Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРИМЕНЕНИЕ ВИДЕОЗАПИСИ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ С УЧАСТИЕМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Работа №92449

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

криминалистика

Объем работы72
Год сдачи2017
Стоимость4840 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
187
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ,
КОНЦЕПЦИЯ ДРУЖЕЛЮБНОГО ПРАВОСУДИЯ К ДЕТЯМ 6
1.1 Психологические особенности несовершеннолетних 6
1.2. Концепция дружественного к ребенку правосудия 14
2. ПРИМЕНЕНИЕ ВИДЕОЗАПИСИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОПЕРАТИВНО¬
РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И ПРОИЗВОДСТВЕ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ С УЧАСТИЕМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 19
2.1. Применение видеозаписи при проведении оперативно-розыскных мероприятий с участием несовершеннолетних 19
2.2. Применение видеозаписи при производстве следственных действий с участием несовершеннолетних (на примере допроса) 25
2.3. Применение специализированных помещений при производстве следственных
действий с участием несовершеннолетних 31
3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОЗАПИСИ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ С
УЧАСТИЕМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНГО В ПРОЦЕССЕ ДОКАЗЫВАНИЯ 35
3.1. Проверка допустимости и достоверности процессуального действия, путем назначения экспертиз по видеозаписи 35
3.1.1 Судебно-техническая экспертиза видеозаписи процессуального действия с участием несовершеннолетнего 35
3.1.2. Судебно-психологическая экспертиза видеозаписи процессуального действия с участием несовершеннолетнего 43
3.2. Оценка судом видеозаписи процессуального действия с участием
несовершеннолетнего 46
Заключение 58
Библиографический список 60
Приложения 68
Последний лист ВКР 72


Практических во всех странах мира дети находятся в особом привилегированном положении. В силу наличия у несовершеннолетнего определенных возрастных особенностей он не в состоянии самостоятельно защитить свои права так же эффективно, как взрослый, что является главной причиной создания и действия в РФ специальных правовых средств по защите ребенка.
Учитывая, что в Уголовно-процессуальном кодексе РФ особенностям рассмотрения уголовных дел с участием несовершеннолетних посвящена целая глава, в действующем законодательстве по-прежнему существуют пробелы, вызывающие затруднения и противоречия у правоприменителя, что свидетельствует о необходимости дальнейшего реформирования и совершенствования действующего законодательства.
Уделяемое Российским государством и обществом внимание к будущему поколению, обусловливает необходимость эффективного расследования преступлений, где жертвами либо невольными свидетелями, либо самими правонарушителями являются несовершеннолетние: необходимо разрабатывать и применять определенные методики расследования преступлений данной категории, разрабатывать новые тактические приемы проведения следственных действий с участием несовершеннолетних.
Исходя из вышеуказанного изучения криминалистической характеристики преступности, тактики и методики производства следственных действий с участием несовершеннолетних, продолжает оставаться актуальной темой для исследования.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие в ходе производства оперативно-розыскных, следственных действий с участием несовершеннолетних.
Предмет исследования - применение видеозаписи, а также использование специализированных помещений при производстве оперативно-розыскных следственных и судебных действий с участием несовершеннолетних.
Целью данной работы является, рассмотрение особенностей применения видеозаписи, при производстве оперативно-розыскных, следственных действий, использование специализированных помещений при допросе несовершеннолетнего, а также применение результатов вышеуказанных процессуальных действий в процессе доказывания.
Достижение указанной цели предполагает решения ряда взаимосвязанных задач, к числу которых относятся:
1. Проанализировать особенности личности несовершеннолетних.
2. Определить необходимость и значимость производства видеозаписи при производстве следственных и иных процессуальных действий с участием несовершеннолетних.
3. Проанализировать нормативное регулирование и практику применения видеозаписи при производстве оперативно-розыскных мероприятий.
4. Проанализировать нормативное регулирование и практику применения видеозаписи при производстве следственных действий с участием несовершеннолетних.
5. Проанализировать нормативное регулирование и практику применения видеозаписи при производстве следственных действий с участием несовершеннолетних в специализированных помещениях.
