Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Событийный туризм, как приоритетное направление развития туризма в Белгородской области (на примере Белгородского района)

Работа №69909

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

туризм

Объем работы71
Год сдачи2016
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
303
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические основы организации событийного туризма 7
1.1. Основные понятия и история становления событийного туризма 7
1.2. Современное состояние и перспективы развития событийного
туризма в России и за рубежом 13
1.3. Роль менеджмента и маркетинга в развитии событийного туризма 22
2. Пути развития событийного туризма в Белгородской области 32
2.1. Анализ состояния отрасли событийного туризма 32
2.2. Проблемы и перспективы использования туристского потенциала
для развития событийного туризма 37
2.3 Разработка практических рекомендаций по развитию событийного туризма в Белгородской области на базе муниципального образования «Белгородский район» 40
Заключение 55
Список использованных источников 59
Приложения

Туризм - одна из наиболее стабильных и динамично развивающихся отраслей мировой экономики. Несмотря на экономические потрясения последних лет, число туристских прибытий за 2014 год, по данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО), превысило миллиардный рубеж. В этом потоке ежегодно на 1,5% увеличивается и доля туристов, отдающих предпочтение посещению различных культурных, спортивных, деловых, политических и иных мероприятий самого разного масштаба. Желания людей присутствовать на каком-либо мероприятии или при каком-либо событии постепенно образовали целую индустрию, которая, в свою очередь, начала управлять этими желаниями, принося немалую выгоду организаторам мероприятий и дестинациям - хозяевам этих мероприятий в виде налогов, активизации инфраструктуры и населения.
Многие страны активно соперничают в борьбе за туристов, наращивая качество организации ныне существующих и придумывая новые событийные поводы, тем самым развивая относительно молодое и перспективное направление туристского бизнеса - событийный туризм. Событийный, или ивент- туризм, как бизнес начал своё развитие за рубежом, но в последние годы прочно вошёл в лексикон профессионалов туризма и в России, дополнив список разновидностей внутреннего и въездного туризма.
В современных условиях спада экономического роста одним из факторов увеличения внутренних региональных продуктов, диверсификации источников доходов региональных бюджетов, создания рабочих мест и повышения качества жизни населения должен стать событийный туризм.
Белгородская область в силу своего уникального геополитического положения, богатой истории и накопленного туристского опыта может рассматриваться как одна из самых привлекательных российских дестинаций в сфере событийного туризма. На сегодняшний день событийный туризм старается охватить все аспекты путешествия, посредством которого человек может узнать о жизни, быте, культуре, а также об обычаях другого народа. Таким образом, туризм создает и обеспечивает культурные связи и содействует международному сотрудничеству.
Основная проблема, связанная с развитием регионального событийного туризма в РФ, заключается в отсутствии методических материалов по комплексному развитию этого вида туризма с учётом современных требований, в недостаточном привлечении маркетинговых технологий для создания и про-движения данного турпродукта на внутреннем и внешнем рынках и, как следствие, в его недостаточной социально-экономической эффективности.
С учётом вышеизложенного, актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы определяется назревшей необходимостью усиления роли и значения событийного туризма в Белгородском районе, как одного из наиболее перспективных направлений туризма в данном муниципальном образовании. Событийный туризм может рассматриваться не только как один из видов туризма, но и в качестве стратегии развития сферы культуры региона, в тесной взаимосвязи с развитием территории Белгородской области.
Таким образом, объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является сегмент событийного туризма как часть внутреннего и въездного туризма Белгородской области.
Предметом исследования - процессы взаимодействия экономических и управленческих субъектов регионального уровня, принимающих участие в организации и развитии событийного туризма.
Цель работы - оценка потенциала и выявление перспектив развития событийного туризма на территориях муниципальных образований Белгородской области и выработка рекомендаций по повышению конкурентных преимуществ данного сегмента регионального туристского рынка.
Для успешного достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятийный аппарат, теоретико-методологические основы и принципы организации событийного туризма, выявить его инновационный характер;
- определить роли ивент-менеджмента, ивент-маркетинга и маркетинга территории в разработке и продвижении событийного турпродукта;
- проанализировать состояние зарубежного, российского и регионального событийного туризма;
- оценить степень влияния событийного туризма на экономику и туристскую привлекательность региона;
- выявить ресурсный потенциал событийного туризма на территории муниципального образования «Белгородский район» и возможные пути его продвижения на рынке туристских услуг;
- провести анализ проблем, сдерживающих развитие данного сегмента туристского рынка и определить перспективы его развития;
- выработать практические рекомендаций по усилению конкурентных преимуществ событийного туризма на рынке туристских услуг Белгородской области.
