ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ БИЗНЕС -
ПРОЦЕССОВ В УЧЕТЕ ПРОДАЖ 7
1.1 Задачи и функции учета продаж в заведениях общественного
питания 7
1.2 Особенности осуществления бизнес - процессов при осуществлении
автоматизации процесса учета продаж 14
1.3 Обзор систем программного обеспечения для автоматизации учета
продаж товаров 20
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ООО ЧЕЙСИ» 28
2.1 Общая характеристика и анализ организационная структура ООО
«Чейси» 28
2.2 Анализ торговой деятельности 33
2.3 Анализ бизнес - процессов ООО «Чейси» 37
2.4 Необходимость автоматизации деятельности предприятия 43
3 ВНЕДРЕНИЕ И КОНФИГУРАЦИЯ СИСТЕМЫ ДЛЯ
АВТОМАТИЗАЦИИ УЧЕТА ПРОДАЖ 46
3.1. Техническое задание на проектирование, разработанное для 46
ООО «Чейси» 46
3.2 Этапы внедрения системы «iiko» 48
3.3 Оценка эффективности внедрения системы автоматизации учета и направления повышения эффективности деятельности организации .... 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 72
Деятельность организаций во многом зависит от организации учетных процессов. Фактически объектом учета является информация, которая в ходе учетных процессов систематизируется, анализируется и подвергается тщательному исследованию. Таким образом, обследуемые данные формируются в информационные потоки, на основании которых и принимается управленческое решение. Важная роль в формировании данных потоков играет именно финансовая информация, так как она позволяет определять успешность бизнеса.
Грамотно систематизированная информация позволяет любой организации, независимо от ее организационно-правовой формы, размеров реализовывать следующие задачи:
• осуществлять внутренний и внешний контроль за движением информационных потоков (ресурсных, финансовых и т.д.);
• контролировать соблюдение юридических норм (в т. ч. законодательных);
• предотвращать негативные последствия деятельности организации (например, банкротство);
• обеспечивать устойчивость бизнеса в долгосрочной перспективе.
Не всегда эта деятельность носит в организации системный характер, своевременно актуализируются данные. Все это является проблемой как для собственников бизнеса, так и для их контрагентов.
Особое внимание управления информацией должно уделяться современными организациями в рамках построения бизнес-процессов, а также учитывая цифровизацию деятельности и автоматизацию данных процессов.
Вопросами изучения проблемы систематизации, анализа информации занимались как отечественные, так и зарубежные ученые. Среди авторов, уделявших внимание процессам систематизации и автоматизации информации, можно выделить С.В.Афанасьева, Р.С. Гиляревского, А.В. Назарова, М.В. Стенюкова и др.
Следует заметить, что большинство авторов рассматривают проблему к привязке к крупному и среднему бизнесу, малому бизнесу внимание практически не уделяется. Кроме того, большинство работ посвящено деятельности промышленных организаций.
Важная роль в структуре современного малого бизнеса отводится предприятиям общественного питания, особенностью которых является организация одновременного производства готовых блюд и их реализация. Данный процесс особенно важен с позиции осуществления учетной и аналитической деятельности, увеличения скорости обработки информации. Для достижения данной задачи важную роль играет автоматизация бизнес-процессов.
Объектом исследования выступает экономическая деятельность ООО «Чейси» и его процесс учета продаж.
Предметом исследования являются информационные потоки в области учета продаж предприятия общественного питания.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в построении алгоритма автоматизации учетной деятельности организации в области движения наличных денежных потоков (кассовых операций).
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1) изучить теоретические основы осуществления учетных операций, особенности учета продаж;
2) исследовать рынок программного обеспечения деятельности организаций общественного питания с позиции выявления особенностей продуктового ряда;
3) проанализировать деятельность конкретной организации, выявив положительные и отрицательные стороны и тенденции;
4) сформировать предложения по совершенствованию деятельности организации на основе автоматизации бизнес-процесса учета реализации продукции (продаж).
Научная новизна исследования заключается в систематизации информации по автоматизации бизнес-процессов деятельности организаций общественного питания в сфере малого бизнеса.
Практическая значимость заключается во внедрении на исследуемом предприятии системы автоматизации учета продаж, позволившей существенно усилить контроль за движением денежных средств.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, содержит табличный материал, рисунки, в библиографический список входит 57 источников. В первой главе рассмотрены теоретические основы проведения учетных операций, особенностей их проведения на предприятиях общественного питания, используемое на отечественном информационном рынке программное обеспечение. Во второй главе проводится анализ деятельности ООО «Чейси». В третьей главе на основе выявленных проблем даются рекомендации по устранению недостатков в части автоматизации бизнес-процессов и формирования программы лояльности.
Деятельность современных предприятий неразрывно связана с процессами автоматизации. Данные процессы позволяют более точно и оперативно систематизировать имеющуюся информацию, принимать управленческие решения в случае возникновения негативных ситуаций. Исследование теоретических основ осуществления учетных операций позволило выявить их необходимость для целей повышения эффективности бизнеса. Особенностью осуществления учетных операций предприятий общественного питания является то, что реализация продукции осуществляется в течение короткого промежутка времени после ее изготовления, что требует повышенного внимания к такой операции, как «учет продаж». Кроме того, более пристальное внимание к учету продаж должно уделяться вследствие неравномерного спроса на производимую продукцию в различные временные периоды (по месяцам и в течение дня).
