ПРИМЕНЕНИЕ ВИДЕОЗАПИСИ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ С УЧАСТИЕМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ,
КОНЦЕПЦИЯ ДРУЖЕЛЮБНОГО ПРАВОСУДИЯ К ДЕТЯМ 6
1.1 Психологические особенности несовершеннолетних 6
1.2. Концепция дружественного к ребенку правосудия 14
2. ПРИМЕНЕНИЕ ВИДЕОЗАПИСИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОПЕРАТИВНО¬
РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И ПРОИЗВОДСТВЕ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ С УЧАСТИЕМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 19
2.1. Применение видеозаписи при проведении оперативно-розыскных мероприятий с участием несовершеннолетних 19
2.2. Применение видеозаписи при производстве следственных действий с участием несовершеннолетних (на примере допроса) 25
2.3. Применение специализированных помещений при производстве следственных
действий с участием несовершеннолетних 31
3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОЗАПИСИ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ С
УЧАСТИЕМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНГО В ПРОЦЕССЕ ДОКАЗЫВАНИЯ 35
3.1. Проверка допустимости и достоверности процессуального действия, путем назначения экспертиз по видеозаписи 35
3.1.1 Судебно-техническая экспертиза видеозаписи процессуального действия с участием несовершеннолетнего 35
3.1.2. Судебно-психологическая экспертиза видеозаписи процессуального действия с участием несовершеннолетнего 43
3.2. Оценка судом видеозаписи процессуального действия с участием
несовершеннолетнего 46
Заключение 58
Библиографический список 60
Приложения 68
Последний лист ВКР 72
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ,
КОНЦЕПЦИЯ ДРУЖЕЛЮБНОГО ПРАВОСУДИЯ К ДЕТЯМ 6
1.1 Психологические особенности несовершеннолетних 6
1.2. Концепция дружественного к ребенку правосудия 14
2. ПРИМЕНЕНИЕ ВИДЕОЗАПИСИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОПЕРАТИВНО¬
РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И ПРОИЗВОДСТВЕ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ С УЧАСТИЕМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 19
2.1. Применение видеозаписи при проведении оперативно-розыскных мероприятий с участием несовершеннолетних 19
2.2. Применение видеозаписи при производстве следственных действий с участием несовершеннолетних (на примере допроса) 25
2.3. Применение специализированных помещений при производстве следственных
действий с участием несовершеннолетних 31
3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОЗАПИСИ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ С
УЧАСТИЕМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНГО В ПРОЦЕССЕ ДОКАЗЫВАНИЯ 35
3.1. Проверка допустимости и достоверности процессуального действия, путем назначения экспертиз по видеозаписи 35
3.1.1 Судебно-техническая экспертиза видеозаписи процессуального действия с участием несовершеннолетнего 35
3.1.2. Судебно-психологическая экспертиза видеозаписи процессуального действия с участием несовершеннолетнего 43
3.2. Оценка судом видеозаписи процессуального действия с участием
несовершеннолетнего 46
Заключение 58
Библиографический список 60
Приложения 68
Последний лист ВКР 72
Практических во всех странах мира дети находятся в особом привилегированном положении. В силу наличия у несовершеннолетнего определенных возрастных особенностей он не в состоянии самостоятельно защитить свои права так же эффективно, как взрослый, что является главной причиной создания и действия в РФ специальных правовых средств по защите ребенка.
Учитывая, что в Уголовно-процессуальном кодексе РФ особенностям рассмотрения уголовных дел с участием несовершеннолетних посвящена целая глава, в действующем законодательстве по-прежнему существуют пробелы, вызывающие затруднения и противоречия у правоприменителя, что свидетельствует о необходимости дальнейшего реформирования и совершенствования действующего законодательства.
Уделяемое Российским государством и обществом внимание к будущему поколению, обусловливает необходимость эффективного расследования преступлений, где жертвами либо невольными свидетелями, либо самими правонарушителями являются несовершеннолетние: необходимо разрабатывать и применять определенные методики расследования преступлений данной категории, разрабатывать новые тактические приемы проведения следственных действий с участием несовершеннолетних.
