Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Административное правонарушение: понятие, формы множественности, виды

Работа №91656

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

юриспруденция

Объем работы65
Год сдачи2018
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
179
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Административное правонарушение: понятие, признаки, состав 7
1.1 Понятие и признаки административного правонарушения 7
1.2 Состав административного правонарушения: понятие и элементы 19
Глава 2. Формы множественности и виды административного правонарушения 37
2.1 Формы множественности административного правонарушения: понятие и
формально-юридическая характеристика 37
2.2 Классификация административных правонарушений 43
Заключение 53
Библиографический список

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что административные правонарушения - явление, затрагивающее практически каждого, административное законодательство очень динамично, с каждым днем перед наукой административного права ставятся все новые вопросы, которые необходимо изучить, дать научную оценку с целью дальнейшего нормативного урегулирования. Кроме того обеспечение правопорядка и законности являются одними из ключевых функций любого современного государства. Особое значение они приобретают для государства, именующего себя правовым. Нельзя забывать, что понятие «правовое государство» представляет собой сложное и многоаспектное явление. К таким государствам в своей Конституции относит себя и Российская Федерация. Принцип верховенства права выступает одним из ключевых в обеспечении функций российского государства в целом и осуществлении государственного управления. В свою очередь, институт юридической ответственности, - в частности административной, выступает одним из ключевых звеньев обеспечения правопорядка. Данная проблема заинтересовала меня главным образом тем, что, на мой взгляд, она является одной из наиболее актуальных на этот момент, поскольку полноценное функционирование государства, эффективное управление им, обеспечение прав и свобод человека и гражданина неразрывно связаны с правомерным поведением и дисциплиной со стороны как рядовых граждан и юридических лиц, так и со стороны должностных лиц, а также самих государственных органов в целом. Административное правонарушение - противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях Российской федерации от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее "КоАП РФ") или законами субъектов РФ (на территории Алтайского края это: Закон Алтайского края от 10.07.2002 № 46-ЗС "Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края") установлена административная ответственность.
Специфической проблемой административного права является установление вины юридического лица (организации) при привлечении к административной ответственности за нарушение административного законодательства. В теории административного права вина юридического лица понимается неоднозначно. При этом долгое время в юридической литературе, ведутся дискуссии o том, подлежат ли юридические лица административной ответственности? Сложившаяся в административном законодательстве тенденция рассматривать юридическое лицо в качестве субъекта административной ответственности нашла закрепление в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации, и в настоящее время в Особенной части КоАП РФ содержится более 200 юридических составов, субъектом которых является юридическое лицо. В настоящее время юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В тоже время, несмотря на законодательное урегулирование рассматриваемого вопроса, на практике постоянно возникают вопросы, связанные с привлечением к ответственности юридических лиц за административные правонарушения: Каков должен быть состав правонарушения? Кто понесет ответственность в результате реорганизации юридического лица? Является ли вина необходимым элементом состава правонарушения? Когда административное правонарушение является оконченным, при каком юридическом факте? В данной работе особенно будет рассматриваться именно последний вопрос.
Степень разработанности темы. Достаточно много внимание наукой административного права уделяется элементам состава административного правонарушения. Но вместе с тем ряд важных проблем, связанных с выявлением и отграничением административных правонарушений возникают в правоприменительной практике.
Цель - исследование особенностей института административного правонарушения. Для достижения поставленной цели мной был определён круг следующих задач:
1. охарактеризовать понятие и признаки административного правонарушения;
2. проанализировать состав административного правонарушения;
3. рассмотреть формы множественности административного правонарушения;
4. исследовать классификации административного правонарушения.
Объект - общественные отношения, возникающие в процессе реализации института административного правонарушения.
Предмет - институт административного правонарушения, практика его реализации, научные работы по данной теме.
Методологической основой исследования послужили общенаучные методы познания: диалектический, метод сравнительного исследования, а также такие частно-научные методы, как историко-правовой, формально-юридический, технико-юридический и др.
Эмпирической основой данной работы стали решения судов Конституционного, Верховного, иных федеральных судов и мировых судей а также судов городов и субъектов Российской Федерации, представленные в государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Правосудие».
