Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Экзистенциальная обреченность на смысл: диалектика подлинного и неподлинного

Работа №127660

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

философия

Объем работы81
Год сдачи2022
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
37
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
1. Феномен “смысла” и экзистенциальный анализ 9
1.1 Виктор Франкл и категория смысла в контексте логотерапии 9
1.2 Смысл как “ценность” и смысл как “подлинное” 18
2. Пограничная ситуация и ее связь с обнаружением подлинности 28
2.1 «Осевое время» как метафора переориентации человека 28
2.2 Философия Карла Ясперса и понятие “пограничной ситуации” 32
3. Диалектическая взаимосвязь феноменов “подлинного” и “неподлинного” 45
3.1 Статус диалектического противоречия “подлинного” и “неподлинного” 45
3.2 Стремление к “подлинному” в свете онтико-онтологического различия 51
4. Возможные основания для возникновения диалектической
противоречивости 57
4.1 Феномен “моего тела” и пограничная ситуация 59
4.2 Переосмысление статуса свободы в пограничной ситуации как основание
диалектического противоречия 66
Заключение 74
Список источников и литературы 82

Проблема поиска смысла, будь то личного или смысла жизни, - одна из ключевых проблем философии. Смысл жизни ищут как в глубинных основаниях жизни, так и оставляют на откуп самому субъекту, созидающему и творящему. Ситуация бессмысленности сопровождает философа постоянно. Но не только философа. Как показал в 20 веке и чем приоткрыл глаза на многие болезни своего века Виктор Франкл - смысл является самой первичной категорией; из-за фрустрации воли к смыслу в результате экзистенциального вакуума человек не способен быть собой; человек обречен испытывать страдание, подменяя отсутствие смысла отсутствием тех других более простых категорий, нахождение которых тем не менее не способно принести удовлетворение. Позиция Виктора Франкла оказывается очень близка к позиции Карла Ясперса, экзистенциального философа. Воля к смыслу, стремление, способность задумываться и сомневаться в том, что вообще имеется какой-то смысл, - то, что определяет человека, выделяет его из всех живых существ. Эту особенность человеческой сущности нельзя понять в отрыве от особенности его существования - трансцендентности. Как люди, мы всегда стремимся выйти за пределы, говорит нам Ясперс. Во всех его рассуждениях присутствует некоторый толчок к осмысленности, осознанию, просветление экзистенции, выталкивающее человека к подлинности, подлинному бытию. В этом смысле быть человеком, значит, быть обреченным на поиск смысла. Смысл как единственное и неповторимое оборачивается необходимой данностью.
Большинство людей могут удовлетворяться преходящими смыслами, другим и вовсе достаточно ограничить себя стабильной иерархией ценностных категорий, и безо всякого вопрошания всю дальнейшую жизнь пребывать в неизменном согласии с ними. Виктор Франкл, к примеру, выстраивает свою логотерапию, ориентируясь на изначально ему присущую странную уверенность во всеобщей осмысленности жизни. Но есть те, кто не может удовлетвориться ничем преходящим, им не понятен знак равенства между смыслом и высшей ценностью. Философия религии, философская антропология, психоанализ, философия жизни, экзистенциализм - каждое из этих направлений по своему решает проблему смысла: с помощью принципа удовольствия, с помощью духовных основ, самой жизни, с помощью отрицания существования смысла жизни, с помощью Бога. И однако немногие уделяют внимание исключительному человеческому бытию, которое, обнаруживая для себя, или принимая, или созидая тот или иной смысл, тем не менее выходит за пределы к той подлинности, которая не может удовлетвориться найденным.
Нашей целью потому является не очередной поиск философского ответа на вопрос о смысле жизни, и мы не начинаем с уверенности во всеобщей осмысленности жизни. Цель исследования состоит в том, чтобы выяснить, откуда берет свои корни феномен смысла, вдруг в какой-то момент жизни возникая в сознании человека, и что происходит на предельной границе, когда он спрашивает себя: “подлинный ли тот смысл, который я нашел, которым я живу?”. Более того, нас интересует то, каким образом бытие человека в его же собственном сознании вдруг подразделяется на подлинное и неподлинное, каков тот опыт, который переживает сознание, вдруг обнаруживая для себя некоторое абсолютное, и в чем состоит связь этого опыта с экзистенциальной обреченностью на поиск смысла.
