Введение 3
Глава 1. Теоретический и практический подходы исследования платных
медицинских услуг 13
1.1. Частная медицина в современной России и ее законодательная база 13
1.2. Основные проблемы частной медицины, законодательная база и ее
регулирование 25
1.3. Методологические основы и методика социологического исследования
востребованности медицинских услуг, оказанных на платной основе 40
Глава 2. Востребованность видов медицинских услуг оказанных на платной основе 51
2.1. Оценка пациентами востребованности платных видов медицинских услуг
в г. Барнаул 51
2.2. Практические рекомендации по повышению востребованности видов
медицинских услуг оказанных на платной основе 74
Заключение 78
Библиографический список 81
Приложение 88
Актуальность темы исследования. В современных условиях из-за нестабильных экономических и социальных отношений в мире и в России в частности, особенного внимания требует проблема удовлетворенности медицинскими услугами обществом. Следует отметить, что состояние здравоохранения в России характеризуется рядом особенностей.
Во-первых, недофинансирование системы здравоохранения имеет такое последствие, как дефицит медицинских кадров, представляющий собой недостаток специалистов и существование претензий к квалификации отдельных специалистов. Данное последствие очерчивается недостаточной грамотностью и компетентностью медицинских работников.
Во-вторых, низкая эффективность использования материально-технической базы, которая выражается в труднодоступности нужных врачей и долгой очередью на прием. Поэтому, актуальным путем решения проблемы становится платный сектор медицинских услуг. Такое понятие как платные медицинские услуги существует в российской действительности с 90 - х годов XX столетия, когда произошел переход к рыночной экономике.
В настоящее время платные медицинские услуги можно получить практически во всех медицинских учреждениях. Данная деятельность закреплена Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [4]. К платной медицине общество относится двойственно. Существуют, как и приверженцы только платной медицины, так и контингент, считающий, что данное явление носит лишь негативный характер. Данный факт объясняется тем, что само появление платной медицины совпало с распадом СССР и формированием в РФ рыночной экономики. Однако, в настоящее время, сфера платных медицинских услуг не только закрепилась в обществе, но и позволяет повысить доступность медицинской помощи для населения. Так как платная медицина помогает устранить недостатки государственного сектора здравоохранения, то все большее число пациентов обращается в частные медицинские учреждения не только за разовой помощью, но и на постоянной основе.
Необходимо заметить, в России до сих пор отсутствует четкий регламент регулирования частных медицинский организаций. Существующие законодательные акты не предоставляют границ и возможностей развития частного медицинского бизнеса в России. В свою очередь, предприниматели, решающиеся открыть свой медицинский бизнес, сталкиваются с такими проблемами как: вопросы лицензирования и переоформления документов, закупка оборудования, возможности в реализации и развитии предоставляемых медицинских услуг. Недостатки в правовой сфере регулирования частного медицинского бизнеса отражаются не только на предпринимателях, но и на самих работниках. Возникают проблемы с пациентами по различным причинам, как на фоне эмоционально-психологических особенностей личности, так и ввиду экономических и правовых недостатков, которые не зависят ни от воли врача, ни от воли частной медицинской организации.
В Барнауле все чаще стали открываться новые частные медицинские кабинеты, постепенно перерастающие в медицинские учреждения [35]. Недостатки в государственном секторе здравоохранения подталкивают людей обратиться за помощью к платным специалистам. В связи с этим актуальную значимость приобретает исследование востребованности видов платных медицинских услуг.
Для того чтобы установить востребованность платных медицинских услуг, в области коммерческой медицины необходимо проведение комплексного статистического исследования, обращенного на выявление факторов, влияющих на предпочтение пациентов, оценку привлекательности видов платных медицинских услуг, определение наиболее востребованных медицинских специализаций. Растущий потребительский спрос на коммерческие медицинские услуги определяет необходимость исследования рынка платной медицины. Сегодня человек нуждается в своевременном, комплексном и комфортном медицинском обслуживании.
Степень научной разработанности проблемы.
