Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РОЛЬ ПОЛИТИКИ ПАМЯТИ В ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ КРЫМА К РОССИИ)

Работа №92384

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

политология

Объем работы79
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
98
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ПОЛИТИКИ ПАМЯТИ 15
1.1 Национальная идентичность: подходы к определению 15
1.2 Особенности формирования национальной идентичности 18
1.3 Политика памяти как инструмент формирования национальной
идентичности 23
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ ПАМЯТИ И ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В КЕЙСЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ КРЫМА
К РОССИИ 31
2.1 Историческая аргументация присоединения Крыма к России в
выступлениях политических лидеров 31
2.2 Оценка присоединения Крыма к России в массовом сознании россиян и в
СМИ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 70


Реферат
выпускной квалификационной работы (магистерская
диссертация) «Роль политики памяти в формировании национальной идентичности (на примере присоединения Крыма к России)».
Объектом исследования выступает структура и процесс формирования российской национальной идентичности, в качестве предмета - содержание и практики политики памяти как механизма формирования национальной идентичности на примере присоединения Крыма к России. Цель диссертационного исследования заключается в оценке роли политики памяти в формировании национальной идентичности в современной России на примере присоединения Крыма к России.
Методологической основой исследования выступили системный, структурно-функциональный и исторический подходы. Исследование проводилось в теоретических рамках социального конструктивизма, постструктурализма и теории стратегических нарративов.
Структура работы соответствует задачам исследования, следует логики их изложения, включает введение, две главы, разделенные на пять параграфов, заключение, список использованных источников и литературы, приложения.
Во введении определяется актуальность исследования, характеризуется ее научно-методологический аппарат.
В первой главе рассмотрены теоретические основы изучения национальной идентичности и политики памяти, охарактеризована политика памяти как инструмент формирования национальной идентичности
Во второй главе анализируются политика памяти и формирование национальной идентичности в России на примере присоединения Крыма к России, описана историческая аргументация присоединения Крыма к России в выступлениях политических лидеров, дается оценка присоединения Крыма к России в массовом сознании россиян и в СМИ.
В заключении представлены основные выводы исследования.
Актуальность темы исследования. Проблема изучения политики памяти и связанных с ней процессов формирования национальной идентичности в современной России является одним из значимых направлений российской политической науки. Транслируемая в массовое сознание информация не случайна. Она специально отбирается коммуникаторами и подготавливается для целевой аудитории. Публикации разного рода, а тем более информационные кампании, нацелены на то, чтобы способствовать формированию у читателей, зрителей, слушателей определенных взглядов и представлений о предметах или явлениях, о событиях и людях. Они направлены и на то, чтобы помогать формированию у них «нужного» коммуникатору общественного мнения, именно поэтому важно рассмотреть и проанализировать значимую для единения россиян, для формирования их национальной идентичности деятельность современных нам российских СМИ в связи с возвращением Крыма в Россию.
Присоединение Крыма фактически развязало информационную войну, но в то же время способствовало росту патриотизма и национального имперского самосознания россиян. До сих пор крымские события неоднозначно трактуются в средствах массовой информации и в выступлениях политических деятелей.
В политической науке тема исторической памяти актуальна, при этом тема Крыма в основном изучается в аспекте геополитики, поэтому соединение этих аспектов целесообразно и научно значимо.
Степень научной разработанности проблемы. В рамках данного исследования можно выделить четыре группы научных исследований, прямо или косвенно посвященных изучаемой теме.
Значительный блок научных работ посвящен изучению понятия национальной идентичности и способам ее выражения в современном мире. В
качестве примера можно выделить исследования А. Ассман , Я. Ассман , В.Н. Бадмаева , П. Бергера , В.В. Бушуева , О.Ю. Малиновой , Т.Н. Самсоновой , А.Т. Урушадзе .Т.В. Евгеньевой, С.В. Иванова, В.В. Ильина , в которых анализируются составные части национальной идентичности, выделяются перспективы ее развития. Идея европейского единства и национальной идентичности представлена в работе О.М. Зотовой . В исследовании Т.М. Зуевой и Е.М. Шкилевой характеризуются механизмы формирования образа власти. Л.Г. Лапина и Е.В. Лапина анализируют представление кризиса идентичности в немецком общественном дискурсе, посвященном постсоветским мигрантам в Германии . Э. Геллнер , Л. Гринфельд и Э. Смит рассматривали теории наций, их развитие и формирования национальной идентичности . В исследовании О.В. Поповой поднимаются вопросы о возможности оценки эффективности национальной идентичности, автор рассматривает несколько подходов к проведению данной оценки .
