ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. Понятие «Свобода» в философии и этике. Дефиниционный анализ в лексикографических источниках и в корпусе немецкого языка
7
1.1 Содержательная сторона понятия «свобода» в философских
источниках
7
1.2 Дефиниционный анализ понятия «Freiheit» в немецкоязычных
словарях 1
2
Выводы по ГЛАВЕ 1 15
ГЛАВА II. Немецкая национальная концептосфера и выявление места концепта «Freiheit» в ней 17
2.1 Понятие национальной концептосферы 17
2.2 Принципы выявления ключевых концептов и методика исследования
концепта «Freiheit» 21
Выводы по ГЛАВЕ II 27
ГЛАВА III. Языковая репрезентация концепта «Freiheit» как одного из ключевых концептов немецкой национальной концептосферы 29
3.1 Экспликация категориальных признаков с помощью фразеологизмов ...29
3.2 Экспликация категориальных признаков с помощью афоризмов 32
3.3 Экспликация категориальных признаков с помощью цитат 36
Выводы по главе III 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ 50
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА 51
В настоящее время значительно вырос интерес к исследованию различных концептов. Концепт является основным понятием такой науки как когнитивная лингвистика, которая занимается изучением мыслительных процессов с точки зрения языка. Языковое понимание концепта, складывалось под воздействием логики и культуры. Изучением данного феномена занимались многие ученые, например: Н.Д. Арутюнова, С.А. Аскольдов, А.П. Бабушкина, Г.И. Берестнева, С.Г. Воркачев, В.И. Карасик, Е.С. Кубрякова, Д.С. Лихачев, Ю.С. Степанов и другие. Они решали вопросы о структуре, типологии, вербализации концептов и методах их изучения.
Особенно большой интерес вызывали и вызывают универсальные концепты, которые по своей природе являются сложными и абстрактными. Данные концепты имеют большую значимость для любой культуры и помогают выявить специфические особенности любой культуры. В работе исследуется один из таких концептов.
Актуальность исследования заключается в том, что концепт «Freiheit» является межкультурной и значимой единицей, которую воспринимают народы разных культур, внося в его понимание на протяжении всего существования истории и развитии культуры что-то новое. Данный концепт содержит в себе важные сведения о культуре той или иной страны, которые отражаются в языке и помогают выявить национальнокультурные сходства и различия. Выявление национальной концептосферы на основе концепта «Freiheit» в немецкой культуре, помогает выяснить особенности данной культуры, узнать о менталитете и стереотипах немецкого народа, а также помогает выявить значимые, присущие только данной культуре, особенности. Концепт «Freiheit» считается одной из жизненных ценностей, которая определяет мироощущение и поведение народа. Специфика проявления данного концепта в немецкой лингвокультуре изучена достаточно глубоко, однако изменения, которые происходят в современном немецком обществе, требуют вновь и вновь определенного переосмысления зафиксированных в языке и передающихся культурных установок и стереотипов из поколения в поколение.
Объект
исследования: концепт «Freiheit», имеющий национально-культурную
специфику в немецкой картине мира.
Предмет исследования: изучение фразеологических репрезентаций концепта «Freiheit» и экспликация особенностей при формировании концептосферы немецкого этноса.
Цель работы заключается в том, чтобы на основе фразеологизмов, афоризмов и цитат выявить концептуальные признаки концепта «Freiheit». Поставленная цель предполагает решение следующих задач: 1. определить содержательную сторону
понятия «свобода» в философских источниках;
2. провести дефиниционный анализ
понятия «Freiheit» с помощью немецкоязычных словарей;
3. обобщить точки зрения ученых о
«национальной концептосфере»; 4. выявить ключевые принципы
структурирования концептов и разработать методику исследования концепта «Freiheit»; 5. эксплицировать категориальные
признаки концепта «Freiheit» с помощью фразеологизмов, афоризмов и цитат...
1. Концепт представляет собой квант знания, который несет в себе информацию об определенном объекте или явлении, а концептосфера - это совокупность различных концептов, из которых складывается культура народа. Национальная концептосфера - это область знаний, которая обогащается с помощью культуры, истории, религии, фольклора, литературы отдельной нации.
2. Исследуемый концепт, как упоминалось выше, относится к универсальным концептам, то есть он содержат в себе информацию о ценностях культуры, с помощью которых раскрываются особенности менталитета определенного народа и выявляются его национальные черты. Лучше всего помогает раскрыть особенности менталитета и выявить национальные черты такие единицы языка как фразеологизмы, поэтому в данной работе концепт «Freiheit» рассматривался с помощью фразеологических единиц. Фразеологизмы - это языковые единицы, которые на протяжении многих веков передавали накопленный человеком опыт и обогащали языковую сферу немецкой картины мира.