Проблема медицинских услуг привлекает интересы как зарубежных, так и отечественных исследователей. Можно назвать таких зарубежных авторов, занимающиеся изучением качественного обслуживания в сфере здравоохранения, как Г Х. Лори, Р Ауди, Дж. Б Квин. Отечественные работы, выполненные по социологическим методикам в области анализа качественных показателей медицинского обслуживания, проводились в рамках социальной гигиены и организации здравоохранения. В первых работах, посвященных этой тематике (работы С.М. Борисовой, Т.И. Коцеруба) анализируется степень удовлетворенности населения деятельностью лечебно - профилактических учреждений, условиями содержания больных, отношениям «врач - пациент» и «врач - врач», а также рассматриваются виды организации медицинской помощи [47].
Изучением востребованности медицинских услуг и степени удовлетворенности оказания медицинской помощи посвящены работы Н. Г. Калоиани, Г.И. Заборовский. Вопросам психотерапии в медицине посвящены работы А.Г. Здравомыслова, Э.М. Дворкина.
Большое число работ по системе оказания медицинской помощи, вопросам к вниманию недостаточного финансирования, обеспечения медицинских кадров и уровня их подготовки, а также взаимоотношениям в медицинской среде посвящены работы А.В. Решетникова, З.К. Назиралиевой, Ю.П. Лисицына.
Стоит заметить труд «Медицинская немезида», автором которой является И. Иллич. Автор уделяет внимание эффективности и востребованности медицинских услуг, а также феномену клинической ятрогении, выделяя группы факторов, действующих изнутри и оказывающих влияние на представления и ожидания потребителей медицинских услуг.
Большое внимание коммуникации, складывающейся между врачом и пациентом, уделил Т. Парсонс. Также большое внимание общению врача с пациентом уделял Дж. Венберг, позднее его идею развил и продолжил Д. Атткинсон.
А. Доннабедиан разработал модель для оценки качества медицинской помощи, включающую в себя 3 составляющих: «структура», «процесс» и «результат».
В исследованиях М. Говерна установлено влияние половозрастных характеристик персонала, влияющих на востребованность видов медицинских услуг.
А. Парасураман и Л. Бери разработали интервальную модель качества услуги, описывающую «разрывы», являющиеся причиной неудовлетворенности клиентами предоставляемыми услугами.
Рассмотрению вопросов правовой квалификации внедоговорного предоставления медицинских услуг, а также аспектов оценки причиненного в результате вреда здоровью и содержание нормативно - правовых актов, регулирующих медицинскую деятельность, посвящены труды С.В. Кузнецова.
Среди проанализированных работа, необходимо отметить исследование А.Н. Тарасовой и И.Я. Арбитайло по востребованности платных медицинских услуг в Тюменской области, а также работу Т.Н. Поздняковой на тему исследования рынка платных медицинских услуг в г. Пенза.
Объект исследования - платные медицинские услуги.
Предмет исследования - потребность населения в видах медицинских услуг, оказываемых на платной основе.
Цель исследования - выявить потребность платных видов медицинских услуг и определить необходимость расширения определенных видов платных услуг.
Задачи исследования:
1. Проанализировать развитие частной медицины в России и причины ее становления;
2. Изучить основные проблемы частной медицины в России;
3. Исследовать законодательную базу частных медицинских услуг в России;
4. Определить методологию и методику социологического исследования;
5. Исследовать востребованность видов платных медицинских услуг в г. Барнаул;
6. Определить необходимость расширения определенных видов медицинских услуг;
7. Разработать рекомендации по развитию и повышению востребованности платных видов медицинских услуг.
Гипотезы исследования:
1. Основной причиной становления частной медицины в России явилось снижение качества государственной медицинской помощи и ее недофинансирование.
2. Основная проблема частной медицины в России - слабая государственная поддержка.
3. Теоретико-методологической основой исследования является идея М. Вебера «об идеальных типах» и теория неоправданных ожиданий Р. Брукса.
4. Пациенты, обращающиеся в частные медицинские учреждения не удовлетворены качеством оказания помощи бюджетным медицинским учреждением.
5. К наиболее востребованным платным медицинским услугам можно отнести диагностические и консультационные.
6. Наиболее востребованными врачами - специалистами в г. Барнауле являются стоматолог, эндокринолог, кардиолог.
7. Частные медицинские учреждения оказывают более качественную медицинскую помощь пациентам по сравнению с государственными медицинскими учреждениями.