Вторую группу работ составили статьи и монографии, в которых рассматривается специфика и процесс формирования национальной идентичности в России. В качестве примера можно отметить следующих исследователей: Д.А. Аникин , Г.А. Бордюгов , Е.В. Бродовская , Е.Е. Вяземский , И.А. Ильин , А.И. Миллер , И.С. Семененко . Л.М. Дробижева задается вопросом о противопоставлении российской и национальной идентичности.
В.М. Капицын рассматривает этнические идентичности в период гибридных войн, выделяя особенности их трансформации . О.С. Нагорная обращается в анализу культурной идентичности россиян, выделяя факторы, оказывающие влияние на данный процесс .
В работах В.В. Титова рассматриваются особенности формирования российской национальной идентичности, анализируются факторы, оказывающие существенное влияние на данный процесс . Значительный вклад в изучение национальной идентичности России внесли исследования В.А. Тишкова .
Третья группа научных работ посвящена изучению политики памяти в качестве механизма формирования национальной идентичности. Среди них можно выделить следующих авторов: П. Вирно ,А.А. Воронович О.В. Гаман-Голутвина , К.А. Пахалюк , Я.В. Севастьянова , М. Хальбвакс . В статье В.Н. Сырова, О.В. Головашиной, А.А. Линченко представлен обзор
зарубежных теорий изучения политики памяти. Авторы отмечают возможность применения указанных теорий для изучения национальной идентичности в России . М.В. Кирчанов анализирует политику памяти в качестве средства по формированию исторической идентичности . Интересно исследование Г.В. Касьянова, в котором раскрывается политика современной Украины в отношении формирования исторической памяти . Государственные институты контроля памяти на примере Украинского института национальной памяти рассматриваются в работе А.А. Плеханова.
Четвертую группу научных работ составили публикации, посвященные присоединению Крыма к России. Большинство из них можно расценивать как участие в научном и общественном дискурсе о правомочности и целесообразности данного шага. Некоторые, преимущественно российские, авторы подчеркивают обоснованность и соответствие присоединения Крыма нормам, устанавливающим «право народов на самоопределение» ; западные ученые говорят о нарушении Россией международного права. А.А. Власов рассматривает политику легитимности в международных отношениях .
Ученые сравнивают непризнание Крыма и признание Косово в контексте принципов права народов на самоопределение и территориальной целостности. Например, В.Г. Барановский рассуждает о том, что Москва была солидарна с сербской позицией по Косово, и наоборот, поддержала «право народов на самоопределение» в Крыму, в противовес позиции Украины .
А. Бебье полагает, что население Косово, в отличие от населения Крыма, подвергалось репрессиям, поэтому эти случаи несопоставимы. О.Г. Карпович придерживается другого мнения. Он считает, что крымчане имели право на самоопределение, а процедура проведения референдума соответствовала международным нормам.
Ряд исследований посвящен рассмотрению крымского дискурса в СМИ. Так, С. Хатчингс и Дж. Шостек показали, что российские медиа в своем освещении крымских событий выделяют собственную идентичность России, основанную на культурно-исторической базе . Рассматривая возможные пути развития событий, Дж. Манкофф пришел к выводу о нарастании национализма в Украине и конфликта между российскими и украинскими элитами в результате присоединения Крыма к РФ. В.М. Амиров рассматривает аргументы политической борьбы в публикациях российских и зарубежных СМИ . В работах В.К. Мальковой детально анализируется подача в СМИ крымских событий, рассматривается образ России, который был сформирован как для внутреннего восприятия, так и для внешних партнеров.
Таким образом, в современной науке темы как национальной идентичности, так и присоединения Крыма к России являются довольно востребованными. В то же время, при попытках их комплексного анализа авторы в основном констатируют высокую значимость «крымской весны» для роста национального самосознания. На этом фоне конкретным приемам и технологиям формирования национальной идентичности в рамках данных событий уделяется гораздо меньше внимания. Еще слабее в научной литературе проработан вопрос о применении в изучаемом кейсе политики памяти для формирования национальной идентичности.
Исходя из этого объектом исследования выступает структура и процесс формирования российской национальной идентичности, предметом - содержание и практики политики памяти как механизма формирования национальной идентичности на примере присоединения Крыма к России.
Цель диссертационного исследования заключается в оценке роли политики памяти в формировании национальной ид ентичности в современной России на примере присоединения Крыма к России.
