Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ В КИТАЕ И В РОССИИ

Работа №59516

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы84
Год сдачи2017
Стоимость5680 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
411
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты организации и управления системой дошкольного образования в Китае 7
1.1 Сущность и структура системы образования в Китае 7
1.2 Управление системой дошкольного образования в Китае 17
1.3 Современные тенденции развития дошкольного образования в Китае 21
Глава 2. Анализ организации методической работой ДОО Китае и России 25
2.1 Особенности системы методической работы ДОО в России 25
2.2. Особенности системы методической работы ДОО в Китае 58
2.3. Предложения по совершенствованию методической работы ДОО с
учетом опыта Китая 72
Выводы по главе 74
Заключение 76
Список использованной литературы 80


Актуальность. Китай - это современная перспективная страна, которая в последние годы занимает ведущее положение не только на мировом рынке, но также в сфере культуры и науки. Одной из особенностей реформы китайской системы образование является доступность обучения для всего населения. Сегодня почти 99% детей в городах Китая посещают школьные занятия, хотя до 1949 года для большего количества людей образование было недоступным, и численность неграмотного населения достигала 80%.
Современная система образования в КНР имеет ряд специфических черт, если сравнивать ее с зарубежными аналогами. Так, в отличие от еще одного азиатского исполина - Индии, Китай в данный момент государство с высокого и быстро растущего уровня грамотности населения, в том числе крестьянского (которое является основной массой населения в обеих странах). Неграмотные продолжают оставаться в Китае примерно 15-17% взрослого населения (47% Индия, 61% в Бангладеш, 59% в Пакистан, 27% в Иран, 17% в Турция, 15% в Индонезия). Другой важный образовательный индикатор КНР в виде доли неграмотных женщин в возрастной группе 15¬24 года. Им иллюстрируется эффективность борьбы с неграмотностью в последние двадцать лет он косвенно сигнализирует о социальном положении женщин. Для Китая указанный показатель находится на уровне 4%. Этот же индикатор например для Индии составляет 44% , 63% в Бангладеш, 61% в Пакистане, 10% в Иране, 8% в Турции, 4% в Индонезии.
Система образования в КНР, как и везде, включает начальную и среднюю школу, а также высшее и среднее специальное образование. В начальной школе в Китае учится порядка 140 млн. человек, срок обучения - шесть лет.
В Китае насчитывается более 2 тыс. университетов, колледжей и профессиональных высших школ, в которых обучается около 9 млн. человек. На бакалаврских программах в них обучается более 5,5 млн. студентов, на магистерских и докторских - около 300 тыс. студентов. Более 450 ВУЗов страны имеют право принимать на обучение иностранных студентов ("лаовайлюсюэшэн").
Изучение проблемы управления образовательным учреждением происходит давно и неоднозначно на протяжении длительного времени в реализации практической образовательной деятельности России и Китая. С утверждением «Национальной доктрины образования Российской Федерации» и нового поколения государственных образовательных стандартов возникла актуальная потребность в создании эффективного инструментария управления инновационным образовательным учреждением как развивающей средой на всех уровнях. Становление в науке образования понятия «управление», а на данном этапе развития образования и понятия «педагогический менеджмент», связано, прежде всего, со становлением управления как самостоятельной области знания. Потребность изучения теории менеджмента в педагогике и практике продиктована жизнью, ростом запросов общества к качеству образовательных услуг, коммерциализацией образования, становлением системы платных услуг.
Проблематика управления отражена в работах отечественных и зарубежных ученых -,таких как В.Г.Афанасьев, Д.М.Гвиашиани,
И.Н.Гречникова, В.С.Лазарев, М.М.Поташник, П.Друкер, А.Маслоу, Д.Карнеги, К.Роджерс и др. Технологии управления отражены в разработка таких ученых ,как В.Комаров, Г.И.Кузнецов, М.В.Кларин и др. Значительный вклад в изучение вопросов управления качеством обучения внесен Б.С.Гершунским, В.Н.Тарасюком, А.В.Беляевой, В.П.Беспалько, М.М.Поташником и др. На региональном уровне вопросы управления педагогическими процессами изучены Д.А.Даниловым, Ф.В.Габышевой, Е.И.Михайловой, П.П.Борисовым, Е.Н.Колосовой и др.