К задачам исследования относятся:
• прояснение самого смысла феномена «смысл»
• определение отношений между феноменом “поиска смысла” и феноменом “стремления к подлинному”
• поиск особенного субъективного опыта, который бы являлся основанием раскола в сознании субъекта на подлинное и неподлинное
• описание диалектического противоречия подлинного и неподлинного;
• переосмысление феномена “стремления к подлинному” онтико-онтологического различия;
• объяснение, каким образом пограничная ситуация образует в человеческом сознании дихотомию подлинного и неподлинного.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ, систематизация, синтез, сравнение и обобщение теоретических данных.
Объектом исследования, соответственно, является феномен смысла, а предметом - возникновение феномена смысла в сознании и его связь с разделением бытия человека в его сознании на подлинное и неподлинное.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования открывают возможность для преодоления односторонности представления о феномене “смысла”, его возникновении в сознании человека, что способствует формированию более полного теоретического образа феномена “смысл”, а также концепций подлинного и неподлинного бытия человека. Практическая значимость работы обуславливается актуальными задачами самоопределения человека в его поисках бесконечного, абсолютного, подлинного. Более того, материалы работы (такие как, например, более точное разделение порядков смысла, аналитика пограничных ситуаций) могут быть использованы в качестве теоретических материалов для создания новых методов в психотерапии по взаимодействию с исключительными пациентами.
Структура работы состоит из четырех глав: “Феномен “смысла” и экзистенциальный анализ”, “Пограничная ситуация и ее связь с обнаружением подлинности”, “Диалектическая взаимосвязь феноменов “подлинного” и “неподлинного””, “Возможные основания для возникновения диалектической противоречивости”.
В практиках психотерапии и экзистенциального анализа существует устоявшаяся картина того, что феномен поиска смысла - распространенное явление, возникающее из фрустрации воли к смыслу и экзистенциального вакуума (по Франклу), которые влияют на развитие так называемых ноогенных неврозов. В первой части первой главы мы поставили под сомнение основную задачу логотерапевтов, состоящую в помощи людям отыскать их “подлинный” смысл, поскольку уверены, что каждый такой найденный смысл будет преходящим, а не подлинным; и будет завязан на системе ценностной ориентации, которая имеет свойство меняться; и предположили, что “подлинный” смысл в таком случае должен быть чем-то большим. Во второй части первой главы мы пришли к следующему: “подлинный” смысл потому и обрекает человека на вечные муки поиска, потому что сам он в своей сути является “стремлением к подлинному”, а вовсе не ко смыслу. Концепт “смысла” возникает тогда, когда сознание человека в один момент отчетливо проводит границу между “подлинным” и “неподлинным”. “Стремление к подлинному” как экзистенциальный момент при искушении объективностью заменяется на поиск смысла, будь то смысл конкретной личности, или человека в целом, или жизни в целом. Для прояснения этого момента, во второй части первой главы мы обратили внимание на разницу поиска смысла из экзистенциального вакуума, и поиска смысла из полноты экзистенции.
Во второй главе мы обратились к Карлу Ясперсу и предположили, что таким особым опытом, который мог бы совершить в сознании человека разрыв на “до” и “после” может быть пограничная ситуация. Философия экзистенции Ясперса и аналитика пограничных ситуаций помогли прописать специфические характеристики пограничного состояния сознания: например, относительно того, как являет себя окружающий мир, и само Я, присутствует или отсутствует аксиосфера.
Третья глава своей целью имела описание собственно диалектической противоречивости между “подлинным” и “неподлинным” в сознании человека. Статус подлинного таков, что мы не можем вписать его ни в один из проектов, поскольку в тот же момент, как только мы совершаем такое распределение, подлинное оборачивается для нас неподлинным. Всякий раз, когда человек довольствуется истинным обретением того же самого “смысла”, через некоторое время он задается вопросом “подлинно ли то, что я нашел?”, потому что суть человека состоит в вечной переактуализации, вырождении, выходе за свои пределы. Самой интересной в данной главе стала вторая часть про онтико-онтологическое различие Хайдеггера, и то, каким образом мы можем увидеть “стремление к подлинному” в свете модусов бытия Dasein.
