ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
ПЕРЕСКАЗУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
РЕЧИ 7
1.1. Характеристика монологической речи и ее развитие в онтогенезе 7
1.2. Особенности формирования навыков монологической речи у младших
школьников с общим недоразвитием речи 13
1.3. Характеристика навыка пересказа текста младших школьников с
общим недоразвитием речи 18
1.4. Анализ методических подходов к обучению пересказу младших
школьников с общим недоразвитием речи 23
ГЛАВА 2. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ ПЕРЕСКАЗУ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 32
2.1. Исследование особенностей навыка пересказа текста у младших
школьников с общим недоразвитием речи 32
2.2. Содержание технологии обучения пересказу младших школьников с
общим недоразвитием речи 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 74
Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности. От нее зависит и полнота познания окружающего мира, и успешность обучения в школе, и развитие личности в целом. Только обладая хорошо развитой связной речью, обучающийся может последовательно и полно, аргументированно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, что является непременным условием для написания программных изложений и сочинений (44).
Особенно актуальной становится эта проблема по отношению к детям с общим недоразвитием речи, так как становление связной речи у таких детей осуществляется замедленными темпами и характеризуется определенными качественными особенностями. К числу важнейших задач логопедической работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной монологической речи, в частности пересказа текста.
По своей структуре монологическая речь сложная, развернутая, полная, контекстная, логически связанная и законченная, композиционно и грамматически оформленная, использующая сложные синтаксические конструкции, требующая строгого отбора лексических средств и обязательно предварительно планируемая, базирующаяся на глубокой познавательной и мыслительной деятельности (20).
Значительные трудности в овладении навыками связной монологической речи младшими школьниками с общим недоразвитием речи обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы - фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью, как произносительной, так и семантической сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью.
Одной из форм монологического высказывания школьников с общим недоразвитием речи является пересказ. Пересказ - это осмысленное, творческое воспроизведение литературного текста в устной речи. Это сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение. Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально: прослушивать произведения, понять его основное содержание, запомнить последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст.
Связные монологические высказывания, в том числе и пересказ, у школьников с нарушением речевого развития характеризуются нарушением связности и последовательности изложения, смысловыми пропусками, фрагментарностью, низким уровнем развития фразовой речи, несформированностью понимания самих текстовых сообщений (33).
Изучением особенностей формирования связной речи и разработкой методик обучения занимались такие ученые как В.К. Воробьева (6), В.П. Глухов (12), Н.С. Жукова (19), Е.М. Мастюкова (28), Т.А. Ткаченко (37), Т.Б. Филичева (38) и другие.
Связь между особенностями речевого развития и уровня сформированности пересказа у обучающихся раскрыта в исследованиях В.К. Воробьевой (6),В.П. Глухова (12), Л.Н. Ефименковой (18), Р.И. Лалаевой (23), Е.Н. Российской (3) и др.
Теоретический анализ литературы показал, что вопросы, непосредственно связанные с формированием связной монологической речи в процессе обучения пересказу, разработаны недостаточно. Нами была выбрана тема «Технология обучения пересказу младших школьников с общим недоразвитием речи» и обозначена как актуальная.
Проблема исследования - совершенствование системы коррекционнопедагогической работы по обучению пересказу текста младшими школьниками с общим недоразвитием речи.
Цель исследования - разработать технологию обучения пересказу младших школьников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования - особенности навыка пересказа у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - технология обучения пересказу младших школьников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза: мы предполагаем, что эффективность коррекционно
педагогической работы по формированию навыка пересказа у младших школьников с общим недоразвитием речи будет обусловлена реализацией технологии, которая основана на учете речевых и когнитивных особенностей младших школьников с ОНР и особенностей пересказа как вида связной монологической речи.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа литературы обосновать проблему обучения пересказу младших школьников с общим недоразвитием речи.
2. Исследовать особенности навыка пересказа у младших школьников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать технологию обучения пересказу младших школьников с общим недоразвитием речи.
Методы исследования:
теоретические: анализ психолого-педагогической и методической
литературы по проблеме исследования;
эмпирические: анализ продуктов речевой деятельности детей;
количественный и качественный анализ результатов проведенного эксперимента.
Теоретико-методологической основой явились работы: Р.Е. Левиной «Системный подход к анализу речевой деятельности детей с речевым недоразвитием»; исследование связной монологической речи детей (А.М. Бородич, Л.С. Выготский, В.П. Глухов, И.А. Зимняя, А.М. Леушина, Т.А.
Ладыженская, Д.Б.Эльконин и др.); исследования в области изучения связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, В.К. Орфинская, Н.Н. Трауготт, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и др.).
