Публично-правовые основы финансовой деятельности государства
|
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА 7
1.1 Понятие и сущность финансовой деятельности государства 7
1.2 Принципы осуществления финансовой деятельности государства 15
1.3 Бюджет - как основа для финансовой деятельности государства 23
ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА 29
2.1 Конституционное регулирование финансовой деятельности государства ... 29
2.2 Роль актов Конституционного суда Российской Федерации в правовой
определенности финансовой деятельности государства 36
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА 46
3.1 Бюджетная и долговая политика - как элементы совершенствования
финансовой деятельности государства 46
3.2 Основные направления денежно-кредитной политики 55
3.3 Тенденции развития цифровой экономики в Российской Федерации 64
Заключение 75
Библиографический список
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА 7
1.1 Понятие и сущность финансовой деятельности государства 7
1.2 Принципы осуществления финансовой деятельности государства 15
1.3 Бюджет - как основа для финансовой деятельности государства 23
ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА 29
2.1 Конституционное регулирование финансовой деятельности государства ... 29
2.2 Роль актов Конституционного суда Российской Федерации в правовой
определенности финансовой деятельности государства 36
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА 46
3.1 Бюджетная и долговая политика - как элементы совершенствования
финансовой деятельности государства 46
3.2 Основные направления денежно-кредитной политики 55
3.3 Тенденции развития цифровой экономики в Российской Федерации 64
Заключение 75
Библиографический список
Взаимодействие права и экономики проявляется, прежде всего, во взаимозависимости правовых и экономических отношений. Хотя экономические отношения и развиваются по собственным законам, но при этом, с одной стороны, многие из них регулируются нормами права, становясь правовыми отношениями, не утрачивая при этом своей экономической сути, с другой стороны, экономические процессы оказывают существенное влияние на развитие всей системы права.
Отмечая роль права в развитии экономической основы общества, следует подчеркнуть ведущую роль конституционного права в механизме правового регулирования экономических отношений, которое в своих нормах закрепляет исходные начала экономики, определяет возможные виды форм собственности, экономические основы общественных отношений и в целом существующей экономической системы.
Формирование современного Российского Государства в период 90-х годов XX в. сопровождалось реформированием системы управления финансами, обновлением всей правовой базы финансовой системы, формированием принципиально новых принципов ее функционирования.
Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. повлекло за собой изменение и роли государства в финансовой сфере, путем расширения демократических основ, создания новых правовых механизмов финансового обеспечения различных уровней государственной власти. В этой сфере актуальными становятся проблемы поисков и практического применения, эффективных и адекватных конституционным принципам и нормам форм и методов функционирования финансовой системы.
До сих пор при подготовке и принятии финансовых законов недостаточно учитываются положения Конституции Российской Федерации, нередко конституционные принципы и нормы оцениваются и трактуются ошибочно. Продолжается практика неисполнения ряда конституционных норм (например, в процессе перераспределения доходов между бюджетами, разграничения бюджетных полномочий).
Одним из приоритетных направлений в развитии науки финансового права в настоящее время становится исследование правой природы финансовой деятельности государства и выявление особенностей ее правового регулирования.
Кроме того, глобальный кризис выявил актуальность исследования правовых проблем деятельности государства в области финансовых отношений, касающихся сбора, распределения и использования денежных средств. Особенность этих отношений сегодня состоит не только в беспрецедентных масштабах активности государства в рассматриваемой сфере, но и в том, что финансовые отношения — это предмет детального конституционного регулирования в большинстве государств мира
Главные факторы эффективного функционирования финансовой системы обусловлены общими экономическими и политическими условиями, в которых протекает жизнедеятельность того или иного общества, действующим в нем государственным режимом. Немаловажную роль в регулировании финансовых отношений играет право. Оно создает юридические рамки, оформляет основные правила, в соответствии с которыми должна осуществляться финансовая деятельность государства.
Фундамент, на котором основываются правовые формы организации и деятельности государства в исследуемой области, базовые принципы функционирования финансовой системы определяются основным законом страны — конституцией. Конституционные принципы закрепляют правила принятия основного финансового закона страны (бюджета), порядок установления налогов, правила распределения доходов между уровнями государства (межбюджетные отношения). В конституцию включены нормы, закрепляющие формы организации и механизм контроля над сбором и расходованием государственных средств.