Четвертая глава оказалась посвящена поиску возможных оснований диалектической противоречивости, возникающей в пограничном состоянии сознания; или иначе, каким образом пограничная ситуация вызывает именно такое пограничное состояние сознания, в результате которого появляется “стремление к подлинному”. Среди предположений были выдвинуты переосмысление феномена телесности (перенос его из мира объективации “оно” в мир “я” и “мое”) на примере философии Габриеля Марселя, который мы связали с мыслью Хайдеггера о просветлении Dasein для самого себя как присутствия. Также во второй части четвертой главы мы рассматривали феномен свободы в связи с концепцией “болезни к смерти” Кьеркегора.
Формой нашего исследования, для того, чтобы как можно меньше покидать пределы живой экзистенции и тем самым соответствовать тематике, является первично вопрошание, и только затем обращение к источникам. Среди основных авторов, к которым мы обратились в данной работе - Карл Ясперс и Виктор Франкл. Сравнивая их, мы смогли обнаружить яркое противопоставление экзистенциального анализа в его повседневном смысле, и экзистенциального анализа применительно к трансцендирующему сознанию. Также мы не упустили из виду Кьеркегора, философии которого мы обязаны перенесением исследовательского интереса в область личных, конкретных переживаний человека. Хайдеггер, в частности, его главное открытие онтико-онтологического различия позволил пролить свет на диалектическое противоречие между подлинным и неподлинным в сознании человека. В связке с мыслью Габриеля Марселя о переносе феномена тела человека из мира объектов в мир личного (“моего”) восприятия, онтологическое различие Хайдеггера только подтвердило наше возможное предположение о тех причинах, благодаря которым может осуществиться особенный субъективный опыт, породив диалектику подлинного.
Помимо этого, кажущийся основополагающим в разработке темы подлинности труд Т. Адорно “Жаргон подлинности” не был затронут в нашей работе. В этой книге Адорно подверг критике концепцию экзистенциального опыта Хайдеггера, указав, что этот опыт является скорее социальным. В аргументации своей позиции философ апеллирует к коммуникативным практикам и вопросам, носящим эпистемологический характер. Его критика не лишена смысла, однако, его развенчание темы “подлинности” не имеет прямого отношения к нашему подходу.
Важными для нашего исследования могли бы быть работы таких психотерапевтов, как Людвига Бинсвангера и Медарда Босса, но они оказались не включены в работу, поскольку она представляет только лишь пока введение к основной разработке дальнейшей диалектики подлинного и неподлинного как модусов бытия человека.
К вопросу о разработанности тематики нашего исследования (а именно: о причинах появления “стремления к подлинному” в форме поиска смысла) очень точно выразился Н. Бердяев: “Ни материализм, ни феноменализм (в разных типах позитивизма), ни экзистенциализм типа Гейдеггера не могут обосновать самого возникновения проблемы Истины. Сейчас особенно важен Гейдеггер. Совершенно непонятно, как человек (Dasein) может возвыситься над низостью мира, выйти из царства das Man”. Приблизиться к ответу на этот вопрос мы постарались в четвертой главе с помощью аналитики присутствия Хайдеггера, а также идей Габриеля Марселя и Кьеркегора.
Результаты исследования:
• Осуществлен анализ взглядов на проблему смысла и разработки логотерапии Виктора Франкла;
• Раскрыта взаимосвязь феноменов “поиска смысла” и “стремления к подлинному”;
• Проанализирована концепция пограничных ситуаций в философии экзистенции Карла Ясперса;
• Произведено описание диалектического взаимодействия феноменов “подлинного” и “неподлинного” в сознании человека;
• Обоснованы предположения о возникновении феномена “смысла” из пограничной ситуации;
• Проведена параллель между диалектикой подлинного и неподлинного и онтико-онтологическим различием в философии Хайдеггера, которое высвечивает модусы бытия Dasein;
• Произведена попытка поиска причин, обусловливающих возникновение пограничного состояния сознания в пограничной ситуации, и в результате влияющих на проведение демаркационной линии между “подлинным” и “неподлинным”.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключение хочется осветить те этапы, по которым осознанно или неосознанно продвигалась наша исследовательская мысль и выводы, к которым мы в результате пришли.