Новизна выпускной квалификационной работы заключается в анализе историко-культурного потенциала Белгородской области для развития событийного туризма, как приоритетного направления региона и в разработке, практических рекомендаций для активизации и популяризации данного вида туризма в регионе.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы экономическими и управленческими субъектами регионального уровня, принимающими участие в организации и развитии туризма на территории муниципальных образований Белгородской области.
Методологическую основу исследования составили общенаучные, эмпирические методы: анализ литературных источников, системный анализ, SWOT-анализ, проектирование, прогнозирование и др.
Для решения поставленных в работе задач автором были использованы необходимые источники и научная литература. Теоретической основой для написания выпускной квалификационной работы послужили учебные пособия таких авторов как: Аванесова Г. А., Биржаков М. Б., Власова А. А., Жукова М. А., Румянцева Т. В., Седова Н. А., Сущинская М. Д. и другие, научные статьи.
Информационной основой для написания выпускной квалификационной работы послужили следующие документы: Федеральный закон №132- ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», ГОСТ Р50690-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Туристские услуги. Общие требования», Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей».
Объем работы составляет 65 страниц. По содержанию работы представлено 5 таблиц, 5 рисунков и 5 приложений. Список используемых источников насчитывает 62 наименования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Несмотря на молодость событийного туризма как сектора современной туристской отрасли, корни этого явления уходят вглубь веков. Некоторые обычаи и традиции ещё в прошлые века привлекали в какое-либо место огромную массу людей. Такие обычаи, традиции, обряды, мирские и церковные празднества, коронования, а также необычные природные явления, вызывающие перемещения большого количества людей, существуют и сегодня.
В современном мире к ним добавилось бесчисленное количество массовых мероприятий, произошла глобальная диверсификация интересов и запросов туристов - потребителей услуг, в результате чего к концу прошлого века заговорили о новом виде туризма - событийном, или ивент-туризме. В общемировой лавине туристов, численность которых в 2012 году перешагнула миллиардный рубеж, люди, желающие обязательно присутствовать где- либо, увидеть и ощутить что-либо, составляют определённый процент, растущий с каждым годом.
Образование нового вида туризма потребовало создания собственных понятийного аппарата и методологической базы. В дипломной работе на основе анализа источников и литературы представлен обзор терминов и определений, связанных с этим явлением, указаны различные подходы авторов к описанию событийного туризма.
В работе рассмотрены факторы, влияющие на туристскую активность, а также различные принципы классификации событий: по целевой аудитории, концепции событий и их организации, по масштабу мероприятий и функциональной направленности, по длительности мероприятий, регулярности и частоте.
Растущие потребности населения в плане утоления жажды новых впечатлений постоянно стимулируют создание новых турпродуктов - ивентов и новых решений для их реализации. В этой связи немаловажно отметить инновационный характер событийного туризма, характеризующийся выполнением следующих необходимых условий: важностью, уникальностью, устойчивостью, ликвидностью.
Событийный туризм обладает рядом неоспоримых преимуществ перед другими видами туризма: предсказуемостью по срокам и объёмам, возможностью заполнять туристами пробелы в «низкие» сезоны. В последние годы наметились определённые тенденции развития этого вида туризма: резкое возрастание числа мероприятий, их глобализация, клонирование в разных странах, изменение имиджа вместе с повышением технологичности, а также очевидная позитивная роль в развитии дестинаций.
Анализ использованных источников и литературы показывает, что благодаря появлению ивент-туризма в мире образовались и такие виды деятельности, как ивент-менеджмент и ивент-маркетинг как основы организации, проведения и анализа мероприятий, а также продвижения событийного туризма на региональном, государственном и международном уровнях.
Своеобразие маркетинга событийного туризма заключается в объединении приёмов и практик общего маркетинга услуг и маркетинга территорий.
В настоящее время событийный туризм в Белгородской области это динамично развивающийся и перспективный сегмент туристического рынка туризма, а также инструмент по продвижению территории.
Но успешное развитие туризма в Белгородской области сдерживают целый ряд проблем.
Во-первых отсутствие полноценной методической базы управления развитием туризма с учётом его событийной направленности;
Во-вторых, недостаточность маркетинговых исследований в этой области;
В-третьих, отсутствие в области периодически повторяющихся широкомасштабных мероприятий, привлекающих внимание мировой общественности и профессиональной базы данных, открытой для заинтересованных международных организаций
В-четвертых, обеспеченность туризма транспортом также не соответствует существующей потребности. В связи с последними политическими событиями и ухудшением отношений между Россией и Украиной, Белгородская область, оказалась в транспортном тупике, так как большинство рейсов проходило через Украину.
