Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)

Работа №91864

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

политология

Объем работы150
Год сдачи2018
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
270
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Теоретические основы рассмотрения национальной и этнической идентичности населения как основа формирования национальной
политики в условиях многонационального государства
1.2. Организационные и нормативные подходы в реализации
государственной национальной политики Российской Федерации в
период 1996-2016 годов
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ
ОСНОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Анализ документов в сфере реализации государственной
национальной политики Российской Федерации
2.2. Особенности реализации государственной национальной политики на региональном и муниципальном уровне
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА
РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)
3.1. Особенности этнической картины и состояние межнациональных отношений в Алтайском крае
3.2. Оценка эффективности и направления реализации государственной национальной политики в Алтайском крае
3.3. Мониторинг состояния межнациональных и межконфессиональных отношений как основа оптимизации государственной национальной
политики на региональном уровне
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 124
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 136

Актуальность. В результате исторических процессов население региона является политкультурным. Многообразие национального состава населения Алтайского края, высокий уровень самосознания этнических общностей составляют интеграционный ресурс края, определяют состояние и позитивный вектор дальнейшего развития межнациональных отношений. Особенности демографического развития Алтайского края, в частности, структура миграционных потоков, определяют характеристики ситуации в сфере межнациональных отношений. На протяжении последних лет в области международной миграции фиксируется миграционный прирост, причем подавляющее большинство данного прироста составили граждане стран СНГ, выходцы из Казахстана, Украины, Армении, Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. При этом демографическая и миграционная ситуация, сложившаяся в Алтайском крае, как и в России в целом, по-прежнему остается достаточно сложной: наблюдается устойчивая тенденция ежегодного сокращения населения, что не может не оказывать деструктивного влияния на состояние межнациональных отношений. Мигранты, замещающие коренное население, с низким уровнем образования, знания русского языка, общероссийских социально-культурных ценностей и правил общественного поведения порождают мигрантофобию. В свою очередь мигрантофобия приводит к обострению этнического экстремизма, негативным тенденциям в социально-культурной сфере, росту националистических настроений в обществе.
Реализация государственной национальной политики в Российской Федерации требует от органов исполнительной власти соответствия принимаемых решений с происходящими процессами в этнокультурной сфере с учетом региональных особенностей.
Данные социологического мониторинга состояния межнациональных отношений в Алтайском крае свидетельствуют об увеличении доли граждан, указывающих на негативную динамику состояния межнациональных отношений (с 26,9% в 2015 году до 32,9% в 2016 году).
Такая ситуация стала следствием общероссийских тенденций, объективно связанных с обострением межэтнических противоречий, ослаблением роли традиционных институтов и механизмов социализации, повышением внимания средств массовой информации к национальному аспекту деструктивных общественных явлений и процессов, ростом мигрантофобии, быстрым изменением устоявшейся на протяжения столетий этнической палитры, усилением роли религиозного фактора миграционных процессов, попытками политизации национального вопроса.
Эти процессы ставят новые задачи в сфере государственной национальной политики, обуславливают необходимость систематизации работы, усиления коммуникационных связей между общественными институтами, в частности национально-культурными, религиозными и иными общественными объединениями.
Степень изученности.
Многонациональный характер общности несет в себе достаточное количество угроз национальной безопасности государств, многие из которых в последние десятилетия ХХ века стали площадкой для политических потрясений и этнически мотивированного насилия. Этническое многообразие все больше становится полем для исследователей в области социальной и культурной антропологии, его изучение позволяет лучше понимать принципы функционирования общества, государственности и управления, предотвращения и решения социальных конфликтов разного типа и уровня. Впервые вопросы этнического разнообразия встали в связи с реализацией политических решений: в рассматриваемом контексте весьма востребованы теории управления многоэтничностью в размерах государственного образования с целью улучшения социальных и культурных условий и системы управления многоэтничными сообществами (например, Л.М. Дробижева, В.Ю. Зорин, В.А. Тишков, Г. Тэджфел, Hurwitz и Peffley, Spinner-Halev и Theiss- Morse, Sullivan, Fried, и Dietz, De Figueiredo и Elkins, Karasawa, Kosterman and Feshbach, Mummendey, Klink, и Brown, Huddy and Khatib).
В отношении российского же общества, его мультикультурности научные деятели чаще всего обращаются к вопросам цивилизационности, как основополагающей для определения социокультурного статуса России [155, Фофанов В.П., 1999]; [28, Гумилев Л.Н. 2004]; [140, Попков Ю.В., 2000]; [141, Попков Ю.В. и Тюгашев Е.А., 2006]; [107, Бессонова О.Э., 2007]; [113, Данилевский Н.Я., 1991]; [130, Кондаков И.В., 2005]; Ушаков Д.В., 2001; Савицкий П.Н., 1997; Вернадский Г.В., 2000, Мчедлов М.П., 2003 и др. Еще один аспект рассматриваемого вопроса многонациональности современного российского общества - «многокультурность» в ее современном философско-антропологическом смысле.
Сам по себе термин и его варианты, такие как «поликультурность» или же «полиэтничность», употребляются в отечественном научном языке и практике Р.Г. Абдулатипов, В.П. Торукало, Э.Н. Баграмов, Б.Н. Бессонов, Г.С. Иларионова, А.И. Вдовин, М.Н. Губогло, Л.М. Дробижева, В.Н. Иванов, A.B. Никонов, Г.В. Атаманчук, Г.Т. Тавадов, В.Н. Тишков, Е.С. Троицкий, В.Н. Шевченко и др.
Следующий аспект, учитываемые при изучении проблем реализации государственной национальной политики - идентичность и ее национальное, гражданское и, конечно, этническое измерение. Тема этнической идентичности достаточно актуальна, она разрабатывалась с давних времен, и по сей день научные сообщества активно работают в рамках обозначенной темы. Наибольший интерес к этносу и формированию этнической идентичности проявился со второй половины ХХ века из-за всплеска осознания своей этнической идентичности во всем мире, а также в связи с происходившими и происходящими политическими процессами. Несмотря на такой активный интерес и накопленный теоретический опыт по данной теме, в научной среде присутствует некая разобщенность теоретических воззрений на данную тему, и все еще нет единого представления об этнической идентичности, да и само понятие «этнос» характеризуется достаточной теоретической размытостью (Дугин, Широкогоров, Арутюнян, Васютинский, Стефаненко, Науменко и др.).
Отметим направления теоретических изысканий в отношении еще нескольких, рассматриваемых в данном исследовании терминов, содержание которых, как правило, подлежит мониторингу в контексте изучения проблем современной национальной политики. К этим терминам можно отнести следующие: «государственная идентичность» (Е.М. Арутюнова, Л.М. Дробижева, Н.Л. Иванова, Г.Б. Мазипова, С.П. Перегудов, В.А. Тишков), «российская идентичность» (Н.Л. Иванова, В.А. Ильин), «национальная идентичность» (Л.М. Дробижева, Н.Л. Иванова, И.Ю. Киселев, А.Г. Смирнов, В.А. Соснин), «этническая идентичность» (Н.М. Лебедева, Т.Г. Стефаненко, Г.У. Солдатова, В.Ю. Хотинец).