Все началось с вопроса о том, может ли быть чем-то большим поиск смысла, чем стремлением найти абсолютную ценность. Радикальное несогласие с тезисом Франкла о том, что в каждом из случаев логотерапевт способен помочь больному обнаружить его подлинный смысл смешалось с неприятием его позиции относительно изначальной уверенности во всеобщей осмысленности жизни. Все это натолкнуло на мысль о неправомерности такого метода как логотерапия. Не утрачивает ли в случае подобного лечения выздоравливающий “от смысла” человек свою исконную человеческую суть -” стремление выйти за пределы”, о которой писали и пишут многие, например, те же Карл Ясперс и Ницше, Марсель, о которых мы много говорим на протяжении всей работы?
Мы выяснили, что поиск смысла не всегда равен поиску абсолютной ценности. То, что смысл воспринимается почти за то же самое, что и абсолютная ценность, мы находим в теории логотерапии Виктора Франкла. И однако это не одно и тоже. Если бы нахождение смысла приравнивалось к абсолютной ценности, тогда люди могли бы удовлетворяться в полной мере, выстроив себе единожды аксиосферу, задав необходимые параметры приоритетнсти одного над другим. От того, что мы будем пытаться насильно заставлять себя верить в то, что смысл творчества в самом творчестве, ощущения того, что мы говорим именно о подлинном смысле, вряд ли появится.
В результате мы пришли к выводу о том, что в состоянии экзистенциального вакуума, или, как многие бы сказали, простого, обыденного существования, стремление к смыслу действительно имеет место быть, и обретение его может свестись к простому обретению ценности. Но когда целью человека не является обыденное существование, удовлетворение потребностей и прочее, а нечто высшее, когда модусом его существования выступает духовное, философское, стремление к смыслу приобретает вид стремления к подлинности, к той подлинности, диалектическое отношение которой к неподлинности и заставляет человека всякий раз узнавать себя в становлении человеком, не останавливаться, а продолжать движение, всякий раз выступая за собственные пределы.
Во второй главе мы искали тот опыт, который радикально бы отличался от опыта обыденного существования и предположили, что таким опытом может быть пограничная ситуация, которая особым образом переориентирует человека, которая сама есть особый способ бытия, раскрывающийся как присутствие. Мы прибегли к концепции “осевого времени” Ясперса как в метафоре пограничной ситуации, чтобы показать раскол, произошедший в сознании субъекта. Этот особый опыт присутствия, когда экзистенция выталкивает человека в направлении трансценденции, непознаваемого, позволяет ощутить, или увидеть то непосредственно близкое, бывшее чуждым, которое теперь, в пограничной ситуации есть будто сам “ты”, сам мир, сами “вещи”.
Кроме этого благодаря анализу философии Ясперса и его концепта пограничной ситуации мы выяснили, в каких отношениях находятся смысл и пограничная ситуация, по его мнению. Вне пограничной ситуации экзистенция свободна, и вмешательство разума необходимо, чтобы наполнить обычные ситуации смыслом. А внутри пограничной ситуации наполнение смыслом оказывается каким-то образом невозможно, потому что это пространство без всего, пространство чистого парения на пути к трансценденции.
Поиск подлинного движет человеком, а неподлинное оказывается единственной реальностью, которую человек может охватить. В этом и состоит диалектика подлинного и неподлинного, которую мы за неимением других методов постарались развить в форме описания в третьей главе. Оставалось лишь предположить, что мы не имеем возможности в виду своего «человеческого» положения, определить статус этого стремления к подлинному. Поскольку пытаясь вписать его в какой бы то ни было проект, пусть то будет даже трансцендентальный проект Карла Ясперса, мы всякий раз наткнемся на ужасающую противоречивость, могущую вывернуть наизнанку всякое подобное вписывание.
В подлинном вопроса о подлинном не возникает, вопрос о подлинном возникает, когда мы искушаемся грубой объективностью. Так бы мы сказали, если бы мыслили в стиле Габриэля Марселя. Его пассажи о противопоставлении экзистенциального объективному и о том, что сомнения (в бытии Бога, например) возникают из грубого нисхождения в плоскость второго, кажется, идеальным образом ложится на нашу мысль, как и на мысль Ясперса, говорящего о том, что в пограничной ситуации в общем-то нет потребности в смысле.
