ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Научно-теоретические аспекты проблемы освоения
учащимися старших классов общеобразовательной
школы навыков графической деятельности 9
1.1. Г рафика как разновидность изобразительного искусства и
ее виды 9
1.2. Изображение городского пейзажа в русской графике.... 18
1.3. Психолого-педагогические основы занятий графикой со
старшеклассниками 29
ГЛАВА II. Методика обучения навыкам графической деятельности учащихся старших классов общеобразовательной школы 48
2.1. Организация и содержание занятий графикой со
старшеклассниками во внеурочное время 48
2.2. Методы и приемы формирования у старшеклассников
навыков графической деятельности при изображении городского пейзажа 73
2.3. Опытно-экспериментальная работа по освоению
учащимися старших классов общеобразовательной школы навыков графической деятельности в процессе изображения городского пейзажа 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 109
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 114
ПРИЛОЖЕНИЯ 123
Актуальность исследования. Основной задачей модернизации современного российского образования является воспитание не просто грамотного человека, а личности, умеющей творчески мыслить, видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве. Задачи всестороннего развития подрастающего поколения, закрепленные в ФГОС, актуализировали неотложное решение проблемы успешного эстетического воспитания и развития личности школьника. В связи с этим возрастает роль изобразительного искусства как одного из учебных предметов общеобразовательной школы. Занятия изобразительным искусством по своему характеру являются творческой деятельностью, поэтому они, воздействуя на фантазию и воображение, способствуют художественному освоению мира, формируют эстетическое отношение человека к действительности, а также содействуют нравственному воспитанию.
Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для развития мышления, зрительной памяти, творческого воображения, художественных способностей, эстетических чувств, играющих немаловажную роль в социализации школьников. Все это находит свое решение при реализации системы учебно-воспитательных задач, поставленных перед предметом «Изобразительное искусство». Изучение изобразительного искусства в основной школе представляет собой продолжение начального этапа художественно-эстетического развития личности и является важным, неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования. Однако развитие художественно-эстетических способностей и творческих задатков учащихся в области искусства не может быть ограничено только рамками учебных занятий. Если хорошо организовать внеклассную работу, то увлечение рисованием может продолжиться и в старших классах. В условиях практико-ориентированного образования широкий простор для эстетического воспитания дает внеклассная работа, которая способствует расширению культурного и интеллектуального кругозора школьников, вооружает их специальными компетенциями в области изобразительного искусства.
Нет человека, на которого не действовала бы красота природы, поэтому наиболее продуктивной темой для кружка изобразительного искусства является пейзаж. Одно из направлений пейзажной живописи - городской пейзаж, который помогает не только увидеть красоту современных городов, но и сохранить память об их историческом облике. Старшеклассникам доступно овладение навыками графической деятельности, под руководством педагога они уже могут постичь законы графического изображения и выразить свое художественное отношение к окружающей действительности через урбанистический графический рисунок. Знания, умения и навыки работы, приобретенные в рамках занятий в кружке изобразительного искусства, при грамотно организованном курсе обучения графике позволят улучшить подготовленность школьников по всем направлениям изобразительной деятельности. В связи с вышесказанным проблема овладения старшеклассниками навыками графической деятельности в процессе изображения городского пейзажа является актуальной и требует детального рассмотрения.
Анализ литературы по теме дипломного исследования показал, что книг по истории и методике работы над пейзажем достаточно много, однако почти все они, во-первых, рассчитаны на студентов художественных училищ, а не школьников, во-вторых, посвящены пейзажной живописи и работе с живописными материалами.
Техника графического изображения пейзажа, особенно мягкими материалами, в большинстве современных учебников и пособий не выделена как отдельная тема. Между тем ей отдавали предпочтение многие известные художники. Более того, натурная графика пейзажа или художественные композиции, выполненные на основе пейзажных зарисовок, занимают почти половину объема всех работ на выставках изобразительного и прикладного искусства последних десятилетий.
