Психология следственной деятельности
|
Введение 4
1. Психология личности следователя 10
1.1 Психограмма следователя 10
1.2 Профессионально - психологические типы следователей 14
2. Основы психологии следственной деятельности 27
2.1 Психология поисково - познавательной деятельности следователя 27
2.2 Психология коммуникативной деятельности следователя 29
2.3 Познавательно - удостоверительная деятельность следователя 32
3. Психологические аспекты профессиональной деформации личности следователя 34
3.1 Понятие и сущность профессиональной деформации правосознания следователя 34
3.2 Факторы, детерминирующие возникновение и развитие профессиональной деформации правосознания следователя 35
3.3 Формы деформации правосознания следователя 37
4. Психологические особенности проведения отдельных следственных действий 40
4.1 Психология допроса и очной ставки. Психологические приемы и методы,
используемые при проведении допроса и очной ставки 40
4.2 Психологические особенности опознания 70
4.3 Психологические особенности следственного эксперимента 73
Заключение 80
Библиографический список 84
Приложение 90
1. Психология личности следователя 10
1.1 Психограмма следователя 10
1.2 Профессионально - психологические типы следователей 14
2. Основы психологии следственной деятельности 27
2.1 Психология поисково - познавательной деятельности следователя 27
2.2 Психология коммуникативной деятельности следователя 29
2.3 Познавательно - удостоверительная деятельность следователя 32
3. Психологические аспекты профессиональной деформации личности следователя 34
3.1 Понятие и сущность профессиональной деформации правосознания следователя 34
3.2 Факторы, детерминирующие возникновение и развитие профессиональной деформации правосознания следователя 35
3.3 Формы деформации правосознания следователя 37
4. Психологические особенности проведения отдельных следственных действий 40
4.1 Психология допроса и очной ставки. Психологические приемы и методы,
используемые при проведении допроса и очной ставки 40
4.2 Психологические особенности опознания 70
4.3 Психологические особенности следственного эксперимента 73
Заключение 80
Библиографический список 84
Приложение 90
Профессиональная деятельность следователя наряду с высоким уровнем специальных квалификационных знаний и умений требует наличия знаний в области психологии, обеспечивающих высокую культуру профессионального взаимодействия и психологического воздействия на людей, с которыми ему как юристу приходится контактировать в процессе производства следственных действий.
Анализ психологической литературы по проблеме позволяет сделать вывод о том, что влияние психологических особенностей на деятельность следователя в ходе производства следственных действий в основном рассматривается с точки зрения соблюдения технологии их проведения. Однако, взаимосвязь профессионально важных качеств личности следователя с юридическими аспектами его деятельности при производстве следственных действий изучена недостаточно.
Для повышения эффективности профессиональной деятельности следователю помимо фундаментальных теоретических знаний, а также знания действующего законодательства необходимы знания в области психологии труда, поскольку одной из ее задач является определение рационального соотношения между личностью и требованиями, которые ей продиктованы соответствующей профессией.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью совершенствования психодиагностического комплекса мероприятий, опираясь на который, можно было бы, учитывая индивидуально-психологические особенности личности следователя, оказывать ему психологическую помощь в процессе раскрытия и расследования преступлений.
Таким образом, развитие научных знаний о психологических особенностях труда следователя, совершенствование и оснащение следователя новыми методами психологии, а также потребность практики в рекомендациях по оптимизации его деятельности в ходе расследования уголовного дела с целью повышения эффективности борьбы с преступностью в современных условиях определяют актуальность и выбор темы данного исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Существенный вклад в исследовании психологических особенностей юридической деятельности внесли В.Л. Васильев, М.И. Еникеев, М.М. Коченов, А.Э. Жалинский, Ю.В. Чуфаровский.
Принципы и методы психологического анализа профессиональной деятельности освещены в работах таких ученых, как Б.Г. Ананьев, И.Я. Басов, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин.
Профессионально важные качества, необходимые в профессиональной деятельности следователя, а также проблемы становления следователя как профессионала затронуты в работах таких ученых, как Б.Ф. Ломова, Л.И. Анцыферова, В.А. Бодрова, М.С. Савина, А.Д. Глоточкина, В.Н. Дружинина, А.Н. Леонтьева, А.В. Карпова, А.П. Егоршина, Х.И. Лейбович, Е.М. Муравьева, А.И. Пригожина, С.Л. Рубинштейна, А.Ф. Шикуна и др.
