Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВОСПРИЯТИЕ СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА И КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Работа №71981

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы64
Год сдачи2018
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
317
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Теоретические основы социально - психологического климата и коммуникативной толерантности старшеклассников 7
1.1 Социально - психологический климат подросткового коллектива его сущность и факторы 7
1.2 Коммуникативная толерантность старшеклассников 16
1.3 Взаимовлияние социально - психологического климата и коммуникативной толерантности старшеклассников 25
2 Эмпирическое исследование взаимосвязи социально - психологического климата и коммуникативной толерантности старшеклассников 29
2.1 Описание процедуры и методов исследования 29
2.2 Результаты исследования и выводы 32
Заключение 44
Список литературы 49
Приложение А Экспресс - методика «Оценка социально-психологического климата в ученическом коллективе» А. С. Михалюк и Л.Ю. Шалыто 54
Приложение Б Методика общей коммуникативной толерантности В.В. Бойко 56
Приложение В Сводные данные, полученные в ходе первичной обработки экспресс методики «Оценка социально-психологического климата в ученическом коллективе» А. С. Михалюк и Л.Ю. Шалыто 59
Приложение Г Сводные данные, полученные в ходе первичной обработки методики диагностики общей коммуникативной толерантности В.В. Бойко 60
Приложение Д Упражнения, способствующие развитию коммуникативной толерантности . 61


Актуальность работы состоит в том, что в настоящее время в школьной среде наблюдается повышение уровня агрессивности, национализма, социально опасного поведения. Насилие в среде подростков существовало во все времена, однако в настоящее время оно становится всё более заметным и жестоким. Агрессивное поведение одного или нескольких людей по отношению к другому называется буллингом. К психологической форме буллинга относятся угрозы, насмешки, клевета, бойкот [10]. В последнее время также всё более актуальным становится такой вид булинга, как кибербулинг - это травля в социальных сетях, через электронную почту, СМС [11]. Все эти формы проявления агрессии относятся к формам коммуникативной травли, которая способствует развитию сильной психологической травмы у жертвы данной агрессии. В результате педагоги и психологи начинают всё более активно искать причины появления данных явлений и пути их наиболее эффективного преодоления.
По мнению специалистов, важным шагом для предотвращения появления травли в ученическом коллективе является создание адекватных, толерантных отношений старшеклассников, сплочение коллектива, образование команды. В процессе развития коммуникативной толерантности у подростков, сплочения классного коллектива происходит формирование позитивных групповых норм и ценностей, которые важны для образования благоприятных отношений в ученическом коллективе. Изучением социально-психологического климата группы в разное время занимались Н.П. Аникеева [4], В.В. Бойко [8], Ю.А. Завадская [20], В.В. Петровский [36] и др.
Коммуникативная толерантность изучалась А.Г. Асмоловым [5], В.В. Бойко [9], И.Б. Гриншпун [14], Н.В. Недорезова [34] и др.
Рассмотрев и проанализировав научную психологическую литературу, по вопросам социально-психологического климата и коммуникативной толерантности мы выяснили, что одной из малоизученных проблем в этой области является их взаимосвязь.
Цель данной работы - выявить взаимосвязь социально-психологического климата в ученическом коллективе и коммуникативной толерантности старшеклассников.
Объектом исследования является социально-психологический климат и коммуникативная толерантность.
Предмет - взаимосвязь социально-психологического климата в ученическом коллективе и коммуникативной толерантности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить и проанализировать научную литературу по проблеме восприятия социально - психологического климата в ученическом коллективе;
• рассмотреть особенности коммуникативной толерантности
старшеклассников;
• провести эмпирическое исследование взаимосвязи социально-психологического климата в ученическом коллективе и коммуникативной толерантности старшеклассников.