Большое внимание графическому искусству уделяли ученые-педагоги отечественной реалистической школы В.С. Кузин и Н.Н. Ростовцев. Истории становления и развития графического искусства посвящены работы О.А. Капарулиной, А.А. Комарова, С.В. Усачевой, А.А. Федорова-Давыдова и др. Среди работ, непосредственно освещающих графику пейзажа, следует назвать учебное пособие Н.П. Бесчастнова «Графика пейзажа», в котором достаточно подробно рассматриваются как основные теоретические, так и специальные вопросы, касающиеся сбора пейзажного материала для композиций. В тексте приводятся и анализируются примеры удачных творческих решений из опыта крупнейших мастеров изобразительного искусства. Много внимания уделено изложению особенностей изображения основных разновидностей пейзажа, методам исторической и современной работы над пейзажем, творческим техникам и материалам.
Существует большое количество переведенных зарубежных источников учебно-методической направленности, касающихся
графического искусства. Причем, из всех мягких материалов лишь техника пастели достаточно подробно рассмотрена с исторической, искусствоведческой и технологической сторон. Так, в качестве учебнометодических пособий по работе пастелью известны труды Франсиско Сервера («Пастель: подробный практический курс» в переводе Н.А. Огиенко и «Полный курс живописи и рисунка: живопись пастелью, мелками, сангинами и цветными карандашами» в переводе О. Вартановой); книга Пола Харди «Рисуем пейзажи пастелью» в переводе К. Молькова; учебное пособие Франца-Йозефа Беттага «Пастель. Программа 7 дней для начинающих» и др. В этих работах рассматриваются различные аспекты рисованию пастелью, мелками, сангинами и карандашами. Однако переводная учебнометодическая литература имеет ряд недостатков, главный из которых (кроме неточности перевода авторского текста, что ведет к искажению терминологии и подмене понятий) - то, что методика зарубежных педагогов основывается на демонстрации авторских приемов художников с возможностью их повторения читателем. В результате освоения методик, построенных по данному принципу, развивается подражательность, манерность решения художественного образа, тогда как преподаватель должен активизировать у школьников творческий потенциал и развить индивидуальность, но ни в коем случае не навязывать чей-то почерк.
Как видим, вопросы освоения учащимися старших классов общеобразовательной школы навыков графической деятельности в процессе изображения городского пейзажа в литературе рассмотрены не достаточно полно, тогда как в них заложен большой обучающий и воспитывающий потенциал. В связи с этим возникает противоречие между возможностями внеклассной работы для развития навыков графической деятельности в процессе изображения городского пейзажа и ее использованием с этой целью. Данное противоречие позволило определить проблему исследования: каковы педагогические условия для овладения старшеклассниками навыками графической деятельности в процессе изображения городского пейзажа во внеклассной работе. Решение этой проблемы составило цель дипломной работы.
Объект исследования - особенности развития у обучающихся навыков изобразительной деятельности средствами графических материалов.
Предмет исследования - развитие у старшеклассников навыков графической деятельности в процессе изображения городского пейзажа во внеклассной работе.
Гипотеза исследования: процесс овладения старшеклассниками навыками графической деятельности в процессе изображения городского пейзажа во внеклассной работе будет эффективным, если:
- развитие графических навыков будет организовано на основе логически выстроенного программного материала;
• будут использованы эффективные методы и приемы формирования навыков графической деятельности с учетом исторического опыта работы и практики преподавания в российской системе образования;
• педагог будет учитывать психолого-педагогические основы преподавания и индивидуальные свойства личности, бережно относиться к творчеству каждого члена кружка.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить научно-теоретические аспекты проблемы освоения старшеклассниками навыков графической деятельности.
2. Раскрыть методику обучения навыкам графической деятельности учащихся старших классов общеобразовательной школы.
3. Провести опытно-экспериментальную работу по развитию у старшеклассников навыков графической деятельности в процессе изображения городского пейзажа.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы: анализ искусствоведческой и учебнометодической литературы; комплексный метод диагностики творческих способностей старшеклассников; изучение продуктов творческой деятельности школьников; статистический метод; педагогический эксперимент.
