Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проектирование особо охраняемых природных территорий (на примере Алтайского края)

Работа №89829

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

природопользование

Объем работы109
Год сдачи2020
Стоимость4925 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
132
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретико-методологические подходы по обоснованию проектирования особо охраняемых природных территорий 7
1.1 Правовые аспекты функционирования и проектирования особо
охраняемых природных территорий 7
1.2 Методы и подходы по обоснованию проектирования особо
охраняемых природных территорий 14
Глава 2. Современное состояние системы особо охраняемых природных территорий Алтайского края 25
2.2 Планируемые к созданию на территории Алтайского края особо
охраняемые природные территории 34
Глава 3. Проектирование особо охраняемых природных территорий: проблемы и пути решения 46
3.1. Оценка возобновимых природных ресурсов территории планируемого к созданию национального парка «Салаир» («Тогул») в Алтайском крае 46
3.2 Проблемы проектирования и функционирования особо охраняемых
природных территорий в Алтайском крае и пути их решения 62
Заключение 70
Список использованной литературы и источников 74
Приложения

Магистерская диссертация посвящена изучению вопросов создания и проектирования особо охраняемых природных территорий (на примере Алтайского края).
Актуальность исследования. В Российской Федерации создание особо охраняемых природных территорий является традиционной и весьма эффективной формой природоохранной деятельности. Экологическая доктрина Российской Федерации рассматривает создание и развитие особо охраняемых природных территорий разных уровней и режима в числе основных направлений государственной политики в области охраны окружающей среды. Развитие и совершенствование сети особо охраняемых природных территорий обеспечивает выполнение Российской Федерацией ряда международных обязательств в сфере сохранения биологического разнообразия.
Объектом исследования являются особо охраняемые природные территории в Алтайском крае.
Предметом исследования являются принципы проектирования особо охраняемых природных территорий в Алтайском крае.
Цель исследования - изучить вопросы проектирования и функционирования особо охраняемых природных территорий в Алтайском крае, представить результаты исследовательской работы по данному направлению.
Задачи исследования:
1) изучить правовые аспекты проектирования, создания и функционирования особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации и Алтайском крае;
2) выявить методологические подходы по проектированию особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации и Алтайском крае;
3) проанализировать современное состояние системы особо охраняемых природных территорий в Алтайском крае;
4) изучить планируемые к созданию на территории Алтайского края особо охраняемые природные территории, расширение существующих;
5) представить результаты исследования, которые возможно использовать при обосновании создания национального парка «Салаир» в Алтайском крае;
6) выявить проблемы проектирования и создания особо охраняемых природных территорий в Алтайском крае и предложить пути их решения.
При подготовке выпускной квалификационной работы использовались методы исследования: системного анализа, сравнительно-географический, пространственно-временной, эколого-географический, картографический, геоинформационный, метод дистанционных наблюдений, эколого-географического прогноза.
Новизна исследования. Проектируемые особо охраняемые природные территории регионального и федерального значения на территории Алтайского края предусмотрены к созданию федеральными и региональными стратегиями и программами развития на 2020 - 2023 годы. Предложенные в настоящей работе результаты исследования могут быть использованы в материалах комплексных экологических обследований территорий с целью придания им соответствующего природоохранного статуса.
Практическая значимость. Результаты, полученные в рамках научного исследования, могут быть использованы Минприроды России, а также ФГБУ «ВНИИ Экология» при подготовке основных нормативных правовых документов по проектируемой на территории Алтайского края федеральной особо охраняемой природной территории- национальный парк «Салаир» в Заринском, Тогульском, Ельцовском и Солтонском муниципальных районах Алтайского края.
Апробация исследования. Частично результаты настоящего научного исследования были изложены в статье «Оценка возобновимых природных ресурсов территории планируемого к созданию национального парка «Тогул», опубликованной в сборнике научных статей «География и природопользование Сибири (2019)» [33].