В составе источников, регулирующих финансовые отношения, помимо конституции, имеются и другие нормативные акты. Среди них — обширное текущее законодательство, подзаконные акты (так называемое делегированное законодательство). В отдельных странах действуют кодифицированные законы, регулирующие бюджетные или налоговые отношения. Значительную роль в регулировании финансовых отношений также играют решения высших судебных органов.
В основе теоретических положений настоящего исследования лежат труды ученых юристов и экономистов, внесших неоценимый вклад в разработку проблем финансов и их правового регулирования, в т.ч. таких, как: М.И. Боголепов, И.Х. Озеров, Н.М. Артемова, И.И. Веремеенко, Л.К. Вороновой, О.Н. Горбуновой, Е.Ю. Грачевой, С.В. Запольского, Ю.А. Крохиной, Г.П. Толстопятенко, Н.И. Химичевой и других ученых.
С позиций государственного управления большой вклад в понимание сущности и роли бюджета для современного государства внесли О.Н. Горбунов, Л.К. Воронова, Ю.В. Другова, Т.В. Конюхова, Ю.А. Крохина. Вопросы правового регулирования финансовых отношений рассматриваются в работах В.В. Бесчеревных, К.С. Вельского, Е.Ю. Грачевой, М.А. Гурвича, Т.С. Ермаковой, М.В. Карасевой, А.Н. Козырина, Ю.А. Крохиной, И.И. Кучерова, НА Куфаковой, Г.В. Петровой, Е.А. Ровинского, А.Д. Селюкова, Г.П. Толстопятенко и др.
Проблемы регулирования межбюджетных отношений конституционными и административно-правовыми нормами затронуты в работах И.И. Веремеенко, Ю.А. Тихомирова и др.
Объектом исследования выступают положения Конституции Российской Федерации, федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные акты органов местного самоуправления, опосредующие финансовую деятельность государства, и правоотношения, складывающиеся в процессе реализации этих нормативных актов.
Предметом исследования является финансовая деятельность государства как объект правового регулирования.
Целью исследования является изучение основных нормативных правовых актов, регулирующих финансовую деятельность государства.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
-Определить понятие и признаки финансовой деятельности;
- Рассмотреть основные принципы финансовой деятельности государства;
- Раскрыть сущность и роль бюджета, как экономической и правовой категории;
- Рассмотреть конституционные основы финансовой деятельности государства;
- Проанализировать роль Конституционного суда в развитии финансового законодательства;
- Определить место иных отраслей права в регулировании основных направлений финансовой деятельности государства.
Теоретическая и методологическая база исследования представлена комплексом научных методов, позволяющих достичь научных результатов в процессе исследования воздействия правовых норм на функционирование государства в экономической сфере.
В процессе изучения применялся системный анализ, а также методы сравнительного анализа содержания нормативных правовых актов, конкретной практики функционирования финансовых отношений. Метод сравнительного анализа финансового законодательства федерального, регионального и местного уровней позволил выявить общее и особенное в сфере правового обеспечения финансовой деятельности. В исследовании применялись также формально-юридический и функционально-структурный методы исследования.
Структурно работа состоит из введения, трех глав разделенных на параграфы, заключения и списка использованных источников и литературы.
Отмечая роль права в развитии экономической основы общества, следует подчеркнуть ведущую роль конституционного права в механизме правового регулирования экономических отношений, которое в своих нормах закрепляет исходные начала экономики, определяет возможные виды форм собственности, экономические основы общественных отношений и в целом существующей экономической системы.
Формирование современного Российского Государства в период 90-х годов XX в. сопровождалось реформированием системы управления финансами, обновлением всей правовой базы финансовой системы, формированием принципиально новых принципов ее функционирования.
Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. повлекло за собой изменение и роли государства в финансовой сфере, путем расширения демократических основ, создания новых правовых механизмов финансового обеспечения различных уровней государственной власти. В этой сфере актуальными становятся проблемы поисков и практического применения, эффективных и адекватных конституционным принципам и нормам форм и методов функционирования финансовой системы.
До сих пор при подготовке и принятии финансовых законов недостаточно учитываются положения Конституции Российской Федерации, нередко конституционные принципы и нормы оцениваются и трактуются ошибочно. Продолжается практика неисполнения ряда конституционных норм (например, в процессе перераспределения доходов между бюджетами, разграничения бюджетных полномочий).
Одним из приоритетных направлений в развитии науки финансового права в настоящее время становится исследование правой природы финансовой деятельности государства и выявление особенностей ее правового регулирования.
Кроме того, глобальный кризис выявил актуальность исследования правовых проблем деятельности государства в области финансовых отношений, касающихся сбора, распределения и использования денежных средств. Особенность этих отношений сегодня состоит не только в беспрецедентных масштабах активности государства в рассматриваемой сфере, но и в том, что финансовые отношения — это предмет детального конституционного регулирования в большинстве государств мира
Главные факторы эффективного функционирования финансовой системы обусловлены общими экономическими и политическими условиями, в которых протекает жизнедеятельность того или иного общества, действующим в нем государственным режимом. Немаловажную роль в регулировании финансовых отношений играет право. Оно создает юридические рамки, оформляет основные правила, в соответствии с которыми должна осуществляться финансовая деятельность государства.
Фундамент, на котором основываются правовые формы организации и деятельности государства в исследуемой области, базовые принципы функционирования финансовой системы определяются основным законом страны — конституцией. Конституционные принципы закрепляют правила принятия основного финансового закона страны (бюджета), порядок установления налогов, правила распределения доходов между уровнями государства (межбюджетные отношения). В конституцию включены нормы, закрепляющие формы организации и механизм контроля над сбором и расходованием государственных средств.
В составе источников, регулирующих финансовые отношения, помимо конституции, имеются и другие нормативные акты. Среди них — обширное текущее законодательство, подзаконные акты (так называемое делегированное законодательство). В отдельных странах действуют кодифицированные законы, регулирующие бюджетные или налоговые отношения. Значительную роль в регулировании финансовых отношений также играют решения высших судебных органов.
В основе теоретических положений настоящего исследования лежат труды ученых юристов и экономистов, внесших неоценимый вклад в разработку проблем финансов и их правового регулирования, в т.ч. таких, как: М.И. Боголепов, И.Х. Озеров, Н.М. Артемова, И.И. Веремеенко, Л.К. Вороновой, О.Н. Горбуновой, Е.Ю. Грачевой, С.В. Запольского, Ю.А. Крохиной, Г.П. Толстопятенко, Н.И. Химичевой и других ученых.
С позиций государственного управления большой вклад в понимание сущности и роли бюджета для современного государства внесли О.Н. Горбунов, Л.К. Воронова, Ю.В. Другова, Т.В. Конюхова, Ю.А. Крохина. Вопросы правового регулирования финансовых отношений рассматриваются в работах В.В. Бесчеревных, К.С. Вельского, Е.Ю. Грачевой, М.А. Гурвича, Т.С. Ермаковой, М.В. Карасевой, А.Н. Козырина, Ю.А. Крохиной, И.И. Кучерова, НА Куфаковой, Г.В. Петровой, Е.А. Ровинского, А.Д. Селюкова, Г.П. Толстопятенко и др.
Проблемы регулирования межбюджетных отношений конституционными и административно-правовыми нормами затронуты в работах И.И. Веремеенко, Ю.А. Тихомирова и др.
Объектом исследования выступают положения Конституции Российской Федерации, федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные акты органов местного самоуправления, опосредующие финансовую деятельность государства, и правоотношения, складывающиеся в процессе реализации этих нормативных актов.
Предметом исследования является финансовая деятельность государства как объект правового регулирования.
