Глава 1. Экзистенция как философская проблема 11
1.1 Экзистенция как гносеологическое разочарование и онтологическая тайна. Основания для рассмотрения экзистенции
как философской проблемы 11
1.2 Религиозно-философское понимание экзистенции в философии
С. Кьеркегора 18
1.3 Антропологическая трактовка экзистенции в философии
А. Камю 35
1.4 Онтологическая трактовка экзистенции в философии
М.Хайдеггера 47
Глава 2. Понимание экзистенции в философии К. Ясперса 61
2.1 Три способа бытия в философии К. Ясперса:
мир, экзистенция, трансценденция 61
2.2 Философская вера как характеристика
подлинной экзистенции 74
2.3 Экзистенциальная коммуникация и чтение шифров
как способ раскрытия экзистенции и встречи с трансцендентным .... 81 Заключение 94
Библиографический список 96
Актуальность выбранной темы. Проблема понимания экзистенции является одной из центральных в философии, начиная с XIX века, и остаётся актуальной до сих пор. Изучение вопроса что такое экзистенция, позволяет человеку подобраться к знанию о том, что он собой представляет, какова его сущность, и, исходя из этого знания, выстраивать свои отношения с другими людьми, и понять, какую позицию он занимает по отношению к миру и обществу. Исследование данного вопроса открывает горизонт для рассмотрения человека как особого вида бытия, несводимого только к телесности, эмпирическому существованию или особой психической активности. В современном мире, когда всюду есть соблазн затеряться, раствориться в общественных движениях, виртуальной реальности, потеряться в огромном потоке информации, которая окружает человека с момента его рождения, важно сохранять критическое отношение к повседневности и осознавать себя как самость, Единичность, наделённую сознанием, которая может выбирать, для которой ещё не всё решено, и на основе этого признавать также возможность самобытия Другого. Философский анализ экзистенции актуален ещё и потому, что сегодня подход к исследованию человека формируется по большей части в рамках научного знания. Однако ни психология, ни антропология, ни социология, ни другие науки не могут, на наш взгляд, предложить исчерпывающего ответа на вопросы: в чём уникальность бытия человека, каково его место в мире, как человеку решать экзистенциальные вопросы, которые возникают в процессе всей его жизни? Что есть свобода и ответственность, что человек может менять в своей жизни, а что и почему должен принимать, стоит ли жизнь вообще того, чтобы её прожить, стоит ли верить в Бога, и если да, то как это меняет бытие человека, как человеку переживать смерть тех, кого он любит, как переносить страдания, как выстраивать отношения с другими людьми? В связи с этим обращение к идеям философов-экзистенциалистов может быть 3 фундаментом для философствования человека, как движения мысли в сторону саморефлексии, критического осмысления своего положения в мире и раскрытия самобытия.
Степень разработанности проблемы. Анализу философских идей С. Кьеркегора и проблемы экзистенции в частности, посвящено большое количество работ как зарубежных, так и отечественных авторов. Например, отметим работы Л.И. Шестова, которому ознакомиться с идеями С. Кьеркегора рекомендовал при встрече Э. Гуссерль, и который впоследствии стал властителем его дум, как признавался русский философ. Также мы обязательно должны отметить работы: А.С. Богомолова, К.М. Долгова, О.Ф. Больнова, Б.Э. Быховского, Т.Т. Гайдуковой. Идеи С. Кьеркегора и А. Камю исследует польский философ Е. Коссак. Анализу экзистенциальных идей А. Камю посвящены также работы К.М. Долгова, А.Ф.Зотова, Ю.К.Мельвиля, С.Л. Фокина. Проблему экзистенции в творчестве С. Кьеркегора и М. Хайдеггера исследует О.И. Ставцева. Также П.П. Гайденко посвятила ряд своих работ экзистенциальным идеям С. Кьеркегора, М. Хайдеггера и К. Ясперса. Исследованию философских идей К. Ясперса посвящены и работы И.Н. Сидоренко, А.В. Водолагина, в них авторы исследуют творческий путь философа, его философские и психологические идеи. О.А. Власова также исследует в своих работах творчество К. Ясперса, в одном из последних выпусков журнала «Вопросы философии» была опубликована её статья, посвящённая философской дружбе М. Хайдеггера и К. Ясперса, их идейному влиянию друг на друга, а также становлению философов как самостоятельных мыслителей. Отметим и исследования Е.А. Торчинова, в которых осуществляется интересный историко-философский анализ идей экзистенциальных философов в сравнении их с идеями восточной философии. И.А. Михайлов в своей книге, посвящённой философии М. Хайдеггера, попытался впервые создать целостную систему взглядов философа в период его творчества с 1910 по 1925 гг., а также проанализировать связь его идей с современными ему философскими 4 направлениями, в том числе экзистенциальной философией и её представителем К. Ясперсом. Несколько работ Н.В. Мотрошиловой также посвящены философии М. Хайдеггера, в том числе исследуется влияние на его идеи личной судьбы философа, контекста исторического периода, в котором он жил.
