Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Специфика понимания экзистенции в философии К. Ясперса

Работа №91719

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

философия

Объем работы108
Год сдачи2016
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
162
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Экзистенция как философская проблема 11
1.1 Экзистенция как гносеологическое разочарование и онтологическая тайна. Основания для рассмотрения экзистенции
как философской проблемы 11
1.2 Религиозно-философское понимание экзистенции в философии
С. Кьеркегора 18
1.3 Антропологическая трактовка экзистенции в философии
А. Камю 35
1.4 Онтологическая трактовка экзистенции в философии
М.Хайдеггера 47
Глава 2. Понимание экзистенции в философии К. Ясперса 61
2.1 Три способа бытия в философии К. Ясперса:
мир, экзистенция, трансценденция 61
2.2 Философская вера как характеристика
подлинной экзистенции 74
2.3 Экзистенциальная коммуникация и чтение шифров
как способ раскрытия экзистенции и встречи с трансцендентным .... 81 Заключение 94
Библиографический список 96

Актуальность выбранной темы. Проблема понимания экзистенции является одной из центральных в философии, начиная с XIX века, и остаётся актуальной до сих пор. Изучение вопроса что такое экзистенция, позволяет человеку подобраться к знанию о том, что он собой представляет, какова его сущность, и, исходя из этого знания, выстраивать свои отношения с другими людьми, и понять, какую позицию он занимает по отношению к миру и обществу. Исследование данного вопроса открывает горизонт для рассмотрения человека как особого вида бытия, несводимого только к телесности, эмпирическому существованию или особой психической активности. В современном мире, когда всюду есть соблазн затеряться, раствориться в общественных движениях, виртуальной реальности, потеряться в огромном потоке информации, которая окружает человека с момента его рождения, важно сохранять критическое отношение к повседневности и осознавать себя как самость, Единичность, наделённую сознанием, которая может выбирать, для которой ещё не всё решено, и на основе этого признавать также возможность самобытия Другого. Философский анализ экзистенции актуален ещё и потому, что сегодня подход к исследованию человека формируется по большей части в рамках научного знания. Однако ни психология, ни антропология, ни социология, ни другие науки не могут, на наш взгляд, предложить исчерпывающего ответа на вопросы: в чём уникальность бытия человека, каково его место в мире, как человеку решать экзистенциальные вопросы, которые возникают в процессе всей его жизни? Что есть свобода и ответственность, что человек может менять в своей жизни, а что и почему должен принимать, стоит ли жизнь вообще того, чтобы её прожить, стоит ли верить в Бога, и если да, то как это меняет бытие человека, как человеку переживать смерть тех, кого он любит, как переносить страдания, как выстраивать отношения с другими людьми? В связи с этим обращение к идеям философов-экзистенциалистов может быть 3 фундаментом для философствования человека, как движения мысли в сторону саморефлексии, критического осмысления своего положения в мире и раскрытия самобытия.