В качестве гипотезы выдвинуто предположение, что существует взаимосвязь социально-психологического климата в ученическом коллективе с коммуникативной толерантностью старшеклассников.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по вопросам социально - психологического климата и коммуникативной толерантности;
- диагностика старшеклассников с помощью методик («Методика диагностики общей коммуникативной толерантности» В.В. Бойко; экспресс - диагностика «Оценка социально-психологического климата в ученическом коллективе» А.С. Михалюк, Л.Ю. Шалыто);
- обработка результатов диагностик при помощи методов математической статистики (ранговый корреляционный анализ по Спирмену).
Базой эмпирического исследования явилось муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» с. Владимиро-Александровское Партизанского муниципального района. В исследовании приняли участие 30 учащихся 9 класса. Из них 16 девочек и 14 мальчиков.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках выпускной квалификационной работы нами было проведено исследование взаимосвязи социально - психологического климата ученического коллектива и коммуникативной толерантности старшеклассников.
Теоретический анализ научной психолого - педагогической литературы по вопросам изучаемой проблемы показал, что социально - психологический климат ученического коллектива - это качественная характеристика определяющая уровень межличностных взаимоотношений подростков, проявляющаяся в существовании особых психологических условий, которые способствуют либо препятствуют совместной продуктивной деятельности и всестороннему гармоничному развитию личности каждого члена коллектива. Каждый член группы оказывает влияние на психологический климат, создавая и изменяя его. Но в то же время, сам психологический климат воздействует на отдельного члена коллектива, подталкивая его поступать в соответствии с общим настроением. Также существует понятие благоприятного и неблагоприятного социально-психологического климата. Главными показателями благоприятного социально - психологического климата является доверие, сплочённость, коммуникативность, открытость, ответственность, взаимоуважение.
Коммуникативная толерантность - это интегральное образование означающее психосоциальную характеристику личности с преобладающей направленностью сознания на терпимое, бесконфликтное коммуникативное поведение, на особый, доброжелательный тип взаимодействия с другими людьми. Подводя итог анализа основных психолого - педагогических аспектов коммуникативной толерантности как одного из главных свойств личности, следует отметить, что в науке сложилось достаточно определённое понимание данного явления, его структуры, типологии, характера проявлений. Это явление комплексное и представляет собой психологическую и нравственную основу общения и принцип успешного межличностного взаимодействия.
Анализ психологической литературы также показал, что исследованию взаимосвязи социально - психологического климата ученического коллектива и коммуникативной толерантности старшеклассников уделено мало внимания. На основании существующих работ был сделан вывод лишь о том, что социально - психологический климат оказывает влияние на уровень коммуникативной толерантности. Однако следует отметить, что в данных исследованиях мало уделено внимания взаимосвязи, а также силы существующей связи компонентов структуры социально - психологического климата и их влияния на конкретные показатели коммуникативной толерантности.
Эмпирическое исследование, проведённое нами в рамках данной работы, сделало возможным провести всесторонний анализ взаимосвязи социально - психологического климата ученического коллектива и коммуникативной толерантности старшеклассников и сделать соответствующие выводы:
1. Существует отрицательная взаимосвязь эмоционального компонента психологического климата со всеми показателями коммуникативной интолерантности, в которых проявляется внутреннее неприятие или недопонимание индивидуальных качеств другого человека;
использование себя в качестве единственно правильного эталона поведения и образа мысли других людей; резкость и консервативность высказываний в адрес других людей; неспособность скрывать и сглаживать отрицательные чувства, вызванные негативными коммуникативными качествами партнёров; желание переделать, перевоспитать партнёров; сделать их «удобными»; приспособить их под себя; отсутствие умения прощать партнёрам по взаимодействию их ошибки, неловкость, случайно причинённые вам неприятности; непримиримость к дискомфортным условиям в физическом или адаптироваться к характеру и привычкам, желаниям и особенностям других людей. То есть, чем больше нравится человеку коллектив, в котором он находится, чем больше он его принимает и желает находиться в данном коллективе, тем менее выражены у него будут показатели интолерантности.
