РАЗВИТИЕ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИКОМАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ 7
1.1. Развитие логико-математических представлений у детей
дошкольного возраста в образовательном процессе 7
1.2. Организация режимных моментов в образовательном процессе
детского сада 17
1.3. Педагогические условия развития логико-математических
представлений у детей старшего дошкольного возраста в режимных моментах 22
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЛОГИКОМАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ 36
2.1. Анализ уровня развития логико-математических
представлений у детей старшего дошкольного возраста 36
2.2. Методические рекомендации по развитию логико
математических представлений у дошкольников в режимных моментах 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 61
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИКОМАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ 7
1.1. Развитие логико-математических представлений у детей
дошкольного возраста в образовательном процессе 7
1.2. Организация режимных моментов в образовательном процессе
детского сада 17
1.3. Педагогические условия развития логико-математических
представлений у детей старшего дошкольного возраста в режимных моментах 22
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЛОГИКОМАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ 36
2.1. Анализ уровня развития логико-математических
представлений у детей старшего дошкольного возраста 36
2.2. Методические рекомендации по развитию логико
математических представлений у дошкольников в режимных моментах 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 61
Согласно Концепции развития математического образования в Российской Федерации (Распоряжение от 24 декабря 2013 года №2506-р), математика занимает особое место в науке, культуре, и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе. В современном обществе математическое развитие является необходимым для каждого ребенка дошкольного возраста, поскольку математика влияет на интеллектуальное развитие ребенка, расширяет возможности его успешной адаптации к процессам информатизации общества. Математическое развитие ребенка способствуют становлению логической строгости и алгоритмичности мышления, которые во многом определяют и результативность деятельности ребенка в познании мира вне и внутри себя.
В научных исследованиях под логико-математическим развитием детей дошкольного возраста понимаются качественные изменения в их познавательной деятельности, происходящие в процессе формирования и развития логико-математических представлений и связанных с ними логических операций (А.В. Белошистая, З.А. Михайлова, А.А. Столяр, Е.И. Щербакова). А.В. Брушлинский, Л.В. Виноградова, З.И. Калмыкова, А.Н. Колмогоров, В.А. Крутецкий и др. отмечали, что в процессе формирования логико-математических представлений у детей формируются гибкость мыслительных процессов, т.е. нешаблонность, неординарность, умение варьировать способы решения познавательной проблемы, легкость перехода от одного пути решения к другому, умение выходить за пределы привычного способа деятельности и умение находить новые способы решения проблемы при измененных условиях.
В процессе развития логико-математических представлений ребенок вступает в специфические социально-психологические отношения со
временем и пространством (как физическим, так и социальным); у него формируются представления об относительности, транзитивности, дискретности и непрерывности величины и т.п.; познается смысл окружающей действительности; формируется целостная «картина мира». Проблемой развития логико-математических представлений у детей дошкольного возраста занимались А.В. Белошистая, А.М. Вербенец, Т.И. Ерофеева, А.М. Леушина, Л.С. Метлина, З.А. Михайлова, М.Н. Полякова,
Т.Д. Рихтерман, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Е.И. Щербакова и др. Например, А.М. Вербенец, З.А. Михайлова и М.Н. Полякова разрабатывали технологии развития логико-математических представлений у детей, Т.Д. Рихтерман рассматривала вопросы формирования и развития временных представлений у дошкольников, Е.И. Щербакова изучала особенности применения объемных моделей для формирования у дошкольников логикоматематических представлений.
В настоящее время решение образовательных задач в совместной образовательной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей осуществляется не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. При этом образовательную деятельность в режимные моменты не следует рассматривать как дополнение к непосредственно образовательной деятельности. При 10,5-часовом режиме работы дошкольной образовательной организации время реализации образовательной программы составляет от 65 до 80% времени пребывания детей в группах, в зависимости от возраста, из которых примерно 60-68% приходится на режимные моменты и только 5-12 % - на непосредственно образовательную деятельность. К сожалению, многие воспитатели основное внимание уделяют непосредственно образовательной деятельности и недооценивают образовательный потенциал режимных моментов.
На основе анализа педагогической теории и практики мы выявили противоречие между необходимостью развития логико-математических представлений у детей старшего дошкольного возраста и недостаточным использование образовательного потенциала режимных моментов. Решение образовательных задач предусматривается в рамках организованной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы «Развитие логико-математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в режимных моментах» определяет постановку проблемы: каковы педагогические условия развития логико-математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в режимных моментах. Цель исследования заключается в обосновании педагогических условий развития логико-математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в режимных моментах и разработке методических рекомендаций...
