ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО 9
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
1.1. Дети из неблагополучных семей как объект социальной работы 9
1.2. Характеристика механизмов межведомственного взаимодействия 16 в социальной работе с детьми из неблагополучных семей
2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО 29 ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
2.1. Опыт реализации межведомственного взаимодействия в социальной работе с детьми из неблагополучных семей
2.2. Диагностика проблем межведомственного взаимодействия в 34 социальной работе с детьми из неблагополучных семей (на примере города Белгорода)
2.3. Рекомендации по совершенствованию межведомственного 46 взаимодействия в социальной работе с детьми из неблагополучных семей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 67
Актуальность. Семья представляет собой особый, специфический объект социального воздействия. Она является закрытой социальной структурой, поэтому результат влияния на нее невозможно спрогнозировать и смоделировать.
Семейное неблагополучие является одной из наиболее важных и актуальных проблем в современном российском обществе. Возрастает количество причин, из-за которых семья становится таковой: жестокое обращение, алкоголизм и наркомания родителей и др. Согласно данным официальной статистики, в 2008 году в России насчитывалось 40678 неблагополучных семей, в 2010 - 33621, в 2012 - 30516, в 2014 - 27910. Очевидно, что количество таких семей уменьшается. Можно предположить, что одной из причин таких позитивных изменений является активизация межведомственного взаимодействия.
В неблагоприятной психологической атмосфере семей с явным неблагополучием появляются дети с девиантным поведением. У них существует особая потребность в защите, любви со стороны взрослых. Дети из неблагополучных семей часто находятся в трудной жизненной ситуации и не имеют элементарных условий для нормального существования.
В настоящее время субъектами, решающими проблемы детей из неблагополучных семей являются: органы и учреждения социальной защиты населения (отделы социальной защиты материнства и детства, социальнореабилитационные центры и др.); органы и учреждения внутренних дел (управления организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних); органы и учреждения образования; органы и учреждения системы здравоохранения (отделы организации лечебно-профилактической помощи, служба комплексного мониторинга) и др. Эти учреждения взаимодействуют между собой в недостаточной мере, что не позволяет полностью решать проблемы детей из неблагополучных семей.
Данная работа направлена на выявление механизмов и способов решения проблем межведомственного взаимодействия в социальной работе с детьми из неблагополучных семей.
Степень научной разработанности проблемы. Семья как социальный институт и ее функции в обществе рассматриваются в трудах А.И. Антонова, Ю.Г. Волкова, С.И. Голода, И.В. Гребенникова, С.В. Ковалева,
Т.А. Куликовой, В.М. Медкова, С.Л. Рубинштейна, А.Г. Харчева.
Социально-экономические, демографические, психолого
педагогические и другие проблемы семьи описаны в работах сотрудников Научно-исследовательского института семьи: А.Г. Харчева,
М.С. Мацковского, С.И. Голода, С.В. Дармодехина, О.И. Волгиной и др.
Изучением неблагополучной семьи занимаются психологи (Г.Г. Бочкарева, А.И. Захаров, Ю.В. Корчагина); социологи
(И.Ф. Дементьева, П.Д. Павленок); педагоги (Г.А. Карпова, Т.И Шульга и др.); социальные педагоги (Г.Г. Зайдуллина).
Понятие «взаимодействие» исследователями используется для объяснения широкого круга явлений социальной действительности. Значимый вклад в изучение данной темы внесли зарубежные ученые (М.Вебер, Т. Парсонс, Г. Зиммель, Э. Гидденс и др.).
В отечественной социологии общие проблемы взаимодействия рассматривались Б.Н. Чичериным, М.М. Ковалевским, П.А. Сорокиным, К.М. Тахтаревым и др. Среди современных ученых можно назвать
В.В. Желтова, О.С. Разумовского, Е.В. Руденского, М.В. Удальцову,
В.П. Фофанова, Л.Л. Шпак и др.
