Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

Работа №92598

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы98
Год сдачи2016
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
145
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1 Теоретико-методологические подходы к изучению профессиональной идентичности студентов 10
1.1 Профессиональная идентичность как предмет психологического исследования 10
1.3 Социально-психологические особенности взросления студентов ССУЗов в контексте формирования
профессиональной идентичности 10
Выводы по первой главе 41
Проведенный теоретический анализ научных подходов по проблеме профессиональной идентичности позволяет сделать следующие выводы 41
1. Отечественными и зарубежными психологами, природа идентичности рассматривается как результат
тождественности, целостности и соответствия самому себе 41
2. Становление идентичности идет по нескольким взаимосвязанным направлениям: развиваются
потребности, интересы и другие компоненты идентичности; развиваются притязания индивида в личностном и профессиональном плане; происходит совершенствование способов и средств
достижения идентичности 41
3. Развитие идентичности происходит через преодоления кризисов, т.е. разрушение старой структуры и
формирование новой 41
4. Для большинства отечественных и зарубежных теорий, описывающих профессиональное становление
личности, характерно дробление данного процесса на специфические этапы, уровни, стадии, различающиеся задачами и условиями между собой. При этом переход с одной стадии на другую связан с качественной перестройкой определенных сфер личности и изменением взаимоотношений личности с окружающим миром 41
5. Формирование профессиональной идентичности начинается на этапе профессионального определения
и подвергается пересмотру и переструктурированию на последующих этапах обучения 41
6. Практически все исследователи связывают подростковый период с выбором профессии,
самоопределением, как центральным новообразованием юности. Обозначают основные задачи периода юности: принятие собственного физического Я, построение системы ценностей и мировоззрения, осознанной перспективы будущего, разрешение кризиса идентичности, достижение автономии, подготовки профессиональной карьеры. Но при этом определяют разные хронологические границы юности 41
7. Несмотря на многочисленные исследования и интерес ученых к данной проблематике, на
современном этапе развития психологической науки не сложилось единого понимания сущности, структуры, функций и места профессиональной идентичности в идентификационной структуре личности 42
Глава 2 Экспериментальное исследование особенностей динамики профессиональной идентичности колледжа 43
2.1 Программа исследования 43
Библиографический список 65
Методика 20 определений М. Куна и Т. Макпартленда 78
Приложение 3 80
Методика изучения мотивации профессиональной карьеры Шейна 80

Перед современной профессиональной школой стоит задача обеспечения компетентными, грамотными специалистами, способными на высоком уровне выполнять свое предназначение. При этом открытыми остаются проблемы, связанные с повышением качества профессиональной подготовки будущих специалистов.
Их актуальность повышается в связи с интеграцией отечественной и общеевропейской систем образования. Совершенствование системы образования идет по разным направлениям: изменяются стандарты образования, содержание учебных дисциплин, принципы и методы обучения. Однако при изменении необходимо учитывать не только формальные педагогические требования к учебному процессу, но и реальные закономерности профессионального развития студента, кризисы профессионального становления на этапе обучения в колледже. В психолого-педагогической науке и практике разрабатываются все новые подходы, технологии, методики решения выше обозначенного вопроса. Одни из них основываются на использовании новых информационных технологий в подготовке квалифицированных специалистов, другие - на обновлении содержания подготовки, третьи - на усилении практической направленности подготовки и т.п. Однако, по нашему мнению, заслуживает внимания решение проблемы повышения качества подготовки специалистов посредством развития их профессиональной идентичности.
Одним из условий развития профессиональной идентичности является профессиональное обучение. [4] В процессе обучения в колледже происходят качественные изменения в личностном и профессиональном становлении студента. Именно в студенческом возрасте начинают формироваться основные идентификационные характеристики, выражающие принадлежность человека к определенной профессии. В настоящее время многие авторы отмечают кризис идентичности российского общества в целом, и студенческой аудитории в том числе.
