Введение 3
Глава 1 Основы правового регулирования налогообложения в странах ЕАЭС.
1.1 Характеристика налоговых систем стран- участниц ЕАЭС 6
1.2 Особенности правовых актов регулирующих налогообложение в
странах ЕАЭС 13
Глава 2. Интеграция налогового законодательства стран участниц ЕАЭС в
сфере налогового контроля 27
2.1 Понятие и формы налогового контроля государств участников ЕАЭС.
2.2 Правовое регулирование налоговых проверок в государствах
ЕАЭС 44
Глава 3 Пути интеграции стран ЕАЭС в сфере налогового законодательства
Заключение 72
Библиографический список 74
В современной мировой экономике одной из важнейших форм развития межгосударственного сотрудничества являются интеграционные процессы. На сегодняшний день развитию норм международного права можно дать высокую оценку, однако, соблюдение данных положений оставляет желать лучшего.
Исторически сложилось так, что отношения между государствами всегда определялись соотношением военно-экономического потенциала, балансом сил. Вот и сейчас, хотя государства имеют право использовать вооруженную силу только для самообороны, баланс сил имеет по-прежнему первостепенное значение. В современных условиях неправомерное использование вооруженной силы мощными державами вызывает осуждение, противодействие со стороны других стран, мировой общественности, опирающейся на международное право. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что одним из основополагающих принципов успешного функционирования любого государства является проводимая страной налоговая политика, соответственно особенности налогового взаимодействия стран - участниц при интеграции в Евразийский экономический союз требуют глубокого анализа, а ввиду недавнего образования данной интеграционной группировки исследованы незначительно.
Одной из базовых задач созданного объединения стран - наведение порядка в действующих и ратифицированных сторонами международных соглашениях, а также систематизация правовой базы по принципу ее кодификации.
Среди ученых, освещающих вопросы налоговой политики, налогов и налогообложения государств необходимо выделить И.А. Майбурова, Д.Г. Черника, Ю.Д. Шмелева, Н.Т. Мамбеталиева, А.В. Аронова, В.А. Кашина, А.М. Гоголева, Е.П. Зобова. Большой вклад в изучение интеграционных
процессов, валютно-кредитных отношений, инвестиционной привлекательности стран внесли такие ученые, как Н.П. Гусаков, И.Д. Демина, Е.Н. Домбровская, Н.А. Дубинский, Д.К. Кадрия, П.А. Калиниченко, А.А. Каширкина А.А., А.Н. Морозов. В работах таких ученых, как Н.И. Малис, Н.А. Горохова, И.Г. Кивико И., отражена проблематика по взаимодействию бюджетной и налоговой политики. Спецификой расчета налоговой нагрузки на экономику страны занимались такие ученые, как С. Н. Нугербеков, Ю. В.Тычинская, Г. Ж. Карашулакова.
Однако при многочисленных исследованиях в области налогообложения, изучения интеграционных процессов между странами пространства ЕАЭС (и других государств) достаточно трудно в научной литературе найти в должной мере проработанные вопросы по разработке единых подходов к налогообложению в рамках объединенного экономического пространства государств и выявлению параметров, влияющих на конкурентоспособность интеграционной группировки в мире. Недавнее создание ЕАЭС, нерешенные вопросы по консолидации налоговых законодательств пространства обусловили выбор темы настоящего диссертационного исследования.
Целью курсовой работы является рассмотрение проблем интеграции налогового законодательства стран ЕАЭС.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать характеристику налоговых систем стран-участниц ЕАЭС
2. Рассмотреть особенности правовых актов, регулирующих налогообложение
3. Рассмотреть понятие и формы налогового контроля государств участниц ЕАЭС.
4. Изучить правовое регулирование налоговых проверок в государствах- участниц ЕАЭС.
5. Рассмотреть пути интеграции стран ЕАЭС в сфере налогового законодательства.
Объектом исследования выступают возникающие общественные отношения, в процессе налогового и экономического взаимодействия стран пространства ЕАЭС в процессе интеграции.
Предметом исследования являются специальная литература, судебная и правоприменительная практика государств Евразийского экономического союза при анализе их текущего экономического и правового состояния.
В процессе работы применялись общенаучные методы и приемы: анализа, синтеза, сравнения, метод научной абстракции, моделирования, системные и ситуационные подходы к предмету исследования.
Целью и задачами выпускной квалификационной работы обусловлена структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, поделенных на параграфы, заключения и библиографического списка.
