Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СОЗДАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА (НА МАТЕРИАЛЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ)

Работа №69085

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы102
Год сдачи2018
Стоимость3800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
342
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты обучения младших школьников созданию эмоционально-оценочных высказываний на
уроках русского языка (на материале фразеологизмов) 8
1.1. Понятие об эмоционально-оценочной речи в научной
литературе 8
1.2. Особенности развития эмоциональной и оценочной речи у
младших школьников 14
1.3. Фразеологизмы как средство создания эмоционально-оценочных
высказываний младших школьников 20
Глава 2. Практическая работа по обучению младших школьников созданию эмоционально-оценочных высказываний на уроках русского языка (на материале фразеологизмов) 32
2.1. Анализ учебников по русскому языку в аспекте проблемы
исследования 32
2.2. Диагностика уровня владения младшими школьниками
эмоционально-оценочной речью 37
2.3. Проектирование работы по обучению младших школьников
созданию эмоционально-оценочных высказываний на уроках русского языка (на материале фразеологии) 47
Заключение 59
Библиографический список 61
Приложение 67


Одна из главных задач начальной школы - развитие речи младшего школьника, для чего необходимо обогащать его словарный запас. Данный процесс должен идти как за счет повышения количества усвоенных языковых единиц, синтеза семантики слов, так и на коммуникативном уровне - уровне высказываний, где данные языковые единицы демонстрируют такие свойства, как оценочность, экспрессивность, эмоциональность.
Актуальность избранной темы состоит в том, что в настоящее время чрезвычайно важно уделять пристальное внимание развитию
коммуникативных качеств речи личности: образности, эмоциональности, стилистическому разнообразию, поскольку указанные качества определяют уровень коммуникативной культуры человека, характеризуют его как яркого, интересного, владеющего речевыми богатствами собеседника, способного точно, выразительно и нетривиально выражать свое мнение по любому вопросу.
Проблема обучения эмоционально-оценочным высказываниям младших школьников средствами фразеологии является актуальной. К сожалению, в числе проблем преподавания фразеологии в начальной школе - отсутствие детально разработанных принципов отбора фразеологических единиц и безоговорочно принимаемого всеми списка фразеологизмов для изучения на уроках русского языка. Чаще всего фразеологическая работа в начальных классах представляет собой выяснение значений тех оборотов и выражений, которые встречаются при чтении художественных текстов. На сегодня существует также большое количество исследований, посвященных изучению культуроведческого потенциала фразеологической работы: ученые рассматривают, каким образом изучение фразеологизмов обогащает знания о традициях, обычаях, приметах и в целом о культуре родины, способствует расширению кругозора младших школьников. Такая работа направлена на формирование у учащихся национальной картины мира, которая в значительной степени отражается фразеологическим фондом. В нем представлен культурно-исторический опыт русского народа, которым необходимо овладеть: «отдельные фразеологизмы отражают целое историческое событие, целую жизненную ситуацию» (Чепкова, 2013, 4). По мнению известного лингвиста Ю. А. Гвоздарева, фразеология представляет собой «народную физиономию языка, его оригинальные средства и самородное богатство» (Гвоздарев, 1993, 90).
Помимо номинативной функции фразеологизмы выполняют функцию экспрессивно-оценочную, являются образными и яркими по сравнению со словом. В соответствии с предъявляемыми требованиями ФГОС НОО, зада-чей начального обучения является овладение младшими школьниками навы-ками осознанного построения речевого высказывания в соответствии с зада-чами коммуникации, выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач. Для этого необходимо, в том числе, обра-щать пристальное внимание на оценочность, эмоциональность, стилистиче-скую окраску, особенности употребления в речи фразеологических оборотов.
Формирование навыков создания эмоционально-оценочных высказываний на основе использования фразеологизмов оказывает положительное влияние на развитие речи младших школьников и поэтому должно стать одной из задач школьного курса русского языка. Необходимость в особой работе по расширению фразеологического запаса школьников обусловливается тем, что фразеологизмы, передавая эмотивную, оценочную, функционально-стилистическую информацию, служат для более яркого выражения значений, отношений, тех или иных характеристик в актах коммуникации.