Вместе с тем, проблема описания политики государства сквозь призму национальной/гражданской и этнической идентичности требует учета таких аспектов, как гражданство, культурная ассимиляция, отношение к меньшинствам и иммигрантам, то есть того, в какой степени такая политика отражает концепцию идентичности и мнения узкого сегмента представителей государства (властной политической элиты). Другой проблемой является то, что государственная политика может отражать не только национальную идентичность, она тесно связан с иммиграционной политикой, которая, в свою очередь, определяется социальным и экономическим влиянием иммиграции на принимающее сообщество. Таким образом, в рассматриваемой проблематике остается достаточно дискуссионных вопросов, как, например, дискуссионным остается вопрос о взаимоотношениях между национальной идентичностью и государственной политикой, объединении гражданской государственности и политики культурной ассимиляции. Данная проблематика, равно как вопросы оценки современной государственной национальной политики, заслуживают отдельного, как теоретического, так и практического изучения.
Теоретико-методологическая база исследования.
Основными теоретико-методологическими подходами, раскрывающими сущность рассматриваемой проблематики, являются:
инструментальный подход, рассматривающий этническую идентичность как способ достижения политических, социально-психологических целей (Дж.Де Вое, М.Н. Губогло, Л.М. Дробижева, Д.Мойнихэн, А. Петерсон-Ройс, Н. Хлейзер, В.А. Ядов),
социальный конструктивизм, основывающийся на определении этничности как процесса формирования группы людей с общей территорией и культурой (Б. Андерсон, Ф. Барт, П. Бурдье, Э. Геллнер, Э. Хобсбаум),
системный подход, где этноинтеграция рассматривается как важнейший фактор социально-культурного, социально-политического развития общества (Т. Парсонс).
Для понимания сущности социального управления в сфере межэтнической интеграции предлагается использовать работы современных исследователей Р.Э. Бараш, А.А. Солдаткина, Л.М. Дробижевой, Глушаковой, О.А. Уржа.
Источниковая база исследования:
Условно источниковую базу по обозначенной проблематике можно разделить на две группы. Первую группу представляют нормативные правовые акты: федеральное законодательство и нормативные правовые акты Алтайского края, в частности:
Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-I "О языках народов Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);
Федеральный закон от 25 июля 2013 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;
Федеральный закон от 22 декабря 2013 года № 284-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений;
Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ "О национально-культурной автономии" (с изменениями и дополнениями);
Постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 года № 718 «О федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)»;
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 602 «Об обеспечении межнационального согласия»;
Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;
Постановление Правительства Российского Федерации от 29.12.2016 № 1532 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики"»;
Постановление Администрации Алтайского края от 22 июня 2011 года № 341 «О комиссии Алтайского края по противодействию экстремизму»;
Постановление Администрации Алтайского края от 31 декабря 2014 года № 602 «Об утверждении государственной программы Алтайского края «Противодействие экстремизму и идеологии терроризма в Алтайском крае» на 2015 - 2019 годы»;
Постановление Администрации Алтайского края от 26 августа 2015 года № 343 «О Совете по вопросам реализации государственной национальной политики Алтайского края»;
Постановление Администрации Алтайского края от 24 февраля 2016 года № 52 «Об утверждении положения о взаимодействии уполномоченных представителей коренного малочисленного народа Алтайского края с органами исполнительной власти Алтайского края»;
Постановление Администрации Алтайского края от 14.01.2014 № 7 «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций» государственной программы Алтайского края «Социальная поддержка граждан» на 2014-2020 годы подпрограмма 5;
Постановление Правительства Алтайского края от 05.04.2017 № 110 (в ред. от 05.02.2018) «Об утверждении государственной программы Алтайского края «Реализация государственной национальной политики в Алтайском крае» на 2017 - 2021 годы;
Постановление Правительства Алтайского края от 05.04.2017 № 110 «Об утверждении государственной программы «Реализация государственной национальной политики» на 2017 - 2021 годы»;
Распоряжение Администрации Алтайского края от 05 августа 2015 года № 220-р «Об утверждении регионального плана мероприятий по реализации в Алтайском крае в 2016 - 2018 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;
Распоряжение Администрации Алтайского края от 21.12.2016 № 354-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2016 - 2025 годах Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации Алтайского края - кумандинцев».
Во вторую группу вошли статистические данные: ВПН - 2010, данные Росстата в отношение этнического состава и численности населения России и Алтайского края (в том числе города и районов), реестров Минюста России (в отношении реестров зарегистрированных на территории России и края национально-культурных автономий, этнических общественных объединений, религиозных организаций), проведенных этнологических и социологических исследований (ВЦИОМ, ФОМ, проекта «ЦИНК. Гроздья гнева», факультета социологии АлтГУ и др.), данные ведомственной статистики, в том числе Правительства Алтайского края.
Объект исследования - государственная национальная политика Российской Федерации.
Предмет исследования - особенности реализации государственной национальной политики Российской Федерации в Алтайском крае.
Цель исследования - описать основные направления и механизмы реализации государственной национальной политики Российской Федерации в Алтайском крае и предложить основные направления их оптимизации.
Задачи исследования:
рассмотреть теоретические подходы к изучению национальной и этнической идентичности населения как основы формирования национальной политики в условиях многонационального государства;
описать и проанализировать организационные и нормативные подходы в реализации государственной национальной политики Российской Федерации в период 1996-2016 годов;
провести анализ нормативных правовых актов и иных документов в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации;
выявить и описать особенности реализации государственной национальной политики на региональном и муниципальном уровне;
изучить особенности этнической картины и состояние межнациональных отношений в Алтайском крае, в том числе на основе вторичных данных;
оценить эффективность и направления реализации государственной национальной политики в Алтайском крае;
предложить основные подходы к мониторингу состояния межнациональных и межконфессиональных отношений как основы оптимизации государственной национальной политики на региональном уровне.
Методы исследования определены ее задачами: в качестве основных методов использованы теоретические: анализ литературных источников, анализ нормативных правовых актов, документов, статистических данных, теоретическое моделирование. В частности, на основе применения метода анализа литературных источников сформирована теоретическая и методическая основа исследования, итоги оценки полноты и состава нормативных правовых актов, анализа ведомственной статистики легли в основу понимания особенностей реализации государственной национальной политики на федеральном, региональном и местном уровнях, с помощью метода теоретического моделирования проведено исследование с целью выявления, описания и оценки предмета магистерской диссертации.
Территориальные рамки исследования. Исследование проведено в Алтайском крае и касается процессов в сфере реализации государственной национальной политики этого региона.
Положения, выносимые на защиту:
1. Проблемы управления поликультурным, поликонфессиональным и полиэтничным обществом целесообразно изучать с позиций этнической и национальной принадлежности к нации, а именно, понимание процессов формирования национальной и этнической идентичности в многонациональном обществе, в котором сосуществуют разные типы культур, конфессиональных мировоззрений, форм национально-территориального самоопределения способствует более глубокой оценке вопросов политической сферы (государственной национальной политики).
2. В настоящее время нормативные правовые документы сферы государственной национальной политики находятся и поддерживаются в актуальном состоянии, сама система соответствующих актов становится все более развернутой и интегрированной в российскую правовую систему, нежели чем была принятая в 1996 году Концепция государственной национальной политики. Положительным моментом является обеспеченность современной Стратегии государственной национальной политики на программном уровне.
3. В течение последних шести лет фиксируется повышенное внимание к сфере государственной национальной политики. Вместе с тем присутствует неполнота федерального законодательства в сфере правового регулирования отдельных аспектов защиты прав коренных малочисленных народов, социально-культурной адаптации и интеграции мигрантов в принимающем обществе, государственно-конфессиональных отношений и соответствующего понятийного аппарата.