Налоговое законодательство государств ЕАЭС претерпевает воздействие как внешних, так и внутренних факторов. Основное направление внешнего воздействия — это гармонизация и унификация налогового законодательства, осуществляемые посредством принятия международных договоров в рамках СНГ и ЕАЭС, в том числе путем принятия решений наднационального регулятора — Евразийской экономической комиссии. Особое значение для осуществления гармонизации законодательства приобретают модельные налоговые законы, принимаемые Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ.
Внутри государства происходит процесс систематизации налогового законодательства, которая приобретает непрерывный характер вследствие динамизма правового регулирования налоговых отношений. Кодификация представляет собой основную форму систематизации налогового законодательства в государствах ЕАЭС. Во всех пяти государствах-членах ЕАЭС действуют налоговые кодексы.
Кодифицированный акт регулирует обширную сферу общественных отношений и включает в себя нормы, регулирующие наиболее важные, принципиальные вопросы, определяющие законодательные основы конкретной отрасли законодательства.
Налоговые кодексы ЕАЭС отличаются значительным нормативным массивом и структурой, обладающей как сходными, так и особенными частями.
Предмет кодификации формируется по результатам разделения системы законодательства на отрасли. В государствах ЕАЭС систематизация законодательства, регулирующего публичные финансы, пошла по пути кодификации на подотраслевом уровне (появилось бюджетное, налоговое, валютное законодательство).
Кодификация способствует укреплению системности нормативных актов, регулирующих налоговые отношения. Налоговый кодекс стоит во главе налогового законодательства. Закрепляется примат норм налогового кодекса по отношению к любым другим законодательным нормам, регулирующим налоговые отношения. В Российской Федерации сформирована «федеральная» структура налогового законодательства, включающая три его уровня (федеральный, региональный и местный). В остальных унитарных государствах ЕАЭС образовалось «монолитное» налоговое законодательство, представляющее собой единый нормативный правовой массив, совокупность нормативных правовых актов, принимаемых в соответствии с налоговым кодексом для регулирования налоговых отношений. Все иные акты налогового законодательства производны от налогового кодекса и не могут ему противоречить. Если в России налоговое законодательство формируется через объединение законодательных актов (федеральных и региональных законов о налогах и сборах, нормативных правовых актов о налогах и сборах, принятых представительными органами местного самоуправления), то в других государствах ЕАЭС налоговое законодательство включает в свой состав как законодательные акты, так и иные источники налогового права — международные договоры, подзаконные акты. В налоговом кодексе может устанавливаться запрет на включение налоговых норм в непрофильные («неналоговые») законодательные акты. Такой запрет направлен на избежание коллизий между lex generalis и lex specialis при регулировании налоговых отношений.
1. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 8 мая 2015г.) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. - Электр. дан. - Заглавие с экрана. URL: http://www.pravo.gov.ru/(дата обращения 26.04.2018).
2. Таможенный кодекс ЕАЭС (приложение №1 к Договору о Таможенном
кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс]. - Электр. дан. - Заглавие с экрана. URL:
http://ivo. garant.ru/#/document/71652992/paragraph/6419:2/ (дата обращения 21.04.2018).
3. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6- ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 г. № 2- ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11- ФКЗ)/ Собрание законодательства РФ, - 2014 г., - Ст. 4398.
4. Налоговый кодекс Республики Армения: закон Республики Армения. HO-
165-N от 1 ноября 2016 года // Официальный сайт Министерства Юстиций Республики Армения [Электронный ресурс] - Электр. дан. - Заглавие с экрана. URL: http://www.translation-
centre.am/pdf/Trans_ru/HH_Codes/Harkayin_orensgirq_ru.pdf/ ( дата
обращения 24.06.2018)
5. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть) от 19 декабря
2002 года № 166-3 (ред. от 18.10.2016 г.) // ИС ПАРАГРАФ [Электронный ресурс] - Электр. дан. - Заглавие с экрана. URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30404087/ (дата обращения
24.06.2018).
6. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) от 29 декабря 2009 года № 71-З (ред. от 09.01.2017г. ) // ИС ПАРАГРАФ [Электронный ресурс] - Электр. дан. - Заглавие с экрана. URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30553155/(дата обращения 24.06.2018).
7. Налоговый кодекс Кыргызской Республики. NQ 230 от 17.10.2008: // ИС ПАРАГРАФ [Электронный ресурс] - Электр. дан. - Заглавие с экрана. URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30355506/(дата обращения 23.06.2018).