2. Выявлена взаимосвязь когнитивного компонента социально - психологического коллектива с коммуникативной толерантностью. Наиболее сильная отрицательная взаимосвязь обнаружилась с таким показателем коммуникативной интолерантности, как стремление переделать партнёра под себя. Таким образом, чем лучше подросток знает членов своего коллектива, их индивидуальные особенности, тем он более к ним приспособлен, то есть у него отсутствует желание переделать партнёра под себя.
3. Взаимосвязь поведенческого компонента социально - психологического климата и коммуникативной толерантности также нашла своё подтверждение. Нами была обнаружена отрицательная взаимосвязь между поведенческим компонентом и неумением прощать другим ошибки. Следовательно, чем выше у подростка желание учится, работать и проводить вместе внеурочное время, тем больше он будет стремиться прощать одноклассникам их ошибки, тем более толерантен он будет по отношению к ним.
4. Корреляционный анализ также показал, что существует отрицательная взаимосвязь общего показателя социально - психологического климата со всеми показателями коммуникативной интолерантности. В свою очередь это подтверждает то, что существует прямая взаимосвязь между психологическим климатом и коммуникативной толерантностью, явлением обратным интолерантности.
5. По результатам проведённого исследования, можно сформулировать
рекомендации педагогам и классным руководителям для формирования благоприятного социально - психологического климата ученического коллектива:
- на первоначальном этапе необходима диагностика сплочённости коллектива, выявление неформальной структуры класса, его лидеров;
- использование методов на развитие активной деятельностной позиции с целью сплочения коллектива, применение игр и тренингов [48];
- выявление и анализ причин конфликтов в классе, применение конструктивных способов для их разрешения;
- определение индивидуально - личностных особенностей учеников;
- развитие навыков коммуникативного взаимодействия в группе;
- коррекция социально - психологических взаимоотношений в коллективе.
6. Также результаты проведённого в работе исследования могут помочь педагогам и психологам школ, работающим с подростками понять причины такого явления как коммуникативная интолерантность, а также спрогнозировать её последствия. Полученные результаты могут быть применены при разработке планов и программ воспитательной работы со старшеклассниками. Так с помощью специальных программ [45], тренингов [21] и упражнений [48] способствующих развитию благоприятного социально - психологического климата в ученическом коллективе можно скорректировать коммуникативную интолерантность старшеклассников, а также применяя различные приёмы развития коммуникативной толерантности (Приложение Д) можно улучшить социально - психологический климат.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что существует взаимосвязь социально - психологического климата ученического коллектива подтвердилась. Поставленные нами цели были достигнуты, задачи выполнены.



1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - М.: Просвещение, 2013. - 624 с.
2. Абраменкова, В.В. Социальная психология / В.В. Абраменкова. - М .: Просвещение, 2014. - 294 с.
3. Аминов, Н.А. Методическое руководство по измерению социально
- психологического климата образовательных учреждений / Н.А. Аминов, Н.А. Янковская. - М.: Московский комитет образования, 1999. - 108 с.
4. Аникеева, Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе / Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 1989. - 94 с.
5. Асмолов, А.Г. На пути к толерантному сознанию / А.Г. Асмолов .
- М.: Смысл, 2013. - 255 с.
6. Асташова, Н.А. Аксиологические основы современного
образования / Н.А. Асташова. - Брянск.: группа компаний «Десяточка», 2009. - 281 с.
7. Белашева, И.В. Толерантное поведение как критерий психологического здоровья личности / И.В. Белашева // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 6. - С. 243 - 245.
8. Бойко, В.В. Социально-психологический климат коллектива и личность / В.В. Бойко, А.Г. Ковалев, В. Н. Панферов. - М.: Мысль, 1998. - 207 с.
9. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других / В.В. Бойко. - М.: Филинъ, 1996. - 472 с.