Изученные в ходе работы материалы по Белгородской области позволили сделать комплексный SWOT-анализ региона и обозначить сильные и слабые стороны «территориального продукта»: геополитического положения области, демографического состояния, уровня развития экономики, промышленности и транспорта, материальных и людских ресурсов, социальной и культурной сфер, туристского потенциала. Были выявлены угрозы и возможности Белгородской области, влияющие на развитие туризма в регионе, в том числе событийного.
Проделанный SWOT-анализ позволил сделать вывод, что качество и количество слабых сторон и угроз равновесно позитивным факторам и возможностям. Потенциально весомые сильные стороны при их актуализации будут способны переломить негативные факторы.
Помимо теоретической части при написании выпускной квалификационной работы была выполнена и практическая часть, в которой были разработаны подробные мероприятия по формированию, продвижению и реализации регионального турпродукта на базе событийного туризма. Это направление работы требует консолидации усилий всех представителей туристского рынка региона, т.е. сотрудничества администрации Белгородской области, туристских фирм, поставщиков отдельных туристских услуг и других предприятий и организаций.
В проектной части работы также была проведена оценка экономической эффективности разработанных рекомендаций, которая подтвердила целесообразность их внедрения. Также, в качестве нового инновационного продукта событийной направленности на территории Белгородского района, мы разработали инновационный туристский интерактивный мультифестиваль «Вне времени».
Исходя из проведенного анализа, мы определили два основных направления развития событийного туризма в Белгородской области:
1. Расширение ассортимента событийных туров, ориентированных на местное население (туры выходного дня или экскурсии с посещением праздников, фестивалей).
2. Формирование информационной среды событийного туризма с целью популяризации Белгородских мероприятий и событий на международном и российском туристских рынках.
Реализация данного комплекса мероприятий будет способствовать раз-витию событийного туризма в регионе, и как следствие, принесет дополни-тельный доход области, откроет новые рабочие места, и в целом повысит известность Белгородской области, как туристской дестинации. Социально-экономическое положение области, грамотные маркетинг территории и ге-обрендинг предопределяют масштабность и разнообразие мероприятий, а регион, в свою очередь, получает дополнительные дивиденды от их реализации в виде налоговых поступлений, занятости населения, формирования положи-тельного имиджа, в результате чего происходит дальнейшее развитие территории и закладывается основа для успешного осуществления последующих событийных проектов.
Практическое отсутствие материалов по исследованию рынка событийного туризма в Белгородской области даёт основание утверждать, что представленная выпускная квалификационная работа является целесообразной. Результаты данного исследования могут быть использованы в качестве методического материала специалистами регионального и местного самоуправления, занимающимися вопросами развития туризма в Белгородском районе.
Все поставленные цели и задачи к написанию данной выпускной квалификационной работы были выполнены.



1. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ // Российская газета. - 2007. - 9 фев.
2. О защите прав потребителей [Текст] : закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство» .
3. ГОСТ Р 50690-94. Туристско-экскурсионное обслуживание. Туристские услуги. Общие требования [Текст] : Постановление Госстандарта РФ от 29 июня 1994 г. № 180. - М. : Изд-во стандартов, 2001. - 9 с.
4. ГОСТ Р 50681-2010. Туристские услуги. Проектирование туристских услуг. Общие требования [Текст]: национальный стандарт РФ от 30.11.2010 г. № 580-ст // Техэксперт: электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]: официальный портал. - М.: Изд-во стандартов, 2001. - 6 с.
5. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы : распоряжение Правительства РФ от 27.12.2012 г. № 2567-р // Гарант [Электронный ресурс] : Режим доступа: http: //base.garant.ru/70291902/#block_124000.
6. Аванесова, Г. А. Туризм, гостеприимство, сервис [Текст] / Г. А. Аванесова, Л. П. Воронкова, В. И. Маслов, А. И. Фролов. - М. : Аспект Пресс, 2012. - 367 с.
7. Алексеева О.В. Событийный туризм как фактор социально-экономического развития региона [Текст] : автореф. Алексеева Ольга Валентиновна ; Рос. междунар. акад. туризма. - М. : ЮНИТИ,2012. - 24 с
8. Алтухов С.В. Ивент-менеджмент в спорте. Управление спортивными мероприятиями [Текст] : учебно-методическое пособие / С.В. Алтухов. - М. : Советский спорт, 2013. - 206 с.
9. Бабкин, А. В. Специальные виды туризма [Текст] : учеб. пособие / А. В. Бабкин. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2013. - 252 с.
