Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭКЗИСТЕНЦИАЛЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ: ОДИНОЧЕСТВО, СМЕРТЬ, СТРАХ (От античности до Нового времени)

Работа №102819

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

философия

Объем работы47
Год сдачи2002
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
93
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ
ПУБЛИКАЦИИ

Актуальность темы исследования. В XX веке экзистенциальная проблематика человеческого бытия становится узловой темой философии. Научные результаты анализа одиночества, смерти и страха, полученные крупнейшими представителями пост-классической и современной философии (Ф.Ницше, А.Шопенгауэр, К.Ясперс, М.Хайдеггер, Ж.П.Сартр и др.) получили широкий резонанс в массиве современной философской и культурной мысли и, тем самым, оказали огромное влияние на весь спектр социальных (в широком смысле этого слова) процессов развития культуры и цивилизации.
Вместе с тем, экзистенциалы человеческого бытия - одиночество, смерть и страх «появляются» как предметы научного интереса, разумеется, не только в прошедшем веке. Глубокий культурный, мировоззренческий, ценностный кризис, постигший западную цивилизацию, обнажил те фундаментальные основания человеческого бытия, которые таились под тектоническими культурными породами. Это позволило мыслителям, обратившим внимание на «бытование» экзистенциалов, предложить концептуальные варианты философской интерпретации места и значения экзистенциалов в жизни современного человека. В поле зрения философии попадает, прежде всего, человек в настоящем времени перед лицом бытия и вечности, а реалии ушедших эпох и историко-философские наблюдения оказываются по большей части иллюстративным материалом, подтверждающим основные выводы. Это ни в коей мере не устраняет актуальности другой научной задачи - исследовать условия проявления экзистенциалов в философских школах, стоявших у истоков западноевропейской мысли, заложивших основы европейской культуры, сформировавших ментальные структуры эпох античности, Средних веков, Возрождения и Нового времени. Именно эта задача и была поставлена автором настоящей диссертационной работы.
Степень разработанности проблемы. Экзистенциалы человеческого бытия - одиночество, смерть и страх стали предметом научного исследования преимущественно в философии Х1Х-ХХ века. Наибольшее внимание уделяли изучению феноменов одиночества, смерти и страха мыслители философии жизни, философы-экзистенциалисты, представители психоаналитических школ, пост-классической философии и постмодернизма. Между тем, отдельные мыслители предшествующих эпох сделали эти экзистенциалы предметом особого анализа (Б.Паскаль, С.Кьеркегор, а ранее - Платон, Плотин, Августин Аврелий, М.Монтень и др.). Все работы, посвященные исследованию экзистенциалов, можно классифицировать по нескольким направлениям, важнейшими из которых являются следующие:
Сами экзистенциалы как феномены человеческого бытия рассматриваются как особые предметы для сознания, как содержание человеческого переживания, как бытийные характеристики в соотношении с понятиями интенции, трансцендентности, трансцендентальное™, феноменологическими категориями - в работах Н. Аббаньяно, Н.А.Бердяева, Л. Бинсвангера, Э.Блоха, Ж.Батая, М.Бланшо, ЖБодрийара, М.Бубера, Р.А.- Бурханова, Х.Г.Гадамера, Ж.Делеза, А.Б.Демидова, Ж.Деррида, А.Ф.Е- ремеева, И.А.Ильина, С.Кьеркегора, Э.Левинаса, М.А.Малышева, М.К.Мамардашвили, Ж.Маритена, Г.Марселя, М.Мерло-Понти, Э.Кассирера, Б.Паскаля, Д.В.Пивоварова, Ж.-П. Сартра, М.Хайдеггера, П.Тил- лиха, М.де Унамуно, М.Шелера, Э.Финка, К.Ясперса и др.
Философско-психологические аспекты одиночества, смерти и страха исследовались в психологических работах А.Адлера, Л.Бинсвангера, С.де Бовуар, Ф.Е.Василюка, С.Л.Воробьева, Л.П.Гримака, УДжемса, Т.Б. Джонсона, А.А.Леонтьева, Р.Лэнга, Н.Е.Покровского, А.П.Попогребского, Р.Кастенбаума, И.С.Кона, О.Н.Кузнецова, В.И.Лебедева, М.Мерло-Понти, Б.Миюсковича, Р.Мэя, Ф.Перлза, Р.Лифтона, Б.Мораша, Р.Моуди, Дж.Р.Оди, Ф.Римана, О.Райха, О.Ранка, К.Роджерса, УА.Садлера, Ж.П.Сартра, К.Хорни, А.Хараша, С.Фанти, В.Франкла, 3.Фрейда, Э.Фромма, Э.Эриксона, К.Юнга, И.Ялома, Дж.И.Янга, К.Ясперса и др., а также в произведениях: М.Антониони, Ж.Батая, И.Бергмана, М.Блан¬шо, Х.Л.Борхеса, Гесиода, Г.Гессе, Н.В.Гоголя, Гомера, Э.Т.А.Гофмана, Ф.М.Достоевского, Ж.Жане, А.Камю, Ф.Кафки, Микеланджело, Ф.Петрарки, Ф.Рабле, Ж.П.Сартра, Софокла, А.Стриндберга, А.Тарковского, Л.Н.Толстого, ©.Уайльда, Эсхила и др.
