Сравнительный анализ системы образования в Китае и в России
|
Введение 3-10
Глава 1. Общие сведения о системе образования в Китае и в России 11-23
Глава 2. Сравнительный анализ системы дошкольного образования в Китае и в России 24 - 32
Глава 3. Сравнительный анализ системы школьного образования в Китае и в России 33-51
Глава 4. Сравнительный анализ системы высшего образования в Китае и в
России 52 - 64
Заключение 65 - 67
Список использованных источников и литературы
Глава 1. Общие сведения о системе образования в Китае и в России 11-23
Глава 2. Сравнительный анализ системы дошкольного образования в Китае и в России 24 - 32
Глава 3. Сравнительный анализ системы школьного образования в Китае и в России 33-51
Глава 4. Сравнительный анализ системы высшего образования в Китае и в
России 52 - 64
Заключение 65 - 67
Список использованных источников и литературы
Актуальность исследования: Образование как процесс накопления и передачи информации, характеризующий базис интеллектуального и творческого потенциала общества, тесно связан с политическими и социальными процессами, происходящими в современном обществе. Одним из важнейших политико - экономических процессов общественного развития на современном этапе является процесс глобализации. Представляя собой экономический процесс, глобализация становится причиной интернационализации образования, приводящей к необходимости сотрудничества, как педагогических коллективов, так и обучающихся студентов различных стран. В связи с этим, возникает необходимость структурно - организационного реформирования системы образования в странах, нацеленных на процесс интернационализации. Данная тенденция не может быть реализована без изучения и сравнительного анализа образовательных систем стран участников процесса интернационализации.
Особую актуальность сравнительному анализу систем образования в России и в Китае придает фактор возрастающего международного сотрудничества между нашими странами. Образовательный процесс не только должен содействовать подготовке специалистов, способных развивать международное сотрудничество между Россией и Китаем, но и формировать объективное представление о мировоззренческом, интеллектуальном, историко-культурном потенциале народов наших стран. Необходимо отметить, что реализации данной задачи соответствует анализ всей системы образования в России и в Китае, начиная с дошкольного, поскольку мировоззренческие основы, воспитание гражданственности, культивирование навыков обучения реализуется в практике дошкольного образования. Будучи различными по содержанию, образовательные программы школьного уровня в России и Китае дифференцируются по основаниям, методикам, формам организации учебного процесса. Исследование данного аспекта представляет особую актуальность в связи с тем, что именно выпускники школы представляют собой ресурс, который в дальнейшем участвует в проектах академической мобильности, развивая пространство образовательного взаимодействия между нашими странами.
Новизна исследования: Поскольку процесс развития системы академической мобильности между вузами России и Китая активно осуществляется в последние пять лет, то процесс анализа и обобщения данного опыта находится на стадии формирования. Можно отметить отдельные работы, посвященные характеристике российской системы образования, а также и китайской системы образования, но спектр научных исследования сравнительного плана крайне низок. Данной работой автор пытается восполнить существующий пробел, поскольку цель и задачи данного исследования имеют теоретическое и практическое значение.
Географические рамки исследования: При обобщении практики образования в Российской Федерации, автор работы обращалась к нормативной базе, характеризующей общие подходы и принципы, поэтому географические рамки работы связаны с общими положениями о системе образования в рамках Российской Федерации, исключая специфику национальных районов. Подобный подход был реализован автором при характеристике китайской системы образования, поэтому хронологические рамки работы можно обозначить в пределах Российской Федерации и Китайской Народной Республики.
Хронологические рамки исследования: Система образования в любой стране является динамично развивающимся процессом, поскольку она отвечает повседневным задачам развития общества. Исследование системы образования в рамках данной работы ограничивается формой системы образования, сложившейся в России и в Китае к началу XXI века. Под современным состоянием автор работы подразумевает состояние систем образования пятнадцатилетней давности.
Цель исследования: Анализируя последовательно отдельные элементы системы образования в России и в Китае, автор предпринимает сравнительный анализ систем дошкольного, школьного и высшего образования, для выявления структурно-организационной специфики системы образования в каждой из стран, а также определения мировоззренческой и историко-культурной особенностей образовательного процесса, оказывающего влияние на процессы академической мобильности.