Объект и предмет исследования. Объектом данного исследования является понимание человеческого бытия в экзистенциальной философии. Предметом - понимание экзистенции в философии К. Ясперса.
Цель и задачи исследования. Цель данной работы - выявить специфику понимания экзистенции в философии К. Ясперса. Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи: 1) очертить проблемное поле рассмотрения экзистенции как философской проблемы, раскрывая эту проблему в аспекте понимания экзистенции как гносеологического разочарования и онтологической тайны, 2) рассмотреть религиозное понимание экзистенции в философии С. Кьеркегора, 3) выделить основные идеи антропологической трактовки экзистенции в философии А. Камю, 4) выявить основные смыслы и идеи экзистенциальной онтологии М.
Хайдеггера, 5) установить основные характеристики экзистенции в
философии К. Ясперса.
Методологическая основа и методы исследования. В процессе исследования автор руководствовался одной из идей А.М. Пятигорского о возможном философствовании посредством «сдвига» восприятия. Это подразумевает, с одной стороны, отношение философа к уже известному как не-известному, что позволяет обнаружить тот ракурс проблемы, который мог быть не замечен ранее, а также свободу интерпретации, как доверия к собственному сознанию. Обозначенная позиция есть позиция открытости сознания мыслящего - к объекту исследования и философа - к своему процессу философствования.
Также стоит отметить, что в основе данного исследования - историко-философский анализ, предполагающий описание, сравнение и обобщение 5 идей философов-экзистенциалистов, которые получены из различных источников. В работе с источниками был использован диалектический метод, с целью представить внутреннюю логику философствования мыслителей, и в частности К. Ясперса, так как немецкий философ формулирует многие тезисы, обращаясь к парадоксам, сталкивая противоположности. Вместе с тем, автор данной работы обращался к использованию герменевтического метода, с целью выявить те смыслы, от понимания которых зависел общий ход исследования. Немного перефразируя Х.-Г. Гадамера, вспомним один из его принципов: единственный способ постижения жизненного - это постижение изнутри. Однако вместе с тем, важно сохранять психологическую, культурную и историческую дистанцию по отношению к тексту, который осмысливается, учитывать ситуацию прошлого и настоящего, в которой находится интерпретатор текста. В исследовании тех феноменов, к которым обращаются философы-экзистенциалисты, чьи идеи мы рассматриваем в данной работе (главным образом это идеи М. Хайдеггера), нами был использован феноменологический метод, первоначальный исток которого находится в вопросе: «что это?», а не «почему так?». В данном случае отмечается то, что внимание исследователя направлено на обнаружение данности явлений сознанию, посредством обращения к феноменологической редукции. Не можем не отметить, что первоначальная установка автора работы в отношении к идее экзистенции К. Ясперса как горизонта философского осмысления вопроса о подлинности человеческого бытия, также имеет гуссерлианские истоки. Э. Гуссерль, используя понятие «горизонт», указывал на то, что исходя из предустановленной интенциональности сознания, мы можем говорить о том, что оно изначально наполнено, поэтому возможно пред-понимание, как условие встречи сознания и предмета, берущее начало не из прошлого или настоящего, но из будущего. Горизонт рассматривается как внутренний и внешний. Если кратко, то первый включает в себя потенциальные, но ещё не раскрытые содержательные определения и смыслы. При этом, каждый из 6 смыслов не может быть окончательным, так как горизонт предмета всегда открыт, в связи с чем сохраняется возможность для обнаружения новых смыслов. А второй - внешний горизонт - создаётся