Вопрос психологической характеристики профессиональной деятельности юриста освящен в работах Ю.М. Антоняна, В.Л. Васильева, М.И. Еникеева, Б.З. Зельдович, А.Р. Ратинова, В.В. Романова, А.М. Столяренко, Ю.В. Чуфаровского, Г.Г. Шиханцева и др.
Проблеме профессиональной деформации следователя, а также факторам, обуславливающим её возникновение, посвящены работы В.Н. Кудрявцева, В.П. Васильева, А.И. Долговой, А.Р. Ратинова и др.
Проблемой применения психологических приемов в отношении допрашиваемых занимались Р.С. Белкин, А.Н. Васильев, Г.А. Зорин, Л.М. Корнеева, Н.И. Порубов.
О психологических аспектах построения допроса более подробно можно ознакомиться в трудах таких ученых, как: В.П. Бахин, И.Е. Быховский, Ф.В. Глазырин, А.А. Закатов, Е.И. Замылин, Л.М. Карнеева, В.С. Комарков, Н.И. Кулагин, Н.И. Порубов, А.Б. Соловьев, Д.А. Сорокотягин, В.Ю. Шепитько.
Психологические особенности следственного эксперимента освещены в работах таких ученых, как Моисеев Н.А., Колесник К.С., Сергеев В.В.
Психологические особенности проведения такого следственного действия как допрос, а также психологические приемы и методы, используемые следователем в ходе его проведения освещены в работах таких ученых, как Суховецкой Е.Ю., Черевко И.М., Никонович С.Л., Бекетова В.А, Щениной Т.Е., Герасименко Н.И., Нестеровой Ю.Н. и др.
Нормативную базу исследования составили: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормы действующего уголовного законодательства, нормы действующего уголовно-процессуального законодательства, Апелляционные и Кассационные определения Верховного Суда РФ, имеющие непосредственное отношение к вопросу использования психологии в деятельности следователя при проведении отдельных следственных действий.
Цель магистерской диссертации - раскрыть психологические особенности профессиональной деятельности следователя, в частности при производстве отдельных следственных действий, способных обеспечить высокую эффективность раскрытия и расследования преступлений.
На основе вышеизложенной цели требуется постановка следующих задач:
• изучить существующие в научной литературе подходы к пониманию основных психологических особенностей профессиональной деятельности следователя в научной юридической и психологической литературе;
• изучить психологическую структуру и профессиональные риски, сопровождающие профессиональную деятельность следователя;
• определить профессионально-психологические качества следователя, являющиеся неотъемлемым атрибутом его профессиональной деятельности;
• изучить психологические особенности коммуникативной, поисково - познавательной, удостоверительной и организационной деятельности следователя;
• изучить имеющиеся в научной литературе определения понятия профессиональная деформация правосознания следователя, факторы, детерминирующие возникновение и развитие данного явления, а также формы профессиональной деформации правосознания следователя.
• изучить существующие в научной литературе подходы к пониманию основных психологических особенностей проведения отдельных видов следственных действий в научной юридической и психологической литературе;
• изучить психологические особенности проведения допроса, психологические приемы и методы, используемые следователем в ходе его проведения;
• ознакомиться с психологическими особенностями проведения очной ставки, а также методами и приемами, используемыми следователем во время её проведения;
• определить психологические особенности при проведении следователем следственного эксперимента;
• изучить психологические особенности проведения опознания;
• обобщив результаты теоретического и практического анализа разработать рекомендации по использованию психологических приемов и методов в ходе профессиональной деятельности следователя.
Методологической основой решения поставленных задач является совокупность приемов и способов научного познания, среди которых, в первую очередь, необходимо выделить сравнительный анализ психологической литературы по проблеме исследования, классификацию, беседу, анкетирование.
В исследовании были применены следующие методы сбора информации:
1. Изучение литературных источников;
2.Обобщение источников;
3.Анализ научной литературы и сравнение.
Объектом исследования является деятельность следователя по расследованию и раскрытию преступлений.
Предметом исследования являются психологические особенности профессиональной деятельности следователя в ходе раскрытия и расследования преступлений.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования рекомендаций, приведенных в работе сотрудниками следственных органов в их практической деятельности, а также использования в учебном процессе образовательными учреждениями при подготовке студентов юридических факультетов.