Анализу философских характеристик экзистенциала одиночества, его онтологических, социальных, культурных модификаций посвящены труды Н.А.Бердяева, Х.Л.Борхеса, М.Бубера, О.Вейнингера, И.А.Ильина, А.Камю, Э.Левинаса, Ф.Ницше, ГМаркузе, М. Монтеня, С.Кьеркегора, Х.Ортега-и- Гассета, О.Паса, Б.Паскаля, Ж.П.Сартра, ГМ. Тихонова, Г. Торо, О.Тоф- флера, Л.Шестова, А.Шопенгауэра, М.Штирнера, Н.В.Хамитова и др.
Философское исследование феномена смерти в контексте взаимосвязи с другими экзистенциалами стало темой научных трудов - Н. Аббаньяно, Т.Адорно, Л.Е.Балашова, Е.Г. Банщиковой, Р.Барта, Ж.Батая, Н.А.Бердяева, М. Бланшо, Ж.Бодрийара, Ю.Р. Вагина, В.И. Вишева, Р. Гарленда, Г.В.Ф. Гегеля, А.В. Демичева, Ж. Деррида, ГГЕршова, Г. Зиммеля, И.А.Ильина, К.Г. Исупова, П.ПКалиновского, А.Камю, Э. Канетти, П.Клоссовски, А. Кожева, С.Кьеркегора, В.А. Кутырева, Ж.Лакана, К.Ламонта, Г. Ланца, Э.Левинаса, К.Н. Леонтьева, А.В. Луначарского, М.А. Малышева, Г.Марселя, В.В. Минеева, Ф.Ницше, О.Паса, Б.М. Полосухина, В.Л, Рабиновича, В.М. Розина, В.В.Савчука, Ж.¬П.Сартра, А.К.Секацкого, Б.Г. Соколова, В.С. Соловьева, Г.В. Соловьевой, В.С. Соловьева, М.С. Уварова, П.Д.Тищенко, Л.Н. Толстого, Л.3.Трегубова, Ю.М. Устюшкина, 3.Фрейда, М.Фуко, Ж.М. Хаймоне, Ю.В. Хена, Л. Шестова, А .Шопенгауэра, А.М. Эткинда, М. Ямпольского, В. Янкелевича и др.
Философские интерпретации понимания экзистенциала страха как фундаментального основания человеческого бытия, как онтологической «призмы», сквозь которую преломляются смысложизненные вопросы представлены в научных трудах В.А. Андрусенко, Н.А. Бердяева, Г.В.Ф. Гегеля, И.А. Ильина, С. Кьеркегора, Ж. Лакана, К.Н. Леонтьева, Ф. Римана, Ж.П. Сартра, Л. Фейербаха, В. Франкла, З. Фрейда, Э. Фромма, М. Хайдеггера, К. Ясперса и др.
Феномены одиночества, смерти и страха анализуются в трудах мыслителей античности - Марка Аврелия, Аристотеля, Гераклита, Тита Лукреция Кара, Платона, Плотина, Аннея Луция Сенеки, Цицерона, Эпиктета, Эпикура и др., а также ученых, исследовавших проявления экзистенциалов в античных реалиях - П. Адо, Э. Берти, Ж.П. Вернана, Р. Генона, В.П. Горана, Ф.Х. Кессиди, П. Левека, А.Ф. Лосева, С.Я. Лурье, М.К. Мамардашвили, И.М. Нахова, И.С. Попова, А.В. Семушкина, Ф. Шеллинга и др., а необходимые исторические свидетельства содержатся в трудах Диогена Лаэртского, Геродота, Плутарха, Порфирия, Прокла, Стробона, Элиана и др.