Задачи исследования:
• Выявить исторические особенности формирования системы образования в России и в Китае.
• Охарактеризовать специфику и составные элементы системы дошкольного образования в России и в Китае.
• Рассмотреть структуру и организационные особенности системы школьного образования.
• Выявить основную специфику высшего образования его формы и составные элементы.
Источники:
Общие принципы организации системы образования в России содержатся в Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12.12.1993. Другим источником, определяющим содержание и формы образовательного процесса, является Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012.
Законодательная база образования в Китае изучалась при помощи: Закона об образовании КНР от 18.03.1995, а также Закона КНР об обязательном образовании от 12.04. 1986.
Степень разработанности проблемы
В последнее десятилетие проблематика специфики китайской системы образования приобретает все большую актуальность. Такое положение обусловлено успехами как школьной системы образования, подкрепляемой прохождением китайскими школьниками Программы международной аттестации учащихся (Programme for International Student Assessment, PISA) с наивысшими баллами, так и общим развитием китайской экономики, объемами финансирования китайского образования. В монографии Чжао Юна «Кто боится большого злого дракона» китайская система образования представлена как комплекс императивов и навыков, организующих систему успешного прохождения экзаменов различного уровня. Автор исследования, описывая систему китайского образования, показывает зависимость нормативов и критериев образовательного процесса от решений чиновников. Характеризуя содержательные аспекты системы образования, автор отмечает, что в настоящее время можно заметить качественное её ухудшение, поскольку ориентация на выполнение норм и критериев лишила обучающихся способности творческого мышления, развития индивидуальных дарований обучающихся. (Чжао Юн. 2017, с. 19.)
Другой китайский ученый Су Сяохуань в своей работе «Образование в Китае: реформы и новшества» характеризует исторические условия развития системы образования в Китае. Определяя более оптимистические характеристики системы образования в Китае, по сравнению с предшествующим автором, Су Сяохуань отмечает эффективность перспективного планирования в области просвещения. Китайская система образования, является составной частью народного хозяйства и социального развития, поэтому темпы развития данных отраслей влияют на систему образования, в том числе и в вопросах финансирования системы образования. (Су Сяохуань, 2002, с. 162)
Формированию и развитию системы образования в Китае посвящены также работы отечественных исследователей. Так, Н.Е. Боревская отмечает, что процесс создания многоуровневой системы образования начался в Китае после возрастания количества контактов между СССР и Китаем. Китайские педагоги, совершенствуя систему образования в Китае, опирались на опыт советской педагогики. Организация централизованной системы китайского образования также является следствием принятия опыта советской педагогики. (Боревская Н.Е., 1974, с. 34)
Работы отечественных исследователей посвящены не только изучению системы образования в Китае, но также анализу процесса реформирования. Характеризуя организацию обучения, Л.Н. Тарасюк отмечает, что одной из особенностей китайской системы высшего образования является автономность учебных заведений, их самостоятельность в выборе учебных планов и программ, широкую систему факультативов, формирующих специальные знания. Автор придает важное значение системе контроля в высших учебных заведениях. Начиная со стадии поступления, которая ориентирована с 1978 года на систему единого государственного экзамена, и до завершающей стадии, вузы самостоятельны в выборе системы контроля знаний. (Тарасюк Л. Н., 1989, с. 25 - 27) Обобщая опыт исследования научной литературы по проблеме образования в Китае можно сделать вывод о том, что исследователи склонны характеризовать в целом систему образования, не разделяя на стадии дошкольного, школьного, специального и высшего образования. Такое положение обуславливает подход к организации системы образования. Она ориентирована на развитие народно-хозяйственного уклада, а также на допущение частного каптала в образовательный процесс.
Литература, посвященная системе российского образования необозрима. Школьная система образования в России исследована а работах Л.В. Занкова, Д.В. Эльконина, В.В. Давыдова и многих других авторов. Характеризуя систему школьного образования, авторы отмечают направленность системы образования на формирование у учащихся интеллектуальных способностей и нравственных качеств, развитию личности. Большое внимание исследователей при характеристике школьного образования уделяется профильности, вариативности и фундаментальности как принципам системы школьного образования. (Кузьменко Н.Е., 2003, с. 112) Подводя итог рассмотрению опыта исследования образовательных систем в России и в Китае, можно отметить, что ученые склонны анализировать системы образования в сложившейся в каждой из стран традиции. Так, для российских исследователей большое значение имеют вопросы стандартизации, реализации принципов обучения, тогда как китайские исследователи более склонны рассматривать эффективность системы образования и её нацеленность на выполнение задач экономики.