Большое внимание стилистике речи и проблемам речевой культуры уделяли многие известные лингвисты: В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, Б. Н. Головин, О. М. Дьяченко, Г. А. Золотова, А. А. Леонтьев,
Л. И. Тимофеев и т.д.
Немало внимания вопросам обогащения речи учащихся лексикой русского языка в начальной школе уделяется С. А. Быстровой,
A. Н. Гвоздевым, Т. А. Ладыженской, Т. Г. Рамзаевой и др.
Изучением фразеологии занимались такие ученые, как Н. Ф. Алефиренко, В. В. Виноградов, С. Г. Гаврин, Н.М. Шанский, и др. Вопросами фразеологии в начальной школе занимались: Л. В. Агапова,
B. Ф. Гутенев, К. Д. Ушинский, А. В. Текучев и т.д. Вопросы коннотации рассматривали такие лингвисты, как К. Бюлер, В. Н. Телия, А. И. Федоров, О. Эрдман и др.
Проблема исследования: каковы педагогические условия обучения младших школьников созданию эмоционально-оценочных высказываний на уроках русского языка.
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Исходя из вышесказанного, объектом нашего исследования является процесс обучения младших школьников созданию эмоционально-оценочных высказываний. В качестве предмета исследования мы рассматриваем педагогические условия обучения младших школьников созданию эмоционально-оценочных высказываний на уроках русского языка на материале фразеологизмов.
Гипотеза исследования: обучение эмоционально-оценочным
высказываниям младших школьников на материале фразеологизмов будет эффективным, если:
1) на уроках русского языка осуществляется накопление фразеологического запаса учащихся и осознание ими эмоционально- оценочного оттенка указанных единиц;
2) на уроках создаются коммуникативные ситуации, стимулирующие учащихся к употреблению фразеологизмов в речи с целью выражения эмоциональной оценки.
Поставленная цель обуславливает решение следующих задач:
- изучив литературу по теме исследования, определить понятие эмоционально-оценочной речи в психолого-педагогической литературе;
- выявить возрастные особенности развития эмоциональной и оценочной речи младших школьников;
- охарактеризовать фразеологизмы как средство создания эмоционально-оценочных высказываний младших школьников;
- проанализировать учебники по русскому языку по проблеме исследования;
- диагностировать уровень владения младшими школьниками эмоционально-оценочной речью;
- описать работу по обучению младших школьников созданию эмоционально-оценочных высказываний на уроках русского языка на материале фразеологии.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение теории вопроса (анализ литературы по проблеме исследования), изучение продуктов деятельности учащихся, тестирование, математическая обработка данных.
Экспериментальная база исследования: исследование
осуществлялось на базе МБОУ «Лицей №9» г. Белгорода в 3 классе «Б».
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.
Во введении раскрывается актуальность выбора темы, определены проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты обучения младших школьников созданию эмоционально-оценочных высказываний: характеристика основных понятий темы, описание особенностей речевого развития младших школьников в контексте эмоциональности и образности, а также обоснование использования фразеологизмов в качестве средства создания эмоционально-оценочных высказываний.
Во второй главе представлен анализ действующих учебников по русскому языку в контексте поднимаемой нами проблемы, выявлены показатели и уровни оценки умений создавать эмоционально-оценочные высказывания, предложен комплекс упражнений по обучению младших школьников созданию эмоционально-оценочных высказываний.
В заключении содержатся выводы по результатам исследования.
Список литературы включает 55 источников.