В большом числе научных трудов, раскрываются отдельные стороны проблемы управления дошкольным образовательным учреждением на современном этапе, они не дают руководителю четкого, целостного представления о сущности и путях реализации управленческой деятельности в образовательном учреждении в ситуации перехода к самофинансированию. Решение данной проблемы имеет ограничения в виде объективных и субъективных причин и противоречий: недостаточная разработанность проблемы менеджмента в дошкольном образовательном учреждении, в рамках как теоретических так и практических аспектов; недостаток управленческой культуры в новых условиях самофинансирования; между теоретическими подходами, сложившимися в гуманистической модели управления и недостаточной разработанностью современных технологий и их реализации; между сложившейся традиционной субъектно-объектной системой управления и необходимостью изменений взаимоотношений между участниками педагогического менеджмента на уровне субъект-субъектных отношений, обеспечивающих новый характер управления: сотрудничества,
партнерства; между растущими требованиями к профессиональной деятельности педагогов, работающих в режиме развития в условиях рыночной экономики и недостаточным уровнем их квалификации, соответствующей развивающему обучению личности ребенка. Преодоление вышесказанных трудностей и противоречий позволяет руководителю дошкольного образовательного учреждения перейти от эпизодического, недостаточно пока управляемого образовательного учреждения в условиях перехода к самостоятельной финансовой деятельности к эффективному осуществлению управляемого учреждения в каждом конкретном дошкольном образовательном учреждении.
Целью данной работы является сравнительный анализ опыта организации методической работы ДОО в Китае и в России
Объект изучения- процесс организации системы дошкольного образования в двух странах - Китае и России.
Предмет - организация и содержание методической работы ДОО в Китае и России.
Задачи:
-изучить и описать опыт организации методической работы в детских образовательных организациях и особенности ее содержания в Китае.
-выявить преимущества и недостатки в организации и содержании методической работы в детских образовательных организациях в Китае и России.
-провести сравнительный анализ преимуществ и недостатков методической работы в Китае и России для дальнейшего использования положительного опыта в российской системе дошкольного образования.
Методы исследования. При написании работы использованы методы системного анализа научной литературы, методы сравнения и обобщения.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в организации методической работы в ДОО.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Начавшаяся в XXI веке модернизация всей жизни страны затронула и систему образования. В настоящее время в Китае создана широкая сеть дошкольных учреждений , в них работают профессионально подготовленные педагоги, помещения хорошо оборудованы и обеспечены комфортным существованием. Содержание образования в Китае - это развитие гигиенических навыков, физическое воспитание, развитие речи, формирование представлений о природе и обществе.
Значительное внимание уделяется четкому определению нравственных качеств, которые должны быть сформированы у дошкольников. Китайцы придают большое значение музыкальному воспитанию детей, считая музыкальные способности основой для развития других способностей. Система образовании XXI века и в России, и в Китае мобильно реагировала на задачи, поставленные новым этапом исторического развития. Привычная до недавнего времени унификация дошкольных образовательных учреждений сменилась разнообразием их видов, вариативностью учебных планов и про- грамм, внедрением новых технологий. Нынешние ориентиры модернизации системы российского образования - доступность, качество, эффективность - предъявляют повышенные требования к дошкольным учреждениям.
Организация развития системы дошкольного образования возможна лишь при освоении инноваций, способствующих качественным изменениям деятельности дошкольных образовательных учреждений и выражающиеся в их переходе на качественно новый этап - режим развития. В ходе предпринятого нами исследования решались следующие задачи:
1. Разработать и обосновать структурно-функциональную модель организации менеджмента в дошкольном образовательном учреждении с учетом политических , экономических, национально- культурных особенностей России и Китая.
2. Опытно-экспериментальным путем определить эффективные пути и организационно -педагогические условия организации менеджмента в дошкольном образовательном учреждении как средства оптимизации управленческой деятельности.
3. Разработать методические рекомендации по организации менеджмента для руководителей образовательных учреждений России и Китая. В ходе исследования было установлено, что сущность научно-методического сопровождения и в России, и в Китае в отдельных вопросах может быть общей - она состоит в непрерывной профессиональной подготовке и методическом взаимодействии педагогов, в результате которого актуализируется профессиональный потенциал личности педагога.
К задачам научно - методического сопровождения педагогической деятельности воспитателей и руководителей ДОУ мы относим: выработку установочных позиций, определение вектора развития научно¬методической деятельности; предоставление педагогам ДОУ необходимой информации по основным направлениям развития дошкольного образования , программам, новым педагогическим технологиям; выявление, изучение и оценка результативности инновационного педагогического опыта в дошкольном образовании , его обобщение и распространение, создание системы стимулирования творческой инициативы и профессионального роста педагогов; оказание поддержки педагогам и руководителям ДОУ в инновационной деятельности, организации и проведении опытно-экспериментальной работы, экспертной оценке авторских программ, пособий, учебных планов; осуществление редакционно-издательской деятельности; организацию совместной работы с научно- исследовательскими лабораториями и вузами при проведении опытно-экспериментальной работы.