Методологическая основа:
В основу методологии нашей работы положен принцип «перспективного просвещения», предложенный в работе Су Сяохуаня. Рассматривая отдельные элементы системы образования в Китае, данный автор оценивает эффективность системы образования через идею вседоступности образования для различных категорий населения. Достижения китайской системы образования видятся автором не в строительстве многочисленных образовательных учреждений, а в их соответствие задачам национального развития и повышения благополучия жителей Китая. Принципу перспективного просвещения подчинена задача развития высшего образования, поскольку научные разработки в области просвещения подчинены идеологии перспективного просвещения, определению целей и задач просвещения в зависимости от предшествующего опыта внедрения образовательных планов и стандартов и их ориентации на развитие хозяйственной системы и национального благополучия Китая. Данный методологический принцип применяется нами при сравнении всех элементов системы образования. В нашей работе мы пытаемся оценить, что было реализовано в каждой подсистеме образования для дальнейшего выявления целей и задач последующих подсистем.
При написании работы использовались следующие методы:
Метод сравнительного анализа использовался нами для выявления специфики дошкольного, школьного, среднепрофессионального и высшего образования в России и в Китае.
Метод структурно - организационного анализа использовался автором для выявления составных элементов подсистем образования в Росси и в Китае.
Метод системного анализа использовался при выявлении характерных особенностей систем образования в России и Китае.
Апробация работы: материалы исследования и принципы, выявленные в ходе исследования, использовались автором при осуществлении преподавательской деятельности по предмету «Русский язык как иностранный» по программе «45.03.02 Лингвистика (профиль: Иностранные языки и культуры стран изучаемых языков (Русский язык как иностранный)».
Практическая значимость работы: Положения и выводы работы могут быть использованы при разработке учебных программ для студентов, прибывающих на обучение из Китая, а также для разработки планов академической мобильности в студенческой среде российских и китайских высших учебных заведений.
Положения, выносимые на защиту:
1. Система дошкольного образования в Китае в отличие от российской ориентирована на развитие индивидуальных личностных качеств ребенка, она не направлена на преподнесение ему сложной естественнонаучной и гуманитарной системы знаний. Такое положение обусловлено задачей дальнейшего развития индивидуальных знаний и талантов ребенка в период школьного обучения.
2. Система школьного образования в Китае во многом в момент своего образования базировалась на достижениях советской педагогики, но, начиная с конца 1970-х, стала ориентироваться на общемировые тенденции, а также тенденции, связанные с задачами экономического и социального развития.
3. Система высшего образования в Китае ориентирована на задачи национального строительства, в связи с этим, большой упор делается на программы естественнонаучного и физико - математического профиля в ущерб предметам гуманитарного профиля. Также в Китае при ориентации на научно-технический прогресс произошел перекос образовательных программ в сторону информационно - коммуникационных технологий, поэтому в настоящее время необходимо решение задачи о гармонизации образовательной системы высшего образования
Особую актуальность сравнительному анализу систем образования в России и в Китае придает фактор возрастающего международного сотрудничества между нашими странами. Образовательный процесс не только должен содействовать подготовке специалистов, способных развивать международное сотрудничество между Россией и Китаем, но и формировать объективное представление о мировоззренческом, интеллектуальном, историко-культурном потенциале народов наших стран. Необходимо отметить, что реализации данной задачи соответствует анализ всей системы образования в России и в Китае, начиная с дошкольного, поскольку мировоззренческие основы, воспитание гражданственности, культивирование навыков обучения реализуется в практике дошкольного образования. Будучи различными по содержанию, образовательные программы школьного уровня в России и Китае дифференцируются по основаниям, методикам, формам организации учебного процесса. Исследование данного аспекта представляет особую актуальность в связи с тем, что именно выпускники школы представляют собой ресурс, который в дальнейшем участвует в проектах академической мобильности, развивая пространство образовательного взаимодействия между нашими странами.