Апробация исследования: результаты исследования в виде теоретических выводов и практических рекомендаций изложены в публикации по теме исследования в сборнике научных трудов I Всероссийской студенческой научно-практической конференции « Молодежь и Наука - 2017».
Структура магистерской диссертации состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки данной темы, цель исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость магистерской диссертации.
Первая глава состоит из двух параграфов.
В первом параграфе раскрывается определение понятия психограмма следователя, рассматриваются различные точки зрения ученых по вопросу структуры психограммы следователя, профессионально необходимых качеств, образующих её структуру.
В втором параграфе рассматриваются имеющиеся в научной литературе профессионально - психологические типы следователей и присущие каждому типу психологические особенности.
Вторая глава состоит из трех параграфов.
В первом параграфе рассматриваются психологические особенности поисково - познавательной деятельности следователя.
Во втором параграфе раскрывается сущность и особенности коммуникативной деятельности следователя в процессе раскрытия и расследования преступлений.
Третий параграф посвящен психологическим особенностям поисково - удостоверительной деятельности следователя.
Третья глава состоит из трех параграфов.
В первом параграфе рассматривается понятие профессиональной деформации следователя, сущность данного явления.
Во втором параграфе описываются внешние и внутренние факторы, способствующие возникновению такого явления как профессиональная деформация.
В третьем параграфе рассматриваются существующие в научной юридической и психологической литературе формы проявления профессиональной деформации следователя и присущие каждой из форм проявления отличительные признаки.
Четвертая глава состоит из трех параграфов.
В первом параграфе раскрываются психологические особенности проведения следователем таких следственных действий как допрос и очная ставка. Рассматриваются психологические приемы и методы, применяемые следователем в ходе проведения данных следственных действий.
Во втором параграфе рассмотрены психологические особенности такого следственного действия как опознание.
Третий параграф посвящен психологическим особенностям такого следственного действия как следственный эксперимент.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Анализ психологической литературы по проблеме позволяет сделать вывод о том, что влияние психологических особенностей на деятельность следователя в ходе производства следственных действий в основном рассматривается с точки зрения соблюдения технологии их проведения. Однако, взаимосвязь профессионально важных качеств личности следователя с юридическими аспектами его деятельности при производстве следственных действий изучена недостаточно.
Для повышения эффективности профессиональной деятельности следователю помимо фундаментальных теоретических знаний, а также знания действующего законодательства необходимы знания в области психологии труда, поскольку одной из ее задач является определение рационального соотношения между личностью и требованиями, которые ей продиктованы соответствующей профессией.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью совершенствования психодиагностического комплекса мероприятий, опираясь на который, можно было бы, учитывая индивидуально-психологические особенности личности следователя, оказывать ему психологическую помощь в процессе раскрытия и расследования преступлений.
Таким образом, развитие научных знаний о психологических особенностях труда следователя, совершенствование и оснащение следователя новыми методами психологии, а также потребность практики в рекомендациях по оптимизации его деятельности в ходе расследования уголовного дела с целью повышения эффективности борьбы с преступностью в современных условиях определяют актуальность и выбор темы данного исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Существенный вклад в исследовании психологических особенностей юридической деятельности внесли В.Л. Васильев, М.И. Еникеев, М.М. Коченов, А.Э. Жалинский, Ю.В. Чуфаровский.
Принципы и методы психологического анализа профессиональной деятельности освещены в работах таких ученых, как Б.Г. Ананьев, И.Я. Басов, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин.
Профессионально важные качества, необходимые в профессиональной деятельности следователя, а также проблемы становления следователя как профессионала затронуты в работах таких ученых, как Б.Ф. Ломова, Л.И. Анцыферова, В.А. Бодрова, М.С. Савина, А.Д. Глоточкина, В.Н. Дружинина, А.Н. Леонтьева, А.В. Карпова, А.П. Егоршина, Х.И. Лейбович, Е.М. Муравьева, А.И. Пригожина, С.Л. Рубинштейна, А.Ф. Шикуна и др.
Вопрос психологической характеристики профессиональной деятельности юриста освящен в работах Ю.М. Антоняна, В.Л. Васильева, М.И. Еникеева, Б.З. Зельдович, А.Р. Ратинова, В.В. Романова, А.М. Столяренко, Ю.В. Чуфаровского, Г.Г. Шиханцева и др.