В приложение помещены результаты диагностик, материалы для фразеологического словаря младших школьников, планы-конспекты уроков по русскому языку.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Всем известно, что чем больше лексикон у человека, тем он лучше вы-ражает свои мысли, эмоции, отношение к окружающей действительности и понимает других людей. Для образованного человека важно владеть образ¬ной и эмоциональной речью - это залог успешной коммуникации между людьми, а также показатель интеллектуально развитой личности. Умение правильно и образно говорить тесно связано с умением рассуждать и мыс¬лить, поэтому коммуникативные навыки являются важными профессиональ¬но значимыми качествами современного человека.
Обучение младших школьников созданию эмоционально-оценочным высказываниям - важная часть работы учителя начальных классов, так как именно в начальной школе продолжают формироваться первые коммуника-тивные умения, связанные с эмоционально-оценочной речью. Ярким приме¬ром языковых средств, при помощи которых дети могут выражать свои эмо¬ции и оценку, являются фразеологизмы. Помимо номинативной функции фразеологизмы выполняют функцию экспрессивно-оценочную, являются об-разными и яркими по сравнению со словом.
С помощью фразеологизмов устная речь учащихся становится образ¬ной, яркой, зримой, эмоциональной, несет оценочный характер.
В первой главе мы познакомились с теоретическими положениями об эмоционально-оценочной речи в научной литературе, изучили возрастные особенности развития эмоциональной и оценочной речи младших школьни¬ков, а также рассмотрели фразеологизмы как средство создания эмоциональ¬но-оценочных высказываний младших школьников.
Во второй главе на констатирующем этапе мы выявили начальный уро-вень умения создавать эмоционально-оценочные высказывания на уроках русского языка, используя фразеологизмы. Получились следующие результа-ты: 53% учащихся имеют низкий уровень владения данным навыком, 43% - средний уровень, 4% учащихся - высокий уровень. Для развития умения строить собственные высказывания для выражения эмоций и оценки, исполь¬зуя фразеологизмы, мы разработали формирующий этап. Программа форми-рующего этапа включает уроки русского языка, на которых, благодаря опре-деленным упражнениям, у учеников с помощью разнообразных методов, приёмов и форм формируются умения, необходимые для того, чтобы строить собственные высказывания. Работа по обучению младших школьников со-зданию эмоционально-оценочных высказываний на уроках русского языка (на материале фразеологизмов) не является оконченной и требует дальней¬ших целенаправленных действий.
На формирующем этапе мы постарались сформировать умения: оцени-вать ситуацию общения, определять тему и основную мысль высказывания, оценивать адресата высказывания; умение объяснить мотив высказывания (сообщить информацию, воздействовать, выразить эмоции и чувства); уме¬ние использовать в эмоционально-оценочной речи фразеологизмы, соответ-ствующие мотиву, условиям и целям сообщения. Формирующий этап повли¬ял на осознанное отношение младших школьников к поставленной перед ни¬ми задаче научиться использовать фразеологизмы в своей речи. Наблюдение показало, что дети начали использовать фразеологизмы на переменах в меж-личностной коммуникации, а также в общении с учителем.



1. Аверина М. Н. Обучение использованию эмоционально¬
экспрессивных лексических средств речевой коммуникации: дисс. ... канд. пед. наук / М. Н. Аверина. - Москва, 1996. - 231 с.
2. Акимова М. К. Учет психологических особенностей учащихся в про¬цессе обучения // Вопросы психологии / М. К. Акимова, В. Г. Козлова. - М.: Просвещение, 1997. - 278 с.
3. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
4. Алефиренко, Н. Ф., Семененко Н. Н. Фразеология и паремиология / Н. Ф. Алефиренко, Н. Н. Семененко. - М.: Флинта, 2009. - 344 с.
5. Арутюнова Н. Д. Аксиология в механизмах жизни и языка / Н. Д. Арутюнова // Проблемы структурной лингвистики. - М.: Наука, 1984. - С. 5-23.
6. Архангельский В. Л. Устойчивые фразы в современном русском язы¬ке. Основы теории устойчивых фраз и проблемы общей фразеологии / В. Л. Архангельский. - М.: Просвещение, 1964. - 138 с.
7. Асмолов, А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Как проек¬тировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008 - 151 с.
8. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. - М.: Сов. энцикл., 1966. - 608 с.
9. Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова / Н. С. Ашукин, М. Г. Ашукина. - М.: Просвещение, 1985. - 236 с.
10. Балли Ш. Французская стилистика / Ш. Балли. - М.: УРСС, 2003. - 394 с.
11. Брилева И. С. Большой фразеологический словарь русского языка / И. С. Брилева, Д. Б. Гудков, И. В. Захаренко и др. ; отв. ред. В. Н. Телия, 4-е изд. - М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009. - 784 с.
12. Вальчук Е. В. Работа по фразеологии на уроках русского языка и внеклассных занятиях в начальной школе / Е. В. Вальчук. - М.: 1989. - 190 с.
13. Васютина И. А. Диагностика сформированности у младших школь¬ников умения составлять связное устное высказывание: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / И. А. Васютина. Рязань, 2007. - 218 с.
14. Виноградов В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове / В. В. Виноградов - М.: Высшая школа, 1986. - 640 с.
15. Виноградов В. В. Об основных типах фразеологических единиц в русском языке. Избранные труды. Лексикология и лексикография / В. В. Виноградов. - М.: Просвещение, 1997. - С. 140-161.
16. Войнова Л. А., Жуков В. Л., Молотков А. И., Федоров А. И. Фра-зеологический словарь русского языка: свыше 4000 словарных статей / Л. А. Войнова. В. Л. Жуков, А. И. Молотков, А. И. Федоров. - СПб.: Вариант, 1994. - 544 с.
17. Воителева Т. М. Теория и методика обучения русскому языку / Т. М. Воителева. - М.: Дрофа, 2006. - 319 с.
18. Волина В. В. Фразеологический словарь: Популярное пособие для начальной школы / В.В. Волина. - М.: АСТ-Пресс, 1997. - 96 с.
19. Выготский Л. С. Мышление и речь. 5-е изд., испр. / Л. С. Выготский. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.
20. Гвоздарев Ю. А. Язык есть исповедь народа / Ю. А. Гвоздарев. - М.: Просвещение, 1993. - 143с.
21. Горкин А. П. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия / А. П. Горкин. - М.: Росмэн-Пресс, 2006. - 584 с.
22. Гришанова И.А. Коммуникативная успешность младших школьни¬ков: монография / И.А. Гришанова. - М.-Ижевск: Ин-т компьютерных ис¬следований, 2006. - 136 с.
23. Гутенев В. Ф. Об отборе фразеологических единиц и изучении их в школе / В.Ф. Гутенев // Проблемы фразеологии. - Вологда, 1967. - 367 с.
24. Ерабчикова Е. С. Компьютерная анимация как средство изучения фразеологии языка / Е. С. Ерабчикова. - М.: Просвещение, 2006. - № 7. - С. 8-11.
25. Зайцева К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности // Начальная школа плюс до и после / К.П. Зайцева. - М.: ООО «Баланс», 2011. - № 4. - С. 78-83.
26. Золотова Г. А. Коммуникативный аспект русского синтаксиса / Г. А. Золотова. - М.: Наука, 1982. - 386 с.
27. Иванов С. В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. Русский язык 1, 2, 3, 4 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. / С.В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова и др. 2-е изд. - М.: Вентана-Граф, 2010.
28. Иванова Л.Ю. Культура русской речи: Энциклопедический словарь- справочник / Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. - 2-е изд., испр. - М.: Флинта: Наука, 2007. - 840 с.
29. Ивин А. А. Основания логики оценок / А.А. Ивин. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970. - 102 с.
30. Клубович О.В. Формирование коммуникативных навыков в услови¬ях нового ФГОС // Начальная школа плюс до и после / О.В. Клубович. - М.: ООО «Баланс», 2011. - № 10. - С. 50-51.
31. Кондратенко B. Ю. Формирование эмоциональной лексики у до-школьников с общим недоразвитием речи: Монография / В.Ю. Кондратенко. - СПб.: КАРО, 2006. - 240 с.
