ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ПЛАНИРОВАНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 8
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ В
БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНЕ 28
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ В ТАМОЖЕН- ННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 79
Актуальность темы исследования. В настоящее время любая деятельность, включая в себя человеческий фактор в виде отдельного человека или группы людей, может эффективно существовать только при наличии определенного организующего начала. В современных условиях особое внимание необходимо уделять организационно - управленческой деятельности в системе таможенных органов. Ведь только при успешной реализации всех функций управления таможенные органы в своей деятельности будут достигать наиболее высоких результатов.
Для того чтобы эффективно реализовывать задачи и функции, возложенные на таможенные органы Российской Федерации, необходимо знать сущность и содержание основных функций управления. Одной из основных и важных функций является планирование.
Таможенные органы осуществляют свои функции самостоятельно и во взаимодействии с иными государственными органами. Для выполнения своих функций таможенные органы вступают в тесные деловые связи с другими таможенными и правоохранительными органами, органами государственного и местного самоуправления, международными организациями.
Функция планирования представляет собой важнейшую составную часть управления, заключающуюся в разработке и осуществлении планов. Планирование объединяет усилия личного состава таможенных органов и подчиняет их деятельность определённой цели, является средством установления пропорций между потребностью во всех видах ресурсов и их финансированием. Планирование позволяет добиться желаемого результата с относительно меньшими затратами т.е. работать эффективно, планирование выступает средством стабилизации, способом защиты от неопределенности внешней среды, позволяет наметить темп развития системы. Таможенные
органы выполняют разные виды деятельности, задачи решаемые ими требуют неодинакового времени, ресурсов, различные по уровню компетенции в связи с этим в своей деятельности таможенные органы используют систему планов.
Планирование, как функция управления таможенными органами определяет необходимое состояние объекта управления в соответствии с поставленными целями и методами их достижения. Одним из методов совершенствования таможенной деятельности является разработка стратегий и программ. К сожалению, в данный момент организация планирования используется не в полной мере, мало времени уделяется анализу и эффективности использования данной функции управления.
Таким образом, актуальность дипломного исследования обусловлена необходимостью совершенствования организации планирования в таможенных органах РФ.
Анализ степени разработанности темы: Вопросы организации деятельности таможенных органов освещались в работах таких ученых как: С.В. Барамзин, М.Н. Блинов, А.Н. Белогонов, И.А. Гокинаева, В.В. Макрусев, С.Ю. Мрачковских, А.В. Толкушкин1.
Значительный вклад относительно темы дипломного исследования представляют труды ученых, исследующих актуальные проблемы теории и практики таможенного регулирования, а именно: Г.В. Макарова, О.П. Матвеева, Р.П. Мешечкина, Черныш А.Я 2.
Организация планирования в таможенных органах Российской Федерации изучена в работах таких ученых как: Р. Акофф, В.С. Гончаровой, Ж.С. Лемешевой, В.М. Непарко3 4.
Проблема исследования обусловлена наличием противоречия между необходимостью совершенствования организации планирования в таможенных органах и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по осуществлению данного процесса.
Объектом дипломного исследования является организация
планирования в таможенных органах РФ.
Предметом исследования выступают технологии планирования деятельности Белгородской таможни.
Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию организации планирования в таможенных органах Российской Федерации.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач, а именно:
1) рассмотреть теоретические основы организации планирования в таможенных органах Российской Федерации;
2) проанализировать практику организации планирования в Белгородской таможне;
3) предложить направления по совершенствованию организации планирования в таможенных органах Российской Федерации.
В качестве теоретико - методологической основы исследования выступают основные положения системного подхода изложенного в исследованиях А.А. Быкаева, который в своих трудах отмечает, что главной целью таможенных органов является единодействие всех должностных лиц, для этого необходима четкая система управления5.
Г.В. Лимарь выделяет методы, использующиеся в управлении таможенной организацией6.
Ж.С. Лемешева, отмечает, что планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие таможенных органов в перспективе. Поэтому надежность планирования еще зависит от точности фактических показателей прошлого7.
Б.М. Смитиенко поднимает вопрос становления и развития мирового хозяйства, частью которого является Россия8.
Итак, проанализировав перечисленные научные труды, можно отметить следующее: в работах исследователей поднимается проблема организации планирования в таможенных органах, механизм управления таможенными органами. Исследования по данной теме раскрыты лишь частично и поэтому нуждаются в дальнейшей разработке.