В научных исследованиях под логико-математическим развитием детей дошкольного возраста понимаются качественные изменения в их познавательной деятельности, происходящие в процессе формирования и развития логико-математических представлений и связанных с ними логических операций (А.В. Белошистая, З.А. Михайлова, А.А. Столяр, Е.И. Щербакова). А.В. Брушлинский, Л.В. Виноградова, З.И. Калмыкова, А.Н. Колмогоров, В.А. Крутецкий и др. отмечали, что в процессе формирования логико-математических представлений у детей формируются гибкость мыслительных процессов, т.е. нешаблонность, неординарность, умение варьировать способы решения познавательной проблемы, легкость перехода от одного пути решения к другому, умение выходить за пределы привычного способа деятельности и умение находить новые способы решения проблемы при измененных условиях.
В процессе развития логико-математических представлений ребенок вступает в специфические социально-психологические отношения со
временем и пространством (как физическим, так и социальным); у него формируются представления об относительности, транзитивности, дискретности и непрерывности величины и т.п.; познается смысл окружающей действительности; формируется целостная «картина мира». Проблемой развития логико-математических представлений у детей дошкольного возраста занимались А.В. Белошистая, А.М. Вербенец, Т.И. Ерофеева, А.М. Леушина, Л.С. Метлина, З.А. Михайлова, М.Н. Полякова,
Т.Д. Рихтерман, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Е.И. Щербакова и др. Например, А.М. Вербенец, З.А. Михайлова и М.Н. Полякова разрабатывали технологии развития логико-математических представлений у детей, Т.Д. Рихтерман рассматривала вопросы формирования и развития временных представлений у дошкольников, Е.И. Щербакова изучала особенности применения объемных моделей для формирования у дошкольников логикоматематических представлений.
В настоящее время решение образовательных задач в совместной образовательной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей осуществляется не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. При этом образовательную деятельность в режимные моменты не следует рассматривать как дополнение к непосредственно образовательной деятельности. При 10,5-часовом режиме работы дошкольной образовательной организации время реализации образовательной программы составляет от 65 до 80% времени пребывания детей в группах, в зависимости от возраста, из которых примерно 60-68% приходится на режимные моменты и только 5-12 % - на непосредственно образовательную деятельность. К сожалению, многие воспитатели основное внимание уделяют непосредственно образовательной деятельности и недооценивают образовательный потенциал режимных моментов.
На основе анализа педагогической теории и практики мы выявили противоречие между необходимостью развития логико-математических представлений у детей старшего дошкольного возраста и недостаточным использование образовательного потенциала режимных моментов. Решение образовательных задач предусматривается в рамках организованной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы «Развитие логико-математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в режимных моментах» определяет постановку проблемы: каковы педагогические условия развития логико-математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в режимных моментах. Цель исследования заключается в обосновании педагогических условий развития логико-математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в режимных моментах и разработке методических рекомендаций...
В результате теоретического исследования и экспериментальной работы нами были поставлены и решены следующие задачи исследования.
Мы рассмотрели содержание развития логико-математических представлений у детей дошкольного возраста в образовательном процессе, которое заключается том, что психологические особенности и закономерности восприятия ребенком множества предметов, чисел, пространства, времени служат основой при разработке содержания образовательной деятельности по развитию логико-математических представлений. Следует отметить, что проблема развития логико-математических представлений у детей дошкольного возраста освещена в трудах А.В. Белошистой, А.М. Вербенец, Т.И. Ерофеевой, А.М. Леушиной, Л.С. Метлиной, З.А. Михайловой, М.Н. Поляковой, Т.Д. Рихтерман, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаевой, Е.И. Щербаковой и др. Развитие логико-математических представлений - это сдвиги и изменения в познавательной активности дошкольника, которые происходят в результате формирования элементарных логико-математических представлений и связанных с ними логических операций.
Мы раскрыли специфику организации режимных моментов в образовательном процессе детского сада. Под режимом дня ребенка дошкольного возраста принято понимать «научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности». Организация режимных моментов должна «строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей».
Нами были обоснованы педагогические условия развития логикоматематических представлений у детей старшего дошкольного возраста в режимных моментах.
Экспериментальная работа осуществлялась на основании диагностики исходного уровня развития логико-математических представлений у детей старшего дошкольного возраста и анализа деятельности воспитателей по организации режимных моментов в детском саду. Мы выявили, что у 1 (5%) ребенка высокий уровень развития логико-математических представлений, у 7 (35%) детей - средний уровень, у 12 (60%) детей - низкий уровень развития логико-математических представлений.