другими предметами, которые ограничивают смысловое поле, возможное для обнаружения отдельно рассматриваемого предмета или объекта - извне; в синтезе с внутренним они образуют единый горизонт, который, по сути, оказывается ничем иным, как миром вообще. В этом смысле понимание экзистенции К. Ясперсом, как нам кажется, может быть рассмотрено одновременно как внутренний горизонт, в силу неисчерпаемости потенциальных смыслов, заложенных самим автором и неисчерпаемостью самого объекта исследования - человеческого бытия. Как горизонт внешний, угадывающийся во влиянии на наше рассмотрение идей других философов- экзистенциалистов, взгляды которых предстают как охватывающие лишь какой-то один аспект, и как нам кажется, в том ракурсе, в котором мы рассматриваем идеи немецкого философа, они есть горизонт, понятый как тотальность, как предельное выговаривание о предмете - экзистенции. Но и как сам предмет такое выговаривание трансцендирует за свои пределы, а значит, тоже не приходит к конечности.
Также отметим и то, что в некоторых моментах автор исследования использует метафорические выражения, как «внушение» мысли с помощью образа. В данном случае мы руководствовались идеей французского философа А. Бергсона, который полагал, что использование метафор допустимо в том случае, если ни одно из общепринятых понятий не может выразить мысль автора. Среди используемых научных методов стоит назвать: сравнение, обобщение, описание, объяснение, индукцию и дедукцию.
Научная новизна исследования. В данном исследовании использованы источники, которые были переведены на русский язык сравнительно недавно, прежде всего это трёхтомник К. Ясперса «Философия», переведённый в 2012 году и включающий книги: «Философское
ориентирование в мире», «Просветление экзистенции» и «Метафизика». Некоторые идеи, изложенные в данных работах, ещё не осмыслены в критической литературе, поэтому автор мог ориентироваться в понимании их лишь на собственное видение и интерпретацию проблемы. Автор работы пытается представить понимание проблемы экзистенции в философии К. Ясперса как наиболее содержательное и выразительное, полагая, что идеи философа могут быть рассмотрены как горизонт философского проекта «Субъективность - Dasein - Экзистенция» - целью которого было обнаружение подлинности человеческого бытия.
Положения, выносимые на защиту. На защиту выносятся следующие положения:
1. Религиозное понимание экзистенции в философии С. Кьеркегора как Единичности, устремлённой к Богу, антропологическое понимание экзистенции в философии А. Камю, как обнаружение человеком своего положения по отношению к миру через абсурд, и онтологическое понимание экзистенции в философии М. Хайдеггера как особого рода бытия, понятого как присутсвие - Dasein, являются, с нашей точки зрения, разными подходами к обнаружению подлинности человеческого бытия. К сожалению, эти подходы рассматривают человека лишь с какого-то одного определённого ракурса, и оставляют некоторые экзистенциальные вопросы так и нерешёнными. В связи с этим, данные подходы кажутся нам лишь направлением в сторону горизонта, которым являются идеи, высказанные К. Ясперсом.
2. Следует признать невозможность познания экзистенции, трансценденции и связи между миром и человеком посредством разума или опыта. Однако гносеологическое разочарование, с которым тяжело смириться амбициозному разуму, должно уступить место философской вере, где разум натыкается на пределы познания, а вера указывает за его границу. Обнаружение подлинности самобытия человека, или - просветление экзистенции - возможно в условиях пограничной ситуации, экзистенциальной коммуникации, а также в отношении к окружающему миру как тайнописи, отсылающей к трансценденции, что проявляется в интерпретации объективной действительности как шифра трансценденции.
