицистический журнал № 5 М.:МГУ, 2003.-c.4- II
8. Асмолов, А.Г. О смыслах понятия «толерантность»/ А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова // Век толерантности. Научно­публицистический вестник. М.: МГУ, 2001. С. 8-18.
9. Байбаков, A.M. Воспитание толерантности у старшего подростка в условиях взаимодействия малых групп: дис. .канд. пед. наук / Волгоградский пед. университет. Волгоград, 2003. - 149с.
10. Бахарева, Н.К. Субъективное благополучие как
системообразующий фактор толерантности: автореферет дис.: канд. психол. наук / Дальневосточный институт психологии. Хабаровск, 2004. - 22с.
11. Белинская, Е.П. Система ценностей личности в перспективе толерантности // Век толерантности : научно-публицистический вестник, М.: МГУ, 2003 № 5. -с.61-72
12. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других/ В.В. Бойко.- М.: «Филин», 1996. 472 с.
13. Бойко, В.В., Ковалев, А.Б., Панферов, В.Г. Социально­психологический климат коллектива и личности. М., 1983. - 207с.
14. Бобинова, С.В. Приемы воспитания толерантности [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://image.websib.ru/05/text article.htm?475
15. Валитова, P.P. Толерантность: порок или добродетель // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1996. - № 1. - с 33...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