Введение 3
1. Теоретико-правовые основы конституционно-правовой ответственности
1.1 Конституционно-правовая ответственность: природа, место в
системе юридической ответственности 6
1.2 Виды конституционно-правовой ответственности и ее нормативное
регулирование 15
2. Механизм реализации конституционно-правовой ответственности
2.1 Особенности реализации конституционно-правовой ответственности
органов государственной власти Российской Федерации 23
2.2 Муниципально-правовая ответственность как институт
конституционно-правовой ответственности 36
3. Проблемы реализации конституционно-правовой ответственности
Заключение 59
Библиографический список
Проблематика конституционно-правовой ответственности в последние десятилетия стала одной из наиболее актуальных в науке конституционного права России. Действительно, без института конституционно-правовой ответственности невозможно вести речь о конституционном правопорядке, обеспечении законности, прав и свобод человека и гражданина, постепенной трансформации демократически развитого общества в правовое государство.
В современной юридической науке многие аспекты конституционно- правовой ответственности до сих пор являются дискуссионными и требуют дополнительного исследования. Например, основания ответственности, перечень субъектов ответственности, конституционно-правовые санкции и т.д. От разрешения данных вопросов зависит эффективность правового регулирования и реализации конституционно-правовой ответственности в Российской Федерации.
Кроме того, неоднозначность восприятия этого вида юридической ответственности различными учеными породила различия в подходах к ее трактовке и отсутствию единства в характеризующем ее категориальном аппарате. В такой ситуации необходимо дополнительное теоретическое осмысление института конституционно-правовой ответственности. В связи с этим, актуальность данной темы не вызывает сомнения в условиях современного российского общества и законодательства.
Целью исследования является комплексное изучение вопросов теории и практики применения конституционно-правовой ответственности и на этой основе внесение некоторых предложений по ее нормативному регулированию и реализации.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1) провести анализ теоретико-правовых основ конституционно-правовой ответственности;
2) изучить вопросы нормативного регулирования конституционно - правовой ответственности;
3) охарактеризовать механизм реализации конституционно-правовой ответственности применительно к конкретным видам ответственности в рамках конституционного права на основе положений современного российского законодательства, научных разработок и судебной практики;
4) выявить основные проблемы практической реализации конституционно-правовой ответственности;
5) сформулировать предложения, направленные на совершенствование правового регулирования конституционно-правовой ответственности в Российской Федерации.
Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с правовым регулированием и применением мер конституционно - правовой ответственности.
Предмет исследования составляют: 1) нормы российского законодательства, закрепляющие конституционно-правовую ответственность органов и должностных лиц Российской Федерации; 2) теоретико-правовые концепции о конституционно-правовой ответственности, содержащиеся в специальной юридической литературе;
Изучению проблем конституционно-правовой ответственности посвящены труды ученых-правоведов С.А. Авакьяна, Н.В. Витрука, К.А. Ишекова, В.В. Невинского, Г.А. Гаджиева, Ю.А. Дмитриева, Н.М. Колосовой, А.А. Кондрашева, О.Е. Кутафина, Б.М. Лазарева, В.О. Лучина, Ж.И. Овсепян, М.И. Пискотина, Б.А. Страшуна, И.А. Умновой, Т.Д. Шона и других. Кроме того, вопросы конституционно-правовой ответственности исследуются и на диссертационном уровне. Этой теме, в частности, посвящены диссертационные труды ученых-юристов А.А. Кондрашева, А.В. Крысанова, М.П. Авдеенковой, Н.В. Никифоровой и других.
Теоретическую основу исследования составляют научные положения, содержащиеся в трудах правоведов по проблемам теории государства и права, конституционного, муниципального, административного, трудового, уголовного права.
Методологическую основу составили общенаучные методы познания правовых явлений: анализ и синтез, а также частно-научные методы: логико-правовой, историко-правовой, сравнительно-правовой, системно-структурный.
Настоящая выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, включающих четыре параграфа, заключения и библиографического списка. В первой главе исследования рассмотрены понятие, природа, место конституционно-правовой ответственности в системе юридической ответственности, затронуты вопросы нормативного регулирования и видовой классификации конституционно-правовой ответственности. Во второй главе подробно изучен и охарактеризован механизм реализации конституционно-правовой ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской федерации, органов и должностных лиц местного самоуправления. Третья глава посвящена проблемам реализации конституционно-правовой ответственности.
Подводя итоги исследования теории и практики конституционно- правовой ответственности, необходимо сделать следующие выводы.
Изучение теоретико-правовых основ конституционно-правовой ответственности показало, что в юридической науке отсутствует единое наименование и определение ответственности за нарушения конституционных норм. В этой связи необходимо выработать и законодательно закрепить дефиницию ответственности в данной области. Думается, что наиболее верным является название «конституционно- правовая ответственность», поскольку оно может быть применено к правонарушениям, предусмотренным не только нормами Конституции Российской Федерации, но и нормами конституционного законодательства.