Философское преломление фундаментальных положений средневековой философии и христианской теологии применительно к постижению экзистенциалов одиночества, смерти и страха обнаруживается в трудах - П.Абеляра, Августина Аврелия, Псевдо-Дионисия Ареопаги- та, Тертуллиана, Я.Бёме, Григория Паламы, Максима Исповедника, Ж. Кальвина, Иоанна Кассиана, Киприана Карфагенского, Фомы Кемпийского, М.Лютера, ТМюнцера, У.Цвингли, и др., а также в работах ученых, анализирующих эти учения в историко-философском, теологическом и антропологическом измерениях, - К. Барта, П. Бейля, И. Брянчанинова, Б.П. Вышеславцева, А.Г. Дугина, Г.В.Ф. Гегеля, Г. Гефдинга, А.М. Дроздова, А. Кураева, В.Н. Лосского, Н.А. Лосского, Н.Г. Майорова, К. Маркса, К.И. Никонова, Ф. Ницше, И.В. Попова, В.Л. Рабинови- ча, С. Роуза, С.С. Хоружего, М.М. Федоровой, Л. Фейербаха, П.А. Флоренского, Г. Флоровского, С.Л.Франка, Л. Шестова и др.
Философские характеристики экзистенциалов содержатся в трудах мыслителей Возрождения и Нового времени - Л.А. Альберти, А.Амброджино, П. Браччолини, Д. Бруно, Л. Бруни, Ф.Бэкона, Л. Валла, Данте Алигьери, Р. Декарта, Н. Коперника, Н Кузанского, К.Ландино, Леонардо да Винчи, П.А. Мадзолли, Н. Макиавелли, Д. Манетти, Микеланджело Буонарротти, М. Монтеня, М. Пальмиери, Б.Паскаля, Ф. Петрарки, Пикко делла Мирандола, П.Помпонацци, Э. Роттердамского, Ф. де Рохаса, К. Салютати, М.Фичино и др., а анализ «бытования» экзистенциалов в философии Возрождения и Нового времени в работах - Д. Антисери, Х.Арендт, Ф.Арьеса, Л.М.Баткина, Н.А. Бердяева, В.П. Визгина, Э.Гарэна, Р Генона, В.Дильтея, В.Зубова, С.А.Исаева, В.Н. Лазарева, А.Ф. Лосева, М.А. Малышева, Д. Реале, В.Тилли- ха, Э.В.Соловьева, ГЯ.Стрельцовой, М.М. Филлипова, М.Фуко и др.
Историко-культурные проявления экзистенциалов человеческого бытия в теологии и ментальности Средних веков, Возрождения и Нового времени изучаются в работах-X. Арендт, Ф. Арьеса, М.М. Бахтина, К. Блюма, К.Брука, К.Бурдаха, Я. Буркхардта, Ю. Л. Бессмертного, М. Вовеля, Р. Генона, Ж. Ле Гоффа, А.Я. Гуревича, Ж.Делюмо, В.Дильтея, А.Л. Доброхотова, Ж. Жифоле, Е. Г Зайцева, Э. Панофски, Э.Поньона, Фр. де Санктиса, А. Тененти, С.А. Токарева, А. Токарчика^ Ч. Тринкауса, Ж.Б. Тьера, Ж. Шиффоло, Л.Февра, Ж.К. Фрера, М. Фуко, И. Хейзинга, В.Циммермана, М.Элиаде, В. Янкелевича и др.
Взаимосвязь между экзистенциалами человеческого бытия и специфическими проявлениями культурных, социальных, ментальных структур исторических эпох выявляется в работах - Н. Аббаньяно, B. Р. Артемьева, Р. Гвардини, Р. Генона, Л. Гольдмана, Р. Грейвса, А.Б. Демидова, В.М. Голубчика, П.С. Гуревича, К. Долгова, В.В. Евсюкова, С.А- .Исаева, Л. Лаврина, В.В. Латышева, К. Леви-Стросса, Е.В. Ляпустиной, М.Мид, М.Мосса, Д. Рисмена, С. Рязанцева, Г. Спенсера, В.В. Топорова, Н.М. Тверской, М.П. Холла, О. Шпенглера, А.П. Щапова, М.Элиаде, Х. Юбера и др.
Влияние философских концепций мыслителей, обращавшихся к изучению экзистенциалов одиночества, смерти и страха, на западноевропейскую и отечественную философию анализируется в трудах - Т.В. Артемьевой, О.ф. Больнова, М. Бубера, Р.А. Бурханова, Б.Э. Быховского, В.Виндельбанда, Р.Н. Габитовой, А.В. Гайды, П.П. Гайденко, Ю.Н. Давыдова, Б.В. Емельянова, Ф.Х. Кессиди, А.Г. Кутлунина, А.Ф. Лосева, В.А. Лоскутова, И.М.- Нахова, С.С. Неретиной, В.Б. Куликова, В.М. Князева, К.Н. Любутина, Г.В. Майорова, И.П. Малиновой, М.А. Малышева, М.К. Мамардашвили, C. Н. Некрасова, А.В. Перцева, Б. Рассела, А.М. Руткевича, Дж. Сантаяны, В.В. Скоробогацкого, Э.Ю.Соловьева, П.Тиллиха, В.Г. Федотовой и др.