Анализ рынка программного обеспечения показал наличия большого числа вариантов. Предварительный анализ систем управления баз данных показал, что выделяют три основные группы в зависимости от объема обрабатываемой информации и способа доступа к ней: файл-сервер, клиент-сервер и терминал- сервер.
При внедрении системы автоматизации учета продаж основной проблемой является корректность работы данной системы.
Российский рынок программного обеспечения представлен большим набором IT-продуктов, наиболее популярными из которых являются «r-kipper» и «iiko». Сравнительный анализ показал, что для целей учета продаж наиболее оптимальным является «iiko».
Объектом исследования выступила деятельность ООО «Чейси». В настоящее время ООО «Чейси» является достаточно динамично развивающимся предприятием общественного питания, которое осуществляет продажу продуктов быстрого питания под маркой «Дубай». Организация не имеет большого штата, сотрудники совмещают обязанности разного функционала для экономии средств. Деятельность по финансовому и налоговому учету осуществляет компания аутсорсинга «Квик». Несмотря на рост среднего чека и объема продаж в физическом выражении чистая прибыль организации снижается, что негативно характеризует финансовое положение. Особое внимание заслуживает показатель рентабельности. Который снижается с 27% в 2015 до 16% в 2017 г. В целом можно отметить, что имущественное положение организации ухудшается (снижается размер активов), денежные средства отсутствуют, что делает организацию уязвимой, показатели эффективности бизнеса падают вследствие появления на рынке конкурента ООО «Грильница», ведущего агрессивную торговую политику. Для совершенствования деятельности предприятия ООО «Чейси» необходимо автоматизировать процессы продаж на точках продаж. Для этого было принято решение создать клиентскую базу и внедрить информационную систему для учета продаж.
На основании проведенного теоретического исследования, ООО «Чейси» было предложено использовать систему «iiko». Система «iiko» наиболее популярна для предприятия общественного питания. Обучение данной программе будет легче благодаря простому интерфейсу по сравнение с программой «R-kipper». Также в организации большинство сотрудников уже работали с платформой «iiko», это существенно сокращает время на обучение работы с системой. При помощи этого продукта директор будет видеть остатки товаров, хранящихся на складе и по точкам, динамику продаж и иную нужную ему информацию. Исходя из полученной информации, директор сможет прогнозировать будущие и текущие расходы и платежи.
Использование клиентской базы позволит отделу продаж увеличить количество обработанных заявок, снизить затраты на обработку заявки почти в 2 раза, уменьшить простои в работе специалистов.
Одновременное введение системы учета продаж и системы лояльности позволит увеличить показатели экономической эффективности деятельности.
Так, увеличение чистой прибыли произойдет с 2022,8 тыс. руб. до 2456,4 тыс. руб., или на 433,6 тыс. руб. увеличится и рентабельность бизнеса с 16 до 17,6%. Данные показатели рассчитаны только для первого года реализации проекта вследствие низкого срока окупаемости проекта (менее года).
1. Автоматизация бара, ресторана или кафе - выбор ККТ, кассы-онлайн и программ для автоматизации точки общепита [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://kassa-spb.ru/blog/avtomatizatsiya-bara-restoran.
2. Автоматизация ресторанов в Краснодаре. Учёт в ресторане. Оборудование для ресторанов. Программа для ресторана [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ricam.ru.
3. Автоматизация ресторана быстрого питания [Электронный ресурс].-
Режим доступа: usc.ru
4. Аксенов, К.А. Работа с CASE - средствами BPwin, Erwin: учебник / К.А. Аксенов, Б.И. Клебанов. - М.; Екатеринбург, 2009. - 362 с.
5. Балабанов, И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего объекта / И.Т. Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 260 с.
6. Ситкин, В. Автоматизация ресторана и кассовая техника / В. Ситкин, Н. Химич, К. Рыбников. - М.: Сервис ККМ, 2010. - 200 с.
7. Валевич, Р.П. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: учебник / Р.П. Валевич, Г.А. Давыдова. - М.: Новое знание, 2010. - 126 с.
8. Васюкова, А.Т. Организация
производства и обслуживания на предприятиях общественного питания / А. Т. Васюкова, Т. Р. Любецкая; под ред. А. Т. Васюковой. - М.:
Дашков и К, 2014. - 415 с.
9. Дашков, Л.П. Коммерция и технология торговли. - М.: Издательско- книготорговый центр «Маркетинг», 2014. - 700 с.
10. Дубейковкий, В.И. Эффективное моделирование с
ALLFusionProcessModeler / В.И. Дубейковкий. - М.: Диалог-МИФИ, 2007. - 384 с.
11. Ляндау, Ю.В. Два подхода к совершенствованию бизнес-процессов / Ю.В. Ляндау, М.А. Пономарев // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2013. № 4 (35). С. 5-11.
12. Ищейнов, В.Я. К вопросу структуры изучаемой совокупности угроз безопасности информации / В.Я. Ищейнов, С.М. Чудинов // Вопросы радиоэлектроники. 2016. № 7. С. 90-92.
13. Карминский, А.М. Информатизация бизнеса. Концепции, технологии, системы / А. М. Карминский. - М.: Астрэль, 2012. - 624 с.
14. Компания UCS - системы автоматизации для индустрии
гостеприимства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ucs.ru.
15. Костров, А.В. Степень готовности системы управления бизнес- процессами / А.В. Костров, В.Ф. Корнюшко, О.А. Жданович, И.С. Иванчук. - М.: Изд. дом Ун-та «Синергия», 2014. - 95 с...