Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СЛЕДОВАТЕЛЬ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

Работа №92521

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

криминалистика

Объем работы75
Год сдачи2017
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
246
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Развитие процессуального статуса следователя в российском
законодательстве 8
2. Процессуальный статус следователя Следственного комитета
Российской Федерации 20
2.1 Понятие процессуального статуса следователя Следственного комитета
России 20
2.2 Полномочия следователя Следственного комитета России 33
2.3 Процессуальный контроль за деятельностью следователя
Следственного комитета России 37
3. Процессуальная самостоятельность следователя Следственного
комитета Российской Федерации 50
3.1 Понятие процессуальной самостоятельности следователя Следственного комитета России 50
3.2. Процессуальная самостоятельность следователя при производстве следственных действий и принятии процессуальных решений по уголовному делу 56
Заключение 63
Библиографический список 68
Приложения 73
Последний лист ВКР 75


В качестве назначения уголовного судопроизводства в ст. 6 Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации определены защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. Указанная норма пронизывает все содержание деятельности органов и должностных лиц уголовного судопроизводства, нацеливает их на реализацию поставленных задач и одновременно на всемерную защиту личности от противоправного воздействия со стороны кого бы то ни было.
Следователь Следственного комитета Российской Федерации является одним из основных участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения. Именно на него возложена важная задача возбуждения уголовных дел при обнаружении признаков преступлений, осуществление предварительного следствия по уголовному делу для привлечения к уголовной ответственности лиц виновных в и инкриминируемых им деяниях и для дальнейшего вынесения судом законного, обоснованного и справедливого приговора.
Принятый в 2001 году Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации существенно скорректировал функциональную модель отечественного уголовного судопроизводства. Следователь Следственного комитета Российской Федерации в данной модели наряду с прокурором, дознавателем, руководителем следственного органа и некоторыми заинтересованными участниками процесса отнесен к стороне обвинения в соответствии с п. 47 ст. 5 УПК РФ. Такой подход законодателя к определению направления деятельности следователя активизировал давно ведущуюся в теории уголовно-процессуального права полемику о функциональном назначении деятельности данного участника процесса, и, как следствие, о процессуальном статусе российских следователей.
Закон, несмотря на однозначное отнесение следователя к стороне обвинения, наделил его полномочиями, которые плохо согласуются с осуществлением им только функции уголовного преследования. Так, в соответствии со ст. 73 УПК РФ, определяющей предмет доказывания по уголовному делу, следователь обязан установить все обстоятельства, значимые для правильного разрешения дела, в том числе, исключающие преступность и наказуемость деяния и влекущие освобождение от уголовной ответственности и наказания. Другие нормы, закреплённые в ст. ст. 24 - 28 УПК РФ наделяют следователя полномочиями по разрешению уголовного дела. Тем самым закон поставил перед учеными и практическими работниками вопросы о том, каково же действительное назначение деятельности следователя и каким должно быть его оптимальное правовое положение, соответствующее выполняемой им функции.
Кроме того, создание в 2007 году Следственного комитета Российской Федерации и последующие выделение из Прокуратуры Российской Федерации , а вследствие этого преобразование в самостоятельный следственный орган 15 января 2011 года повлекло существенное перераспределение властных полномочий в отношении следователя между руководителем следственного органа и прокурором, сделало проблемы процессуального положения следователя еще более актуальными. Заложенные в законе пороки отношений между следователем и прокурором привели к серьезному ведомственному противостоянию.
В качестве основы процессуального статуса следователя в теории советского уголовного процесса традиционно рассматривались положения о его процессуальной самостоятельности и независимости, которые определяют характер взаимоотношений следователя с другими властными субъектами уголовного судопроизводства (органами дознания, прокурором, руководителем следственного органа, судом). Необходимость обеспечения процессуальной самостоятельности следователя на официальном уровне была подтверждена в 1991 году в Концепции судебной реформы , где отмечено, что провозглашенная на тот момент законом процессуальная самостоятельность следователя является во многом декларацией, лишенной реальных гарантий.
Однако в принятом спустя десять лет УПК РФ не нашлось места для определения понятия, сущности и объема самостоятельности и независимости следователя. В то же время, УПК РФ значительно расширил объем и формы контроля за процессуальной деятельностью следователя. Во многом, в связи с этим, ныне в сознании, как самих следователей, так и их ведомственных руководителей, прокуроров, судей указанные категории превратились в некую абстракцию, не имеющую ни законодательной основы, ни, тем более, практической реализации.