Опытно-экспериментальная база исследования - старшие классы МОУ «Тавровская средняя общеобразовательная школа им. А.Г. Очкасова Белгородского района Белгородской области».
Методологическую основу исследования составили
искусствоведческие работы по изобразительному искусству (В.В. Алексеевой, А.А. Комарова и др.), психолого-педагогические исследования Л.С. Выготского, В.П. Киреенко, В.С. Кузина, Я.А. Пономарева и др., а также учебно-методическая литература по формированию графических навыков у старшеклассников: учебные пособия Э.М. Белютина, Н.П. Бесчастнова, Л.М. Ветровой, В.С. Кузина, Н.Н. Ростовцева и др.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы дипломной работы могут быть использованы в практике внеклассной работы в школе по изобразительному искусству.
Структура дипломной работы. Дипломное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы, определены предмет, объект, цель и задачи исследования, методологическая основа и используемые методы.
В первой главе представлены научно-теоретические аспекты проблемы освоения учащимися старших классов общеобразовательной школы навыков графической деятельности. В ней раскрываются психологопедагогические основы занятий графикой со старшеклассниками, которая рассматривается как разновидность изобразительного искусства.
Вторая глава посвящена методике обучения навыкам графической деятельности учащихся старших классов общеобразовательной школы. В ней раскрыты вопросы организации и содержания занятий графикой с учащимися старших классов во внеурочное время, а также характеризуются приемы и методы формирования у старшеклассников навыков графической деятельности. В этой главе дано описание опытно-экспериментальной работы по освоению учащимися старших классов общеобразовательной школы навыков графической деятельности в процессе изображения городского пейзажа.
В заключении подведены общие итоги исследования, сформулированы выводы по проделанной работе.
Список литературы включает около ста источников.
В приложениях даны методические материалы к занятиям кружка.
Работа иллюстрирована таблицами и диаграммами.
Дипломное исследование было ориентировано на выявление оптимальных условий развития у старшеклассников навыков графической деятельности в процессе изображения городского пейзажа во внеурочной работе.
В связи с поставленной целью в первой главе были рассмотрены научно-теоретические аспекты проблемы освоения учащимися старших классов общеобразовательной школы навыков графической деятельности. Нами было дано определение графики, рассмотрены ее особенности как одного из видов изобразительного искусства, а также виды и жанры графики. Было установлено, что среди видов изобразительного искусства графика занимает особое место: она обладает очень тонкой и сложной структурой изобразительного языка. Своеобразие графики проявляется как в особом отношении изображаемого к пространству, так и в материалах и выразительных средствах: в линии, пятне, штрихе, контуре и тоне, контрастирующих с белой поверхностью бумаги - главной основой для графических работ.
Городской пейзаж, включающей здания, улицы, проспекты, площади, набережные, - один из наиболее распространенных жанров графики. Многие художники, работавшие в этом жанре, передали многогранную и динамичную картину жизни города.
Изучение основных задач преподавания изобразительного искусства в школе выявило необходимость рассмотрения психолого-педагогических основ занятий графикой. Анализ литературы по проблеме исследования показал, что рисование как определенный вид деятельности человека представляет собой очень сложный процесс: процесс познания, изучения и процесс созидания художественного образа. Поэтому чтобы успешно управлять творческой деятельностью на занятиях рисованием, необходимо знать психологию своего ученика, его возможности и характер.
Во второй главе дипломного исследования были раскрыты вопросы организации и содержания занятий графикой с учащимися старших классов во внеурочное время. Было установлено, что внеурочная деятельность является неотъемлемой частью базисного учебно-воспитательного плана, поэтому она организуется в соответствии с требованиями, разработанными для общеобразовательной школы и на основе общепринятых дидактических принципов. Однако она осуществляется в формах, отличных от классноурочной системы, и имеет свои специфические особенности.
Одной из основных форм внеурочной работы по изобразительному искусству является кружок, который позволяет успешно расширять и углублять знания учащихся по изобразительному искусству, развивать их художественный вкус. Кружковые занятия по изобразительному искусству аккумулируют творческие способности учащихся с ярко выраженным интересом к художественной деятельности и склонностью к эмоциональноэстетическому восприятию действительности.