6. Определить практику использования и оценки видеозаписи оперативно-розыскных мероприятий, следственных действий с участием несовершеннолетних в процессе доказывания.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили приемы и способы познания, выявленные и разработанные в юридической науке и апробированные юридической практикой, общенаучные (системный, структурно-функциональный и др.), общелогические (анализ, абстрагирование, сравнение и др.) и частнонаучные (сравнительное правоведение, толкование и др.) методы исследования.
Нормативную базу исследования составили, Уголовно-процессуальный кодекс РФ , а также иные федеральные законы, содержащие правовые нормы, регулирующие отношения и составляющие объект исследования.
Теоретическую базу работы составили научные труды известных ученых криминалистов, таких как: Л.Л. Каневского, Р.С. Белкина, Н.Г. Шурухнова, Л.Я. Драпкина, Н.П. Яблокова, В.А. Образцова, Ю.А. Гаврилина и других исследователей; использованы также, учебные и методические пособия, диссертации и иные публицистические материалы.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.
Научно-теоретическое и практическое значение данного исследования заключается в том, что в работе исследуются особенности личности несовершеннолетних, особенности производства оперативно-розыскных мероприятий следственных действий с участием несовершеннолетних при применении видеозаписи, а также использование специализированных помещений, а также оценка судом доказательств полученных с применением данной технологии, в отношении той категории лиц, которой в настоящий момент Российское общество и государство уделяют особое внимание.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение правовых источников научной литературы и правприменительной практики показывает, что в настоящий момент в Российской Федерации выработан вектор направления развития, на более лояльное отношение к детям вовлеченным в уголовное судопроизводство. В связи с чем представляет научный интерес изучение действующего законодательства и правоприменительной практики относительно несовершеннолетних участников отправления уголовного правосудия
В целом девствующее законодательство, регламентирующее оперативно-розыскную деятельность не содержит конкретных требований предъявляемых к производству ОРМ с участием и в отношении несовершеннолетних. С одной стороны это является упущением со стороны законодателя, учитывая общие тенденции смягчения условий уголовного судопроизводства с участием несовершеннолетних и на наш взгляд необходимо создать регламентацию проведения оперативно-розыскных мероприятий с участием несовершеннолетних, добавляя гарантии, закрепленные несовершеннолетним в УПК РФ, данное регламентирование должно касаться проведения только гласных ОРМ.
Рассмотрев вопрос о применении видеозаписи с участием несовершеннолетних, определили, что в настоящий момент разработаны методические рекомендации и выработана практика, производства видеозаписи следственных действий с участием несовершеннолетних , позволяющая наиболее верно произвести видеофиксацию произведенного следственного действия.
В целом научно-прикладные и связанные с ними процессуальные вопросы использования информации, записанной на аудио, видеоносителях, могут быть решены лишь при условии комплексного подхода, который должен предусмотреть меры, направленные на совершенствование уголовно- процессуального законодательства, внедрение новых подходов и методик относительно применения средств записи аудио- и видеоинформации на цифровые и иные носители, экспертного исследования полученных при этом результатов, выработки критериев, позволяющих учитывать информацию на аудио- и видеоносителях в качестве доказательств в процессе уголовного судопроизводства.
Также производство видеозаписи следственного действия с участием несовершеннолетних позволяет, производство судебно психологической экспертизы видеозаписи следственного действия и оперативно-розыскного мероприятия с участием несовершеннолетнего используя существующие методики исследования подобного рода материалов позволяют установить признаки заученности и принуждения к выполнению определенных действий, что позволит подтвердить, либо опровергнуть действительность проводимого следственного действия или оперативно-розыскного мероприятия, однако следует учитывать, что подобные экспертные заключения не позволяют дать заключительную оценку достоверности показаний, данных несовершеннолетним при производстве данных процессуальных действий.
В целом существуют различия в нормах УПК РФ, регулирующих порядок допроса взрослых лиц и несовершеннолетних, существуют данные различия уже давно.. Обучение работников следствия и суда, разработка рекомендаций, методик правильного применения процессуальных норм при вовлечении в сферу уголовного судопроизводства несовершеннолетних - следующий и необходимый шаг к обеспечению эффективной защиты прав потерпевшего. И в настоящий момент правоохранительные органы Российской Федерации формируют новую практику отправления уголовного судопроизводства, в соответствии с концепцией дружественного правосудия к детям.



