Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Жизненные перспективы подростков склонных к виктимному поведению

Работа №92048

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы86
Год сдачи2020
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
194
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические основания исследования жизненных перспектив подростков, склонных к виктимному поведению. 6
1.1 Феноменологический анализ понятия «жизненные перспективы» 6
1.2 Психологические характеристики личности, склонной к виктимному
поведению 13
1.3 Особенности подростков склонных к виктимному поведению 22
1.4 Особенности жизненных перспектив подростков 27
Глава 2 Эмпирическое исследование жизненных перспектив подростков склонных к виктимному поведению 33
2.1. Программа эмпирического исследования 33
2.2 Результаты исследования жизненных перспектив подростков с разным
уровнем виктимнотси 37
Заключение 57
Список использованной литературы 60
Приложение 67

Актуальность. В настоящее время технический прогресс дает возможность преступникам реализовывать свою деятельность на большом количестве людей. Любой человек, попав в определенную жизненную ситуацию, может оказаться жертвой преступника, таким образом реализовать свой виктимный потенциал, который представлен в виде совокупности качеств личности в условиях конкретной среды и ситуации в контексте адаптационной реакции. А в подростковом возрасте риск виктимизации возрастает, так как они переживают кризисный этап взросления, который дает им ложное ощущение взрослости и свободы, при недостаточно сформированном регуляторном компоненте.
Изучением виктимности занимались многие, так определением основной терминологии виктимности, особенностей, функций и признаков занимались такие ученые как: И.С. Малкина-Пых, М.А. Одинцова, Д.В. Ривман, В.И. Полубинский, О.А. Клачкова. Е.В. Руденский рассматривал виктимность с точки зрения культурногенетического подхода, а О. О. Андронникова разработала диагностический материал для определения уровня виктимности и онтогенетическую концепцию виктимности личности .
Сам термин виктимность определяется как системное и динамичное свойство личности, которое проявляется в виде социальной, биологической, психологической и моральной деформации, закрепленной в обычном поведении, которое не соответствует нормам безопасности. Это потенциальная или реальная предрасположенность человека становиться жертвой.
При изучении виктимного поведения у подростков следует учитывать и их жизненные перспективы. Ведь субъективный образ будущего может оказать влияние на развитие у подростков планирования, целеполагания, ответственности и самостоятельности.
В психологии существует много схожих понятий, таких как «временная перспектива», «перспектива будущего», «личностная перспектива», 3
«временная перспектива будущего», «временной кругозор» часть из них можно считать синонимами для термина «жизненные перспективы». Выделенные термины характеризуют субъективное восприятие времени и в большинстве описывают желанный и осознанный образом возможной будущей жизни, в случае достижения определенных [47, 48]. Были
предложены варианты понимания данного феномена, рассмотрены его функции и динамические характеристики такими учеными как: Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова, Л.К. Франк, Ж. Нюттен, К. Левин, Е. И. Головаха, А. А. Кроник, К. К. Платонов и др.
Объект: жизненные перспективы на подростковом этапе социализации.
Предмет: жизненные перспективы подростков, склонных к виктимному поведению.
Цель исследования: изучить особенности жизненных перспектив подростков, склонных к виктимному поведению.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научные источники по проблематике жизненных перспектив личности, виктимного поведения и психологических особенностей подростков;
2. Разработать программу эмпирического исследования, жизненных перспектив виктимизированных подростков;
3. Проанализировать результаты исследования и описать особенности жизненных перспектив подростков склонных к виктимному поведению с точки зрения когнитивных, эмоциональных и событийных аспектов;
4. Разработать тренинг, направленный на проектирование жизненных перспектив подростков склонных к виктимному поведению.
Гипотеза:
Особенности жизненных перспектив подростков, склонных к виктимному поведению, будут заключаться в трансформации временных представлений, состоящей в ослаблении когнитивной и эмоциональной вовлеченности в проектирование личного будущего.
Теоретико-методологическими основаниями исследования стали: причинно-целевая концепция психологического времени (А.А. Кроник, Е. И. Головаха), подходы к пониманию феномена виктимности (И.С. Малкина - Пых, М.А. Одинцова), периодизация психического развития (Д. Б. Эльконин).
В соответствии с логикой исследования, а также с целью проверки выдвинутых гипотез использовались следующие методы и методики:
1) Изучение и теоретический анализ научной литературы в области общей, социальной, педагогической и возрастной психологии, связанной с проблемой изучения;
2) Психодиагностические методики: тест-опросник «Склонность к виктимному поведению» (О.О. Андронникова), методика «Семантический дифференциал времени» (Л. И. Вассерман), методика «Психологическая автобиография» (Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова), графический тест (Т. Коттл),
3) Методы математической обработки данных И-критерий сравнение средних Манна-Уитни, корреляционный анализ Спирмена). Математическая обработка данных проводилась в программе 8Р88 22.0.
