Реферат 6
Введение 8
1 Модели лидерства 12
1.1 Теории личностных качеств 12
1.2 Ситуационные теории 19
1.3 Поведенческие теории 26
2 Роль неформального лидера 31
2.1 Понятие неформального лидера 31
2.2 Теория команд (поведенческие роли) 35
2.3 Взаимоотношения лидер-менеджер 37
3 Анализ поведения лидера 44
3.1 Характеристики лидеров России 44
3.2 Характеристика лидеров Зарубежных стран 55
3.3 Сравнительная характеристика лидеров компаний 75
4 Социальная ответственность 85
4.1 Управление персоналом 86
4.2 Охрана труда 91
4.3. Социальное партнерство 93
4.4 Вклад в развитие регионов 93
4.5 Охрана окружающей среды 94
Заключение 95
Список публикаций магистранта 97
Список используемых источников 99
Приложение А 103
Приложение Б 115
Объектом исследования являются Топ 100 российских и зарубежных
компаний.
Цель работы – определение характеристик лидера в организации.
В результате исследования были раскрыты характеристики лидера,
проанализированы его поведение, оценены теоретические аспекты на примере
организаций, усовершенствована современная модель лидера в организации.
Степень внедрения: При прохождении организационно-управленческой
практики прочитана лекция студентам третьего года обучения о влиянии
лидерства на эффективность деятельности организации.
Область применения: Результаты работ возможно применять для
образовательного процесса при обучении студентов, изучающих дисциплину
Менеджмент. Так же данные выводы будут полезными для решений
теоретических вопросов управления, поскольку позволяют предсказывать
эффективность поведение менеджера в зависимости от его культурной
принадлежности.
Экономическая эффективность/значимость работы увеличение
эффективности деятельности лидеров, в целях создания благоприятной
обстановки в коллективе организации.
В будущем планируется применение полученных навыков и умений
на практике.
Введение
Актуальность. С течением эволюции управленческой науки,
увеличением количества потребностей, появлением все новых видов
деятельности по причине разделения труда (выделения физического и
умственного труда, скотоводства, земледелия, ремесел, торговли) намного
усложнились социальные отношения. Общество становилось сложной
системой, которой все больше требовалось упорядочение поведения
индивидов, согласования человеческих потребностей и действий. Необходим
был лидер, т. е. человек, которой способен выявлять общие цели, способы их
достижения, организовывать процесс распределения ролей и функций внутри
организации [1].
По-прежнему не утратило своего значения понимание лидерства с точки
зрения качеств личности и характера, которыми лидер наделен в большей
степени, чем остальные. Лидер становится привлекательным для
последователей, благодаря умению видеть то, что, в конечном счете, будет
достигнуто в результате его и последователей усилий.
Понятия «лидерство» и «менеджмент» не всегда равнозначны. Многие
задумываются, являются ли эти два понятия схожими или различными.
Лидерство и менеджмент — две отдельные, но дополняющие друг друга
структуры. Каждая имеет свою функцию и характерные черты. Чтобы быть
успешным в компании необходимо освоить обе концепции. Нет ничего
необычного в лидерстве. Это не привилегия узкого круга избранных. Лидерство
не обязательно важнее менеджмента, и наоборот, и одно не заменяет другое.
Человек, желающий стать лидером, должен обладать определенными
качествами, которые помогают ему добиться высоких результатов.
Лидер выполняет множество социальных ролей, каждая из которых
требует наличия конкретных знаний, навыков.9
Роль неформального лидера очень высока и важна. Благодаря его
способностям – умело вести за собой людей, зависит благополучие не только
отдельного коллектива, но и организации в целом.
Основными авторами, внесшими вклад в разработку данной темы
являются М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури «Основы менеджмента»,
О. Виханский, А. Наумов «Менеджмент», В. Кретов «Типология
лидерства», В. Веснин «Менеджмент».
Нами были изучены понятие, типология лидера, его функции и роль в
организации. О. Виханский и А. Наумов подробно описывают сущность
формального лидера, а так же подробно представляют модель руководителя,
сочетающего функции, как лидера, так и менеджера.