Применение сравнительного анализа позволило сделать вывод о том, что необходимо больше внимания уделять организации планирования в таможенных органах Российской Федерации, так как это влияет на эффективность работы таможенной службы в целом.
Важную роль в процессе исследования работы выполняли следующие общенаучные методы: анализ и синтез, сравнение, структуризация, обобщение, а также анализ нормативных документов.
В качестве эмпирической базы исследования выступают официальные документы: Таможенный кодекс Таможенного союза (ТКТС), Федеральные законы, Распоряжения Правительства РФ, Приказы ФТС России9, статистические источники, результаты собственных расчетов и проведенных исследований.
Научно-практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов для совершенствования организации планирования в таможенных органах Российской Федерации, выводы представленные в работе развивают положения организации планирования, способствуют развитию перспективных направлений последующих научных исследований в области организации планирования в таможенных органах.
Апробация результатов исследования результатов исследования осуществлялась на Международной научно-практической конференции НИУ БелГУ «Управление в XXI веке», на Международной научно-практической конференции, посвященной празднованию 140-летия НИУ «БелГУ» «Актуальные проблемы развития национальной и региональной экономики», в сборнике работ молодых ученых «Проблемы государственного и муниципального управления - 2015», а также основные положения и выводы апробированы в работах автора10.
Структура дипломной работы состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников литературы и приложений.
Управление в таможенных органах в современных условиях требует высокой компетентности и профессионализма всех специалистов, и прежде всего работников аппарата управления, от которых требуется высокая квалификация управленческого персонала, умение каждого руководителя таможенного органа подойти со всей ответственностью к вопросу планирования, умение нацелить подчиненных на неукоснительное выполнение поставленных в планах задач.
Планирование является одной из важнейших функций управления деятельностью таможенных органов. Качество планирования определяет степень эффективности их деятельности. В свою очередь, степень эффективности деятельности таможенных органов определяется достижением установленных плановых значений контрольных показателей эффективности деятельности таможенных органов. При этом если плановые значения контрольных показателей завышены, то они не достижимы и оценка эффективности деятельности таможенных органов оказывается не объективной. Если же они занижены, то снижается и эффективность деятельности таможенных органов.
Планирование в современных условиях осложняется неопределенностью внешней среды, поэтому от правильного и грамотного подхода к организации, разработки и реализации планов зависит выполнение основных функций таможенных органов.
Объектом исследования данной дипломной работы является организация планирования в таможенных органах РФ.
Федеральная таможенная служба является юридическим лицом, имеет печать с изображением Г осударственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Планирование деятельности Белгородской таможни осуществляется в соответствии с планами установленными ФТС России. Белгородская таможня приводит в действие плановые значения, которые регламентируются вышестоящими таможенными органами.
Анализируя организацию планирования деятельности в Белгородской таможне, можно сказать что в целом плановые показатели достигаются, более того фактические значения превышают плановые.
Результаты деятельности таможенных органов характеризуется совокупностью показателей отражающих их фискальную и правоохранительную деятельность, а также организацию таможенного оформления и таможенного контроля. В настоящее время эта совокупность представлена в форме контрольных показателей эффективности деятельности таможенных органов. При этом эффективность определяется степенью достижения плановых значений этих показателей и, следовательно, в существенной степени зависит от точности установления их плановых значений.
Качество планирования определяет степень эффективности их деятельности. В свою очередь, степень эффективности деятельности таможенных органов определяется достижением установленных плановых значений контрольных показателей эффективности деятельности таможенных органов. При этом если плановые значения контрольных показателей завышены, то они не достижимы и оценка эффективности деятельности таможенных органов оказывается не объективной. Если же они занижены, то снижается и эффективность деятельности таможенных органов.
Планирование в современных условиях осложняется
неопределенностью внешней среды, поэтому от правильного и грамотного подхода к организации, разработки и реализации планов зависит выполнение основных функций таможенных органов.
Правильные решения позволяют совершенствовать систему планирования, выявлять и устранять имеющиеся недостатки в работе по планированию, приводят к единству и однообразию этот или иной элемент процесса управления, повышают роль и ответственность руководителей, особенно первых, за качество и выполнение планов.