Цели и задачи исследования. Цель данного диссертационного исследования - рассмотреть бытование экзистенциалов одиночества, смерти и страха в эпохи античности, Средних веков, Возрождения и Нового времени в историко-философском аспекте. Для осуществления этой цели автором ставятся следующие задачи:
- осуществить анализ понятийного и методологического аппарата, не-обходимого для исследования экзистенциальных проблем человеческого бытия и используемого современной философией;
- провести историко-философское исследование феноменологической топики как психологического пространства, необходимого для осмысления человеком собственной самости в модусах одиночества, страха и смерти;
- проанализировать экзистенциальные проблемы одиночества, смерти и страха в координатах феноменологической топики в соответствующие историко-культурные эпохи (от античности до Нового времени);
- исследовать взаимосвязи между экзистенциалами одиночества, смерти и страха, которые специфически проявляются в исторические и культурные эпохи, рассматриваемые в диссертации.
Объектом исследования являются философия и культура античности, Средних веков, Возрождения и Нового времени. В работе анализируются философские и теологические тексты, исторические свидетельства и исследования ментальности соответствующих эпох.
Предмет исследования составляют философские, теологические концепции мыслителей - от античности до Нового времени, содержащие интерпретации экзистенциалов человеческого бытия, исследование конкретных персоналий обусловлено сферой научного интереса их к экзистенциальной проблематике человеческого бытия.
Научная новизна работы:
- это одно из первых в отечественной философии исследований, комплексно рассматривающих в историко-философском ключе феномены одиночества, страха и смерти от античности до Нового времени. Диссертация представляет собой опыт историко-философской реконструкции основных моделей феноменологического постижения экзистенциальных проблем одиночества, страха и смерти;
- в работе выявляется философская и методологическая преемственность мыслителей различных эпох (от античности до современности) в научно-теоретическом анализе экзистенциалов человеческого бытия, прослеживаются философские и культурные традиции постижения фундаментальных человеческих оснований;
- в диссертации впервые вводится понятие феноменологической топики, которая выступает способом самопостижения, самоидентификации Я - через очерчивание самостно-сущностного круга, обнаружение маргинальных оснований экзистенции;
- своеобразие концепции и метологического подхода заключается в синтетическом характере исследования, впервые в отечественной истории философии последовательно рассмотревшего в феноменолого-топологическом ракурсе генезис философского постижения экзистенциалов человеческого бытия;
- в работе выявляются онтологическое, топологическое, трансцендентное измерение экзистенции, которая определяется как неналичное, сущностно-несубстанциальное бытие человека в его возможности;
- в исследовании анализуются экзистенциалы человеческого бытия, которые предстают как способы человеческого существования, как силы, конституирующие Я человека, как формы возможного проявления оптической реальности для человеческого бытия;
- в диссертации анализируются представленные в истории философии (и шире - истории культуры) основные интерпретации экзистенциала смерти в контексте взаимосвязи смерти и бессмертия: во-первых, смерть как небытие-, во-вторых, смерть как инобытие Я (с его модификациями - биологическим, творческим, религиозным), которое, в свою очередь, делится на виды - а) смерть как трансцендирование внутрь Я и последующая идентификация с трансцендентным, Абсолютом; б) смерть как перевоплощение', в) смерть как переход в инобытие.
Методология исследования. Одиночество, страх и смерть как фундаментальные основания человеческого бытия (как экзистенциалы) оказываются в поле зрения всего корпуса сфер культуры, при несомненном приоритете собственно философии. Именно поэтому методологической основой нашего исследования выступил синтез, с одной стороны, историко-философского анализа проблем одиночества, страха и смерти в эпохи
- античности, средних веков, Возрождения, Нового времени, и, с другой стороны, феноменологического подхода к данным проблемам, ориентированного на «проявление» их как экзистенциалов в культурах этих эпох. Подобный методологический инструментарий позволяет: 1) выявить глубинные основания самого процесса философского осмысления экзистенциалов и весь спектр их проявлений в культуре; 2) обнаружить «генетическую» философскую преемственность в исследовании фундаментальных экзистенциалов в конкретные культурно-исторические периоды.