Проблеме профессиональной деформации следователя, а также факторам, обуславливающим её возникновение, посвящены работы В.Н. Кудрявцева, В.П. Васильева, А.И. Долговой, А.Р. Ратинова и др.
Проблемой применения психологических приемов в отношении допрашиваемых занимались Р.С. Белкин, А.Н. Васильев, Г.А. Зорин, Л.М. Корнеева, Н.И. Порубов.
О психологических аспектах построения допроса более подробно можно ознакомиться в трудах таких ученых, как: В.П. Бахин, И.Е. Быховский, Ф.В. Глазырин, А.А. Закатов, Е.И. Замылин, Л.М. Карнеева, В.С. Комарков, Н.И. Кулагин, Н.И. Порубов, А.Б. Соловьев, Д.А. Сорокотягин, В.Ю. Шепитько.
Психологические особенности следственного эксперимента освещены в работах таких ученых, как Моисеев Н.А., Колесник К.С., Сергеев В.В.
Психологические особенности проведения такого следственного действия как допрос, а также психологические приемы и методы, используемые следователем в ходе его проведения освещены в работах таких ученых, как Суховецкой Е.Ю., Черевко И.М., Никонович С.Л., Бекетова В.А, Щениной Т.Е., Герасименко Н.И., Нестеровой Ю.Н. и др.
Нормативную базу исследования составили: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормы действующего уголовного законодательства, нормы действующего уголовно-процессуального законодательства, Апелляционные и Кассационные определения Верховного Суда РФ, имеющие непосредственное отношение к вопросу использования психологии в деятельности следователя при проведении отдельных следственных действий.
Цель магистерской диссертации - раскрыть психологические особенности профессиональной деятельности следователя, в частности при производстве отдельных следственных действий, способных обеспечить высокую эффективность раскрытия и расследования преступлений.
На основе вышеизложенной цели требуется постановка следующих задач:
• изучить существующие в научной литературе подходы к пониманию основных психологических особенностей профессиональной деятельности следователя в научной юридической и психологической литературе;
• изучить психологическую структуру и профессиональные риски, сопровождающие профессиональную деятельность следователя;
• определить профессионально-психологические качества следователя, являющиеся неотъемлемым атрибутом его профессиональной деятельности;
• изучить психологические особенности коммуникативной, поисково - познавательной, удостоверительной и организационной деятельности следователя;
• изучить имеющиеся в научной литературе определения понятия профессиональная деформация правосознания следователя, факторы, детерминирующие возникновение и развитие данного явления, а также формы профессиональной деформации правосознания следователя.
• изучить существующие в научной литературе подходы к пониманию основных психологических особенностей проведения отдельных видов следственных действий в научной юридической и психологической литературе;
• изучить психологические особенности проведения допроса, психологические приемы и методы, используемые следователем в ходе его проведения;
• ознакомиться с психологическими особенностями проведения очной ставки, а также методами и приемами, используемыми следователем во время её проведения;
• определить психологические особенности при проведении следователем следственного эксперимента;
• изучить психологические особенности проведения опознания;
• обобщив результаты теоретического и практического анализа разработать рекомендации по использованию психологических приемов и методов в ходе профессиональной деятельности следователя.
Методологической основой решения поставленных задач является совокупность приемов и способов научного познания, среди которых, в первую очередь, необходимо выделить сравнительный анализ психологической литературы по проблеме исследования, классификацию, беседу, анкетирование.
В исследовании были применены следующие методы сбора информации:
1. Изучение литературных источников;
2.Обобщение источников;
3.Анализ научной литературы и сравнение.
Объектом исследования является деятельность следователя по расследованию и раскрытию преступлений.
Предметом исследования являются психологические особенности профессиональной деятельности следователя в ходе раскрытия и расследования преступлений.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования рекомендаций, приведенных в работе сотрудниками следственных органов в их практической деятельности, а также использования в учебном процессе образовательными учреждениями при подготовке студентов юридических факультетов.
Апробация исследования: результаты исследования в виде теоретических выводов и практических рекомендаций изложены в публикации по теме исследования в сборнике научных трудов I Всероссийской студенческой научно-практической конференции « Молодежь и Наука - 2017».
Структура магистерской диссертации состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки данной темы, цель исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость магистерской диссертации.
Первая глава состоит из двух параграфов.
В первом параграфе раскрывается определение понятия психограмма следователя, рассматриваются различные точки зрения ученых по вопросу структуры психограммы следователя, профессионально необходимых качеств, образующих её структуру.