Степень разработанности проблемы. Анализу философских идей С. Кьеркегора и проблемы экзистенции в частности, посвящено большое количество работ как зарубежных, так и отечественных авторов. Например, отметим работы Л.И. Шестова, которому ознакомиться с идеями С. Кьеркегора рекомендовал при встрече Э. Гуссерль, и который впоследствии стал властителем его дум, как признавался русский философ. Также мы обязательно должны отметить работы: А.С. Богомолова, К.М. Долгова, О.Ф. Больнова, Б.Э. Быховского, Т.Т. Гайдуковой. Идеи С. Кьеркегора и А. Камю исследует польский философ Е. Коссак. Анализу экзистенциальных идей А. Камю посвящены также работы К.М. Долгова, А.Ф.Зотова, Ю.К.Мельвиля, С.Л. Фокина. Проблему экзистенции в творчестве С. Кьеркегора и М. Хайдеггера исследует О.И. Ставцева. Также П.П. Гайденко посвятила ряд своих работ экзистенциальным идеям С. Кьеркегора, М. Хайдеггера и К. Ясперса. Исследованию философских идей К. Ясперса посвящены и работы И.Н. Сидоренко, А.В. Водолагина, в них авторы исследуют творческий путь философа, его философские и психологические идеи. О.А. Власова также исследует в своих работах творчество К. Ясперса, в одном из последних выпусков журнала «Вопросы философии» была опубликована её статья, посвящённая философской дружбе М. Хайдеггера и К. Ясперса, их идейному влиянию друг на друга, а также становлению философов как самостоятельных мыслителей. Отметим и исследования Е.А. Торчинова, в которых осуществляется интересный историко-философский анализ идей экзистенциальных философов в сравнении их с идеями восточной философии. И.А. Михайлов в своей книге, посвящённой философии М. Хайдеггера, попытался впервые создать целостную систему взглядов философа в период его творчества с 1910 по 1925 гг., а также проанализировать связь его идей с современными ему философскими 4 направлениями, в том числе экзистенциальной философией и её представителем К. Ясперсом. Несколько работ Н.В. Мотрошиловой также посвящены философии М. Хайдеггера, в том числе исследуется влияние на его идеи личной судьбы философа, контекста исторического периода, в котором он жил.
Объект и предмет исследования. Объектом данного исследования является понимание человеческого бытия в экзистенциальной философии. Предметом - понимание экзистенции в философии К. Ясперса.
Цель и задачи исследования. Цель данной работы - выявить специфику понимания экзистенции в философии К. Ясперса. Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи: 1) очертить проблемное поле рассмотрения экзистенции как философской проблемы, раскрывая эту проблему в аспекте понимания экзистенции как гносеологического разочарования и онтологической тайны, 2) рассмотреть религиозное понимание экзистенции в философии С. Кьеркегора, 3) выделить основные идеи антропологической трактовки экзистенции в философии А. Камю, 4) выявить основные смыслы и идеи экзистенциальной онтологии М.
Хайдеггера, 5) установить основные характеристики экзистенции в
философии К. Ясперса.
Методологическая основа и методы исследования. В процессе исследования автор руководствовался одной из идей А.М. Пятигорского о возможном философствовании посредством «сдвига» восприятия. Это подразумевает, с одной стороны, отношение философа к уже известному как не-известному, что позволяет обнаружить тот ракурс проблемы, который мог быть не замечен ранее, а также свободу интерпретации, как доверия к собственному сознанию. Обозначенная позиция есть позиция открытости сознания мыслящего - к объекту исследования и философа - к своему процессу философствования.
Также стоит отметить, что в основе данного исследования - историко-философский анализ, предполагающий описание, сравнение и обобщение 5 идей философов-экзистенциалистов, которые получены из различных источников. В работе с источниками был использован диалектический метод, с целью представить внутреннюю логику философствования мыслителей, и в частности К. Ясперса, так как немецкий философ формулирует многие тезисы, обращаясь к парадоксам, сталкивая противоположности. Вместе с тем, автор данной работы обращался к использованию герменевтического метода, с целью выявить те смыслы, от понимания которых зависел общий ход исследования. Немного перефразируя Х.