4. Вопросы организационного обеспечения национальной политики находятся в стадии начальной стадии, и получили более-менее четкое оформление в 2015 году с созданием Федерального агентства по делам национальностей. На сегодняшний день выстраивание вертикальной и горизонтальной системы управления национальной политикой только формируется.
5. Комплекс мер по реализации государственной национальной политики в Алтайском крае опирается на систему нормативных правовых актов, основным из которых является соответствующая региональная государственная программа, и включает согласованную деятельность органов исполнительной власти региона, местного самоуправления и институтов гражданского общества по направлениям, закрепленным в Стратегии государственной национальной политики на период до 2025 года.
6. В Алтайском крае широко представлены общественные объединения, сформированные по этническому признаку, большинство из которых активно участвуют в процессах сферы государственной национальной политики и в целом позитивно оценивают как деятельность органов власти в соответствующем направлении, так и в целом состояние сферы межнациональных отношений. Однако на системной основе включение национально-культурных объединений в процессы национальной политики в качестве ее субъектов не осуществляется, сводясь к преимущественно пассивному информационному обмену в системы «органы государственной власти и местного самоуправления - институты гражданского общества» и этнокультурной деятельности за счет привлеченных средств из бюджетов регионального и местного уровня.
7. Практическая сторона реализации мероприятий требует повышения роли общественных институтов для их системного участия в социально ориентированной деятельности, включая вопросы укрепления гражданского и духовного единства российской нации, воспитание патриотизма, сохранение духовных традиций народов, проживающих на территории Алтайского края.
8. Факторами, снижающими эффективность реализации государственной национальной политики в Алтайском крае являются: фрагментарность поддержки за счет федерального и краевого бюджетов вопросов; сосредоточение возможностей поддержки на небольших в численном отношении этнических группах или мерах государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, реализующих этнокультурные проекты; высокий административный риск, обусловленный ограниченностью кадрового потенциала органов исполнительной власти Алтайского края, принимающих участие в реализации государственной программы, что создает препятствия для непрерывного методического руководства реализацией национальной политики и обеспечения единых подходов к ее реализации на территории региона.
В условиях ограниченности кадровых, организационных и финансовых ресурсов национальной политики в Алтайским крае оптимальным является мониторинг эффективности реализации государственной национальной политики и состояния межнациональных отношений (в том числе состояния общественных институтов в данной сфере. Результаты мониторинга не только представляют собой достоверную информацию о современном положении общественной и этнической инфраструктуры, но и служат особенной оптимизации направлений реализации государственной национальной политики на уровне региона.
Научная новизна проведенной работы проявляется в попытке проведения комплексной оценки сферы государственной национальной политики по итогам мониторинга как статистической картины сферы национальной политики, данных содержательной отчетности органов исполнительной власти региона, реализующих соответствующую политику, а также данных проведенных мониторинговых исследований, предполагающих как сочетание объектов исследования (эксперты и население), методов (качественные и количественные методы сбора и анализа данных), а также набора показателей, позволяющих оценивать сферу государственной национальной политики не только по ключевым индикаторам федеральной и региональной программ, но дать более развернутые оценки.
Апробация:
Материалы и некоторые выводы диссертационного исследования представлены в виде докладов в ходе конференций:
V1 Региональной конференции “Мой выбор - наука», проходившей с 20 по 28 апреля 2017 года в Алтайском государственном университете в рамках молодежного научного форума «Дни молодежной науки» с докладом «Характеристика сферы реализации государственной программы»;
и научных статей:
Журнал «Россия многонациональная, Алтайский край» № 3, Барнаул 2016 г., с.94-98, «Восприятие образов гражданской идентичности в представлениях населения Алтайского края и Республики Алтай».
Структура диссертационной работы. Магистерская диссертация строится по проблемному признаку и состоит из введения, трех глав, состоящих из семи параграфов, заключения, списка источников и литературы из 133 позиций.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В национальном и культурном отношении России, представляет собой динамичный, многоуровневый и весьма противоречивый процесс, на который оказывает влияние множество факторов - исторических, культурных, религиозных, экономических, геополитических, правовых и т.д. [Тен, Греков, 2014; Мустафаев, 2014]. Управление межнациональными отношениями является одним из самых сложных из всех видов государственного управления ввиду отсутствия готовых моделей и технологий решения этнических проблем, их ситуационной и региональной уникальности, зачастую - политической окрашенности. Как отмечает в одной из своих последних монографий Р.Г. Абдулатипов, одной из главных задач органов власти является вывод национальных и межконфессиональных отношений из-под диктата политики и идеологии на платформу закона, обеспечение их устойчивости и прогнозируемости. Эффективная национальная политика должна касаться каждой национальности, каждого члена этнической группы, позволяя ему найти свое место в многонациональном российском обществе, стать патриотом страны, «почувствовать себя полноценным и равноправным во всех сферах своей деятельности, в том числе и в национальном, языковом, культурном, религиозном отношении, самоутверждая и реализуя свои гражданские права и гражданскую ответственность» [Абдулатипов, Михайлов, 2016].
Последние годы ознаменованы значительными усилиями, предпринимаемыми государственными властями по обеспечению межнационального и межконфессионального согласия в стране, инициацией важных мероприятий, направленных на упрочнение межэтнических связей, преодоление межнациональной розни и напряженности, создания прочных основ для дальнейшей интеграции и солидаризации всех этнокультурных слоев и групп, составляющих российскую нацию. Между тем, главной проблемой в реализации всех принципов и приоритетов, заложенных в новой национальной Стратегии, является принципиальная невозможность создания универсальных механизмов, способных разрешить все этнические проблемы, без учета особенностей протекания этносоциальных процессов на местах.
Избежать непродуманных или неадекватных решений в ходе разработки и внедрения конкретных мер реализации национальной доктрины возможно на основе скоординированных действий органов действий органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления по предметам совместного ведения. Одним из важнейших инструментов в данном контексте на сегодняшний день выступают поручения и указания Президента. Российской Федерации Владимира Путина в области государственной национальной политики. Безусловное исполнение принятых решений содействует осуществлению органами власти в пределах своих полномочий мер по обеспечению государственных гарантий равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо о расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, предотвращению любых форм дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; разработки и реализации проектов и программ поддержки, сохранения и развития языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории субъектов, осуществления иных мер, направленных на укрепление гражданского единства, межнационального и межконфессионального согласия, сохранение этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, защиту прав национальных меньшинств, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных конфликтов и обеспечение межнационального и межконфессионального согласия.
Следует принимать во внимание, что рассмотрение проблем национальной политики исключение с позиций научной методологии малоперспективно, помимо общеметодологических, понятийных вопросов, проблематика многонациональности российского общества ставит на повестку дня решение проблем прикладного характера. Так, в Стратегии государственной национальной политики в Российской Федерации подчёркивается, что «к негативным факторам относятся современные территориальные споры и конфликты, связанные с неоднократными произвольными изменениями административных границ СССР, репрессиями и депортациями в отношении некоторых народов.