Профессиональное самоопределение относится к числу наиболее важных жизненных решений. Принятие такого решения требует личностной зрелости и социальной осведомленности человека. Выбор профессии после окончания неполной средней школы, в 15-16 лет, нередко протекает на фоне недостаточной внутренней готовности подростка к такому выбору, и скорее обуславливается внешними влияниями - школьной успеваемостью, мнением родителей и одноклассников, и др. В современных социально-экономических условиях среднее профессиональное образование весьма актуально. Студенты ССУЗов составляют значительную часть студенческой аудитории. Прикладной характер получаемых знаний, сокращенный срок обучения, отсутствие вступительных испытаний нередко становятся решающими факторами при выборе среднего специального образования.
Возникает противоречие между потребностью общества в профессиональных кадрах и нежеланием большинства выпускников работать по специальности. Нередко это связано размытостью профессиональных перспектив, с несформированной профессиональной идентичностью или даже ее отсутствием у будущих специалистов.
Профессиональная идентичность, ее становление и развитие в научном плане является известным и разносторонне изучаемым феноменом. Тем не менее, как показывает анализ психолого-педагогической литературы, специальных исследований по проблеме развития профессиональной идентичности студентов колледжей, т.е. в период ранней юности, не проводилось. Между тем развитие и модернизация подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования является одной из ключевых проблем современной науки и практики.
Таким образом, на основе анализа научно-исследовательской литературы, изучения современного опыта подготовки специалистов в условиях среднего профессионального образования мы определили наше исследовательское поле, обозначившее круг вопросов по изучению развития профессиональной идентичности студентов средних специальных учебных заведений.
Степень изученности проблемы. Современная отечественная и зарубежная психолого-педагогическая наука имеет достаточно обширный багаж знаний относительно проблемы профессиональной идентичности. В частности, в исследованиях Э. Эриксона, Дж. Марсия, определяется понятие «идентичность» [128,133]; в работах Е.П. Ермолаевой, Д.Н. Завалишиной, Е.А. Климова, Ю.П. Поваренкова, Л.Б. Шнейдер [34,50,95,] выявляются особенности формирования и развития профессиональной идентичности и профессионального самоопределения; в трудах Ю.П. Поваренкова, Л.Б. Шнейдер затрагиваются вопросы становления профессиональной идентичности студенческой аудитории .
В рамках выше указанного противоречия важным представляется изучение профессиональной идентичности в подростковом возрасте в период получения профессионального образования.
Объект исследования - профессиональная идентичность
Предмет исследования - динамика становления профидентичности студентов средней профессиональной школы
Целью является - исследование профессиональной идентичности на этапах выбора профессии и начала профессионализации у студентов 1-2 курсов КГБПОУ АПЭК
Задачи:
1. Исследование системы представлений о становлении профессиональной идентичности как начального звена процесса профессионализации в отечественной и зарубежной науке.
2. Изучение ценностных ориентаций студентов 1-2 курсов.
3. Выявление динамики становления профессиональной идентичности студентов колледжа.
4. Определение индикаторов профессионального
самоопределения студентов.
5. Разработка комплекса психолого-педагогических мер по повышению эффективности становления профессиональной идентичности.
Гипотезы исследования:
1. Вероятно, профессиональная идентичность студентов определяется спецификой целевых установок, ценностных ориентаций, интересов и побуждений.
2. Вероятно, профессиональная идентичность студентов 1-2 курсов ССУЗа носит индивидуальный, случайный и неравномерный характер своего развития.
3. Возможно, в процессе обучения, у студентов будут содержательно меняться компоненты профессиональной идентичности. Мотивационно¬профессиональный компонент первокурсников, трансформируется в ценностно-мотивационный у студентов второго курса.
Теоретико-методологической основой исследования явились положения эпигенетической теории развития личности Э.Эриксона [8], субъектно-деятельностный подход С. Л. Рубинштейна [109], положения, разрабатываемые Д. Сьюпером в рамках теории профессионального развития [135], концептуальные положения о психологических закономерностях и особенностях проффессиональной идентичности личности Е.П. Ермолаевой, Е.А. Климова, Ю.П. Поваренкова, Л.Б. Шнейдер [34,49,95,125].