Целью исследования является изучение основных нормативных правовых актов, регулирующих финансовую деятельность государства.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
-Определить понятие и признаки финансовой деятельности;
- Рассмотреть основные принципы финансовой деятельности государства;
- Раскрыть сущность и роль бюджета, как экономической и правовой категории;
- Рассмотреть конституционные основы финансовой деятельности государства;
- Проанализировать роль Конституционного суда в развитии финансового законодательства;
- Определить место иных отраслей права в регулировании основных направлений финансовой деятельности государства.
Теоретическая и методологическая база исследования представлена комплексом научных методов, позволяющих достичь научных результатов в процессе исследования воздействия правовых норм на функционирование государства в экономической сфере.
В процессе изучения применялся системный анализ, а также методы сравнительного анализа содержания нормативных правовых актов, конкретной практики функционирования финансовых отношений. Метод сравнительного анализа финансового законодательства федерального, регионального и местного уровней позволил выявить общее и особенное в сфере правового обеспечения финансовой деятельности. В исследовании применялись также формально-юридический и функционально-структурный методы исследования.
Структурно работа состоит из введения, трех глав разделенных на параграфы, заключения и списка использованных источников и литературы.
Возникновение и осуществление финансовой деятельности государства обусловлена объективными потребностями общества, в котором действуют товарно-денежные отношения и в котором государство на любом этапе своего развития не смогло бы выполнять свои задачи и функции, не обладая соответствующими финансовыми ресурсами. Для этого государством используются при управлении обществом различные экономические регуляторы. Общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности государства, многообразны и неоднородны. Поэтому и финансовые правоотношения характеризуются большим разнообразием. При этом сама финансовая деятельность государства всегда осуществляется в правовой форме.
Во-первых, нормы Конституции составляют основу правового регулирования всех без исключения общественных отношений. Приобретая, определяющее значение в финансовой сфере. Конституционные нормы являются содержательной основой финансового законодательства страны, а также ориентиром для правоприменительной деятельности финансово-кредитных органов. Конституция РФ предопределяет рамки, потенциал и перспективы развития экономической системы с учетом развития на ее основе отраслевого законодательства. Посредством эффективного конституционно-правового регулирования экономических отношений можно преодолеть негативные моменты развития рыночных отношений, обеспечить соблюдение баланса общественных и государственных интересов, гражданского общества и государства.
Следует отметить и деятельность Конституционного Суда РФ, которая способствует соблюдению норм права в финансовом законодательстве, построению в России социального правового государства, создает предпосылки для развития и совершенствования отечественной финансово-правовой системы. Правовые позиции Конституционного Суда РФ позволяют сделать вывод о сложившихся концепциях в теории финансового права и практики применения финансового законодательства.
Финансовая деятельность государства представляет собой деятельность по эмиссии денежных средств и организации денежного обращения в государстве, аккумулировании финансов в соответствующие государственные и муниципальные денежные фонды, использованию их в государственных и общественных интересах, осуществляемая на основе решений управленческого характера, финансового планирования и контроля за правильностью совершения всех финансовых операций государственными и частными структурами.
При этом финансовая деятельность государства во всем своем многообразии в основном регламентируется нормами финансового права. Основу, которых составляет Бюджетный и Налоговый кодексы. В систему источников финансового права кроме названных выше включается значительный массив федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, инструкций, приказов, иных нормативных правовых актов министерств и других федеральных органов исполнительной власти, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности. Однако определенные общественные отношения, возникающие при ее осуществлении, регулируются нормами и гражданского законодательства, что обеспечивает наибольшую результативность финансовой деятельности государства и муниципальных образований в условиях развития рыночных отношений.
Кроме того развитие нормативного регулирования в финансовой сфере определяется динамичными экономическими общественными отношениями. Экономическая отношения не находятся в устоявшейся застывшей форме, а постоянно развиваются под действием различных макроэкономических факторов. Также ввиду прогнозного характера большого количества финансово-правовых актов в регулировании финансовой деятельности немаловажную роль играют и направления государственной политики в финансовой сфере. В соответствии, с которыми формируется и нормативная база для регулирования экономики.
