Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Модернизация образования в КНР в конце XX начале XXI века

Работа №122998

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

культурология

Объем работы95
Год сдачи2017
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
49
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТРАДИЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КИТАЕ 8
1.1 Особенности традиционного образования в Китае 8
1.2 Выбор пути развития 13
1.3 Взгляды на духовную жизнь в конце XIX начале XX века 18
ГЛАВА II. СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КИТАЕ ПОСЛЕ 1949 23
2.1 Развитие образования во время правления Мао Цзэдуна 23
2.2 От политики «закрытых дверей» к политике «открытых дверей». Изменение в образовательных идеях 38
III. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ПРОЦЕССЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЕ ПОЛИТИКИ РЕФОРМ И ОТКРЫТОСТИ 41
3.1 Реформа высшего образования в середине 80-х годов 20в. 41
3.2 Реформа управления образованием: по пути децентрализации 55
IV. ОБРАЗОВАНИЕ КНР НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВВ. 60
4.1 Оформление стратегии реформ-1992-1998гг. 60
4.2 Система школьного образования 63
4.3 Сравнительный анализ экзаменационно-ориентированного и качественно-ориентированного образования в Китае 67
4.4 Проблема инновационных прорывов в Китае 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 93


Представленная выпускная квалификационная работа посвящена модернизации образования в конце XX начале XXI века и анализу проблем и перспектив, связанных с развитием образования в КНР. В работе сделан акцент на два-три последних десятилетия, когда в Китае начали происходить глубокие изменения в разных сферах жизни общества, предъявляющие новые требования к системе образования. Безусловно, в работе также представлен экскурс в более раннюю историю развития образования в Китае. Более ранние факты используются преимущественно для выявления корней того или иного современного феномена, что облегчает оценку последствия реформ, принятых в предшествующее десятилетие.
Актуальность темы работы.
«Образование - этот процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей. Содержание образования черпается и пополняется из следствия культуры и науки, а также из жизни и практики человека». В любом обществе образование – это сложный культурный феномен. Переход из XX в XXIвекстал для КНР ключевым на ее пути в постиндустриальное информационное общество. Успех подобного перехода в любом государстве во многом определяется его политикой в отношении образования, создающей условия для социально-экономического и культурного развития, обладающей бесспорной актуальностью. Важность данной темы заключается в том, что изучение развития образования на разных этапах истории, помогает понять причину значимых образовательных проблем, которые возникли в современном мире. Нужно отметить, что работа может быть полезна для решения ряда теоретических проблем, связанных с децентрализацией, коммерциализацией и демократизацией в сфере образования.
Степень научной разработанности темы.
Исследование строилось на анализе многочисленной и разнообразной литературы. Важнейшей из них являлась книга: Н.Е. Боревской «Государство и школа. Опыт Китая на пороге III тысячелетия». Данная монография позволяет более полно осмыслить исторический этап «начальной стадии социализма», рассчитанный Китаем примерно на сто лет с середины ХХв., и глубже понять общие закономерности развития систем образования, так называемого переходного периода (70-80-е года 20 века). Тема образования также поднимается в работе Н.Е. Боревской и С. А. Торопцева «Китайская культура во времени и пространстве». В монографии проанализированы разные аспекты китайской культуры, в том числе влияние системы императорских экзаменов (科舉 «кэцзюй») на Европу и Китай, а также исследовано развитие конфуцианской и православной педагогики. Немало важной является книга Н. Е. Боревской, написанная в соавторстве с В.П.Борисенковым и ЧжуСяомань «Россия-Китай: образовательные реформы на рубеже XX-XXI вв.: Сравнительный анализ». Книга, созданная в содружестве ученых России и КНР, представляет собой анализ образовательных реформ двух крупных мировых держав. Книга, безусловно, представляет собой интерес, так как в ней охарактеризованы реформы, происходившие в КНР на рубеже ХХ-ХХI вв. Проблемы образования в современное время, а также сравнительная характеристика системы образования Китая с другими странами затронуты в работе ЧжаоЮн «Кто боится большого злого дракона? Почему в Китае лучшая (и худшая) система образования в мире». КвопросамразвитияимодернизацииобразованиявКитаетакжеобращалисьзападныеучёные:МаркБрэй (MarkBray) в работе: «Контроль над образованием: проблемы и напряженность в централизации и децентрализации» ( «Controlofeducation: Issuesandtensionsincentralizationanddecentralization») ;а также Lewis, OrionandJessicaTeets. (Льюис, Орион и Джессика Титс) в работе: «Национализм Китая 1949-1980гг» («ChineseNationalism 1949-1980»). Среди англоязычных работ преобладают исследования отдельных этапов реформ в области образования. Здесь хотелось бы отметить работу Сюзанны Пеппер (SuzannePepper)«Реформы образования Китая в 1980-х годах: политика, проблемы и исторические перспективы»(«China’seducationreforminthe 1980s:Policies, issuesandhistoricalperspectives»). В которой освещаются особенности модернизации образования КНР в 80-е годы XX века.