В работе использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ научно-психологических источников по проблеме исследования, анализ эмпирических данных, наблюдение, беседы, анкетирование: методика «Кто Я?» М. Кун и Т. Макпартлэнд; методика изучения профессиональной идентичности Л.Б. Шнейдер; опросник карьерных ориентаций А. Шейна «Якоря карьеры»; методика «Личный профессиональный план» Е.А.Климов, Л.Б.Шнейдер; методы математической обработки данных: T-критерий Стьюдента для независимых и парных выборок, корреляционный анализ, факторный анализ.
База эмпирического исследования:
Выборку составила группа студентов из 59 человек в возрасте 15- 17лет, обучающихся по специальности «Право и организация социального обеспечения» в КГБПОУ АПЭК 1-2 курс. Из них 26% юноши, 74% девушки.
Теоретическая значимость исследования. Полученные данные позволяют расширить имеющиеся представления о формировании профессиональной идентичности в период ранней юности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут использоваться в планировании, формировании программы психологического сопровождения процесса становления профессиональной идентичности, а также ведения консультационной и психопрофилактической работы со студентами колледжа.
Достоверность и надежность полученных результатов обусловлены теоретической и практической обоснованностью исходных методологических позиций; применением комплекса методов, адекватных предмету, цели, задачам и логике исследования; использованием методов математической статистики на основе программы «SPSS 19.0»; содержательным анализом выявленных фактов, внедрением отдельных результатов исследования в практику.
Положения, выносимые на защиту:
1. В процессе получения среднего профессионального образования у студентов проявляется кризис профидентичности. Профессиональное становление носит индивидуальный, вероятностный и неравномерный характер.
2. Уровень развития профессиональной идентичности определяется спецификой целевых установок, ценностных ориентаций, интересов и побуждений, наличием осознанного профессионального плана. Связь между всеми компонентами обнаруживается как на 1-м, так и на 2-м курсах обучения.
Апробация и внедрение результатов исследования
Статья по теме «Особенности профессиональной идентичности студентов колледжа» была представлены на XIII Международной заочной научно-практической конференции, в апреле 2016г., организованной Агентством перспективных научных исследований, г. Белгород.
Основные положения и выводы исследования также докладывались и обсуждались на заседании научно-методического совета, на методическом объединении педагогов колледжа.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 137 источников и 11 приложений. Текст работы содержит 5 рисунков и 3 таблицы. Объем авторского текста изложен на 96 страницах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключении обобщены результаты теоретического и эмпирического исследования, сформулированы основные выводы и намечены перспективы дальнейшей работы.
Проведенный теоретический анализ научных подходов по проблеме профессиональной идентичности позволяет сделать следующие выводы.
Научно-практическое значение проблемы становления профессиональной идентичности в юношеском возрасте определяется необходимостью личностного и профессионального самоопределения студентов ССУЗов с целью повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов.
Теоретический анализ литературы показал, что проблема профессиональной идентичности и ее становления является объектом исследований как зарубежных, так и отечественных психологов. На сегодняшний день в психологии сложилось неоднозначное понимание феномена идентичности и его основных аспектов. Теоретическая информация подвергалась группировке, распределению и типологизации. Полученные результаты свидетельствуют о том, что вопросы периодизации, факторов и условий становления профессиональной идентичности изучены недостаточно. Отсутствует единство в трактовке самого понятия, основных тенденций динамики идентичности, образующих компонентов профессиональной идентичности - ценностно-смысловых, временных и функциональных.
Проведенное эмпирическое исследование было направлено на проверку предположений о том, что, во-первых, профессиональная идентичность студентов определяется спецификой целевых установок, ценностных ориентаций, интересов и побуждений, во вторых профессиональная идентичность студентов 1-2 курсов ССУЗа носит индивидуальный, случайный и неравномерный характер своего развития и в третьих, у студентов первых и вторых курсов содержательно отличаются компоненты профессиональной идентичности. Результаты лонгитюдного исследования в целом подтверждают выдвинутые гипотезы.