10. Барчукова, Н. С. Международное сотрудничество государств в области туризма [Текст] / Н. С. Барчукова. - М. : Международные отношения, 2011. - 173 с.
11. Биржаков, М. Б. Введение в туризм [Текст] / М. Б. Биржаков. - СПб. : «Издательский дом Герда», 2012. - 320 с.
12. Боголюбов, В. С. Экономика туризма [Текст] : учеб. пособие / В.
С. Боголюбов. - М. : «Академия», 2014. - 192 с.
13. Браун, Я. Культурный туризм: конвергенция культуры и туризма на пороге XXI века [Текст] / Я. Браун, В. Андерсен, В. Гордин. - СПб. : СПбГУЭФ, 2011. - 212 с.
14. Буйленко, В. Ф. Туризм [Текст] : учеб. пособие вузов / В. Ф. Буйленко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 416 с.
15. Бутко, И. И. Туристический бизнес: основы организации [Текст] / И. И. Бутко, Е. А. Ситников, Д. С. Ушаков. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. - 384 с.
16. Вавилова, Е. В. Основы международного туризма [Текст] : учеб. пособие / Е. В. Вавилова. - М. : ГАРДАРИКИ, 2013. - 160 с.
17. Вильямс, Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме [Текст] : «Дашков и К°», 2014.- 656 с.
18. Власова, А. А. Туризм [Текст] / А. А. Власова, А. Г. Нагорный. - М.: «Высшая школа», 2011. - 145 с.
19. Воронин В.Г. Маркетинг территории: теоретические подходы / В.Г. Воронин, Т.Н. Целых // Евразийский международный научно- аналитический журнал «Проблемы современной экономики» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3829.
20. Гуляев, В. Г. Организация туристической деятельности [Текст] / В. Г. Гуляев. - М. : Нолидж, 2011. - 312 с.
21. Долженко Г.П. Основы туризма: учебное пособие. - М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2012. - 320 с.
22. Доход от туризма в Белгородской области [Электронный ресурс]
- Режим доступа :http://belgorod.rusplt.ru/index/v-belgorodskoy-oblasti-dohod-ot-turistov-v-etom-godu-sostavil-12-mlrd-rubley-238411.html
23. Драчева, Е. Л. Экономика и организация туризма: Международный туризм [Текст] / Е. Л. Драчева, Ю. В. Забаев, Д. К. Исмаев. - М. : КНО- РУС, 2013. - 576 с.
24. Дурович А.П. Маркетинг в туризме: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Новое знание, 2011. - 496 с.
25. Жукова, М. А. Менеджмент в туристском бизнесе [Текст] : учеб. пособие / М. А. Жукова. - М. : КНОРУС, 2011. - 192 с.
26. Зайцева Н. А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме [Текст] / Н. А. Зайцева. - М.: Академия, 2013. - 224 с.
27. Кабушкин, Н. И. Менеджмент туризма [Текст] / Н. И. Кабушкин.
- Минск : Новое знание, 2011. - 409 с.
28. Карпова, Г. А. Экономика и управление туристской деятельностью [Текст] / Г. А. Карпова, Л. В. Хорева. - СПб. : СПбГУЭФ, 2011. - 268 с.
29. Каурова, А. Д. Организация сферы туризма [Текст] / А. Д. Каурова. - СПб. : «Издательский дом Герда», 2013. - 320 с.
30. Квартальнов, В. А. Туризм [Текст] / В. А. Квартальнов. - М. : Финансы и статистика, 2012. - 320 с.
31. Кирьянова Л.Г. Маркетинг и брендинг туристских дестинаций : учеб. пособие для магистрантов высших учебных заведений / Л.Г.Кирьянова.
- Томск : Изд-во Томского политехнического ун-та, 2013.-263 с.
32. Коновалов А.В. Формирование условий развития спортивно- событийного туризма в регионе : автореф. дис. канд. экон. наук / Коновалов Алексей Васильевич ; Санкт-Петербургский ун-т сервиса и экономики. - СПб., 2012. - 22 с.
33. Котлер Ф. Маркетинг. Гостеприимство[Текст] / Ф. Котлер, Дж. Боуэн, Дж. Мейкенз - СПб. : Стокгольм. шк. экономики в Санкт- Петербурге,
2011. - 376 с
34. Крупнейшие фестивали мира [Электронный ресурс] - Режим доступа : http: //www. worldfestival s. ru/festival s/
35. Лакомов Е.А. Повышение конкурентоспособности регионов России на основе развития услуг по событийному туризму [Текст]: автореф. дис. / Лакомов Евгений Александрович ; Гос. ун-т упр. - М., 2013. - 27 с.