В науке конституционного права выделяют различные виды (подвиды, разновидности) конституционно-правовой ответственности. Наиболее дискуссионным является вопрос о выделении позитивной и негативной конституционно-правовой ответственности. По нашему мнению, следует рассматривать конституционно-правовую ответственность, в первую очередь, в негативном аспекте, поскольку сущность конституционно-правовой ответственности заключается в применении в установленном порядке к лицу, совершившему конституционно-правовой деликт санкций правовой нормы.
Совершенствование механизма реализации конституционно-правовой ответственности федеральных органов государственной власти требует внесения изменений и дополнений в действующее законодательство. Во- первых, необходимо четко обозначить основания конституционно-правовой
ответственности главы государства, а так же закрепить в Конституции РФ и в федеральном законодательстве основания и порядок привлечения к уголовной ответственности Президента РФ, как за совершение уголовных преступлений, так и за нарушение Конституции, неисполнение решений Конституционного Суда РФ. Во-вторых, в отношении Правительства РФ было бы правильно дополнить федеральное законодательство нормами, закрепляющими конкретные правонарушения, за совершение которых должна наступать конституционно-правовая ответственность. К таким правонарушениям можно отнести, например, грубые нарушения
Конституции и законов, неисполнение решений судов (Конституционного, Верховного и иных судебных инстанций) и др. В-третьих, как показывает практика, существующая система санкций конституционно-правовой ответственности не в полной мере обеспечивает законность деятельности палат Федерального Собрания. Думается, что установление ответственности за невыполнение парламентариями обязанности участвовать в заседаниях палат, комитетов Федерального Собрания РФ без уважительных причин, положительно скажется на работе данного органа.
В настоящее время институт конституционно-правовой ответственности субъектов РФ остается крайне несовершенным. Основными проблемами являются, во-первых, установление законодателем санкций политической ответственности, которые применяются преимущественно перед санкциями конституционно-правовой ответственности; во-вторых, наличие противоречий и недоработок в процедурных нормах конституционно-правовой ответственности субъектов РФ, которые затрудняют ее применение.
Рассмотрение правовой природы ответственности в муниципально-правовых отношениях показывает, что ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления следует определять как особую разновидность конституционно-правовой ответственности. Некоторые сложности в процессе практического применения вызывает ответственность
органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением в виде отзыва. Ее реализация затруднена, во-первых, необходимостью подтверждения судом фактов, являющихся основаниями для отзыва, во- вторых, по причине сложности правового механизма его применения, предусмотренного в уставах муниципальных образований, в-третьих, из-за отсутствия в бюджетах муниципальных образований достаточных финансовых средств для проведения голосования по отзыву.
Рассмотрение проблем реализации конституционно-правовой ответственности в России, показывает, что состав конституционного деликта, являющегося основанием конституционно-правовой ответственности, зачастую не имеет четкой формулировки в законодательстве, что существенно ограничивает возможности применения конституционно-правовой ответственности. На наш взгляд, в каждом конкретном случае установления конституционно-правовой ответственности должны быть конкретизированы ее основание, субъект и санкция. В противном случае может идти речь о применении мер политической ответственности, но не конституционно-правовой.
Характерной чертой конституционно-правовой ответственности является отсутствие единой процедуры ее применения. Судебный порядок осуществления конституционно-правовой ответственности является наиболее целесообразным, поскольку судебное разбирательство предполагает соблюдение конституционных гарантий правосудия. Необходимо так же усилить роль Конституционного Суда в решении вопросов о привлечении к конституционно-правовой ответственности.
Понятие «санкция» конституционно-правовой ответственности имеет недостаточную теоретическую разработку и зачастую отождествляется с мерой защиты. Обобщение имеющихся в научной литературе определений данных понятий показывает, что меры защиты преследуют цели предупреждения, пресечения, восстановления, а санкция предусматривает неблагоприятные последствия для правонарушителя в виде различных лишений (материального, личного или организационного характера).
Наблюдается рост числа мер конституционно-правовой ответственности, появление которых вызвано стремлением укрепить централизацию власти, усилить роль высших органов государственной власти в механизме правоприменения. Такая ситуация является недопустимой, особенно в отношении законодательной власти, органы которой не иерархичны и должны сохранять определенную самостоятельность, в том числе в сфере установления конституционно - правовой ответственности.
Таким образом, решение проблем, выявленных в результате проведенного исследования, требует дальнейшего совершенствования законодательства о конституционно-правовой ответственности.