Для обоснования педагогических условий по развитию логикоматематических представлений у дошкольников в режимных моментах мы разработали методические рекомендации в соответствии с содержанием работы по развитию логико-математических представлений у дошкольников в режимных моментах. Мы считаем, что для организации данной работы воспитателю необходимо планировать образовательную деятельность дошкольников в режимных моментах: иметь четко сформулированную цель и задачи. Мы пришли к выводу, что эффективность работы воспитателей по развитию логико-математических представлений у дошкольников в режимных моментах зависит от содержания и объема образовательного материала. Следует отметить, что воспитателю необходимо обеспечить развитие логико-математических представлений у детей дошкольного возраста в режимных моментах в течении времени, утвержденного СанПиН в доступном для детей темпе. В процессе развития логико-математических представлений у дошкольников в режимных моментах необходимо осуществлять подбор адекватных средств под тот или иной вид образовательной деятельности. Методы и приемы работы с детьми должны отвечать возрастным и индивидуальным особенностям детей старшего дошкольного возраста, способствовать усвоению логико-математических представлений в режимных моментах с учетом индивидуального и дифференцированного подходов. Разработанные нами методические рекомендации позволяют более эффективно организовать педагогические условия по развитию логико-математических представлений у дошкольников в режимных моментах.
Таким образом, задачи исследования были решены и гипотеза исследования обоснована.
Мы рассмотрели содержание развития логико-математических представлений у детей дошкольного возраста в образовательном процессе, которое заключается том, что психологические особенности и закономерности восприятия ребенком множества предметов, чисел, пространства, времени служат основой при разработке содержания образовательной деятельности по развитию логико-математических представлений. Следует отметить, что проблема развития логико-математических представлений у детей дошкольного возраста освещена в трудах А.В. Белошистой, А.М. Вербенец, Т.И. Ерофеевой, А.М. Леушиной, Л.С. Метлиной, З.А. Михайловой, М.Н. Поляковой, Т.Д. Рихтерман, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаевой, Е.И. Щербаковой и др. Развитие логико-математических представлений - это сдвиги и изменения в познавательной активности дошкольника, которые происходят в результате формирования элементарных логико-математических представлений и связанных с ними логических операций.
Мы раскрыли специфику организации режимных моментов в образовательном процессе детского сада. Под режимом дня ребенка дошкольного возраста принято понимать «научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности». Организация режимных моментов должна «строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей».
Нами были обоснованы педагогические условия развития логикоматематических представлений у детей старшего дошкольного возраста в режимных моментах.
Экспериментальная работа осуществлялась на основании диагностики исходного уровня развития логико-математических представлений у детей старшего дошкольного возраста и анализа деятельности воспитателей по организации режимных моментов в детском саду. Мы выявили, что у 1 (5%) ребенка высокий уровень развития логико-математических представлений, у 7 (35%) детей - средний уровень, у 12 (60%) детей - низкий уровень развития логико-математических представлений.
Для обоснования педагогических условий по развитию логикоматематических представлений у дошкольников в режимных моментах мы разработали методические рекомендации в соответствии с содержанием работы по развитию логико-математических представлений у дошкольников в режимных моментах. Мы считаем, что для организации данной работы воспитателю необходимо планировать образовательную деятельность дошкольников в режимных моментах: иметь четко сформулированную цель и задачи. Мы пришли к выводу, что эффективность работы воспитателей по развитию логико-математических представлений у дошкольников в режимных моментах зависит от содержания и объема образовательного материала. Следует отметить, что воспитателю необходимо обеспечить развитие логико-математических представлений у детей дошкольного возраста в режимных моментах в течении времени, утвержденного СанПиН в доступном для детей темпе. В процессе развития логико-математических представлений у дошкольников в режимных моментах необходимо осуществлять подбор адекватных средств под тот или иной вид образовательной деятельности. Методы и приемы работы с детьми должны отвечать возрастным и индивидуальным особенностям детей старшего дошкольного возраста, способствовать усвоению логико-математических представлений в режимных моментах с учетом индивидуального и дифференцированного подходов. Разработанные нами методические рекомендации позволяют более эффективно организовать педагогические условия по развитию логико-математических представлений у дошкольников в режимных моментах.
Таким образом, задачи исследования были решены и гипотеза исследования обоснована.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАВ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ КОМПЛЕКСНО-
ТЕМАТИЧЕСКОГО ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА В МАТЕМАТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА В
МАТЕМАТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017 - Логико-математические игры как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - Применение игровых технологий в развитии математических способностей детей дошкольного возраста
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 350 р. Год сдачи: 2020 - ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ МАТЕМАТИКЕ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО
МАТЕРИАЛА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2018 - Моделирование как средство развития математических представлений в дошкольном возрасте
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019