Пограничная ситуация есть или исчезновение смысла или достижение всей его полноты, но никогда не его поиск. Поиск возникает благодаря тому что пограничная ситуация разделяет бытие на подлинное в котором ты видишь метафизические предметности и неподлинное (в котором все раздельно). И однако же в виде исключения, поскольку мы все же орудуем в поле феноменов, не исследуя должным образом их онтологический статус, мы можем и должны допускать, что понятия подлинного и неподлинного разными людьми будут относиться к разным вещам (для кого-то подлинным станет, наоборот, хаос предметностей, в противовес целостному видению). Суть вместе с тем остается прежней: понятие смысла, который мы относим к некоторому подлинному, возникает тогда, когда эта подлинность начинает восприниматься как отличная от некоторой неподлинности, что возможно, когда сознание сталкивается с пограничной ситуацией, с первым в ней фактом сомнения.
Подлинное объемлет мир, подлинное сознание, отождествившееся на несколько мгновений с миром, именно оно возвращается назад к вещам, таковы, какие они есть во всей их могущественности. Как только момент уходит, как только сознание совершает виток обратно в состояние разделенности, дифференцированности, тогда оно вновь начинает задумываться, что есть подлинное, ведь то, что кажется подлинным по выходе из пограничной ситуации одновременно ставится под вопрос. Ведь вопрос о подлинном бытии в самой пограничной ситуации не возникает и не может возникнуть, там есть только чистое переживание, чистая слитность с действительным, ощущаемым как сама реальность. Никогда полнее человек не ощущает свое бытие и бытие свое в этом мире, связанным с ним воедино, как именно в состоянии пограничном.
Вопрошание о подлинном и неподлинном натолкнуло нас на мысль об онтико-онтологическом различии, открытие которого сделал М. Хайдеггер. И углубление в это различие, в особенности в аналитику присутствия М. Хайдеггера позволило пролить свет на обоснование возникновения “стремления к подлинному” в пограничной ситуации. В свете онтологического различия диалектика подлинного и неподлинного может быть понята из модусов бытия Dasein. Онтическому постижению мира таким образом будет соответствовать реальность “неподлинного”, а онтологическому - “подлинного”. Однако, вопрос о том, можно ли ставить в прямую оппозицию данные модусы остается в подвешенном состоянии. Из разбора идей Кьеркегора, которые философ предлагает в “Болезни к смерти”, наметился непреодолимый разрыв между статусами возможного и реального. Диалектическую взаимосвязь феноменов “подлинного” и “неподлинного”, таким образом, можно рассматривать в том лишь ключе, что “подлинное” выступает всегда только как возможность, оставаясь недостижимым, в то время как “неподлинное” всегда отражает реальность.
Далее в нашем исследовании мы перешли к основаниям для возникновения диалектической противоречивости. Мы хотели выяснить, почему пограничная ситуация переживается именно таким образом: вызывая особое пограничное состояние сознания, которое впоследствии влияет на своеобразный раскол и переориентацию человека. К примеру, почему вдруг меняется человек, если он испытывает страх, страх приближения смерти, или чувство ужасающего, или трепет, или многие другие состояния?
Нами были выдвинуты предположения об особых отношениях между телесностью человека и собственно его сознанием, которые в пограничной ситуации вступая в совершенной иной качественный уровень, обеспечивают возникновение этого странного раскола в сознании. Намек на это мы видим в феноменологии восприятия Габриэля Марселя: философ указывает на то, что есть большая разница между тем, когда мы воспринимаем наше тело, как принадлежащее сфере объектов и тем, как мы воспринимаем его, когда признаем его неразрывную связь с нами в качестве «моего тела». Мы предположили, что такой перенос из области объективации в область “я”, или “ты” - есть переориентация с понимания бытия по умолчанию к пониманию бытия как присутствия. Когда человек начинает быть именно как Dasein, воспринимать себя не предметно, когда он начинает по особому присутствовать, тогда и появляется то самое “возможное подлинное”, обрекая собственную реальность всякий раз называться “неподлинной”.