В этой связи исследование вопросов сущности и функционального назначения деятельности следователя, соотношения процессуальной самостоятельности следователя с ведомственным, судебным контролем и прокурорским надзором является остро актуальным, имеющим важное теоретическое и практическое значение.
Теоретическая база магистерской диссертации. В настоящей магистерской диссертации были использованы работы советских и российских ученых, а также материалы периодических изданий, научно-практических конференций и семинаров по рассматриваемой тематике следующих авторов: Л.Б. Алексеева, В.П. Ануфриев, А.В. Бабаич, А.М. Багмет, В.С. Балакшин, Л.Н. Гусев, Г.Р. Гольст, Д.А. Керимов, В.В. Конин, А.М. Ларин, П.А. Лупинская, Н.С. Манова, Л.А. Мариупольский, Е.А. Новиков, М.Л. Поздняков, Т.Ю. Попова, С.Б. Российнский, В.Ю. Рытькова, В.В. Самсонов, В.А. Семенцов, О.В. Судакова, Ю.А. Цветков и д.р.
Объектом данного исследования выступают уголовно-процессуальные отношения, складывающиеся в ходе досудебного производства при реализации следователем Следственного комитета Российской Федерации процессуальной самостоятельности и независимости в условиях осуществления процессуального контроля за указанной деятельностью со стороны суда, прокурора, руководителя следственного органа.
Предметом исследования являются нормы уголовно-процессуального права, закрепляющие процессуальную самостоятельность следователя, а также обеспечивающие реализацию следователем своих полномочий в уголовном судопроизводстве.
Целью работы является проведение комплексного теоретического исследования положений, раскрывающих процессуальную самостоятельность следователя Следственного комитета Российской Федерации, как одного из основных участников уголовного судопроизводства, представляющих сторону обвинения, определение границ самостоятельности при производстве следственных и иных процессуальных действий, а также создание оптимального механизма взаимодействия следователя СКР с прокурором.
Данная цель обусловила постановку ряда задач, основными из которых являются:
- исследовать функциональное назначение деятельности следователя при производстве по уголовному делу и определить роль и место процессуальной самостоятельности в правовом статусе следователя, определенном действующим законодательством;
- раскрыть сущность и содержание понятий «процессуальная самостоятельность» следователя;
- выявить эффективность реализации следователем процессуальной самостоятельности в ходе расследования по уголовному делу в условиях судебного, внутриведомственного контроля и прокурорского надзора;
- выявление проблем, возникающих в ходе реализации следователем своей процессуальной самостоятельности при производстве следственных и иных процессуальных действий.
Методологическую основу магистерской диссертации составили такие методы, как диалектический, исторический, социологический, системно-структурный, сравнительно-правовой, логико-юридический, статистический и другие.
Нормативной базой исследования послужили Конституция Российской Федерации 1993 года, современное и ранее действовавшее уголовно-процессуальное законодательство России.
Эмпирическую базу исследования составили приговоры судов, в том числе Октябрьского районного суда г. Барнаула по уголовным делам, а также уголовные дела, находящиеся в производстве СО по Октябрьскому району г. Барнаул СУ СК РФ по АК.
Структура данной выпускной квалификационной работы обусловлена кругом исследуемых проблем и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


При написании данной работы были выполнены все поставленные задачи. В связи с проделанной работой можно сделать следующий вывод.
Анализ научной литературы и нормативного материала позволяет сделать вывод, что под процессуальным статусом следователя понимается закрепленное нормами уголовно-процессуального права положение указанного участника уголовного судопроизводства, проявляющееся в его функциях, полномочиях, задачах, гарантиях их осуществления, а также в процессуально-правовой ответственности.
Категория «полномочия» включает в себя одновременно и права, и обязанности органов или должностных лиц уголовного судопроизводства. Вместе с тем это - не простая совокупность прав и обязанностей и даже не их система. Полномочия - это категория, которая одновременно означает и права, и обязанности органа или должностного лица. Возможность производства процессуального действия или принятия процессуального решения является правом следователя, поскольку она позволяет применить ему определенные нормы права, позволяющие разрешать возникшую ситуацию. С другой же стороны, следователь при наличии исходных сведений и сложившейся ситуации обязан реализовать имеющуюся у него возможность, т. е. это одновременно является и его обязанностью.
