Введение 3
1. Теоретические аспекты исследования событийного туризма 7
1.1. Событийный туризм: понятие, сущность и классификация 7
1.2. Современное состояние и перспективы развития событийного
туризма в России и за рубежом 15
1.3. Роль менеджмента и маркетинга в развитии событийного туризма 23
2. Анализ состояния событийного туризма в социально-экономическом
развитии Белгородской области 30
2.1. Современное состояние и развитие событийного туризма
в Белгородской области 30
2.2. Оценка влияния событийных мероприятий на экономику
Белгородской области 39
2.3. Анализ влияния событийного мероприятия «Узорный хоровод»
как фактора повышения социально-экономического развития региона 46
3. Методическое обеспечение развития событийного туризма в
Белгородской области 52
3.1. Разработка рекомендаций по совершенствованию развития
событийного туризма в регионе 52
3.2. Разработка мероприятий по улучшению развития событийного
туризма в Белгородской области 57
3.3. Оценка экономической эффективность от внедрения разработанных
мероприятий 62
Заключение 69
Список использованных источников 72
Приложения 79
Актуальность исследования. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определяет первоочередными задачами повышение уровня жизни и благосостояния населения, развитие социально-значимых отраслей экономики. Индустрия туризма - это одна из наиболее активно развивающихся областей российской экономики. Развитие туристской индустрии способствует диверсификации источников прибыли в региональный бюджет, что в совокупности с иными источниками может стать фактором формирования социально-экономического развития отдельной дестинации. Таким образом, область туризма гарантирует значительный вклад в увеличение внутреннего валового продукта, формирование новых рабочих мест и увеличение качества жизни населения без истощения природных ресурсов. Событие, или «ивент» - является важнейшим мотивирующим фактором в туризме. Ивенты заметно влияют на формирование маркетинговых стратегий большинства туристских дестинаций. Роль и влияние заранее спланированных событий в сфере туризма подтверждены документально, особо значительное воздействие ивенты оказывают на конкурентоспособность туристской территории. Мероприятия событийного туризма имеют большое экономическое значение. В период их проведения активизируется деятельность всех объектов туристской индустрии, таким образом, потребительский спрос существенно превышает предложение. Наблюдается возрождение местных культурных традиций, обычаев, развитие и формирование народного творчества. Основным достоинством событийного туризма является тот факт, что для развития данного вида туризма не требуется наличие каких-либо туристско- рекреационных ресурсов. Таким образом, событийный туризм является альтернативным видом туризма для регионов, не обладающих выдающимся историко-культурным наследием, а также природными ресурсами.
Проблема исследования заключается в противоречии между большим туристским потенциалом для развития событийного туризма на территории Белгородской области и недостаточным его использованием при организации и проведении событийных мероприятий.
Объект исследования - социально-экономическое развитие региона.
Предмет исследования - событийный туризм как фактор социально-экономического развития региона.
Цель диссертационного исследования разработка теоретических и прикладных основ развития и продвижения индустрии событийного туризма на туристском рынке области, с целью укрепления позиций региона, повышения его экономической и социальной привлекательности.
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие основные задачи:
• рассмотреть понятие, сущность и классификацию событийного туризма;
• проанализировать современное состояние и перспективы развития событийного туризма в России и за рубежом;
• дать оценку роли менеджмента и маркетинга в развитии событийного туризма;
-проанализировать состояние и развитие событийного туризма в Белгородской области;
• провести анализ влияния событийных мероприятий на экономику Белгородской области;
-оценить влияния событийного мероприятия «Узорный хоровод» как фактора повышения социально-экономического развития региона;
• предложить рекомендации по усовершенствованию развития событийного туризма в Белгородской области;
• разработать план мероприятий по улучшению развития событийного туризма в Белгородской области;
• провести оценку экономической эффективности от внедрения разработанных мероприятий.
Гипотеза исследования: событийный туризм будет являться фактором воздействия на социально-экономическое развитие региона, если:
• комплексный подход к формированию и развитию событийного туризма будет являться основной для развития дестинации событийного туризма;
• событийные мероприятия будут разрабатываться и проводиться в соответствии с основными требованиями организации событийных мероприятий;
• маркетинговая стратегия продвижения событийных мероприятий должна реализовываться на трех стадиях: до начало мероприятия, во время мероприятия и после проведения мероприятия;
• при подготовке и проведении событийных мероприятий должно осуществляться взаимодействие всех туристских объектов в том числе и органов исполнительной власти;
Степень разработанности проблемы. Оценка социальноэкономической эффективности событийных мероприятий является достаточно новым направлением в российской экономике, и требует более подробного научного изучения. Таким образом, были изучены и проанализированы работы отечественных и зарубежных авторов, которые в своих трудах старались глубже подойти к изучению событийного туризма.