Апробация работы. Результаты диссертационной работы апробированы в докладах, сделанных на заседаниях кафедр истории философии, эстетики, этики, теории и истории культуры Уральского государственного университета им. А.М. Горького; в спецкурсах «Экзистенциалы человеческого бытия», «Одиночество как экзистенциал человеческого бытия», прочитанных для студентов философского факультета, факультета журналистики Уральского госуниверситета.
Выводы и положения диссертационной работы отражены в 22 публикациях автора общим объемом 75,05 п.л., а также излагались диссертантом в докладах и сообщениях сделанных на региональной научно-практической конференции «Теория и методология валеологического курса для средней и высшей школ» (Тюмень, октябрь 1996 года), на республиканской научно-теоретической конференции «Человек в философско-культурологическом измерении». (Нижневартовск, 6-7 февраля 1998 года), на региональной научно-теоретической конференции «Человек в философско-правовом измерении» (Четвертые Соколовские чтения) (Екатеринбург- Нижневартовск, 5-6 октября 2001 года), на межвузовском семинаре «Интерсубъективность» (Екатеринбург, октябрь 2001 года).
Практическая значимость исследования. Материалы диссертационной работы могут быть использованы при разработке и чтении общих курсов по истории философии, специальных курсов, посвященных изучению философских концепций мыслителей прошлого и современности, экзистенциальным проблемам человеческого бытия, а также при создании учебных и учебно-методических пособий по данной тематике. Предложенные выводы представляют интерес для исследовательской практики в области отечественной и зарубежной философии и философской антропологии, культурологии, онтологии, эстетики и этики.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав и заключения. Содержание работы изложено на 355 страницах машинописного текста. Библиография включает в себя 341 наименование, из них-43 на иностранных языках.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В диссертационном исследовании был проведен историко-философский анализ бытования экзистенциалов одиночества, смерти и страха в эпохи античности, Средних веков, Возрождения и Нового времени. В результате исследования были достигнуты научные результаты, воплощенные в положениях, выносимых на защиту:
1. Феноменологическая топика проявляется как экзистенциальное пространство, онтологически необходимое для осмысления человеком собственной самости в модусах одиночества, страха и смерти.
2. Анализ экзистенциальных проблем одиночества, смерти и страха, проведенный в координатах феноменологической топики в соответствующие историко-культурные эпохи (от античности до Нового времени), позволил обнаружить специфические взаимосвязи между экзистенциалами одиночества, смерти и страха, которые проявляются в исторические и культурные эпохи, исследуемые в диссертации.
3. Методологический подход, использованный в диссертации, синтезировавший историко-философский анализ проблем одиночества, страха и смерти в эпохи - античности, средних веков, Возрождения, Нового времени, и, с другой стороны, феноменологический подход к данным проблемам, ориентированный на «проявление» их как экзистенциалов в культурах этих эпох, позволили: во-первых, выявить глубинные основания самого процесса философского осмысления экзистенциалов и весь спектр их проявлений в культуре; во-вторых, проследить «генетическую» философскую преемственность в исследовании фундаментальных экзистенциалов в конкретные культурно-исторические периоды.
4. Экзистенция, имеющая онтологическое, топологическое, трансцендентное измерения, определяется как неналичное, сущностно-несубстанциальное бытие человека в его возможности; как существование челове¬ка именно в человеческом качестве во всей проблематичности, трагичности собственно бытия.
5. Онтологическим основанием экзистенциалов выступают формы возможного (потенциального) проявления онтической реальности человеческого бытия: изначальная неопределенность, антиномичность, имманентная потенциальность, перманентная провокационность испытания целостности Я, символизация случайного, не-структурированность, не- иерархичность.
6. Одиночество как способ выявления сущностных характеристик Я выступает экзистенциалом, который концентрирует смысложизненную проблематику в едином топосе - в «точке» Я, окруженной личностными границами, содержит в качестве условия своего проявления дистанциро¬вание личности - свободное (уединение) или вынужденное (изоляция), закрепление и утверждение автономности личности. Одиночество как эк- зистенциал предполагает в регистре интимного, интенцированного на самого себя переживания, внутреннего состояния организовывать смыслосодержательную самозаданность и произвести идентификацию с «аутентичным» Я. Онтологическое значение экзистенциала одиночества состоит в «расчистке» феноменологической топики от предметов повседневности.
7. Смерть как экзистенциал постигается как тотальный предел (витальный, чувственный, духовный) который требует личностного отношения, преодоления, творческого самосозидания. В диссертации выделяются основные интерпретации экзистенциала смерти в контексте взаимосвязи смерти и бессмертия: во-первых, смерть как небытие, во-вторых, смерть как инобытие Я, с его модификациями - биологическим, 'творческим, теологическим, которое, в свою очередь делится на виды - а) смерть как трансцендирование внутрь Я и последующая идентификация с трансцендентным, Абсолютом; б) смерть как перевоплощение; в) смерть как переход в инобытие.