Особое внимание также необходимо уделить работам китайских исследователей ГуМинъюаня(GuMingyuan), Ван ЮаньФена(王元丰) и Ли КэПина(李克平). Исследование ГуМинъюаня«Образование в Китае и за рубежом» («EducationinChinaandAbroad»), представляет интерес тем, что в нём отражены процессы взаимодействия китайских культурных традиций и образовательных реформ в конце ХХ начале ХХI вв. Статья, написанная китайскими профессорами Пекинского Университета Транспорта ВанЮаньФеном(王元丰) и Ли КэПином(李克平)«Ретроспективы и перспективы китайского образования» (中国教育改革的回顾与展望чжунгоцзяоюй гай гэ хуэйгуюйчжаньван) посвящена проблеме современного образования. В этой статье исследователи говорят о проблемах образования, с которыми столкнулось общество в 21 веке.
Объектом исследования является образование в Китае; предметом исследования –модернизация образования в конце ХХ начале XXI века в Китае.
Цель:
Охарактеризовать модернизацию образования КНР на рубеже веков.
В соответствии с указанной целью выделяются следующие задачи:
-изучить роль традиционных ценностейна образовательную систему КНР;
- изучить влияние реформы образовательной системы КНР с 1949 по 1976 гг.;
- раскрыть значение реформ образовательной системы с 1978 по настоящее время;
- на основе социального опроса проанализировать мнения китайских респондентов о системе современном образовании в КНР;
-исследовать проблемы, с которыми столкнулось правительство на рубежеXX начале XXI века;
-выявить возможности совершенствования качества образования в КНР в XXI веке.
Структура работы обусловлена характером поставленных задач; исследование разделено на введение, четыре главы, которые в свою очередь имеют подпункты, и заключение.
В первой из них представлен краткий экскурс в историю, рассмотрены особенности традиционного образования в Китае, проанализированы взгляды различных ученых на дальнейший путь развития образования после 1911г.
Во второй главе мы постарались кратко охарактеризовать развитие образования с 1949по1976гг, проанализировать влияние исторических и политических событий, происходивших в КНР в этот период времени, на изменение системы образования в стране.
Третья глава посвящена реформам Дэн Сяопина, анализу некоторых документов образовательных реформ в период «политики реформ и открытости». Также в этой главе излагаются задачи модернизации образования, которые ставило перед собой китайское правительство.
В четвертой главе затрагиваются проблемы образования в КНР, сложившиеся к концу ХХ началу ХХI века, рассматриваются направления и перспективы модернизации образования в Китае. В конце главы представлен анализ проведенного автором социологического исследования, отражающего отношение современной китайской молодёжи к особенностям системы образования в современном Китае.