8. Необходимо разработать рекомендации для частных медицинских учреждений, позволяющие удовлетворить потребность населения в видах предоставляемых медицинских услуг.
Методы исследования:
Основными теоретическими методами исследования являются системный, структурно-функциональный, метод интерпретации. Основными эмпирическими методами сбора и анализа информации являются анкетный опрос пациентов частных медицинских учреждений, традиционный анализ документов и контент - анализ отзывов о частных медицинских учреждениях в сети Интернет.
Теоретико-методологическая основа исследования:
При рассмотрении востребованности платных видов медицинских услуг мы опирались на идеи М. Вебера об «идеальных типах» и концепцию ожиданий Р. Брукса. Рассмотрение востребованности платных медицинских услуг осуществлялось через «закон обратного здравоохранения» Дж. Т. Харта. Кроме того, учитывались идеи из социологии Э. Гидденса, и взгляды М.Фуко на «социологию медицины».
Социологией частного здравоохранения, состоянием и перспективами развития в современном российском обществе занимаются С. Шишкин, Е. Потапчик, Е. Селезнева. Подробное изучение предпринимательской деятельности в здравоохранении принадлежит Б.Е. Романову.
Эмпирическая база исследования:
Эмпирической базой послужило социологическое исследование, которое проводилось в период с июля по декабрь 2017 года. Во внимание были приняты 3 медицинских центра: клиника «Антуриум», консультативно-диагностическая поликлиника «Афродита», консультативно-диагностическая поликлиника «Здоровье» («Надежда»). Данные медицинские центры обладают разнообразным спектром медицинских услуг, включая возможность пребывания в стационаре, поэтому исследование, проводимое в данных центрах, позволило охватить больший контингент респондентов, обращающихся к платным медицинским услугам. Опрос был проведен нами с помощью анкетного опроса. Нашими респондентами являлись пациенты - непосредственные потребители платных медицинских услуг, находящиеся на момент проведения опроса в стенах данных медицинских учреждений, которые опрашивались после получения медицинской услуги. Объем выборки составил 169 человек (65 - пациенты «Антуриум», 39 - «Афродита», 65 - «Здоровье»). Формирование выборки осуществлялось методом целевого отбора доступных единиц.
1. Проанализировано развитие частной медицины в России и причины ее становления.
2. Изучены основные проблемы частной медицины в России.
3. Исследована законодательная база частных медицинских услуг в России.
4. Определена методология и методика социологического исследования.
5. Исследована востребованность видов платных медицинских услуг в г. Барнауле.
6. Определена необходимость расширения определенных видов медицинских услуг.
7. Разработаны рекомендации, способствующие частным учреждениям здравоохранения определить востребованность видов платных медицинских услуг.
Также подчеркивается возможность улучшения качества оказания медицинской помощи населению для таких адресатов, как: государственные учреждения здравоохранения, частные медицинские учреждения, органов исполнительной и законодательной власти регионального и федерального уровней, образовательных учреждений, занимающихся подготовкой медицинских кадров.
Положения, выносимые на защиту:
1. В условиях системы здравоохранения активно развивается сектор частного медицинского бизнеса.
2. Развитие частного сектора здравоохранения сдерживается барьерами функционирования бизнеса, к ним относятся: недостаточная проработанность законодательной базы функционирования частных медицинских учреждений, порядок лицензирования.
3. Наиболее адекватными методами исследования востребованности
видов медицинских услуг оказанных на платной основе являются анкетный опрос пациентов и контент - анализ отзывов в сети Интернет, а также традиционный анализ документов.
4. Некоторые виды медицинских услуг, пользуются большой популярностью исключительно в частных медицинских учреждениях из-за низкого качества в государственном секторе здравоохранения (стоматологические, женская консультация (гинеколог, маммолог - онколог), косметологические, диагностические (узи - исследования, лабораторные исследования)).
5. Представлены виды медицинских услуг, которые требуют серьезной доработки для удовлетворения медицинской помощью населением (стоматологические, услуги таких специалистов - врачей как: гастроэнтеролог, гинеколог, дерматовенеролог, кардиолог, косметолог, маммолог - онколог, оториноларинголог, эндокринолог).