-Г. Гадамера, вспомним один из его принципов: единственный способ постижения жизненного - это постижение изнутри. Однако вместе с тем, важно сохранять психологическую, культурную и историческую дистанцию по отношению к тексту, который осмысливается, учитывать ситуацию прошлого и настоящего, в которой находится интерпретатор текста. В исследовании тех феноменов, к которым обращаются философы-экзистенциалисты, чьи идеи мы рассматриваем в данной работе (главным образом это идеи М. Хайдеггера), нами был использован феноменологический метод, первоначальный исток которого находится в вопросе: «что это?», а не «почему так?». В данном случае отмечается то, что внимание исследователя направлено на обнаружение данности явлений сознанию, посредством обращения к феноменологической редукции. Не можем не отметить, что первоначальная установка автора работы в отношении к идее экзистенции К. Ясперса как горизонта философского осмысления вопроса о подлинности человеческого бытия, также имеет гуссерлианские истоки. Э. Гуссерль, используя понятие «горизонт», указывал на то, что исходя из предустановленной интенциональности сознания, мы можем говорить о том, что оно изначально наполнено, поэтому возможно пред-понимание, как условие встречи сознания и предмета, берущее начало не из прошлого или настоящего, но из будущего. Горизонт рассматривается как внутренний и внешний. Если кратко, то первый включает в себя потенциальные, но ещё не раскрытые содержательные определения и смыслы. При этом, каждый из 6 смыслов не может быть окончательным, так как горизонт предмета всегда открыт, в связи с чем сохраняется возможность для обнаружения новых смыслов. А второй - внешний горизонт - создаётся другими предметами, которые ограничивают смысловое поле, возможное для обнаружения отдельно рассматриваемого предмета или объекта - извне; в синтезе с внутренним они образуют единый горизонт, который, по сути, оказывается ничем иным, как миром вообще. В этом смысле понимание экзистенции К. Ясперсом, как нам кажется, может быть рассмотрено одновременно как внутренний горизонт, в силу неисчерпаемости потенциальных смыслов, заложенных самим автором и неисчерпаемостью самого объекта исследования - человеческого бытия. Как горизонт внешний, угадывающийся во влиянии на наше рассмотрение идей других философов- экзистенциалистов, взгляды которых предстают как охватывающие лишь какой-то один аспект, и как нам кажется, в том ракурсе, в котором мы рассматриваем идеи немецкого философа, они есть горизонт, понятый как тотальность, как предельное выговаривание о предмете - экзистенции. Но и как сам предмет такое выговаривание трансцендирует за свои пределы, а значит, тоже не приходит к конечности.
Также отметим и то, что в некоторых моментах автор исследования использует метафорические выражения, как «внушение» мысли с помощью образа. В данном случае мы руководствовались идеей французского философа А. Бергсона, который полагал, что использование метафор допустимо в том случае, если ни одно из общепринятых понятий не может выразить мысль автора. Среди используемых научных методов стоит назвать: сравнение, обобщение, описание, объяснение, индукцию и дедукцию.
Научная новизна исследования. В данном исследовании использованы источники, которые были переведены на русский язык сравнительно недавно, прежде всего это трёхтомник К. Ясперса «Философия», переведённый в 2012 году и включающий книги: «Философское
ориентирование в мире», «Просветление экзистенции» и «Метафизика». Некоторые идеи, изложенные в данных работах, ещё не осмыслены в критической литературе, поэтому автор мог ориентироваться в понимании их лишь на собственное видение и интерпретацию проблемы. Автор работы пытается представить понимание проблемы экзистенции в философии К. Ясперса как наиболее содержательное и выразительное, полагая, что идеи философа могут быть рассмотрены как горизонт философского проекта «Субъективность - Dasein - Экзистенция» - целью которого было обнаружение подлинности человеческого бытия.
Положения, выносимые на защиту. На защиту выносятся следующие положения:
1. Религиозное понимание экзистенции в философии С. Кьеркегора как Единичности, устремлённой к Богу, антропологическое понимание экзистенции в философии А. Камю, как обнаружение человеком своего положения по отношению к миру через абсурд, и онтологическое понимание экзистенции в философии М. Хайдеггера как особого рода бытия, понятого как присутсвие - Dasein, являются, с нашей точки зрения, разными подходами к обнаружению подлинности человеческого бытия. К сожалению, эти подходы рассматривают человека лишь с какого-то одного определённого ракурса, и оставляют некоторые экзистенциальные вопросы так и нерешёнными. В связи с этим, данные подходы кажутся нам лишь направлением в сторону горизонта, которым являются идеи, высказанные К. Ясперсом.
2. Следует признать невозможность познания экзистенции, трансценденции и связи между миром и человеком посредством разума или опыта. Однако гносеологическое разочарование, с которым тяжело смириться амбициозному разуму, должно уступить место философской вере, где разум натыкается на пределы познания, а вера указывает за его границу. Обнаружение подлинности самобытия человека, или - просветление экзистенции - возможно в условиях пограничной ситуации, экзистенциальной коммуникации, а также в отношении к окружающему миру как тайнописи, отсылающей к трансценденции, что проявляется в интерпретации объективной действительности как шифра трансценденции.