Задачи:
1. Рассмотреть научные подходы к определению национальной идентичности;
2. Охарактеризовать факторы и механизмы формирования национальной идентичности;
3. Выявить особенности политики памяти как инструмента формирования национальной идентичности ;
4. Определить историческую аргументацию присоединения Крыма к России в речах политических лидеров;
5. Проанализировать оценку присоединения Крыма к России в массовом сознании россиян и в СМИ.
Хронологические рамки работы охватывают период с 2014 г. по настоящее время и соответствуют периоду нахождения Крыма в составе России.
Эмпирическая база работы включает в себя несколько групп источников.
Первую группу составляют нормативно-правовые акты, определяющие законодательные основы присоединения Крыма к России , регламентирующие деятельность институтов власти, а также позволяющие охарактеризовать структуру и механизмы данного присоединения.
Вторая группа источников представлена материалами СМИ и информационных интернет-порталов, содержащих описание причин, оценки хода и последствий присоединения Крыма к России.
В третью группу можно отнести выступления представителей власти в отношении вопроса вхождения Крыма в состав России. В качестве основных акторов политического процесса были проанализированы выступления В.В. Путина , представителей МИД России.
Четвертую группу образуют результаты опроса россиян , позволяющие оценить состояние массового сознания в посткрымский период.
В целом обозначенные группы источников позволяют раскрыть содержание темы и решить задачи исследования.
Теоретико-методологической основой исследования выступили системный и структурно-функциональный подходы, которые позволяют рассмотреть политику памяти и процесс формирования национальной идентичности как совокупность символических актов и информационных потоков, оказывающих, в числе прочих компонентов окружающей среды, целенаправленное воздействие на индивидуальное и массовое сознание с целью закрепления в нем определенных ценностей и представлений.
Исторический подход позволил проследить динамику дискурса, посвященного вхождению Крыма в состав России, и вычленить в его структуре историческую аргументацию.
Социальный конструктивизм как базовая методология исследования предполагает изучение процессов социо-психологического конструирования социальной реальности в человеческой активности. Социальная реальность и социальное взаимодействие индивидов рассматриваются как совокупность мыслей, идей и ценностей и не сводятся к материальным условиям. Социальный конструктивизм отрицает существование естественных законов у социальной, экономической и политической сфер. Социальные факторы конституируются в ситуации и природе их взаимоотношений. Социальный конструктивизм акцентирует внимание на образовании социальных конструкций в процессе индивидуально-личностного обучения, сопутствующего межличностному взаимодействию, тогда как социальный конструкционизм рассматривает формирование социальных конструкций в коллективных и групповых социальных процессах.
В этом контексте постструктурализм ориентирует исследователя на поиск общих принципов упорядочения опыта формирования национальной идентичности в современной России, понимаемого как построение знаковых и символических систем; выявление логики порождения, строения и функционирования сложных объектов.
Также методологическим основанием работы выступила теория стратегических нарративов, которая позволяет понять, как акторы добиваются поставленной коммуникативной цели, на чем они основываются, формируя свою позицию в международных отношениях, за счет чего стратегические нарративы становятся привлекательными для аудитории.
Авторы теории стратегических нарративов Л. Розелль, Б. О'Луглин и А. Мискиммон попытались развить концепцию мягкой силы Дж. Ная, рассматривая публично артикулируемые нарративы как инструмент достижения привлекательности и влияния на принятие решений в международной среде. Стратегические нарративы представляют собой «репрезентацию последовательности событий и идентичностей, коммуникативный инструмент, посредством которого политические акторы пытаются придать определенное значение прошлому, настоящему и будущему с целью достижения политических целей» .
Во-первых, данная теория помогает выявить особенности обоснования, под которым мы понимаем «одно из средств легитимации политики, направленное на формирование положительного отношения к политическому курсу посредством использования публичных коммуникативных и риторических средств...» . Во-вторых, поскольку нарратив может
основываться на эмоциональных компонентах культуры, ценностях, стратегические нарративы могут апеллировать как к международному праву, так и исторической памяти, символам, мифам, культуре.
Методами исследования выступают: нормативный анализ правовых актов, контент-анализ средств массовой информации, метод вторичного анализа социологических данных, case-study, сравнительный подход.
Нормативный анализ правовых актов помог проследить попытки правового обоснования присоединения Крыма к России в российском законодательстве.
Метод контент-анализа позволил выявить основные тематические блоки в выступлениях политических лидеров и в материалах СМИ, в рамках которых освещались события в Крыму.
Метод вторичного анализа социологических данных применялся при работе с результатами опроса россиян в отношении их оценки включения Крыма в состав России.
Метод case-study использовался для изучения дискурса по поводу вхождению Крыма в состав России как локализованного, уникального сегмента информационного потока, имеющего свою структуру и динамику.