Изучение методической литературы и собственный опыт работы показал, что успех работы по изучению основ изобразительной грамоты и развитию навыков графической деятельности зависит не только от природной одаренности и упорной, систематической работы над собой, но и от правильной организации занятий и методического руководства ими. Поэтому в дипломном исследовании рассмотрены основные методы и приемы, стимулирующие активность и творческое отношение учащихся к изобразительной деятельности.
Ведущими методами в обучении изобразительной деятельности являются словесные методы (лекции, рассказы, беседы, дискуссии), практические методы, методы стимулирования творческой деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха), методы контроля за эффективностью обучения и воспитания детей (наблюдение, проведение контрольных бесед, анкетирование).
Одним из основных методов обучения старшеклассников графическим навыкам является наглядный метод, к которому относится метод иллюстраций и демонстраций (показ наглядных пособий, картин, чертежей) с использованием традиционных средств и мультимедийных технологий: показ компьютерных слайдов, презентаций и т.п.
Анализ теоретических положений и методических выводов позволил провести опытно-экспериментальную работу по освоению учащимися старших классов общеобразовательной школы навыков графической деятельности в процессе изображения городского пейзажа. С целью определения уровней развития этих навыков у школьников экспериментальной и контрольной групп были разработаны критерии и показатели высокого, среднего и низкого уровней.
Наблюдение, анкетирование и анализ продуктов творческой деятельности испытуемых на констатирующем этапе эксперимента обнаружил наряду с интересом к изобразительному искусству отсутствие у них знаний основ изобразительной грамоты и прочных представлений о жанровых особенностях графики и ее изобразительных средствах и материалах. По итогам диагностики никто из 10-ти членов экспериментальной группы и такого же количества членов контрольной группы не показал высокого уровня развития навыков изобразительной деятельности в графическом рисовании. У 4-х кружковцев и 3-х школьников контрольной группы эти навыки были развиты на среднем уровне, остальные старшеклассники имели низкий уровень развития навыков изобразительной деятельности в графическом рисовании.
На формирующем этапе эксперимента с членами кружка «Графика пейзажа» была проведена специальная работа по обучению школьников выполнению графических рисунков городского пейзажа с соблюдением основных академических правил. Основными направлениями деятельности в кружке стали: расширение знаний по истории графического искусства и основам изобразительной грамоты, обучение специальным художественноизобразительным умениям и навыкам, необходимым для графического изображения городского пейзажа, и повышение художественно-творческой активности в изобразительной деятельности.
Расширение знаний старшеклассников по истории графического искусства шло в ходе бесед о творчестве художников-графиков и экскурсии в Художественный музей, что позволило прикоснуться к художественным шедеврам мирового уровня, а также увидеть разнообразие графических материалов и средств изображения. С целью углубления знаний по основам изобразительной грамоты и графического искусства были проведены занятия на темы: «Изобразительные материалы в графике», «Изобразительные средства и их производные», «Освещение, свет и тень», «Композиция как форма организации произведения искусства и средство выражения содержания», «Изучение последовательности изображения предмета», «Законы линейной и воздушной перспективы» и др.
Обучение специальным художественно-изобразительным умениям и навыкам было реализовано в процессе зарисовок объектов городского пейзажа по памяти и представлению. Во время выполнения учебных этюдов школьники отрабатывали приемы передачи пространства на изобразительной плоскости, последовательность изображения предмета, внешних признаков и очертаний объектов изображения (архитектурных сооружений, природы, транспорта). Старшеклассники делали наброски в процессе построения перспективы городской улицы и в ходе выполнения учебных заданий по композиции. Они рисовали скамейку у подъезда и понравившиеся объекты городского пейзажа. Завершилось обучение созданием двух рисунков экстерьера и двух рисунков городского пейзажа.