В заключении приведены выводы по поставленным целям и задачам


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Образование – это сложный культурный феномен, а также процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Образовательные реформы Китая в основном определялись политическими, экономическими, демографическими и географическими факторами. В работе нами была рассмотрена модернизация образования в Китае в конце XX начале XXI века. В процессе написания работы мы опирались на следующую периодизацию развития китайского образования:
- развитие традиционного образования в Китае;
- особенности развития образования с 1911по 1949 гг.;
- реформы образовательной системы КНР с 1949 по 1976 гг.;
- модернизация образовательной системы с 1978 по настоящее время.
Специфика каждого из вышеупомянутых периодов напрямую зависит от политического режима и соответствующей ему государственной политики. Для каждого из этапов характерны определённые институциональные изменения в высшем образовании или изменения базовых идей и принципов, составляющих его базис. Мы можем увидеть, что в основе изученных реформ и преобразований лежат, с одной стороны, традиционные, с другой стороны, социалистические идеалы, однако, значительную роль играют все же китайские традиционные ценности.
В ходе проведения исследования, была поставлена цель - охарактеризовать модернизацию образования в Китае в конце XX начале XXI века. В нашем исследовании мы проанализировали значения реформ образования на разных этапах развития КНР. На основе рассмотренных в представленной выпускной квалификационной работе задач, мы пришли к следующим выводам.
В первой главе, посвящённой влиянию традиционных ценностей на образовательную систему КНР, мы показали, что уже начиная с XI в.(династия Чжоу周朝1100-771 г. до н.э.)в Китае начинают выделяться самостоятельные философские направления и школы (включая конфуцианство и даосизм), вместе с этим развиваются и неформальные институты высшего образования, складываются национальные письменные культуры, которые сопровождаются возникновением книги. Определенное влияние на становление системы высшего образования в Китае оказали и западные страны, которые проводили политику колониализма и империализма.
Рассматривая реформы образовательной системы КНР, проведённые Мао Цзэдуном, было выявлено, что после 1949 г. образование поддерживалось партийным аппаратом, заинтересованным в сохранении права на принятие решений; для образовательной системы этого периода характерны идеологизация, а также консерватизм педагогического мышления. Надо принять во внимание, что в 50-е годы КНР во многом заимствовала советский опыт, в особенности, они копировали модель советской государственной системы образования. Данная реформа привела к тому, что уже в 50-е годы количество грамотных людей увеличилось в разы. Однако во время «культурной революции» более чем на десятилетия были приостановлены многие научные исследования, изменился принцип, на котором строились взаимоотношения между людьми, отвергались ценности, которые воспитывало традиционное образование, появился большой разрыв между образованием и наукой в Китае и на Западе. Лишь после смерти Мао Цзэдуна (1976г.), пришедшие к власти новое руководство осознало необходимость изменения курса страны на модернизацию, необходимость восстановления системы высшего образования в связи с внутренними и внешними вызовами, которые были брошены, в том числе, и традиционной ментальности населения.
К середине 80-х годов XX века на основе новой методологии теоретически оформилась другая модель преобразований. Начиная с 1986г., акцент ставится на «рыночном типе» образовательной структуры, представляющий весь спектр образовательных услуг. Правительство КНР основной акцент ставило на развитии науки и техники, подчеркивая экономическую функцию образования, тогда как социальной и культурной функциям уделялось гораздо меньше внимания. В то же время процесс модернизации осложнялся влиянием традиционных ценностей, не позволявшим изменить сложившуюся систему.
Еще одной задачей являлось проведение собственного исследования. По средствам социального опроса проанализировать мнение китайских респондентов о современном образовании в КНР. Мы пришли к выводу, что китайская молодежь не довольна нынешней системой образования. Они надеются, что в ближайшем будущем правительство Китая предпримет меры, с помощью которых будет возможно разрешить все существующие проблемы образования КНР.