8. Кодекс Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» // ИС ПАРАГРАФ [Электронный ресурс] - Электр. дан. - Заглавие с экрана. URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=36054980/(дата обращения 24.06.2018).
9. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 04.06.2018) // Информационно-правовой портал гарант [Электронный ресурс] - Электр. дан. - Заглавие с экрана. URL: http://ivo.garant.rU/#/document/10900200/paragraph/1:2/(дата обращения 21.06.2018).
10. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 04.06.2018) // Информационно-правовой портал гарант [Электронный ресурс] - Электр. дан. - Заглавие с экрана. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/10900200/paragraph/1:2/(дата обращения 21.06.2018).
Литература
11. Абрамчик, Л.Я. Сущностно-содержательная характеристика налогового
правонарушения (по законодательству Республики Беларусь)/Л.Я.
Абрамчик // Современное право. - 2015. - № 10. - С. 163 - 168.
12. Авдеев, В.В. Положение об учетной политике на 2015 год: резервы в налоговой политике/ В.В. Авдеев // Налоги. - 2014. - № 38. - С. 7 - 15.
13. Арабян, М.С. Некоторые аспекты налогообложения в контексте деофшоризации/М.С. Арабян, А.Б. Дмитриева // Налоги. - 2015. - № 4. - С. 19 - 24.
14. Барковец, В.А. Узнайте, нужно ли вам менять налоговую учетную политику на 2016 год / В.А. Барковец // Упрощенка. - 2015. - №12. - С. 62 - 68.
15. Воробей, Г.А. Фискальное право Республики Беларусь/ Г.А. Воробей // "Налоги"(газета). - 2011. - № 42 - С.168.
16. Гоголев, А.М. Налоговая политика как основополагающий элемент организационно-правового механизма концепции государственного администрирования в области налогов и сборов / А.М. Гоголев // Финансовое право. - 2015. - № 10. - С. 26 - 33.
17. Головченко, О.Н. Гармонизация налогового законодательства в рамках Таможенного союза /О.Н. Головченко // Финансовое право. - 2015. - № 3. - С. 23 - 28.
18. Голодова, Ж.Г. Налогообложение недвижимого имущества физических лиц: опыт стран СНГ /Ж.Г. Голодова, Ю.С. Ранчинская // Международный бухгалтерский учет. - 2014. - № 37. - С. 11 - 22.
19. Горина, Г.А. Контролируемые сделки и налоговый контроль /Г.А. Горина // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. - 2015. - № 9. -С. 35 - 43.
20. Григоров, К.Н. Сравнительно-правовой анализ регулирования налогов на имущество организаций Республики Беларусь и Республики Казахстан /К.Н. Григоров // Финансовое право. - 2015. - № 5. - С. 31 - 37.
21. Демина, И.Д. Система показателей нефинансовой отчетности для оценки инвестиционной привлекательности компаний /И.Д. Демина, Е.Н. Домбровская //Аудиторские ведомости. - 2015. - № 9. - С. 169.
22. Дубинский, Н.А. Договор о Евразийском экономическом союзе: документ, регулирующий внешнеэкономическую деятельность/Н.А. Дубинский //Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2015. - № 3. - С. 44 - 53.
23. Давлетшин, Т. Нейтральность НДС и гармонизация налоговых режимов/Т. Давлетшин // Налоговый вестник. - 2015. - №10. - С. 64 - 67.
24. Егоров, С.А. Международное право: Учебник (5-е издание,
переработанное и дополненное) / С.А. Егоров. - М.: Статут, 2014. - 520 с.
25. Егорова, А.О. Возврат товаров белорусскому поставщику /А.О. Егорова // Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2014. - № 11. - С. 73 - 74.
26. Захарова О.О. Налоговая гармонизация как неотъемлемая часть
общеэкономических интеграционных процессов в государствах-членах Евразийского экономического союза / О.О. Захарова // Молодой ученый. - 2016. - №11. - С. 750-753.
27. Зорина, Р. С. Перспективы гармонизации налогового законодательства стран — участниц ЕАЭС / Р.С. Зорина // Законодательство. - 2015. - № 7. - С. 47- 82.
28. Мамбеталиев, Н. Т. Налоги и налогообложение в Евразийском
экономическом союзе / Н.Т. Мамбеталиев // Налоговая политика и практика. - 2015. - № 5. - С. 78- 80.