8. Страх как сущностный экзистенциал человеческого бытия предстает как обязательное бытийное условие экзистенциального напряжения, возникающее, во-первых, как антипод и условие мужества, мужественного аскетизма (при активистском отношении); как покорное приятие, принципиальное непротивление (при пассивистском отношении); как «начало мудрости» (в христианстве - Страх Божий), как начало познания «абсолютной» истины (истины Абсолюта).
9. Примененный в работе методологический подход позволил прийти к выводу, что в античности Человек Одинокий философски оформляется в трех главных школах эллинизма - стоицизме, эпикуреизме, скептицизме - и предстает в двух формах: 1) одиночество как ущербность собственной самости человека (изгоя, маргинала, жертвы рока); 2) одиночество мудреца, стремящегося к идентичности с Богом (достигаемой при помощи атараксии, эвпатии, автаркии, эвтюмии).
10. Анализ представлений античной философии позволяет сделать вывод - преобладающей установкой древнегреческой философии явилась элиминация смерти за пределы феноменологического пространства. Вместе с тем в стоицизме смерть выступает тяготеющим к универсальности экзистенциалом, не просто «обрамляющим» философские сентенции мыслителей, а являющимся смыслосодержащим основанием мудрости.
11. Исследование экзистенциала страха в античности проводится в кон-тексте античных представлений о пределе, который собирал топику (поскольку «предел» и «порядок» являлись принципами организации античного космоса), и, соответственно, страх как «посланник» хаоса, беспредельного, оказывался по эту сторону предела, в бытии (сущем). В работе показано, что страх в античности выступал «одомашненным» экзистенциалом, не претендующим на трансцендентное бытийствование, и проявлялся в двух формах: во-первых, страх «естественный» - страх будущих утрат и зол, страх перед «безвидным» (Аидом); во-вторых, страх социальный (стыд) как боязнь бесчестия, страх чужого мнения, божественный страх закона. В античной философии (и ментальности в целом) страх определяется как результат нарушения целостности социальных модусов существования, и выступает универсальным и позитивным феноменом человеческого бытия, поскольку страх коррелируется с изоморфизмом зла и мобилизует на защиту целостности человека. В иследовании выделяются следующие функции страха античного человека: проективно-превентивная, морально-воспитательная, статус-целостная, организационно-практическая.
12. Феноменологическая топика человека в средневековой философии содержит доминирующую центростремительную тенденцию, обусловленную созданием иерархической структуры «небесного-земного» человека, «построением» вертикали с «верхом» и «низом» как границами мира, обладающей смыслопорождающей и аксиологической характеристиками.
13. Теоцентрическая концепция человека представляет собой следующее: человек выступал посредником между Богом и миром, но сущностью «внутреннего человека» являлся Бог как смыслообразующий центр «центра» - человека. Бог находится в двух пределах мира - «вне и наверху» (в области Эмпиреи), в месте трансцендентности Бога, и «внутри и внизу» (в бездне человеческого сердца), в месте имманентности Бога. В соответствии с основными положениями геоцентрической концепции осуществляется упорядоченность, иерархизация жизненного пространства, а также вытеснение экзистенциалов - одиночества, страха, смерти - на периферию категориальной сетки, наделение экзистенциалов антистатусом маргиналов.
14. В работе выявляются исходные посылки христианской концепции одиночества - все люди от рождения до смерти пребывают в глубоком и неизбывном одиночестве. Христианство выдвигает на первый план уникальный опыт Одинокого Богочеловека - Иисуса Христа, и предлагает каждому человеку, пребывающему в поиске божественных истин, следовать его примеру и выстроить жизнь - от рождения до смерти - под знаком опыта религиозного одиночества. Религиозный опыт «одинок», потому что он приобретается, в человеческой душе, изолированной по способу его земного бытия. Одиночество человеческого религиозного опыта означает не оторванность человека от Бога, а только его необходимую, первоначальную и исходную форму, и Человек, способным к трансформации конечного, ничтожного Я в сосуд Абсолюта, выступал мудрец, обладающий способностью глубочайшего внутреннего сосредоточения, погружения в себя и вслушивания в божественный голос.