В втором параграфе рассматриваются имеющиеся в научной литературе профессионально - психологические типы следователей и присущие каждому типу психологические особенности.
Вторая глава состоит из трех параграфов.
В первом параграфе рассматриваются психологические особенности поисково - познавательной деятельности следователя.
Во втором параграфе раскрывается сущность и особенности коммуникативной деятельности следователя в процессе раскрытия и расследования преступлений.
Третий параграф посвящен психологическим особенностям поисково - удостоверительной деятельности следователя.
Третья глава состоит из трех параграфов.
В первом параграфе рассматривается понятие профессиональной деформации следователя, сущность данного явления.
Во втором параграфе описываются внешние и внутренние факторы, способствующие возникновению такого явления как профессиональная деформация.
В третьем параграфе рассматриваются существующие в научной юридической и психологической литературе формы проявления профессиональной деформации следователя и присущие каждой из форм проявления отличительные признаки.
Четвертая глава состоит из трех параграфов.
В первом параграфе раскрываются психологические особенности проведения следователем таких следственных действий как допрос и очная ставка. Рассматриваются психологические приемы и методы, применяемые следователем в ходе проведения данных следственных действий.
Во втором параграфе рассмотрены психологические особенности такого следственного действия как опознание.
Третий параграф посвящен психологическим особенностям такого следственного действия как следственный эксперимент.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Высокий уровень профессиональной деятельности следователя как субъекта труда в ходе проведения следственных действий достигается при условии реализации им характерных для его должности специфических психологических особенностей, выражающихся в особом психологическом содержании его деятельности, а также наличии необходимых профессионально важных качеств личности.
В научной литературе отсутствует единая позиция по вопросу профессионально - психологической типологизации следователей. Основу типологизации составляют самые различные критерии: мотивация следственной деятельности, уровень развития интуиции и т.д.
В профессиональной деятельности следователя необходимо выделить пять взаимосвязанных сторон: познавательную, реконструктивную, коммуникативную, организационную. Каждой из сторон профессиональной деятельности следователя присущи особые индивидуальные психологические особенности.
В научной литературе отсутствует единая согласованная позиция по вопросу определения понятия профессиональной деформации правосознания следователя.
Профессиональная деформация - это негативное социально - психологическое явление, предстающее в виде разнообразных личностных поведенческих проявлений, оказывающих деструктивное влияние на процесс и результат профессиональной деятельности .
Профессиональная деформация правосознания следователя оказывает негативное влияние, выражающееся в снижении эмпатийных качеств. Деформация правосознания приводит к появлению черствости, нежеланию принимать чужую боль на себя, отсутствия милосердия и гуманности, приводит к нежеланию и неумению сопереживать другому человеку. Следователь утрачивает коммуникативные способности, все чаще становятся проявления грубости.
В научной литературе упоминаются следующие формы профессиональной деформации правосознания следователя: правовой нигилизм, правовой инфантилизм, перерождение, правовой фетишизм, негативно - правовой радикализм, спекулятивно - правовой популизм, нравственно - правовой конформизм. Наиболее общественно опасной формой деформации правосознания следователя является негативно - правовой радикализм в его крайнем проявлении - перерождении, менее общественно опасной формой является правовой инфантилизм.
Знание следователем психологии людей, ориентация в закономерностях и механизмах преступного поведения, в возможностях реализации психологических методов исследования и психотехнических приемов воздействия существенно влияет на эффективность его профессиональной деятельности, в частности на эффективность проведения отдельных следственных действий.
Вопрос о возможности и целесообразности использования когнитивной психологии, в частности метода когнитивного интервью как психологического метода при проведении допроса и очной ставки по сей день остается дискуссионным.
Процедуру использования метода когнитивного интервью в ходе проведения допроса можно разделить на пять последовательных этапов: «создание предпосылок», свободный рассказ о предмете допроса, зондирование (пробинга) кодов памяти, обзор и анализ информации, создание позитивного впечатления у допрашиваемого.
Метод когнитивного интервью не следует рассматривать в качестве единственного пути собирания личностной ориентирующей и доказательственной ин-формации, как своего рода универсальную панацею от всех возможных трудностей и бед при получении показаний допрашиваемого.
Одним из психологических методов, предлагаемых зарубежными исследователями для распознания лжи в ходе проведения таких следственных действий как допрос или очная ставка является метод когнитивной нагрузки.
