Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОНЦЕПТ «FREIHEIT» НА МАТЕРИАЛЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ ВНЕМЕЦКОЯЗЫЧНОЙ КАРТИНЕ МИРА

Работа №93333

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы52
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
98
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. Понятие «Свобода» в философии и этике. Дефиниционный анализ в лексикографических источниках и в корпусе немецкого языка
7
1.1 Содержательная сторона понятия «свобода» в философских
источниках
7
1.2 Дефиниционный анализ понятия «Freiheit» в немецкоязычных
словарях 1
2
Выводы по ГЛАВЕ 1 15
ГЛАВА II. Немецкая национальная концептосфера и выявление места концепта «Freiheit» в ней 17
2.1 Понятие национальной концептосферы 17
2.2 Принципы выявления ключевых концептов и методика исследования
концепта «Freiheit» 21
Выводы по ГЛАВЕ II 27
ГЛАВА III. Языковая репрезентация концепта «Freiheit» как одного из ключевых концептов немецкой национальной концептосферы 29
3.1 Экспликация категориальных признаков с помощью фразеологизмов ...29
3.2 Экспликация категориальных признаков с помощью афоризмов 32
3.3 Экспликация категориальных признаков с помощью цитат 36
Выводы по главе III 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ 50
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА 51

В настоящее время значительно вырос интерес к исследованию различных концептов. Концепт является основным понятием такой науки как когнитивная лингвистика, которая занимается изучением мыслительных процессов с точки зрения языка. Языковое понимание концепта, складывалось под воздействием логики и культуры. Изучением данного феномена занимались многие ученые, например: Н.Д. Арутюнова, С.А. Аскольдов, А.П. Бабушкина, Г.И. Берестнева, С.Г. Воркачев, В.И. Карасик, Е.С. Кубрякова, Д.С. Лихачев, Ю.С. Степанов и другие. Они решали вопросы о структуре, типологии, вербализации концептов и методах их изучения.
Особенно большой интерес вызывали и вызывают универсальные концепты, которые по своей природе являются сложными и абстрактными. Данные концепты имеют большую значимость для любой культуры и помогают выявить специфические особенности любой культуры. В работе исследуется один из таких концептов.
Актуальность исследования заключается в том, что концепт «Freiheit» является межкультурной и значимой единицей, которую воспринимают народы разных культур, внося в его понимание на протяжении всего существования истории и развитии культуры что-то новое. Данный концепт содержит в себе важные сведения о культуре той или иной страны, которые отражаются в языке и помогают выявить национальнокультурные сходства и различия. Выявление национальной концептосферы на основе концепта «Freiheit» в немецкой культуре, помогает выяснить особенности данной культуры, узнать о менталитете и стереотипах немецкого народа, а также помогает выявить значимые, присущие только данной культуре, особенности. Концепт «Freiheit» считается одной из жизненных ценностей, которая определяет мироощущение и поведение народа. Специфика проявления данного концепта в немецкой лингвокультуре изучена достаточно глубоко, однако изменения, которые происходят в современном немецком обществе, требуют вновь и вновь определенного переосмысления зафиксированных в языке и передающихся культурных установок и стереотипов из поколения в поколение.
Объект исследования: концепт «Freiheit», имеющий национально-культурную
специфику в немецкой картине мира.
Предмет исследования: изучение фразеологических репрезентаций концепта «Freiheit» и экспликация особенностей при формировании концептосферы немецкого этноса.
Цель работы заключается в том, чтобы на основе фразеологизмов, афоризмов и цитат выявить концептуальные признаки концепта «Freiheit». Поставленная цель предполагает решение следующих задач: 1. определить содержательную сторону
понятия «свобода» в философских источниках;
2. провести дефиниционный анализ понятия «Freiheit» с помощью немецкоязычных словарей;
3. обобщить точки зрения ученых о «национальной концептосфере»; 4. выявить ключевые принципы структурирования концептов и разработать методику исследования концепта «Freiheit»; 5. эксплицировать категориальные признаки концепта «Freiheit» с помощью фразеологизмов, афоризмов и цитат. Теоретической базой исследования послужили труды таких авторов как: Н.Ф. Алефиренко; А. Вежбицкая; С.Г. Воркачев; А.Г. Гурочкина;
A. А. Залевская; Л.Г. Зубкова; В.И. Карасик; М.Л. Ковшова; Е.С. Кубрякова;
B. А. Маслова; Т.С. Медведева; М.В. Опарин; З.Д. Попова; М.В. Пименов; И.А. Стернин; В.Н. Сурина; С.Г. Тер-Минасова; Н.В. Черникова; H. Bausinger; H. Glaser; H.J. Heringer; M. Matussek; B. Nuss; S. Schroll-Machl; A. Thomas и другие.
Фактическим материалом данной работы послужили различные виды словарей: толковые словари, словари синонимов и антонимов, фразеологические словари и идиоматические словари. Также языковая репрезентация концепта «Freiheit» осуществлялась с помощью афоризмов из таких произведений как: «Die Traumbude»; «Das gelobte Land»; «Briefe»; «Drei Kameraden»; «Arc de Triomphe»; «Der Himmel kennt keine Gunstlinge», автором которых является Э.М. Ремарк; различных цитат таких авторов, как: Ф. Энгельс;
И.В. Гёте; А. Шопенгауэр; Г. Орвелл; О. Бисмарк; Ф. Зибург; А. Камус; Э. Фром; А. Гумбольдт; И. Кант и другие.
Методы исследования:
- лексикографический анализ;
- концептуальный анализ;
- метод сплошной выборки;
- интерпретационный анализ ценностно-маркированных высказываний. Апробация работы. В рамках студенческой конференции был сделан
доклад по теме: "Этимологическое обоснование немецкого концепта «Freiheit»".
Структура и содержание выпускной квалификационной работы определены составом решаемых задач. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, списка использованных словарей, списка источников фактического материала.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Концепт представляет собой квант знания, который несет в себе информацию об определенном объекте или явлении, а концептосфера - это совокупность различных концептов, из которых складывается культура народа. Национальная концептосфера - это область знаний, которая обогащается с помощью культуры, истории, религии, фольклора, литературы отдельной нации.
2. Исследуемый концепт, как упоминалось выше, относится к универсальным концептам, то есть он содержат в себе информацию о ценностях культуры, с помощью которых раскрываются особенности менталитета определенного народа и выявляются его национальные черты. Лучше всего помогает раскрыть особенности менталитета и выявить национальные черты такие единицы языка как фразеологизмы, поэтому в данной работе концепт «Freiheit» рассматривался с помощью фразеологических единиц. Фразеологизмы - это языковые единицы, которые на протяжении многих веков передавали накопленный человеком опыт и обогащали языковую сферу немецкой картины мира.
3. Концепт «Freiheit» относится к гештальтному типу концептов, который представляет собой образ или видение каждого отдельного человека на определенную ситуацию, а данный образ или видение формируется из таких компонентов как: эмоции, чувства, переживания, восприятие. Это говорит о том, что данный концепт является сложным и многосторонним.
4. Концепт «Freiheit» - это культурно значимое явление, которым с давних пор интересовались различные мыслители. Особое место данный концепт занимает в философии и этике. Философы пытались разобраться, что представляет собой свобода. Они сошлись в мнении о том, что понятия «свобода» и «человек» тесно взаимодействуют друг с другом. Человек является свободным существом, который обладает правом на свободу мысли и действия.
5. Эксплицированные признаки позволяют констатировать, что концепт «Freiheit» занимает довольно важное место в немецкой картине мира, который проникает в различные сферы деятельности немецкого народа.
6. В немецкой культуре концепт «Freiheit» обладает довольно широкими семантическим и синтагматическим тематическими группами:
a) «Unabhangigkeit»;
b) «Die Moglichkeit oder das Recht, in jedem Bereich frei zu handeln»;
c) «Vorteil, Privileg, Recht, etwas zu machen».
7. Природа значений фразеологизмов связана с фоновыми знаниями, с практическим опытом, с культурно-историческими традициями народа. Экспликация категориальных признаков концепта «Freiheit» с помощью фразеологизмов, афоризмов и цитат, показала, что наибольшее количество признаков, которые удалось выявить из ценностно- маркированных выражений, относится к такой группе значений как: «Unabhangigkeit», довольно часто встречаются признаки второй группы значений: «Die Moglichkeit oder das Recht, in jedem Bereich frei zu handeln». Реже встречаются признаки третьей группы: «Vorteil, Privileg, Recht, etwas zu machen». Помимо этого выделяются признаки, которые не входят в данные группы значений, например такие признаки как: «Einsamkeit»; «Liebe», «Mut»; «Wert»; «Ausdauer»; «Befreiung».
8. В качестве перспективы исследования можно определить
следующую: интерпретация комплексной информации об отражаемом
явлении («Freiheit») современным общественным сознанием и отношения общественного сознания к данному явлению через анализ вербализации с помощью различных языковых единиц в современном немецком языке.