Парадоксально, но проблематика многонациональное™ современного российского общества при ее частом отражении в современной литературе, сама по себе является весьма малоизученной. Среди работ, попавших в ракурс исследования, работы преимущественного культурологического, антропологического или же лингвистического характера. Многонациональный характер общности несет в себе достаточное количество угроз национальной безопасности государств, многие из которых в последние десятилетия ХХ века стали площадкой для политических потрясений и этнически мотивированного насилия. Этническое многообразие все больше становится полем для исследователей в области социальной и культурной антропологии, его изучение позволяет лучше понимать принципы функционирования общества, государственности и управления, предотвращения и решения социальных конфликтов разного типа и уровня.
В рассматриваемом контексте весьма востребованы теории управления многоэтничностью в размерах государственного образования с целью улучшения социальных и культурных условий и системы управления многоэтничными сообществами. Принципиальным в данном случае является признание культурного разнообразия современных государств и невозможность совпадения этнических (и связанных с ними культурных) и административных границ. Для обеспечения процесса управления многокультурностью необходимо широкое участие в общественно-политическом процессе представителей разных культур и религий, уничтожение расовых и кастово-племенных барьеров, например, «этнических территорий», а также всеобщее признание того факта, что диаспоральные группы (или национальные меньшинства) - потенциальный источник насилия, а в иных случаях - и террора.
Вышесказанное обращает нас к изучению гражданской/национальной и этнической идентичности, что, в свою очередь, неизбежно приводит к анализу гражданских, культурных и этнических аспектов принадлежности к нации. Отметим, что дискуссионным остается вопрос о взаимоотношениях между национальной идентичностью и государственной политикой, объединении гражданской государственности и политики культурной ассимиляции.
Вместе с тем статистические данные в отношении национального и конфессионального состава Российской Федерации убедительно свидетельствуют о поликультурности / полиэтничности государства. Данный факт закреплен в правовых нормах, программных документах сферы государственной национальной политики, и, следует полагать, в управленческом сознании, равно как и перечень угроз национальной безопасности, проистекающих от факта проживания на одной территории уникальных своей самобытностью, укладом и образом жизни, общественного устройства этических общностей, достаточно многочисленных национальных меньшинств (диаспоральных групп).
Итак, рассмотрение подходов к определению нации неизбежно выводит нас на проблематику идентичности, особенно национальной и гражданской, которая также является основным элементом при рассмотрении вопросов общественной солидарности, гражданского единства в социальных науках, и, более того, важным и эффективным объектом измерения. Национальная идентичность является характеристикой наличия гражданского единства в обществе, индикатором в оценке этнических, религиозных, расовых аспектов функционирования сообщества, аккумуляции его национальных интересов.
Именно с этих позиций современная Стратегия государственной национальной политики на период до 2025 года расширяет «субъектность реализации национальной государственной политики». В Концепции 1996 года речь шла о том, что она «призвана стать ориентиром для органов государственной власти при решении задач национального развития и регулирования межнациональных отношений», то есть фактически Концепция представляла собой «систему взглядов, принципов и приоритетов в деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере национальных отношений».
В новой Стратегии перечень субъектов национальной политики значительно расширен и представлен органами государственной власти, местного самоуправления, а также институтами гражданского общества. Именно последние в большей мере «ответственны» в сфере формирования гражданского, национального и этнического компонентов этничности.
Также обратим внимание на то, что новый документ является развернутым нормативным актом, интегрированным в более развитую российскую правовую систему, регулирующую межэтнические отношения, нежели чем была принятая в 1996 году Концепция. Стратегия государственной национальной политики имеет межотраслевой характер и поддержана рядом нормативно-правовых документов и обеспечена на программном уровне.
Вместе с тем на сегодняшний день основной стратегический документ в рассматриваемой сфере не свободен от критики, в частности, за акцент на борьбе с негативными явлениями в сфере межэтнических отношений и слабое сосредоточение на позитивных аспектах межэтнического взаимодействия, развития языка, культуры и самобытного образа жизни всех народов, проживающих на определенных территориях, достижения стабильного межэтнического и межконфессионального мира и согласия, воспитания интернационализма и толерантности.
Таким образом, за 15-летний период российская этнополитика как управление межэтническими отношениями начинает распределяться не только по уровням - федеральному, региональному и местному, но и становится интегрированной по субъектам такой политики (Л.В. Савинов).
Таким образом, принятые в 2012 году стратегические решения и их организационное исполнение, доказывают свою очевидную эффективность. Вместе с тем, отметим, что политико-правовое сопровождение национальной политики совершенствуется в силу динамично меняющейся социальной среды и актуальных этнополитических процессов. В частности, в феврале 2018 года Федеральное агентство по делам национальностей разработало законопроект о внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики на период до 2025 года.
Вносящий изменения документ направлен на актуализацию Стратегии государственной национальной политики страны, поскольку «многие разделы Стратегии требуют изменений в соответствии с госпрограммой «Реализация государственной национальной политики», утвержденной в 2016 году.
Согласно законопроекту, вносимые изменения будут направлены на выработку новых подходов к решению вопросов государственной национальной политики. В частности, в новом документе предлагается исключить из Стратегии пункты, отмечающие её преемственность по отношению к Концепции государственной национальной политики 1996 года.
Также в новой редакции Стратегии отмечается, что в настоящее время достигнуты существенные результаты в обеспечении межнационального мира и согласия в стране. Кроме того, в новом документе отмечается, что в сфере межнациональных отношений имеются нерешенные вопросы, обусловленные новыми вызовами и угрозами, в том числе внешнего характера. Сохраняют актуальность проблемы, связанные с проявлениями экстремизм на национальной и религиозной почве.
Предложен и новый перечень вопросов, требующих особого внимания: укрепление единства многонационального народа. России, социальная интеграция российских граждан на основе общих норм, целей и ценностей российского общества, гармонизация межэтнических отношений, недопущение конфликтов и проявлений экстремизма на национальной и религиозной почве, что также дополнительно акцентирует важность анализа проблем нацполитики в контексте проблем идентичности.
В Алтайском крае в период с 2010 года приняты нормативные правовые документы, направленные на реализацию региональной национальной политики, развитие правовых основ взаимодействия органов исполнительной власти с национально-культурными общественными объединениями, для содействия этнокультурному развитию народов, проживающих на территории Алтайского края, используются ресурсы подпрограммы 5 «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций» государственной программы Алтайского края «Социальная поддержка граждан» на 2014-2020 годы (постановление Администрации Алтайского края от 14.01.2014 № 7), которая предусматривает в числе прочего меры по развитию межнационального сотрудничества. В частности, такая работа проводится в рамках грантов Губернатора Алтайского края в сфере деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, где в качестве приоритетного направления Губернатором Алтайского края утверждено и ежегодно сохраняется «Межнациональное сотрудничество», практикуется выделение субсидий на содействие проведению мероприятий в сфере укрепления гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим производство, распространение и тиражирование социально значимых проектов, ориентированных на укрепление единства российской нации, гармонизацию межнациональных отношений.
Для более тесной координации взаимодействия органов государственной власти и этнокультурных объединений с 2010 года, работает Совет по этнокультурному развитию Алтайского края, в котором представлены лидеры национальных общественных организаций. В 2015 году данный совещательный орган трансформирован в Совет по вопросам реализации государственной национальной политики Алтайского края, конкретизированы его задачи.
Несмотря на в целом благоприятное и стабильно позитивное состояние сферы межнациональных отношений, в регионе отчетливо проявляются общероссийские тенденции, объективно связанные с обострением межэтнических противоречий, ослаблением роли традиционных институтов и механизмов социализации, повышением внимания средств массовой информации к национальному аспекту деструктивных общественных явлений и процессов, ростом мигрантофобии, быстрым изменением устоявшейся на протяжения столетий этнической палитры, усилением роли религиозного фактор! миграционных процессов, попытками политизации национального вопроса.