В формировании нашей работы были использованы работы Виктора
Врум и Филиппа Йеттон, Фреда Фидлера, а так же Билла Джорджа и Питера
Симса в книге «Уроки выдающихся лидеров. Как развить и укрепить лидерские
качества». Они убеждены, что лидер от рождения получает определенные
задатки, но это не означает, что этот человек лидером станет. Чтобы стать
лидером, надо достичь соответствующего уровня культуры, образования,
жизненного опыта и профессионализма.
Проблемой на сегодняшний день является то, что при составлении
моделей лидерства берется «усредненный» лидер, идеал, который теоретически
должен работать в каждой компании. Реальность такова, что существуют
национальные особенности формирования лидерского поведения, которые,
безусловно, влияют на взаимоотношения лидера со средой своей компании и
внешней средой. Данная проблема не изучена в должной мере, поэтому можно
считать результаты диссертации достойным вкладом в ее освещение.
Объектом исследования являются Российские и зарубежные компаний,
входящие в ТОП 100 по рейтингу Форбс.
Предмет работы: поведенческая модель лидерства в этих компаниях.
Целью работы является совершенствование поведенческих
характеристик лидера в организации.10
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих
задач:
1. Проанализировать теории лидерства.
2. Раскрыть поведенческие характеристики лидера.
3. Изучить эффективное поведение лидера.
4. Сравнить качества лидеров различных российских и зарубежных
организаций.
5. Выработать предложения по совершенствованию поведенческой
модели.
Методы, использованные в диссертации:
1. Анализ и критика теоретических основ лидерства, опираясь на
классические и современные подходы к понятию лидер и менеджер.
2. Сравнительный анализ поведенческих моделей лидерства в России и
за рубежом.
3. Классификация поведенческих элементов для составления
обобщѐнной модели.
Таким образом, определение значимости и роли лидера в организации
является актуальной проблемой сегодня.
Объектом исследования являются ТОП 100 Российских и зарубежных
компаний.
Предмет изучения: модель лидерства.
Целью работы является определение характеристик лидера в
организации.
Достижение поставленной цели удалось решить ряд задач:
1.Проанализированы теории лидерства. Ранние традиционные
концепции предлагали определять эффективное лидерство на основе либо
качеств лидера, либо образцов его поведения. Ситуационность в этих случаях
во внимание не принималась. Каждый из подходов предлагает свое решение
проблемы эффективного лидерства.
Новые концепции попытались объединить преимущества и достижения
как традиционного, так и ситуационных подходов. В своих выводах эти
концепции основываются на анализе лидерского характера и его взаимосвязи с
имеющейся ситуации.
2.Раскрыты характеристики лидера. Лидер — это тот, кто вызывает у
людей доверие и создает с ними крепкие связи. Ему верят, и он способен
мотивировать окружающих на большие свершения. Он не позволяет
ожиданиям других влиять на свои поступки: он верен себе и идет своей
дорогой. Он больше думает о пользе для дела, чем о личном успехе и
признании. Это не значит, что истинные лидеры идеальны. У каждого есть
слабости, каждый имеет право на недостатки и ошибки.
3.Изучено эффективное поведение лидера. В современной динамичной
экономике и быстро меняющейся бизнес - среде руководителю уже
недостаточно быть просто менеджером. Чтобы достичь более значительных96
успехов, нужно быть одновременно и менеджером, и лидером, умело
переплетая их функции.
Успешный лидер-менеджер организации — человек, который успешно
соединяет как лидерские, так и менеджерские качества. В роли менеджера
лидер осуществляет свои полномочия и статусную власть для эффективного
принятия решения, а как лидер влияет на подчиненных для выполнения целей
организации.
4.Сравнены качества лидеров различных российских и зарубежных
организаций. В российских компаниях чаще всего во главе стоят именно
менеджеры, которых назначают на должность свыше. Они выполняют именно
руководящие функции, стремятся к результату. В отличие от зарубежных, где
компании создаются самими будущими лидерами-менеджерами. Они успешно
соединяют как лидерские, так и менеджерские качества. В роли менеджера
осуществляют свои полномочия и статусную власть для эффективного
принятия решения, а как лидер вдохновляют подчиненных для выполнения
целей организации.
Христоматия по культурологии [Электронный ресурс]. – Режим
доступа http://kulturoznanie.ru/politology/sushhnost-i-priroda-liderstva/ –
свободный.
