Введение
Глава 1. Теоретические предпосылки изучения феномена проактивной и реактивной помощи дошкольников 8
1.1 Подходы к рассмотрению феномена проактивной и реактивной помощи.. 8
1.2 Роль модели психического в развитии проактивной и реактивной
помощи 27
Глава 2. Исследование феномена проактивной и реактивной помощи у дошкольников 50
2.1 Организация исследования феномена проактивной и реактивной помощи
у дошкольников 50
2.2 Анализ результатов исследования феномена проактивной и реактивной
помощи у дошкольников 56
Заключение 73
Список использованной литературы 76
Приложения 82
Тенденция к просоциальному поведению людей, то есть к другим, долгое время оставалась загадкой для ученых. Основываясь на теории Дарвина о выживании сильнейшего, жертвенное поведение в пользу другого невыгодно и поэтому не может существовать в природе. Тем не менее, все еще существуют поведенческие акты, направленные на благо других, и ученые до сих пор активно обсуждали природу происхождения этой особенности социального развития человека.
Данная работа посвящена развитию просоциального поведения детей в период от 4 до 7 лет.
Помощь начинается с детства и развивается на протяжении всей жизни. Помощь здесь можно определить как деятельность, которая служит главным образом для содействия достижению цели другого человека. Развитая тенденция помогать полезна с точки зрения развития, общества и межличностных отношений. Многие из преимуществ помощи побудили ученых предложить генетические и экспериментальные объяснения того, почему люди помогают. Отсюда следует, что, несмотря на большой объем лабораторных исследований, мало кто согласен с тем, как развиваются дети. Настоящее исследование было основано на идее, что систематические исследования повседневной жизни детей имеют решающее значение для объяснения того, как люди начинают помогать другим.
Изучение социального поведения является относительно новым направлением в изучении развития социальной личности. Психологи из разных стран (Россия, Беларусь, Германия, США) начали интенсивно разрабатывать проблему готовности человека действовать на благо других, и их внимание было сосредоточено на выявлении механизмов, форм, закономерностей этого социального поведения.
Одним из важнейших направлений научных исследований является изучение генезиса просоциального поведения в контексте возрастного развития.
Просоциальность начинает формироваться с момента рождения, показывает связь с другими возрастными стадиями развития и влияет на формирование личностных характеристик человека.
В настоящее время актуальность работы определяется тем, что просоциальное развитие является одной из линий онтогенетического развития человека, и поэтому все особенности этого процесса будут связаны с другими направлениями развития. Связь между развитием просоциальной помощи и ментальной моделью особенно важна.
Модель психического означает способность делать выводы о целой группе психических состояний (надежды, желания, намерения, идеи, эмоции и т. Д.), которые являются причиной действий другого человека.
Наиболее часто изучаемые формы просоциального поведения включают в себя: реактивную помощь - реагирование на четкий сигнал поведения и проактивную помощь - помощь без сигнала.
Цель работы: выявление роли модели психического в проявлении реактивной и проактивной помощи у дошкольников.
Объектом исследования является просоциальное поведение.
Предметом исследования является особенности реактивной и проактивной помощи у детей в дошкольном возрасте в зависимости от уровня развития модели психического.
Гипотезы:
1. Уровень развития модели психического ребенка будет отображаться в особенностях проявления реактивной и проактивной помощи.
2. Можно выделить возрастные особенности проявления проактивной и реактивной помощи детей, обусловленные становлением модели психического.
3. Социальную ситуацию развития просоциального поведения ребёнка можно проследить в родительском представлении о ситуациях оказания помощи ребёнка.
Модель психического влияет на многие сферы развития ребёнка, т.к. является психологическим механизмом социализации ребёнка, что ведёт к сложным социальным взаимодействиям с другими людьми.
Для нормального взаимодействия, общения, людям нужно уметь понимать психическое состояние другого и смотреть на ситуации с разных аспектов. Понимание ментального мира другого человека позволяет изучать окружающий мир и активно действовать в разных ситуациях.
Исходя из теоретической части и экспериментального исследования, можно сказать, что ребёнок будет понимать потребность в проактивной и реактивной помощи, когда будет сформировано понимание поведения другого человека, т.к. когда будет сформирована модель психического:
1) умение понимать внутреннее состояние по внешним признакам, по поведению;
2) умение разграничивать физическое и ментальное состояние, умение понимать намерения, убеждения, знания и желания;
3) умение репрезентировать своё и чужое внутреннее состояние;
4) понимание, что своё ментальное состояние может не совпадать с ментальным состоянием у другого человека.