Теоретическую базу составили труды таких ученых как: Агапов А.Б., Бахрах Д.Н., Алёхин А.П., Бахриддинов С.Э., Шарипов Т.Ш., Васильев Э.А., Козлов Ю.М., Якимов А.Ю., Якуба О.М., Москаленко С.С., Р. Л. Хачатуров и др.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные выводы могут быть использованы как для совершенствования правового регулирования в области административного права, так и правоприменительной деятельности.
Структура дипломной работы определена с учетом целей и задач предпринятого исследования и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав которые каждый состоит из 2 параграфов, заключение и библиографический список.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итог проведенному исследованию, приходим к следующим выводам.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие либо бездействие физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ установлена административная ответственность ( ст. 2.1 КоАП). В указанном определении законодательно закрепляется, что субъектами административной ответственности являются как физические, так и юридические лица.
Важным признаком понятия «административное правонарушение» является его противоправность. Для того чтобы конкретное лицо понесло административное наказание, необходимо доказать, что его действия либо бездействие вызвали нарушение правил, установленных законом или подзаконным нормативным правовым актом и защищаемых мерами административной ответственности. В Особенной части КоАП РФ установлены конкретные составы административных правонарушений и предусмотрены соответствующие меры наказания.
Таким образом, административное правонарушение является основанием административной ответственности и представляет собой виновное противоправное деяние, совершенное физическим или юридическим лицом.
Состав административного правонарушения выражает публичные интересы общества и служит источником материально-правовых отношений по поводу оценки конкретных действий (бездействия) на предмет их противоправности за счет оптимально необходимой совокупности имеющих индивидуальное содержание элементов, которая позволяет также отделить одно проявление противоправности административного характера от всех других.
Состав правонарушения представляет собой совокупность следующих элементов: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. 53
Объект административного правонарушения -- то, на что оно посягает, т. е. определенная группа общественных отношений, урегулированных нормами конкретной отрасли права и охраняемых законодательством об административных правонарушениях.
Объективная сторона административного правонарушения характеризует внешние проявления противоправного деяния, включая способ и условия его совершения, наступившие последствия и т. п.
Субъектом административного правонарушения является совершившее его лицо. Им может быть как физическое, так и юридическое лицо, независимо от того, является физическое лицо гражданином Российской Федерации или российским юридическим лицом либо иностранным гражданином, лицом без гражданства или иностранным юридическим лицом.
Субъективная сторона административного правонарушения характеризует психическое отношение физического лица к совершенному деянию и его последствиям, т. е. представляет собой вину, которая имеет две формы
(умышленная и неосторожная).
Субъектами административной ответственности являются две группы лиц --физические и юридические лица. Среди физических лиц общими субъектами являются вменяемые граждане Российской Федерации, достигшие 16-летнего возраста (ст. 2.3 и 2.8 КоАП РФ). К ним относятся также иностранные граждане и лица без гражданства, поскольку они подлежат ответственности на общих основаниях с гражданами России (ст. 2.6 КоАП РФ).
Классификация административных правонарушений может быть проведена по различным основаниям. Прежде всего, необходимо учитывать наличие различных источников правового регулирования. Как указывалось ранее в исследовании, административная ответственность устанавливается КоАП РФ и законами субъектов РФ об административных правонарушениях (ст. 1.1 и 1.3 КоАП РФ). В статьях Особенной части КоАП РФ установлена административная 54
ответственность за нарушение норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 1.3 КоАП РФ). Административные правонарушения можно объединить в различные группы, имеющие один и тот же родовой объект (предмет) посягательства. По этому признаку, как правило, сформированы главы Особенной части КоАП РФ.
Также административные правонарушения можно классифицировать и по субъектам административной ответственности, к которым относятся граждане, должностные лица и юридические лица. Административные правонарушения можно различать по форме вины. Можно выделить умышленные правонарушения и правонарушения, совершенные по неосторожности.