1.1. «Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила)»: Приняты резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985 года/ Сайт ООН [электронный ресурс]. URL:http://daccess-dds-ny.un.org
1.2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод: заключена в Риме 04.11.1950 (ред. от 13.05.04) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - №2. - Ст.163.
1.3. Конвенция о правах ребенка: заключена Нью-Йорке, 20.11.1989 (ред. 25.05.2000)// Сайт справочно-правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Электр. дан. - Заглавие с экрана. URL:http://www.consuttant.ru(дата обращения 15.05.2015)
1.4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием12.12.1993), (ред. от 14.04.2014) // Собрании законодательства
РФ. - 2014. - N 15. - Ст. 1691.
1.5. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации
№ 1 от 01февраля 2011г. «О судебной практике применения
законодательства, регламентирующего особенности уголовной
ответственности и наказания несовершеннолетних» с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Пленума от 2 апреля 2013г. № 3// Сайт Верховного Суда РФ [Электронный ресурс]. URL:http://www.vsrf.ru.
1.6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития
РФ от 30 мая 2005 N 370 "Об утверждении Инструкции об организации производства судебно-психиатрических экспертиз в отделениях судебно- психиатрической экспертизы государственных психиатрических
учреждений"//Российская газета -2005- N 155, Ст.1546.
1.7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 23.05.2015) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - N 52 (ч. I). - Ст. 4921.
1.8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. 08.06.2015)// "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
1.9. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О полиции» // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 7. - Ст.900.
1.10. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 21.12.2013) "Об оперативно-розыскной деятельности" // Собрание законодательства РФ. - 1995. - N 33. - Ст. 3349.
1.11. Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "О Следственном комитете Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 2011. - N 1. - Ст. 15.
1.12. Федеральный закон от 31.05.2001№ 73-ФЗ(ред. от 08.02.2015) «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ-2001 N 23 Ст. 2291
2. Документальные материалы
2.1. Материалы следственной практики
2.1.1. Архив СО по Октябрьскому району СУ СК РФ по Алтайскому краю
2.1.1.1 Контрольное производство по уголовному делу возбужденного по ч. 3 ст. 30, п. «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ;
2.1.1.2 Контрольное производство по уголовному делу дела № 154938 возбужденному по п.п. «д, з» ч. 2 ст. 111 УК РФ в отношении Х;
2.1.1.3 Контрольное производство по уголовному делу № 234274 возбужденному по ч.2 ст.228 УК РФ в отношении Р;
2.1.1.4 Контрольное производство по уголовному делу № 234354, возбужденному по ч.2 ст.228 УК РФ в отношении Я.
2.1.1.5 Контрольное производство по уголовному делу № 234938, возбужденному по п. «а», «г» ч.2 ст.161 УК РФ в отношении Х. и К;
2.2. Статистические данные
2.2.1. «Основные показатели по преступности. Число преступлений, совершенных отдельными категориями лиц»// Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] - URL:http: //www.gks .ru
3. Специальная литература
3.1. Белкин Р.С. Общая теория криминалистики в условиях научно-технической революции // Советское государство и право. 1977. № 5. С. 104¬105
3.2. Брусницын Л. Новые правила допросов несовершеннолетних потерпевших и свидетелей на предварительном следствии и в суде // Уголовное право. 2015. N 3. С. 90 - 94.
3.3. Вагин О.А., Исиченко А.П., Шабанов Г.Х. Оперативно-розыскные мероприятия и использование их ре- зультатов // Учебно-практическое пособие М., 2006. С. 87.
3.4. Вдовина Т.В. Криминологическое исследование причин социально-отклоняющегося поведения несовершеннолетних // Следователь.- 2003. -№3.- С. 21;
3.5. Виктимология: учебно-методиское пособие/ Н.И. Бумаженко.- Витебск.-2010.- С. 25.
3.6. Возрастная психология: феноменология развития, детство,
отрочество: учебник/ В.С.Мухина. - М.: Академия.- 2002. - с.495.
3.7. Гаврилин Ю.В., Победкин А.В., Яшин А.Н. Следственное действие: учеб. пособие. М.: МУ МВД России, Книжный мир. 2006. 187 с.