С целью преодоления вышеназванных проблем 5 апреля 2017 года Правительством Алтайского края утверждена государственная программа Алтайского края «Реализация государственной национальной политики в Алтайском крае» на 2017-2021 годы.
Реализация государственной программы направлена на формирование комплексной системы мониторинга состояния межнациональных отношений в Алтайском крае, эффективных механизмов взаимодействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, научных, образовательных и иных организаций в области реализации государственной национальной политики, систему межведомственного и межсекторного взаимодействия в решении вопросов государственной национальной политики, а также содействие формированию в общественном сознании значимости культуры межнационального общения и, в конечном итоге, повышению ценности единства российской нации и укреплению общероссийской гражданской идентичности.
Помимо вышеперечисленного, осуществляются меры по совершенствованию государственного управления в сфере госнацполитики. В частности, проводится мониторинг этноконфессиональных процессов на территории Алтайского края, деятельности национально-культурных общественных объединений региона, с руководителями которых, равно как с руководителями религиозных организаций, поддерживаются контакты. Комиссией Алтайского края по противодействию экстремизму ведется оценка оперативной ситуации на территории субъекта, отслеживается динамика ситуации в этнических диаспорах, изучается миграционная ситуация на территории края.
В целях получения разносторонних объективных сведений организуются социологические исследования, в рамках которых проводится оценка уровня толерантности разных групп молодежи края, оценка уровня патриотического воспитания и выраженности патриотических установок населения региона, оценка степени социальной адаптации мигрантского сообщества из числа соотечественников. Полученные данные свидетельствуют о том, что в целом потенциал конфликтности в сфере межэтнических отношений края варьирует в пределах статистической нормы, описывающей состояние стабильности общественных отношений.
Полученные оценки позволяют сделать вывод о том, что в Алтайском крае создана программная система мер, направленных на гармонизацию межнациональных отношений в Алтайском крае, развитие этнокультурного многообразия народов, создание системы взаимодействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества в реализации государственной национальной политики и в целом на формирование имиджа Алтайского края как территории гармоничных межнациональных отношений.
Вместе с тем, в Алтайском крае выражены общероссийские тенденции, объективно связанные с обострением межэтнических противоречий, ослаблением роли традиционных институтов и механизмов социализации, повышением внимания средств массовой информации к национальному аспекту деструктивных общественных явлений и процессов, ростом мигрантофобии, быстрым изменением устоявшейся на протяжении столетий этнической палитры, усилением роли религиозного фактора миграционных процессов, попытками политизации национального вопроса.
Таким образом, выстроенная в рамках реализации государственной национальной политики в регионе система целевых ориентиров представляет собой согласованную структуру, посредством которой установлена связь реализации отдельных мероприятий с достижением конкретных целей.
В Алтайском крае на системной основе ведется работа по созданию механизмов профилактики и предупреждения межнациональных конфликтов. На постоянной основе осуществляется мониторинг состояния межнациональных отношений на региональном уровне.
Объектом мониторинга на региональном уровне выступает деятельность: органов местного самоуправления; образовательных учреждений; средств массовой информации; некоммерческих организаций, представляющих интересы этнических общностей; религиозных организаций; отдельных лиц, активно распространяющих информацию по вопросам межнациональных отношений в сети Интернет; социально-ориентированных некоммерческих организаций, реализующих проекты и программы этнокультурного характера, а также направленные на интеграцию и адаптацию мигрантов; исполнительных органов государственной власти, участвующих в реализации мероприятий по реализации национальной политики.
Региональный мониторинг осуществляется путем сбора и обобщения информации от объектов мониторинга; организации проведения целевых опросов общественного мнения, определяющих состояние межнациональных и межконфессиональных отношений; сбора и анализа оценок ситуации независимыми экспертами в сфере межнациональных отношений; иными методами, способствующими выявлению конфликтных ситуаций в сфере межнациональных отношений.
Правительством Алтайского края:
готовятся ежеквартальные мониторинги этноконфессиональной ситуации, потенциала конфликтности и экстремизма на территории субъекта;
ежегодно измеряется региональный «индекс интолерантности» молодежи в Алтайском крае;
ведется мониторинг отчетов муниципальных образований, органов исполнительной власти Алтайского края по исполнению полномочий в контексте принятой Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года;
осуществляется мониторинг противодействия экстремизму в миграционной среде с учетом данных о незаконной миграции и преступлениях, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также преступлений, совершенных в их отношении.
Организована поддержка мониторинга результатами социологических исследований.
Очевидно, что систематический мониторинг состояния процессов в сфере государственной национальной политики и межнациональных отношений в целом способствует сбору актуальной информации о состоянии и тенденциях в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, выявление уровня конфликтогенности в Алтайском крае и конфликтогенных факторов, и, в конечном итоге, более эффективной реализации государственной национальной политики на территории региона.
Мониторинг решает следующие принципиальные задачи:
оценка состояния межнациональных и межконфессиональных отношений, уровня напряженности;
оценка состояния общественной национальной и религиозной инфраструктуры: выявление и описание формальных и неформальных общественных структур, их взаимодействия и влияния на этноконфессиональную ситуацию;
выявление факторов позитивного и негативного влияния на этноконфессиональную ситуацию в регионе с описанием субъектов и явлений, формирующих такие факторы;
составление прогноза динамики этноконфессиональной ситуации в регионе и отдельных его территориях.
Мониторинг дает возможность изменить направленность этнополитики с учетом особой специфики состояния процессов в сфере межнациональных отношений, формирования разных типов идентичностей. В частности, именно благодаря мониторингу сформулировано научно обоснованное понимание особенностей в нацполитики реализации, которые связаны с ментальностью сибирских этносов, сформированной сибирской идентичностью, а также сильными интернациональными традициями и высокой культурной толерантностью, присущей сибирякам как особого регионального сообщества; выделены проблемные позиции, связанные с миграцией и продуцируемой миграционными процессами напряженностью в межэтнических и межконфессиональных отношениях.
Но, вместе с тем, отметим, что эффективная национальная политика в регионе и на местном уровне невозможна без контроля со стороны законодательных и представительных органов власти, а также со стороны институтов гражданского общества и самого населения. Поэтому было бы важным ввести практику общественной экспертизы, к примеру, через региональную Общественную палату, Совет по вопросам реализации государственной национальной политики в Алтайском крае. Такая практика должна быть и на муниципальном уровне.



1. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-I "О языках народов Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
2. Федеральный закон от 25 июля 2013 года № 114-ФЗ «О
противодействии экстремистской деятельности».
3. Федеральный закон от 22 декабря 2013 года № 284-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений.
4. Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ "О национально¬культурной автономии" (с изменениями и дополнениями) .
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 года № 718 «О федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)».
6. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 602 «Об обеспечении межнационального согласия».
7. Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
8. Постановление Правительства Российского Федерации от 29.12.2016 № 1532 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики"».
9. Постановление Администрации Алтайского края от 22 июня 2011 года № 341 «О комиссии Алтайского края по противодействию экстремизму».
10. Постановление Администрации Алтайского края от 31 декабря 2014 года № 602 «Об утверждении государственной программы Алтайского края «Противодействие экстремизму и идеологии терроризма в Алтайском крае» на 2015 - 2019 годы».