3. Концепт «Freiheit» относится к гештальтному типу концептов, который представляет собой образ или видение каждого отдельного человека на определенную ситуацию, а данный образ или видение формируется из таких компонентов как: эмоции, чувства, переживания, восприятие. Это говорит о том, что данный концепт является сложным и многосторонним.
4. Концепт «Freiheit» - это культурно значимое явление, которым с давних пор интересовались различные мыслители. Особое место данный концепт занимает в философии и этике. Философы пытались разобраться, что представляет собой свобода. Они сошлись в мнении о том, что понятия «свобода» и «человек» тесно взаимодействуют друг с другом. Человек является свободным существом, который обладает правом на свободу мысли и действия.
5. Эксплицированные признаки позволяют констатировать, что концепт «Freiheit» занимает довольно важное место в немецкой картине мира, который проникает в различные сферы деятельности немецкого народа.
6. В немецкой культуре концепт «Freiheit» обладает довольно широкими семантическим и синтагматическим тематическими группами:
a) «Unabhangigkeit»;
b) «Die Moglichkeit oder das Recht, in jedem Bereich frei zu handeln»;
c) «Vorteil, Privileg, Recht, etwas zu machen».
7. Природа значений фразеологизмов связана с фоновыми знаниями, с практическим опытом, с культурно-историческими традициями народа. Экспликация категориальных признаков концепта «Freiheit» с помощью фразеологизмов, афоризмов и цитат, показала, что наибольшее количество признаков, которые удалось выявить из ценностно- маркированных выражений, относится к такой группе значений как: «Unabhangigkeit», довольно часто встречаются признаки второй группы значений: «Die Moglichkeit oder das Recht, in jedem Bereich frei zu handeln». Реже встречаются признаки третьей группы: «Vorteil, Privileg, Recht, etwas zu machen». Помимо этого выделяются признаки, которые не входят в данные группы значений, например такие признаки как: «Einsamkeit»; «Liebe», «Mut»; «Wert»; «Ausdauer»; «Befreiung».
8. В качестве перспективы исследования можно определить
следующую: интерпретация комплексной информации об отражаемом
явлении («Freiheit») современным общественным сознанием и отношения общественного сознания к данному явлению через анализ вербализации с помощью различных языковых единиц в современном немецком языке.
1. Агеев В.С. Психологическое исследование социальных стереотипов // Вопросы психологии. - 1986. - № 1. - С. 95-102.
2. Алефиренко Н.Ф. Проблема вербализации концепта. Волгоград, Перемена, 2003. - 97 с.
3. Алефиренко Н.Ф. Протовербальное порождение культурных концептов и их фразеологическая репрезентация // Филол. науки. 2002. - № 5. - С. 72-81.
4. Алефиренко Н.Ф. Этноязыковое кодирование смысла в зеркале культуры // Мир русского слова. СПб., 2002. - № 2. - С. 60-74.
5. Антология концептов / под ред. В.И. Карасика, И.А. Стернина. - М.: Гнозис, 2007. - 512 с.
6. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. - Воронеж, 1996. - 104 с.
7. Болдырев Н.Н. Концептуальная основа языка // Когнитивные исследования языка. Концептуализация мира в языке. - М.: Тамбов,
2009. - Вып. IV. - С. 25-78.
8. Болдырев Н.Н. Концептуальное пространство когнитивной лингвистики / Вопросы когнитивной лингвистики. - 2004. - № 1. - С. 18-36.
9. Болотнова Н.С. Методика анализа концептуальной структуры художественного текста // Слово - сознание - культура: Сб. науч. тр. М.: Флинта: Наука, 2006. - С. 309-318.
10. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. М.: Языки славянской культуры, 2001. - 288 с.
11. Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки. - 2001. - № 1. - С. 64-72.
12. Гачев Г. Национальные образы мира. - М., 1998. - 429 с.
13. Гурочкина А.Г. Актуальные проблемы современной
лингвокультурологии // Вестник Чуваш. пед. ун-та. Чебоксары, 2003. - № 4. - С. 38-45.
14. Гурочкина А.Г. Этнокультура и языковое сознание // Филология и культура: Материалы III Междунар. науч. конф. Тамбов, 2001. - Ч. 3. - С. 122-123.
15. Гулыга А.В., Гуревич П.С. Проблема свободы и духа в немецкой классической философии // Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. - М., 1993. Т. 2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gtmarket.ru/laboratory/basis/6074/6087.