Более того, в работе были затронуты некоторые проблемы, с которыми столкнулось правительство на рубеже веков, мы также постарались проанализировать возможности совершенствования качества образования в КНР в XXI веке. В результате мы увидели, что в настоящее время китайское образование до сих пор носит авторитарный характер, оно, в основном, направлено на запоминание большого объёма информации и решение тестов, при этом основное внимание уделяется высокому уровню успеваемости учеников. Хотя китайское правительство и взяло курс на смену экзаменноционно-ориентированного образования на качественно-ориентированное, однако для улучшения качества образования все еще существуют внешние препятствия, главные из которых - это недостаток средств, нехватка ресурсов учебных планов, а также нехватка опытных учителей.
Еще одной проблемой модернизации современной китайской системы образования, рассмотренной в работе, является вопрос о воспитании творческих личностей: изобретателей, новаторов и предпринимателей, нехватку которых отмечают как китайские, так и западноевропейские исследователи.
Безусловно, в современном Китае сохраняется высокий престиж образования, свойственный китайской культурной традиции, китайцы стремятся получить хорошее образование, открывающее перед ними возможности успешного трудоустройства и карьерного роста. В тоже время, для формирования специалистов нового типа, Китаю нужно совершенствовать, а именно, по-иному организовывать работу образовательных учреждений, необходимо выпускать учебники нового поколения, но, самое главное, переосмыслить традиционные представления о характере и методике учебного процесса. Модернизация образования КНР в постиндустриальном обществе будет во многом зависеть от того, какой дальнейший путь развития выберет китайское правительство.



1. Антиповский А.А., Боревская Н.Е., Франчук Н.В. «Политика в области науки и образования в КНР (1949-1979гг.)».М.: Наука, 1980
2. Березный Л.А. Начало колониальной экспансии в Китае и современная американская историография. М., 1976
3. Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство " Питер",2000.
4. Боревская Н.Е. «Государство и школа. Опыт Китая на пороге III тысячелетия». (Ин-т Дал.Востока,-М.:Вост.лит.,2003).
5. Боревская Н.Е. О восприятии идей мировой педагогики в Китае//Советская педагогика, 1991, №9
6. Боревская, Н.Е., Борисенков, В.П., ЧжуСяомань Россия-Китай: образовательные реформы на рубеже XX-XXI вв.: Сравнительный анализ. (М.,2007).
7. Боревская Н.Е., С.А.Торопцев.- «Китайская культура во времени и пространстве». (М.:ИД«Форум»,2010).
8. Боровкова Л.С. Экзаменационная система. Обряды и первый император династии Мин//Конфуцианство в Китае. Проблемы теории и практики. М., 1982.
9. Борох О.Н. «Дискуссия о путях развития Китая в начале 1930-х годов: От «Вестернизации» к «Модернизации».Институт Дальнего Востока РАН, РФ, Москва,2015
10. Буров В.Г «Китай и китайцы глазами российского ученого». - М., 2000
11. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы филос. герменевтики: Пер. с нем./Общ.ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова.— М.: Прогресс, 1988
12. Головко Н.В., Рузанкина Е.А., Михальченкова Н.А. «Китайские университеты в условиях трансформации и государственной политики: Ответ на вызов глобализации». 2016г.
13. Дэн Сяопин. «О строительстве специфически китайского социализма». Пекин, 1985.
14. Карнаух Н.В., Ху Мин Россия и Китай: Исторические аспекты сотрудничества в области высшего образования.2011
15. Кравцова М.Е. История культуры Китая. Изд. «Лань»,2011
16. Ли Сюй Диссертация на тему: «Эволюция принципа справедливости и его реализация в государственной образовательной политике Китая». Москва,2015
17. «Лунь Юй». Перевод Л.С.Переломов: Восточная литература; 2001.
18. Максимова Г.Ю. Взаимосвязь творческих идей и опыта С.Т. Щацкого с концепциями и практикой зарубежной педагогики. М., 1991.
19. Меликсетова А.В.. История Китая; Учебник / Под редакцией. 2-e изд., испр. и доп. — М.: Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», 2002.
20. Малявин В. «Империя ученых». (Гибель древней империи. 2-е испр. изд.), 2007г.
21.Петрик В.В. Культура Китая: учебное пособие /Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010.