Административное правонарушение имеет как общие признаки, так и характерные отличительные черты:
1) представляет собой государственное принуждение;
2) подчиняется общим принципам законности и справедливости права;
3) основанием ее наступления является совершение деяния, причиняющего вред общественным отношениям;
4) влечет за собой наступление неблагоприятных последствий для правонарушителей, предусмотренных санкцией правовой нормы;
5) содержит итоговую правовую оценку деяния и нарушителя от имени государства.
6) субъектами административного правонарушения являются как
физические, так и юридические лица;
7) преимущественно наступает вследствие правонарушений в сфере общегосударственных, а не частноправовых интересов;
8) влечет за собой применение мер административного принуждения, одним из видов которых является административное наказание;
9) устанавливается на уровне Российской Федерации и на уровне ее субъектов, в пределах их ведения;
10) меру административной ответственности своим решением вправе назначить не только суд, но и многие органы исполнительной власти, а также уполномоченные организации и учреждения;
11) применяется органами и должностными лицами в отношении не подчиненных им по службе нарушителей, не связанных с ними служебно-трудовыми отношениями;
12) не влечет для нарушителя судимости и не является основанием увольнения его с работы;
13) имеет особый процессуальный порядок реализации - производство по делам об административных правонарушениях;
14) представляет собой совокупность материально-деликтных
правоотношений, вызванных совершением конкретного правонарушения, и
административно-процессуальных.
Анализ положений теоретической литературы позволяет выделить следующие признаки административного правонарушения как основания административной ответственности: 1) антиобщественность. Законодательством определено, какое деяние является антиобщественным в рамках института административной ответственности, а какое - нет; 2) противоправность. Заключается в совершении деяния, нарушающего нормы административного и иных отраслей права, охраняемые мерами административной ответственности; 3) виновность. Законодательство рассматривает противоправное деяние, совершенное лицом, в качестве административного правонарушения только в случае, если имеет место вина лица, т.е. содеянное было осуществлено умышленно или по неосторожности; 4) наказуемость. Административным правонарушением признается только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Рассмотрение принципов административного правонарушения выявляет следующие проблемы:
1. В КоАП РФ предусмотрена административная ответственность родителей, наступающая за действия их несовершеннолетних детей, не достигших возраста 16 лет. Данное положение не вполне соответствует принципу индивидуализации ответственности, согласно которому лицо не может нести ответственность за деяния, совершенные другим лицом. Представляется, что правильное применение указанных норм возможно путем реализации принципа индивидуализации ответственности в сочетании с принципом виновности, т.е. в каждом конкретном случае необходимо доказать, что противоправные действия несовершеннолетних явились следствием виновного поведения их родителей.
2. Реализация принципа ответственности только за виновные действия усложняется неопределенностью вопроса о вине юридического лица в совершении административной ответственности. С одной стороны ответственность может наступить только при наличии вины, с другой КоАП РФ исходит из позиций объективного вменения в отношении юридических лиц. Данная категория является дискуссионной. Представляется, что она требует дальнейшего обсуждения с целью конкретизации понятия вины юридического лица.
3. Принцип равноправия предусматривает, что все равны перед законом независимо от пола, возраста, национальности, имущественного и должностного положения и т.д. Однако, законодательством предусмотрены особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции. Данное положение объясняется необходимостью в системе сдержек и противовесов. Однако, в силу того, что действенных средств контроля за данными лицами не создано, на практике это порождает множество правонарушений с их стороны и ощущение безнаказанности.
Порядок установления административной ответственности, предусматривающий возможность законодательного закрепления ее как на уровне Российской Федерации, так и на уровне ее субъектов также приводит к некоторым проблемам правового регулирования.
Актуальным направлением совершенствования административного законодательства является деятельность по приведению нормативных правовых актов в упорядоченную систему.
Поскольку в настоящее время вопрос о формах кодификации административно-правовых норм законодательно не урегулирован, правотворческие органы пользуются широким правом выбора между несколькими путями правового регулирования. Установилось две формы систематизации регионального законодательства в форме кодекса и в форме систематизированного не кодифицированного закона. Представляется, что первая из них не совсем удачна, так как стремление регионального законодателя воспроизвести структуру кодекса приводит к недостаткам юридической техники, повторам и юридическим коллизиям. Стремление законодателя субъекта Российской Федерации отразить региональную специфику при установлении принципов, задач и других общих положений законодательства об административных правонарушениях приводит к признанию судом этих положений недействующими в связи с вмешательством в федеральную юрисдикцию.