В научной литературе рассматриваются такие формы взаимодействия, как социально-политическое (Л.Л. Шпак, В.В. Желтов и др.), информационное (В.З. Коган, В.Н. Шубкин и др.), социально-экономическое (Т.И. Заславсекая, Ф.М. Бородкин и др.), межгрупповое (B.C. Агеев и др.), социальное партнерство (И.М. Модель, Б.С. Модель, Г.Ю. Семигин,
А.И. Сухарев и др.).
Смежными проблемами межтерриториального и
внутритерриториального взаимодействия учреждений социальной сферы занимается достаточно узкий круг авторов (Д.А. Куган, Е.В. Хижнякова, A. В. Гуревич и др.)...
По итогам выпускной квалификационной работы сформулированы следующие выводы.
На сегодняшний день семейное неблагополучие - явление распространенное. Независимо от факторов, неблагополучие семьи отрицательно сказывается на развитии детей. Возникающие в процессе социализации проблемы исходят из неблагополучия семьи. В данных семьях на второе место уходит воспитательная функция семьи. Дети занимают последнее место в жизни родителей.
Актуальность проблем современной семьи требует от специалистов разных областей и всего общества в целом осмысления уже имеющегося опыта по поддержке неблагополучных семей, разработки и внедрения новых программ социальной защиты и поддержки различных категорий семей с целью предотвращения детской беспризорности, бродяжничества, социального сиротства и стабилизации общества.
Неблагополучные семьи оказывают отрицательное воздействие на развитие и формирование личности ребенка. В этих семьях отмечается нарушение поведения (агрессивность, хулиганство, бродяжничество, вымогательство, кражи, неадекватная реакция на замечания взрослых, аморальные формы поведения); встречается нарушение развития детей (низкая успеваемость, уклонение от учебы, отсутствие навыков личной гигиены, недоедание, неврастения, неуравновешенность психики, тревожность, болезни, подростковый алкоголизм); нарушение общения (агрессивность со сверстниками, конфликтность с учителями, частое употребление ненормативной лексики, аутизм, суетливость или гиперактивность, контакты с криминогенными группировками, нарушение социальных связей с родственниками). Дети из неблагополучных семей, по сути, предоставлены сами себе, воспитываются на антисоциальных примерах жизни, находясь, в этой самой, асоциальной среде.
Межведомственное взаимодействие по выявлению детей из неблагополучных семей предусматривает объединение усилий и ресурсов социальных партнеров, обеспечивает неразрывность работы с семьей с детьми. Взаимодействие предполагает разработку межведомственной нормативной правовой базы, определяющей задачи и содержание взаимодействия социальных партнеров.
Субъектами межведомственного взаимодействия в работе с детьми из неблагополучных семей являются Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, Управление социальной защиты населения, общеобразовательные учреждения и др.
Межведомственное взаимодействие в решении проблем детей из неблагополучных семей опирается на ряд фундаментальных принципов, которые можно сгруппировать по нескольким критериям: регулятивная сила, степень организационно-управленческой технологизации, совместимость профессиональной деятельности кадров, программно-целевой критерий, нравственный критерий в отношениях с детьми. На практике принципы межведомственного взаимодействия, как правило, используются не изолированно, а в тесной взаимосвязи, что отражает их объективную обусловленность и направляет совместные усилия на достижение общих целей.
Раннее выявление семейного неблагополучия обуславливает эффективность оказываемой помощи, что позволяет сохранить ребенка в семье.
В Белгороде создана целостная межведомственная система, решающая проблемы детей из неблагополучных семей. Это предупредительная и правовая деятельность ОМВД, социально-реабилитационные мероприятия, меры по защите прав детей со стороны органа опеки и попечительства, организация досуговой занятости, развитие общественных объединений, пропаганда правовых знаний, ответственного родительства и прочее.
Однако, в межведомственном взаимодействии ОСРЦ с ОМВД, УСЗН, Управлением образования г. Белгорода, по мнению экспертов, существуют недоработки. Нарушаются некоторые из принципов и форм межведомственного взаимодействия, а также практически нет взаимодействия с Управлением культуры и с Управлением молодежной политики Белгорода.