В процессе формирующего этапа эксперимента были использованы различные методы, приемы и средства обучения рисованию, давались разнообразные задания и упражнения, направленные на отработку умений и навыков графической деятельности. Для повышения художественно-творческой активности и самостоятельности в изобразительной деятельности были использованы проблемное обучение, анализ ученических работ и организация общешкольной выставки рисунков.
С целью проверки эффективности методики экспериментального обучения был проведен контрольный эксперимент, в ходе которого школьникам из экспериментальной и контрольной групп были предложены задания, аналогичные тем, которые они выполняли на констатирующем этапе.
Повторная диагностика выявила у членов кружка «Графика пейзажа» качественный рост знаний, умений и навыков изобразительной деятельности. Из 10-ти членов экспериментальной группы высокий уровень развития навыков изобразительной деятельности в графическом рисовании показали 2 старшеклассника. Средний уровень развития навыков продемонстрировали 5 кружковцев и низкий - 3 члена экспериментальной группы. Развитие изобразительных навыков у девятиклассников контрольной группы осталось на прежнем уровне. Это означает, что работа, организованная в кружке «Графика пейзажа» способствовала расширению знаний по истории графического искусства и основам изобразительной грамоты, обучению специальным художественно-изобразительным умениям и навыкам, необходимым для графического изображения городского пейзажа, и повышению художественно-творческой активности в изобразительной деятельности.
1. Алексеева, В.В. Что такое искусство?: О том, как изображают мир живописец, график и скульптор [Текст] / В.В. Алексеева. - М.: Советский художник, 1991. - 240 с.
2. Алехин, А.Д. Изобразительное искусство: художник, педагог, школа [Текст] / А.Д. Алехин. - М.: Просвещ., 1984.- 160 с.
3. Анализ и интерпретация произведения искусства: Художественное сотворчество [Текст]: под ред. Н.А. Яковлевой. - М.: Высш. шк., 2005. - 552 с.
4. Анисимов, Н.Н. Основы рисования [Текст] / Н.Н. Анисимов. - М.: Стройиздат, 1977. - 168 с.
5. Бадян, В.Е. Основы композиции [Электронный ресурс] / В.Е. Бадян, В.И.
Денисенко. - М.: Трикста, 2011. - 224 с. - Режим доступа:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=137362
6. Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись,
композиция [Текст] / Г.В. Беда. - М.: Просвещ., 1981. - 239 с.
7. Белохвостова, Н. О студии изобразительного искусства [Текст] / Н. Белохвостова // Искусство в школе. - 2000. - № 2. - С. 39-42.
8. Белютин, Э.М. Начальные сведения о рисунке и живописи [Текст] / Э.М. Белютин. - М.: Искусство, 1957. - 80 с.
9. Белютин, Э.М. Основы изобразительной грамоты [Текст] / Э.М. Белютин. - М.: Советская Россия, 1981. - 232 с.
10. Бесчастнов, Н.П. Графика пейзажа [Электронный ресурс] / Н.П.
Бесчастнов. - М.: ВЛАДОС, 2012. - 301 с. - Режим доступа:
http: //www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785691014314. html
11. Бесчастнов, Н.П. Сюжетная графика [Электронный ресурс] / Н.П.
Бесчастнов. - М.: ВЛАДОС, 2012. - 432 с. - Режим доступа:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=116588
12. Бесчастнов, Н.П. Цветная графика [Электронный ресурс] / Н.П.
Бесчастнов. - М.: ВЛАДОС, 2014. - 224 с. - Режим доступа:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=234837
13. Бесчастнов, Н.П. Черно-белая графика [Электронный ресурс] / Н.П.
Бесчастнов. - М.: ВЛАДОС, 2012. - 271 с. - Режим доступа:
http: //www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785691008900. html
14. Божко, И.П. Решение городского пейзажа в декоративной композиции [Текст] / И.П. Божко // Альманах современной науки и образования. -
2010. - №5. - С. 7-8.
15. Бондарева, О.В. Роль графических выразительных средств в изучении дисциплины «Техника графики» у студентов специальности графического дизайна [Текст] / О.В. Бондарева // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2010. - №1. - С. 160-164...