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, проведенное исследование в рамках подготовки магистерской диссертация позволило изучить вопросы создания и проектирования особо охраняемых природных территорий (на примере Алтайского края), и сделать следующие выводы:
1) порядок создания и функционирования ООПТ регулируется как
федеральными, так и региональными нормативными правовыми актами. Категории ООПТ включают: государственные природные заповедники, в том числе биосферные, национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, управление которыми осуществляются как на федеральном, так и на региональном уровнях. При принятии нормативного правового решения о создании ООПТ учитывается специфика территории района проектирования в целом. Кроме того, базовые принципы, изложенные в основополагающих нормативных правовых актах обширно развиты в ряде научных публикаций;
2) в настоящее время нормативной правовой базой не закреплены конкретные методы и подходы при проектировании ООПТ. Вместе с тем, на основании общих положений указанных документов, а также на основании анализа ряда научных публикаций и проведенной научно-исследовательской работы можно утверждать, что основные принципы и подходы всё-таки закреплены на практике. Обязательными являются та кие разделы как:
- подробное географическое описание границ планируемой ООПТ;
- перечень земельных участков, входящих как частично, так и полностью в границы ООПТ, установление их собственников, а также целевого назначения;
- проведение маршрутных учетов охотничьих видов животных, фиксация мест обитания «краснокнижных» видов растений и животных, описание и выявление уникальных для данной территории природных комплексов (ландшафтов);
- разработка предложений по перечню ограничений хозяйственной деятельности;
- определение категории ООПТ;
- представление проекта положения об ООПТ;
- разработка проекта функционального зонирования ООПТ (для некоторых категорий ООПТ);
- разработка проекта охранной зоны (для некоторых категорий ООПТ);
- согласование проектных решений со всеми заинтересованными сторонами;
3) современная сеть ООПТ Алтайского края, не смотря на кажущуюся полноту, не достаточно эффективна для сохранения «специальных» природных объектов, а следовательно, нуждается в расширении за счет организации постоянных охраняемых объектов специализированного назначения. Для решения данной проблемы Правительством Алтайского края приняты стратегические документы по расширению существующей сети ООПТ до 2025 года ;
4) в Алтайском крае принят стратегический нормативный правовой документ по развитию ООПТ, который основывается на проведенных в 2011¬2012 гг. комплексных научных исследований и анализа накопившегося материала по обоснованию необходимости расширения существующей сети ООПТ. В соответствии с выводами научных исследований, проведенных в рамках разработки схемы развития ООПТ Алтайского края, в целях обеспечения лучшей представленности экосистем и геокомплексов, максимально отражающих природные и биотические особенности региона, необходимо включение в ООПТ края типичных (коренных, характерных) ландшафтов и экосистем, так же уникальных (не повторимых, единственных, своеобразных по происхождению, местоположению, функционированию и т.д.) объектов, не имеющих охранного статуса. Некоторые случаи требуют образования новых природоохранных учреждений, в других - достаточно расширения площадей уже существующих за счет включения в них фрагментов природных комплексов, требующих охраны. При этом важен системный подход к обоснованию состава и внутренней организации совокупности ООПТ (системы ООПТ). Он создает возможности для разработки структуры системы ООПТ как одного из вариантов целостных функциональных систем, характеризуемых иерархической взаимосвязанностью, территориальной и функциональной целостностью, централизованным управлением;
5) представленные результаты исследования возможно использовать при обосновании создания национального парка «Салаир» в Алтайском крае;
6) в результате анализа фондовых материалов, в процессе проектирования и создания как федеральных, так и региональных ООПТ на территории Алтайского края, были выявлены следующие проблемы:
- лесопользователям не выгодно передавать части арендуемых лесных участков под обременение в виде наличия особого режима охраны и функционирования проектируемой ООПТ;
- не достаточная правовая осведомленность местного населения об особенностях функционирования ООПТ;
- не возможность государственных органов Алтайского края обеспечить полноценную охрану существующих и перспективных ООПТ приводит к резко отрицательному отношению местного населения к проектированию новых ООПТ;
- вопрос беспрепятственного доступа граждан, проживающих близи национальных парков, на их территории;
- запрет на заготовку в границах национальных парков пищевых лесных ресурсов гражданами для личных нужд;
- наличие на сопредельное территории охотничьих угодий.