Исходя из вышеуказанного изучения криминалистической характеристики преступности, тактики и методики производства следственных действий с участием несовершеннолетних, продолжает оставаться актуальной темой для исследования.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие в ходе производства оперативно-розыскных, следственных действий с участием несовершеннолетних.
Предмет исследования - применение видеозаписи, а также использование специализированных помещений при производстве оперативно-розыскных следственных и судебных действий с участием несовершеннолетних.
Целью данной работы является, рассмотрение особенностей применения видеозаписи, при производстве оперативно-розыскных, следственных действий, использование специализированных помещений при допросе несовершеннолетнего, а также применение результатов вышеуказанных процессуальных действий в процессе доказывания.
Достижение указанной цели предполагает решения ряда взаимосвязанных задач, к числу которых относятся:
1. Проанализировать особенности личности несовершеннолетних.
2. Определить необходимость и значимость производства видеозаписи при производстве следственных и иных процессуальных действий с участием несовершеннолетних.
3. Проанализировать нормативное регулирование и практику применения видеозаписи при производстве оперативно-розыскных мероприятий.
4. Проанализировать нормативное регулирование и практику применения видеозаписи при производстве следственных действий с участием несовершеннолетних.
5. Проанализировать нормативное регулирование и практику применения видеозаписи при производстве следственных действий с участием несовершеннолетних в специализированных помещениях.
6. Определить практику использования и оценки видеозаписи оперативно-розыскных мероприятий, следственных действий с участием несовершеннолетних в процессе доказывания.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили приемы и способы познания, выявленные и разработанные в юридической науке и апробированные юридической практикой, общенаучные (системный, структурно-функциональный и др.), общелогические (анализ, абстрагирование, сравнение и др.) и частнонаучные (сравнительное правоведение, толкование и др.) методы исследования.
Нормативную базу исследования составили, Уголовно-процессуальный кодекс РФ , а также иные федеральные законы, содержащие правовые нормы, регулирующие отношения и составляющие объект исследования.
Теоретическую базу работы составили научные труды известных ученых криминалистов, таких как: Л.Л. Каневского, Р.С. Белкина, Н.Г. Шурухнова, Л.Я. Драпкина, Н.П. Яблокова, В.А. Образцова, Ю.А. Гаврилина и других исследователей; использованы также, учебные и методические пособия, диссертации и иные публицистические материалы.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.
Научно-теоретическое и практическое значение данного исследования заключается в том, что в работе исследуются особенности личности несовершеннолетних, особенности производства оперативно-розыскных мероприятий следственных действий с участием несовершеннолетних при применении видеозаписи, а также использование специализированных помещений, а также оценка судом доказательств полученных с применением данной технологии, в отношении той категории лиц, которой в настоящий момент Российское общество и государство уделяют особое внимание.
Учитывая, что в Уголовно-процессуальном кодексе РФ особенностям рассмотрения уголовных дел с участием несовершеннолетних посвящена целая глава, в действующем законодательстве по-прежнему существуют пробелы, вызывающие затруднения и противоречия у правоприменителя, что свидетельствует о необходимости дальнейшего реформирования и совершенствования действующего законодательства.
Уделяемое Российским государством и обществом внимание к будущему поколению, обусловливает необходимость эффективного расследования преступлений, где жертвами либо невольными свидетелями, либо самими правонарушителями являются несовершеннолетние: необходимо разрабатывать и применять определенные методики расследования преступлений данной категории, разрабатывать новые тактические приемы проведения следственных действий с участием несовершеннолетних.
Исходя из вышеуказанного изучения криминалистической характеристики преступности, тактики и методики производства следственных действий с участием несовершеннолетних, продолжает оставаться актуальной темой для исследования.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие в ходе производства оперативно-розыскных, следственных действий с участием несовершеннолетних.
Предмет исследования - применение видеозаписи, а также использование специализированных помещений при производстве оперативно-розыскных следственных и судебных действий с участием несовершеннолетних.
Целью данной работы является, рассмотрение особенностей применения видеозаписи, при производстве оперативно-розыскных, следственных действий, использование специализированных помещений при допросе несовершеннолетнего, а также применение результатов вышеуказанных процессуальных действий в процессе доказывания.