15. Можно говорить о своеобразной метафизической и этической телеологичности смерти в христианской доктрине, представленной в трудах Августина Аврелия, Фомы Аквинского, Тертуллиана и других средневековых мыслителей: смерть физическая (первая), телесная, и угроза смерти второй необходимы для достижения перехода от пред-жизни (земной жизни), жизни во грехе к истинной бессмертной жизни (для грешников - это достижение бессмертной смерти). Победа над смертью (именно победа, преодоление смерти, а не изначальное бессмертие, «чистое», беспредельное духовное бытие вне-смерти, и соответственно, вне земной, смертной жизни) возможна только в границах смертного человеческого бытия как выход за пределы этого земного, смертного бытия.
16. Специфика проявления экзистенциала смерти в эпоху Средневековья определялась именно «прозрачностью границ» между миром живых и миром мертвых. Средневековая модель смерти центрировала саму смерть, и помещала ее в комнате умирающего, у смертного одра - у постели, вокруг которой собирались родные, близкие душой и духом. Пространственно-временными координатами топики смерти как экзистенциала являлись смертное ложе и смертный миг. Это был экзистенциальный центр - место, где сталкивались силы неба и силы ада.
17. Страх Божий (Страх Господень) создает комплекс религиозно-экзистенциальных барьеров, экзистенциально-превентивно удерживающих человека от греха и зла, и одновременно «началом мудрости», «началом любви, и даже более того, объединяющих всех верующих одним общим, консолидирующим и оптимизирующим Страхом. По сути, Страх Божий - это поединок, борьба двух страхов (или двух разновидностей страха) при условии победы «созидательного» страха. Страх Божий - это, прежде всего, страх, преобразованный любовью к Богу (как «совершенной любовью»), т.е. благоговение - сакральное преобразование в неразрывное единство двух противоположностей - чувства ужаса перед бездной угрожающего бытия и жажды совершенства, счастья, обретения покоя для души.
18. В эпоху Ренессанса, когда личность обретает себя как «субъект», происходит размыкание пространства, и собственно термин «пространство» обретает современный философский статус, а время становится пространственным «четвертым измерением». Идея разомкнутости и бес-предельности бытия воплощается у ренессансных философов преимущественно как телесная полнота жизни, как следствие естественных страстей и деятельности человека, а не как атрибут Бога, притягивающий (привязывающий) к себе человека с помощью разума, устремленного к Абсолюту, что было характерно для теологического мышления. Эта нестиснутостъ жизни пределами места, неограниченность каким-либо временем, характерная для философии Возрождения, сочеталась с желанием утверждаемой как должное необходимости занимать свое, особое место, обрести особость. Однако, в виду отсутствия в культуре Возрождения понятия личности как уникального, самоценного, не совпадающего с собой неисчерпаемого, отдельного человека (субъекта), эта особость ренессансного индивида обнаруживает отсутствие центра. Индивид уже не определяется целиком и извне, но еще не обусловливается сам, изнутри.
19. Уникальная особенность ренессансного человека объясняется тем, что в его сознании, в его системе внутренних ценностных интенций сталкиваются стремление найти свое место, предписанное родом и желание быть «универсальным человеком», т.е. средневековое и собственно ренессансное отношение к личности. При подобной ситуации одиночество как состояние реализуемого своеобычия индивида, безусловно, оказывается проявлением ограниченности, именно о-граниченности, противоречащей самим феноменологическим основаниям ренессансной культуры.
20. Средневековый человек определял Я через не-Я, конечное через вечное, особенное через всеобщее (безусловно, что не-Я-трансцендентное присутствовало имманентно во всем не-Я - в физическом, телесно-реальном, во всем, не совпадающем с Я). Новоевропейский человек, напротив, определял не-Я через Я, каждый человек знал и отстаивал «свое место», заполненное смыслом - внешним и о-внутренным, или внутренним и о-внешненным. А ренессансный человек размывал границы Я, устремившись к универсальности, к утверждению и разнообразию человека. И «свое место» растягивалось для того, чтобы в Новое время стянутся в понятие индивидуалистической личности.



1. Гагарин А.С. Экзистенциалы человеческого бытия: одиночество, смерть, страх. (От античности до Нового времени) - Монография. Екатеринбург. Изд-во Уральского ун-та. 2001. (23,25 печ. л.).
2. Гагарин А.С., В зеркалах экзистенции. Очерки по истории философии и культуры. - Монография. Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 1996. (21,5/12 печ. л.). (В соавторстве с Малышевым М.А.).
3. Гагарин А.С. Homo Solus: Одиночество как феномен человеческого бытия. // Рациональность иррационального / Под ред.В.И. Колосницына. -Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1991. ( Сер. Философия религии; Вып.2). ( 2 печ. л.).