Основополагающие вопросы сферы туризма и устойчивого развития освещены в трудах А.Ю. Александровой, А.И. Балабанова, A.JI. Беседина, А.О. Блинова, H.A. Восколович, В.Г. Гуляева, В.И. Данилова-Данильяна, Г.П. Долженко, И.В. Зорина, В.А. Квартальнова.
Вопросы социально-экономической эффективности событийных мероприятий освещены в работах М. Бонна, А. Вайнинга, Д. Гринберга, Л. Двайера, М. Рейболда, Б. Фолкнера, Е. Фредлайна, П. Шервуда и других.
В настоящий момент, оценка влияния событийных мероприятий на социально-экономическое развитие регионов в России не производится. В данном случае появляется противоречие: с одной стороны, в Российской Федерации ежегодно проводится огромное количество событийных мероприятий, в том числе и мирового уровня, но оценка эффективности от проведения данных мероприятий не проводится в связи с отсутствием единой методологической базой.
Методологической основой исследования являются системный подход, теоретико-методологический метод, сравнение, аналогия, классификация, прогнозирование, статистический метод.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
• уточнено понятие событийного туризма и ивент туризма;
• выявлены особенности организации и развития событийного туризма;
• определены основные факторы, влияющие на туристскую привлекательность региона;
• проведён анализ международного и российского опыта развития событийного туризма;
• предложена система управления механизмами продвижения региона;
• разработаны рекомендации по созданию единой системы организации событийного мероприятия.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что на базе теоретических исследований были предложены методические рекомендации по усовершенствованию развития событийного туризма на территории Белгородской области, а также был разработан план мероприятий по улучшению туристской привлекательности данного региона. Таким образом, главной целью диссертационной работы является исследование, анализ и научное обоснование теоретических и практических подходов к организации событийных мероприятий и оценке их влияния на социально-экономическое развитие данного региона.
Несмотря на то, что событийный туризм достаточно молодое понятие, корни этого явления уходят далеко вглубь веков. Некоторые обычаи и традиции еще в прошлые века привлекали в какое-либо место огромную массу людей, но и сегодня мы видим, что всё большое количества людей приобщаются к культуре своего края.
С каждым годом к ним добавляется бесчисленное количество массовых и зрелищных мероприятий событийной направленности, так как почти во всем мире произошла глобальная переоценка интересов и запросов людей, в результате чего к концу прошлого века заговорили о новом виде туризма - событийном, или как его ещё называют ивент-туризм.
В общемировом потоке туристов, численность которых в 2015 году уже перешагнула за миллиардный рубеж, люди, желающие обязательно присутствовать где-либо, увидеть и ощутить что-либо, составляют определенный процент и с каждым годом это процент значительно увеличивается.
Образование нового вида туризма - событийный туризм - потребовало создания собственного понятийного аппарата и методологической базы. В магистерской работе на основе анализа источников литературы представлен обзор терминов и определений, связанных с этим явлением, указаны различные подходы авторов к описанию данного вида туризма.
В магистерской диссертации рассмотрены различные факторы, которые напрямую влияют на туристскую активность, а также изучены различные подходы к классификации событий.
Растущие потребности у населения в утолении жажды, гонка за новыми впечатлениями постоянно стимулируют к созданию новых турпро- дуктов событийной направленности и новых подходов к решению для их организаций и реализации. В этой связи необходимо отметить новые инновационные подходы к организации событийного мероприятия, характеризующийся выполнением следующих необходимых условий: значимостью, уникальностью, востребованностью, стабильностью и реализации.
Событийный туризм имеет ряд преимуществ перед другими видами туризма: непредсказуемостью по срокам и объемам, возможностью заполнять туристами пробелы в «низкие или мертвые сезоны», всесезонность. В последние годы наметились различные тенденции в развитии данного вида туризма: резкое увеличение количества мероприятий, а вместе с этим постоянно возрастает и количество участников мероприятий, изменение имиджа вместе с повышением технологичности, а также очевидная позитивная роль в развитии территорий, где проходят данные мероприятия.
Анализ использованных источников и литературы показывает, что благодаря появлению ивент-туризма в мире образовались новые виды деятельности такие как: ивент-менеджмент и ивент-маркетинг. Они являются основой для организации, проведения и анализа мероприятий, а также продвижения событийного туризма на региональном, государственном и международном уровнях.
В настоящее время событийный туризм в Белгородской области это постоянно динамично развивающийся и перспективный сегмент туристического рынка, а также необходимый инструмент по продвижению и популяризации данной территории.