Другое объяснение пограничному состоянию сознания и возникновению подлинности мы находим, когда вспоминаем, каким образом Франкл говорил о совести и свободе. Изначальная уверенность в том, что человек свободен в своих действиях и оценках, более того, изначальная уверенность во всеобщей осмысленности жизни, в пограничной ситуации разбивается об ужасающее осознание человеком своей конечности, хрупкости; и вместе с тем об осознание несвободы в отношении самого главного — жизни. Возможно именно эта переориентация с подсознательной уверенности в абсолютной свободе на сомнение в отношении этой уверенности и рождает самое первое сомнение, являющееся толчком к расколу в сознании субъекта.
Несмотря на все вышеизложенные выводы, данная тема открывает для нас простор для перспектив дальнейшего исследования. Мы, например, можем вернуться к началу, к изначальной мысли Виктора Франкла о возможности обнаружения подлинного смысла каждого конкретного человека и, не вдаваясь в поле критических заметок, попытаться двигаться от его тезиса «как если бы» он был прав и это было возможно, как если бы над нашей головой никогда не существовало вседавлеющего положения философов о том, что человек — это человек, выходящий за свои пределы, и «как если бы» этот смысл мог быть обнаружен и в своей сути оказывался непреходящим, а по праву подлинным.
Франкл полагает, что мы не изобретаем смысл, а обнаруживаем, раскрываем его . В процессе становления мы всегда обречены на категоризированную действительность, исходя из которой, мы приписываем своему Я конкретные смыслы, которые являются преходящими и потому не способными обеспечить полноту человеческого существования. Эта постоянная смена неподлинных смыслов приводит человека к мысли об абсурдности, из которой единственными выходами предстают либо самоубийство, либо проповедь этой самой абсурдности. Франкл указывает на такой смысл, который был бы истинным для каждого конкретного индивида, был бы естественной опорой в разворачивающейся сути человеческого.
И, кажется естественным, что именно в пограничной ситуации, когда сознающий индивид оказывается более ничем, как самим собой, этим чистым Я, можно обнаружить его подлинный смысл. И однако же сложность заключается в том, что в самой пограничной ситуации, которая, казалось бы, наиболее близко подводит человека к самому себе, к своему чистому Я, этот смысл оказывается невозможным для схватывания и какого-бы то ни было категоризирования.
Все это таким образом явно намекает на то, что феномен смысла лежит по ту сторону того, что может схватить экзистенция. Словами Жан-Люка Мариона можно было бы обозначить эту область как область невозможных феноменов, ибо “либо эти феномены были бы объективно определимыми, но при этом утратившими свою ... специфику, либо это были бы специфические ... феномены, которые, однако, невозможно объективно описать”.
Но эта сложность как раз и нацеливает нас на тот вопрос, которым еще задавался Габриэль Марсель: каким особым способом можно мыслить, при этом не мысля, из самого существования? Есть ли возможность подобраться к смыслу, к подлинному, и схватить его особым способом в пограничной ситуации, есть ли возможность сделать это внутри ее, или, может быть, на границе самой пограничной ситуации? У существования идеи нет, мы не можем мыслить его разумом, требуется некоторое переструктурирование разума в экзистенциальном направлении, чтобы такие вещи, как вера, благодать, свобода могли каким-то образом мыслиться, ведь они и мыслятся 100. Кардинальный вопрос, который Марсель задает в первой части “Дневника”.
В ходе научной работы также возникли идеи для дальнейших перспектив исследования в области самих пограничных ситуаций. К примеру, предположение о возможности градации пограничных состояний сознания на:
1. Состояния просветления экзистенции в направлении трансценденции;
2. Состояния просветления экзистенции в направлении Я (сознание откровения);
3. Состояния экзистенции вне пограничной ситуации в направлении ориентации или ценности и так далее.
Такое деление, которое должно быть значительно расширено, может использоваться в области конструирования различных психотерапевтических методик экзистенциального анализа в отношении пациентов, которые приходят с разными целями и проблемами в отношении поиска смысла, поиска подлинного, или поиска абсолютной ценности.
Стоит отметить, что в ходе исследования ввиду узких рамок и стандартов для написания работы, остались не разработанными темы феномена телесности и свободы как экзистенциала, как предположительно основных моментов появления дихотомии подлинного и неподлинного. Их следует также отнести к перспективам дальнейшего исследования.