22. Регзенова О. «Основные принципы и сущность реформ Дэн Сяопина». Вестник Бурятского Государственного Университета. Издательство: Бурятский государственный университет (Улан-Удэ).
23.Синицын Е.П. Об авторстве и датировке трактата «Сунь-цзы» // НАА. 1964
24. Собольников В.В. «Этнопсихологические особенности китайцев» Новосибирск, 2001
25. СпешневН.А.: «Китайцы:Особенности национальной психологии».Спб.:КАРО,2011.
26. Чжао Юн «Кто боится большого злого дракона? Почему в Китае лучшая (и худшая) система образования в мире»..(Перевод на русский язык.Издательский дом Высшей школы экономики. М.,2017).
27.Чэнь Чжаомин. Реформирование системы образования в Китае.//Педагогика. Гуманитарный вектор.2010. №1. С. 67-68.
28. Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае (2001—2010) / Пер. с англ. под общей редакцией Н.И. Лапина/Предисл. Н.И. Лапин, Г.А. Тосунян. М.: Издательство «Весь Мир», 2011.
Наанглийскомязыке:
29. Baumrind D. Effects of Authoritative Parental Control on Child Behavior// Child Development. 1966. Vol.37
30. Bray Mark.Control of Education:Issues and Tensions in Centralization and Decentralization//Comparative Education.Maryland, 1999.
31. Chen, K., (1980). Chinese education: Old and new, radical and reformed. World Education Monograph Series, No.2. World Education Center, Connecticut University.
32. Cummings W.K., Riddell A. Alternative Policies for the Finance, Control and Delivery of Basic Education
33. Deng Xiaoping. Deng Xioapingwenxuandisanjuan [ИзбранныепроизведенияДэнСяопина, т.3].Beijing: RenmingChuban-she, 1993
34. Elvin M. The pattern of the Chinese past». Stanford University Press, 1973
35.Fairbank J.K., Goldman M. China: A New History. Cambridge, MA: Harvard University Press, 2011.
36. Gribble D.A Really Good School. L.: Seven-Ply Yarns, 2001.
37. GuMingyuan«Education in China and Abroad. (Hong Kong, 2001).
38. HouСhi-ming. Foreign investment and economic development in China, 1840-1937.Camb.: Harvard University Press, 1965
39. Madaus, G.A., Raczek, A.E., and Clarke, M.M. (1997). The historical and policy foundations of the assessment movement. In A.L. Goodwin(Ed.) Assessment for equity and inclusion: Embracing all our children (pp. 1-34). London, UK: Routledge.
40. Mak, G., (1998). Politics of curriculum: Changes in teacher education in China.
Education Journal, 26(2).
41. Peppeer, Suzanne. China's Education Reform in the 1980s: Policies, Issues, and Historical Perspectives.
42. Peppeer, Suzanne.Radicalism and Education Reform in 20 –th- Century China.-YanbridgeUniversiti Press, 1996.
43. Tsang, M., (1996). Financial reform of basic education in China. Economic of Education Review, 15 (4), 423-444.
44. Sun, Y., (2010). Report on development of Chinese adolescents from 1999 to 2010. Beijing China: China Youth and Children Research Center. (In Chinese)
На китайском языке:
45.Deng Xiaoping. DengXioapingwenxuandisanjuan [Избранные произведения Дэн Сяопина, т.3]. Beijing: RenmingChuban-she, 1993
46. У Цзян. Вопросы коммунистической морали. Пекин,1955
47. «Мнения по осуществлению «Программы реформы и развития образования» [Гоуюань гуаньюй.1994, стр.715-730]
Интернет источники:
48.БелоусовС.Р«ХэЛинь»http://www.synologia.ru/a/%D0%A5%D1%8D%20%D0%9B%D0%B8%D0%BD%D1%8C (дата обращения: 07.04.2017).
49.Верисова А.Д. Особенности школьного образования в Китае // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/58864 (дата обращения: 09.03.2017).