3.8. Джабраилова А.Б. Преступность среди студенческой молодежи и проблемы ее предупреждения : автореф. дис.канд. юрид. наук. / А.Б. Джабраилова.- Махачкала.,- 2005. -С 22.
3.9. Ильяшенко А.И. Семейные факторы социального риска и преступность несовершеннолетних // Российский следователь.- 2001. -№6. -С. 41.
3.10. Исследование судом показания малолетних свидетелей и потерпевших. / С. Р. Зеленин // Уголовный процесс. - 2015. - N 11. - С. 14-23
3.11. Ищенко Е.П., Топорков А.А., Криминалистика: Учебник / под ред. Е.П. Ищенко/-М.: "КОНТРАКТ", "ИНФРА-М", 2010- с.766.
3.12. Кальницкий В. В. Дополнительное регулирование участия потерпевшего и свидетеля в производстве следственных и судебных действий / В. В. Кальницкий, Е. Г. Ларин // Российский следователь. — 2015. — № 3.
3.13. Коршик М.Г. изучение личности обвиняемого на предварительном следствии. - 2-е изд., испр. и доп. / М.Г. Коршик, С.С.Степичев - М.: Юрид. лит., 1969. - С.16.
3.14. Криминалистика: Методика расследований отдельных видов преступлений: Курс лекций. / Под ред. Н.Г. Шурухнова, Ю.В.Гаврилина.- М.: Книжный мир.- 2004.- 280 с.
3.15. Криминалистика: сборник задач и заданий: учеб. пособие / ред. О.Я. Баева. М.: Проспект, 2012. 272 с.
3.16. Криминалистика: учебник / под общ. ред. В.П. Сальникова, И.А. Возгрина: в 2 т. СПб.: Фонд «Университет», 2008. Т. 1. 288 с.
3.17. Криминалистика: учебник / под ред. Н.П. Яблокова. М.: Юристъ, 2007. 781 с.
3.18. Криминалистика: учебник -2-е изд., перераб. И доп./ под ред. Л.Я.Драпкина и В.Н.Карагодина. М.: Проспект.-2014.- с. 768. С.359
3.19. Криминалистика: учебник для студентов вузов / под ред. А.Ф. Волынского, В.П. Лаврова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. 943 с.
3.20. Криминалистика: учебник -2-е изд., перераб. И доп./ под ред. Л.Я.Драпкина и В.Н.Карагодина. М.: Проспект.-2014.- с. 768. С.359
3.21. Криминологическое прогнозирование преступного поведения молодежи./ А.В.Петровский. - СПб.: Юридический центр Пресс.- 2005. - 230 с.
3.22. Кудрявцева Т. Г. Новеллы в процессуальных правах и обязанностях потерпевшего и свидетеля / Т. Г. Кудрявцева, Д. Н. Кожухарик // Уголовный процесс. — 2015. — № 2.
3.23. Ландау И.Л. Проблемы технические и процессуальные использования видеозаписи на предварительном следствии // Актуальные вопросы уголовного права и процесса. Калининград, 1987. С. 130-138.
3.24. Межгосударственный стандарт ГОСТ 30372-95/ГОСТ Р 50397-92
"Совместимость технических средств электромагнитная. Термины и определения" // URL: http://www/infosaint.ra/Pages_gost/3971.htm(дата
обращения: 01.09.2015).
3.25. Методические рекомендации по организации и ведению допроса несовершеннолетних в специализированном помещении на этапе следствия. - СПб: Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи Детям», 2014. - с. 66
3.26. Михайлов А. В. Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры./ А. В.Михайлов. - М.:, -1990.-С. 43—72.
3.27. О неправомерности определения достоверности показаний путем судебной экспертизы. Информационное письмо. Психология и право psyandlaw.ru2016. Том 6. №3. С. 61-78.
3.28. Общая психология: учебник для вузов. / А.Г. Макалков.-СПб: Питер.- 2013.-583с.
3.29. Омигов В.И. Преступность в Пермской области // Российский судья. 2002. №8. С. 31-34.
3.30. Организация и методика расследования дел о преступлениях несовершеннолетних. / под. ред. Л.Л. Каневского, И.М. Лузгин, Г.М. Миньковский. - М.:-1982. - 83 с.
