Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО СИСТЕМЕ МАРИИ МОНТЕССОРИ

Работа №29220

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы116
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
921
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I Теоретические основы развития элементарных математических представлений старших дошкольников 8
1.1. Развитие элементарных математических представлений в психолого -
педагогической литературе 8
1.2. Методы развития элементарных математических представлений старших
дошкольников 16
1.3. Применение системы Марии Монтессори для развития элементарных
математических представлений 24
Выводы по I главе 34
Глава II Опытно - экспериментальное исследование развития элементарных математических представлений старших дошкольников 36
2.1 Выявления исходного уровня развития элементарных математических
представлений старших дошкольников 36
2.2 Разработка и апробация программы «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством организации работы по разделу «Математика» (Система М. Монтессори)» 50
2.3 Анализ и обсуждение результатов эксперимента 64
Выводы по II главе 73
Заключение 75
Библиографический список 79
Приложения


В детском саду ребёнок должен усваивать элементарные математические знания, поскольку математика - один из наиболее сложных предметов в школьном цикле. Однако проблема формирования и развития математических способностей детей - одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. В образовательном процессе детского сада основам математики отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: подготовке школьному обучению, обилием информации, получаемой ребёнком, повышенное внимание к компьютеризации, желанием сделать образовательный процесс более интенсивным. Традиционно проблему усвоения и накопления запаса знаний математического характера в дошкольной педагогике связывают в основном с формированием представлений о натуральном числе и действиях с ним (счёт, присчитывание, арифметические действия, сравнение чисел и другое).
Развитие элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей. Для ребёнка-дошкольника основной путь такого развития - эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего собственного чувственного опыта.
Накопление этого чувственного опыта связано с активностью сенсорных способностей ребёнка, «переработку» его обеспечивают интеллектуальные способности. Для дошкольника содержание должно быть чувственно воспринимаемо, поэтому в работе с дошкольниками так важно применение занимательного материала. Занимательность маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далёкой от жизни детей. Ребёнку на занятиях нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Занимательный материал влияет на формирование произвольности психических процессов, на развитие произвольности внимания, на произвольную память. Потребность в общении, в элементарном поощрении вынуждает ребёнка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.
Развитию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Математическое развитие дошкольника - это процесс качественного изменения в интеллектуальной сфере личности, который происходит в результате формирования у ребенка математических представлений и понятий.
Долгое время концепции первоначального обучения маленьких детей числу и счету строились либо на основе умозрительных теоретических построений, либо путем эмпирического опыта. Выдающиеся мыслители прошлого (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский), видные деятели в области дошкольного воспитания за рубежом (М. Монтессори, Ф. Фребель) и в нашей стране (Ф. Н. Блехер, Е. И. Тихеева) успешно сочетали непосредственную работу с детьми с теоретическим осмыслением ее результатов.
Педагоги той эпохи под влиянием требований развивающейся практики пришли к выводу о необходимости подготовки детей к усвоению математики. Ими высказывались определённые предложения о содержании и методах обучения детей, в основном в условиях семьи.
Методы развития у детей представлений о числе и форме нашли своё отражение и дальнейшее развитие в системах сенсорного воспитания немецкого педагога Ф. Фребеля (1782-1852), итальянского педагога М. Монтессори (1870-1952) и др. В целом обучение математике по системе Марии Монтессори начиналось с сенсорного впечатления, затем осуществлялся переход к пониманию символа, что делало математику привлекательной и доступной даже для 3 - 4 - летних детей.
Итак, передовые педагоги прошлого, русские и зарубежные, признали роль и необходимость первичных математических знаний в развитии и воспитании дошкольников, выделяли при этом счёт в качестве средства умственного развития и настоятельно рекомендовали обучать детей ему как можно раньше, примерно с 3-х лет.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в дошкольном возрасте развитие элементарных математических представлений у детей является одним из важных направлений работы дошкольных образовательных учреждений.
Осмысление важности содержания образования в процессе формирования элементарных математических представлений отражено в общетеоретических разработках B.C. Леднева, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина. Научно-теоретические положения о содержании дошкольного математического образования разработаны в исследованиях А.В. Белошистой, Е.С. Деминой, Т.И. Ерофеевой, A.M. Леушиной, З.А. Михайловой, А.А. Столяра, Т.В. Тарунтаевой и др. Пониманию значимости внедрения этнических традиций в содержание общего образования способствуют результаты изучения национально-региональных вопросов содержания образования Д.М. Бурхиновым, Л.С. Васильевой, Г.Н. Волковым, Д.А. Даниловым, С.Д. Намсараевым и другие. Значительный интерес для нашего исследования представляют результаты разработок региональных аспектов содержания математического образования А.В. Ивановой, Н.А. Корощенко, А.С. Монгуш, С.С. Салаватовой, А.Г. Толмашова, Е.И. Якшина.