1. Визгин В.П. Философия свободы Габриэля Марселя: темы и вариации / В. П. Визгин. — Санкт-Петербург: Мир, 2008. — 709, [1] с. — Текст: непосредственный
2. Кречетова М. Ю. Различение "подлинного" и "неподлинного" бытия у С. Леви-Строс, Клод. Первобытное мышление / Клод Леви-Строс; [перевод, вступительная статья и примечания А. Б. Островского]. — Москва : Республика, 1994. — 382,[2] с. . — ISBN 5-250-01662-6. — Текст: непосредственный
3. Кьеркегор С. Болезнь к смерти. / С. Кьеркегор; перевод с датского Н. В. Исаевой, С. А. Исаева. — Москва: Академический проект, 2012. — 157 с. — ISBN 978-5-8291-1561-6. — Текст: непосредственный
4. М. Хайдеггер: pro et contra, антология / научный редактор. Ю. М. Романенко; вступительная статья Ю. М. Романенко, С.А. Коначева, А. Б. Паткуль, [и др.]. — 2-е изд. — Санкт-Петербург: РХГА, 2020. — 1152 с. — (Русский Путь). — ISBN 978-5-907309-09-8. — Текст: непосредственный
5. Мамардашвили, Мераб Константинович. Психологическая топология пути : М. Пруст "В поисках утраченного времени" : [лекции] / Мераб Мамардашвили. — Санкт-Петербург : Журнал "Нева", 1997. — 568, [3] с. — ISBN 5-88812-049-9. — Текст: непосредственный
6. Марсель Г. Быть и иметь // Г. Марсель;перевод с французского И. Н. Полонской . — Новочеркасск: Агентство САГУНА, 1994. — 160 с. — ISBN 5-7593-0032-6. — Текст: непосредственный
7. Марсель Габриэль О смелости в метафизике / Габриэль Марсель ; [перевод с французского, вступительная статья, примечания. В. П. Визгина]. — Санкт-Петербург : Наука, 2012. — 409, [2] с.— ISBN 978-5-02-037119-4. — Текст: непосредственный
8. Марсель, Габриэль . Метафизический дневник / Габриэль Марсель ; перевод с французского. В. Ю. Быстрова. — Санкт-Петербург : Наука, 2005. - 586, [1] с. — Текст: непосредственный
9. Марсель, Габриэль. Опыт конкретной философии / Габриэль Марсель ; [перевод с французского В. П. Большакова и В. П. Визгина]. — Москва : Республика, 2004. — 222, [2] с. — ISBN 5-250-01887-4. — Текст: непосредственный
10. Метлов В.И. Что называется диалектикой/ В. И Метлов. — Текст: непосредственный. // Метафизика, 2019. № 4 (34). — С. 53-61
11. Плеснер, Х. Ступени органического и человек: Введение в философскую антропологию научное издание / Х. Плеснер; перевод и предисловие А. Г. Гаджикурбанова. — Москва : РОССПЭН, 2004. — 367 с. — (Книга света). — ISBN 5-8243-0510-2. — Текст: непосредственный
12. (Пост)феноменология: новая феноменология во Франции и за ее пределами / составитель С.Шолохова, А.Ямпольская. —Москва: Академический проект; Гаудеамус, 2014. — 288 с. . — Текст: непосредственный
13. Проблема человека в западной философии : сборник: перевод с английского, немецкого, французского / составитель и послесловие. П. С. Гуревича. — Москва : Прогресс, 1988. — 544,[ 2] с. . — Текст: непосредственный
14. Смысл жизни : антология / общая редакция, составитель, [автор предисловия и примечания] Н. К. Гаврюшин. — Москва : Прогресс-Культура, 1994. — 591 c.- ISBN 5-01-003686-X. — Текст: непосредственный
15. Франкл В. Воля к смыслу / В. Франкл, [перевод с английского Л. Сумм].
— Москва: Альпина нон-фикшн, 2018. — 228 с. . — ISBN 978-5-91671-848-5.
— Текст: непосредственный
16. Франкл В. Доктор и душа / В. Франкл; перевод с английского. [и автор предисловия.] А. А. Бореев. — Санкт-Петербург. : Ювента, 1997. — 285,[2] с.