3. Всё, что человек воспринимает с помощью разума и опыта как сумму явлений, называя это словом «мир», есть лишь знак запредельного - трансценденции. Бытие-объектом трансформируется благодаря осознанию и фантазии в бытие-символом. Такой опыт бытия следует понимать как не-скончаемость, в силу признания бесконечного числа трактовок, гарантом истинности которых выступает только личность (как возможная экзистенция), для которой он оказывается бесценным откровением.
4. К. Ясперс так же, как и «отец» экзистенциализма С. Кьеркегор,
отмечает важность веры в обнаружении подлинности бытия. Однако, в отличие от датского мыслителя, К. Ясперс говорит о вере не религиозной, а философской. Её основа не абсурд, но синтез веры и разума, которому вместе с тем К. Ясперс придаёт большее значение, чем А. Камю и М. Хайдеггер. М. Хайдеггер, полагал, что обретение подлинности бытия возможно благодаря возникновению определённых онтологических чувств и пониманию; когда очевидность мысли становится переживанием, в их союзе возможно истинное экзистенциальное понимание. Философская же вера К. Ясперса - это скорее, не то, что рождается в конкретном мгновении из конкретного переживания, а то, что может быть процессуальным фоном, непрерывным действием, сопровождающим любое переживание человека.
5. В отличие от С. Кьеркегора, А. Камю и М. Хайдеггера, К. Ясперс говорит о невозможности подлинного постижения человека как экзистенции без участия Другого в экзистенциальной коммуникации. В развитии идеи со-бытия с другими К. Ясперс пошёл дальше М. Хайдеггера. В его философии экзистенциальная интенциональность становится одной из главных характеристик человеческого бытия и условием обнаружения его подлинности.
Практическая значимость. Идеи, высказанные представителями экзистенциальной философии и К. Ясперсом в частности, могут быть фундаментом в переосмыслении вопроса о сущности человека с точки зрения психологии и социологии. Концепция экзистенциальной коммуникации может быть использована не только в психотерапии, но и в образовании, а также в журналистике - везде, где результат совместной деятельности людей зависит от взаимопонимания, доверия и осознания, принятия человеческой уникальности. В частности, на основании идеи о человеке как возможной экзистенции, и экзистенциальной коммуникации как способе её раскрытия может быть разработан особый - экзистенциальный подход в журналистике. На данный момент уже существует несколько работ по данной теме, однако в них сделан уклон на психологическую составляющую, и они главным образом направлены на самосовершенствование личности журналиста.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения и библиографического списка, включающего 112 названий. Объем диссертации 108 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключении, подводя итоги нашего исследования, отметим следующее. Конечно, в оценке того, насколько успешно нам удалось решить поставленные задачи, мы будем необъективны. Лишь внимательный анализ проделанной нами работы со стороны, поможет более масштабно увидеть наши недоработки. Однако, в целом, нам кажется, что наша работа была не напрасной, и многое из того, что мы наметили в начале исследования, нам удалось реализовать. Здесь же стоит отметить, что автор данного исследования, во многом разделяя идеи философов-экзистенциалистов и К. Ясперса в частности, мог слишком личностно подойти к решению поставленных задач. Однако нам думается, что очень трудно избежать личностного участия в исследовании экзистенциальных вопросов, его не избегали и сами философы-экзистенциалисты, во многом благодаря личным переживаниям их философия и обретала свою оригинальную форму.