Существует несколько видов процессуального контроля за деятельностью следователя СК РФ: ведомственный контроль, который осуществляется руководителем следственного органа; в рамках прокурорского надзора; а также судебный контроль. Процессуальный контроль, как уголовно-процессуальная функция, выступает одновременно и как средство реализации назначения уголовного судопроизводства, и как уголовно-процессуальная гарантия, выражающаяся в двух видах: 1) гарантии, обеспечивающие совершенствование системы следственных действий; 2) гарантии прав и законных интересов участников уголовного процесса. Спорным остаётся вопрос о получении разрешения суда на проведения вышеуказанных следственных действий, о недоверии и излишнем контроле со стороны суда, который в последнее время превратился в формальность. Ведя речь о ведомственном контроле следует констатировать, что фактически все властно-распорядительные полномочия прокурора, которые позволяли ему руководить предварительным следствием, участвовать в уголовном преследовании обвиняемых и подозреваемых, были переданы руководителю следственного органа. Изменения, внесенные в УПК РФ, не привели к появлению каких-либо новых процессуальных «фигур», а по сути, лишь знаменовали усиление процессуальной власти «ведомственного контроля» руководителя следователя. Анализируя полномочия прокурора в рамках процессуального надзора за деятельностью следователя, можно сделать вывод о том, что властно-распорядительные полномочия прокурора, которые позволяли ему руководить предварительным следствием, участвовать в уголовном преследовании обвиняемых и подозреваемых, хоть и были переданы в СК РФ, но по прежнему Прокуратура обладает широким объёмом полномочий в рамках прокурорского надзора за предварительным следствием, что в свою очередь наряду с ведомственным контролем руководителя СО, создаёт с одной стороны дополнительную гарантию соблюдения прав и законных интересов граждан, с другой стороны сковывает следователя в принятии последним решений без согласования с вышеуказанными должностными лицами и органами.
Процессуальная самостоятельность следователя считается неотъемлемым элементом его статуса в современном уголовном процессе. Как известно, обеспечение самостоятельности следователя послужило одним из мотивов выделения следственного аппарата из системы прокуратуры и последующего создания Следственного комитета России. Законодательно принцип самостоятельности следователя закреплен в п. 3 ч. 2 ст. 38 УПК РФ, согласно которому следователь самостоятельно направляет ход расследования, принимает решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа.
Понимание процессуальной самостоятельности следователя в широком и ранее общепринятом смысле (как его независимости внутри системы следственного органа и вовне) не соответствует действительному положению дел. Процессуальная самостоятельность представляет собой возможность следователя принимать решения по всем вопросам, возникающим при производстве по уголовному делу, на основе внутреннего убеждения, сложившегося в результате оценки имеющихся доказательств, при котором исключается вмешательство в указанную сферу должностных лиц, осуществляющих контроль и надзор за процессуальной деятельностью следователя.
По Концепции судебной реформы РСФСР, центральной фигурой в следственном органе должен быть следователь. Ведя речь о процессуальной самостоятельности, необходимо учитывать не только прямые предписания и положения закона, но и практику реализации этих норм в уголовном судопроизводстве. Так предусмотренная УПК РФ возможность обжаловать решения руководителя СО, на практике представляется практически не возможной в условиях строгой подчинённости следователя своему непосредственному руководителю. Интересным вопросом остаётся и взаимоотношения следователя СКР с прокурором, которые после реформ 2007 и 2011 годов представляют разные органы. Все ключевые решения по уголовному делу, в том числе окончательная редакция постановления о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительного заключения, следователю и руководителю следственного органа, приходиться согласовывать с прокурором, поскольку в силу сложившейся законодательной модели, указанные должностные лица СКР находятся в зависимости от решений, принятых надзирающим прокурором. Зависимость следователя и руководителя следственного органа от прокурора свершившийся факт. Для того чтобы исключить зависимость следователя СКР, как участника уголовного судопроизводства со стороны обвинения от устоявшегося контроля за ходом расследования уголовного дела со стороны прокурора и тем самым фактически обеспечить его процессуальную самостоятельность, как того требует Закон, по нашему мнению, требуются кардинальные изменения уголовно-процессуального законодательства, а именно:
- По окончанию предварительного следствия, следователь СКР составляет, подписывает и направляет уголовное дело с обвинительным заключением руководителю следственного органа;
- На руководителя следственного органа возлагается обязанность по принятию решения по поступившему уголовному делу с обвинительным заключением;
- Обязанность по поддержанию государственного обвинения в суде, по уголовным делам, о преступлениях по которым предварительное следствие производится следователями Следственного комитета РФ, необходимо возложить на следователей данного следственного органа;
- Государственное обвинение, по указанным уголовным делам должен поддерживать следователь Следственного комитета Российской Федерации, производивший предварительное следствие по рассматриваемому уголовному делу в суде.
Указанные изменения, позволят не только обеспечить процессуальную самостоятельность следователя СКР, но и улучшить качество государственного обвинения, что будет полностью отвечать назначению уголовного судопроизводства и соблюдению Конституционных прав, свобод, законных интересов личности, общества и государства.