Эмпирическую базу составили 80 человек в возрасте от 15 до 17 лет. Из них 74 учащиеся в КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства» (30 юношей и 44 девушки) и 6 учащихся Зимаревской СОШ (3 юношей и 3 девушки).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Жизненные перспективы можно считать одной из важных тем исследования в психологии, так как понимание данного феномена помогает раскрыть аспекты субъективного восприятия времени человеком. Именно жизненные перспективы человека могут раскрыть нам специфику его отношения ко всем временным периодам, а также показать имеющиеся потенциалы и мотивационные ценности. Психологи по-разному трактуют термин «жизненные перспективы», определяя его через понимание времени человеком, мотивы, цели, потенциалы и события. Но в целом можно обозначить, что жизненная перспектива представлена в виде структурированного субъективного представления о будущем, сформированного с учетом прошлого и настоящего, уровня притязаний личности, ценностно смысловых ориентиров, мотивов, целей, внешне определяющих факторов и насыщенное хронологически разноудаленными событиями. Жизненные перспективы могут изменяться в разные возрастные этапы с учетом вновь возникающих стимулов, ценностно смысловых ориентаций, целей и приоритетов.
Еще одним немаловажным феноменом, широко изучаемым в психологии, является виктимность, которую можно определить как системное и динамичное свойство личности, которое проявляется в виде социальной, биологической, психологической и моральной деформации, закрепленной в обычном поведении, которое не соответствует нормам безопасности. Изучение предрасположенности подростков к виктимному поведению дают возможность понять специфические особенности личности, которые обуславливают механизм виктимизации, а также помогают определить причины их возникновения и условия, которые их пробуждают.
Определение склонности к виктимному поведению и специфика жизненных перспектив очень важны для подросткового возраста. Так как это может достаточно описать особенности подростка и дать возможность своевременно скорректировать его поведения.
Подводя итог проделанной работе, можно сделать следующие выводы:
1. Понятие жизненные перспективы определяется как
структурированное субъективное представление о будущем,
сформированного с учетом прошлого и настоящего, уровня притязаний личности, ценностно смысловых ориентиров, мотивов, целей, внешне определяющих факторов и насыщенное хронологически разноудаленными событиями.
2. Виктимность личности представлено в виде системного и динамичного свойства личности, которое проявляется в социальной, биологической, психологической и моральной деформации, закрепленной в обычном поведении. И такое поведение не соответствует нормам безопасности.
3. В результате проведенного исследования, мы определили, что у подростков обнаруживаются различия в когнитивных, эмоциональных и событийных аспектах восприятия времени в зависимости от уровня виктимности. Основными различиями можно назвать: эмоциональное отношение к временным периодам, а также структурированность и критичность при рассмотрении временных этапов. Было определено, что подростки как с низкой виктимностью, так и с выраженной виктимностью будущее воспринимают сверхоптимистично и недостаточно критично. При том, что они понимают они понимают структуру и причинно-следственные связи настоящего. Подростки с уровнем виктимности в границах нормы, адекватно относятся к происходящему, понимая, что не все могут контролировать, а также принимают как положительные, так и отрицательные моменты в жизни.
4. При анализе различий между парнями и девушками мы отметили, что парни чаще, чем девушки прибегают к рискованному, опасному, необдуманному и агрессивному поведению, желают все взять под контроль, спрогнозировать и структурировать. Понимают структуру временных этапов, их взаимосвязь и завершенность.
5. Девушки менее вовлечены в происходящее, эмоционально и когнитивно отстранены, занимая позицию «наблюдателя за собственной жизнью».



1. Абульханова К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001. 304 с.
2. Абульханова - Славская К.А. Жизненные перспективы личности//Психология личности и образ жизни. М., 1987. С. 137-145.
3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
4. Андроникова О.О. Социокультурные особенности виктимизации подростков. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2002. 460 с.
5. Андронникова, О. О. Психологические факторы возникновения виктимного поведния подростков: учебное пособие. Новосибирск: Академия, 2007. 213 с.
6. Андронникова О.О. Тест склонности к виктимному поведению. // Развитие гуманитарного образования в Сибири: Сб. науч. тр: В 2 ч. Новосибирск: НГИ, 2004. С. 31-35.
7. Андронникова О. О. Феномен социально -психологической депривации личности как основа виктимизации // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 4. С. 130-135.
8. Белинская Е.П., Давыдова И.С. Графический тест Коттла: специфика показателей временной перспективы // Психологическая наука и образование. 2007. Т. 12. № 5. С. 28-37.