36. Лойко, О. Т. Туризм и гостиничное хозяйство [Текст] / О. Т. Лойко. - Томск: Издательство ТПУ, 2015. - 152 с.
37. Лукьянова, Л. Г. Рекреационные комплексы [Текст] / Л. Г. Лукьянова, В. И. Цыбух. - Киев :Вища школа, 2014. - 346 с.
38. Максаковский, В. П. Экономическая и социальная география ми¬ра [Текст] : учеб. пособие / В. П. Максаковский. - М. : Просвещение, 2014. - 239 с.
39. Сондер М. Ивент-менеджмент [Текст]: / М. Сондер ; пер. с англ. Д.В. Скворцова. - М. : РГБ, 2011. - 506 с. 219
40. Папирян, Г. А. Менеджмент в индустрии гостеприимства [Текст] / Г. А. Папирян. - М. : Экономика, 2011. - 207 с.
41. Прентис, Р. С. Опыт становления и развития культурного туризма [Текст] / Р. С. Прентис. - СПб. : СПбГУЭФ, 2011. - 197 с.
42. Пустовойтенко, С. И. Проблемы терминологии туризма [Текст] / С. И. Пустовойтенко, А. А. Сарян // Российское предпринимательство. -2012.- 138 с.
43. Родионов Д.Г. К формированию в городах России зон туристско- рекреационной и сервисной специализации [Текст] / Проблемы современной экономики. - 2014.- 256 с.
44. Ростуризм включил в Национальный событийный календарь на 2016 год четыре мероприятия Белгородской области [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://belgorod.bezformata.ru/listnews/rosturizm-vklyuchil-v- natcionalnij/41722743/.
45. Румянцева, Т. В. Перспективы развития дестинаций культурного туризма [Текст] / Т. В. Румянцева. - СПб. : СПбГУЭФ, 2013. - 203 с.
46. Самойленко, А. А. География туризма [Текст] : учеб. пособие / А.
А. Самойленко. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2013. - 368с.
47. Седова, Н. А. Культурно-просветительный туризм [Текст] / Н. А. Седова. - М. : КНОРУС, 2014. - 278 с.
48. Сенин, В. С. Организация международного туризма [Текст] / В. С. Сенин. - М. : Финансы и статистика, 2013. - 400 с.
49. Сенин, В. С. Туризм: мини-словарь [Текст] / В. С. Сенин. - М. : Финансы и статистика, 2010. - 64 с.
50. Тенденции событийного туризма в России // Российский Союз Туриндустрии [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.rustourunion.ru/pages/rus/vstuplenie_v_rst/sobytiyinyyi_turizm/.
51. Статистические данные о вьезде иностранцев [Электронный ресурс] - Режим доступа :http://www.gks.ru/ Росстат
52. Сущинская, М. Д. Культурный туризм [Текст] / М. Д. Сущинская. - СПб. : СПбГУЭФ, 2011. - 128 с.
53. Фестивальный календарь Белгородской области на 2016 год
[Электронный ресурс] - Режим доступа : http://bgcnt.ru/publishing-
activity/672/1001.html
54. Фролова, Т. А. Экономика и управление в сфере социально-культурного сервиса и туризма [Текст] / Т. А. Фролова. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011. - 100 с.
55. Чудновский, А. Д. Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве [Текст] : учеб.пособие / А. Д. Чудновский. - М. : КНОРУС, 2012. - 320 с.
56. Чудновский, А. Д. Управление индустрией туризма [Текст] / А. Д. Чудновский. - М. : КНОРУС, 2011 - 448 с.
57. Шубаева В.Г. Маркетинг-менеджмент туризма [Текст] /В.Г. Шубаева, И.О. Сердобольская. - СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та экономики и финансов, 2012. - 136 с.
58. Экономика и управление туристской деятельностью [Текст] / под общ. ред. Г.А. Карповой, Л.В. Хоревой. - СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2013. - 256 с.
59. ЮНВТО [Электронный ресурс] - Режим доступа : http: //www2. unwto. org/
60. Яковлев, Г. А. Экономика и статистика туризма [Текст] / Г. А. Яковлев. - М. : Издательство РДЛ, 2012. - 480 с.
61. Яшари, А. Энциклопедия туризма [Текст] / пер. Т. Фоминой. М. : . - London ; New York : Routledge, 2011. - 224 с.
62. Event-менеджмент / У. Хальцбаур, Э. Йеттингер, Б. Кнаусе [и др.] ; пер. Т. Фоминой. М. : Эксмо, 2011.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