6. Предложены рекомендации, направленные на повышение востребованности медицинских услуг (привлечение к практической деятельности выпускников медицинских ВУЗов; создание советов, специализирующихся на повышении квалификации врачей с целью привлечь молодых специалистов; организация тренингов, курсов для повышения профессиональной грамотности персонала на базе лечебно - профилактических учреждений; разработка законодательной базы регулирования частных медицинских учреждений).
Теоретическая значимость исследования состоит в определении основных подходов к изучению востребованности видов платных медицинских услуг, выявлении и обосновании наиболее эффективного подхода для исследования данной проблемы, в выделении специфической особенности работы частных медицинских услуг и учреждений, их оказываемых. Полученные в результате исследования теоретические положения способствуют систематизации и увеличению знаний в области социологии медицины.
Практическая значимость работы
1. Обусловлена дальнейшим использованием разработанной методики для оценки состояния населением востребованности видов медицинских услуг, оказанных на платной основе в частных медицинских учреждениях г. Барнаула и Алтайского края.
2. Обусловлена внедрением разработанных рекомендаций по улучшению качества востребованных медицинских услуг оказанных на платной основе, внедрению новых медицинских услуг, в которых нуждается население в частных медицинских учреждениях, явившихся базой для проведения социологического исследования.
3. Обусловлена использованием предложенных рекомендаций профессиональными сообществами врачей, организациями здравоохранения для определения и возможной доработки основных направлений своей деятельности.
Апробация результатов исследования.
Материалы исследования и его результаты изложены в публикациях автора:
1. Пешкова Н.А., Сытых О.Л. Востребованность населением услуг частного сектора медицины (на основе результатов исследования в г. Барнауле) // Здоровье и профилактика болезней современного общества. Здоровые дети - будущее страны / Материалы краевой региональной научно-практической конференции. - Барнаул, 2018. - С. 78 - 81.
2. Пешкова Н.А. Платная медицина в России: характерные черты и особенности развития на современном этапе / Социология в современном мире: наука, образование, творчество: Сборник статей. - Вып. 7/ под ред. О.Н. Колесниковой, Е.А. Попова - Барнаул: Издательство Алтайского государственного университета, 2018 - с. 283 - 285.
3. Пешкова Н.А. Рынок платных медицинских услуг как социальное явление и предмет научного исследования // Глобальные социальные трансформации XX - начала XXI вв. (к 100-летию Русской революции) / Материалы научной конференции IX Ковалевские чтения 9-11 ноября 2017 года. - Спб, 2017. - С. 924 - 925.
Основные результаты диссертационного исследования были представлены на региональной молодежной конференции:
1. IV Региональная конференция «Мой выбор - НАУКА!» (Апрель, 2017).
2. V Региональная конференция «Мой выбор - НАУКА!» (Апрель, 2018) .
Структура работы включает в себя введение, 2 главы, включающих в себя 5 параграфов, заключение, приложения и список используемой литературы.
Здоровье является важной составляющей жизни человека. В настоящее время существует проблема, связанная с обострением противоречий между потребностью членов общества в качественной и доступной медицинской помощи и состоянием системы здравоохранения. Причиной для становления медицинского бизнеса в России явилось состояние государственного сектора здравоохранения (недофинансирование, дефицит медицинских кадров, низкая эффективность материально - технической базы). Поддержка бизнеса в сфере здравоохранения осуществляется государством далеко несовершенно, имеется множество проблем при его открытии и дальнейшем развитии.
Выделяются несколько основных проблем, с которыми сталкиваются предприниматели, решившиеся открыть медицинский бизнес:
• Отсутствие нормативно - правовое регулирования в здравоохранении - не учтены различия в государственной и частной форме собственности.
• Плохая разработка подзаконных актов для реализации федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
• Недостаточное использование механизма общественной экспертизы проектов нормативно - правовых актов в здравоохранении.
• Дискриминация в допуске частных медицинских учреждений к участию в программе оказания медицинской помощи населению, так, медицинские учреждения не могут в полной мере предоставить потребителям медицинские услуги.
• Недостаточное внимание к мнению гражданского общества о проблемах охраны здоровья.