11. Постановление Администрации Алтайского края от 26 августа 2015 года № 343 «О Совете по вопросам реализации государственной национальной политики Алтайского края».
12. Постановление Администрации Алтайского края от 24 февраля 2016 года № 52 «Об утверждении положения о взаимодействии уполномоченных представителей коренного малочисленного народа Алтайского края с органами исполнительной власти Алтайского края».
13. Постановление Администрации Алтайского края от 14.01.2014 № 7 «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций» государственной программы Алтайского края «Социальная поддержка граждан» на 2014-2020 годы подпрограмма 5.
14. Постановление Правительства Алтайского края от 05.04.2017 № 110 (в ред. от 05.02.2018) «Об утверждении государственной программы Алтайского края «Реализация государственной национальной политики в Алтайском крае» на 2017 - 2021 годы.
15. Распоряжение Администрации Алтайского края от 05 августа 2015 года
№ 220-р «Об утверждении регионального плана мероприятий по
реализации в Алтайском крае в 2016 - 2018 годах Стратегии
государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
16. Распоряжение Администрации Алтайского края от 21.12.2016 № 354-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2016 - 2025 годах Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации Алтайского края - кумандинцев».
Источники:
17. Официальный сайт Росстатаwww.gks.ru.
18. Официальный сайт Правительства Алтайского края
www. altairegion22. ru.
19. Официальный сайт ФАДН Россииwww. fadn. gov. ru.
20. Официальный сайт Управления по вопросам миграции ГУ МВД по Алтайскому краю 22.мвд.рф.
21. Официальный сайт управления Минюста России по Алтайскому краю (информация о зарегистрированных некоммерческих организациях) www. unro .minjust.ru.
22. Сайт Ресурсного центра по развитию гражданских инициатив и содействия интеграции народов и культур в Алтайском крае www.rescenter22.ru.
23. База данных «Мониторинг состояния межнациональных отношений в Алтайском крае, социологическое исследование для определения состояния и тенденций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, выявления уровня конфликтогенности в Алтайском крае и конфликтогенных факторов», 2015 - 2017 годы.
24. Online International Journal Available at
www.cibtech.org/sp.ed/jls/2015/01/jls.htm 2015 Vol.5 (S1), pp. 4584-4596/ Iravani and Madadi. Research Article
25. Стенографический отчёт о совместном заседании Госсовета и Комиссии по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике http: //www.kremlin.ru/events/president/transcripts/9913
26. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. М., 1994. С. 60.: Роза ветров: эзотерический магазин.http: //rozavetrov8 .ru/konec_i_vnov_nachalo_skachat
27. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990. С. 95: http:// book.e- reading-lib.org/book.php?book=17542
28. Гумилев. Дискурс этноса. Мади: Дискурс Пи. http://
www. madipi .ru/index .php
29. www.putin2012.ru
30. www.ak-rnd.org
31. Тишков В.А. Этнос или этничность: Блог В.А. Тишкова.
http://valerytishkov.ru/cntnt/publikacii3/publikacii/etnos_ili_.html.
Литература:
32. Abdelal, Rawi, Yoshiko M. Herrera. (2006). Alastair Iain Johnston, and Rose McDermott. Identity as a Variable. Perspectives on Politics 4, no. 4: 695-711.
33. Alter P. Nationalism. L., 1994
34. Anderson, Benedict. (1983). Imagined communities: Rejections on the origins and spread of nationalism. London: Verso.
35. Baubuck, Rainer. (2002). Farewell to Multiculturalism? Sharing Values and Identities in Societies of Immigration, Journal of International Migration and Integration 3 (March 2002): 2.
36. Beck, U. (1994) The Reinvention of Politics: Towards a Theory of Reflexive Modernization’, in U. Beck, A. Giddens and S. Lash, Reflexive Modernization. Politics, Tradition and Aesthetics in the Modern Social Order, Cambridge: Polity Press, pp. 1-55.
37. Benhabib, Seyla. (2002). The Claims of Culture: Equality and Diversity in the Global Era. Princeton, N.J.: Princeton University Press, 2002.
38. Bennett, L. and Segerberg, A. (2012) ‘The Logic of Connective Action’, Information, Communication & Society, 15(5), 739-68.
39. Bennett, L. (2003). New Media Power: The Internet and Global Activism, in N. Couldry and J. Curran (eds), Contesting Media Power: Alternative Media in a Networked World, Lanham: Rowman and Littlefield, pp. 17-37.
40. Brubaker, Rogers. (1992). Citizenship and nationhood in France and Germany. Cambridge, MA: Harvard University Press.
41. Brubaker, Rogers. (1996). Nationalism reframed: Nationhood and the national question in Europr. Cambridge: Cambridge University Press.
42. Calhoun, Craig. (1997). Nationalism. Minneapolis: University of Minnesota Press.
43. Citrin, Jack, Cara Wong, and Brian Duff. (2001). The Meaning of American National Identity: Patterns of Ethnic Conflict and Consensus. In Social Identity, Intergroup Conflict, and Conflict Reduction, ed. R. D. Ashmore, L. Jussim and D. Wilder, 71-100. New York: Oxford University Press.
44. Dahlgren, P. (2002) ‘Doing Citizenship, the Cultural Origi Civic Agency in the Public Sphere’, Cultural Studies, 9(3), 267-86.
45. Dahlgren, P. (2009) Media and Political Engagement: Citizens,
Communication and Democracy, Cambridge: University Press.
46. De Figueiredo, Rui J. P., and Zachary Elkins. (2003). Are Patriots Bigots? An Inquiry into the Vices of In-Group Pride.” American Journal of Political Science 47(1):171-88.
47. Dijkstra, Steven, Karin Geuijen, and Arie de Ruijter. (2009). “Multiculturalism and Social Integration in Europe.” International Political Science Review 22, no. 1 (1 January 2001): 55-83. “Discrimination in the EU in 2009.” Special Eurobarometer. Brussels: European Commission, November 2009.
48. Firth, R. (1973). Symbols: Public and private. London: George Allen & Unwin.
49. Gellner, Ernest. (1983). Nations and nationalism. Ithaca, NY: Cornell University Press.
50. Gellner, Ernest. (1992). Nationalism in a vacuum. In A. J. Motyl (Ed.), Thinking theoretically about Soviet minorities: History and comparison in the study of the USSR (pp. 243-254). New York: Columbia University Press.
51. Haas, Ernst. (1964). Beyond the Nation-State: Functionalism and International Organization. Palo Alto, CA.: Stanford University Press.
52. Hale, Henry. (2008). The Foundations of Ethnic Politics: Separatism in States and Nations of Eurasia and the World. Cambridge, UK: Cambridge University Press.
53. Hobsbawm, E. J. ((1992). Nations and Nationalism since 1780. Cambridge: Cambridge University Press.
54. Hobsbawm, E. J. (2007). Globalization, Democracy and Terrorism. London: Brown.
55. Hobsbawm, Eric and Terence Ranger (eds.). (1983). The Invention of Tradition. Cambridge: Cambridge University Press.
56. Hong Y.Y., Morris M.W., Chiu C.Y. & Benet-Martinez V. Multicultural minds: A dynamic constructivist approach to culture and cognition // American psychologist. 2000. V. 55 (7). pp. 709 - 720.