Объект исследования: процесс развития элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактического материала М. Монтессори.
Предмет исследования: развитие элементарных математических представлений старших дошкольников по системе Марии Монтессори.
Цель исследования: изучить педагогическую теорию и практику по проблеме развития у детей старшего дошкольного возраста элементарных математических представлений с использованием дидактического материала М. Монтессори.
Гипотеза исследования: процесс развития элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если имеет концептуальную основу, носит целенаправленный и системный характер, осуществляется в активной детской деятельности.
Задачи исследования:
- изучить педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
- рассмотреть методику развития у детей старшего дошкольного возраста элементарных математических представлений по системе М. Монтессори в разделе «Математика в Монтессори - группе»;
- систематизировать практический материал, способствующий развитию у детей старшего дошкольного возраста элементарных математических представлений.
Методы исследования:
1) теоретические: анализ педагогической и учебно - методической литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические методы: педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
3) методы качественного и количественного анализа полученных результатов исследования;
База исследования МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №387» Московского района г. Казани
Практическая значимость исследования состоит в том, что была разработана программа «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством организации работы по разделу «Математика» (Система М. Монтессори)». Материалы исследования могут быть использованы в практической деятельности педагогов дошкольной образовательной организации и родителей в работе с дошкольниками.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы и приложений.
Работа содержит 12 таблиц, 11 диаграмм, 14 приложений.
Объем работы 83 страницы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Математическая подготовка очень важна не столько с предметной, сколько с психологической точки зрения для первоначального развития детей.
В этот период ребенок постепенно адаптируется к новому видению мира и приучается к специфике количественной оценки окружающей действительности. С точки зрения психологии восприятия характеристика «количество» является опосредованной, ее осознание и вычленение происходит тогда, когда ребенок научается видеть отдельные детали «цельного» объекта или отдельные элементы множества как «цельной» группы. Не случайно все психологические тесты готовности шестилетнего ребенка к школе построены на определении им адекватности восприятия не количественных характеристик, а формы: её распознавания и воспроизведения.
На наш взгляд, математика должна занимать особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных математических представлений и понятий, как счет, число, измерение, величина, геометрические фигуры, пространственные отношения. Конечно же, содержание обучения должно быть направлено на развитие у детей этих основных математических представлений и понятий, вооружить их приемами математического мышления - сравнением, анализом, рассуждением, обобщением, умозаключением.
Следовательно, важным показателем умственного развития ребенка к концу дошкольного возраста является, сформированность образного и основ словесно-логического мышления, воображения, творчества, овладение умениями классифицировать, обобщать, схематизировать, моделировать, отражая и контролируя результаты познавательной деятельности в диалоге и монологе.
Математика не является неким особо сложным явлением, суть которого может постигнуть только специально одарённый человек. Математическое сознание присуще любому человеку, в том числе и маленькому, потому что тесно связано с его обыденной жизнью.
Ребёнок отражает действительность на уровне представлений, а эти связи усваиваются им в результате непосредственного восприятия вещей и деятельности с ними. Из этого следует, что ребёнок - дошкольник не обладает достаточными способностями для того, чтобы связывать друг с другом временные, пространственные и причинные последовательности и включать их в более широкую систему отношений.
По-нашему мнению, особенностью развития математических представлений в педагогической системе М. Монтессори является то, что ребёнок движется от восприятия конкретных предметов, сравнения их друг с другом к построению рядов от большего к меньшему и пр. При этом он действует сообразно интенсивно развивающимся в этот период его жизни чувствам: зрению, слуху, осязанию и др. Детский ум одновременно впитывает многообразный сенсорный и моторный опыт, развивая при этом математические способности.
Целью констатирующего этапа экспериментального исследования было выявление уровня развития элементарных математических представлений старших дошкольников.
В соответствии с целью исследования были определены следующие экспериментальные задачи:
1) определить эмпирическую базу исследования;
2) подобрать комплекс диагностических методик, направленных на изучение уровня развития элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста;
3) провести констатирующий этап экспериментального исследования;
4) сделать качественный и количественный анализ результатов обследования сравнительной и экспериментальной групп.
Анализируя данные констатирующего этапа эксперимента можно сделать вывод, что дети свободно выполняли условия заданий, самостоятельно работали с сенсорным и математическим материалом М. Монтессори, использовали в речи математическую терминологию, переносили имеющийся опыт в новые ситуации. Использование материала М. Монтессори благоприятно влияет на развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
На формирующем этапе была разработана и апробирована специальная программа «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством организации работы по разделу «Математика» (система М. Монтессори)».