При развитии модели психического ребёнок не только отделяет своё ментальное состояние от другого, понимает действия объектов, но и умеет распознавать намерения, желания и потребности объекта, определять эмоциональное состояние, анализировать и прогнозировать действия другого человека.
Развитие понимания ментального и физического мира другого формируется у детей в норме к 5-6 годам, соответственно, доказав в эмпирической части, что просоциальное поведение формируется параллельно с развитием модели психического, можно сказать, что проактивная и реактивная помощь в норме формируется так же к 5-6 годам.
В данной выпускной квалификационной работе были подтверждены выдвинутые гипотезы:
1. Модель психического развития ребенка влияет на формирование проактивной и реактивной помощи.
Модель психического формирует у ребёнка способность понимать намерения другого человека по взгляду, эмоциям, поведению, что помогает отреагировать на потребность в помощи даже без какого-либо сигнала.
Модель психического значительную роль играет в формировании проактивного поведения, т.к. требуется более сложное понимание намерений и желаний других людей, чем при реактивной помощи, поскольку помощь происходит в отсутствие каких-либо поведенческих или коммуникативных сигналов, указывающих на необходимость помочь, а также в отсутствие любого поведения, которое может быть интерпретировано как коммуникативный запрос.
2. Проактивная и реактивная помощь формируется поэтапно, в соответствии с возрастными особенностями, обусловленными становлением модели психического.
Как уже было сказано неоднократно, модель психического напрямую влияет на развитие проактивной и реактивной помощи. Просоциальная помощь возможна без развития модели психического только в форме простой инструментальной помощи с прямым четким запросом на помощь. Для развития проактивной и реактивной помощи важно развитие способности понимать внутреннее состояние другого человека, анализ его действий, что формируется при развитии модели психического. Соответственно, проактивная и реактивная помощь не может адекватно развиваться без формирования модели психического.
3. Развитие просоциального поведения ребенка прослеживается в
родительском представлении о ситуациях оказания помощи ребёнка.
Поскольку, модель психического направляет психологические механизмы на социализацию ребёнка, данный процесс невозможен без наличия социума. Первое и ближайшее общество, в котором находится ребёнок после рождения-семья, соответственно, именно родители (или взрослые, с которыми проживает ребёнок), помогают формировать у ребёнка проактивную и реактивную помощь. Происходит это с помощью научения помогать по дому, формирование понимания для чего нужно понимать, поощрения помощи. Семья является самым важным социальным институтом в воспитании в первые годы жизни ребёнка.
1. Авдулова Т. П. Становление нравственности в раннем и дошкольном возрасте // Психолог в детском саду. - 2007. - №2. - С. 51-63.
2. Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека / А.В. Брушлинского, В.А. Кольцовой М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997, 416 с.
3. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 200 с.
4. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. «Дошкольная
педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических
учебных заведений. 2-е изд.». - М: Издательский центр «Академия», 2013. - 417 с.
5. Виленская Г.А., Лебедева Е.И. Развитие понимания ментального мира и контроля поведения в дошкольном возрасте//Психологические исследования. — 2014. — Т. 7. — № 38. — С. 5.
6. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Альманах Института коррекционной педагогики. 2017. № 28.
7. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии / А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1982. 488 с.
8. Герасимова А.С., Сергиенко Е.А. Понимание детьми обмана как показатель становления модели психического («Theory of Mind») // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / Д.В. Люсин, Д.В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. С. 63-80.
9. Герасимова А.С., Сергиенко Е.А. Понимание обмана детьми 5-11 лет и становление модели психического // Психологический журнал. № 1. Т. 26, 2005.С. 56-70.
10. Герасимова А.С., Сергиенко Е.А. Факторы и условия развития понимания обмана детьми // Исследования по когнитивной психологии / Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. С. 351-377.
11. Колесникова Н.И. Развитие модели психического в период юности и зрелости:дисс. канд. психол. наук. М., 2012. 202 с.
12. Королева Н.А., Сергиенко Е.А. Генезис соотношения модели психического и символических функций в дошкольном возрасте //Психологические исследования. 2017. Т. 10. № 52. 9 с.
13. Курочкина, И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведение у дошкольников.: учеб. пособие для студентов выс. учеб. заведение. - М. : Гуманит. изд. центр Владос,2001-574 с
14. Лебедева Е.И., Сергиенко Е.А. Развитие «модели психического» в норме и при аутизме // Исследования по когнитивной психологии / Е.А. Сергиенко. М.: Изд. «Институт психологии РАН», 2004. С. 294-331.
15. Найденова А.В. Модель психического детей-сирот: дисс. канд. психол. наук. М., 2012. 197 с.
16. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: Теревинф, 2017. 288 с.