— ISBN 5-87399-017-4. — Текст: непосредственный
17. Франкл В. Доктор и душа : логотерапия и экзистенциальный анализ / В. Франкл; . перевод с немецкого [Любовь Сумм] — Москва: Альпина Паблишер, 2016 . — 338 с. — ISBN 978-5-91671-616-0. — Текст: непосредственный
18. Франкл В. Логотерапия и экзистенциальный анализ: статьи и лекции: перевод с немецкого / В. Франкл. — 2-е изд. - Москва: Альпина нон-фикшн, 2018. — 344 с. — ISBN 978-5-91671-796-9.- Текст: непосредственный
19. Хайдеггер М. Бытие и время / М. Хайдеггер; перевод с немецкого В.В. Бибихина. — Харьков: Фолио, 2003. — 503, [9] с. — (Philosophy). — ISBN 966-03-1594-5. — Текст: непосредственный
20. Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв» / М. Хайдеггер . — Текст: непосредственный// Вопросы философии. — 1990. С. 143—176.
21. Ясперс К. Введение в философию: перевод с немецкого / К. Ясперс; под редакцией А. А.. Михайлова. — Минск: Пропилеи, 2000 — 192 с. — (Схолия). . — Текст: непосредственный
22. Ясперс К. Разум и экзистенция / К. Ясперс; перевод с немецкого А. К. Судакова. — Москва: Канон+, РООИ «Реабилитация», 2013. — 336 с. — ISBN 978-5-88373-347-4. —Текст: непосредственный
23. Ясперс К. Философия. Кн. 1. Философское ориентирование в мире / К. Ясперс; перевод с немецкого А. К. Судакова. — Москва: Канон+, РООИ «Реабилитация», 2021. —384 с. — Текст: непосредственный
24. Ясперс К. Философия. Кн. 2. Просветление экзистенции / К. Ясперс ; перевод с немецкого А. К. Судакова. — Москва: Канон+, РООИ «Реабилитация», 2012. — 448 с. — ISBN 978-5-88373-290-3. — Текст: непосредственный
25. Ясперс, Карл. Ницше. Введение в понимание его философствования / Карл Ясперс ; перевод с немецкого. Ю. Медведева ; под ред. М. Ермаковой.
— Санкт-Петербург : Фонд Университет : Владимир Даль, 2003. — 626, [2] с.
— ISBN 5-93615-018-6. — Текст: непосредственный
26. Ясперс, Карл. Общая психопатология / Карл Ясперс ; перевод с немецкого. Л. О. Акопяна. — Москва : Практикум, 1997. - 1053 с. — (CEU Press). — ISBN 978-5-89816-082-1. —Текст: непосредственный
27. Ясперс, Карл. Смысл и назначение истории : [сборник : перевод с немецкого.] / Карл Ясперс; [вступительная статья П. П. Гайденко]. — 2-е изд.
— Москва : Республика, 1994. — 527,[1] с. — ISBN 5-250-02454-8. — Текст: непосредственный
Интернет-ресурсы
1. Кьеркегора и М. Хайдеггера: материалы Международной научной конференции, 14-17 ноября 2002 года, посвященной 65-й годовщине со дня расстрела философа / М. Ю. Кречетова. — Текст: электронный. — Томск,
2003. С. 196-203. - URL:
https://vital.lib.tsu.rU/vital/access/manager/Repository/vtls:000325696 (дата
обращения: 29.03.2022).
2. Проблема бытия человека в философии М. Хайдеггера / Е. А. Цветухина. — Текст: электронный. // Омский научный вестник.- 2015.- , № 2 (136) 2015.
С. 89-91. - URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/problema-bytiya-cheloveka-v-filosofii-m-haydegg era (дата обращения: 05.05.2022)
3. Савченко В. Виктор Франкл №1: Воля к смыслу / В. Савченко.- .- Текст.
Изображение.Устная речь: электронные .- URL:
https://www.youtube.com/watch?v=z27pvZD3j8M(дата обращения:17.02.2022).
4. Фалев Е. В. Философия первой половины 20 века - Философия Мартина Хайдеггера: Часть 1 / Е. В. Фалев. — Текст. Изображение. Устная речь: электронные. .- URL: https://www.youtube.com/watch?v=FgRMi08jdoU(дата обращения: 05.05.2022)
5. Франкл Виктор Знаменитая речь 1972 года / Виктор Франкл. — Текст.
Изображение. Устная речь: электронные.- URL:
https://youtu.be/VEsQPMbqXHw(дата обращения: 17.02.2021)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