Сравнительный подход ориентирован на сопоставление позиции политических лидеров и средств массовой информации при описании присоединения Крыма к России.
Новизна исследования заключается в следующих элементах:
- определены особенности политики памяти как инструмента формирования национальной идентичности;
- выявлена историческая аргументация присоединения Крыма к России, использовавшаяся в речах политических лидеров и в СМИ, показано различие ее применения Президентом РФ, МИД РФ и СМИ;
- установлена незначительность влияния исторической риторики политических лидеров и СМИ на массовое сознание россиян относительно присоединения Крыма к России.
Научная и практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы для дальнейшего изучения проблематики использования политики памяти для формирования российской национальной идентичности, в том числе и на примере крымских событий. Кроме того, материалы исследования могут быть использованы для оптимизации PR- работы политических органов и политики СМИ в отношении интерпретации событий в Крыму.
Апробация работы. Основные положения и выводы исследования нашли отражение в трех публикациях и выступлениях автора на научных конференциях: «Евразийство: теоретический потенциал и практические
приложения: материал Десятой Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции» (Барнаул, 2020 г.), «Российский
политический процесс в региональном измерении: история, теория, практика» (Барнаул, 2021 г.) и «Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия» (Москва, 2021 г.).
Структура работы соответствует задачам исследования, следует логике их изложения и включает в себя введение, две главы, разделенные на пять параграфов, заключение, список использованных источников и литературы, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В науке сформировались различные подходы к трактовке национальной идентичности. В широком плане ее можно определить как идентификацию индивида с определенной общностью, стремление перенять ее ценности, представления.
Формирование национальной идентичности представляет собой процесс, на который оказывают влияние различные факторы как внешнего, так и внутреннего порядка. Для нашего государства характерно сплочение граждан для решения определенных внешнеполитических задач, к примеру, противостояние внешнему врагу. Образ «врага», идея противоборства активно используется современными органами власти для оказания влияния на сознание населения. С ростом информатизации и интерактивности становится проще не только влиять на массовое сознание, но и формировать его определенным образом.
Идея сохранения целостности России, ее величия выступает одной из основных, к которым обращаются отечественные политики. При этом формы достижения указанной цели могут быть различными. Органы власти и средства массовой информации активно используют «политику памяти» для укрепления в массовом сознании необходимых им стереотипов.
Политика памяти представляет собой набор политических стратегий по интерпретации прошлого, который включает ряд символических и культурных практик, посредством которых вспоминаются, записываются и отбрасываются события из истории данного сообщества с целью конструирования его политической идентичности в настоящем. Влияние на процессы формирования национальной идентичности является системной функцией «политики памяти» современных государств. Государственная «политика памяти» предполагает целенаправленное воздействие политических акторов на представления, смыслы и символы, которые имеют историческую природу, тесно связаны с сюжетами прошлого.
Данный процесс можно проследить в отношении обоснования присоединения Крыма к России в 2014 г. Необходимо констатировать, что включение Крыма в состав России до сих пор вызывает споры как на международной арене, так и внутри нашей страны. Однозначный подход к указанному политическому событию не сформировался, хотя прошло уже более семи лет.
При объяснении значимости присоединения Крыма президент России В.В. Путин использовал как современные на тот момент, так и исторические аргументы. В качестве последних им подчеркивалось этноязыковое и историческое родство россиян и крымчан, военная история Крыма, а также указание на историческую принадлежность его территории России. Использование идеи общего исторического прошлого приводило к трактовке В.В. Путиным отношений народов как «старшего» и «младшего», эмоциональной привязки слушателей к Крыму.
Другие представители политической власти также использовали историческую аргументацию для обоснования присоединения Крыма. Чаще всего указывалась историческая общность Крыма и России, подчеркивалось, что Крым являлся частью нашей страны, но в силу политических обстоятельств вошел в состав другого государства, что нарушало законодательные нормы российского государства. Необходимо отметить, что позиция МИД России в отношении присоединения Крыма была менее эмоциональной. Чаще всего указывалось на политическую и экономическую необходимость включения полуострова в состав нашей страны, отмечалась общая история, братские взаимоотношения.
Анализ российского информационного пространства показал, что общественная оценка присоединения Крыма в российских средствах массовой информации остается безусловно позитивной и в большей степени эмоциональной, чем рациональной. В процессе оценки «крымских событий» пресса обращается к разным информационным приемам, в том числе, - и к созданию образов «нас» и «их». В условиях усилившейся в последние годы информационной конфронтации, идеологи не могут отказаться от этого приема.