Анализ социально-исторических и социально-экономических предпосылок развития дошкольного образования позволил
констатировать, что отличия китайской и западной систем воспитания заключаются в том, что китайцы в воспитании детей делают акцент на усердии, целеустремленности, стремлении во всем быть лучшим.
В Европе (в том числе и России), США и других передовых странах в вопросах воспитания детей больше внимания уделяется таким понятиям, как личность ребенка , его гармоничное по - знание мира, детская самооценка. Сравнительно- сопоставительный анализ позволяет выявить отличие между пониманием сущности личностно- ориентированного подхода в Китае и России.
В китайской педагогической науке (Г ао Цзя, Дин Цзуи, У Чжунминь, Хуан Чанцзянь, Чан Сумэй, Чжан Лисинь и др.) под личностно-ориентированным подходом понимается устойчивая ориентация в педагогической деятельности, направленная на развитие индивидуальных особенностей и скрытых потенциалов личности. Для реализации данного подхода в китайском образовании рекомендуются следующие технологические средства: дифференцированный метод, игровые методы, интерактивное обучение, и т.д.
В российской педагогике личностно-ориентированный подход - это поиск путей ценностно -смысловых доминант гуманистически ориентированного взаимодействия обучающего и обучающегося, который учитывает самобытность, самоценность и субъектность каждого в педагогическом процессе. Технологические средства для реализации этого подхода, используемые российскими педагогами: динамичность и игра, диагностика и поддержка ситуации развития личности Обмен научно-методическими рекомендациями по отбору и использованию педагогических подходов в образовании Китая и России будет служить цели расширения сотрудничества в дан- ной области , способствуя модернизации и новому качеству образования двух стран.
В качестве условия такого взаимовыгодного обмена видится перевод нормативно-правовых документов, касающихся вопросов реформирования образования в КНР и России (конец XX - начало XXI вв.), перевод фрагментов газет и журналов для учителей и учащихся, издаваемых в КНР и Рос- сии, материалов, поясняющих специфику оценивания достижений учащихся, примеров документов учащихся учебных заведений различного уровня ; создание подробных русско -китайского и китайско -русского словарей по педагогике. В результате проведенного исследования было установлено, что эффективность организации менеджмента в дошкольном образовательном учреждении (в России и Китае) будет достаточно высокой, если последовательно учитывать политические, экономические, национально-культурные условия страны (России, Китая); использовать структурно- функциональную модель организации менеджмента в дошкольном образовательном учреждении; интегрировать основные направления управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении; ориентировать организационио -педагогические условия организации менеджмента на осуществление инновационной деятельности, способствующей оптимизации качества образования ; оптимизировать стратегию инновационных форм менеджмента в условиях рыночной экономики, обеспечивающего оптимальное функционирование и развитие дошкольного учреждения.



1. Письмо Министерства образования РФ от 10.04.2000 № 106/23¬
16 "Программа развития новых форм дошкольного образования в современных социально -экономических условиях". Сборник
действующих нормативно- правовых документов и программно - методических материалов. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004. - 640 с.
2. Перспективы развития российского образования. Настольная книга руководителя дошкольного образовательного учреждения/ Н.Ф. Дик. - 3-е изд., перераб. и дополн. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. -380 с. - (Сердце отдаю детям).
3. Распоряжение «Об обеспечении предшкольного образования» от 19.01.2006 г.
4. Рабочие материалы Министерства образования и науки РФ. Обеспечение доступности качественного образования // Интернет-ресурс: www.tovievich.ru.
5. Рабочие материалы Министерства образования и науки РФ. Обоснование предшкольного образования // Интернет- ресурс : www.tovievich.ru.
6. Приказ Департамента социальной защиты населения Иркутской области от 08.02.2007 г. № 143 г. «Об утверждении положения о порядке обращения за компенсацией части родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях , реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования , и порядке ее выплаты»
7. Решение Думы г. Иркутска от 31.05.2007 г. «Об оплате за содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях г. Иркутска»
8. Постановление администрации города Иркутска от 05.07.2012 г. №031-06-1921/12 "Об утверждении Порядка комплектования детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения города Иркутска" (с изм. от 27.09.2012 г.)
9. Порядок
10. Постановление администрации города Иркутска от 19.04.2012
г . №031-06-742/12 "Об утверждении административного регламента
предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет детей, подлежащих приему в образовательные учреждения , реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)" (с изм. от 26.10.2012 г.)
11. Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет детей, подлежащих приему в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)" (с изм. от 26.10.2012 г.)
12. Постановление администрации города Иркутска от 22 марта 2012 г. N 031-06-482/12 "Об установлении размера ежемесячной платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города Иркутска"
13. Селиверстова И.В. Охват детей дошкольным образованием: уровень, межрегиональная дифференциация и ее причины. // Вопросы образования. 2013. - №3, - С. 199-209
14. Белaя К. Ю . Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. — М., Сфера. 2010-96с.
15. Богославец , Л.Г. Мотивационное программно-целевое управление дошкольного учреждения в режиме развития. -М., 2011. С. 10¬18.
16. Бондаревская, Е .В. Гуманистическая парадигма личностно- ориентированпого образования. //Педагогика//. 1997 . № 4. - С 11-17.
17. Борисова , С.П. Современное дошкольное образование за рубежом. - М.,2012.
18. Веракса Н. Понимание важности дошкольного образования приходит только сейчас // Газета Просвещение, 2012. - №53. - С. 2
19. Волобуева Л. М. Активные методы обучения в методической работе ДОУ. // Управление ДОУ. — 2016. № 6. — с. 70 -78.
20. Денякина Л. М . Вариативность форм предшкольного образования // СОВРЕМЕННЫЙ ДЕТСКИЙ САД. - М.: Аркти, 2011. - N 3. - C. 31-38.
21. Деятельность органов управления образованием, руководителей
дошкольных образовательных учреждений по организации, содержанию и методическому обеспечению образования детей старшего дошкольного возраста // ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ. - М .: Воспитание
дошкольника, 2011. - № 8. - С. 6-33.
22. Доронова Т. Н . О концепции организации , содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе.// ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ. - М.: Воспитание дошкольника , 2012. № 8. - С. 18-31.
23. Дудникова И.Н. Развитие спектра образовательных и дополнительных услуг по предшкольному образованию на базе дошкольного учреждения. // Предшкольное образование - проблемы и перспективы развития. - Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2011. - С. 164-167.
24. Еник О .А. Создание условий для выравнивания стартовых возможностей детей 5-7 лет при поступлении в школу.// Предшкольное образование - проблемы и перспективы развития. - Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2010. - С. 52-56.
25. Концепция содержания непрерывного образования
(дошкольное и начальное звено), утвержденная МО РФ 17.06.2003 г.
Дошкольное образование России в документах и материалах 2004: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно¬методических материалов. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2010. - 640 с.
26. Кудрявцев В. Т. Предшкольное образование: необходимость или...? // Психологическая наука и образование. - 2015. - № 2. - C. 18-31.
27. Общее и дошкольное образование: Сборник нормативных правовых документов/ Сост.: В.И. Грибанов, А.К. Капустняк, А.Б. Шупта; Под ред. В.М Филиппова. - М.: МЦФЭР, 2005. - 448с. - (Библиотека журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения», 1¬2005).
28. Письмо Министерства образования России от 22.07.97 г. №
990/ 14-15. «О подготовке детей к школе». Дошкольное образование
России в документах и материалах 2004: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно- методических
материалов. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2010. - 640 с.
29. Положение о группах кратковременного пребывания для детей, не посещающих ДОУ. Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004. - 640 с.
30. Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 19.09.1997 № 1204 (с изменениями от 23.12.2002). Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2014. - 640 с.
31. Федеральный Закон «Об образовании» от 10 июля 1992 № 3266-1 (с последними изменениями от 28.02.2008 № 14-ФЗ, принятый Государственной Думой 08.02.08., одобренный Советом Федерации 20.02.08.г.).
32. Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятым Государственной Думой 3 июля 1998 года и одобренной Советом Федерации 9 июля 1998 года (в редакции ФЗ от 20.07.2000 № 103-ФЗ). Документ выложен на сайте Минобразования России.
33. Шаехова Р. К . Предшкольное образование: актуальность , проблемы, стратегия развития // Начальная школа плюс до и после. - М.: БАЛАСС, 2016. - № 7. - C. 54-57.
34. Шушарина Н. В . Организация методической работы в дошкольной образовательной организации // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 1078-1080.
35. http: //www.gks.ru/free_doc/new_site/population/obraz/d-obr1. htm
36. Кузнецова В.И. Дошкольное образование: статистическая оценка // http://ecsocman.hse.ru/data/2012/07/13/1266645817/VO4_11.pdf
37. http: //www.gks.ru/bgd/regl/b 11_13/IssWWW.exe/Stg/d2/07-06. htm
38. http://newsbabr.com/?IDE=100518


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