В то же время практика принятия большого количества несистематизированных законов, устанавливающих административную ответственность за правонарушения в различных сферах, усложняет правоприменительную деятельность органов и должностных лиц, уполномоченных осуществлять функции в рамках производства по делам об административных правонарушениях. Поэтому тенденции к систематизации регионального законодательства в субъектах РФ, по нашему мнению, следует расценивать положительно. Полагаем, что каждый субъект РФ должен создать свой закон об административных правонарушениях, ограничившись пределами своего ведения, не стараясь воспроизводить структуру и основные положения КоАП РФ.
Открытым остается вопрос о правовой природе мер ответственности, установленных не в КоАП РФ, а в иных нормативно-правовых актах. Существует несколько подходов к рассмотрению данной проблемы.
Меры юридической ответственности применяются к физическим и юридическим лицам за нарушения налогового, таможенного, банковского и антимонопольного законодательства, за нарушение правил строительства и производства стройматериалов, землепользования в Российской Федерации и т.д.
Одни авторы считают эти виды ответственности разновидностями административной ответственности, другие самостоятельными видами, третьи - квазиадминистартивными, т.е. ответственностью, которая по сути является административной, но выходит за пределы регулирования КоАП РФ.
Автору данной работы наиболее обоснованной и понятной представляется точка зрения И.В. Максимова, согласно которой рассматриваемые меры имеют «квазиадминистративный» характер. В целях упорядочения законодательства считаем необходимым включать составы налоговых, финансовых и др. правонарушений в отдельные главы КоАП РФ, вместе с соответствующими наказаниями.



1.1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6 - ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
1.2. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по
гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.) //
Специальное приложение к Вестнику Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 1999. - № 3.
1.3. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 13. - Ст. 1447.
1.4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (ред. от 23.05.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - №32. - Ст. 3301.
1.5. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018) // Собрание
законодательства Российской Федерации. - 2002 г. - № 1.- Ст. 1.
1.6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998
№ 146-ФЗ (ред. от 19.02.2018) // Собрание законодательства Российской
Федерации. - 1998 г. - № 31. - Ст. 3824.
1.7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1. - Ч.1. - Ст. 3.
1.8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - №
25. - Ст. 2954.
1.9. О государственной гражданской службе Российской Федерации:
федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // Собрание
законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 31. - Ст. 3215
1.10. О статусе судей в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 19.02.2018) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992. - № 30. - Ст. 1792.
1.11. О мировых судьях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ (ред. от 05.04.2016) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 51. - Ст. 6270.
1.12. О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: Постановление Пленума Верховного Суда РФ 24 марта 2005 г. № 5 (ред. от 09.02.2012) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 2005 г. - № 6.
1.13. О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях : Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 (ред. от 21.12.2017) // Вестник ВАС РФ. - 2008. - № 10.
2. Специальная литература
2.1. Абашидзе, А.Х. Международная и внутригосударственная защита прав человека: учебник / А.Х. Абашидзе, З.Г. Алиев, К.Ф. Амиров и др.; под ред. Р.М. Валеева. - М.: Статут, 2011. - 830 с.
2.2. Административное право России: учебник / отв. ред. Л.Л. Попов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2012. - 513 с.
2.3. Аверина Е.А. Административное право России в вопросах и ответах: Учеб. пособие. / Е. А. Аверина. - М.: ТК Велби; Изд-во «Проспект», 2005. - 136 с.
2.4. Агапов, А.Б. Административное право: учебник / А.Б. Агапов. - М.: Проспект, 2009. - 228 с.
2.5. Адушкин Ю.С. Субъекты административной ответственности: новеллы и проблемы реформированного КоАП РФ // Ю.С. Адушкин. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: проблемы административной ответственности в России. Н. Новгород, 2002. - С. 256.
2.6. Алексеев, С.С. Общая теория права. Т. 2. / С. С. Алекссев. - М.: Юридическая литература, 1982. - 360 с.