1) Европейская хартия местного самоуправления ETS № 122 (Страсбург, 15 октября 1985 г.) // СЗ РФ. 1998. № 36. Ст. 4466.
2) Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993г. (ред. от 21 июля 2014г.) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
3) О Правительстве Российской Федерации: федеральный
конституционный закон от 17 декабря 1997г. № 2-ФКЗ (ред. от 14 декабря 2015г.) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 51. Ст. 5712.
4) Уголовный кодекс РФ: федеральный закон от 13 июня 1996г. № 63-ФЗ (ред. от 01 мая 2016г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
5) Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 15 февраля 2016г.) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
6) Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации: федеральный закон от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ (ред. от 05 апреля 2016) // Собрание
законодательства РФ. - 2002. - № 24. Ст. 2253.
7) О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»: федеральный закон от 29 июля 2000 г. № 106-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 31. Ст. 3205.
8) Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федеральный закон от 6 октября 1999г. №184-ФЗ (ред. от 09 марта 2016г.) // Собрание
законодательства РФ. - 1999. - № 42. Ст. 5005.
9) О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации: федеральный закон от 08 мая 1994г. №3-ФЗ (ред. от 03 мая 2016г.) // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 28. Ст. 3466.
10) О регламенте Совета Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации: постановление Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации от 30 января 2002 г. № 33-СФ (ред. от 10 февраля 2016 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 7. Ст. 635.
11) О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации: постановление Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 г. № 2134-II ГД (ред. от 26 февраля 2016г.) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 7. Ст. 801.
12) Постановление Конституционного Суда РФ от 27 декабря 2012 г. № 34-П // СЗ РФ. 2013. № 1. Ст. 78.
13) Постановление Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2002 г. № 7-П // Сайт Конституционного Суда РФ [Электронный ресурс]. - Электр. дан. - Заглавие с экрана. URL: http://www.ksrf.ru.
14) Постановление Конституционного Суда РФ 4 апреля 2002 г. №
8-П // Сайт Конституционного Суда РФ [Электронный ресурс] -
Электр. дан. - Заглавие с экрана. URL: http://www.ksrf.ru.
15) ПостановлениеКонституционного Суда РФ от 11 июня 2002 г. № 10-П // Сайт Конституционного Суда РФ [Электронный ресурс]. - Электр. дан. - Заглавие с экрана. URL: http://www.ksrf.ru.
16) Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. № 10-П // Сайт Конституционного Суда РФ [Электронный ресурс]. - Электр. дан. - Заглавие с экрана. URL: http://www.ksrf.ru.
17) Определение Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. № 472-О // Сайт Конституционного Суда РФ [Электронный ресурс]. - Электр. дан. - Заглавие с экрана. URL: http://www.ksrf.ru.
Специальная литература
1) Авакьян С.А.Конституционализм и публичная власть: концепции и перспективы / С.А. Авакьян // Конституционное и муниципальное право. - 2013. № 11. - С. 27 - 30.
2) Алексеев А.К. Конституционное право: учебник / А.К. Алексеев - М.: Юрайт, 2017. - 450 с.
ответственности / Ю.С. Артюхов // Мир науки и образования. - 2017. - № 11. - С. 8-13.
4) Безруков А.В. Конституционное право России. / А.В. Безруков - М.: Юстицинформ, 2017. - 450 с.
5) Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность / С.Н. Братусь - М.: 1976. - С.88.
6) Виноградов В.А. Понятие и особенности конституционно-правовой ответственности: проблемы России, опыт зарубежных стран / В.А. Виноградов // - М.: Институт права и публичной политики. 2016. - 117 с.
7) Витрук Н.В. Конституционная ответственность: вопросы теории и практики / Н.В. Витрук // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. - М.: Юристъ, 2016.
8) Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности: учебник / Н.В. Витрук - М.: Норма, 2016. - 430 с.
9) Вихляева А.А. Правовое регулирование конституционно-правовой ответственности субъектов Российской Федерации / А.А. Вихляева // Государственная власть и местное самоуправление. - 2012. - № 9. - С. 26-29.
10) Воротилина Т.В., Першина Е.А. О конституционной ответственности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации / Т.В. Воротилина, Е.А. Першина // Общество и право. - 2016. - №3. - С. 81-87.
11) Гаджиев Г.А. Конституционные основы юридической ответственности и конституционно-правовая ответственность // Наука и образование. - 2017. № 2. - С. 4-12.
12) Горохов А.В.. Юридическая природа конституционной ответственности // Вестник Воронежского института МВД России. - 2016. - № 2. - С. 62-65.
13) Давыдова Н.Ю. Характеристика ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед гражданами // Государство и право. - 2016. - № 3. - С. 7.
14) Духно, Н. А. Понятие и виды юридической ответственности / Н. А. Духно, В. И. Ивакин // Государство и право. - 2015. - № 6. - С. 12.