Достижение указанной цели предполагает решения ряда взаимосвязанных задач, к числу которых относятся:
1. Проанализировать особенности личности несовершеннолетних.
2. Определить необходимость и значимость производства видеозаписи при производстве следственных и иных процессуальных действий с участием несовершеннолетних.
3. Проанализировать нормативное регулирование и практику применения видеозаписи при производстве оперативно-розыскных мероприятий.
4. Проанализировать нормативное регулирование и практику применения видеозаписи при производстве следственных действий с участием несовершеннолетних.
5. Проанализировать нормативное регулирование и практику применения видеозаписи при производстве следственных действий с участием несовершеннолетних в специализированных помещениях.
6. Определить практику использования и оценки видеозаписи оперативно-розыскных мероприятий, следственных действий с участием несовершеннолетних в процессе доказывания.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили приемы и способы познания, выявленные и разработанные в юридической науке и апробированные юридической практикой, общенаучные (системный, структурно-функциональный и др.), общелогические (анализ, абстрагирование, сравнение и др.) и частнонаучные (сравнительное правоведение, толкование и др.) методы исследования.
Нормативную базу исследования составили, Уголовно-процессуальный кодекс РФ , а также иные федеральные законы, содержащие правовые нормы, регулирующие отношения и составляющие объект исследования.
Теоретическую базу работы составили научные труды известных ученых криминалистов, таких как: Л.Л. Каневского, Р.С. Белкина, Н.Г. Шурухнова, Л.Я. Драпкина, Н.П. Яблокова, В.А. Образцова, Ю.А. Гаврилина и других исследователей; использованы также, учебные и методические пособия, диссертации и иные публицистические материалы.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.
Научно-теоретическое и практическое значение данного исследования заключается в том, что в работе исследуются особенности личности несовершеннолетних, особенности производства оперативно-розыскных мероприятий следственных действий с участием несовершеннолетних при применении видеозаписи, а также использование специализированных помещений, а также оценка судом доказательств полученных с применением данной технологии, в отношении той категории лиц, которой в настоящий момент Российское общество и государство уделяют особое внимание.
Изучение правовых источников научной литературы и правприменительной практики показывает, что в настоящий момент в Российской Федерации выработан вектор направления развития, на более лояльное отношение к детям вовлеченным в уголовное судопроизводство. В связи с чем представляет научный интерес изучение действующего законодательства и правоприменительной практики относительно несовершеннолетних участников отправления уголовного правосудия
В целом девствующее законодательство, регламентирующее оперативно-розыскную деятельность не содержит конкретных требований предъявляемых к производству ОРМ с участием и в отношении несовершеннолетних. С одной стороны это является упущением со стороны законодателя, учитывая общие тенденции смягчения условий уголовного судопроизводства с участием несовершеннолетних и на наш взгляд необходимо создать регламентацию проведения оперативно-розыскных мероприятий с участием несовершеннолетних, добавляя гарантии, закрепленные несовершеннолетним в УПК РФ, данное регламентирование должно касаться проведения только гласных ОРМ.
Рассмотрев вопрос о применении видеозаписи с участием несовершеннолетних, определили, что в настоящий момент разработаны методические рекомендации и выработана практика, производства видеозаписи следственных действий с участием несовершеннолетних , позволяющая наиболее верно произвести видеофиксацию произведенного следственного действия.
В целом научно-прикладные и связанные с ними процессуальные вопросы использования информации, записанной на аудио, видеоносителях, могут быть решены лишь при условии комплексного подхода, который должен предусмотреть меры, направленные на совершенствование уголовно- процессуального законодательства, внедрение новых подходов и методик относительно применения средств записи аудио- и видеоинформации на цифровые и иные носители, экспертного исследования полученных при этом результатов, выработки критериев, позволяющих учитывать информацию на аудио- и видеоносителях в качестве доказательств в процессе уголовного судопроизводства.
Также производство видеозаписи следственного действия с участием несовершеннолетних позволяет, производство судебно психологической экспертизы видеозаписи следственного действия и оперативно-розыскного мероприятия с участием несовершеннолетнего используя существующие методики исследования подобного рода материалов позволяют установить признаки заученности и принуждения к выполнению определенных действий, что позволит подтвердить, либо опровергнуть действительность проводимого следственного действия или оперативно-розыскного мероприятия, однако следует учитывать, что подобные экспертные заключения не позволяют дать заключительную оценку достоверности показаний, данных несовершеннолетним при производстве данных процессуальных действий.