2. Электронный портал – психология. [Электронный ресурс]. – Режим
доступа – http://psixologiya.org/socialnaya/liderstvo/1672-klyuchevye-chertylidera.html свободный.
3. Бухаркова, Ольга Валерьевна. Имидж лидера: технология создания и
продвижения. — СПб.: Речь, 2007. — 222 с.
4. Билл Джордж, Питер Симс Уроки выдающихся лидеров. Как развить
и укрепить лидерские качества / пер. с англ. М. Курилюк. — М. : Манн, Иванов
и Фербер, 2013. — 352 с.
5. Менеджмент абсурда: Аспекты лидерства, которые часто остаются
незамеченными/Перев. С англ. — М.: ООО Издательский дом «София», 2006.
— 192 с.
6. Электронная справка. [Электронный ресурс]. – Режим доступа
http://va-spivak.narod.ru/TeoriyLider.pdf - свободный.
7. Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури. Основы
менеджмента. Издательство: Дело, 1997 г. 704 стр.
8. Основы организационного поведения 8-ое изд.: Пер. с англ. – М.:
Издательский дом «Вильямс», 2006. – 448 с.
9. Электронная библиотека. [Электронный ресурс]. – Режим доступа
http://ulfek.ru/kultura-organizatsionnogo-povedeniya/3928-situatsionnye-teoriiliderstva.html - свободный.
10. Электронная библиотека. [Электронный ресурс]. – Режим доступа
http://bookucheba.com/organizatsionnaya-psihologiya-knigi/issledovaniya-krupnyimplanom-modeli-33018.html – свободный.
11. Энциклопедия экономиста [Электронный ресурс]. – Режим доступа
http://www.grandars.ru/college/psihologiya/teoriya-makgregora.html - свободный.100
12. Социологи управления [Электронный ресурс]. – Режим доступа
http://socyus.ru/navigatsiya/teoriya__stiley__rukovodstva__rlaykerta.html -
свободный.
13. Психология [Электронный ресурс]. – Режим доступа
http://www.neopsyhology.ru/neopss-238-1.html – свободный.
14. Информационный портал «Деловой мир». [Электронный ресурс]. –
Режим доступа http://delovoymir.biz/ru/articles/view/?did=1411- свободный.
15. Энциклопедия экономиста [Электронный ресурс]. – Режим доступа
http://www.grandars.ru/college/psihologiya/formalnye-i-neformalnye.html -
свободный.
16. Монографии Российской Академии Естествознания [Электронный
ресурс]. – Режим доступа http://www.rae.ru - свободный.
17. Центр психологических и личностных тренингов [Электронный
ресурс]. – Режим доступа
http://www.syntone.ru/library/books/content/2930.html?current_book_pag –
свободный.
18. Московская электронная библиотека [Электронный ресурс]. –
Режим доступа http://psychlib.ru/mgppu/Bsp-2001/Bsp-576.htm – свободный.
19. Справочник для студентов [Электронный ресурс]. – Режим доступа
http://webground.su/rubric/2014/10/27/biznes_obuchenie_i_perepodgotovka –
свободный.
20. Социальная психология. Мокшанцев Р.И., Мокшанцева А.В. М.,
Новосибирск: Инфра-М, 2001. - 408 с.
21. Деловой журнал. N14 ОТ 10.04.2006 библиотека [Электронный
ресурс]. – Режим доступа http://www.nastol.ru/Go/ViewArticle?id=280 –
свободный.
22. Владислав Вавилов. Неформальный лидер — помощник или враг.
[Электронный ресурс]. – Режим доступа http://the-medicalpractice.com/articles/leader - свободный.
23. Виханский О.С, Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. - М., 2007.101
24. Информационный портал. [Электронный ресурс]. – Режим доступа
http://infomanagement.ru//20/2 - свободный.
25. Веснин В.Р. Менеджмент 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби,
Проспект, 2006.
26. Электронная библиотека LibOk.Net. [Электронный ресурс]. – Режим
доступа
http://www.libok.net/writer/2888/kniga/9031/utkin_e_a/kurs_menedjmenta_uchebnik
_dlya_vuzov/read/83 - свободный.
27. «Секретарское дело». Ежемесячный профессиональный журнал.
[Электронный ресурс]. – Режим доступа http://sekretarskoedelo.ru/index.php?id=1399 – свободный.