2.7. Алехин, А.П. Административное право Российской Федерации / А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. - М.: ИКД, 2006. - 256 с.
2.8. Алжеев, И.А. Конституционное право Российской Федерации: учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки "Юриспруденция" (квалификация "бакалавр") / И.А. Алжеев, И.Б. Власенко, Е.Ю. Догадайло, под ред. С.И. Носова. - М.: - Статут, 2014. - 391 с.
2.9. Акопов Л.В. Административное право: Учебник для вузов /Л.В. Акопов, М.Б. Смоленский. - 2-еизд., испр. и доп. - М.: Академцентр: Дашков И.К., - 2011.
2.10. Бахрах, Д.Н. Административное право: учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. - 5-е изд. - М.: Норма, 2011. - 816 с.
2.11. Бахрах, Д.Н. Административное право: учебник. Часть общая / Д.Н. Бахрах. - М.: БЕК, 2010. - 485 с.
2.12. Бочаров С.Н. Административная юрисдикция: Учебное пособие./ С.Н. Бочаров, А.В. Зубач, М.В.Костенников, А.В.Куракин, М.Г.Сальников, В.А. Тюрин. - М.: МосУ МВД России; Изд-во "Щит-М", 2005.
2.13. Борисов А. Н. Административные правонарушения. / А.Н. Борисов. - Система ГАРАНТ, - 2012 г.
2.14. Братановский, С.Н. Административное право: учебник / С.Н. Братановский. - М.: Директ - Медиа, 2013. - 921 с.
2.15. Васильев Э.А. Общие черты административного правонарушения и преступления // Э.А. Васильев. «Административное право и процесс». - 2007. - № 1.
2.16. А. Е. Лунев. Административная ответственность за правонарушения./ А. Е. Лунев. Госюриздат. - 1961.
2.17. Ковалева Н. Определение объективной стороны административного правонарушения / Н. Ковалева. «ЭЖ-Юрист». - 2007. - № 6.
2.18. Козлова Л.Л. Административное право: Учебник / Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. - М.: Юрист, 2009.
2.19. Коренев, А.П. Нормы административного права и их применение /А.П. Коренев. - М.: Юридическая литература, 1978. - 141 с.
2.20. Кудашев Ш.А. Должностные лица - субъекты административной и уголовной ответственности // Мировой судья. - 2006. - № 7.
2.21. Москаленко С.С. О субъекте правонарушения по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения // Мировой судья.- 2006. - № 12.
2.22. Мелёхин А.В. Административное право Российской Федерации. - М.: МФПА, 2011. - 624 с. - (Университетская серия).
2.23. Мигачев Ю.И. Административное право Российской Федерации /Ю.И. Мигачев, Л.Л. Попов, С.В. Тихомиров; Под ред. Л.Л. Попова . - М.: Высшее образование, 2009. - 467 с.
2.24. Попов Л.Л. Административное право России /Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев, С.В. Тихомиров. - 2-еизд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2011. - 752 с.
2.25. Россинский Б.В. Административное право: учебник / Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. - М.: Норма, 2010. - 239 с.
2.26. Серков П.П. Длящиеся административные правонарушения //
Российская юстиция. - 2007, № 7.
2.27. Сидоренко Е.Н. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. 5-е изд., Е. Н. Сидоренко. - «Проспект», - 2013 г.
2.28. Хаманева, Н.Ю. Административное право Российской Федерации: учебник / Н.Ю. Хаманева. - М.: Юристъ, 2009. - 194 с.
2.29. Хатова Ж.М. Понятие состава административного правонарушения нуждается в законодательном закреплении // Административное право и процесс. - 2007. № 1.
2.30. Четвериков В. С. Административное право: Учебник. / В. С. Четвериков. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, - 2012.
2.31. Четвериков В.С. Административное право Российской Федерации. - 6- еизд., перераб. и доп. - М.: Закон и право, 2010. - 415 с.
2.32. Черкаев Д.И. Административная ответственность юридических лиц // Д.И. Черкаев. - Законодательство. - 2001. - № 11.
2.33. Юсупов В.Л., Теория административного права, М., 1999.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