При реализации программы «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством организации работы по разделу «Математика» (Система М. Монтессори)» дети свободно ориентировались в условиях заданий, успешнее выполняли их, самостоятельно работали с сенсорным и математическим материалом Монтессори, самостоятельно производили контроль ошибок и исправляли их, с удовольствием выполняли упражнения сочетая разный материал Монтессори, активнее использовали в речи математическую терминологию, переносили имеющийся опыт в новые ситуации. Эффективность использования материала М. Монтессори доказывается тем, что уровень развития элементарных математических представлений у детей стал в целом значительно выше.
На контрольном этапе было проведено диагностирование, направленное на развитие элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста с использованием материала М. Монтессри. Из полученных результатов качественного и количественного анализа можно сделать вывод: в контрольной и экспериментальной группе выявлена положительная динамика уровня развития элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, подтверждается гипотеза о том, что развитие элементарных математических представлений старшего дошкольного возраста имеет положительный результат в познавательном развитии детей, применяя в практике педагогов и воспитателей дошкольных образовательных организациях в образовательном процессе сенсорные и математические материалы М. Монтессори.



1. Альтхауз, Д. Цвет-форма-количество: Опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста / русский перевод под редакцией В.В Юртайкина / Д. Альтхауз, Э. Дум. - М.: Просвещение, 2004. - с.64.
2. Алябьева, Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет / Е.А. Алябьева. - М.: Творческий центр Сфера, 2015. - С.69.
3. Баряева, Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии) / Л.Б. Баряева. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. - С.16.
4. Белоус, Т.К. Организация работы по математике в
малокомплектном детском саду / Т.К. Белоус и др. // Дошкольное воспитание, 2016. - № 4. - С.44.
5. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников / А.В. Белошистая. - М.: ВЛАДОС, 2015, - С.27.
6. Березина, Р.И. Обучение детей подготовительной группы измерению. / Р.И. Березина // Дошкольное воспитание, 2011. - № 10.- С.12-14.
7. Боброва, Н.Б. Монтессори у вас дома. Математика / Н.Б. Боброва. - СПб.: Питер, 2017. - 128 с.
8. Веракса, Н.С. Формирование единых временнопространственных представлений / Н.С. Веракса // Дошкольное воспитание, 2014.- № 5.- С.27-29.
9. Водопьянов, Е.Н. Формирование начальных геометрических понятий у дошкольников / Е.Н. Водопьянов // Дошкольное воспитание, 2013.- № 3.- С.35-38.
10. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада / Составитель А.К. Бондаренко, А.И. Матусик // переработанное и дополненное - 2-е издание, М.: Просвещение, 2011.
11. Выготский, Л Этюды по истории поведения / Л. Выготский, А. Лурия. - М.: «Педагогика-Пресс», 1993. - 89 с.
12. Годинай, Г.Н. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста / Г.Н. Годинай, Э.Г. Пилюгиной. - М.: Просвещение, 1988. - с.42.
13. Гусейнов, А.З. История развития педагогической мысли / А.З. Гусейнов. - Саратов: 2015, - С.74.
14. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет / Под редакцией А.А. Столяра / - М.: «Русак», 2017.-75с.
15. Данилова, В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях / В.В. Данилова. - М.: Просвещение, 2017. - С.38.
16. Данилова, В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях / В.В. Данилова. - М.: Регион, 2016, - с.45.
17. Дидактические игры и упражнения но сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада / Под редакцией Л. А. Венгера / 2-е издание, переработанное и дополненное - М.: Просвещение, 2011.-143с.
18. Дмитриева, В.Г. Методика раннего развития М. Монтессори / B. Г. Дмитриева. - М.: 2015. - С.44-55.
19. Ерофеева, Т.И. Математика для дошкольников: книга для воспитателя детского сада / Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. - М.: Дрофа, 2014. - 334 с.
20. Житомирский, В.Г. Геометрия для малышей / В.Г. Житомирский, Л.Н. Шеврин. - М.: 2016. - 331 с.
21. Интеграция педагогики М. Монтессори с отечественным образовательным пространством / под ред. К.Е. Сумнительного. - М.: АПК и ПППРО, 2016. - С.21.
22. Каразану, В.Н. Ориентирование в пространстве (старший дошкольный возраст) / В.Н. Каразану // Дошкольное воспитание, 2000. - № 5 C. 50-53.
23. Карпова, Е.Д. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов / Е.Д. Карпова. - Ярославль: «Академия развития», 1977. - 240 с.
24. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения / Я.А. Коменский. - М.: 1955. - С.303-304.