3. Всё, что человек воспринимает с помощью разума и опыта как сумму явлений, называя это словом «мир», есть лишь знак запредельного - трансценденции. Бытие-объектом трансформируется благодаря осознанию и фантазии в бытие-символом. Такой опыт бытия следует понимать как не-скончаемость, в силу признания бесконечного числа трактовок, гарантом истинности которых выступает только личность (как возможная экзистенция), для которой он оказывается бесценным откровением.
4. К. Ясперс так же, как и «отец» экзистенциализма С. Кьеркегор,
отмечает важность веры в обнаружении подлинности бытия. Однако, в отличие от датского мыслителя, К. Ясперс говорит о вере не религиозной, а философской. Её основа не абсурд, но синтез веры и разума, которому вместе с тем К. Ясперс придаёт большее значение, чем А. Камю и М. Хайдеггер. М. Хайдеггер, полагал, что обретение подлинности бытия возможно благодаря возникновению определённых онтологических чувств и пониманию; когда очевидность мысли становится переживанием, в их союзе возможно истинное экзистенциальное понимание. Философская же вера К. Ясперса - это скорее, не то, что рождается в конкретном мгновении из конкретного переживания, а то, что может быть процессуальным фоном, непрерывным действием, сопровождающим любое переживание человека.
5. В отличие от С. Кьеркегора, А. Камю и М. Хайдеггера, К. Ясперс говорит о невозможности подлинного постижения человека как экзистенции без участия Другого в экзистенциальной коммуникации. В развитии идеи со-бытия с другими К. Ясперс пошёл дальше М. Хайдеггера. В его философии экзистенциальная интенциональность становится одной из главных характеристик человеческого бытия и условием обнаружения его подлинности.
Практическая значимость. Идеи, высказанные представителями экзистенциальной философии и К. Ясперсом в частности, могут быть фундаментом в переосмыслении вопроса о сущности человека с точки зрения психологии и социологии. Концепция экзистенциальной коммуникации может быть использована не только в психотерапии, но и в образовании, а также в журналистике - везде, где результат совместной деятельности людей зависит от взаимопонимания, доверия и осознания, принятия человеческой уникальности. В частности, на основании идеи о человеке как возможной экзистенции, и экзистенциальной коммуникации как способе её раскрытия может быть разработан особый - экзистенциальный подход в журналистике. На данный момент уже существует несколько работ по данной теме, однако в них сделан уклон на психологическую составляющую, и они главным образом направлены на самосовершенствование личности журналиста.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения и библиографического списка, включающего 112 названий. Объем диссертации 108 страниц.
В заключении, подводя итоги нашего исследования, отметим следующее. Конечно, в оценке того, насколько успешно нам удалось решить поставленные задачи, мы будем необъективны. Лишь внимательный анализ проделанной нами работы со стороны, поможет более масштабно увидеть наши недоработки. Однако, в целом, нам кажется, что наша работа была не напрасной, и многое из того, что мы наметили в начале исследования, нам удалось реализовать. Здесь же стоит отметить, что автор данного исследования, во многом разделяя идеи философов-экзистенциалистов и К. Ясперса в частности, мог слишком личностно подойти к решению поставленных задач. Однако нам думается, что очень трудно избежать личностного участия в исследовании экзистенциальных вопросов, его не избегали и сами философы-экзистенциалисты, во многом благодаря личным переживаниям их философия и обретала свою оригинальную форму.