32. Кузнецова Э. В. Лексикология русского языка / Э. В. Кузнецова. - М.: Высшая школа, 1989. - 216 с.
33. Кухтинская И. В. Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся / И. В. Кухтинская // Начальная школа плюс до и после. - М.: ООО «Баланс», 2012. - № 2. - С. 13-15.
34. Леонова Е. В. Развитие коммуникативных способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности / Е. В. Леонова,
A. В. Плотникова // Начальная школа. - М.: Издательство «Первое сентября», 2011. - № 7. - С. 91-96.
35. Леонович Е. Н., Леонович С. Е. Орфографический словарь. Этимо¬логический словарь. Фразеологический словарь: Пособие для учащихся начальной школы / Е. Н. Леонович, С. Е. Леонович. - М.: Терра, 2000. - 384 с.
36. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. - М.: Просвещение, 1969. - 214 с.
37. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. - М.: Просвещение, 1997. - 213 с.
38. Львов М. Г. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Г. Львов, В. Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - 2-e изд., испр. - М.: Академия, 2000. - 464 с.
39. Маслова В. А. Лингвокультурология / В.А. Маслова. - М.: Акаде-мия, 2001. - 208 с.
40. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. /
B. М. Минаева. - М.: АРКТИ, 1999. - 48 с.
41. Михеева Г. В. Обучение фразеологии русского языка в начальной школе // Начальная школа / Г. В. Михеева. - М.: Издательский дом «Первое сентября», 2004. - №24. - С. 18-20.
42. Михеева Г. В. Преемственность в обучении фразеологии русского языка между дошкольной, начальной и основной школьными ступенями / Г. В. Михеева // Вестник Северного (Арктического) федерального универси¬тета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - М.: Просвещение, 2011. - №1. - С. 21-25.
43. Молотков А. И. Фразеологический словарь русского языка / А. И. Молотков. - М.: Русский язык, 1986. - 543 с.
44. Нечаева Н. В. Русский язык 1, 2, 3, 4 кл.: Русский язык 1, 2, 3, 4 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений 6-е изд. / Н. В. Нечаева - М.: Просвещение, 2000.
45. Прищепчук С. А. Структурно-семантические и функциональные особенности категории оценки в аспекте ее реализации при переводе политического дискурса // Сб. науч. тр. СевКавГТУ. Сер. Гуманитарные науки. / С. А. Прищепчук. - 2008. - № 6. - С. 6-10.
46. Прохоров А. М. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., пе- рераб. и доп. / А. М. Прохоров. - М.: Норинт, 2004. - 578 с.
47. Розе Т. В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок рус-ского языка для детей / Т. В. Розе. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015. - 223 с.
48. Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе: учебник для студентов педагогических институтов по специальности «Русский язык и литература» / А. В. Текучев. - М.: Просвещение, 1980. - 413 с.
49. Телия В. Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты / В. Н. Телия. - М.: Просвещение, 1996. - 295 с.
50. Темиргазина З. К. Оценочные высказывания в современном рус-ском языке / З. К. Темиргазина. - М: ФЛИНТА, 2015. - 496 с.
51. Тюрикова С. А. Коммуникативные универсальные учебные действия: сущность и показатели сформированности / С. А. Тюрикова. - М.: Народное образование, 2014. - 50 с.
52. Федеральный государственный образовательный стандарт началь¬ного общего образования / Министерство образования и науки РФ. - 6-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2018. - 53 с.
53. Федоров А. И. Сибирская диалектная фразеология / А.И.Федоров. - Новосибирск: Наука, 1980. - 192 с.
54. Фролов И. Т. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1991. - 560 с.
55. Чепкова Т. П. Русские фразеологизмы. Узнаем и учим [Электрон-ный ресурс]: учеб. пособие / Т. П. Чепкова, Ю. Б. Мартыненко,
Е.В. Степанян. - М.: ФЛИНТА, 2013. - 107 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