Основу данного метода составляют знания о механизме внедрения ложной информации. Обладая этими знаниями следователь способен вызывать различные уровни когнитивной нагрузки у лиц, ориентированных на дачу ложных показаний и людей, говорящих правду, чтобы точнее установить разницу между ними.
Возможность использования гипнорепродукции с целью получения криминалистически значимой информации при расследовании преступлений - вопрос, волнующий ученых уже давно. На сегодняшний день по этому вопросу в юридической литературе сложились два противоположных мнения.
Гримак Л.П., Хабалев В.Д., Образцов В.А. предлагают использовать гипноз при раскрытии преступлений, считая его нравственно и этически допустимым тактическим приемом, который позволит более быстро и эффективно расследовать особо тяжкие и запутанные преступления.
Противоположной точки зрения придерживаются такие ученые как Ларин А.М., Ратинов А.Р. Они открыто критикуют использование следственного гипноза, поскольку считают, что его применение нарушает права человека и является формой психического воздействия на участников уголовного процесса.
С психологической точки зрения опознание - это следственное действие, при котором лицо сравнивает предъявляемые ему объекты, сопоставляет их с мысленными образами объектов, воспринятых им ранее - в момент совершения преступления, и на этой основе приходит к выводу об их тождестве, сходстве или различии. Для существенного повышения качества предъявления для опознания необходимо применять следующие психологические приемы: промежуточных ассоциаций, ассоциативных связей, убеждающего воздействия.
Вопрос о психологических особенностях проведения опознания и о методах, допустимых к применению во время опознания практически не освещен в современной научной литературе. Отечественными исследователями освещен лишь вопрос основ психологической сущности данного процесса.
Психологическое своеобразие следственного эксперимента обусловлено тем, что он представляет собой типичный образец реального динамического моделирования обстоятельств исследуемого события или отдельных его моментов.
Подводя итог, представляется необходимым дать следующие рекомендации:
• создать научно-практические центры, деятельность которых направлена на разработку гибкой системы психологического обеспечения деятельности правоохранительных органов РФ;
• создать программы обучения следователей, которые позволят своевременно распознавать признаки профессиональной деформации, формирующих способность нейтрализовать негативные психологические состояния;
• постепенно осуществлять внедрение в учебный процесс методов активного обучения, изучение психологических приемов ведения допроса и очной ставки, использование деловых игр в процессе обучения, психологических тренингов, показательных допросов в форме игр;
• провести анализ методов и приемов зарубежной психологии, применяемых при проведении отдельных следственных действий;
• оценить возможность внедрения данных методов в условиях российской
правовой действительности.
В научной литературе отсутствует единая позиция по вопросу профессионально - психологической типологизации следователей. Основу типологизации составляют самые различные критерии: мотивация следственной деятельности, уровень развития интуиции и т.д.
В профессиональной деятельности следователя необходимо выделить пять взаимосвязанных сторон: познавательную, реконструктивную, коммуникативную, организационную. Каждой из сторон профессиональной деятельности следователя присущи особые индивидуальные психологические особенности.
В научной литературе отсутствует единая согласованная позиция по вопросу определения понятия профессиональной деформации правосознания следователя.
Профессиональная деформация - это негативное социально - психологическое явление, предстающее в виде разнообразных личностных поведенческих проявлений, оказывающих деструктивное влияние на процесс и результат профессиональной деятельности .
Профессиональная деформация правосознания следователя оказывает негативное влияние, выражающееся в снижении эмпатийных качеств. Деформация правосознания приводит к появлению черствости, нежеланию принимать чужую боль на себя, отсутствия милосердия и гуманности, приводит к нежеланию и неумению сопереживать другому человеку. Следователь утрачивает коммуникативные способности, все чаще становятся проявления грубости.
В научной литературе упоминаются следующие формы профессиональной деформации правосознания следователя: правовой нигилизм, правовой инфантилизм, перерождение, правовой фетишизм, негативно - правовой радикализм, спекулятивно - правовой популизм, нравственно - правовой конформизм. Наиболее общественно опасной формой деформации правосознания следователя является негативно - правовой радикализм в его крайнем проявлении - перерождении, менее общественно опасной формой является правовой инфантилизм.