57. Horowitz, D. (1985). Ethnic Groups in Conflict Berkley University of California Press.
58. Huddy, Leonie and Khatib, Nadia. (2007). American Patriotism, National Identity, and Political Involvement, American Journal of Political Science, Vol. 51, No. 1, January 2007, Pp. 63-77.
59. Hurwitz, Jon, and Mark Peffley. (1999). International Attitudes. In Measures of Political Attitudes, ed .John P. Robinson, Phillip R. Shaver, and Lawrence S. Wrightsman. San Diego: Academic Press, pp. 533-90.
60. Ignatieff, Michael. (1993). Bloodand belonging: Journeys info the Ned’ nationalism. New York: Farrar. Straus, Giroux.
61. Jones, R.J.B., (2005). The Political economy of European Citizenship‘ in R. Bellamy and A. Warleigh eds, Citizenship and Governance in the European Union. London: Continuum, pp. 143-162.
62. Karasawa, Minoru. (2002). Patriotism, Nationalism, and Internationalism among Japanese Citizens: An Etic-Emic Approach.” Political Psychology 23(4):645-66.
63. Kohn, Hans. (1944). The idea of nationalism: A study in its origins and background. New York: Macmillan.
64. Kohn, Hans. (1946). Prophets and peoples: Studies in nineteenth century nationalism. New York: Macmillan.
65. Kohn, Hans. (1949). The twentieth century: A mid-way account of the western world. New York: Macmillan.
66. Kosterman, Rick, and Seymour Feshbach. (1989). Toward a Measure of Patriotic and Nationalistic Attitudes. Political Psychology 10(2):257-74.
67. Kymlicka, Will. (1999). Misunderstanding nationalism. In R. Beiner (Ed.), Theorizing nationalism (pp. 131.140). Albany: State University of New York Press.
68. Kymlicka, Will. Multicultural Citizenship. Oxford: Clarendon Press, 1998.
69. Marvin, C., & Ingle, D. W. (1999). Blood sacrifice and the nation: Totem rituals and the American flag. New York: Cambridge University Press.
70. McCrone, David. (1998). The sociology ofnationalism. London: Routledge.
71. Mead, George H. (1934). Mind, Self and Society. Chicago: University of Chicago Press.
72. Meincke, Friedrich. (1970). Cosmopolitism - the nation institute (7th ed., Robert B. Kimber, Trans.). Princeton, NJ: Princeton University Press.
73. Mookherjee, M. (2005). Affective Citizenship: Feminism, Postcolonialism and the Politics of Recognition, Critical Review of International Social and Political Philosophy, 8 (1), 31-50.
74. Mummendey, Amelie, Andreas Klink, and Rupert Brown. (2001). Nationalism and Patriotism: National Identification and Out-Group Rejection. British Journal of Social Psychology 40(1):159-72.
75. Nieguth, Tim. (1999). Beyond dichotomy: Concepts of the nation and the distribution of membership. Nations and Nationalism, 5, 155-173.
76. Nielsen, Kai. (1999). Cultural nationalism. neither ethnic nor civic. In R. Beiner (Ed.), Theorizing nationalism (pp. 119-l 30). Albany: State University of New York Press
77. Ortner, S. B. (1973). On key symbols. American Anthropologist, 75, 1338¬1346.
78. Saideman, Stephen M., and R. William Ayres. (2008). For kin or country: Xenophobia, Nationalism, and War. New York: Columbia University Press.
79. Schopflin, George. (1995). Nationalism and ethnicity in Europe, east and west. In C. A. Kupchan (Ed.), Nationalism and nationalities in the Europe (pp. 37-65). Ithaca, NY: Cornell University Press.
80. Schopflin, George. (1996). Nationalism and ethnic minorities in post¬communist Europe. In R. Caplan & J. Feffer (Eds.), Europe’s new nationalism (pp. 150-170). New York: Oxford University Press.
81. Schwartz, Michael and Sheldon Stryker. (1970). Deviance, Selves and Others. Washington, DC: American Sociological Association.
82. Shulman, Stephen. (2002). Challenging the civic/ethnic and West/East dichotomies in the study of nationalism, Comparative political studies, Vol. 3.5 No. 5, June 2002, 554-585. Sage Publications.
83. Sidanius, Jim, Seymour Feshbach, Shana Levin, and Felicia Pratto. (1997). The Interface between Ethnic and National Attachment. Public Opinion Quarterly 61(1):103-33.
84. Sidanius, Jim, Seymour Feshbach, Shana Levin, and Felicia Pratto. (1997). The Interface Between Ethnic and National Attachment: Ethnic Pluralism or Ethnic Dominance? Public Opinion Quarterly 61: 102-33.
85. Smith (Eds.), Nationalism (pp. 17-18). Oxford: Oxford University Press.
86. Smith, Anthony D. (1986). The Ethnic Origins of Nations. Oxford: Blackwell.
87. Smith, Anthony D. (1991). National Identity. London: Penguin.
88. Smith, Anthony D. (1998). Nationalism and Modernism. London: Routledge.
89. Smith, Anthony D. (2002). When is a nation, Geopolitics 7(2): 5-32.
90. Sniderman, Paul M., Louk Hagendoorn, and Markus Prior. (2004). Predisposing Factors and Situational Triggers: Exclusionary Reactions to Immigrant Minorities. American Political Science Review 98, no. 1: 35-49.
91. Spinner-Halev, Jeff, and Elizabeth Theiss-Morse. (2003). National identity and Self-Esteem. Perspectives on Politics 1(3):515-632.
92. Sullivan, John L., Amy Fried, and Mary G. Dietz. (1992). Patriotism, Politics, and the Presidential Election of 1988. American Journal of Political Science 36(2):200-34.
93. Svensson, J. (2011). The Expressive Turn of Citizenship in Digital Late Modernity, Journal of Democracy, 3(1), 42-56.
94. Svensson, J. (2011). Theorizing Citizenships in Late Modern ICT Societies, tripleC, 9(2), 644-56.
95. Tajfel, H, Turner, J. (1986). The social identity theory of intergroup behavior // Psychology of intergroup relations / Ed by S. Worchel. WG Austin Chicago Nelson-Hall, P. 7-24.
96. Tajfel, H. (1982) .Social Identity of Intergroup Relations// Annual Review of Psychology № 33 Cambridge, Pans, P. 1-39.
97. Terry, Deborah J., Michael A. Hogg, and Julie M. Duck. (1999). Group Membership, Social Identity and Attitudes. In Social Identity and Cognition, ed. Dominic Abrams and Michael A. Hogg. Oxford: Blackwell Publishers, pp. 280-314.
98. Turner J. Social Categorization and the Self-Concept A Social-Cognitive Theory of Group Behavior // Advances in Group Processes Theory and Research Vol 2 / Ed E J Lawler Greenwich, CT J AI Press P 77-122.
99. Turner, J. C., Hogg, M. A., Oakes, P. J., Reicher, S. D., & Wetherell, M. (1987). Rediscovering the social group. Oxford: Blackwell.
100. Weber, Max. (1991 [1948]). From Max Weber: Essays in Sociology, Gerth, H. and C. Wright Mills (eds.). London: Routledge.
101. Wellen, Jackie M., Michael A. Hogg, and Deborah J. Terry. (1998). Group Norms and Attitude-Behavior Consistency: The Role of Group Salience and Mood. Group Dynamics 2(1):48-56.
102. Yack, Bernard. (1999). The myth of the civic nation. In R. Beiner (Ed.), Theorizing nationalism (pp. 103-I 18). Albany: State University of New York Press.