Помимо данных ограничений, частные медицинские организации столкнулись с еще одним - системой ОМС. Государство запретило оказывать частным медицинским организациям обслуживание в системе ОМС по причине оттока пациентов с государственного сектора здравоохранения. Учитывая сложившуюся ситуацию с системой ОМС, частные клиники нашли решение данной проблеме в полисах ДМС (добровольное медицинское страхование).
Несмотря на список проблем и работу в тесных условиях, частная медицина успешно конкурирует с государственной и должна удовлетворять потребность населения в медицинских услугах.
В ходе исследования частных медицинских учреждений были выявлены некоторые особенности:
1. Основной поло - возрастной состав, посещающий частные медицинские учреждения - лица до 35 лет (преимущественно женщины, так как данные лица более склонны следить за состоянием своего здоровья). Данная возрастная категория имеет большую платежеспособность.
2. В качестве основных причин, влияющих на выбор частных медицинских учреждений отмечены следующие:
• современное оборудование в частных медицинских учреждениях;
• отсутствие нужного специалиста в государственном медицинском учреждении;
• получение медицинской помощи вне очереди;
• неэффективное лечение в государственном медицинском учреждении.
3. Отмечены медицинские услуги, пользующиеся спросом в частных медицинских учреждениях. К таким услугам относятся:
• диагностические (узи - исследования, лабораторные исследования);
• стоматологические;
• косметологические;
• услуги женской консультации (гинеколог, маммолог - онколог).
4. Выявлены врачи - специалисты, к которым едут за пределы Алтайского края по причине отсутствия нужного оборудования для проведения хирургического вмешательства. К таким специалистам относятся:
• хирург - ортопед;
• нейрохирург;
• кардиохирург.
5. Представлены виды медицинских услуг, требующих серьезной
доработки для удовлетворения медицинской помощью населением:
• стоматологические;
• услуги узких врачей - специалистов (гастроэнтеролог, гинеколог, дерматовенеролог, кардиолог, косметолог, маммолог - онколог, оториноларинголог, эндокринолог).
Таким образом, в процессе исследования мы достигли поставленных задач и гипотезы подтвердились. На основании изученной литературы в области социологии медицины и проведенного социологического исследования, нами был предложен список рекомендаций, позволяющих удовлетворить востребованность населения в качестве оказываемых медицинских услуг. Разработанные рекомендации содержат перечень мер, способствующих повысить качество востребованной медицинской помощи. Рекомендации заключаются в следующем: повышение квалификации
выпускников медицинских ВУЗов, благодаря прохождению практики в медицинских учреждениях; организация тренингов и курсов для повышения профессиональной грамотности врачей - специалистов, работающих в секторе здравоохранения; привлечение врачей - специалистов из других регионов, способствующих решению нехватки профессиональных кадров.
Также более точная проработанность правовой базы функционирования частных медицинских учреждений снизит проблемы, связанные с неудовлетворением пациентами получаемых медицинских услуг. При этом следует заметить, что проведение массовых социологических опросов поможет выявить существующие проблемы в сфере здравоохранения и поставить задачи для их комплексного решения.
1. Конституция Российской Федерации принятая всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 4. - с. 445.
2. О регулировании частной медицинской деятельности : законопроект РФ от 07.10.2011 г. № 97802597 - 2 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=516564#035721143924972387 (Дата обращения 17.05.2017)
3. Постановление правительства РФ от 13 января 1996 г. № 27 «об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 3.- С. 194.
4. Указ Президента Российской Федерации от 28. 04.2008 г. № 607 «об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов // Собрание законодательства РФ.- 2008. - № 18. С. 2003.
5. Акопян, А.С. Организационно - правовые формы медицинских организаций и платные медицинские услуги в государственных учреждениях здравоохранения / А.С. Акопян // Экономика здравоохранения. - 2014. - № 5 -6.- С. 10 - 18.
6. Александрова, О.Ю. Медико - правовой анализ медицинской помощи, вызвавшей неудовлетворенность пациентов / О.Ю. Александрова, К.Ю. Лакунин, Т.В. Тимошенкова // Экономика здравоохранения. - 2013. - № 5. - С. 46 - 51.
7. Алексунин, В.А. Социальные аспекты платных медицинских услуг / В.А. Алексунин, С.А. Митьков // Социологические исследования. - 2016. - № 5. - С. 72 - 75.