1. Агеев В.С. Психологическое исследование социальных стереотипов // Вопросы психологии. - 1986. - № 1. - С. 95-102.
2. Алефиренко Н.Ф. Проблема вербализации концепта. Волгоград, Перемена, 2003. - 97 с.
3. Алефиренко Н.Ф. Протовербальное порождение культурных концептов и их фразеологическая репрезентация // Филол. науки. 2002. - № 5. - С. 72-81.
4. Алефиренко Н.Ф. Этноязыковое кодирование смысла в зеркале культуры // Мир русского слова. СПб., 2002. - № 2. - С. 60-74.
5. Антология концептов / под ред. В.И. Карасика, И.А. Стернина. - М.: Гнозис, 2007. - 512 с.
6. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. - Воронеж, 1996. - 104 с.
7. Болдырев Н.Н. Концептуальная основа языка // Когнитивные исследования языка. Концептуализация мира в языке. - М.: Тамбов,
2009. - Вып. IV. - С. 25-78.
8. Болдырев Н.Н. Концептуальное пространство когнитивной лингвистики / Вопросы когнитивной лингвистики. - 2004. - № 1. - С. 18-36.
9. Болотнова Н.С. Методика анализа концептуальной структуры художественного текста // Слово - сознание - культура: Сб. науч. тр. М.: Флинта: Наука, 2006. - С. 309-318.
10. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. М.: Языки славянской культуры, 2001. - 288 с.
11. Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки. - 2001. - № 1. - С. 64-72.
12. Гачев Г. Национальные образы мира. - М., 1998. - 429 с.
13. Гурочкина А.Г. Актуальные проблемы современной
лингвокультурологии // Вестник Чуваш. пед. ун-та. Чебоксары, 2003. - № 4. - С. 38-45.
14. Гурочкина А.Г. Этнокультура и языковое сознание // Филология и культура: Материалы III Междунар. науч. конф. Тамбов, 2001. - Ч. 3. - С. 122-123.
15. Гулыга А.В., Гуревич П.С. Проблема свободы и духа в немецкой
классической философии // Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. - М., 1993. Т. 2.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://gtmarket.ru/laboratory/basis/6074/6087...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