Новизна исследования: Поскольку процесс развития системы академической мобильности между вузами России и Китая активно осуществляется в последние пять лет, то процесс анализа и обобщения данного опыта находится на стадии формирования. Можно отметить отдельные работы, посвященные характеристике российской системы образования, а также и китайской системы образования, но спектр научных исследования сравнительного плана крайне низок. Данной работой автор пытается восполнить существующий пробел, поскольку цель и задачи данного исследования имеют теоретическое и практическое значение.
Географические рамки исследования: При обобщении практики образования в Российской Федерации, автор работы обращалась к нормативной базе, характеризующей общие подходы и принципы, поэтому географические рамки работы связаны с общими положениями о системе образования в рамках Российской Федерации, исключая специфику национальных районов. Подобный подход был реализован автором при характеристике китайской системы образования, поэтому хронологические рамки работы можно обозначить в пределах Российской Федерации и Китайской Народной Республики.
Хронологические рамки исследования: Система образования в любой стране является динамично развивающимся процессом, поскольку она отвечает повседневным задачам развития общества. Исследование системы образования в рамках данной работы ограничивается формой системы образования, сложившейся в России и в Китае к началу XXI века. Под современным состоянием автор работы подразумевает состояние систем образования пятнадцатилетней давности.
Цель исследования: Анализируя последовательно отдельные элементы системы образования в России и в Китае, автор предпринимает сравнительный анализ систем дошкольного, школьного и высшего образования, для выявления структурно-организационной специфики системы образования в каждой из стран, а также определения мировоззренческой и историко-культурной особенностей образовательного процесса, оказывающего влияние на процессы академической мобильности.
Задачи исследования:
• Выявить исторические особенности формирования системы образования в России и в Китае.
• Охарактеризовать специфику и составные элементы системы дошкольного образования в России и в Китае.
• Рассмотреть структуру и организационные особенности системы школьного образования.
• Выявить основную специфику высшего образования его формы и составные элементы.
Источники:
Общие принципы организации системы образования в России содержатся в Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12.12.1993. Другим источником, определяющим содержание и формы образовательного процесса, является Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012.
Законодательная база образования в Китае изучалась при помощи: Закона об образовании КНР от 18.03.1995, а также Закона КНР об обязательном образовании от 12.04. 1986.
Степень разработанности проблемы
В последнее десятилетие проблематика специфики китайской системы образования приобретает все большую актуальность. Такое положение обусловлено успехами как школьной системы образования, подкрепляемой прохождением китайскими школьниками Программы международной аттестации учащихся (Programme for International Student Assessment, PISA) с наивысшими баллами, так и общим развитием китайской экономики, объемами финансирования китайского образования. В монографии Чжао Юна «Кто боится большого злого дракона» китайская система образования представлена как комплекс императивов и навыков, организующих систему успешного прохождения экзаменов различного уровня. Автор исследования, описывая систему китайского образования, показывает зависимость нормативов и критериев образовательного процесса от решений чиновников. Характеризуя содержательные аспекты системы образования, автор отмечает, что в настоящее время можно заметить качественное её ухудшение, поскольку ориентация на выполнение норм и критериев лишила обучающихся способности творческого мышления, развития индивидуальных дарований обучающихся. (Чжао Юн. 2017, с. 19.)