Все эти и другие проблемы возникают по причине правовой неосведомленности местного населения, что может быть связано, в том числе, с недостаточным объемом проводимой работы по информированию населения со стороны органов исполнительной власти Алтайского края.
Для решения сложившихся аналоговых противоречий, необходимо предусмотреть:
- рассмотрение возможности компенсации упущенной хозяйственной выгоды хозяйствующему субъекту после организации на перспективной для освоения территории особо охраняемых природных участков;
- повышение роли экологического просвещения в муниципальных районах Алтайского края;
- увеличение темпов проведения функционального зонирования в ООПТ с целью повышения качества управления ООПТ;
- работа по проектированию ООПТ должна начинаться в плановом режиме как минимум за 3 года до запланированной даты создания ООПТ. Кроме того считаем, что до начала обсуждений с органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами уже должны быть подготовлены предложения по планируемым границам особо охраняемой природной территории, её зонирование и режим охраны;
- совершенствование действующего законодательства с целью определения методологии проектирование особо охраняемых природных территорий.



1. Об особо охраняемых природных территориях: Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ (ред. от 26.07.2019) / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/. Дата обращения: 22.01.2020.
2. О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов: Федеральный закон от 05.12.2017 № 362-ФЗ [Электронный ресурс]: // Режим доступа: www.contultant.ru. Дата обращения: 21.03.2019.
3. О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской
Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 03.08.2018 № 342-ФЗ (ред. от 27.12.2019) /
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/. Дата обращения 23.01.2020.
4. О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента РФ от 19.04.2017 № 176 [Электронный ресурс]: // Режим доступа: www.consultant.ru. Дата обращения: 21.03.2019.
5. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года: утв. Президентом РФ 30.04.2012 [Электронный ресурс]: // Режим доступа: www.consultant.ru. Дата обращения: 21.03.2019.
6. Экология: паспорт национального проекта, утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16) / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/. Дата обращения: 16.02.2020.
7. О внесении изменений в Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28.01.1993 № 77 «Об утверждении Положения о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь
сельскохозяйственного производства »: Постановление Правительства РФ от 27.11.1995 № 1176 [Электронный ресурс]: // Режим доступа: www.contultant.ru. Дата обращения: 21.03.2019.
8. О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам возмещения потерь сельскохозяйственного производства : Постановление Правительства РФ от 19.02.2008 № 98 [Электронный ресурс]: // Режим доступа : www.contultant.ru. Дата обращения: 21.03.2019.
9. Об утверждения особенностей возмещения вреда, причиненного леса м и находящихся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства: Постановление Правительства РФ от 29.12.2018 № 1730 [Электронный ресурс]: // Режим доступа: www.contultant.ru. Дата обращения: 21.03.2019.
10. Об утверждении Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 22.12.2011 № 2322-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/. Дата обращения: 12.12.2019.
11. Об утверждении Методики исчисления вреда, причиненного объекта м животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и сред их обитания: Приказ МПР России от 28.04.2008№ 107 [Электронный ресурс]: //Режим доступа: www.contultant.ru. Дата обращения: 21.03.2019.
12. Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды: Приказ Минприроды России от 08.07.2010 № 238 [Электронный ресурс]: // Режим доступа: www.contultant.ru. Дата обращения: 21.03.2019.
13. Об утверждении такс для исчисления размера вреда, причиненного объектам растительного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, и среде их обитания вследствие нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования: Приказ Минприроды РФ от 01.08.2011 № 658 [Электронный ресурс]: // Режим доступа: www.contultant.ru. Дата обращения: 21.03.2019.
14. Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам: Приказ Минприроды России от 07.12.2011 №948 [Электронный ресурс]: //Режим доступа: www.contultant.ru. Дата обращения: 21.03.2019.
15. Об особо охраняемых природных территориях в Алтайском крае:
закон Алтайского края от 18.12.1996 № 60-ЗС (ред. 03.04.2019)/
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/. Дата обращения: 12.12.2019.
16. Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма в Алтайском крае : па спорт регионального проекта Алтайского края, утвержден протоколом заседания проектного комитета по направлению «Экология» от 13.01.2020 № 05-Прот-2 / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://econom22.ru/. - Раздел «Проектная деятельность».
17. Об образовании государственного природного комплексного заказника краевого значения «Усть-Чумышский» в Тальменском и Павловском районах: постановление Администрации Алтайского края от 12.04.1999 № 256 (ред. от 17.07.2018) / [Электронный ресурс]. - Ре жим доступа: http://www.consultant.ru/. Дата обращения: 16.12.2019.
18. О Красной книге Алтайского края: постановление Администрации Алтайского края от 21.04.2008 № 149 (ред. от 09.04.2018) / [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/. Дата обращения: 16.02.2020.
19. Об утверждении схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий Алтайского края на период до 2025 года:
постановление Администрации Алтайского края от 12.08.2013 № 418 (ред. от 10.05.2018) / [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/. Дата обращения: 09.12.2019.
20. О внесении изменений в постановление Администрации края от
26.06.2007 № 278: постановление Администрации Алтайского края от 31.12.2013 № 717 / [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/. Дата обращения: 16.02.2020.
21. О внесении изменений в постановления Администрации края от 26.06.2007 № 278, от 06.05.2014 № 202 / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/. Дата обращения: 16.02.2020.
22. О внесении изменений в некоторые постановления
Администрации края: постановление Администрации Алтайского края от 14.09.2016 № 316 / [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/. Дата обращения: 16.02.2020.
23. О внесении изменений в постановление Администрации
Алтайского края от 26.06.2007 № 278: постановление Правительства
Алтайского края от 20.06.2019 № 228 / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/. Дата обращения: 16.02.2020.
24. О внесении изменений в постановления Администрации Алтайского края от 26.06.2007 № 278, от 05.02.2008 № 51: постановление Правительства Алтайского края от 03.03.2020 № 92 / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/. Дата обращения: 16.03.2020.
25. Об установлении стоимости древесины: Приказ Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края от 11.12.2014 № 736 [Электронный ресурс]: // Режим доступа: www.contultant.ru. Дата обращения: 21.03.2019.
26. О внесении изменений в приказ Главного управления природных
ресурсов и экологии Алтайского края от 05.09.2016 № 1551: Приказ
Минприроды Алтайского края от 29.05.2018 № 854 [Электронный ресурс]: // Режим доступа: www.contultant.ru. Дата обращения: 21.03.2019.
Библиографический список
27. Алексеенко, Н.А. Конфликты природпользования и их отображение в системе карт ландшафтного планирования: Вестн. Моск. Ун¬та сер.5. География, № 2, 2012 - С. 54-58.
28. Барышников, Г.Я. Концептуальные подходы к созданию особо охраняемых природных территорий / Г.Я. Барышников, Н.А. Краснослабодцева // География и природопользование Сибири № 12. - Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010. - С. 22-45.
29. Баринова, Г.М. Принципы и структура эколого-географического атласа особо охраняемой природной территории (на примере НП «Куршская коса») / Г.М. Баринова, И.И. Козлович - Вестник РГУ им. И. Кант, 2009. № 1
- с. 17-22.
30. Гурьевских, О.Ю. Ландшафтное проектирование региональных систем особо охраняемых природных территорий (на примере Свердловской области). Екатеринбург: ФГБОУ ВО Урал. гос. пед. ун-т, 2016 - С. 38-41.