Положительный результат будет достигнут при условии, что руководители, ответственные за планирование, сумеют комплексно подойти к решению этой проблемы, в том числе на практике внедрить разработанные рекомендации. Этому же будет способствовать и эффективный контроль за этим видом управленческой деятельности со стороны вышестоящих органов управления.
Результаты деятельности таможенных органов характеризуется совокупностью показателей отражающих их фискальную и правоохранительную деятельность, а также организацию таможенного оформления и таможенного контроля. В настоящее время эта совокупность представлена в форме контрольных показателей эффективности деятельности таможенных органов. При этом эффективность определяется степенью достижения плановых значений этих показателей и, следовательно, в существенной степени зависит от точности установления их плановых значений.
Непосредственное осуществление общего контроля за выполнением мероприятий годового плана работы ФТС и ежемесячных планов основных мероприятий ФТС, а также своевременное внесение соответствующим образом оформленных необходимых изменений осуществляется ФТС.
В дипломной работе решена актуальная задача, заключающаяся совершенствовании организации планирования и выработке практических рекомендаций по обоснованию плановых значений контрольных показателей эффективности деятельности таможенных органов.
Выявив основные направления совершенствования было предложено:
1. создать новые единые методики определения плановых показателей эффективности деятельности таможенных органов;
2. разработать (или развить) единую методику составления планов;
3. больше внимания уделять контролю за исполнением планов;
4. необходимо создать нормативно- правовую базу, которая гибко приспосабливается к изменениям внешней среды.
Проведя анализ организации планирования деятельности в Белгородской таможне, можно сделать вывод о том, что ключевым аспектом повышения эффективности таможенной деятельности становится создание непредвзятой и комплексной системы показателей, которые будут отражать выполнение должностных обязанностей и степень достижения поставленных целей, которые позволят сконцентрировать внимание государственных служащих на основных приоритетах таможенной службы.
1. Договор о Евразийском экономическом союзе ( подписан в Астане 29 мая 2014 года) (ред. от 08.05.2015) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eurasiancommission.org/. (дата обращения: 23.04.2017).
2. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17) [Текст] (ред. от 10.10.2014, с изм. от 08.05.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2010. - № 50. - Ст. 6615.
3. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года [Текст] // Российская газета. - 2009. - № 7 (4831). - 21 января.
4. О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [Текст] : федер. закон от 11 июля 2011 г. № 204-ФЗ (ред. от 11.07.2011) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2011. - № 29. - Ст. 4295.
5. О государственной гражданской службе Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 08.06.2015) // Российская газета. - 2004. - № 162. - 31 июля.
6. О службе в таможенных органах Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ (ред. от 22.12.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1997. - № 30. - Ст. 3586.
7. О таможенном регулировании в Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ (ред. от 29.12.2014) // Российская газета. - 2010. - № 269. - 29 ноября.
8. Вопросы Федеральной таможенной службы [Текст] : Указ Президента Российской Федерации от 11 мая 2006 г. № 473 (ред. от 24.09.2007) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2006. - № 20. - Ст. 2162.
9. Об утверждении Регламента Министерства финансов Российской Федерации [Текст]: приказ Минфина России от 15 июня 2016 года № 82 н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти - 2012. - 17 декабря. - № 51.
10. Об утверждении Положения о системе показателей работы таможенных органов Российской Федерации, порядке и методике их мониторинга [Текст] : Постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2012 г. № 994 (ред. от 29.09.2012) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 41. - Ст. 5616.
11. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года [Текст] : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2575-р (ред. от 15.04.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 2. - Ст. 109.
12. Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты»)
Совершенствование таможенного администрирования [Текст] :
Распоряжение Правительства РФ от 29 июня 2012 г. № 1125-р. // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 2. - Ст. 109.
13. О плане мероприятий («дорожной карты») «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта» [Текст] : Распоряжение Правительства РФ от 29. Июня 2012 г. № 1128-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 2. - Ст. 110.
14. Об утверждении методик расчета определения значений показателей для оценки эффективности деятельности руководителя ФТС России по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности [Электронный ресурс] : Приказ ФТС России от 15 мая 2014 г. № 895 (ред. от 15.05.2014) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
15. Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне [Текст] : Приказ ФТС России от 04 сентября 2014г. № 1700// Российская газета. - 2014. - № 3.- Ст. 201...