8. Аргайл, М. Психология счастья / М. Аргайл: пер. с англ. - М. : Прогресс, 2016. - С. 232.
9. Бек, С.В. Система контроля качества и эффективности медицинской помощи: Учебно - методическое пособие / С.В. Бек. - Томск, 2015. - С. 31.
10. Бадмаева Ч. Ж. Совершенствование платных услуг в
системе здравоохранения в Республике Бурятия // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 240 - 243. — URL https://moluch.ru/archive/79/14055/.
11. Быков, Д.Ю. Развитие рынка платных медицинских услуг в переходной экономике России / Д.Ю. Быко, В.Ф. Скляров. - М. : Высшая школа бизнеса, 2016. - С. 216.
12. Васильцова, Л.И. Методологические подходы к оценке состояния и развития платных медицинсикх услуг / Л.И. Васильцева, Ю.Ф. Кузьмин // Бюлл. Национального НИИ общественного здоровья. - 2014. - Вып. 6. - С. 65 - 69.
13. Вебер, М. Исследования по методологии наук / М. Вебер. - М.: ИНИОН, 201. - С. 220.
14. Вебер. М. Избранные произведения / М. Вебер : пер. с нем. - М.: Прогресс, 2016. - С. 514.
15. Вялков, А.И. Государственная политика в области организации и экономики здравоохранения в Российской Федерации / А.И. Вялков, Р. А. Хальфин // Экономист лечебного учреждения. - 2015. - № 1. - С. 3 - 4.
16. Гаджиев, З.С. Мнение городского населения об амублаторно - поликлинической помощи / З.С. , З.К. Назаралиева // Здравоохранение Российской Федерации. - 2016. - № 1. - С. 27 - 31.
17. Гонтмахер, М. Врач и больной: два вечных спутника / М. Гонтмахер // Медицинский вестник. - 2015. - № 1. - С. 5 - 7.
18. Гофман И. Теория стигматизации. [Электронный ресурс]. URL: http://psychologyc.ru/teoriya-stigmatizatsii(Дата обращения: 12.02.2017)
19. Демуров, Т.М. Роль социологических исследований в области социальной доступности медицинской помощи населению / Т.М. Демуров, Т.И. Расторгуева // Бюлл. Национального НИИ общественного здоровья. - М., 2015. - С. 25 - 27.
20. Донцов, А.И. Психология коллектива/ А. И. Донцов. - М.: Изд-во МГУ, 2014. - 240 с.
21. Жданов, Р.В. Предпосылки и перспективы развития медицинского бизнеса в Российской Федерации / Р.В. Жданов // Современные аспекты экономики. - 2014. - № 2. - С. 17 - 30.
22.Здоровье российского общества в XXI веке: социологические, психологические и медицинские аспекты. «Сорокинские чтения». Никифорова
А.А., Одинцова В.В., Дмитриева В.А. Проактивное поведение и образ жизни, направленный на сохранение здоровья пациентов поликлиники // Изд-во Московского университета. - 2016. - С. 357-359.
23. Здравомыслов, А. Г. Поле социологии в современном мире /
А. Г. Здравомыслов// Социологические исследования. 2011. №4. - C 142
146.
24. Ильин, Е.П. Пол и гендер / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2015. - 615 с.
25. Ильиченко И. Н., Аарва П, Введенский Г.Г,. Отношение населения двух российских городов к платным амбулаторно-поликлиническим медицинским услугам // Социальные аспекты здоровья населения. 2013. №12
26. Исаков, Б.Г. Информированность населения о правах на получение
помощи по ОМС и оценка ее качества и доступности [Электронный ресурс] / Б.Г. Исаков.- Режим доступа
https://www.hse.ru/mirror/pubs/lib/data/access/ram/ticket/93/15282178373c9292063 dbfb13614ca92f52d36369a/2012. - Загл. с экрана.
27. Кадыров, Ф.Н. Методологические рекомендации по оказанию палтных медицинских услуг / Ф.Н. Кадыров. - Спб., 1999. - С. 30.
28. Липинский, Л.А. Удовлетворенность пациентов как критейрий качества платной офтальмологической помощи/ Д.А. Липинский, М.Ю. Абросимова // Казанский медицинский журнал. - 2015. - № 1 (95). - С. 95 - 99.