31. Дудин, И.В. Система особо охраняемых природных территорий Алтайского края и перспективы ее развития / И.В. Дудин, Л.И. Желтенко // Известия АО РГО 2015. № 1 (36) - Барнаул, 2015. - С. 11-14.
32. Кабельчук, Б.В. Анализ современного состояния и перспективы
развития особо охраняемых природных территорий (ООПТ) Ставропольского края / Б.В. Кабельчук, И.О. Лысенко // Вестник АПК Ставрополья: изд-во Ставропольсого государственного аграрного
университета, 2013 - № 1 (9). - С. 100-102.
33. Панченко, Н.Ю. Оценка возобновимых природных ресурсов территории планируемого к созданию национального парка «Тогул» / Н.Ю. Панченко, А.О. Нестерова // География и природопользование Сибири № 26.
- Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2019. - С. 148-163.
34. Титова, Г.Д. Понятие «Природный капитал», развитие методологии и методов его экономической оценки // Вестник СПбГУ. Науки о Земле. 2014. №1.
35. Тихонова Т.В. Социально-экономическая оценка особо охраняемых природных территорий (на примере заказников Республики Коми) // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз, 2011. - № 2 (14). - С. 144-157.
36. Оборин, М.С. Экологический паспорт особо охраняемого природного объекта. Пермский край: Экология и промышленность России, 2007 - С. 38-41.
37. Фоменко, Г.А. Экономическая оценка особо охраняемых территорий Камчатки: практические результаты и их значение для сохранения биоразнообразия (на примере природного парка «Быстринский») / Г. А. Фоменко [и др.]. Ярославль: АНО НИПИ «Кадастр», 2010. - 156 с.
Электронные ресурсы
38. ВЕБ-ГИС «Красная книга Алтайского края» [Электронный ресурс]:
// Режим доступа: http://altayredbook.wildlifemonitoring.ru/. Заглавие с экрана. Официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края [Электронный ресурс]://Режим доступа:
http://altaipriroda.ru/directions/oxot_xozjajstvo/. Раздел «Охотничье хозяйство».
39. Методика определения предотвращенного экологического ущерба: утв. Председателем Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды В.И. Даниловым-Данильяном от 30 ноября 1999 г. [Электронный ресурс]: / Техэксперт: электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200035561. - Загл. сэкрана.
40. Материалы комплексного экологического обследования участков территории, обосновывающие придание этой территории правового статуса особо охраняемой природной территории федерального значения - национальный парк «Салаир» в Алтайском крае [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.altaipriroda.ru.
41. Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края, раздел «Особо охраняемые природные территории» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.altaipriroda.ru.
42. Официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии
Алтайского края [Электронный ресурс]://Режим доступа:
http : //altaipriroda.ru/directions/oxot_xozj aj stvo/uchyot_zhiv/. Раздел «Учёт животного мира».
43. Официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии
Алтайского края [Электронный ресурс]://Режим доступа:
http://altaipriroda.ru/. Раздел «Новости» от 18.02.2019 «Дан старт общественным обсуждениям проекта национального парка «Тогул».
Фондовые материалы
44. Отчет о научных исследованиях, направленных на создание государственного природного заказника краевого значения «Степи бассейна Кукуйки и Таловки» в Курьинском и Краснощековском районах Алтайского края / Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края. - Барнаул, 2017 - 81 с.
45. Отчет по государственному контракту № 77 от 22.11.2011 (х/д 112 (2011)) «Проект схемы развития особо охраняемых природных территорий Алтайского края до 2025 г.» / Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края. - Барнаул, 2019 - 167 с.
46. Протокол заседания рабочей группы по вопросу создания
национального парка «Тогул» рег. № 05-Прот-5 от 30.01.2020 /
Правительство Алтайского края. - Барнаул, 2020 - 7 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