Ставя перед собой цель - выявить специфику понимания экзистенции в философии К. Ясперса, мы посчитали нужным изучить философские идеи С. Кьеркегора, А. Камю и М. Хайдеггера. Мы полагаем, что данные философы создают разные подходы в исследовании проблемы подлинности человеческого бытия, в исследовательской литературе их принято разделять как: философско-религиозный, антропологический и онтологический. Обращаясь к данным подходам, мы попытались обнаружить сходства и отличия идей философов и на их фоне показать специфику философствования К. Ясперса. В анализе философских идей немецкого мыслителя мы главным образом опирались на его, недавно переведённый на русский язык, трёхтомник «Философия», который К. Ясперс считал своим основным своим произведением. Трудности в интерпретации идей, изложенных в книге, были связаны с тем, что по данной работе практически нет критических материалов, обзоров и специальных исследований, поэтому нам по большей мере приходилось полагаться лишь на собственное понимание идей философа, изложенных в тексте. Вместе с тем, с этим же связана и перспективность той темы, которую мы попытались раскрыть. В книгах «Философское ориентирование в мире», «Просветление экзистенции» и «Метафизика» изложено много ещё неисследованных идей автора, которые при дальнейшей разработке позволят уточнять и дополнять его понимание экзистенции как подлинности человеческого бытия.
1. Аристотель, Метафизика / Аристотель. - М.: Эксмо, 2015. - 448 с.
2. Асмус, В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. - М.: Высшая школа, 1976. - 544 с.
3. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Синодальный текст, 2011. - 1183 с.
4. Бибихин, В.В. К переписке Хайдеггера с Ясперсом / В.В. Бибихин // Логос. - 1994. - № 5. - С. 101 - 107.
5. Бибихин, В.В. Язык философии / В.В. Бибихин. - СПб.: Наука, 2007. - 389 с.
6. Богомолов, А.С. Буржуазная философия кануна и начала империализма / А.С. Богомолов. - М.: Высшая школа, 1977. - 424 с.
7. Богомолов, А.С. Современная буржуазная философия / А. С. Богомолов, Ю.К. Мельвиль, И.С. Нарский. - М.: Высшая школа, 1978. - 582 с.
8. Больнов, О. Философия экзистенциализма / О. Больнов. - СПб.: Лань, 1999. - 224 с.
9. Вебер, М. Избранное: Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер. - СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2015. - 656 с.
10. Витгенштейн, Л. Логико-философский трактат / Л. Витгенштейн ; пер. И.С. Добронравов. - М.: Канон+, 2011. - 288 с.
11. Власова, О.А. Ясперс и Хайдеггер: по следам утраченных разговоров. / О.А. Власова // Вопросы философии. - 2015. - № 11. - С. 164 - 175.
12. Гайденко, П.П. Прорыв к трансцендентному: новая онтология XX века / П.П. Гайденко. - М.: Республика, 1997. - 496 с.
13. Гайденко, П.П. Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросозерцания Серена Киркегора / П.П. Гайденко. - М.: Республика, 1997. - 495 с.
14. Гайденко, П.П. Человек и история в экзистенциальной философии Карла Ясперса / Ясперс К. Смысл и назначение истории: пер. с нем. М.: Политиздат, 1991. - с. 5 - 26.
15. Гайденко, П.П. История и рациональность / П.П. Гайденко, Ю.Н. Давыдов. - М.: Издательство политической литературы, 1991. - 367 с.
16. Гайденко, П.П. Наука - философия - религия: в поисках общего знаменателя / П.П. Гайденко, Протоиерей Кирилл Копейкин, В.П. Визигин. М.: Книга по Требованию, 2003. - 488 с.
17. Гайдукова, Т.Т. У истоков. Кьеркегор об иронии. Ницше. Трагедия культуры и культура трагедии / Т.Т. Гайдукова. - СПб.: Алетейя, 1995. - 116 с.
18. Гегель, Г.В.Ф. Наука логики / Г.В.Ф. Гегель ; пер. Н.Г. Дебольский. - М.: Издание профкома слушателей Института красной профессуры, 1929. - 686 с.
19. Гегель, Г.В.Ф. Феноменология духа / Г.В.Ф. Гегель : пер. Г.Г. Шпет. - СПб.: Академический проект, 2014. - 496 с.
20. Голик, А. Клиническое рассмотрение проблем нарушения влечений и феноменология влечений по К. Ясперсу. / А. Голик // Логос. - 1994. -
№ 5. - С. 114 - 121.
...