В связи с этим мы предлагаем следующие пути решения данных проблем:
1. Применять принципы согласованности интересов и соблюдения правил деловых отношений, т.е. действия субъектов не должны противоречить друг другу;
2. Для того, чтобы использовались все принципы межведомственного взаимодействия, необходимо проводить совместные конференции, семинары, круглые столы с участием всех субъектов по вопросам детей из неблагополучных семей;
3. Создать межведомственный координационный совет, состоящий из всех субъектов взаимодействия, для организации работы с детьми из неблагополучных семей на муниципальном уровне;
4. Организовать взаимодействие с Управлением культуры, путем проведения совместных мероприятий не только на базе СРЦ, но и в пределах Белгородской области;
5. Способствовать организации межведомственного взаимодействия с Управлением молодежной политики путем совместного участия с ОСРЦ в выявлении семей, находящихся в социально опасном положении и передачи сведений в городской банк данных, а также путем вовлечения воспитанников социально-реабилитационного центра в спортивную деятельность.
Ключевым элементом планирования действий по преодолению барьеров в решении вопросов работы с детьми из неблагополучной семьи должен стать комплекс эффективных и всесторонних мер, сконцентрированных на ребенке и ориентированных на семью, который должен основываться на межведомственном сотрудничестве и координации.
1. Об образовании в Российской Федерации [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г.: по состоянию на 2 марта 2016 г.]. - М.: Московский филиал ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2014. - 82 с.
2. Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 21 мая 1999 г.: по состоянию на 23 нояб. 2015 г.]. - М.:
Юстинциформ, 2015. - 79 с.
3. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 24 июля 1998 г.: по состоянию на 28 нояб. 2015 г.]. - Спб.: Юнити-Дана, 2016. - 49 с.
4. Семейный кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 8 дек. 1995 г.: по состоянию на 30 дек. 2015 г.]. - СПб.: Victory: Стаун-кантри, 2014. - 94 с.
5. О защите прав ребенка в Белгородской области [Текст]: [закон: принят Обл. Думой 13 дек. 2000 г.]. - Белгород: Преображение, 2015. - 32 с.
6. Абчук, В.А. Теория организации и основы менеджмента (в социальной сфере) [Текст]: учебник для ВУЗов / В.А. Абчук. - СПб.: Новшества, 2015. - С. 457-461
7. Агеев, B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально
психологические проблемы [Текст]: учебник для ВУЗов / В.С. Агеев. - М.: Изд-во Моск. ун-та. - 2014. - С. 4-10
8. Агеев, B.C. Психология межличностных отношений [Текст]: учебник для ВУЗов / В.С. Агеев. - М.: МГУ, 2016. - С. 92-96
9. Алексеева, Л.С. О насилии над детьми в семье [Текст] / Л.С. Алексеева // Социологические исследования. - 2015. - № 4. - С. 78-85
10. Амоносенок, Э.П. Государственное регулирование в социальной сфере [Текст] / Э.П. Амоносенок // Экономика. Вопросы школьного экономического образования. - 2014. - №1. - С. 25-30
11. Артюхов, А.В. Государственная и семейная политика и ее особенности в России [Текст] / А.В. Артюхов // Социологические исследования. - 2016. - № 1. - С. 108-110
12. Афонин, Ю.А. Социальный менеджмент [Текст]: учебник для ВУЗов / Ю.А. Афонин. - М.: Высш. шк., 2016. - С. 129-130
13. Баукин, В.Г. Групповые интересы в системе социального
управления [Текст]: автореф. дис. канд. социол. наук: 33.04.02 /
Баукин Владимир Григорьевич. - СПб., 2014. - 20 с.
14. Баркер, Р. С. Словарь социальной работы [Текст] / Р.С. Баркер. - М.: Институт социальной работы, 2014. - С. 147-149
15. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии [Текст]: учебник /
С.А. Беличева. - СПб.: Новшества, 2014. - С. 32-35...