Таким образом, финансовая деятельность государства выступает объектом регулирования преимущественно подотраслей Финансового права, основой которого выступает Бюджетное и налоговое законодательство, не исключая, однако и участие иных отраслей права, например Гражданского законодательства. При этом конституционно-правовое регулирование финансовых отношений не сводится исключительно к закреплению основ в тексте самой Конституции, а находит свое выражение и в правообразующих актах Конституционного суда, расширяющих содержание конституционных положений и, адаптируя их к изменяющимся условиям общественной жизни, что наиболее выражено в динамично развивающейся финансовой сфере.
Во-первых, нормы Конституции составляют основу правового регулирования всех без исключения общественных отношений. Приобретая, определяющее значение в финансовой сфере. Конституционные нормы являются содержательной основой финансового законодательства страны, а также ориентиром для правоприменительной деятельности финансово-кредитных органов. Конституция РФ предопределяет рамки, потенциал и перспективы развития экономической системы с учетом развития на ее основе отраслевого законодательства. Посредством эффективного конституционно-правового регулирования экономических отношений можно преодолеть негативные моменты развития рыночных отношений, обеспечить соблюдение баланса общественных и государственных интересов, гражданского общества и государства.
Следует отметить и деятельность Конституционного Суда РФ, которая способствует соблюдению норм права в финансовом законодательстве, построению в России социального правового государства, создает предпосылки для развития и совершенствования отечественной финансово-правовой системы. Правовые позиции Конституционного Суда РФ позволяют сделать вывод о сложившихся концепциях в теории финансового права и практики применения финансового законодательства.
Финансовая деятельность государства представляет собой деятельность по эмиссии денежных средств и организации денежного обращения в государстве, аккумулировании финансов в соответствующие государственные и муниципальные денежные фонды, использованию их в государственных и общественных интересах, осуществляемая на основе решений управленческого характера, финансового планирования и контроля за правильностью совершения всех финансовых операций государственными и частными структурами.
При этом финансовая деятельность государства во всем своем многообразии в основном регламентируется нормами финансового права. Основу, которых составляет Бюджетный и Налоговый кодексы. В систему источников финансового права кроме названных выше включается значительный массив федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, инструкций, приказов, иных нормативных правовых актов министерств и других федеральных органов исполнительной власти, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности. Однако определенные общественные отношения, возникающие при ее осуществлении, регулируются нормами и гражданского законодательства, что обеспечивает наибольшую результативность финансовой деятельности государства и муниципальных образований в условиях развития рыночных отношений.
Кроме того развитие нормативного регулирования в финансовой сфере определяется динамичными экономическими общественными отношениями. Экономическая отношения не находятся в устоявшейся застывшей форме, а постоянно развиваются под действием различных макроэкономических факторов. Также ввиду прогнозного характера большого количества финансово-правовых актов в регулировании финансовой деятельности немаловажную роль играют и направления государственной политики в финансовой сфере. В соответствии, с которыми формируется и нормативная база для регулирования экономики.
Таким образом, финансовая деятельность государства выступает объектом регулирования преимущественно подотраслей Финансового права, основой которого выступает Бюджетное и налоговое законодательство, не исключая, однако и участие иных отраслей права, например Гражданского законодательства. При этом конституционно-правовое регулирование финансовых отношений не сводится исключительно к закреплению основ в тексте самой Конституции, а находит свое выражение и в правообразующих актах Конституционного суда, расширяющих содержание конституционных положений и, адаптируя их к изменяющимся условиям общественной жизни, что наиболее выражено в динамично развивающейся финансовой сфере.
Подобные работы
- Распределение компетенции государственных органов и органов местного самоуправления в финансовой деятельности
Контрольные работы, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 350 р. Год сдачи: 2011 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД КАК ИНСТИТУТ ФИНАНСОВОГО ПРАВА. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2016 - Публично-правовые основы взаимодействия религиозных объединений и органов государственной власти в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2024 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Финансовые правовые нормы
Курсовые работы, финансовое право. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2019 - Бюджетно-правовой статус РФ (Алтайский Государственный Университет)
Курсовые работы, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - Международно-правовое регулирование таможенного сотрудничества государств-членов Евразийского экономического сообщества
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2017