50. Жидкова О.А , Крашенинниковой Н.А. «Образование и развитие КНР». Москва, 2001г. http://www.studfiles.ru/preview/2441785/page:38/ (дата обращения 07.02.2017).
51. Линь Бяо. «Мао Цзэдун». Пекин, 1967 г. https://refdb.ru/look/2017371-pall.html (дата обращения 07.02.2017).
52. Ломанов А.В. «Ли Цзэ-Хоу»
http://www.synologia.ru/a/%D0%9B%D0%B8_%D0%A6%D0%B7%D1%8D-%D1%85%D0%BE%D1%83 (дата обращения: 07.04.2017).
53. Машкина О.А. «Китай: перспективы инноваций и образования». http://www.socionauki.ru/journal/files/iis/2010_2/kitaj_perspektivy_innovacij_i_obrazovanija.pdf (Дата обращения: 02.02.2017).
54. Перминова В.А «Иностранное вмешательство в Китае». http://www.synologia.ru (дата обращения 08.03.17).
55. Рут Хейхо «Политехнические университеты и их роль в трансформации Китая» http://ihe.nkaoko.kz/archive/37/341/ (Дата обращения 03.01.2017).
56. Суворова Е.А. «Становление системы образования Китая во второй половине XX века». http://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-sistemy-obrazovaniya-v-kitae-vo-vtoroy-polovine-xx-v (Датаобращения:03.04.17).
57. Цзян Сяоянь «Образование в России и Поднебесной». http://tribunaperm.ru/2016/09/30/vyucheno-v-kitae-tszyan-syaoyan-sravnila-obrazovanie-v-rossii-i-podnebesnoj/ (дата обращения 03.03.17).
58. ЮаньФен(王元丰) и Ли КэПин(李克平)-: «Ретроспективы и перспективы китайского образования»(中国教育改革的回顾与展望). http://learning.sohu.com/20170111/n478423032.shtm (дата обращения 11.03.17).
59. Якушева У.Е., Ю.Б. Верина Теории и концепции развития территорий и их практическое применение: материалы Международной on-line конференции аспирантов и молодых учёных / сост. – Архангельск: САФУ, 2016 http://narfu.ru/university/library/books/2817.pdf (дата обращения: 04.04.2017).
60. Ian Johnson. Solving China’s Schools. http://www.nybooks.com/daily/2014/04/08/china-school-reform-jiang-xueqin/ (дата обращения: 03.02.2017).
61. McIntyre S.R. The Works of Mencius. http://nothingistic.org/library/ (Датаобращения:10.01.2017).
62. «Outline of China’s National Plan for Medium and Long-term Education Reform and Development».July2010,Beijing https://internationaleducation.gov.au/News/newsarchive/2010/Documents/China_Education_Reform_pdf.pdf (дата обращения: 18.03.17).
63. ZhengYefu. «Китайское образование не воспитывает нобелевских лауреатов». http://cul.qq.com/a/20131211/014042.htm (Дата обращения: 05.02.2017).
64. ZhengYefu. «Китайское общество и образование, уничтожающее креативность». ThinkerBig.2013 http://cul.qq.com/a/20131211/014042.htm (Дата обращения: 05.02.2017).
65.«XV Всекитайский съезд КПК». http://russian.china.org.cn/china/archive/shiqida/200706/17/content_8950978.htm (дата обращения 04.04.17).
66.人民日报жэньминьжибао «Цзян Наньсян о реформах образования».
http://book.kongfz.com/item_pic_27643_597921933/ (дата обращения: 01.02.2017).
67.人民日报жэньминьжибао. «Об углублении реформы образования» http://paper.people.com.cn/rmrb/html/2017-05/06/nbs.D110000renmrb_01.htm [17.06.1999, с.5].
68. 中华人民共和国义务教育法- (чжунхуажэньминьгунхэгоиуцзяоюйфа) Закон КНР об обязательном образовании// GOV.CN( официальный сайт Центрального Народного правительства). http://www.gov.cn/ (Дата обращения: 17.12.16).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