29. Лисицын, Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение / Ю.П. Лисицын. - М.: Изд-во ГЭОТАР - Медиа, 2015. - 78 с.
30. Лукашев, А.М. Общественное здоровье в управлении здравоохранением / А.М. Лукашев, Б.Б. Прохоров, Ю. В. Шиленко. - М. : ИД «Оверлей», 2015. - 115 с.
31. Мартынчик, С.А. Организация медицинской помози в сфере медицинских услуг / С.А. Мартынчик, М.Б. Худяков. - М. : Международный центр финансово - экономического развития, 2011. - 208 с.
32. Мастенбрук, У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации / У. Мастенбрук. - М, : ИНФРА - М, 2016. - 316 с.
33. Менделевич, В. Д. Клиническая и медицинская психология /
B. Д. Менделевич. - М. : МЕДпресс - информ, 2013. - 432 с.
34. Михальченко С. В., Оценка пациентом качества услуг стоматолога «Вестник ВМА», 2014, №7. - 11с.
35. На грани волшебства. Почему в Барнауле растет спрос на услуги
остеопатов [Электронный ресурс]: Режим доступа: -
https://altapress.ru/zdorovie/story/na-grani-volshebstva-v-stolitse-kraya-rastet-spros- na-uslugi-osteopatov-204441.
36. Недодаева, Т.С. Удовлетворенность качеством медицинской помощи ВИЧ - инфицированных пациентов как фактор формирования установок на лечение : автореф. дисс. канд. мед. наук / Т.С. Недодаева. - Волгоград, 2009. -
C. 25.
37. Никифорова, А.А. Проактивное поведение и образ жизни, направленный на сохранение здоровья пациентов поликлиники / А. А. Никифорова, В.В. Одинцова // Изд - во Московского университета. - 2016. - С. 357-359.
38. Олесов, А.Е. Совершенствование взаимодействия производителя, представителя и потребителя на рынке медицинских услуг / А.Е. Олесов // Программы управления здравоохранением. - 2005. - № 2. - С. 34 - 42.
39. Оптимизация организационных форм вне - и внутриведомственной экспертизы качества медиицнской помощи в системе ОМС на современном этапе: Пособие для врачей ФОМС / под ред..Е.С. Ильина. - М. 2015. - С. 130.
40. Перепелкина, Н.Ю. Социальный статус пациентов и их
удовлетворенность оказанием медицинской помощи в частной
стоматологической клинике / Н.Ю. Перепелкина, К.В. Шматов // Медицинский альманах. - 2008. - № 5. - С. 47 - 53.
41. Петров, С.В. Удовлетворенность пациентов медицинской помощью как элемент системы управления качеством медицинской помощи в лечебно - профилактических учреждениях: автореф. дис.канд. мед. наук. / С.В. Петров.
- Спб, 2010. - С. 20.
42. Позднякова, Т.Н. Исследование рынка платных медицинских услуг г. Пензы/ Т.Н. Позднякова // Научно-методический журнал «XXI век: Итоги прошлого и проблемы настоящего плюс». - Пенза, 2013.
43. Поляков, И.В. Платные медицинские услуги в здравоохранении: Учеб
- метод. пособие / И.В. Поляков. - СПб: СПБГУ, 2015. - С. 95.
44. Решетников, А.В. Социальный маркетинг и обязательное медицинское страхование / А.В. Решетников. - М.: 2011. - С. 115.
45. Российский медицинский сервер // Доклад Института современной России: О положении дел в системе здравоохранения России. - 2016. - URL http://rusmedserver.com/?p=3362.
46. Светличная, Т.Г. Пациенты о качестве стационарного обслуживания / Т.Г. Светличная, О.А. Цыганова // Вестник Росздравнадзора. - 2015. -№ 2. - С. 17 - 22.
47. Силуянова, И.В. Врач глазами пациента / И.В. Силуянова // Медицинский вестник. - 2009. - № 1 - 2. - С. 22.
48. Силуянова, И. В. Патернализм и информированное согласие:
проблема совместимости // Биомедицинская этика и медицинское право [Электронный ресурс]. URL.:http://vestmk.mednet.ru/content/view/160/30/.
