Введение 2
Глава 1. Функционально-стилистические особенности современного сетевого
текста 6
1.1 Определение понятия «сетевой текст» 6
1.2 Функционально-стилистические особенности сетевого текста 19
1.3 Методика анализа сетевого текста интернет-изданий 26
Глава 2. Анализ стилистических особенностей современного сетевого текста
на материале публикаций интернет-издания «Snob.ru» 32
2.1. Стилистические особенности новостных текстов интернет-издания
«Snob.ru» 33
2.2 Стилистические особенности авторских материалов раздела «Колонки»
интернет-издания «Snob.ru» 499
Заключение 64
Библиографический список 66
Эмпирическая база исследования 72
Когда в 1969 году по электронной сети ARPANET было отправлено первое слово, оно стало ключом к зажиганию новой эры - эры информационного компьютеризированного общества. Очевидным это стало уже к 1982 году, когда ARPA запустили протокол TCP/IP, создавший Интернет таким, каким мы его знаем теперь. Сеть с тех пор совершенствовалась, и, что удивительно, дошла до просторов России почти без опоздания. Отечественные журналисты почти сразу же нашли применение новому каналу связи, и уже в середине 90-х годов на просторах Рунета начали функционировать первые интернет-издания, среди которых были электронные версии газет «Известия» и «Коммерсант». Несмотря на неумолимо растущую популярность сети Интернет в этот период времени, не каждый рядовой гражданин мог себе позволить выйти во всемирную паутину.
В наше время Сеть доступна всем, в том числе и журналистам, людям, главная цель и задача которых, как говорил Карел Чапек, «наполнять бездонную бочку». Журналистика в России уже на протяжении трех сотен лет наполняет эту самую бочку информации подобно данаиде, и делает она это благодаря системе языковых средств, которые беспрестанно трансформировались согласно веяниям времени. Сейчас эти трансформации особенно заметны в виду появления нового фронтира - сети Интернет. Сочетание традиций отечественной журналистики и новых технологий породили новый вид передачи информации, то, что мы называем сейчас «сетевым текстом». Ввиду его молодости, он все еще имеет ограниченную теоретическую базу и слабо изучен.
Этот вывод обуславливает актуальность данной работы - такой малоизученный феномен, как стилистическая специфика сетевого текста требует большей систематизации и комплексного анализа.
Цель исследования - выявление стилистических особенностей современного российского сетевого текста на материале журналистских материалов интернет-издания «Snob.ru».
Для осуществления поставленной цели был разработан следующий комплекс задач:
1. Создать описание теоретических подходов к определению понятия «сетевой текст»;
2. Создать описание стилистических особенностей современного сетевого текста;
3. Проанализировать стилистические особенности новостных текстов интернет-издания «Snob.ru»;
4. Проанализировать стилистические особенности текстов авторских колонок интернет-издания «Snob.ru».
Объектом исследования является современный российский сетевой текст.
Предмет исследования - стилистические особенности современного текста на материале публикаций интернет-издания «Snob.ru».
Сегодня феномен сетевых медиа является объектом изучения многих исследователей. Этот тип СМИ без сомнений можно назвать новым этапом эволюции журналистики и отдельных средств массовой информации, в связи с чем он привлекает к себе внимание теоретиков из разных областей научного знания. Позиция сетевого текста как самостоятельной единицы информации, располагающей собственными правилами, особенностями и в современных системах медиа освещалась в работах И.И. Засурского, Я.Н. Засурского, А.А. Калмыкова, Л.А. Кохановой, А.Г. Качкаевой, С.Г. Машковой, С.И. Сметаниной. Проблематика методической базы рассматривалась в научных материалах А.З. Акопова, Е.Л. Вартановой, М.С Мыгаль, Е.О. Малышева, Л.П. Шестёркиной и др.
База, составленная на основе работ упомянутых выше исследователей, позволяет нам достигнуть подтверждения данных, собранных эмпирическим 4
методом, через призму теоритического знания и различных методик, используемых для выявления стилистических особенностей современного сетевого текста.
Научную новизну исследования определяет попытка комплексного изучения стилистических особенностей современного сетевого текста.
В качестве материала данного исследования используются авторские новостные тексты и информационно-аналитические тексты колонок интернет-издания «Snob.ru». Всего было проанализировано 40 текстов, опубликованных в период с 2017 год по 2018 год.
В ходе данного исследования были применены следующие методы: медиалигвистический анализ, системно-типологический и дискурсивный анализ интернет-коммуникации, количественный метод, мониторинг средств массовой информации в сети Интернет, наблюдение, обобщение.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка используемой научной и эмпирической базы.
Исследование материалов публикаций интернет-издания «Snob.ru» на основе медиалингвистического анализа, который учитывает специфические характеристики медиатекста как представителя медиатекстов стиля массовой коммуникации, выдвигая на первый план анализ языковых и стилистических средств в контексте сетевого пространства, позволило нам сделать следующие выводы.
Интернет-коммуникация характеризуется виртуальной природой, имеет гипертекстуальный характер, выражается в мультимедийной форме, ей присущ интерактивный характер обмена информацией.
Нами были рассмотрены тексты новостных жанров и тексты жанра колонки.
В ходе исследования, были выявлены следующие стилистические особенности новостного сетевого текста:
J основная часть новостных материалов выполнена в форме заметки;
J авторами используются жаргонные и экспрессивные слова и выражения;
J большинство заголовков соответствует структуре
повествовательных предложений с глаголом-сказуемым, но также встречаются исключения;
J используется фото- и видеоконтент;
J в материалы включаются гиперссылки для связи материалов по одной теме или одному инфоповоду;
J формируются новостные цепи из текстов, связанных общим инфоповодом.
Медиалингвистический анализ текстов авторских колонок издания «Snob.ru» помог выявить следующие особенности:
J наблюдается выраженная персонификация текстов, то есть - свобода авторов при выборе языковых средств и тем;
J авторская позиция выражается как имплицитно, так и
эксплицитно;
J для упрощения языка авторы допускают смешение языковых стилей, используя жаргонизмы, просторечия;
J авторы оставляют за собой возможность для манипуляции сознанием аудитории, намеренно допуская лексические и логические ошибки;
J авторы широко используют интертекстуальность за счет привлечения экспертного мнения, использования аллюзий и т.п.
Выявленные особенности сетевых текстов позволяют составить целостное описание сетевого текста как медиатекста, отличающегося от традиционного журналистского текста печатных СМИ.