Другой китайский ученый Су Сяохуань в своей работе «Образование в Китае: реформы и новшества» характеризует исторические условия развития системы образования в Китае. Определяя более оптимистические характеристики системы образования в Китае, по сравнению с предшествующим автором, Су Сяохуань отмечает эффективность перспективного планирования в области просвещения. Китайская система образования, является составной частью народного хозяйства и социального развития, поэтому темпы развития данных отраслей влияют на систему образования, в том числе и в вопросах финансирования системы образования. (Су Сяохуань, 2002, с. 162)
Формированию и развитию системы образования в Китае посвящены также работы отечественных исследователей. Так, Н.Е. Боревская отмечает, что процесс создания многоуровневой системы образования начался в Китае после возрастания количества контактов между СССР и Китаем. Китайские педагоги, совершенствуя систему образования в Китае, опирались на опыт советской педагогики. Организация централизованной системы китайского образования также является следствием принятия опыта советской педагогики. (Боревская Н.Е., 1974, с. 34)
Работы отечественных исследователей посвящены не только изучению системы образования в Китае, но также анализу процесса реформирования. Характеризуя организацию обучения, Л.Н. Тарасюк отмечает, что одной из особенностей китайской системы высшего образования является автономность учебных заведений, их самостоятельность в выборе учебных планов и программ, широкую систему факультативов, формирующих специальные знания. Автор придает важное значение системе контроля в высших учебных заведениях. Начиная со стадии поступления, которая ориентирована с 1978 года на систему единого государственного экзамена, и до завершающей стадии, вузы самостоятельны в выборе системы контроля знаний. (Тарасюк Л. Н., 1989, с. 25 - 27) Обобщая опыт исследования научной литературы по проблеме образования в Китае можно сделать вывод о том, что исследователи склонны характеризовать в целом систему образования, не разделяя на стадии дошкольного, школьного, специального и высшего образования. Такое положение обуславливает подход к организации системы образования. Она ориентирована на развитие народно-хозяйственного уклада, а также на допущение частного каптала в образовательный процесс.
Литература, посвященная системе российского образования необозрима. Школьная система образования в России исследована а работах Л.В. Занкова, Д.В. Эльконина, В.В. Давыдова и многих других авторов. Характеризуя систему школьного образования, авторы отмечают направленность системы образования на формирование у учащихся интеллектуальных способностей и нравственных качеств, развитию личности. Большое внимание исследователей при характеристике школьного образования уделяется профильности, вариативности и фундаментальности как принципам системы школьного образования. (Кузьменко Н.Е., 2003, с. 112) Подводя итог рассмотрению опыта исследования образовательных систем в России и в Китае, можно отметить, что ученые склонны анализировать системы образования в сложившейся в каждой из стран традиции. Так, для российских исследователей большое значение имеют вопросы стандартизации, реализации принципов обучения, тогда как китайские исследователи более склонны рассматривать эффективность системы образования и её нацеленность на выполнение задач экономики.
Методологическая основа:
В основу методологии нашей работы положен принцип «перспективного просвещения», предложенный в работе Су Сяохуаня. Рассматривая отдельные элементы системы образования в Китае, данный автор оценивает эффективность системы образования через идею вседоступности образования для различных категорий населения. Достижения китайской системы образования видятся автором не в строительстве многочисленных образовательных учреждений, а в их соответствие задачам национального развития и повышения благополучия жителей Китая. Принципу перспективного просвещения подчинена задача развития высшего образования, поскольку научные разработки в области просвещения подчинены идеологии перспективного просвещения, определению целей и задач просвещения в зависимости от предшествующего опыта внедрения образовательных планов и стандартов и их ориентации на развитие хозяйственной системы и национального благополучия Китая. Данный методологический принцип применяется нами при сравнении всех элементов системы образования. В нашей работе мы пытаемся оценить, что было реализовано в каждой подсистеме образования для дальнейшего выявления целей и задач последующих подсистем.
При написании работы использовались следующие методы:
Метод сравнительного анализа использовался нами для выявления специфики дошкольного, школьного, среднепрофессионального и высшего образования в России и в Китае.
Метод структурно - организационного анализа использовался автором для выявления составных элементов подсистем образования в Росси и в Китае.
Метод системного анализа использовался при выявлении характерных особенностей систем образования в России и Китае.
Апробация работы: материалы исследования и принципы, выявленные в ходе исследования, использовались автором при осуществлении преподавательской деятельности по предмету «Русский язык как иностранный» по программе «45.03.02 Лингвистика (профиль: Иностранные языки и культуры стран изучаемых языков (Русский язык как иностранный)».
Практическая значимость работы: Положения и выводы работы могут быть использованы при разработке учебных программ для студентов, прибывающих на обучение из Китая, а также для разработки планов академической мобильности в студенческой среде российских и китайских высших учебных заведений.