В целом существуют различия в нормах УПК РФ, регулирующих порядок допроса взрослых лиц и несовершеннолетних, существуют данные различия уже давно.. Обучение работников следствия и суда, разработка рекомендаций, методик правильного применения процессуальных норм при вовлечении в сферу уголовного судопроизводства несовершеннолетних - следующий и необходимый шаг к обеспечению эффективной защиты прав потерпевшего. И в настоящий момент правоохранительные органы Российской Федерации формируют новую практику отправления уголовного судопроизводства, в соответствии с концепцией дружественного правосудия к детям.
В целом девствующее законодательство, регламентирующее оперативно-розыскную деятельность не содержит конкретных требований предъявляемых к производству ОРМ с участием и в отношении несовершеннолетних. С одной стороны это является упущением со стороны законодателя, учитывая общие тенденции смягчения условий уголовного судопроизводства с участием несовершеннолетних и на наш взгляд необходимо создать регламентацию проведения оперативно-розыскных мероприятий с участием несовершеннолетних, добавляя гарантии, закрепленные несовершеннолетним в УПК РФ, данное регламентирование должно касаться проведения только гласных ОРМ.
Рассмотрев вопрос о применении видеозаписи с участием несовершеннолетних, определили, что в настоящий момент разработаны методические рекомендации и выработана практика, производства видеозаписи следственных действий с участием несовершеннолетних , позволяющая наиболее верно произвести видеофиксацию произведенного следственного действия.
В целом научно-прикладные и связанные с ними процессуальные вопросы использования информации, записанной на аудио, видеоносителях, могут быть решены лишь при условии комплексного подхода, который должен предусмотреть меры, направленные на совершенствование уголовно- процессуального законодательства, внедрение новых подходов и методик относительно применения средств записи аудио- и видеоинформации на цифровые и иные носители, экспертного исследования полученных при этом результатов, выработки критериев, позволяющих учитывать информацию на аудио- и видеоносителях в качестве доказательств в процессе уголовного судопроизводства.
Также производство видеозаписи следственного действия с участием несовершеннолетних позволяет, производство судебно психологической экспертизы видеозаписи следственного действия и оперативно-розыскного мероприятия с участием несовершеннолетнего используя существующие методики исследования подобного рода материалов позволяют установить признаки заученности и принуждения к выполнению определенных действий, что позволит подтвердить, либо опровергнуть действительность проводимого следственного действия или оперативно-розыскного мероприятия, однако следует учитывать, что подобные экспертные заключения не позволяют дать заключительную оценку достоверности показаний, данных несовершеннолетним при производстве данных процессуальных действий.
В целом существуют различия в нормах УПК РФ, регулирующих порядок допроса взрослых лиц и несовершеннолетних, существуют данные различия уже давно.. Обучение работников следствия и суда, разработка рекомендаций, методик правильного применения процессуальных норм при вовлечении в сферу уголовного судопроизводства несовершеннолетних - следующий и необходимый шаг к обеспечению эффективной защиты прав потерпевшего. И в настоящий момент правоохранительные органы Российской Федерации формируют новую практику отправления уголовного судопроизводства, в соответствии с концепцией дружественного правосудия к детям.
Подобные работы
- Проблемы производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
Магистерская диссертация, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2021 - Уголовно- процессуальный аспект современных моделей ювенальной юстиции
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2018 - ТАКТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ СВИДЕТЕЛЕЙ И ПОТЕРПЕВШИХ НА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ СЛЕДСТВИИ
Диссертации (РГБ), криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Особенности тактики допроса несовершеннолетнего подозреваемого
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Допрос как следственное и судебное действие
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2018 - Судебное следствие в российском уголовном процессе
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Тактико-психологические основы допроса несовершеннолетник свидетелей и потерпевших на предварительном следствии
Диссертации (РГБ), уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005 - Предъявление для опознания в уголовном процессе
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - Особенности подготовки, назначения и производства судебной психологической экспертизы
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2020