Профессиональная идентичность определяется спецификой целевых установок, ценностных-мотивационных ориентаций и побуждений, ведущими из которых являются стабильность места работы, служение человечеству и менеджмент. Полученные данные отражают потребность юношеского возраста в социальной и личностной безопасности, готовность нести ответственность, интегрировать усилия других людей.
Исследование также подтвердило, что профессиональная идентичность в процессе обучения изменяется нелинейно, носит индивидуальный и вероятностный характер.
Также выявлено, что существуют различия в ценностно-мотивационной сфере студентов первых и вторых курсов обучения. Для первокурсников характерно преобладание мотивационно-профессионального компонента деятельности, который концу второго года обучения преобразуется в ценностно-профессиональный.
Доказано, что успешное решение проблемы становления профессиональной идентичности неразрывно связано с осознанием личностного профессионального плана.
Проведенный анализ общего уровня развития профессиональной идентичности свидетельствует о необходимости разработки и проведения специально организационной психолого-педагогической работы, направленной на повышение уровня развития компонентов профессиональной идентичности. Таким образом, полученные результаты исследования могут быть использованы в деятельности педагога- психолога КГБПОУ АПЭК в организации сопровождения процесса становления профессиональной идентичности.



1. Абдуллаева М.М. Профессиональная идентичность
личности: психосемантический подход // Психологический журнал, 2004, № 2, С. 86-95.
2. Адамова JI.E. Изменение самоотношения личности в ситуациях успеха и неуспеха в учебной и профессиональной деятельности. // Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2003,26 с.
3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. JI., 1969.
5. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. 7-е изд. СПб.: Питер, 2005. 688 с.
6. Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. 1996.№1.С.131-143.
7. Анцыферова Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги расследования. //Психологический журнал, №5, 1992.-е. 12-26.
8. Анцыферова Л.И. Эпигенетическая концепция Эрика Р. Эриксона // Принцип развития в психологии. М., 1978.
9. Аткишкина Е. В., Елисеенко А. С., Семенов И. Н. и др. Рефлексия целеобразования как смыслообразующий фактор личностного самоопределения и профессиональной самореализации студентов. // Акмеология. 2011. № 3. С. 668-673.
10. Аркаева Н. И., Ибрагимова Э. Ф. Исследование профессиональной идентичности студентов педагогического вуза и колледжа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 7. - С. 126-130
11. . Белинская Е.П. Временные аспекты «Я» концепции и идентичности. // Идентичность: хрестоматия / Сост. Л.Б.Шнейдер. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. С. 6-20.
12. Березина, Т. С. Становление профессиональной идентичности педагога. // Педагогическое образование и наука. - 2008. - № 7. - С. 24-27
13. Бодров В.А. Профессиональный подход к проблеме формирования профессионала. // Психология субъекта профессиональной деятельности: сб.науч. трудов. Москва-Ярославль: ДИА-пресс, 2001г. С. 54
14. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2001.511 с.
15. Бодров В.А., Сыркин Л.Д. Диагностика и прогнозирование профессиональной мотивации в процессе психологического отбора // Психологический журнал. 2003. №1. С.73-81.
16. Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект / автореферат. доктора психологических наук. М. 1995г. 45 с.
17. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
18. Богатырёва М.Б. Исследование динамики профессиональной идентичности студентов психологов-консультантов// Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2015. № 1. с. 73-82
19. Брушлинский А.В. О критериях субъекта и его деятельности // Психология субъекта профессиональной деятельности: сб. науч. трудов. Москва-Ярославль ДИА-пресс, 2001г. С 16-23.
20. Буякас Т.М. Процесс обучения как диалог между профессиональным и личностным становлением // Вестник Московского Университета, Серия 14. 2001.С.93-97.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