Положения, выносимые на защиту:
1. Система дошкольного образования в Китае в отличие от российской ориентирована на развитие индивидуальных личностных качеств ребенка, она не направлена на преподнесение ему сложной естественнонаучной и гуманитарной системы знаний. Такое положение обусловлено задачей дальнейшего развития индивидуальных знаний и талантов ребенка в период школьного обучения.
2. Система школьного образования в Китае во многом в момент своего образования базировалась на достижениях советской педагогики, но, начиная с конца 1970-х, стала ориентироваться на общемировые тенденции, а также тенденции, связанные с задачами экономического и социального развития.
3. Система высшего образования в Китае ориентирована на задачи национального строительства, в связи с этим, большой упор делается на программы естественнонаучного и физико - математического профиля в ущерб предметам гуманитарного профиля. Также в Китае при ориентации на научно-технический прогресс произошел перекос образовательных программ в сторону информационно - коммуникационных технологий, поэтому в настоящее время необходимо решение задачи о гармонизации образовательной системы высшего образования
Таким образом, образование в Китае и в России имеет свою историю, а современная система развивается аналогично мировому образовательному пространству.
Стремительно и противоречиво изменяющийся мир предъявляет сегодня новые требования к личности, её интеллектуальному развитию и профессиональной квалификации. И это вызывает синхронное движение с временем в областях образования. Цивилизация переживает настоящий образовательный бум, вызванный развитием информационного общества, революцией в экономике, технике, технологиях, созданием единого образовательного пространства, изменившимся пониманием прав и ответственности личности.
На протяжении всей своей истории каждая страна совершенствовала системы и формы образования в соответствии с социально-экономическими, общественно-политическими, национальными и общечеловеческими условиями стран. Сегодня страны мира всё более отчетливо сознают, что образование является одним их ведущих факторов, позволяющих создать предпосылки для ускоренного своего развития.
Весь мир уже давно «охватил восточный бум». Изучение китайского языков неуклонно растет. Все большее количество молодежи охвачено интересом к истории и традициям Китая. Всё больше иностранцев стремится к обучению в Китае. Россия, являющаяся соседом Китая - крупнейшая страна по площади - также увеличивает своё образовательное влияние в жизни мирового сообщества. Развитие глобальной экономики заставляет задуматься об исключительной особенности образования в Китае и в России как составляющей успеха.
Китайская система дошкольного образования больше связана с воспитательным процессом, чем российская. В детском саду ребенка приучают к режиму сна, занятий и бодрствования, с целью его дальнейшей самоорганизации. Большое внимание на данном этапе уделяется воспитанию эмоционально волевой сферы личности ребенка. В XXI веке китайское общество продолжает быть традиционным в сфере социальной иерархии. Воспитательный процесс, происходящий на стадии дошкольного образования должен научить ребенка контролю над своими желаниями и эмоциями, а также подчинению старшим. Система дошкольного образования в Китае в отличие от российской ориентирована на развитие индивидуальных личностных качеств ребенка, она не направлена на преподнесение ему сложной естественнонаучной и гуманитарной системы знаний. Такое положение обусловлено задачей дальнейшего развития индивидуальных знаний и талантов ребенка в период школьного обучения. Российская система дошкольного образования, по замыслу, сложнее китайской, но она сильно зависит от материального положения семьи, в рамках обычной дошкольной программы развитие творческого навыка и индивидуальной траектории больше зависит от родителя.
Система школьного образования с начала своего основания связана с идеей организации школы для разных слоев общества. Она была направлена на сохранение задачи всеобщего обучения, поэтому и сегодня сохраняет сложную структуру. Система школьного образования в Китае во многом в момент своего образования базировалась на достижениях советской педагогики, но, начиная с конца 1970-х, стала ориентироваться на общемировые тенденции, а также тенденции, связанные с задачами экономического и социального развития. В рамках реализации задачи достижения мирового образовательного уровня китайская система образования более перегружена формами контроля и тестирования знаний обучающихся, при этом содержательный аспект образования глубже и фундаментальнее в российской школе.