Ставя перед собой цель - выявить специфику понимания экзистенции в философии К. Ясперса, мы посчитали нужным изучить философские идеи С. Кьеркегора, А. Камю и М. Хайдеггера. Мы полагаем, что данные философы создают разные подходы в исследовании проблемы подлинности человеческого бытия, в исследовательской литературе их принято разделять как: философско-религиозный, антропологический и онтологический. Обращаясь к данным подходам, мы попытались обнаружить сходства и отличия идей философов и на их фоне показать специфику философствования К. Ясперса. В анализе философских идей немецкого мыслителя мы главным образом опирались на его, недавно переведённый на русский язык, трёхтомник «Философия», который К. Ясперс считал своим основным своим произведением. Трудности в интерпретации идей, изложенных в книге, были связаны с тем, что по данной работе практически нет критических материалов, обзоров и специальных исследований, поэтому нам по большей мере приходилось полагаться лишь на собственное понимание идей философа, изложенных в тексте. Вместе с тем, с этим же связана и перспективность той темы, которую мы попытались раскрыть. В книгах «Философское ориентирование в мире», «Просветление экзистенции» и «Метафизика» изложено много ещё неисследованных идей автора, которые при дальнейшей разработке позволят уточнять и дополнять его понимание экзистенции как подлинности человеческого бытия.



1. Аристотель, Метафизика / Аристотель. - М.: Эксмо, 2015. - 448 с.
2. Асмус, В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. - М.: Высшая школа, 1976. - 544 с.
3. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Синодальный текст, 2011. - 1183 с.
4. Бибихин, В.В. К переписке Хайдеггера с Ясперсом / В.В. Бибихин // Логос. - 1994. - № 5. - С. 101 - 107.
5. Бибихин, В.В. Язык философии / В.В. Бибихин. - СПб.: Наука, 2007. - 389 с.
6. Богомолов, А.С. Буржуазная философия кануна и начала империализма / А.С. Богомолов. - М.: Высшая школа, 1977. - 424 с.
7. Богомолов, А.С. Современная буржуазная философия / А. С. Богомолов, Ю.К. Мельвиль, И.С. Нарский. - М.: Высшая школа, 1978. - 582 с.
8. Больнов, О. Философия экзистенциализма / О. Больнов. - СПб.: Лань, 1999. - 224 с.
9. Вебер, М. Избранное: Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер. - СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2015. - 656 с.
10. Витгенштейн, Л. Логико-философский трактат / Л. Витгенштейн ; пер. И.С. Добронравов. - М.: Канон+, 2011. - 288 с.
11. Власова, О.А. Ясперс и Хайдеггер: по следам утраченных разговоров. / О.А. Власова // Вопросы философии. - 2015. - № 11. - С. 164 - 175.
12. Гайденко, П.П. Прорыв к трансцендентному: новая онтология XX века / П.П. Гайденко. - М.: Республика, 1997. - 496 с.
13. Гайденко, П.П. Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросозерцания Серена Киркегора / П.П. Гайденко. - М.: Республика, 1997. - 495 с.
14. Гайденко, П.П. Человек и история в экзистенциальной философии Карла Ясперса / Ясперс К. Смысл и назначение истории: пер. с нем. М.: Политиздат, 1991. - с. 5 - 26.
15. Гайденко, П.П. История и рациональность / П.П. Гайденко, Ю.Н. Давыдов. - М.: Издательство политической литературы, 1991. - 367 с.
16. Гайденко, П.П. Наука - философия - религия: в поисках общего знаменателя / П.П. Гайденко, Протоиерей Кирилл Копейкин, В.П. Визигин. М.: Книга по Требованию, 2003. - 488 с.
17. Гайдукова, Т.Т. У истоков. Кьеркегор об иронии. Ницше. Трагедия культуры и культура трагедии / Т.Т. Гайдукова. - СПб.: Алетейя, 1995. - 116 с.
18. Гегель, Г.В.Ф. Наука логики / Г.В.Ф. Гегель ; пер. Н.Г. Дебольский. - М.: Издание профкома слушателей Института красной профессуры, 1929. - 686 с.
19. Гегель, Г.В.Ф. Феноменология духа / Г.В.Ф. Гегель : пер. Г.Г. Шпет. - СПб.: Академический проект, 2014. - 496 с.
20. Голик, А. Клиническое рассмотрение проблем нарушения влечений и феноменология влечений по К. Ясперсу. / А. Голик // Логос. - 1994. -
№ 5. - С. 114 - 121.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