25. Корнеева, Г.А. Роль предметных действий в формировании понятия числа у дошкольников / Г.А. Корнеева. - Вопросы психологии, 2014. - №2.- С.31.
26. Корнеева, Г.А. Методические указания к изучению курса «Формирование элементарных математических представлении у детей дошкольного возраста» / Г.А. Корнеева, Т.А. Мусеибова. - М.:, 2000. - 444 с.
27. Кузнецова, Г.Н. Создание предметно-развивающей среды в группе кратковременного пребывания детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении / Г.Н. Кузнецова / Актуальные вопросы современной педагогики: материалы международной научной конференции / Под редакцией Г.Д. Ахметовой / - Уфа:, 2016. - С.58-60.
28. Леушина, А.М. Занятия по счету в детском саду / А.М. Леушина. 2-е издание - М.: 2015. - С.54-55.
29. Метлина, А.С. Математика в детском саду / А.С. Метлина. - М.: Просвещение, 1984.- С.79.
30. Метлина, А.С. Занятия по математике в детском саду: (Формирование у дошкольников элементарных математических представлений). Пособие для воспитателя дети. Сада / А.С. Метлина. - 2-е издание, дополненное - М.: Просвещение, 1985. - С.20-30.
31. Методика воспитательной работы / под. ред. В.А. Сластёнина. 7 издание, - М.: Издательский центр «Академия», 2015, - С.33.
32. Монтессори, М. Антропология / М. Монтесори. - М.: 2007, - С.44.
33. Монтесссори, М. Мой метод / М. Монтесори. - И.: АСТ, 2006. -С.12-50.
34. Монтессори, М. Впитывающий разум ребенка / М. Монтессори. - С-П.: Благотворительный фонд «Волонтеры», 2011, - с.230
35. Песталоцци, И.Г. Педагогические сочинения / И.Г. Песталоции. - М.: 1950. - С.273.
36. Пиаже, Ж. Генезис элементарных логических структур / Ж. Пиаже, Б. Инельдер. - М.: 1963. - С.336.
37. Программа воспитания и обучение в детском саду. Под редакцией М.А. Васильевой / М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозайка-Синтез 2016. - С.231.
38. Программа «Математика в Монтессори - группе для детей 3-6 лет» / Под редакцией Л.Ю. Климентьевой. - М.: 2013. - 64 с.
39. Репина, Г.А. Математическое моделирование на плоскости со старшими дошкольниками / Г.А. Репина. - СПб.: «Издательство «Детствопресс», 2011. - С.41.
40. Репина, Г.А. Математическое развитие дошкольников Современные направления / Г.А. Репина. - М.: Творческий центр Сфера, 2016. - С.127.
41. Сай, М.К. Математика в детском саду / М.К. Сай, Е.И. Удальцова. - Минск: «Народная Асвета», 2016. - С.89.
42. Сербина, Е.В. Математика для малышей / Е.В. Сербина. - М.: Просвещение, 2012. - с.43
43. Скуднова, Т.Д. Гуманистические традиции мировой социальной педагогики / Т.Д. Скуднова, К.М. Хоруженко. - Таганрог:, 2016. - С.33.
44. Смоленцева, А.А. Математика до школы / А.А. Смоленцева, О.В. Пустовой. - СПб.: «Детство-Пресс», 2014. - С.52.
45. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под редакцией Т.И. Ерофеевой. - 2-е издание, стереотип - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - С.68.
46. Сорокова, М.Г. Система М. Монтессори. Теория и практика 3-е издание / М.Г. Сорокова, Д.Г. Сороков. - М.: «Академия», 2016. - С.28.
47. М.Г. Сорокова, Математика по методу Монтессори для дошкольников и школьников / М.Г. Сорокова, Д.Г. Сороков. - М.: Форум, 2016. - С.31-41.
48. Столяр, А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / А.А. Столяр. - М.: Просвещение, 1988. - С.114.
49. Фрёбель, Ф. Педагогические сочинения: в 2 т. Т. 1. Воспитание человека / под редакцией Д. Н. Королькова / Ф. Фрёбель. - М.: 1913. - С.12-13.
50. Чумакова, И.В. Формирование дочисловых элементарных математических представлений у дошкольников с нарушением интеллекта / И.В. Чумакова. - М.: Владос, 2001. - С.34-84.
51. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. - М.: Владос, 2016. - С.116.
52. Матвеева, О.А. Программа «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством организации работы по разделу «Математика» (система М. Монтессори): [Электронный ресурс] / Матвеева
О.А. / Электронный журнал «Вестник Просвещения»/ - №3, 2018. - С.335- 418. ttps://vestnikprosveshheniya.ru/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