17. Пиаже Ж. Психология интеллекта. СПб.: Питер, 2003. 192 с.
18. Румянцева Е.Е. Применение методики «Способность понимать модель психического» в норме и при шизофрении // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2016. - №4
19. Сергиенко Е.А., Лебедева Е.И., Прусакова О.А. Модель психического как основа становления понимания себя и другого в онтогенезе человека. М.: «Институт психологии РАН», 2009. 415 с.
20. Симашкова Н.В., Клюшник Т.П., Коваль-Зайцев А.А. Клинико-биологические аспекты расстройств аутистического спектра. М.: Гэотар- Медиа, 2016. 288 с.
21. Смирнова Е.О. Некоторые особенности психического развития до школьников, воспитывающихся вне семьи / Е.О.Смирнова, И.А.Залысина // Вопросы психологии. - 1985. - №4.
22. Смирнова Е. О. , Холмогорова В. М. Психологические основания нравственного воспитания дошкольников // Психолог в детском саду. - 2007. - №2. - С. 81-92.
23. Смирнова Я. К. Модель психического и способность придерживаться коллективной интенциональности у дошкольников // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2019. Т.7, № 2.
24. Сочивко Д. В. Психодинамическая типология просоциального (дистантного) поведения / Д. В. Сочивко // Прикладная юридическая психология. - 2019. № 2 28-35 с.
25. Хачатурова А.В. Становление модели психического в условиях социальной депривации // Психологические исследования. Вып.3. / А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. М.: «Институт психологии РАН», 2008. С. 307-320.
26. Шишкова И.М. Влияние семейных факторов на формирование внутренней картины здоровья ребенка // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн.2018. Т. 6, № 3
27. Aime H, Broesch T, Aknin LB, Warneken F. Evidence for proactive and reactive helping in two- to five-year-olds from a small-scale society. PLoS One. 2017;12.
28. Astington JW, Pelletier J. Theory of mind, language, and learning in the early years: Developmental origins of school readiness. In: Homer BD, Tamis- Lemonda CS, eds. The development of social cognition and communication. Mahwah, NJ: Erlbaum; 2005: 205-230.
29. Baron-Cohen S. Theory of mind and autism: A fifteen year review // Understanding other minds. Perspectives from developmental cognitive neuroscience / Eds. S.Baron-Cohen., H. Tager-Flusberg, D.J.Cohen. — Oxford: Oxford university press, 2000. — P.10-25.
30. BarTal D., Nadler, A., Blechman N. The relationship between Israeli children’s helping behavior and their perception on parents’ socialization practices. Journal of Social Psychology. 1980. Vol. 111, pp. 159—167.
31. Bischof-Köhler D. The development of empathy in infants In: Lamb ME, Keller H, editors. Infant Development: Perspectives from German Speaking Countries. Hillsdale (NJ): Erlbaum Associates; 1991, c.74
32. Brownell CA, Svetlova M, Nichols S. To share or not to share: When do toddlers respond to another's needs? Infancy. 2009, c.30
33. Bratman M. Faces of Intention: Selected Essays on Intention and Agency. Cambridge: Cambridge University Press; 1999, c.287
34. Brownell CA, The Early Social Development Research Lab. Prosocial behaviour in infancy: The role of socialization. Child Dev Perspect. 2016, c.7.
35. Callaghan T, Moll H, Rakoczy H, Warneken F, Liszkowski U, Behne T, Tomasello M. Early social cognition in three cultural contexts. Monogr Soc Res Child Dev. 2011, c.48
36. Carpendale JIM, Hammond SI, Atwood S. A relational developmental systems approach to moral development. Adv Child Dev Behav. 2013, c.53.
37. Dahl A. The developing social context of infant helping in two U.S. samples. Child Dev Perspect. 2015, c. 93.
38. Dahl A. Explicit scaffolding increases simple helping in younger infants. Dev Psychol. 2017, c.407
39. Dasen, P. (1994). Culture and cognitive development from a Piagetian perspective. In W .J. Lonner & R.S. Malpass (Eds.), Psychology and culture (pp. 145-149). Boston, MA: Allyn and Bacon.
40. Dunn J. Mind-reading, emotion understanding, and relationships // International Journal of Behavioral Development. — 2000. — V. 24. — №. 2.— P. 142-144.
41. F.Tomasello M. A Natural History of Human Morality. Cambridge (MA): Harvard University Press; 2016, с.213
42. F.Tomasello M., Moll H. Why don't apes understand false beliefs? In: Banaji M.R., Gelman S.A., editors. Navigating the social world: What infants, children, and other species can teach us. Oxford: Oxford University Press; 2013, с.81-87.