Экспериментальная база исследования: Муниципальное
образовательное учреждение «Северная средняя общеобразовательная школа № 2» Белгородского района Белгородской области.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Основной формой речевого взаимодействия в ходе учебного процесса является осмысленное оперирование текстами, так, в процессе обучения в школе осуществляется восприятие текста учителя; обмен устными текстами между учителем и учеником; развернутая текстовая речь ученика в ответ на вопрос или задание учителя. Осуществление полноценного устного взаимоотношения во время образовательного процесса не возможно без обучения технике пересказа. Затруднения педагогов наиболее ярко проявляются при попытке одновременно обучить пересказу всех школьников, так как учащиеся с речевыми нарушениями испытывают большие трудности при овладении пересказом, чем сверстники с сохранной речью.
Нами было проведено исследование, которое позволило выявить отличительные особенности владения пересказом младшими школьниками с речевыми нарушениями. Среди установленных, в сравнении с нормальным речевым развитием, особенностей выделены следующие: у младших
школьников с речевой патологией возникают значительные трудности при определении основного смысла произведения, указании значений слов и выражений; для них характерно отсутствие в тексте обобщающих выводов, указывающих на понимание смысла текста; они испытывают трудности при составлении программы высказывания, что проявляется в присутствии в пересказе только основных тем первичного текста, в несоблюдении структуры текста (отсутствие введения или заключения); в их пересказах отмечается замена специфической для произведения лексики собственной, которая, как правило, соответствует бытовому уровню, а также наличие ошибок в употреблении и образовании форм слова; речевая активность снижена.
На основе результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, было установлено, что ученики начальных классов с речевыми нарушениями нуждаются в специальной логопедической помощи. Трудности, возникающие при понимании, планировании, наполняемости вторичного текста у школьников данной категории определили основные направления, структурные компоненты разработанной и апробированной нами логопедической технологии обучения пересказу.
В результате реализации разработанной нами логопедической технологии обучения пересказу младшие школьники с общим недоразвитием речи смогут научиться ориентироваться в тексте, с опорой на текст выделять основной смысл произведения, определять значения незнакомых слов; владеть программированием текста на более высоком уровне; выделять основные и второстепенные темы произведения; составлять план; воспроизводить текст по плану; соблюдать структуру текста (включать введение, заключение); чаще использовать специфическую лексику пересказываемого произведения.
1. Агафонова, Н.Н. Пересказ как средство развития связной речи детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс]/ Агафонова, Н.Н.// Социальная сеть работников образования: нспортал: начальная школа: материалы методобеспечения [сайт]/ - Режим доступупа: http: //nsportal.ru /nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/09/07/ peres kaz-kak-sredstvo-razvitiya- svyaznoy-rechi-detey
2. Афоничкина, Л.Н. Обучение сжатому пересказу в 1-2 классах [Текст]/ Афоничкина, Л.Н. // Начальная школа. - 1976. - № 10. - С. 26-31.
3. Белякова, Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи [Текст]/ Белякова, Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. - М.: Книголюб, 2004. - 56 с.
4. Быконь, С.В. Использование наглядного моделирования в логопедической работе как основы развития умственных способностей детей с общим недоразвитием речи. [Электронный ресурс]/ Быконь, С.В.//Педпортал: дошкольное образование: логопедия [сайт] /- Режим доступа: http://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/logopediya/
ispolzovanie-naglyadnogo-modelirovaniya-v-logopedicheskoy-rabote-kak- osnovy-razvitiya-umstvennyh-sposobnostey-detey-s-obschim-nedorazvitiem- rechi-604719
5. Ванюхина, Г.А. Истоки качества связной речи дошкольников с системными речевыми нарушениями [Текст]/ Ванюхина, Г.А. //Логопед. - 2005. - № 5. - С. 18-25.
6. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст]: учебное пособие/ Воробьева, В.К. - М., 2006. - 158 с.
7. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст]/ Выготский, Л.С. - М.: Лабиринт, 2006. - 231 с.
8. Выготский, Л.С. Основы дефектологии [Текст]: учебники для вузов. Специальная литература / Выготский, Л.С. - М.: Наука, 2002.- 217 с.
9. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст]/ Венгер, Л.А. - М: Просвещение, 1989. - 185с.
10. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст]/ Гвоздев, А.Н. - М., 2011.- 255 с.
11. Глотова, И.В. Обучение творческому рассказыванию детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Глотова, И.В.// Коррекционная педагогика. - 2011. - № 2 - С 52-55.
12. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст]: Библиотека практикующего логопеда / Глухов, В.П. - М., 2004. - 168 с.
13. Глухов, В.П. Формирование связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения пересказу [Текст]/ Глухов, В.П. // Дефектология. - 2009. - № 1. - С. 8-11.
14. Гуровец, Г.В., Маевская, С.И. Генез, клиника и основные направления работы при моторной алалии [Текст]/ Гуровец, Г.В., Маевская, С.И. // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики. Сборник научных трудов. -М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1985. - С.13-20.
15. Долбаев, Л.П. Логико-психологический анализ текста [Текст]: На материале школьных учебников/ Долбаев, Л.П.. - Саратов: Изд-во СГУ, 1986. - 327с...