3.31. Основы социальной медицины: учебник - 3-е изд.,/ Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов .-М.: Академия;- 2012.- с. 368.
3.32. Поликашина О. В. Защита прав несовершеннолетних потерпевших в уголовном судопроизводстве // Мировой судья. — 2014. — № 4.
3.33. Прикладная юридическая психология: учеб. пособие / под ред. проф. А. М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА.- 2001. - 639 с.
3.34. Профилактика наркомании и алкоголизма: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. 5-е изд., / Сирота Н.Я., Ялтонский В.М.: Академия;- 2009.¬19с.
3.35. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей: учебное пособие/ И.Л.Башкатов.- М.: Норма, 2013. -54 с.
3.36. Психология личности./ Ковалёв А.Г.- М.: Просвещение.- 1963. - 289 с.
3.37. Расследование и профилактика преступлений
несовершеннолетних./ Л.Л. Каневский - М.: Юрид.лит 1982. - 112 с.
3.38. Расследование особо тяжких и тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних: методические рекомендации.// Следственный комитет РФ Главное управление криминалистики -М:, 2013-с.143.
3.39. Расследование преступлений, совершенных
несовершеннолетними. Учебное пособие./ Л.Ю. Кирюшина.- АлтГУ.-2012.- с.191.
3.40. Реутская И.Е. Психологические особенности допроса несовершеннолетних /И.Е.Реутская, О.И. Бродченко // Прикладная юридическая психология.-, 2008. -№3.- 55-68.
3.41. Российская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессах. М.: НОРМА, 2006. 656 с.
3.42. Руководство адвоката по уголовным делам./под. ред. В.В.Коряковцев, К.В.Питулько- СПб.: ООО «Питер Пресс». - 2006. -с.528.
3.43. Руководство по тактике допроса: учебное пособие./ Г.А. Зорин - М.: Госюриздат.-2008.-с.320
3.44. Савельева М.В., Смушкин А.Б. Криминалистика: учебник. М,: Изд. дом "Дашков и К", 2009. 608 с.
3.45. Тактика следственных действий по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними./ Л.Л. Каневский Уфа.: Восточный университет.- 2001. -С. 78.
3.46. Тетюев С.В. Допрос несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства в России и Украине // СПС "КонсультантПлюс".
3.47. Уалиев К. Формирование личности: влияние общества на преступность подростков / К. Уалиев// Закон и жизнь- 2010.-№8.- С.48-51.
3.48. Уголовное право России. Общая часть: учебник/ под. Ред. В.Н. Кудрявцева, В.В. Лунева, А.В. Наумова. М.:- 2006.-. 540 с.
3.49. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 08.06.2015) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - N 52 (ч. I). - Ст. 4921.
3.50. Уголовный процесс: Учебник для вузов (издание второе, переработанное и дополненное)/Под ред. В.И.Радченко. - М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2006. - с.786.
3.51. Урусов А.А., Психологические особенности личности несовершеннолетних с противоправным поведением/ А.А.Урусов, А.И. Савельев// Психопедагогика в правоохранительных органах. -2008.- №2.-С. 54¬57.
3.52. Шишов Е. Об использовании специальных познаний для получения криминалистически значимой информации в ходе расследования // Уголовное право. 2001. № 4. С. 13-16.
3.53. Эйсман А.А. Заключение эксперта (структура и научное обоснование). М., 1967. 236 с.
3.54. Энциклопедия юридической психологии / под ред. проф. А. М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА.- 2003. - 282.
3.55. Юридическая психология: учебное пособие. / Кирюшина Л.Ю. - Барнаул.: - 2011.- с. 230.
4. Диссертации и авторефераты
4.1. Джабраилова А.Б. Преступность среди студенческой молодежи и проблемы ее предупреждения : автореф. дис.канд. юрид. наук. / А.Б. Джабраилова.- Махачкала.,- 2005. -С 22.
4.2. Зайнуллин Р.И. Теоретические и практические проблемы производства очной ставки с участием несовершеннолетнего обвиняемого: диссертация кандидата юридических наук : автореф.дис. канд. юрид. наук: 12.00.09 / Р.И. Зайнуллин. - Уфа, 2008. - 206 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