4. Гагарин А.С. Взгляд Горгоны и щит Персея (Из пропасти страха к вы-сотам подвига) //Ратные приключения. Выл. 4. М.: Отечество, 1991. (2 печ.л.).
5. Гагарин А.С. Феноменология страха // Осмысление духовной целостности/Отв. ред А.В.Медведев. -Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та,1992 - 304 с. (Сер. Философия религии. Вып.З). (2 печ.л.).
6. Гагарин А.С. Кризис европоцентризма и судьба России ( культурологические воззрения К.Н.Леонтьева и О.Шпенглера) // Культуры в диалоге. / Отв.ред. А.С. Гагарин .- Екатеринбург: Издательство Урал, ун-та, 1992 (Человек. Культура. Философия; Вып.1). (2 печ.л.).
7. Гагарин А.С. Одинокий полет над бездной (Экзистенциалы человеческого бытия в европейской культуре) // Культура и традиции: Сб.научных трудов./Отв. Ред. Р.А. Бурханов, В.И. Полищук. - Екатеринбург: Изд- во Урал, ун-та; Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. Ун-та,1995. (1 печ.л.).
8. Гагарин А.С. Акафисты эксцентричного Я (Здоровье-болезнь в философии маргиналистики) // Теория и методология валеологического курса для средней и высшей школ. Тезисы докладов научно-практической кон¬
ференции (Окт. 1996, Тюмень). Тюмень. 1997. (1,5 печ.л.).
9. Гагарин А.С. Эстетическая антропология К.Н. Леонтьева // Философская антропология: Историко-философский анализ: Коллективная монография. / Отв. ред. Р.А. Бурханов, К.Н. Любутин. -- Екатеринбург: Изд- во Урал, ун-та, Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. Пед. ин-та, 1997. .С.150-170. (1 печ.л.).
10. A. Gagarin. El hombre ante la muerte ( Tolstoi: La muerte de Ivan Illich) H La colmena. №16. Octubre-dieciembre 1997 (1 печ.л./0,5 печ.л). (В соавторстве с: Malishev М.).
11. Гагарин А.С. Человек одинокий в мифологии и философии античности. // Человек в философско-культурологическом измерении. Материалы республиканской научно-теор. конф. Нижневартовск. Изд-во Нижневартовского пед. института. 1998. (0,3 печ.л.).
12. A. Gagarin. Antinomias de la conciencia nihilista de Ivan Karamazov // Pensamiento. №5. Mayo de 1999. (1/0,5 печ.л.).( В соавторстве с: Malishev М.).
13. Гагарин А.С. Одиночество и интерсубьекгивность в античной философии // Интерсубъективность . Эпистемы. Материалы межвузовского семинара. Альманах. Сост. и общ.ред. Н.В.Бряник. - Екатеринбург. Банк культурной информации. 2001. (1 печ.л.).
14. Гагарин А.С. Одиночество и интерсубьекгивность как проблемы
антропологической философии (античные истоки) И Человек в философско-правовом измерении. Четвертые Соколовские чтения. Материалы региональной научно-теор. конф. - Екатеринбург. Изд-во Урал, ун-та. 2002. (0,4 печ.л.).
15. Гагарин А.С. Смерть в эпоху античности (экзистенциальные основания морально-правового регулирования) // Человек в философско-правовом измерении. Четвертые Соколовские чтения. Материалы региональной научно-теор. конф. - Екатеринбург. Изд-во Урал, ун-та. 2002. (0,4 гтсЧ.Л.).
16. Гагарин А.С. Экзистенциалы человеческого бытия в зеркалах феноменологической философии // Колл. Монография. Часть 1. Гл.З. - Екатеринбург. Изд-во Урал, ун-та. 2002. (1 печ.л.).
17. Гагарин А.С. Смерть и самоубийство в эпоху античности (экзистенциальные основания морально-правового регулирования) // Предметные основания философии права. Сб. научн. труд. - Екатеринбург. Изд- во Урал, ун-та. 2002. (1 печ.л.).
18. Гагарин А.С. Фридрих Ницше: Персей постклассической философии (Одиночество, страх и смерть в парадоксальной трансценденталис- тике Ницше) И Немецкая философия конца XIX-первой половины XX вв. Колл, монография. - Екатеринбург. Изд-во Урал, ун-та. 2002. (1 печ.л.).
19. Гагарин А.С. Экзистенциалы человеческого бытия в философии Мартина Хайдеггера // Проблемы антропологии и антроподицеи в философии. Колл. монография.Часть 2. Гл. 3 - Екатеринбург. Изд-во Урал, ун¬та. 2002. (1 печ. л.).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