49. Тарасова А.Н., Арбитайло И.Я. Востребованность платных
медицинских услуг в Тюменской области// Вестник Томского
государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. - Тюмень, 2013. - С. 123-128.
50. Тимченко, Н. С. Социальная культура здравоохранения в российском обществе начала 21 века: проблемы и пути и решения. Монография / Н. С. Тимченко. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2012. 175 с.
51. Титова Е.В . Мнение жителей крупного промышленного центра Западной Сибири о деятельности лабораторной службы// Научные труды У международной конференции «Здоровье и образование в XXI веке».-М.,2014.-
С.369.
52. Тихомиров, А.В. Аналитические обзоры рынка медицинских услуг / А.В. Тихомиров // Главный врач: хозяйство и право. - 2012. - № 3. - С. 50 - 53.
53. Тихомиров, А.В. Оформление института медицинского предпрнимательства / А.В. Тихомиров // Главный врач: хозяйство и право. - 2016. - № 3. - С. 5 - 12.
54. Тишук, Е.А. Состояние и динамика потребления медицинских услуг населением Российской Федерации / Е.А. Тишук // Здравоохранение. 2012. №9. С 18 - 19.
55. Удовлетворенность временем // Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. акад.РАН Г.В. Осипова. - М., 2007. - С. 584.
56. Удовлетворенность системой здравоохранения [Электронный ресурс]
- Режим доступа: https://www.levada.ru/2014/09/17/udovletvorennost-sistemoj- zdravoohraneniya/
57. Управление качеством кадрового потенциала учреждений
здравоохранения // Пособие для врачей ФОМС. - М.: - Иваново, 2014. - 143 с.
58. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Здравоохранение в России 2015. Статистический сборник. Демографическая ситуация . - 2015.- С.115.
59. Фишер, Р Путь к согласию, или переговоры без поражения/ У. Юри, Р. Фишер . - М.: Наука, 2012. - 6 с.
60. Фуко, М. Рождение клиники. Психологические технологии / М. Фуко.
- М.: Изд - во Академический проект, 2010. - 252 с.
61. Хаксевер, К. Управление и организация в сфере услуг. Теория и практика / К. Хаксевер. - СПб. : Питер, 2014. - 652 с.
62. Челенков, А.П. Управление качеством сервисных продуктов / А.Н. Челенков // Энциклопедия маркетинга. - 2014. - С. 311 - 312.
63. Чумаков, А.С. Модель непрерывного улучшения качества медицинских услуг в условиях обязательного медицинского страхования с позиций их потребителей (концептуальные и методические подходы) : автореф. дис... д - ра мед. наук / А.С. Чумаков. - М., 2013. - С. 43.
64. Шевчук, Д.А. Конфликты: избегать или форсировать? / Д.А. Шевчук. - М. : Гросс - Медиа, 2016. - 440 с.
65. Шамшурина, Н.Г. Предпринимательство в здравоохранении / Н.Г. Шамшурина // Социологические исследования. - 2009. - № 1. - С. 40 - 45.
66. Шильникова, Н.Ф. Социологический опрос как механизм управления лечебными учреждениями / Н.Ф. Шильникова, О.В. Ходакова // Социология медицины. - 2014. - № 2. - С. 24 - 26.
67. Шитов, В.И. Рынок услуг здравоохранения: формирование и развитие / В.И. Шитов. - Нижний Новгород, 2016. - 400 с.
68. Шишкин, С. Частный сектор здравоохранения в России / С. Шишкин, Е. Потапчик // Вопросы экономики. - 2015. - № 2. - С. 15 - 22.
69. Шолпо, Н,Л. Стимулирование развития частого сеткора здравоохранения в России. Доклад по программе TACUC EDRUS 9605// Н. Л. Шолпо. - М. : ИСЭ Пресс, 2014. - 40 с.
70. Armstrong D. The problem of the whole-person in holistic medicine // Health and Disease. A Reader, p. 45-49.
I. Freidson E. Profession of Medicine: A Study of the Sociology Applied Knowledge, NY. 1970.
II. Zola I.K. Medicine as an institution of social control // Sociological Review, 20, 1972, p. 487-504.