9. Биктина Н.Н. К проблеме виктимности личности подростка в современных исследованиях: сущность, виды, факторы возникновения и причины проявления // Современные проблемы науки и образования. 2015. 542 с.
10. Бочавер А.А., Жилинская А.В., Хломов К.Д. Перспективы современных подростков в контексте жизненной траектории // Электронный журнал «Современная зарубежная психология». 2016. Т.5. № 2. С. 31-38.
11. Бубнова И. С., Терещенко А. Г. Проблема виктимного поведения подростков и его социально-педагогическая профилактика // Психология в экономике и управлении. 2014. С. 35-42.
12. Вассерман Л.И., Трифонова Е.А. Червинская К.Р. Семантический дифференциал времени: экспертная психодиагностическая система в медицинской психологии / Пособие для врачей и медицинских психологов. СПб., 2009. 44 с.
13. Ганеева А. А. Основные затруднения и ошибки старшеклассников в выборе профессии // Вестник Башкирск. ун-та. 2011. №1. С.273 - 275.
14. Глинко О.Д. Виктимность подростков. Причины, особенности проявления. Особенности психологического консультирования по телефону жертв насилия // Телефон доверия как средство психологической помощи детям, родителям, педагогам. Московский государственный психолого- педагогический университет, 2010. С. 15-21.
15. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев., 1984. 207с.
16. Голубь М. С. Психолого-педагогические факторы возникновения виктимного поведения подростков и способы его предупреждения // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2009. С. 35-41.
17. Долговых, М. П. Психологическая детерминация проявления виктимного поведения личности подростка: учебное пособие. Тольятти, 2009. 189 с.
18. Жильцова О. Н. Особенности представлений о жизненных - перспективах подростков, оставшихся без попечения родителей: диссертация кандидата психологических наук: 19.00.01. М., 2014. 187 с.
19. Жихарева Л.В. Особенности эмоциональной привязанности у подростков, склонных к девиантной виктимности // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2018. №4.
20. Клачкова О.А. Исследование виктимного типа личности//
Амурский научный вестник. 2007. С. 90-103.
21. Коновало, В. П. Виктимность и ее профилактика: виктимологические проблемы борьбы с преступностью: учебное пособие. Иркутск: изд-во Иркутского университета, 2009. 115 с.
22. Костенко Н. Б. Исследование когнитивного компонента образа будущего у подростков с нарушениями социальной адаптации // ОНВ. 2006. №8 (45).
23. Красненкова С.А., Маркова И.И. Социально -психологические особенности жизненных перспектив делинквентных подростков // Пенитенциарная наука. 2018. №1 (41).
24. Кулакова А.А. Криминальная виктимность как социальная девиация // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки, 2015. С.76-80.
25. Куликов, Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов: [хрестоматия]. - 2-е издание, переработанное и дополненное. Санкт-Петербург: Питер, 2009. 464 с.
26. Ловпаче Ф. Г. Жизненные перспективы как основной показатель личностного развития в юношеском возрасте // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2011. №3.
27. Лукьяненко Т. И. Исследование факторов виктимного поведения подростков и технологии оказания помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения. // ФГБОУ «Горно-Алтайский государственный университет». 2015. С. 21-32.
28. Максименков А. А., Майоров А. В. Психологические аспекты виктимности// Виктимология. 2015. №4. С. 26-30.
29. Малахова Ю. А., Зайцева О. В., Борзилова Н. С. Особенности временной перспективы личности подростков из неполных семей // «Молодой учёный». 2017. № 3. С. 415 - 418.
30. Матанцева Т. Н. Факторы виктимного поведения подростков как социальная проблема психологической науки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. С. 74-81.
31. Малкина -Пых, И.С. Психология поведения жертвы. М.: Наука, 2009. 329 с.
32. Матусевич А. М. Психологические аспекты виктимности// Молодой ученый. 2014. С. 924- 927.
33. Морозова Л.Б. Предпосылки виктимного поведения подростков // Новое слово в науке: перспективы развития: материалы X Междунар. науч.- практ. конф., 2016. С.142-146.
34. Милевич А.С. Необходимость введения курса по выбору «виктимизация предпринимательства» для студентов высшего профессионального образования // Омский научный вестник, 2007. С. 177-180.
35. Минская В. С. Виктимологические факторы и механизм
преступного поведения: учебник. Иркутск: Оттиск, 2013. 215 с.
36. Мудрик А.В. Социализация человека: учеб. Пособие. М.:
Академия, 2006. 304 с.
37. Михайлюк Е. Б. Социально-психологические факторы формирования виктимного поведения несовершеннолетних // Северо - Кавказский психологический вестник. 2011. С.31-36.
38. Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования. Пермь, 2018. 220 с.
39. Мухина В., Проценко Л. Развитие личности подростка в условиях социально-психологических инициаций во временных объединениях // Развитие личности. 2001. С. 95-101.
40. Одинцова М.А. Психологические особенности виктимности // Вопросы психологии. 2012. С. 59-67.
41. Одинцова М.А. Ролевая виктимность в поведении подростков из социально незащищенных семей // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». 2012. №3. С. 1-12.
42. Одинцова М. А. Типы поведения жертвы. Диагностика ролевой виктимности. Самара: Издательский дом «БахратМ», 2013. 160 с.
43. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. М.: Российское педагогическое агентство, 2016. 374 с.
44. Петрова С. И. Факторы, влияющие на формирование личности // Наука, техника и образование. 2016. С. 32-40.
45. Пергаменщик Л. А. Кризисное вмешательство: практикум. - 2 - е изд. перераб. и доп. Минск: БГПУ., 2012. 140 с.
46. Ральникова И. А. Застенчивость: проектирование жизненных перспектив на юношеском этапе социализации // Известия АлтГУ. 2011. №2¬2.
47. Ральникова И.А. Жизненные перспективы личности в научной парадигме психологического знания // Известия АлтГУ. 2011. №2 -1.
48. Ральникова, И.А., Гурова О. С., Ипполитова Е. А. Психология жизненного пути человека [Текст]: учебное пособие. Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 2014. 219 с.
49. Ривман, Д. В. Виктимология: учебник. СПб: Питер, 2010. 280 с.
50. Рубинштейн С.Л. Основы психологии. М., 1994. С.676-684.
51. Руденский Е.В. Депривационный виктимизм как социально - психологический механизм онтогенеза личной виктимность // Мир науки, культуры, образования. 2013. С. 141- 146.
52. Руденский Е.В. Социально-психологическая виктимология личности как системно-интегрированная теория интерактивного виктимогенеза личности // В сборнике: Развитие человека в современном
мире материалы VI Всероссийской научно практической конференции с международным участием: в 2 частях. ФГБОУ ВПО «НГПУ». 2015. С. 41-54.
53. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 2016. 302 с.
54. Савлакова, Н. М. Временная перспектива личности: теоретический анализ проблемы// Философия и социальные науки: Научный журнал. 2010. № 3., С. 18-24.
55. Серов Ю.В. Психофизиологические особенности виктимности несовершеннолетнего возраста // Актуальные проблемы уголовного права, криминологии, уголовного процесса и уголовно-исполнительного права: теория и практика: Материалы IV Международной научно-практической конференции. 2015. С. 423-427.
56. Сорокотягина Д. А. Виктимологический анализ при расследовании преступлений // Криминалистическая виктимология (вопросы теории и практики): Сборник научных трудов. Иркутск, 1980. 34 с.
57. Субботина Р.А. Личностные детерминанты виктимного поведения юношей и девушек // Интеграция образования. 2016. С. 51-62.
58. Синельников А., Середа Н. Безопасность подростков и здоровые отношения. Модельная программа ранней профилактики насилия. М., 2015. 52 с.
59. Сысоева В. В. Понятие и сущностная характеристика виктимности как социально-педагогического явления // Сибирский педагогический журнал. 2010. №3.
60. Фалкина С. А. Психологические характеристики подростков, склонных к виктимному поведению в интернет-сети // ПНиО. 2014. №1 (7).
61. Фоминых Е. С. Психологические механизмы виктимности // Концепт. 2014. № 5
62. Франк Л.В. Виктимология и виктимность. Душанбе, 1972. C. 22¬36.
63. Франк, Л.В. Потерпевшие от преступления и проблемы советской виктимологии. Душанбе, 1977. 108 с.
64. Христенко В.Е. Психология жертвы: Учебное пособие. Харьков: Консум, 2007. 256 с.
65. Четверткова А. В. Качества личности современного подростка. Психологический портрет // Человек в мире культуры. 2016. С. 54-59.
66. Шихирев П. Современная социальная психология. М., 2015. 448 с.
67. Щеголева А. Н., Новикова Е. П., Особенности виктимности несовершеннолетних и пути ее снижения // Вестник Воронежского института МВД России. 2015. №1.
68. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии.. 1999. С. 54-58.
69. Arnett J.J. Emerging Adulthood: A Theory of Development From the Late Teens Through the Twenties. American Psychologist // American Psychologist. Vol. 55. №. 5. P. 469-480.
70. Lens, W. Future time perspective: A cognitive-motivational concept. // Frontiers of motivational psychology. New York: Springer., 1986. С. 173-190.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