Анализ социологических опросов населения выявил, что большинство россиян положительно относится к включению Крыма в состав России. При этом отмечается абстрагирование самого понятия «польза» от такого присоединения для России - «польза» трактует абстрактно, не примеряя ее по отношению к себе и окружающим людям.
В целом, можно констатировать, что «политика памяти» выступает важным средством формирования национальной идентичности. В то же время, в процессе обоснования необходимости присоединения Крыма к России апеллирование к единой истории значительно уступало обозначению целей «текущего момента» - защите русских, проживающих в Крыму, и укреплению геополитического и экономического положения страны. Этим можно объяснить и тот факт, что, хотя транслируемая органами власти и СМИ риторика в отношении присоединения Крыма была воспринята национальным сознанием, по мере ухудшения социально-экономической ситуации произошло размывание «крымского консенсуса». Как дальше будет развиваться информационная война вокруг Крыма и отношение к ней российского общества, какую роль в этих процессах будет играть политика памяти, на данном этапе сложно спрогнозировать, что актуализирует дальнейшие исследования в этом направлении.



ИСТОЧНИКИ
I НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ И ДОКУМЕНТЫ ОРГАНОВ ВЛАСТИ
1.1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. -
Электрон. дан. - 1997-2020. - Заглавие с экрана. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения
20.05.2021)
1.2 Указ Президента РФ от 02.04.1996 №489 «О Дне единения
народов». [Электронный ресурс]. - Заглавие с экрана. - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=118935 (Дата обращения: 20.05.2021.)
1.3 Указ Президента РФ от 06.06.2011 №705 «О Дне русского языка».
[Электронный ресурс]. - Заглавие с экрана. - URL:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=114820 (Дата обращения: 13.05.2021.)
II ВЫСТУПЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ
2.1 Большая пресс-конференция Владимира Путина // Президент России.
- 2014. - 18 декабря. [Электронный ресурс]. - Заглавие с экрана. - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ transcripts/statements/47250 (дата
посещения: 22.05.2021.).
2.2 Владимир Путин ответил на вопросы журналистов о ситуации в Украине // Президент России. - 2014. - 4 марта [Электронный ресурс]. - Заглавие с экрана. - URL: http://kremlin.ru/events/ president/news/20366 (дата посещения: 22.05.2021).
2.3 Вступительное слово и ответы Министра иностранных дел России С.В. Лаврова на вопросы СМИ в ходе пресс -конференции по итогам переговоров с Госсекретарем США Дж. Керри, Лондон / МИД РФ. - 2014. - 14 марта. [Электронный ресурс]. - Заглавие с экрана. - URL: http://www.mid.ru/press_service/minister_speeches/- /asset_publisher/7OvQR5KJWVmR/ content/id/70650 (дата посещения: 01.06.2021)
2.4 Выступление министра иностранных дел России С.В. Лаврова на
заседании Всемирного координационного совета российских
соотечественников, проживающих за рубежом, Москва / МИД РФ. - 2014. - 14 апреля. [Электронный ресурс]. - Заглавие с экрана. - URL: http://www.mid.rU/press_service/minister_speeches/-/asset_publisher/ 7OvQR5KJWVmR/content/id/65830 (дата посещения: 01.06.2021).
2.5 Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при
ООН В.И. Чуркина на заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Портал «Постоянное Представительство РФ при ООН». - 2014. - 27 марта.
[Электронный ресурс]. - Заглавие с экрана. - URL:
http://russiaun.ru/ru/news/ga_ukrn (дата посещения: 01.06.2021).
2.6 Интервью Министра иностранных дел России С.В. Лаврова
программе «Вести в субботу с Сергеем Брилевым», Москва / МИД РФ. - 2014. - 29 марта. [Электронный ресурс]. - Заглавие с экрана. - URL:
http://www.mid.ru/press_service/minister_speeches/-/asset_publisher/ 7OvQR5KJWVmR/content/id/68466 (дата посещения: 01.06.2021).
2.7 Лавров: Крым навсегда останется с Россией. [Электронный ресурс]. - Заглавие с экрана. - URL: https://rg.ru/2021/03/16/reg-ufo/lavrov-krym-navsegda- ostanetsia-s-rossiej.html (дата обращения 04.06.2021).
2.8 Обращение Президента Российской Федерации [Электронный ресурс]: Президент России: [веб-сайт]. 18 марта 2014 года. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/20603 - Загл. с экрана.
2.9 Послание Президента Федеральному Собранию. 1 марта 2018 г.
[Электронный ресурс]: Президент России: [веб-сайт]. URL:
http://www.kremlin.ru/events/president/news/56957 - Загл. с экрана.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