15) Емельянов А.В. Конституционное и муниципальное право: учебник / А.В. Емельянов - М.: Юрайт, 2017. - 420 с.
16) Иващенко А.Ю. Актуальные вопросы конституционной ответственности в современном российском праве // Пробелы в российском законодательстве . Юридический журнал. - М., 2016, № 1.- С. 39-40
17) Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В. Конституционное право в РФ: учебник / Н.А. Игнатюк - М.: Юстицинформ, 2017. - 330 с.
18) Ильин А.И. Ответственность должностных лиц и органов местного самоуправления: науч.-практ. Пособие / А.И. Ильин - М., 2018. - С. 9.
19) Ирхин И. В. О конституционно-правовой ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации / И.В. Ирхин // Конституционное и муниципальное право. - 2015. - № 10. - С. 31-38.
20) Ишеков К.А. О конституционно-правовой и политической ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации / К.А. Ишеков // Власть. - 2016. - № 12. - С. 85- 88.
21) Казанцева О.Г. Конституционно-правовая ответственность в современной
Федеративной России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / О.Г. Казанцева. - Волгоград., 2017. - 63 с.
22) Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник. 6-е изд., перераб. и доп. / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. - М.: Проспект, 2018.
23) Колосова Н.М. Конституционная ответственность в России / Н.М. Колосова - М.: Юрайт, 2017.
24) Комарова В.В. Конституционное право России: учебник / В.В. Комарова - М.: Директ-Медиа, 2018.
25) Кондрашев А.А. Конституционно-правовая ответственность
субъектов Федерации: вопросы теории и законодательного
регулирования в Российской Федерации / А.А. Кондрашев - Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2015.
26) Кондрашев, А.А. Теория конституционно-правовой
ответственности в Российской Федерации: автореф. дис. ... докт. юрид. наук: 12.00.02 / А.А. Кондрашев. - М., 2015. - 50 с.
27) Крысанов А.В.Конституционно-правовая ответственностьПравительства Российской Федерации и его должностных лиц: основания и порядок реализации /А.В. Крысанов // Конституционное и муниципальное право. - 2015. № 5. - С. 9 - 18.
28) Крысанов А.В. Конституционно-правовая ответственность
выборных и должностных лиц федеральных органов государственной власти: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / А.В. Крысанов. -
Челябинск., 2014. - 192 с.
29) Курманов М.М. Проблемы конституционно-правовой
ответственности, прекращения, продления полномочий
законодательного органа субъекта Российской Федерации и депутатов: теоретико-прикладной анализ: автореф. дис. ... докт. юрид. наук. / М.М. Курманов. - М., 2016. - 51 с.
30) Миронов А.Н. Конституционное право Российской Федерации / А.Н. Миронов - М.: Юрайт, 2017. - 460 с.
31) Несмеянова С.Э. К вопросу о конституционной ответственности / С.Э. Несмеянова // Конституционное и муниципальное право. - 2012. - №4. - С. 18-26.
32) Овсепян Ж.И. Критерии конституционной ответственности / Ж.И. Овсепян // Северо-Кавказский юридический вестник. 2016. - № 2. - С.11-12.
33) Роженцев С.В., Числов А.И. Муниципальное право: учебник / С.В. Роженцев, А.И. Числов - М.: Юрайт, 2018. - С.181
34) Солдатов С.А. Конституционно-муниципальная ответственность: миф или реальность? / С.А. Солдатов // Общество и право. 2014. № 5 (37). С. 66-69.16.
35) Черданцев А.Ф., Кожевников С. Н. О понятии и содержании юридической ответственности / А.Ф. Черданцев, С.Н. Кожевников // Правоведение. - 1976. - № 5. - с. 40.
36) Черногор H.H. Правовое регулирование юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления в Российской Федерации/ Н.Н. Черногор // Конституционное и муниципальное право. - 2016. -№ 5. - С.9.
37) Шаповалов А.А.Публичная ответственность государственной имуниципальной власти: общетеоретический аспект/ А.А. Шаповалов // Юридическая наука. - 2015. - № 1. - С. 27-29.
38) Шугрина Е.С. Муниципальное право. Учебник. / Е.С. Шугрина - М.: ТК Велби, Издательство «Проспект», 2018. - 302 с.
39) Шугрина Е.С. Злоупотребление правом, злоупотребление властью при досрочном прекращении полномочий глав муниципальных образований, назначении на должность / Е.С. Шугрина // Местное право. 2012. - № 4. - С. 3-12.
40) Ярошенко Н.И. Институт конституционно-правовй
ответственности как фактор развития нормоконтроля в Российской Федерации / Н.И. Ярошенко // Адвокатская практика. - 2017. - №8. - С. 53-62.