Но успешное развитие туризма в целом и событийного туризма в отдельности на сегодняшний день до сих пор имеют целый ряд проблем: отсутствие единой полноценной методической базы управления развитием туризма с учетом его событийной направленности; недостаточность полноценных маркетинговых исследований в области событийного туризма; отсутствие периодически повторяющихся широкомасштабных мероприятий; слабая обеспеченность транспортом, устаревшая база туристской инфраструктуры.
В связи с последними произошедшими политическими событиями и ухудшением отношений между Россией и Украиной, Белгородская область, стала в транспортным тупиком, так как большинство транзитных рейсов на Украину проходило по территории Белгородской области.
Изученные в ходе работы материалы по Белгородской области позволили сделать комплексный SWOT-анализ региона и обозначить сильные и слабые стороны «территориального продукта»: геополитического положения области, климатического состояния, географического положения, демографического состояния, уровня развития экономики, промышленности и транспорта, материальных-технических и людских ресурсов, социальной и культурной сфер, туристского потенциала. Были выявлены сильные и слабые стороны, а также определены угрозы и возможности региона, влияющие на развитие туризма в области, в том числе событийного.
В практической части работы была проведена оценка экономической эффективности разработанных рекомендаций, которая подтвердила целесообразность и результативность их внедрения. Также, в качестве нового инновационного турпродукта событийной направленности на территории поселка Северный, Белгородского района, был разработан туристский мультифестиваль «Сквозь время».
Исходя из проведенного анализа, также можно определить два основных направления развития событийного туризма на Белгородчине:
• увеличение большого ассортимента событийных мероприятий;
• формирование информационной среды событийного туризма с целью популяризации Белгородских мероприятий и событий на региональном, международном и российском туристских рынках.
Реализация данного комплекса мероприятий будет способствовать дальнейшему развитию событийного туризма в регионе, и как следствие, принесет ещё больший дополнительный доход, как для отдельного района, так и для области в целом.
Практическое отсутствие материалов по исследованию рынка событийного туризма в Белгородской области дает основание утверждать, что представленная магистерская диссертация является целесообразной.
1. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ // Российская газета. - 2007. - 9 фев.
2. ГОСТ Р 50690-94. Туристско-экскурсионное обслуживание. Туристские услуги. Общие требования [Текст] : Постановление Госстандарта РФ от 29 июня 1994 г. № 180. - М. : Изд-во стандартов, 2001. - 9 с.
3. ГОСТ Р 50681-2010. Туристские услуги. Проектирование туристских услуг. Общие требования [Текст]: национальный стандарт РФ от 30.11.2010 г. № 580-ст // Техэксперт: электронный фонд правовой и нормативнотехнической документации [Электронный ресурс]: официальный портал. - М.: Изд-во стандартов, 2001. - 6 с.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 N186 «Об утверждении федеральной целевой программы «Культура России» в период с 2012 по 2018 год" // Информационно-правовой портал «Гарант».
5. Аванесова, Г. А. Туризм, гостеприимство, сервис [Текст] / Г. А. Аванесова. - М. : Аспект Пресс, 2014. - 367 с.
6. Аакер, Д. А. Бренд-лидерство: новая концепция брендинга [Текст] : учеб. пособие / Д. А. Аакер. - М. : Издательский дом, 2013. - 248 с.
7. Андреев, A. B. Региональная экономика [Текст] : учеб. пособие / А. В. Андреева. - СПб.: Питер, 2012. - 464 с.
8. Артюх Д. Событийный туризм в России и за рубежом [Электронный ресурс]. URL: http://edu.secna.ru/media.pdf. (дата обращения: 15.04.2018).
9. Бабкин, А. В. Специальные виды туризма [Текст] : учеб. пособие / А. В. Бабкин. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2013. - 252 с.
10. Барчукова, Н. С. Международное сотрудничество государств в области туризма [Текст] / Н. С. Барчукова. - М. : Международные отношения,
2013. - 173 с.
11. Бер, Х. Развитие туризма на муниципальном уровне [Текст] : учеб. пособие / Х. Бер. - М, 2012. - 234 с.
12. Бизимова, И. Н.Событийный туризм как особый вид туризма // Вестник Иркутского университета. 2016. - № 7. - С. 177-178.
13. Биржаков, М. Б. Введение в туризм [Текст] : учеб. пособие / М. Б. Биржаков. - СПб. : «Издательский дом Герда», 2013. - 320 с.
14. Биржаков, М. Б. Событийный туризм: карнавалы в истории и современном туризме [Текст] : учеб. пособие / М. Б. Биржаков. - СПб. : «Издательский дом Герда», 2014. - 111 с.
15. Боголюбов, В. С. Экономика туризма [Текст] : учеб. пособие /
В. С. Боголюбов. - М. : «Академия», 2014. - 192 с...