10. Бочавер, А.А., Буллинг как объект исследований и культурный
феномен/ А.А. Бочавер, К.Д. Хломов // Психология: Журнал Высшей Школы Экономики. - 2013. - № 3. С. 149-159. - Режим доступа: http://psy-
journal.hse.ru/2013-10-3/91969743.html
11. Бочавер, А.А. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий/ А.А. Бочавер, К.Д. Хломов // Психология: Журнал Высшей Школы
Экономики. - 2014. - № 3. - С. 178-191. - Режим доступа:http://psy-
journal.hse.ru/2014-11-3/139110271.html
12. Воробьёва, К.А. Профилактика агрессивного и девиантного поведения подростков в образовательных учреждениях / К.А. Воробьёва // Воспитание школьников. - 2013. - № 1. - С. 45 - 49.
13. Гребенец, Е. С. Некоторые проблемы воспитания коммуникативной толерантности в исследованиях отечественных педагогов и психологов // Среднее профессиональное образование, 2013. - № 11. - С. 16 - 17.
14. Гриншпун, И.Б. Понятие и содержательные характеристики толерантности (к вопросу о толерантности как психическом явлении) // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сб. науч. - метод. ст. - М.: «Модек», 2003. - С. 36 - 37.
15. Гришук, В.М. Формирование коммуникативной толерантности у студентов гуманитарных специальностей в ВУЗе: дис. ... канд. пед. наук / Гришук В.М. - Киров, 2009. - 211 с.
16. Донцов, А.И. Психология коллектива/ А.И. Донцов. - М.:
Издательство Московского Университета, 2014. - 432 с.
17. Дрожжина, Н. Б. Психологическое исследование коммуникативной толерантности современных подростков // Интерактивная наука, 2016. - № 10. - С. 91 - 93.
18. Евтихов, О.В. Психология управления персоналом: теория и практика / О.В. Евтихов СПб.: Речь, 2014. - 319 с.
19. Есипов, М.А. Содержание и структура феномена коммуникативной
толерантности в отечественных психолого - педагогических исследованиях // Интернет - журнал, том 5, номер 6, 2017. - Режим доступа: https://mir-
nauki.com/PDF/22PDMN617.pdf
20. Завадская, Ю.А. Исследование социально - психологического климата в группе и выявление причин влияющих на него /Ю.А. Завадская, Г.И. Харченкова // Актуальные вопросы педагогики и психологии: материалы науч. практ. конф. - Новосибирск.: СибАК - 2013. - С. 107 - 112.
21. Зенич, О.А. Тренинг толерантности / О.А. Зенич. - Кемерово.: ЦДиК, 2010. - 18 с.
22. Золотарева, С.С. Социально-психологические факторы
формирования групповой самооценки // Вестн. Вят. гос. гуманит. ун-та. - Киров.: ВятГГУ, 2014. - № 10. - С.159 - 166.
23. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2013. - 576 с.
24. Киселева, Э.М. Безопасность образовательной среды в сохранении здоровья школьников / Э.М. Киселева // Здоровьесберегающее образование. - 2013. - №1.- С.102-104.
25. Ковалёв, Б.П. Психология школьного конфликта: социально - перспективные и рефлексивные аспекты / Б.П. Ковалёв. - Гродно. : ГрГУ, 2001. - 171 с.
26. Коломинский, Я.Л. Социально-педагогическая психология /Я.Л. Коломинский. - СПб.: Питер, 1999. - 365 с.
27. Кон, И.С. Междисциплинарные исследования. Социология. Психология. Сексология. Антропология / И.С. Кон. - Ростов на Дону.: Феникс, 2009. - 608 с.
28. Костецкая, Г. А. Средовый подход в образовании: безопасная образовательная среда современной школы / Г.А. Костецкая // Молодой ученый. — 2014. — №18.1. — С. 49-51.
29. Крылова, А.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб.: Питер, 2000. - 560с.