Принцип самостоятельности следователя при действующей законодательной модели системы задержек и противовесов не может быть внедрен лишь при наличии компетентного и состоятельного в профессиональном отношении ни только следственного аппарата, но и надзорного органа. Необходимо осознание и переоценка законодателем, а также контролирующими органами и должностными лицами, процессуального статуса следователя СКР в уголовном судопроизводстве.



1.1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
1.2. О судебной системе РФ: федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1- ФКЗ (ред. от 05.02.2014) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - N 1. - Ст. 1.
1.3. Уголовный Кодекс РФ: федеральный закон от 13.06.1996 № 63-
ФЗ (ред. от 07.06.2017) // Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996. - N
25. - ст. 2954.
1.4. Уголовно-процессуальный Кодекс РФ: федеральный закон от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 07.06.2017, с изм. от 18.06.2017) // Собрание законодательства РФ. - 24.12.2001. - N 52 (ч. I). - ст. 4921.
1.5. О прокуратуре Российской Федерации: федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 07.03.2017) // Российская газета. -25.11.1995. - N 222.
1.6. О Следственном комитете Российской Федерации: федеральный закон от 28.12.2010 № 403 -ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Российская газета. - 30.12.2010. - N 296
1.7. Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации, вместе с Положением о Следственном комитете Российской Федерации: указ президента от 14.01.2011 N 38 (ред. от 22.12.2016) // Российская газета. - 17.01.2011. - N 6
1.8. О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон О прокуратуре Российской Федерации: федеральный закон РФ № N 87-ФЗ от 05.06.2007 N 87-ФЗ (ред. от 22.12.2014) // Российская газета. - № 122. - 08.06.2007.
1.9. Об организации процессуального контроля в Следственном комитете Российской Федерации № 1 от 15.01.2011 // Консультант Плюс: Справочно-правовая система [Электронный ресурс] / URL: http://www.consultant.ru.
1.10. Об установлении объема и пределов процессуальных полномочий руководителей следственных органов (следственных подразделений) системы Следственного комитета Российской Федерации № 5 от 15.01.2011 2011 // Консультант Плюс: Справочно-правовая система [Электронный ресурс] / URL:http: //www.consultant.ru.
1.11. Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия N 162 от 02.06.2011// Консультант Плюс: Справочно-правовая система [Электронный ресурс] / URL:http: //www.consultant.ru.
1.12. Постановление ВС РСФСР "О Концепции судебной реформы в РСФСР" от 24.10.1991 № N 1801-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 31.10.1991. - N 44. - Ст. 1435
2. Специальная литература
2.1. Алексеева, Л.Б. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учебник / Л. Б. Алексеева, Л. А. Воскобитова и др. - М.: Юристъ, 2005. - 580 с.
2.2. Ануфриев, В.П. Правовой статус Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, следователей и других прокурорских работников его следственных органов: Автореф. дис... канд. юрид. наук / В.П. Ануфриев - Москва, 2009. - 31 с.
2.3. Бабаич, А.В. Процессуальная самостоятельность и независимость следователя как основа его статуса в уголовном судопроизводстве: Автореф. дис. канд. юрид. наук / А.В.Бабаич - Саратов, 2012. - 27 с.
2.4. Багмет, А.М. Анализ процессуальной самостоятельности следователя Следственного комитета Российской Федерации через призму российской истории / А.М. Багмет// Российская юстиция. - 2014. - N 9. - С. 23 - 25.
2.5. Багмет, А.М., Цветков, Ю.А. Кто боится сильного следствия? / А.М. Багмет, Ю.А. Цветков // Юридический мир. - 2015. - N 2. - С. 13 - 18.
2.6. Багмет, А.М. Место следственного комитета Российской Федерации в системе правоохранительных органов Российского государства / А.М. Багмет // Российский следователь. - 2014. - N 9. - С. 45 - 47.
2.7. Балакшин, В.С. Независимый-зависимый следователь / В.С. Балакшин// Законность. - 2011. - N 10. - С. 3 - 9.
2.8. Гусев, Л.Н. О понятии процессуальной функции в советском уголовном судопроизводстве / Л.Н. Гусев // Правоведение. - 2003. - № 5. - С. 83.
2.9. История следственного комитета // Сайт Следственного Комитета РФ [Электронный ресурс]. URL:http://sledcom.ru/sk russia/calendar
2.10. Керимов, Д.А. Философские основания политико-правовых исследований / Д.А. Керимов // Российский следователь. - 2011. -№ 5. - С. 16¬18
2.11. Конин, В.В., Струкова, А.А. Судебный следователь в российском уголовно-процессуальном праве / В.В. Конин, А.А. Струкова // Актуальные проблемы российского права. - 2014. - N 8. - С. 1745 - 1749.