103. Арутюнов С.А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие. - М.,1989
104. Арутюнов С.А. СССР: жизнь после смерти // Этнографическое обозрение. 1998. № 5. С. 139.
105. Ачкасов В.А. Миф Запада в российской политической традиции: поиск идентичности // Россия и Грузия: Диалог и родство культур. Сборник материалов симпозиума. Вып. 1. - СПб., 2003. - С. 48 - 55.
106. Ачкасов В.А. Этническая идентичность в ситуациях общественного выбора // Журнал социологии и социальной антропологии Т 2 Выпуск 1 1999.
107. Бессонова О.Э Образ будущего России и код цивилизационного развития/. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2007. - 124 с.
108. Бромлей Ю. В. Этносоциальные процессы: теория, история,
современность. М.,1987.
109. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса М., 1983.
110. Вдовин А. И., Зорин В. Ю., Никонов А. В. Русский народ в национальной политике. XX век. — М.: Информационно-издательское агентство «Русский мир», 1998. — 448 с.
111. Геллнер Э. Нации и национализм М Прогресс, 1992.
112. Геллнер Э. Нации и национализм. - М., 1991
113. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. / Составление и комментарии Ю. А. Белова / Отв. ред. О. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2008.— 816 с.
114. Дробижева JI.M. Этническая идентичность советское наследие и современные подходы // Бюллетень Население и общество , № 143-144.
115. Дробижева Л М. Завоевания демократии и этнонациональные проблемы России (что может и чего не может дать демократизация) // Общественные науки и современность 2005 № 2. С. 16-28.
116. Дробижева Л. М. Российская и этническая идентичность: противостояние или совместимость // Россия реформирующаяся. - М., 2002.
- С. 213-244.
117. Дробижева Л.М. Российская и этническая идентичность противостояние или совместимость // Россия реформирующаяся, М, 2002, С 213-244.
118. Дробижева Л.М. Государственная и этническая идентичность: выбор и подвижность // Этнические, религиозные и гражданские идентичности в современной России / Под ред. В.С. Магуна. М., 2005.
119. Дробижева Л.М. Этнические аспекты изучения социальной дифференциации // Социальное неравенство этнических групп: представления и реальность. М., 2002. С. 9. 3
120. Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Де-мократизация и образы национализма в Российской федерации 90-х гг., М., 1996.
121. Дробижева Л.М., Головаха Е. Предисловие // Национально-гражданские идентичности и толерантность. Опыт России и Украины в период трансформации / Под ред. Л. Дробижевой и Е. Головахи. Киев, 2007. С. 12.
122. Дробижева Л.М. Российская идентичность в массовом сознании // Вестник Российской нации. 2009. Т. 3, № 1. - С. 135-146.
123. Здравомыслов А.Г. К обоснованию релятивистской теории нации //
Релятивистская теория нации: Новый подход к исследованию
этнополитической динамики России. - М., 1998.
124. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве М. Аспект-Пресс, 1997.
125. Зорин В. Ю.Российская Федерация: проблемы формирования
этнокультурной политики. — М.: Информационно-издательское агентство «Русский мир», 2002. — 64 с.
126. Зорин В. Ю. Национальная политика в России: история, проблемы, перспективы. — М.: ИСПИ, 2002. — 284 с.
127. Зорин В. Ю., Аманжолова Д. А., Кулешов С. В. Национальный вопрос в Государственных думах России: опыт законотворчества. — М., 1999. — 501 с.
128. Зорин В. Ю., Рудаков А. В. Межнациональные и межконфессиональные
отношения в Российской Федерации: проблемы раннего предупреждения и профилактики деструктивных явлений: (на примере Приволжского федерального округа): монография / Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Ин-т ФСБ России. — Нижний Новгород: Ин-т ФСБ России, 2008. — 287 с.
129. Козлов В.И. Этнос. Нация. Национализм. Сущность и проблематика. - М., 1999.
130. Кондаков И.В. Глобалитет России (к постановке проблемы) //
Современные трансформации российской культуры. Коллективная
монография / Под ред. И.В. Кондакова. М., 2005
131. Малахов B.C. Скромное обаяние расизма. - М., 2001.
132. Малахов В. С. Неудобства с идентичностью // Вопросы философии.
1998. No 2.
133. Малахов В.С. Неудобства с идентичностью // Вопросы философии. 1998. №2. С.43-53.
134. Межуев В.М. Социальная теория и современность Выпуск 12 “Нация, государство, национализм, история, практика”. Москва 1993 год.
135. Миллер А.И. Украинский вопрос в политике властей и русском общественном мнении (вторая половина XIX века). - СПб., 2000.
136. Миллер И.С. Исследования по истории народов Центральной и
Восточной Европы XIX века. - М, 1972.
137. Мыльников А.С. Народы Центральной Европы. Формирование национального самосознания. XVIII - XIX вв. - СПб., 1997.
138. Нации и национализм / Б. Андерсон, О. Бауэр, М. Хрох и др. - М., 2002.
139. Поздняков Э.А. Нация. Национализм. Национальные интересы. - М., 1994.
140. Попков Ю. В. Интернационализация в традиционном и современном обществах. Новосибирск, 2000
141. Попков Ю. В., Тюгашев Е. А. Евразийский процесс: этносоциальный ракурс // Мир Евразии: история, современность, перспектива: Труды пятого Международного Евразийского научного форума. Астана, 2006.
142. Попков Ю.В. Социокультурный неотрадиционализм и проблемы современного развития локальных культур // Регионы России для устойчивого развития: образование и культура народов Российской Федерации. Материалы международной научно-практической конференции. - Новосибирск, 2010.
143. Савинов Л.В. Национальная политика в Сибирском федеральном округе: специфика и проблемы регионального и муниципального уровней, // Государственная власть и местное самоуправление. -2015. - № 3 (С. 3-14).
144. Соколовский СВ. Этничность как память: Парадигмы этнологического знания // Этнокогнитология. Вып. 1. Подходы к изучению этнической идентификации. - М., 1994. - С. 9 - 36.
145. Тишков В.А Забыть о нации (Постнационалистическое понимание
национализма) // Вопросы философии. 1998. No 9.
146. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России М
ИЭАРАН, 1997 -528с.
147. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. - М., 1997.
148. Тишков В.А. Реквием по этносу: Исследования по социально¬
культурной антропологии. - М., 2003.
149. Тишков В.А. Этнология и политика М Наука, 2001 -240 с.
150. Тишков В.А., Шабаев Ю.П. Этнополитология: политические функции этничности. - М.: Издательство Московского университета, 2011. - 376с.
151. Тишков В.А., Кисриев Э.Ф. Множественные идентичности между теорией и политикой (пример Дагестана)// Этнографическое обозрение. - 2007. - №5. -С. 96-115.
152. Устинкин С. И др. Оценка эффективности этнонациональной политики // Власть. - 2013. - №9. - С.10-15.
153. Фадеичева М.А. Полиэтническое общество и стратегии этнической политики государственной власти // Социум и власть. - 2013. - №2. - С.45¬49.
154. Фрейдзон В.И. Нация до национального государства. Историко-социологический очерк Центральной Европы XVIII - начала XX в. - Дубна,
1999.
155. Фофанов В.П.. Всемирная история как рефлексия цивилизаций. Гуманитарные науки в Сибири. - Новосибирск, 1999. - № 1.
156. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года. - СПб., 1998.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