30. Лутошкин, А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива / А.Н. Лутошкин. - М.: Педагогика, 2013. - 128 с.
31. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь/ гл. ред. Б.Г. Мещеряков. - М .: Академия, 2013. - 672 с.
32. Молостова, Н.Ю. Современные подходы к определению образовательной среды школы в зарубежных и отечественных психолого-педагогических исследованиях / Н.Ю. Молостова, Н.Ю. Шуваева // Известия Самарского Научного центра Российской академии наук. - 2013. - № 2. - С. 398 - 402.
33. Назаренко, Г.И. Создание положительного психоэмоционального климата в школьном коллективе // Психолог в школе!. - М.: Основа, 2015. - № 2. - С. 2 - 10.
34. Недорезова, Н.В. Толерантность в межличностном общении старшеклассников: дис....канд. псих. наук / Н.В. Недорезова. - Москва, 2005. - 189 с.
35. Немов, Р.С. Психология. Учебник для студентов. Общие основы психологии- 2-е изд. / Р.С. Немов. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2015. - 621 с.
36. Петровский, В.В., Социальная психология коллектива, Учебное пособие для студентов пед. Институтов / В.В. Петровский, В.В. Шпалинский. - М .: Академия, 2013. - 416 с.
37. Питюков, В. Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-практическое пособие / В.Ю. Питюков. - М.: Роспедагентство, 1997. - 176 с.
38. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений/гл. ред. П.И. Пидкасистого. - Ростов на Дону.: Феникс, 1998. - 542 с.
39. Рачинская, Н.В. Коммуникативная толерантность как элемент коммуникативной толерантности // Современная психология: материалы II Междунар. науч. конф. - Пермь.: Меркурий, 2014. - С. 55 -56.
40. Самохин, И.С. Развитие толерантности у учащихся старшей школы в условиях российского инклюзивного образования /И.С. Самохин, Н.Л. Соколова, М.Г. Сергеева // Научный диалог. - 2017. - № 4. - С. 257 - 272.
41. Селюкова, Е. А. Воспитание толерантных взаимоотношений в школе // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. — Уфа.: Лето, 2013. — С. 103-105.
42. Сидоренков, А.В. Психология малой группы: ретроспективный научно - вспомогательный указатель отечественных трудов, изданных в СССР и России. 100 лет пути / А.В. Сидоренков, В.А. Дорофеев, И.И. Сидоренкова. - М.: Кредо, 2014. - 268 с.
43. Сластенин, В.А. Педагогика: Учебное пособие для студ. пед. учебных заведений/ В.А.Сластенин, И.Ф. Исаева. - 4 - е изд. - М.: Школьная Пресса, 2004. - 512 с.
44. Словарь практического психолога./ гл. ред. С.Ю. Головин. - М.: Харвест, 1998.- 800 с.
45. Солдатова, Г.У. Жить в мире с собой и другими [Электронный ресурс] // Проект Толерантность. Гармония в многообразии, 2013. - Режим доступа: http: //www.tolerance.ru/Git-v-mire.php?PrPage=Master
46. Сорокун, В.А. Основы психологии / В.А. Сорокун. - Псков. : ПГПУ, 2005. - 312 с.
47. Толстикова, С.Н. Роль коммуникативной толерантности в процессе становления личностной позиции в стратегии взаимодействия / С.Н. Толстикова //Прикладная юридическая психология. - 2013. - № 1. - С. 86 - 94.
48. Фопель, К.В. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения / К.В. Фопель. - М.:Генезис, 1998. - 160 с.
49. Чередниченко, И.П., Психология управления / И.П. Чередниченко, Н.В. Тельных.- Ростов на Дону.: Феникс, 2004. - 608 с.
50. Чернышев, А.С. Роли лидерства в функционировании группы как субъекта совместной деятельности / А.С. Чернышев, Д.В. Беспалов, С. Аль - Гафри. - Курск. :КГУ, 2013. - 243 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