Знание следователем психологии людей, ориентация в закономерностях и механизмах преступного поведения, в возможностях реализации психологических методов исследования и психотехнических приемов воздействия существенно влияет на эффективность его профессиональной деятельности, в частности на эффективность проведения отдельных следственных действий.
Вопрос о возможности и целесообразности использования когнитивной психологии, в частности метода когнитивного интервью как психологического метода при проведении допроса и очной ставки по сей день остается дискуссионным.
Процедуру использования метода когнитивного интервью в ходе проведения допроса можно разделить на пять последовательных этапов: «создание предпосылок», свободный рассказ о предмете допроса, зондирование (пробинга) кодов памяти, обзор и анализ информации, создание позитивного впечатления у допрашиваемого.
Метод когнитивного интервью не следует рассматривать в качестве единственного пути собирания личностной ориентирующей и доказательственной ин-формации, как своего рода универсальную панацею от всех возможных трудностей и бед при получении показаний допрашиваемого.
Одним из психологических методов, предлагаемых зарубежными исследователями для распознания лжи в ходе проведения таких следственных действий как допрос или очная ставка является метод когнитивной нагрузки.
Основу данного метода составляют знания о механизме внедрения ложной информации. Обладая этими знаниями следователь способен вызывать различные уровни когнитивной нагрузки у лиц, ориентированных на дачу ложных показаний и людей, говорящих правду, чтобы точнее установить разницу между ними.
Возможность использования гипнорепродукции с целью получения криминалистически значимой информации при расследовании преступлений - вопрос, волнующий ученых уже давно. На сегодняшний день по этому вопросу в юридической литературе сложились два противоположных мнения.
Гримак Л.П., Хабалев В.Д., Образцов В.А. предлагают использовать гипноз при раскрытии преступлений, считая его нравственно и этически допустимым тактическим приемом, который позволит более быстро и эффективно расследовать особо тяжкие и запутанные преступления.
Противоположной точки зрения придерживаются такие ученые как Ларин А.М., Ратинов А.Р. Они открыто критикуют использование следственного гипноза, поскольку считают, что его применение нарушает права человека и является формой психического воздействия на участников уголовного процесса.
С психологической точки зрения опознание - это следственное действие, при котором лицо сравнивает предъявляемые ему объекты, сопоставляет их с мысленными образами объектов, воспринятых им ранее - в момент совершения преступления, и на этой основе приходит к выводу об их тождестве, сходстве или различии. Для существенного повышения качества предъявления для опознания необходимо применять следующие психологические приемы: промежуточных ассоциаций, ассоциативных связей, убеждающего воздействия.
Вопрос о психологических особенностях проведения опознания и о методах, допустимых к применению во время опознания практически не освещен в современной научной литературе. Отечественными исследователями освещен лишь вопрос основ психологической сущности данного процесса.
Психологическое своеобразие следственного эксперимента обусловлено тем, что он представляет собой типичный образец реального динамического моделирования обстоятельств исследуемого события или отдельных его моментов.
Подводя итог, представляется необходимым дать следующие рекомендации:
• создать научно-практические центры, деятельность которых направлена на разработку гибкой системы психологического обеспечения деятельности правоохранительных органов РФ;
• создать программы обучения следователей, которые позволят своевременно распознавать признаки профессиональной деформации, формирующих способность нейтрализовать негативные психологические состояния;
• постепенно осуществлять внедрение в учебный процесс методов активного обучения, изучение психологических приемов ведения допроса и очной ставки, использование деловых игр в процессе обучения, психологических тренингов, показательных допросов в форме игр;
• провести анализ методов и приемов зарубежной психологии, применяемых при проведении отдельных следственных действий;
• оценить возможность внедрения данных методов в условиях российской
правовой действительности.
Подобные работы
- Психологические основы следственной деятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2014 - ПСИХОЛОГИЯ ОТДЕЛЬНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2014 - Применение метода профайлинга в следственной и оперативно-розыскной
деятельности
Дипломные работы, ВКР, криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Криминалистический анализ следовой картины расследуемого события с признаками преступления
Диссертации (РГБ), криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Психология управления в праве
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Приемы и способы психологического воздействия при производстве допроса
Магистерская диссертация, криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2017 - Особенности психологической деятельности следователя при производстве следственных действий
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Понятие и значение следственного эксперимента
Дипломные работы, ВКР, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2012 - ОФИЦИАЛЬНОЕ ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (12.00.01)
Диссертации (РГБ), теория государства и права. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2000