Система высшего образования в Китае ориентирована на задачи национального строительства, в связи с этим, большой упор делается на программы естественнонаучного и физико - математического профиля в ущерб предметам гуманитарного профиля. Также в Китае при ориентации на научно-технический прогресс произошел перекос образовательных программ в сторону информационно - коммуникационных технологий, поэтому в настоящее время необходимо решение задачи о гармонизации образовательной системы высшего образования.
Стремительно и противоречиво изменяющийся мир предъявляет сегодня новые требования к личности, её интеллектуальному развитию и профессиональной квалификации. И это вызывает синхронное движение с временем в областях образования. Цивилизация переживает настоящий образовательный бум, вызванный развитием информационного общества, революцией в экономике, технике, технологиях, созданием единого образовательного пространства, изменившимся пониманием прав и ответственности личности.
На протяжении всей своей истории каждая страна совершенствовала системы и формы образования в соответствии с социально-экономическими, общественно-политическими, национальными и общечеловеческими условиями стран. Сегодня страны мира всё более отчетливо сознают, что образование является одним их ведущих факторов, позволяющих создать предпосылки для ускоренного своего развития.
Весь мир уже давно «охватил восточный бум». Изучение китайского языков неуклонно растет. Все большее количество молодежи охвачено интересом к истории и традициям Китая. Всё больше иностранцев стремится к обучению в Китае. Россия, являющаяся соседом Китая - крупнейшая страна по площади - также увеличивает своё образовательное влияние в жизни мирового сообщества. Развитие глобальной экономики заставляет задуматься об исключительной особенности образования в Китае и в России как составляющей успеха.
Китайская система дошкольного образования больше связана с воспитательным процессом, чем российская. В детском саду ребенка приучают к режиму сна, занятий и бодрствования, с целью его дальнейшей самоорганизации. Большое внимание на данном этапе уделяется воспитанию эмоционально волевой сферы личности ребенка. В XXI веке китайское общество продолжает быть традиционным в сфере социальной иерархии. Воспитательный процесс, происходящий на стадии дошкольного образования должен научить ребенка контролю над своими желаниями и эмоциями, а также подчинению старшим. Система дошкольного образования в Китае в отличие от российской ориентирована на развитие индивидуальных личностных качеств ребенка, она не направлена на преподнесение ему сложной естественнонаучной и гуманитарной системы знаний. Такое положение обусловлено задачей дальнейшего развития индивидуальных знаний и талантов ребенка в период школьного обучения. Российская система дошкольного образования, по замыслу, сложнее китайской, но она сильно зависит от материального положения семьи, в рамках обычной дошкольной программы развитие творческого навыка и индивидуальной траектории больше зависит от родителя.
Система школьного образования с начала своего основания связана с идеей организации школы для разных слоев общества. Она была направлена на сохранение задачи всеобщего обучения, поэтому и сегодня сохраняет сложную структуру. Система школьного образования в Китае во многом в момент своего образования базировалась на достижениях советской педагогики, но, начиная с конца 1970-х, стала ориентироваться на общемировые тенденции, а также тенденции, связанные с задачами экономического и социального развития. В рамках реализации задачи достижения мирового образовательного уровня китайская система образования более перегружена формами контроля и тестирования знаний обучающихся, при этом содержательный аспект образования глубже и фундаментальнее в российской школе.
Система высшего образования в Китае ориентирована на задачи национального строительства, в связи с этим, большой упор делается на программы естественнонаучного и физико - математического профиля в ущерб предметам гуманитарного профиля. Также в Китае при ориентации на научно-технический прогресс произошел перекос образовательных программ в сторону информационно - коммуникационных технологий, поэтому в настоящее время необходимо решение задачи о гармонизации образовательной системы высшего образования.
Подобные работы
- Перспективы развития управления системой образования в КНР
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018 - Управление системой образования в КНР
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - Культурные особенности системы высшего образования
России и Китая: опыт сравнительного анализа
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ
СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЭКОНОМИК СТРАН МИРА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ В КИТАЕ И В РОССИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5680 р. Год сдачи: 2017 - Модернизация образования в КНР в конце XX начале XXI века
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - Развитие частного школьного образования в Китае
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2022 - Модернизация образования в КНР в конце XX начале XXI века
Дипломные работы, ВКР, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2017 - МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В СИСТЕМЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РОССИИ И КИТАЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018