2.12. Ларин, А.М. Расследование уголовного дела: процессуальные функции / А.М. Ларин. - М. Юр.лит., 1986. - С. 5
2.13. Лупинская, П.А. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учебник / П.А. Лупинская, Л. А. Воскобитова и др. - М.: Норма, 2009. - 1072 с.
2.14. Манова, Н.С., Шабунин, В.А. История становления института ведомственного руководства и контроля за деятельностью следователя в российском уголовном процессе / Н.С. Манова, В.А. Шабунин// История государства и права. - 2013. - N 23. - С. 36 - 42.
2.15. Мариупольский, Л.А., Гольст, Г.Р. К вопросу о процессуальных функциях следователя / Л.А. Мариупольский, Г.Р. Гольст // Сов. государство и право. - 2003. - № 6. - С. 114.
2.16. Новиков, Е.А. Руководитель следственного органа в российском уголовном судопроизводстве: процессуал. и орг. аспекты:Автореф. дис... канд. юрид. наук/ Е.А. Новиков. - М., 2009. - С. 12 - 13.
2.17. Поздняков, М.Л. Каким не стать Следственному комитету России к 2017 г. / М.Л. Поздняков // Уголовное судопроизводство. - 2014. - N 1. - С. 20 - 24.
2.18. Попова, Т.Ю. Уголовно-процессуальный статус руководителя следственного органа: Автореф. дис. канд. юрид. наук / Т.Ю. Попова. - Челябинск, 2012. - 30 с.
2.19. Пилюшин, И.П. Процессуальное положение следователя- криминалиста / И.П. Пилюшин // Российский следователь. - 2010. - N 8. - С. 8 - 10.
2.20. Россинский, С.Б. К вопросу о нахождении следственных действий в исключительном ведении следователя / С.Б. Российнский // Юридический мир. - 2013. - N 11. - С. 45 - 51.
2.21. Рытькова, В.Ю. Правовое регулирование процессуального статуса следователя в уголовном судопроизводстве России: Автореф. дис. канд. юрид. наук / В.Ю. Рытькова. - Калининград, 2007. - 22 с.
2.22. Самсонов, В.В. Прокурорский надзор и ведомственный процессуальный контроль в досудебном производстве / В.В. Самсонов. - М., 2011. - 26 с.
2.23. Семенцов, В.А. Следственные действия в досудебном производстве (общие положения теории и практики) / В.А. Семенцов. - Екатеринбург: УрГЮА, 2006. - 289 с.
2.24. Судакова, О.В. Процессуальный контроль на досудебных стадиях уголовного процесса: Автореф. дис... канд. юрид. наук / О.В. Судакова. - Саратов, 2007. - 19 с.
2.25. Телигисова, С.С. Процессуальный статус следователя как субъекта уголовно-процессуальных отношений / С.С. Телигисова// Вестник Оренбургского государственного университета // 2012. - № 3. - С. 199-207.
2.26. Темираев, О.П. Процессуальные полномочия следователя- криминалиста / О.П. Темираев// Российский следователь. - 2012. - N 18. - С. 24 - 27.
2.27. Харьяков, С.Н. Процессуальная самостоятельность следователя: Автореф. дис. канд. юрид. наук / С.Н. Харьяков. - Москва, 2012. - 22 с.
2.28. Цветков, Ю.А. Кризис социально-правовой идентичности следователя и прокурора / Ю.А. Цветков // Уголовное судопроизводство. - 2014. - N 1. - С. 14 - 20.
2.29. Цветков, Ю.А. Процессуальная самостоятельность следователя в современной парадигме досудебного производства / Ю.А. Цветков // Российский следователь. - 2014. - N 14. - С. 52 - 56.
2.30. Шадрин, В.С. Желаемое и действительное в досудебном производстве российского уголовного процесса/В.С. Шадрин//Уголовная юстиция: связь времен. -2010. -N 3/ КонсультантПлюс: Справочно-правовая система [Электронный ресурс] / ЗАО «КонсультантПлюс». - Версия 3000.03.37. - Режим доступа: (внутриуниверситетская компьютерная сеть).
2.31. Шейфер, С.А. Следственные действия. Система и процессуальная форма / С.А. Шейфер - М.: Юрлитинформ, 2001. - 208 с.
2.32. Шимановский, В.В. К вопросу о процессуальной функции следователя в советском уголовном процессе / В.В. Шимановский // Правоведение. - 2005. - № 2. - С. 175-176.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